Краткое содержание
Семилетний мальчик Пашка вместе со своей матерью осенью отправляется в больницу, так как у него ещё с Пасхи болела рука. Путь до больницы был долгий: они шли под дождём до рассвета. Затем они вошли в сени, после этого — в приёмную. Пашка с интересом разглядывал людей и молчал, хотя один пациент его позабавил — он подпрыгивал на одной ноге, как воробей.
Наконец, он позвал в свой кабинет Пашку с матерью. Мальчика раздели и осмотрели, хотя при виде таза с кровяными помоями он не удержался от слёз. Выяснилось, что у него болит весь сустав, и он даже может остаться без руки. Приводить его к врачу нужно было ещё полгода назад, а теперь мазями и каплями уже не поможешь: его нужно оставлять в больнице и проводить операцию. Пашка боялся оставаться один, без матери, но врач пообещал, что после операции они чижей пойдут ловить, а ещё врач покажет ему живую лисицу.
Фельдшерица увела Пашку наверх, в палату на троих человек. Его переодели и дали поесть. Он ещё никогда не ел такую вкусную еду, а одежда и кровать его восхитили. После этого он немного походил по больнице, рассматривал пациентов. Некоторые из них были с оспой и выглядели страшно.
К ночи мальчик уснул, но проснулся от шорохов и голосов. Один из пациентов в соседней палате, Михайло, умер, и теперь его собирались вынести из палаты, решая, с кроватью его выносить или просто так.
Пашка никогда раньше не видел мертвецов. Мысль о смерти, а также картина тёмных окон и тот факт, что мать его далеко, так его напугали, что он бросился бежать из больницы, не разбирая дороги. Но далеко не убежал: бросился назад к больнице, затем обежал её, а за больничным корпусом увидел белеющие могильные кресты. От страха он звал маму. Но вот он увидел в окне силуэт знакомого доктора, читающего книгу, и обрадовался.
Краткое содержание Беглец Лермонтов
Беглец
Михаил Лермонтов был впечатлен прекрасной и суровой природой Кавказа. Здесь он написал свои самые известные произведения. Одним из таких произведений считается “Беглец”. Лермонтов, показывает беглеца Гаруна, как ничтожного и трусливого человека. Он сбежал с поля битвы, где сражались его близкие. В словах поэта явно чувствуется гнев и презрение к такому поступку.
Где-то вдалеке происходит бой, но читатель может только предположить, что там происходит. На поле брани гибнут родственники и знакомые Гаруна. И на этом фоне, еще ярче выражена фигура беглеца. В ходе сражения слышится песня, которую поет девушка Гаруна. Она звучит для него, как приговор.
Убежав с поля боя, Гарун умирает у себя в доме, в родном селе, где его никто не пожелал принимать. Он погибает от удара ножом. Как это случилось, читателю не дано узнать. И также как в народе сохраняются легенды о героях, так мы узнаем и о позоре изменника своей страны, который оставил умирать своих братьев на поле битвы в самый разгар сражения.
Краткое содержание
Дорога к доктору заняла много времени: больной Пашка с матерью «шел до тех пор, пока не рассвело». Когда пришел их черед записаться у фельдшера, Пашка узнал, что зовут его «Павлом Галактионовым, что ему семь лет, что он неграмотен и болен с самой Пасхи». Наконец, доктор, Иван Миколаич, начал осмотр пациентов, и вскоре стали регулярно доноситься «пронзительные вопли, детский плач или сердитые возгласы доктора».
У Паши были серьезные проблемы с рукой. Доктор отругал мать за то, что она «полгода гноила» сына, и теперь у него был поврежден сустав. Он сообщил, что «мазями да каплями тут не поможешь», и мальчика нужно прооперировать в больнице. Чтобы немного приободрить оробевшего Пашку, Иван Миколаич пообещал купить ему леденцов на ярмарке и показать живую лисицу.
Больница поразила воображение Пашки, который пришел к выводу, что «доктору живется очень недурно». В палате было три кровати – одна из них была пустой, и единственным соседом Пашки оказался «какой-то старик с кислыми глазами, который всё время кашлял и плевал в кружку». Мальчик с удовольствием переоделся в больничную одежду, пообедал жирными щами с мясом.
Как стемнело, Пашка случайно стал свидетелем того, как из соседней палаты выносили тело умершего больного. Мальчик очень испугался, и кинулся бежать прочь из больницы. Он наткнулся на больничное кладбище и испугался ее больше. Наконец, он увидел дом доктора, и от пережитых эмоций упал в обморок на крыльце. Очнулся Пашка от добродушного голоса Ивана Миколаича.
Действующие лица
События произведения разворачиваются во время войны. Главный герой поэмы — Гарун. Молодой горец сбежал с поля боя, нарушив долг и предав соотечественников.
Его основные личностные качества:
- трусость;
- подлость;
- слабость.
Лермонтов изобразил Гаруна резко отрицательным героем. Поэт сделал акцент на том, что подобные предатели недостойны прощения и чьей-либо любви.
Лермонтов подчеркнул в поэме, что гражданский долг — это не мусульманская ценность, а общечеловеческая, поэтому малодушие и трусость Гаруна требуют осуждения.
В поэме есть и другие персонажи:
- Селим — друг Гаруна, умирает от тяжелой болезни;
- девушка — возлюбленная предателя;
- мама Гаруна — строгая женщина, которая не смогла простить сына.
Характеристика главных героев
Главных героев «Беглеца» Чехова всего трое. Их описание и характеристика:
- Павел Галактионов — семилетний деревенский мальчик, который живёт со своей матерью и ворчливой бабкой Егоровной. Он является центральным персонажем: все события описываются через призму его детского восприятия. Он неграмотен, но, как и все дети, любопытен и неглуп, с интересом осматривает больницу и лежащих в палатах пациентов. Он беден, поэтому кровать в больнице, серое шершавое одеяло, одежда, халатик и тёплая еда кажутся ему настоящей роскошью. Любит свою маму и скучает по ней, когда остаётся в больнице один. Он не трусоват, а, наоборот, мужественен, но в силу возраста может испугаться каких-то вещей.
- Мать Пашки — бедная крестьянка, обычная трудовая женщина, неграмотная, робкая. Она любит сына, ласково называет его «детка», но из-за своего незнания допускает ошибку, считая, что на локте у него просто болячка, и не понимая, что нужно было поскорее идти к доктору. Она же до последнего тянула, что и привело к нагноению.
- Земский доктор Иван Миколаич — образованный, умный, строгий и ворчливый, в белом фартуке и подпоясанный полотенцем. Явно устал от темноты и невежества своих пациентов, поэтому часто бранит их и называет «дураками», но всё же Пашка проникается к нему симпатией. И действительно: врач явно имеет весёлый нрав, ругает больных не со зла, а по необходимости. К маленьким пациентам умеет находить подход, может ласково обращаться к ним, чтобы они не плакали, или пообещать им что-нибудь. Видит, что у Пашки ситуация серьёзная и страшная, но с оптимизмом говорит с ним, чтобы не расстраивать ни его, ни его мать.
Суд над Горацием
Услышав такие слова, разгневанный Гораций убивает Камиллу. На последующем после этого преступления суде старый Гораций встает на защиту своего сына. Заявляет, что поразив мечом сестру, он руководствовался чувством долга, так как не мог стерпеть слов хулы, произнесенных Камиллой по отношению к отечеству.
Царь Тулл, предстающий перед зрителями мудрым судьей, также встает на защиту Горация и прощает его. Сообщает всем присутствующим, что он является героем, который своими действиями на поле битвы возвеличил Рим. Такие люди, по мнению римского царя, являются надежной опорой своим владыкам. Над ними не властен общий закон, и Гораций будет жить дальше.
Анализ стихотворения Лермонтова «Беглец»
h2 2,0,0,0,0 —>
В 1837 году Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) впервые побывал на Кавказе. Этот необыкновенный край впечатлил поэта. Величественные горные пейзажи, яркие характеры, удивительные обычаи и гордые нравы местного населения – всё это стало темой целого ряда произведений Михаила Юрьевича в конце 30-х гг. Особенно поэта заинтересовали горские легенды. Сюжет одной из них лёг в основу поэмы «Беглец».
p, blockquote 28,0,0,0,0 —>
В произведении рассказывается история позора молодого черкеса Гаруна, который вместе с отцом и братьями сражался против завоевателей. В пылу битвы юноша обнаружил, что его семья и остальные соотечественники погибли. Это так поразило героя, что он выронил своё оружие и бросился бежать. С трудом воин добрался до родного посёлка, но в чьи бы двери он не постучал, везде его отвергли как труса и предателя. В конце концов, Гаруну ничего не осталось, как лишить себя жизни. С тех пор его неприкаянная душа скитается по деревням, но не находит покоя.
p, blockquote 29,0,0,1,0 —>
Схожий сюжет описан в книге бельгийца Т. де Мариньи «Путешествие в Черкесию». Автор указал, что слышал такую песню во время своей поездки по Кавказу. Михаил Юрьевич, возможно, познакомился с этой историей и с помощью своего поэтического дара отшлифовал ей, придав ей красоту и благозвучие.
p, blockquote 30,0,0,0,0 —>
В обработке Лермонтова черкесская легенда приобретает черты саги или эпического сказания. Главный герой поэмы встречает троих персонажей – друга Селима, возлюбленную и мать. Три – сакральное число для народного творчества, оно указывает на полный цикл. Возможно, встретив только одного друга, Гаруна бы ожидал иной конец. Но поэт подвергает его трём испытаниям, которые оканчиваются одинаково, тем самым подчёркивая, что беглец обречён, он не имеет права ни на дружбу, ни на любовь, ни на материнское прощение.
Ещё по теме: Михаил Лермонтов ~ Она была прекрасна, как мечта…(+Анализ)
p, blockquote 31,0,0,0,0 —>
Отношение автора герою нейтральное. Поэт выступает как непредвзятый рассказчик. Хотя в тексте встречаются выражения, вызывающие в читателе сострадание к герою, сам Михаил Юрьевич бесстрастно наблюдает за злоключениями Гаруна:
p, blockquote 32,0,0,0,0 —>
Усталый, жаждою томимый, С лица стирая кровь и пот, Гарун… Стыда и тайной муки полный, … Ступил опять Гарун безмолвный.
p, blockquote 33,0,0,0,0 —>
В противовес описанию страданий юноши поэт приводит выражения более впечатляющие: «с кровавой битвы», «гяур лукавый», «измены кровавой». Автор показывает, что сражение за родину, в котором пали друзья и семья, во много раз важнее, чем здоровье одного. Подчёркивается, что воинская честь для горца превыше жизни. Думается, понятие чести было близко и ценно и для самого Михаила Юрьевича, потому он сделал эту тему центральной в своей поэме. Поэт искренне восхищается тем, как черкесы чтут традиции сохранения чести, и читатели могут прочувствовать это вместе с ним.
Беглец
Впервые опубликована в литературном сборнике «Вчера и сегодня» (кн.II. СПб., 1846, с.154-158) с некоторыми искажениями.
Датируется предположительно 1838 годом на основании свидетельства А. П. Шан-Гирея (см.: Сочинения М. Ю. Лермонтова под ред. П. А. Висковатова, т.2, с.302). Возможно, что на разработке сюжета «Беглеца» сказалось и знакомство Лермонтова с неоконченной поэмой Пушкина «Тазит», которая в 1837г. была напечатана в «Современнике» (т.7) под названием «Галуб».
Парус (Белеет парус одинокой…) (+ Анализ)
Поэт дал своей поэме подзаголовок «Горская легенда». Песню или легенду на сходный сюжет он мог слышать на Кавказе, когда был сослан туда в 1837г. В книге Тетбу де Мариньи «Путешествие в Черкессию» (Брюссель, 1821) есть упоминание о черкесской песне, содержащей «жалобу юноши, которого хотели изгнать из страны, потому что он вернулся один из экспедиции против русских, где все его товарищи погибли» (см.: С. А. Андреев-Кривич. Лермонтов. Вопросы творчества и биографии. М., 1954, с.84).
В «Беглеце» повествуется о борьбе кавказских горцев за независимость. Этой поэме в особенности присущ пафос героики и свободолюбия, характерный для всего творчества Лермонтова.
Песня «Месяц плывет» в несколько измененном виде была перенесена в поэму «Беглец» из поэмы «Измаил-Бей». (Если в «Измаил-Бее» говорилось, что «погибнет без славы» «любви изменивший», то в «Беглеце» это «своим изменивший», что резко меняет акцент). Н. Г. Чернышевский включил в роман «Повести в повести» (1863) зачеркнутый в автографе, но печатавшийся длительное время в тексте «Беглеца» отрывок:
В горах никого нет, Кто б вынес позор, И труса прогонит Красавица гор
(Н. Г. Чернышевский. Полн. собр. соч., т. 12. М., 1949. с. 275).
(см.: И. Я. Заславский. Поэма М. Ю. Лермонтова «Беглец». Поэма о мужестве и гражданском долге. Опыт идейно-эстетического анализа. Киев, 1967, с.74-75).
Примечание по тексту: Молчи, молчи! гяур лукавый. Гяур — см. примеч. на с. 546.
«Беглец» анализ поэмы Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов дважды, в 1837 и 1840 годах был сослан служить на Кавказ. Пребывание поэта в горах дало возможность много общаться с местным населением, изучать фольклор, обычаи, слушать песни и наблюдать за танцами. Именно в ссылке были созданы Лермонтовым его величайшие произведения.
Горская легенда «Беглец» была написана автором в 1938 году, так указывается в биографии Лермонтова, которую написал его первый биограф П. А. Висковатый.
Любовь к родине, к свободе отражены в стихотворении как главные ценности в жизни любого человека. Главный герой черкесский юноша Гарун, бежавший с поля боя, осужден автором в лице всех своих героев произведения.
В основе Сюжета заложена трагическая судьба молодого воина, который вернулся в родной аул после похода против русских. В этом походе он потерял отца, родных братьев и своих товарищей. В пылу сражения Гарун, позабыв о долге и стыде, растерял и винтовку, и шашку. Трус и предатель не находит сочувствия ни у кого из близких людей. Сначала Гарун явился к умирающему другу Селиме, который, выслушав оправдания юноши, велел покинуть его дом: «Ступай — достоин ты презренья».
Селим, мучимый недугом, лежал на ложе, и в тот момент ему очень нужен был друг, но чувство презрения к трусу пересилило боль.
Затем сердце молодого воина посетила надежда на то, что любимая девушка ждет и примет его любым. Однако Гарун слышит «песню старины», становится «бледнее луны», и даже не вступает в разговор с любимой.
Самый драматичный диалог — это объяснение героя с матерью, которая ждала с войны мужа и всех сыновей. Последнего из оставшихся сыновей она не принимает, не смотря на оправдания выжившего сына, на всю свою материнскую боль. «Месть», «мщение» — эти слова повторяются из уст матери, которая отреклась от трусливого сына.
И вот Гарун совершает еще один грех — самоубийство. В поэме автор точно не сказал этого, возможно, юношу убил кто-то из его аула, но при чтении создается такое впечатление, что произошло самоубийство.
Суровы кавказские обычаи. Тело труса не предали земле. А душа не знает покоя, тень Гаруна видят люди в его родном ауле. Обычно подвиги героев воспевает народ, хранит их имена в памяти. А в этой поэме сказано, что сохранилась память о позоре изменника.
Автор наталкивает читателя на мысль о том, что нужно страшиться судьбы Гаруна. Беглец не достоин ни любви, ни дружбы, ни материнской ласки.
Произведение «Беглец» написано в жанре Легенда — это часть фольклора, сказание о каком-либо событии, оно основано на устных преданиях. Высокие чувства, которые пробуждаются в нас возвышенной речью поэта, говорят о том, что этот стих можно отнести к лирике. Действия героев описаны как в эпическом произведении, а то, что в поэме есть сюжет, повествование, напряженные диалоги — позволяет назвать этот стих драмой.
Поэма — это жанр, в котором переплетаются лирика, драма, и эпос.
Построение стиха — Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Начинается стихотворение с поэтичного и выразительного описания поля боя. Природа и окружающая среда как — будто тоже являются участниками сцены сражения. Читателю кажется, что он слышит звук боя, голоса воинов, которые борются и остаются на поле чести навсегда.
На фоне разыгравшейся трагедии еще мрачнее выглядит фигура беглеца.
Внутри поэмы встречается еще один вид жанра — песня девушки Гаруна. Спустя много лет этот мелодичный стих композитор М. А. Балакирев положил на музыку. Лермонтов был очень одарен музыкально, а его стихи — мелодичны.
С ними работали многие композиторы.
Большое количество Эпитетов и Метафор, употребляемых автором, олицетворение им природы помогает передать всю эмоциональность произведения: кровь «просит мщенья», туманы «одели поляны», встал «месяц золотой», взор «блеснул огнем надежды», сон «обдал жаром поцелуя», душа удалилась «со страхом прочь».
В таком насыщенном описании природы, действий, чувств, переживаний, в передаче читателю своего отношения к герою, и заключается смысловая оригинальность стихотворения М. Лермонтова «Беглец».
Любовь к Кавказу, воспевание мужества и героического служения Родине, которыми пронизано все творчество М. Ю. Лермонтова, не могут оставить равнодушным читателя и вынуждает его восхищаться поэтом, заставляет задумываться над вечными ценностями жизни.
Анализ поэмы Лермонтова «Беглец»
Родина и свобода – вот, что дороже собственной жизни, утверждает Лермонтов своей поэмой «Беглец», написанной на основе горской легенды, слышанной им на Кавказе. Но любовь к родине и свободе должна сочетаться с мужеством. Мцыри совершал бы на родине подвиги. Гарун – изменник и трус: он убежал с поля битвы. Его отец и братья «за честь и вольность так легки», а Гарун забыл свой долг: Он растерял в пылу сраженья Винтовку, шашку – и бежит! Где-то в глубине происходит сраженье, которое Лермонтов не описывает, но до нас как бы долетает шум битвы,
там борются и умирают за свободу сородичи Гаруна. На этом героическом фоне еще резче выделяется, как темная тень, фигура беглеца. Мы слышим песню, которую поет девушка, любимая Гаруном. Эта песня звучит для него приговором: Своим изменивший Изменой кровавой, Врага не сразивши, Погибнет без славы… Мы видим его умирающего друга. В час смерти в нем не угасает дух бойца, и он отвергает труса. Но с особенной силой запечатлен в поэме образ матери. Узнав, что Гарун вернулся один и не отомстил за смерть отца и братьев, павших в битве за родину, мать отказывается от сына: Твоим стыдом, беглец свободы, Не омрачу я стары годы, Ты раб и трус – и мне не сын!..
Убежав с поля битвы, Гарун погиб в родном ауле, где никто не захотел его принять. Он погиб от удара кинжалом. Убил ли он сам себя, не вынеся позора, или кто другой пресек его жизнь, остается тайной. Поэт не раскрыл нам ее. И как хранит народ память о славе героев, так сохранил он и память о позоре изменника: В преданьях вольности остались Позор и гибель беглеца. В этой небольшой поэме Лермонтов с такой же страстностью и силой заклеймил малодушие, с какой в «Песне про купца Калашникова» и в поэме «Мцыри» воспел героизм. Беглец Гарун – полная противоположность Мцыри. Мцыри человек «могучего духа», у себя на родине совершал бы подвиги. Гарун ничтожество и трус. Он убежал с поля сраженья, где его близкие пали «за честь и вольность». И сколько гневного презрения заключено в словах поэта:
Он растерял в пылу сраженья Винтовку, шашку – и бежит!
Где-то в глубине, на втором плане, происходит сраженье, которое Лермонтов не описывает, но до нас как бы долетает шум битвы, и мы можем представить себе, как борются и умирают за свободу отец, братья и сородичи Гаруна. На этом героическом фоне еще резче выделяется, как темная тень, фигура беглеца. Мы видим его умирающего друга. В час смерти в нем не угасает дух бойца, и он отвергает труса. Мысль о бессмертии, о жизни в памяти грядущих поколений пронизывает все творчество Лермонтова. Тема народного придания звучит в «Измаил-Бее» и в «Песне про удалого купца Калашникова», а любимый герой Лермонтова Мцыри больше всего скорбит о том, что воспоминание о нем не сохранится в родном народе:
И повесть горьких мук моих Не призовет меж стен глухих Вниманье скорбное ничье На имя темное мое.
Сохранился автограф поэмы, по которому она обычно и печатается, но даты на нем нет. Поэтому «Беглец» Лермонтов написал, вернее всего, в 1840 или 1841 году. Поэма создана не только на основании горских легенд и песен, которые он слышал на Кавказе, но и на основе виденного и пережитого им в 1840 году, во время походов в Чечню. Лермонтов воспел в ней героизм народов Кавказа, свидетелем которого он был. Поэма «Беглец» говорит также о впечатлении, произведенном на Лермонтова неоконченной поэмой Пушкина о Тазисе, опубликованной уже после смерти великого поэта, в томе VII журнала «Современник» за 1837 год. В «Беглеце» есть строки, непосредственно навеянные Пушкиным. Но замысел Лермонтова совершенно иной. Его Гарун – герой отрицательный. Тазит Пушкина – положительный.
В поэме о Тазите нашел выражение гуманизм Пушкина. Ее герой по своему моральному облику выше окружающей среды горцев. Это человек более высокой и гуманной культуры. Им руководят высокие моральные принципы, и он не может грабить и убивать беззащитных. В конфликте Тазита с окружающей средой симпатии автора и читателей на стороне Тазита. Гарун у Лермонтова «изменник вольности», он действительно трус и осужден не только своими сородичами, но автором и читателями. Эта «горская легенда» давала возможность Лермонтову, произведения которого всегда насыщены современностью, бросить обвинение тем, кто в трудные годы реакции убегал из прогрессивного, передового стана, сделать упрек современникам в отсутствии гражданского мужества. «И под пятой у супостата лежат их головы в пыли». Согласно обычаю горцев, оставшиеся в живых обязаны были уносить с поля сражения тела убитых сородичей, а не оставлять их на поругание врагам.
Анализ и основная мысль
Жанр произведения — рассказ о детях, направление — реализм. Чехов мастерски, не приукрашивая, отражает дореволюционную действительность, которая порой предстаёт суровой и жестокой. Необразованные малограмотные крестьяне часто не понимали, насколько серьёзно постигшее их заболевание, а потому слишком поздно обращались к врачу. Мать Пашки едва его не погубила: из-за её недосмотра он мог лишиться руки, она была ответственна за жизнь и здоровье своего ребёнка, но не думала о последствиях.
К сожалению, тема, затронутая в произведении, актуальна и сейчас: в настоящее время многие люди тоже решают лечиться самостоятельно и до последнего не обращаться к врачу, не понимая, что их самонадеянность может сыграть с ними злую шутку. Но в их случае это нельзя оправдать неграмотностью и невежеством.
Краткое содержание для читательского дневника показывает, что автор также обращает внимание на проблему бедности в те непростые годы: Пашка живёт настолько бедно, что хоть сколько-нибудь комфортные условия жизни приводят его в восторг. С какой жадностью мальчик ест щи, облизывая ложку после каждого хлебка, с каким удивлением он первый раз в жизни ест жареное мясо… Всё это — поэма бедности, крик о помощи простого народа, на жизнь которого высшие слои общества зачастую не обращают внимания
Будучи врачом, Чехов со знанием дела описывает врачебные будни, больницу, приём пациентов. Не менее ярко пишет он о детском восприятии действительности: детские впечатления всегда особенно красочные и живые, надолго остающиеся в сознании ребёнка. Даже обычный первый поход в больницу превращается в настоящее приключение.
Ещё одна непростая тема, о которой говорится в произведении, — тема смерти. В стенах больницы смерть — частый гость: иногда некоторым пациентам помочь уже невозможно, и они, лёжа на больничных койках, доживают последние дни, просто смиряясь со своим положением. На таких пациентов смотрит Пашка, когда совершает свой «ознакомительный обход» больницы.
Ночью он становится свидетелем смерти одного из больных, Михайло, весь день недвижимо лежащего на своей койке. Разумеется, это настолько пугает мальчика, что он становится беглецом. Но всё же для своего возраста он поступает довольно мужественно и смело, становясь для юных читателей хорошим примером.
Сейчас читают
- Краткое содержание Кладовая солнца по главам Пришвин В одном селе, которое находилось возле Блудова болота, в районе города Переславль — Залесского, стали сиротами дети: девочка Настя и мальчик Митраша. После смерти родителей сиротам достался дом и всё хозяйство
- Мамин-Сибиряк
- Краткое содержание Леонов Русский лес Героиня романа Полина Вихрова поступает на учебу в Москву. Ее отец Иван Вихров, профессор и ученый по лесничеству, который против необдуманных порубок леса. О нем пишут множество статей
- Краткое содержание Эсхил Семеро против Фив Эсхил произвёл на свет три произведения – о виновнике-правителе, «Эдип» (о грешном правителе) и «Семеро против Фив». О правителе-герое Этеокле, жизнь потерявшем за город, уцелела лишь последняя из трагедий…
- Краткое содержание Железников Троп В книге рассказывается про собаку по кличке Троп и мальчике. Троп жил в доме у одной старушки. В солнечный день старушка вышла крыльцо со своим маленьким внуком. Бабушка держала его на руках, поскольку он был еще маленьким
Анализ стихотворения «Беглец» Лермонтова
«Беглец» (1837-1838 гг.) — одна из «кавказских» поэм Лермонтова, написанная им под влиянием народных преданий. Сам автор поместил под названием подзаголовок «горская легенда».
В основе сюжета лежит история о кавказском воине, который, потеряв в бою отца и братьев, малодушно покинул сражение и попытался укрыться в родном ауле. Взяв за основу местное предание, Лермонтов раздвинул его нравственное значение до общечеловеческого. Гарун — резко отрицательный герой, трус и предатель. Он совершает предательство не только по отношению к своему отцу и братьям, смерть которых осталась неотомщенной. Гарун предает свою родную землю и веру. В этом образе Лермонтов клеймит позором любое малодушие и трусость, проявившиеся при выполнении своего гражданского долга. Он делает акцент не на ценностях мусульманской веры, а на «чести и вольности», забвении своего «долга и стыда».
Бегство Гаруна сопровождается молчаливым осуждением окружающей природы. Беглец пробирается по «темным полянам», на которые «пахнуло холодом с востока». К своему родному аулу он вынужден подкрадываться, как дикий зверь. Предчувствуя презрение, которое вызовет его поступок, Гарун тщательно обдумывает, к кому обратиться за помощью. Его друг Селим, умирающий от болезни (или от смертельной раны), с надеждой слушает речь беглеца. Даже перед смертью все его мысли направлены на защиту родной земли. В образе Селима Лермонтов воплотил лучшие качества гражданина и воина. Гарун напрасно в ярких красках описывает сражение и свое счастливое избавление. Теперь уже бывший друг с презрением прогоняет его из своего дома.
Следующая сцена более эмоциональна. Гарун вспоминает о своей любимой девушке, которая, как ему кажется, отнесется к нему с состраданием. Но позорной встрече не суждено состояться. Беглец слышит песню девушки, в которой она воспевает воинское мужество. «Главой поникнув», Гарун понимает, что и здесь его примут, как презренного труса.
Эмоциональный накал достигает вершины в третьей сцене. Гарун обращается туда, где за него несомненно возносятся «теплые молитвы», — к своей матери. Но даже его собственная мать, узнав, что ее родной сын предал отца и братьев, с гневом прогоняет беглеца прочь: «Ты раб и трус — и мне не сын!».
Всеми отверженный предатель находит единственно возможный выход — самоубийство. Смерть избавляет его от мучений, но не от позора. Труп Гаруна остается без захоронения валяться на улице. От него отворачивается мать, возле тела забавляются дети, а его кровь слизывает собака. Душа Гаруна становится таким же презренным беглецом, безуспешно пытающимся добиться прощения.
Поэма содержит огромный назидательный смысл. Впоследствии ее часто цитировали революционные деятели, осуждая трусость в отстаивании гражданских свобод.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках