Биография по датам
Н. А. Заболоцкий появился на свет 24.04.1903г. возле Казани. Папа у него агроном, а мама – учительница. Талант к творчеству проявился еще в детстве.
1913г. поэт поступил в училище. Где ему стала интересна химия, история, рисование и так же увлекся творчеством Блока.
В 1920г. поэт поступает в медфак в столице России. Но уже буквально через полгода забрасывает занятия и едет к себе на родину. Потом переезжает в город Петроград уже там учиться в педагогическом институте им. Герцена. В 1925г. успешно заканчивает учебу.
В 1926-1927гг. Н. А. Заболоцкий идет служить в Ленинград, вошел в редакционную коллегию военной стенгазеты. В этот промежуток времени поэт оттачивает свой стиль творчества.
В 1927г. вместе с писателями создает ОБЭРИУ, куда вошли многие известные люди того времени. Так же начинает работать в отделении детской книги.
Наш сборник работает на голом энтузиазме его создателей. Мы благодарны любой помощи.
Однажды на коктебельском пляже Марина Цветаева сказала своему другу, поэту Максимилиану Волошину: «Макс, я выйду замуж за того, кто угадает, какой мой любимый камень». Так и случилось. Молодой москвич Сергей Эфрон — высокий, худой, с огромными «цвета моря» глазами — подарил Марине в первый же день знакомства генуэзскую сердоликовую бусину, которую Цветаева носила потом с собой всю жизнь.
Самым доходным произведением для Пушкина стал его роман в стихах «Евгений Онегин». Прижизненные издания «Евгения Онегина» и отдельных его глав принесли поэту прибыль, эквивалентную 4 000 000 современных российских рублей (или примерно 135 000$)
7 июля 1965 года на Ваганьковском кладбище была похоронена советская поэтесса Вероника Тушнова. Ее сборники не лежали на прилавках книжных магазинов и не стояли на библиотечных полках. Считалось, что исповедальность ее поэзии, щемящая откровенность чувств не совсем созвучны времени коллективного энтузиазма… И даже после так называемой перестройки стихи этой поэтессы оставались в таком же непочете у издательств России.
Наталья Гончарова — жена великого русского писателя А. С. Пушкина была на 10 см выше мужа
По этой причине, бывая на балах, Пушкин старался держаться от супруги поодаль, чтобы лишний раз не акцентировать внимание окружающих на этом контрасте
-
Как менялись отношения собственности в разных экономических системах кратко
-
План урока 6 класс английский язык spotlight culture corner
-
Проект по здоровью в подготовительной группе детского сада
-
Что вызывает протест у героя ранней лирики маяковского кратко
- Что является основной задачей реализации стратегии доброжелательная школа
Единый текст
Сидит извозчик, как на троне, Из ваты сделана броня, И борода, как на иконе, Лежит, монетами звеня. А бедный конь руками машет, То вытянется, как налим, То снова восемь ног сверкают В его блестящем животе. Загадочными, парадоксальными, на первый взгляд, представляются и творчество, и сама личность Николая Алексеевича Заболоцкого — замечательного русского поэта-философа XX века, самобытного художника слова, талантливого переводчика мировой поэзии. Войдя в литературу в 20-х годах в качестве представителя Общества реального искусства Обэриу , автора авангардистских произведений и создателя так называемого «ребусного» стиха, со второй половины 40-х годов он пишет стихотворения в лучших традициях классической русской поэзии, где форма ясна и гармонична, а содержание отличается глубиной философской мысли.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано пятистопным хореем с пиррихиями.
Такой размер приближает речь к разговорной, делает повествование эпичным. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.
-
«Я воспитан природой суровой», анализ стихотворения Заболоцкого
-
«Можжевеловый куст», анализ стихотворения Заболоцкого
-
«О красоте человеческих лиц», анализ стихотворения Заболоцкого
-
«Журавли», анализ стихотворения Заболоцкого
-
«Не позволяй душе лениться…», анализ стихотворения Заболоцкого
-
«Завещание», анализ стихотворения Заболоцкого
-
«Я не ищу гармонии в природе», анализ стихотворения Заболоцкого
-
Николай Алексеевич Заболоцкий, краткая биография
По произведению: «Где то в поле возле Магадана»
По писателю: Заболоцкий Николай Алексеевич
История создания
В 1938 году Николая Заболоцкого, как и многих других деятелей искусства, обвинили в антисоветской пропаганде. Материалом для уголовного дела послужили не доказательства, а ложная экспертиза его работ, которая нашла отражение в критических статьях и рецензии. Вывод один: автор — враг. Этого было достаточно для самого сурового приговора. За это его приговорили к заключению в трудовом лагере. От смерти его спасла только твердость: несмотря на пытки, он не признал напраслины следователя о создании контрреволюционной организации. Николай Алексеевич был освобождён в 1944 году, а в 1963 его реабилитировали.
Не секрет, что заключение значительно подорвало здоровье поэта. Несмотря на то, что Николай Заболоцкий после освобождения прожил ещё более десяти лет, он осознавал, что скоро к нему придёт смерть. Именно это предчувствие и легло в основу стихотворения «Завещание». Данное произведение Николай Алексеевич создал в свой поздний период творчества. После создания стихотворения Заболоцкий прожил всего десять лет.
Жанр, размер, рифма и тропы
Произведение написано в жанре фантазии четырехстопным анапестом и имеет композицию с последовательным развитием событий (сначала описание извозчика, затем коня).
Рифмовка просматривается только в первый части стиха (троне – броня – иконе – звеня), во второй части она отсутствует.
Художественные средства выразительности:
- Эпитеты (бедный конь, блестящий живот).
- Сравнения («сидит, как на троне», «борода, как на иконе», «конь, как налим»).
- Метафоры (конь руками машет, восемь ног сверкают в блестящем животе).
В финале анализа предлагаем прочитать ещё одну фантазию-мистерию «Меркнут знаки Зодиака», написанную Заболоцким на 2 года позже «Движения», в 1929 году.
Средства выразительности
Чтобы проиллюстрировать свою мысль, Николай Алексеевич использует яркие и запоминающиеся тропы. Это:
- Эпитеты – “суровая природа”, “пуховый шарик”, “твердый клинок”, “простое растенье”, “первые листья”, “весенний день”, “светящаяся пыль”, “очарованные травы”, “беспредельные поля”.
- Метафоры – “государство ромашек”, “запрокинув лицо в небосвод”, “жизнь потоком светящейся пыли течет сквозь листы”, “звезды заливают лучами кусты”.
- Олицетворение – “ручей, задыхаясь, поет”.
Все они работают на передачу идеи, которую автор вкладывает в свое стихотворение, на то, чтобы вызвать у читателя эмоциональный отклик. И Заболоцкому удается действительно передать все свои ощущения и эмоции.
Тропы и образы
Герои стихотворения противопоставлены всему миру. Они отвержены человеческим обществом, отторгнуты и стерегущими их солдатами с лужёными глотками (языковая метафора), и настоящими уголовниками. Природа и общество – враждебная среда для попавших сюда случайно людей, которые находятся «посреди опасностей и бед» (метафора).
Природа на земле несёт гибель в «испареньях мёрзлого тумана» (эпитет). Жизнь заключена в природе «над ними», в небе. Эта жизнь движется своею чередой (метафора). Она прекрасна, это «дивная мистерия вселенной» (метафора), которая идёт в «театре северных светил» (метафора).
Светила, символы свободы, не интересуются жизнью людей. В стихотворении они наделены качествами античных божеств, которые с высоты взирали на людей или отворачивались от них. Так и звёзды в стихотворении «не смотрели больше на людей» (олицетворение).
В пользу греческих корней образа говорит и упоминание о мистерии, театре, чей «проникновенный огонь» не доходит до людей (метафора). Древнегреческие мистерии предполагали таинство, посвящение какому-либо божеству. Непосвящённые были отторгнуты от действа.
Антитеза небесного, божественного, прекрасного и земного, бренного, безысходного лежит в основе стихотворения. Смерть – переход людей из состояния земного бытия в небесное небытие. Вьюга, мешающая при жизни наблюдать небесную мистерию, после смерти уступит место созвездиям, которые станут над головой у умерших. Эти звёзды станут истинным воплощением свободы, символом которой называет их лирический герой.
В последней строфе анафора, начинающаяся с двух отрицаний («не нагонит охрана, не настигнет конвой») переходит в кульминацию (смерть, символизирующую освобождение).
В стихотворении подробно для лирического жанра прописаны образы героев. Их одежда – бушлаты – условная форма заключённых. Усталость не только согнула их тела, но и снедает их души (олицетворение). Жизнь настолько несчастлива, невозможна, что «душа у них перегорела» (метафора потери смысла жизни). Автор прямо называет людей несчастными (эпитет).
Не может смириться со своей судьбой человек, живущий «вдалеке от близких и родных». Единственное дело для его души – вспоминать и томиться издалека о родимых хатах (эпитет).
Старики садятся на мёрзлые пеньки, не глядя друг на друга. Они готовы к встрече со смертью, общение помешало бы, всё им понятно без слов.
Седьмая и восьмая строфы противопоставлены предыдущим по принципу движение – остановка. Природа находится в движении. Вьюга посвистывает, заметает, а старики неподвижны. Все их «смертные дела» доделались, работа кончилась, кони стали.
В средневековых мистериях на библейские темы мог появляться проводник, ведший героя через все «опасности и беды», как Вергилий вёл Данте через все круги ада, а Беатриче — в рай. Таким проводником для героев стала дремота, которая, рыдая, повела их в дальний край (олицетворение и символический переход в лучшую вечную жизнь).
Таким образом, остановка стариков в пространстве становится остановкой во времени. В последней строфе движение присуще суетливому несовершенному обществу людей, а остановившиеся над головой героев вечные созвездья статичны. Герои становятся причастными к мистерии (таинству) вселенной, над ними не властна жизнь земная.
Краткий анализ стиха «Не позволяй душе лениться» Н. А. Заболоцкий
Вариант 1
Заболоцкий Николай Алексеевич был знаменитым поэтом, который любил в своих стихотворениях пофилософствовать на «вечные темы». Его произведения отличались своим разнообразием, сложно сказать в каком стиле и жанре писал поэт. Очень часто в своих стихотворениях Заболоцкий напоминал нам о том, что основная задача в жизни каждого человека – это постоянная работа над самим собой.
Он считал, что только в том случае, если каждый будет самосовершенствоваться, наше общество будет обретать новые черты, развиваться вместе с нами. Одним из таких стихотворений является «Не позволяй душе лениться», анализ которого мы и должны с вами сделать.
Всё стихотворение пронизано самой главной идеей – человеческая душа должна работать, трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействий, напоминает, что расслабление губительно для человека. Не стоит давать поблажек своей душе – говорит поэт, и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени единожды, ты становишься её заложником.
В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй душе лениться» противопоставляет бессмысленному существованию человека – труд и развитие, стремление узнать что-то новое, добиться определённых высот.
Для того, чтобы человек стал Настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен овладевать какими-либо знаниями и навыками, постоянно учиться. Делая анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» мы понимаем насколько же прав его автор – Николай Алексеевич Заболоцкий. Только труд и упорство помогут нам стать достойными людьми.
Вариант 2
Многие поэты в своих произведениях поднимали вопросы об истинных человеческих ценностях. Не обошли эту тему и Н. А. Заболоцкий и А. Я. Яшин. В замечательном стихотворении Н. А
Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» говорится о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду:
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Человек с ленивой душой эгоистичен, чёрств, его интересы ограничены, он слабоволен и не способен ни в чём добиться успеха. Поэтому так необходимо держать «лентяйку в чёрном теле», не снимая с нее узды, чтоб «жить с тобой по-человечьи училась заново она».
О необходимости быть добрым, внимательным к окружающим людям, о стремлении помочь рассказывается в поэзии А. Яшина. Поэт призывает читателей: «Спешите делать добрые дела!» Ведь они наполняют сердце радостью, делают человека более счастливым.
Причём не обязательно совершать подвиг, достаточно маленького доброго дела — например, покормить птиц зимой. И тогда без песен не придется «нам встречать весну». Я уверена, что только благодаря ежедневной упорной работе над собой можно стать настоящим человеком.
Вариант 3
Заболоцкий Николай Алексеевич был знаменитым поэтом, который любил в своих стихотворениях пофилософствовать на «вечные темы». Его произведения отличались своим разнообразием, сложно сказать в каком стиле и жанре писал поэт.
Очень часто в своих стихотворениях Заболоцкий напоминал нам о том, что основная задача в жизни каждого человека – это постоянная работа над самим собой. Он считал, что только в том случае, если каждый будет самосовершенствоваться, наше общество будет обретать новые черты, развиваться вместе с нами. Одним из таких стихотворений является «Не позволяй душе лениться», анализ которого мы и должны с вами сделать.
Всё стихотворение пронизано самой главной идеей – человеческая душа должна работать, трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействий, напоминает, что расслабление губительно для человека. Не стоит давать поблажек своей душе – говорит поэт, и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени единожды, ты становишься её заложником.
В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй душе лениться» противопоставляет бессмысленному существованию человека – труд и развитие, стремление узнать что-то новое, добиться определённых высот. Для того, чтобы человек стал Настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен овладевать какими-либо знаниями и навыками, постоянно учиться.
Делая анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» мы понимаем насколько же прав его автор – Николай Алексеевич Заболоцкий. Только труд и упорство помогут нам стать достойными людьми.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения: смерть невинно заключённых – единственный путь к освобождению.
Основная мысль: освобождение узников через смерть делает их причастными к великой мистерии вселенной, мучениками.
Стихотворение имеет эпический сюжет: двое заключённых получают наряд в город за мукой. Читатель ни секунды не сомневается, что они осуждены невинно. Открывая внутренний мир «несчастных русских стариков», Заболоцкий вызывает у читателя сочувствие, побуждает его ассоциировать себя с героями.
Старики замерзают в холодной степи, так «освобождаясь» от несправедливых обвинений и невыносимой жизни.
Стихотворение состоит из 9 катренов. Первых 2 рассказывают о причинах, по которым «они», которые ещё не названы, оказались в поле возле Магадана вместе с конями и розвальнями (деревянными санями). Они пошли в нелёгкий путь в город за мукой, убегая от конвоиров и «бандитов шайки воровской».
Следующие две строфы раскрывают личности заключённых, их портреты, мысли, чаяния.
В пятой и шестой строфах описаны равнодушная вселенная, природа, целый космос, которым нет дела до свершаемого на земле. Седьмая и восьмая строфы описывают смерть путников и их ощущения при этом. Девятая строфа – восхваление символического освобождения невинно обвинённых.
Полный текст стихотворения Н. А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
1958
Стихи
Отслужив в армии всего год, Заболоцкий был отправлен в запас. Однако этого времени ему хватило, чтобы посмотреть на жизнь другими глазами. Если до армии в стихах юноши воспевались природа и деревня, то теперь он начал более широко смотреть на мир.
Николай Заболоцкий в молодости
Погрузившись с головой в писательскую деятельность, Николай создал свой стиль повествования. Поскольку в тот момент в стране действовал НЭП (Новая Экономическая Политика 1921-1928 гг.), поэт не мог остаться в стороне от происходящих событий.
По этой причине Николай Алексеевич не видел смысла продолжать сочинять стихотворения в присущей ему манере. Его основным источником заработка стала работа в журналах Самуила Маршака (см. интересные факты о Маршаке), где публиковались детские стихи поэта. Кроме этого он занимался еще и переводческой деятельностью.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Движение»
Художественное пространство «Столбцов» построено на алогизме и гротеске. В мире, населенном причудливыми персонажами, возникают парадоксальные ситуации: рыба ловит блох, человек расправляет хвост, дева превращается в щи, печь сравнивается со стыдливой красавицей. Отталкивающую сущность дисгармоничной реальности передает кульминационная сцена финала стихотворения «На рынке». В ней слепая старуха и безрукий инвалид исполняют темпераментный танец, от которого «взвоет» лампа, невольная свидетельница безумного зрелища.
В коротком произведении, датированном 1927 г., также смоделированы образы с необычной структурой
Внимание автора привлекают фигуры двух персонажей: возницы и его коня. С их помощью выявляется основная оппозиция художественного текста – антитеза статики и движения
Облику извозчика посвящено содержание первой части
Важность позы персонажа выражена сравнением с троном, символом королевского величия. Поэт отмечает черты внешности и элементы одежды: ватный пиджак метафорически уподобляется броне, а борода, традиционный атрибут мужской зрелости, напоминает лирическому «я» иконописный образ
Комическую солидность облика извозчика подчеркивает неожиданная акустическая деталь, обостряющая ироничность лирического повествования, – звон монет, будто исходящий от бороды.
Стремясь отыскать источник звука, субъект речи перемещает взгляд вниз, на лошадь. Изображение животного начинает оценочный эпитет «бедный», который передает сочувствие лирического героя к нелегкой доле коня-труженика. Традиционный ход предваряет авангардистское описание, щедро «приправленное» фантастическими деталями. Образ наделяется руками и восемью ногами. Герой-наблюдатель фиксирует движения коня, и это занятие напоминает работу кинооператора. На первом «кадре» изображены вытянутые тело и ноги животного. Удлиненная форма порождает сравнение с пресноводной рыбой. На втором – конь отталкивается от земли, собрав ноги под животом. Стремительность передвижения порождает зрительную иллюзию, что у бегущего непарнокопытного больше четырех конечностей. Образ коня становится символом, соотносящимся с идеей динамики, вынесенной в название стихотворения.
Новаторская образность контрастирует с подчеркнуто классической формой текста, написанного четырехстопным ямбом. Во второй части произведения автор позволяет себе отойти от канонов размера и принципов перекрестной рифмовки.
Николай ЗаболоцкийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Тропы и образы
Основной троп, на котором строятся все образы стихотворения, описывающего живую природу – олицетворение: ручей, задыхаясь, поёт, дума полей и дубрав. Оживляют неживое и метафорические эпитеты: суровая природа, очарованные травы.
В трёх последних строфах поэт с помощью тропов показывает слияние человека и природы, растворение в ней. Герой запрокидывает лицо в небосвод (метафора), сливающийся с землёй. Жизнь с небес течёт сквозь листы (метафора), а звёзды заливают лучами кусты (метафора).
Время события так же конкретно, как и место. Герой упоминает о нём дважды: рассвет весеннего дня, весенний шум (эпитеты)
Для поэта важно показать время начала, рождения и развития жизни растений. Он по умолчанию противопоставляет это время социальному времени, с природой не связанному. Поэзия Заболоцкого выражается у него в метафорической, образной форме
Она не громкая, а скорее наоборот, спокойная, как разговор по душам, который наводит читателя на размышления о смысле жизни, о взаимоотношениях человека и природы
Поэзия Заболоцкого выражается у него в метафорической, образной форме. Она не громкая, а скорее наоборот, спокойная, как разговор по душам, который наводит читателя на размышления о смысле жизни, о взаимоотношениях человека и природы.
Природа для Заболоцкого – главная загадка, которую он стремится разгадать.
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый
Стоит отметить простоту рифм (рифмовка перекрестная). И то, что Заболоцкий в своем стихотворении использует трёхстопный анапест:
Я восп-итан прир-одой сур-овой,
Мне дов-ольно зам-етить у н-ог
Одув-анчика ш-арик пух-овый,
Подор-ожника тв-ердый клин-ок.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – любовь к родной природе.
Основная мысль: лирический герой ощущает себя частью природы, наблюдая её простую скромную красоту; даже мысли героя навеяны природой.
Композиционно стихотворение распадается на 2 части. В первых двух строфах лирический герой делится своей особенностью – видеть тихую и незаметную жизнь растений. Ему «довольно заметить» простое растение и наблюдать его жизнь. Довольно для счастья и удовольствия.
В первой же строке герой указывает на причину такого отношения к природе: «Я воспитан природой суровой». Инверсия подчёркивает последнее слово-эпитет. Сурова природа родины поэта – средней полосы России. Понятия о прекрасном у человека закладываются сызмальства. Природа действительно стала воспитательницей, привив лирическому герою эстетические предпочтения.
Последние 3 строфы написаны в условном наклонении. Лирический герой описывает, как провёл бы чудесную весеннюю ночь до рассвета. Герой мечтает остаться неподвижным, лежать, внимать, думать. Но это не означает бездействия. Герой занимает активную жизненную позицию, перемещается из реальности в «государство ромашек», край, где поёт ручей.
Это стихотворение – попытка бегства из действительности в государство природной гармонии, где жизнь течёт с небес и душа природы становится мыслями лирического героя. Условное наклонение проявляет несбыточность мечты лирического героя.
ПрохожийСтихотворение Николая Заболоцкого
Исполнен душевной тревоги, В треухе, с солдатским мешком, По шпалам железной дороги Шагает он ночью пешком. Уж поздно. На станцию Нара Ушел предпоследний состав. Луна из-за края амбара Сияет, над кровлями встав. Свернув в направлении к мосту, Он входит в весеннюю глушь, Где сосны, склоняясь к погосту, Стоят, словно скопища душ. Тут летчик у края аллеи Покоится в ворохе лент, И мертвый пропеллер, белея, Венчает его монумент. И в темном чертоге вселенной, Над сонною этой листвой Встает тот нежданно мгновенный, Пронзающий душу покой. Тот дивный покой, пред которым, Волнуясь и вечно спеша, Смолкает с опущенным взором Живая людская душа. И в легком шуршании почек, И в медленном шуме ветвей Невидимый юноша-летчик О чем-то беседует с ней. А тело бредет по дороге, Шагая сквозь тысячи бед, И горе его, и тревоги Бегут, как собаки, вослед.
Николай Заболоцкий. Меркнут знаки Зодиака.Москва: Эксмо-Пресс, 1998.
Заболоцкий Николай — Прохожий
Стихотворение «Прохожий» представляет известные трудности не только для литературоведческого анализа, но и для простого читательского понимания, хотя уже первого знакомства с текстом достаточно, чтобы почувствовать, что перед нами — один из поэтических шедевров позднего Заболоцкого.
Прохожий Заболоцкий Н. А.
Исполнен душевной тревоги, В треухе, с солдатским мешком, По шпалам железной дороги Шагает он ночью пешком.
Уж поздно. На станцию Нара Ушел предпоследний состав. Луна из-за края амбара Сияет, над кровлями встав.
Свернув в направлении к мосту, Он входит в весеннюю глушь, Где сосны, склоняясь к погосту, Стоят, словно скопища душ.
Тут летчик у края аллеи Покоится в ворохе лент, И мертвый пропеллер, белея, Венчает его монумент.
И в темном чертоге вселенной, Над сонною этой листвой Встает тот нежданно мгновенный, Пронзающий душу покой.
Тот дивный покой, пред которым, Волнуясь и вечно спеша, Смолкает с опущенным взором Живая людская душа.
И в легком шуршании почек, И в медленном шуме ветвей Невидимый юноша-летчик О чем-то беседует с ней.
А тело бредет по дороге, Шагая сквозь тысячи бед, И горе его, и тревоги Бегут, как собаки, вослед.
Творчество поэта рождало споры в литературных кругах, у него было немало поклонников, но немало и недоброжелателей. Его подвергали клеветническим обвинениям и репрессиям в 30-х годах, предали забвению в 60-х и вновь — заслуженно — вознесли в 70-х. Тернистым и трудным был его творческий путь. Литературное наследие Н. А. Заболоцкого сравнительно невелико. Оно включает томик стихотворений и поэм, несколько томов поэтических переводов зарубежных авторов, небольшие произведения для детей, несколько статей и заметок, а также его немногочисленные письма. Однако до сих пор литературоведы дискутируют по вопросам его творческой эволюции, о ее движущих силах, о принципах ее периодизации. В настоящее время творчество Н. А. Заболоцкого по праву занимает видное место в литературе, так как ему, несмотря на трудную жизнь и неблагоприятные исторические условия для совершенствования и проявления таланта, удалось вписать новое весомое слово в русскую поэзию.
На рынке
«пасть открыта, словно дверь, / и голова, как блюдо»«кудрявый пёс»«и пасть открыта, словно дверь, / и голова, как блюдо»«голова, как блюдо»Кричи, маклак, свисти уродом,
мечи штаны под облака!
Но перед сомкнутым народом
иная движется река:
один — сапог несёт на блюде,
другой — поёт собачку-пудель,
а третий, грозен и румян,
в кастрюлю бьёт, как в барабан.«другой поёт собачку-пудель»«Другой поёт хвалу Иуде»«он вырвал палец через рот,/ и визгнул палец, словно крот, / и хрустнул кости перекрёсток, / и сдвинулось лицо в напёрсток»). «и хрустнул кости перекрёсток»«на долю этому герою / осталось брюхо с головою»«А вкруг – весы, как магелланы, / отрепья масла, жир любви, / уроды словно истуканы / в густой расчётливой крови, / и визг молитвенной гитары, / и шапки полны, как тиары, / блестящей медью…»«а вкруг весы, как магелланы» «уроды словно истуканы / в густой расчётливой крови»«кишкой кровавой»«истуканы / в густой расчётливой крови»«в расчётливой крови»