Литературный анализ
Произведение детской поэтессы является одним из стихотворений, входящих в сборник под названием «Думай, думай».
Стилевое содержание стихотворения выдержано в традиционной для автора легкой, доступной форме в отсутствии лирических отступлений, иносказательных образов и заумных описаний, сложных для понимания детской аудиторией.
Композиционная структура стихотворения состоит из нескольких четверостиший с вкраплением двустишия в сочетании с простой рифмовкой.
Главным героем стихов становится лирический герой в образе ребенка, ученика, занимающегося музыкой и увлекающегося математикой.
Сюжетная линия произведения представляет собой повествование об одном из жизненных эпизодов мальчика, который оказывается вместе с отцом без покровительства мамы, оставившей семью для решения насущных проблем на несколько дней.
Среди литературных средств художественной выразительности в стихотворении используется огромное количество личных местоимений в сочетании с многочисленными предлогами, подчеркивающих состояние героя в образе мальчика в различные моменты, начиная с отъезда мамы и заканчивая томительным ощущением разлуки с близким человеком. Кроме того, изобразительный прием в виде частого использования многоточия и парцелляции позволяет донести отношение мальчика к маме, которое выражается в безумной любви, несмотря на отсутствие в повествовании эпитетов, относящихся к образу матери.
Поэтическое содержание стихотворения передает состояние ребенка, выражая первоначально радость от обретения неожиданной свободы в совершении поступков, а затем передавая грусть, нехватку и тоску из-за отсутствия рядом родной мамы и острого желания его скорейшего возвращения.
Стихотворение имеет глубокое воспитательное значение, заставляя маленьких читателей задуматься о роли в их жизни близких людей, а именно самого дорогого и родного человека для каждого из людей – мамы.
Анализ стихотворения — Разлука. Русский язык и литература
Наверное, каждому известно о том, что Барто является писательницей, которая написала огромное количество произведений для детей
Каждое ее стихотворение наполнено смыслом, а также несет в себе важное и полезное, чего так не хватает каждому человеку. Стихотворение «Разлука» главным героем стал молодой мальчик, его мать уехала в неизвестном направлении
Она ничего не сказала своему сыну и даже не взяла его с собой. Сначала мальчик ничего не подозревает и даже не переживает поэтому поводу.
Он делает все дела, которые выполнял вместе с мамой и чему она его учила. Он следит за собой, а также и за своим здоровьем. Если что-то не так, то он самостоятельно отправляется к врачу и проверяется. Кроме этого его мать любила, когда дома постоянно чисто и ничего нигде не валяется и парень старался сделать так, чтобы не разочаровывать маму. Это еще раз доказывает то, что он ради мамы готов на все и даже делать те вещи, которые ему совсем не хочется делать.
Вроде бы мальчик должен делать все что хочет, ведь мать больше его контролировать не будет и теперь он свободный человек. Теперь можно смотреть телевизор столько сколько ему захочется. И ложиться спать во сколько он захочет. Но мальчику всего этого не нужно, больше всего на свете ему хочется, чтобы мама вернулась домой и чтобы была всегда рядом с ним.
И хотя папа находится всегда рядом и во всем ему помогает, но маму мальчику никто не заменит никогда. Тем временем папа убеждает сына в том, что мама совсем скоро приедет и нужно потерпеть всего десять дней. Папа говорит о том, что он тоже скучает по жене и ему ее не хватает, но он же терпит и это нужно сделать и парню.
С каждым днем парень начинает осознавать, что ему нужно делать все что раньше делала его мама. Кроме этого он понимает, что это все нужно только ему и родители сделали все для того чтобы приучить своего ребенка к самостоятельности.
После прочтения данного стихотворения можно понять о том, что родителей нужно в любом случае нужно слушаться и выполнять все, что они скажут. Кроме этого нужно всегда прислушиваться к мнению, которое вам дают родители. Многие сначала не понимают родителей и обижаются на них. А вот когда они уходят из жизни, то начинают задумываться над всем, что они раньше им говорили. Вот только вернуть уже ничего нельзя.
Стихотворение «В театре»
Я читаю их с восторгом, с максимально поднесённым настроением.
Стараюсь передать всё восхищение девочек театром.
Девочки смогли увидеть лишь полтеатра, ведь всё представление они ползали по нему в поисках номерка.
Все их мечты и планы увидеть фею, обрушились.
Ведь номерок был потерян в начале представления, а найден – в конце.
В итоге дети не успели посмотреть на игру артистов.
2. Как Барто относится к девочкам: осуждает их или с доброй улыбкой им что-то подсказывает?
Я не думаю, что поэтесса осуждает девочек.
Ведь нельзя назвать их виновными в сложившейся ситуации.
Конечно, можно было бы дождаться конца представления, лишь потом начинать поиски.
Но такая уж детская натура.
Барто скорее с иронией и лёгкой насмешкой говорит о столь необычном походе в театре.
Она создаёт контраст между восторгом девочек от театра и тем, что они не воспользовались таким шансом.
3. Это стихотворение весёлое, насмешливое или грустное? Объясни.
Я не считаю, что это произведение грустное.
Оно скорее весёлое, и даже в какой-то мере, насмешливое.
Поэт смеётся с девочек, которые говорят о любви к театру, а на самом деле не ценят свой шанс находиться в нём.
Возможно, дети даже не любили на самом деле этот вид искусства, а сами себе накрутили такое увлечения.
Из-за паники девочка даже не думала дождаться конца представления, чтоб отыскать свой номерок.
Она сразу бросилась в поиски.
Ещё смешным является конец стихотворения.
Не видя даже части представления, героиня утверждала, что балет ей очень понравился.
БИОГРАФИЯ А. Л. БАРТО
Агния Львовна Барто родилась в Москвев 1906 году. Ее отец был ветеринарным врачом. В детстве у девочки было много увлечений: музыка, танцы, поэзия. Стихи она начала писать, когда училась в начальных классах гимназии.
В юности Агния закончила хореографическое училище и некоторое время работала балериной в театре. Но затем она решила сменить профессию и стала писать стихи для детей. Первые стихи «Мишка-воришка» и «Китайчонок Ван Ли» были опубликованы в 1925 г.
Девичья фамилия поэтессы — Волова. В 1926 году она вышла замуж за поэта Павла Барто. Вместе они написали и опубликовали три стихотворения: «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка».
Во время Великой Отечественной войны поэтесса и ее семья были эвакуированы в Свердловск. Там она освоила профессию токаря. За трудовые подвиги ей была присвоена премия. Но Агния Барто отказалась от денег, отдав их на строительство танка. В 1944 году семья вернулась в Москву.
Большинство стихов Агнии Барто написаны для детей младшего школьного возраста. Ее стихи легко и быстро запоминаются. Среди самых известных стихотворений поэтессы: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня громко плачет», «Весна идет», «Володин портрет», «Болтунья», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение», «Первый урок».
В 1964—1973 годах Бартовела радиопрограмму «Найти человека» о поисках семей детей, потерявшихся во время Великой Отечественной войны. Благодаря передаче были найдены родственники и родные почти тысячи советских семей.
Агния Барто написала сценарии для фильмов: «Подкидыш», «Слон и веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер».
В 1976 году вышла книга А. Л. Барто«Записки детского поэта»
Агния Барто ушла из жизни в 1981 году. Похоронена в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Анализ стихотворения Агния Барто «Разлука»
Анализ стихотворения Агнии Барто «Разлука»
История создания:Есть в творческом наследии Агнии Барто трогательные произведения для детей. Доказательством этого является стихотворение «Разлука». Написано оно за несколько лет до смерти поэтессы – в 1978 году. Её дни проходили в кругу семьи. Из-под пера появлялись не только стихотворения, но и мемуары.Анализируемое произведение относится к позднему периоду творчества Агнии Барто.
В стихотворении раскрыта тема разлуки ребенка с матерью. Автор показывает, как ребёнок скучает по маме; воспевает чистую, бескорыстную детскую любовь.
Сюжетная линия произведения представляет собой повествование об одном из жизненных эпизодов мальчика, который оказывается вместе с отцом без покровительства мамы, оставившей семью для решения насущных проблем на несколько дней.
Главный герой– мальчишка, который с нетерпением ждет маму с командировки. Строки написаны от первого лица единственного числа, поэтому читатель может ярко представить эмоции ребёнка. Уже в первых строках мальчик признается, что все делает для мамы: играет гаммы, ходит к врачу, учит математику. Читатель понимает, что заниматься этим герой произведения не любит.
Мальчик даже в речку не полез, когда купались другие ребята. Он просидел один на пляже. Он также моет для мамы руки, ест овощи. Наконец, ребёнок рассказывает, что мама уже пять дней в командировке в городе Прилуки. Он признается, что сначала он воспользовался тем, что мамы нет: не играл гаммы, насмотрелся телевизор. Там прическа одной артистки напомнила мамину. И вот в этот вечер ребёнку нечем заняться. Он замечает, что отец держит в руках газету, но не читает её, о чем-то задумался. Понятно, что он соскучился по супруге и лишь успокаивает себя и сына: «Потерпим малость, десять дней ещё осталось…».
Мальчик кладет спички на место и моет руки. Он размышляет, зачем так делает: по привычке или со скуки. Он начинает играть гаммы и замечает, что без мамы они звучат печально.
Размер,рифма и строфика: Состоит из девяти строф. Преобладают катрены, но также есть двустишья и пятистишие. Разделение на строфы продиктовано смыслом. В тексте использована смежная и перекрестная виды рифмовки. Преобладают женские рифмы, но есть также мужские. Написаны строки четырехстопным хореем.
Средства выразительности:. Автор использовал метафоры («отложил в сторонку гаммы», «в глазах пошли полоски», «одна артистка ходит в маминой прическе», «он витает где-то», «звучат печально гаммы»), эпитеты («вечерняя программа», «мамина прическа»)
Привлекает внимание анафора «для нее», которая помогает реализовать идею, сделать эмоциональные акценты
Важную роль в воспроизведении эмоций ребенка играет интонация. В тексте использованы оборванные синтаксические конструкции, восклицательное предложение. Они отображают печаль ребенка и отца, пустоту, которая воцарилась в доме без мамы. В некоторых строках использована аллитерация, например, слова с согласным «с» воспроизводят тоску: «со скуки я кладу на место спички…».
Поэтическое содержание стихотворения передает состояние ребенка, выражая первоначально радость от обретения неожиданной свободы в совершении поступков, а затем передавая грусть, нехватку и тоску из-за отсутствия рядом родной мамы и острого желания его скорейшего возвращения.
Стихотворение имеет глубокое воспитательное значение, заставляя маленьких читателей задуматься о роли в их жизни близких людей, а именно самого дорогого и родного человека для каждого из людей – мамы.
Конспект открытого урока по литературному чтению.
ТЕМА: А. Л. Барто «Разлука».
ТИП урока: получение новых знаний
ПРОГРАММА, РЕЛИЗУЕМАЯ ПЕДАГОГОМ. «Школа России»
АВТОРЫ УЧЕБНИКА. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. Издательство «Просвещение» 2012 г.
ЦЕЛЬ: Обучение детей воспринимать и преобразовывать стихотворный текст с учетом поставленной учебной задачи
познакомить учащихся со стихотворением А.Л. Барто «Разлука»
расширять знания о жизни и творчестве поэтессы
развить внимание, память, мышление, воображение, фантазию;
развить умение высказывать своё мнение, доказывать, слушать и слышать собеседника
воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости;
воспитание интереса к предмету, к учению;
воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания честность, чувство ответственности за свои поступки, слова;
воспитывать аккуратность и дисциплину труда, любви к жизни во всех проявлениях.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. компьютер, проектор, экран, авторский медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в программе Microsoft Office Power Point, книги с произведениями А.Л. Барто для организации выставки.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ. учебник «Литературное чтение» 3класс,2 часть. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий,М.В. Голованова. Издательство «Просвещение» 2012 г. книги со стихами А.Л. Барто.
Техническое обеспечение урока:
Компьютер, медиапроектор: для просмотра презентации к уроку.
Виды работ, используемые на уроке:
Сообщение учащихся (презентация)
Смысловое чтение в парах
Тема: «Агния Львовна Барто»
Задание 1
Обсудите с другом, действительно ли все поступки мальчик совершал для мамы.
Ответ:
Нет, все эти поступки и привычки приносили пользу самому мальчику, а не маме. Мама воспитывала мальчика, приучала к порядку и следила, что бы он все делал правильно и вовремя.
Задание 2
Сочувствуешь ли ты мальчику? Почему?
Ответ:
Нет, здесь нечему сочувствовать. Все, что делал мальчик, было полезно для него. А вот тому, что мальчик скучает без мамы, можно посочувствовать.
Задание 3
Прочитай стихотворение выразительно, передавая своё отношение к герою произведения.
Ответ:
Первую часть стихотворения нужно читать с интонациями легкой досады в голосе, перечисляя все, что делается «для мамы».
Со слов «только мы теперь в разлуке» темп нужно замедлить. Здесь появляются интонации легкой грусти. Именно эти слова можно даже прочитать со вздохом.
На словах «ну, сначала я, без мамы…» звучат немного бодрее. У мальчика появляется радость от того, что он может делать, что хочет.
«И, наверно, по привычке…» нужно прочитать с легким удивлением, снова немного замедляя темп. Здесь герой стихотворения как бы сам удивляется своим правильным поступкам.
Задание 4
Как автор относится к своему герою?
Ответ:
Автор относится к мальчику с иронией и добродушной насмешкой.
Задание 5
Вспомни, какие произведения А. Барто ты читал. Составь рассказ об авторе. Найди нужную информацию в библиотеке или Интернете. Помни, что работать с ресурсами Интернета можно только в присутствии взрослых.
Ответ:
Стихотворения А. Л. Барто: «Игрушки», «Мы с Тамарой», «Сильное кино», «Почему телефон занят».