Троицкий театр и «Бродячая собака»
Футуристы были людьми смелыми, конкретными, передовыми. «Сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности» Владимир Маяковский призывал со сцены Троицкого театра. Здесь, на улице Рубинштейна, д. 18 собирались аншлаги. Молодые поэты устраивали творческие вечера, некоторые, благодаря темпераментному нраву хедлайнеров, заканчивались едва ли не драками.
В газете «Обозрение театров» писали: «…выступил московский поэт, господин Маяковский, прочитавший несколько своих стихотворений, в которых слушатели сразу почувствовали настоящее большое поэтическое дарование. Стихи господина Маяковского были встречены рукоплесканиями».
Пройдет чуть больше двух лет, и здесь же, в «Бродячей собаке» Маяковский в один из вечеров прочтет свое знаменитое стихотворение «Вам» — и это будет «начало конца» знаменитого арт-подвала, собравшего вокруг себя весь цвет поэтов Серебряного века.
«Ещё Петербург»
Небольшое стихотворение 1914 года почти целиком построено на приемах персонификации и олицетворения. Здесь мы видим образ наползающего на город тумана-каннибала, «жующего» людей. Течение времени передается образом «нависающих», словно капли, часов.
В последних строках поэт, вероятно, имеет в виду луну, смотрящую с неба не просто, но «величественно». Маяковский сравнивает её с великим классиком, но делает это в пренебрежительном тоне – «какая-то дрянь». Футуристы считали Толстого и других «сложных» авторов такими же далекими и непостижимыми для «новых» людей, как луна на небе.
Луна становилась предметом вдохновения для многих поэтов. Возможно, вам будет интересно почитать про «Английские стихи о Луне».
«По мостовой моей души изъезженной…»
В стихотворении «По мостовой…» образы еще более замысловатые, чем в «А вы могли бы?» Город оживает и становится равноправным действующим лицом, не уступающим лирическому герою. Улица сливается с закоулками человеческой души, в которую витиеватыми фразами въедаются жесткие шаги городских сумасшедших.
Появляется образ повешенных городов – башни своими шеями (Маяковский использует устаревшее слово – “выями”) достают до облаков, затягивающихся вокруг них петлей. В финале – городовые, современные боги, распяты перекрестком дорог. Христианская тематика в наполненном мучениями тексте – насмешка автора над окружающей действительностью, но это смех сквозь слезы: «иду один рыдать».
«Ничего не понимают»
Написанное в 1913 году стихотворение – краткая зарисовка про необычный случай в парикмахерской. Можно только гадать, является ли описываемая нелепая сценка плодом фантазии поэта, или эпатажный Маяковский действительно мог сыграть такую шутку с почтенной публикой. Ведь нередко его поступки (как и стихи) носили хулиганский характер.
Главный смысл этого короткого стихотворения – в названии. Сразу же автор заявляет о непонимании «серой» массой нового типа личности – выходящего за рамки обыденности поэта-футуриста, каким был Маяковский в то время. Возникает конфликт героя с окружающим миром сытых и «гладких» буржуа.
«Стихи о разнице вкусов»
В стихотворении автор вновь обращается к теме ограниченности мышления. Как часто делают сатирики, Маяковский использует образы животных, говоря о разногласиях в обществе (в частности о современном ему конфликте капитализма и социализма).
В споре каждый считает правильной только свою точку зрения, а всё непохожее и идущее вразрез субъективному мнению – отметается как выходящее за рамки нормы. Идут в ход такие «аргументы», как оскорбления в неполноценности и сомнительном происхождении. Вспоминаются «конь и трепетная лань» Пушкина, которых нельзя впрячь вместе.
По форме стихотворение – привычная «лесенка» Маяковского, каждая строка разбита на три фрагмента. Ритм в середине сбивается, подчеркивая захлебывающееся негодование верблюда. Эмоциональность спора обозначена и вопросом-восклицанием.
«Пустяк у Оки»
Стихотворение на романтическую тему. Сюжет незамысловат – в нём дается зарисовка свидания лирического героя и его возлюбленной у реки. Мужчина говорит девушке о возвышенных материях – небе, звездах, литературе. Но спутница его оказывается более приземленной и ограниченной особой: отсюда иронический тон последних строчек.
Оригинальность этого короткого стихотворения – в звукописи. С помощью звука «ш» создается акустический эффект шороха камыша, иллюзия играющего в камышах ветра. В духе Маяковского здесь возникает и пародийный элемент: к романтической тональности примешивается сравнение с мышиным шорохом – аллюзия на выражение «мышиная возня», то есть какой-то пустяк.
О звукописи в англоязычной поэзии читайте в нашей статье.
Анализ стихотворения Маяковского «Ещё Петербург»
Уже в ранних творениях автора возникает определенная модель столичного пейзажа: контрастные черно-белые зарисовки с красными акцентами. Подобное колористическое решение символизирует диссонансы буржуазного общества, передает его бездушную, корыстную, вульгарную суть. От уродливого городского «адища» не скрыться в уютном приватном мирке: дисгармоничная атмосфера проникает в каждый из маленьких «адков» вечерних окон.
С появлением антивоенной темы в урбанистических картинах Маяковского усиливаются мотивы предчувствия катастрофы. Истерические возгласы «белых» матерей отчаянно взывают к «орущим» о победах патриотам, упрашивая одуматься и остановить бойню.
Небольшое произведение 1914 г. открывает акустический образ: лирическому субъекту слышатся отголоски бальной музыки. Отдаленно звучащая мелодия характеризуется осязательным эпитетом «теплый», который контрастирует с холодом утренней мглы. Главным персонажем первого четверостишия становится персонифицированный образ тумана – таинственного, плотного, снежно-седого. Автор олицетворяет свойство природной реалии скрадывать предметы и фигуры людей, ассоциируя это качество с повадками людоеда, зловещего героя сказок. Отталкиваясь от общего признака, поэт наделяет образ тумана чертами и действиями, присущими каннибалу: «кровожадным лицом» и способностью употреблять в пищу человеческое мясо.
Другой визуальный образ, уличные часы, дополняются неожиданным сравнением с «грубой бранью». Связь между пейзажной деталью и тропом подкрепляется лексической анафорой, представляющей словоформы глагольной пары «нависать» – «нависнуть».
К финалу стихотворения нарастают пренебрежительные иронические интонации, продиктованные нигилистической позицией лирического субъекта-футуриста. В заключительном эпизоде ключевую позицию занимает олицетворенный образ «какой-то дряни» – намеренно сниженный, неопределенный, изображенный подчеркнуто небрежно. Обозначены лишь место существования объекта и его способность «величественно» взирать на происходящее внизу. Последнее качество позволило автору включить в текст язвительное сравнение неясной природной реалии с чертами портрета Льва Толстого, входящего в число классиков, творчество которых футуристы провозглашали устаревшим, непонятным, тематически ограниченным.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 8 строк ✑
Короткие стихи Владимира Маяковского
А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыгратьмогли бы
на флейте водосточных труб?
Горе
Тщетно отчаянный ветер
бился нечеловече.
Капли чернеющей крови
стынут крышами кровель.
И овдовевшая в ночи
вышла луна одиночить.
Еще Петербург
В ушах обрывки тёплого бала,
а с севера — снега седей —
туман, с кровожадным лицом каннибала,
жевал невкусных людей.
Часы нависали, как грубая брань,
за пятым навис шестой.
А с неба смотрела какая-то дрянь
величественно, как Лев Толстой.
Ничего не понимают
Вошел к парикмахеру, сказал — спокойный:
«Будьте добры, причешите мне уши».
Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,
лицо вытянулось, как у груши.
«Сумасшедший!
Рыжий!»-
запрыгали слова.
Ругань металась от писка до писка,
и до-о-о-о-лго
хихикала чья-то голова,
выдергиваясь из толпы, как старая редиска.
Порт
Просты́ни вод под брюхом были.
Их рвал на волны белый зуб.
Был вой трубы — как будто лили
любовь и похоть медью труб.
Прижались лодки в люльках входов
к сосцам железных матерей.
В ушах оглохших пароходов
горели серьги якорей.
Прощанье
В авто,
последний франк разменяв.
— В котором часу на Марсель?—
Париж
бежит,
провожая меня,
во всей
невозможной красе.
Подступай
к глазам,
разлуки жижа,
сердце
мне
сантиментальностью расквась!
Я хотел бы
жить
и умереть в Париже,
если 6 не было
такой земли —
Москва.
Тучкины штучки
Плыли по небу тучки.
Тучек — четыре штучки:
от первой до третьей — люди;
четвертая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
по дороге пристала пятая,
от нее в небосинем лоне
разбежались за слоником слоник.
И, не знаю, спугнула шестая ли,
тучки взяли все — и растаяли.
И следом за ними, гонясь и сжирав,
солнце погналось — желтый жираф.
Шумики, шумы и шумищи
По эхам города проносят шумы
На шепоте подошв и на громах колес,
А люди и лошади — это только грумы,
Следящие линии убегающих кос.
Проносят девоньки крохотные шумики.
Ящики гула пронесет грузовоз.
Рысак прошуршит в сетчатой тунике.
Трамвай расплещет перекаты гроз.
Все на площадь сквозь туннели пассажей
Плывут каналами перекрещенных дум,
Где мордой перекошенный, размалеванный сажей
На царство базаров коронован шум.
Анализ стихотворения «Тучкины штучки» В. В. Маяковского
Одно из самых известных произведений В. В. Маяковского «Тучкины штучки» выделяется яркой поэтической речью и нестандартным стилеобразованием. Главными темами стихотворения являются образование, техника, развитие, прогресс и научный прогресс, которые Маяковский описывает через жизнь облака и его свойства.
Основными стилистическими приемами в стихотворении являются эпитеты, метафоры, ритмика и повторение слов и фраз. Эпитеты, такие как «тучные», «одежду рвут», «жарким летом тянет на холод», создают яркую и зрительную картину облака, о котором рассказывает поэт. Метафоры, когда облако сравнивается с механическим устройством и машиной, передают идею о научно-техническом прогрессе и технократическом мире, к которому стремится человечество.
Ритмика стихотворения напоминает марш, который соответствует теме прогресса и движения вперед. Повторение слов и фраз, таких как «шар земной», «и гудело», «ведь облако — народная машина», усиливают эффект описываемых явлений и придают произведению особую звучность.
Наконец, стихотворение «Тучкины штучки» является ярким примером поэзии, которая не только передает красоту природы, но и отражает технический прогресс и развитие общества в целом.
«Ешь ананасы…»
Возможно, один из самых известных коротких стихов Маяковского. Двустишие- стало первым в творчестве поэта и было написано в одном из петроградских ресторанов под звуки «разухабистой музычки», по воспоминаниям автора. Время создания – канун Октябрьской революции.
В стихотворении поэт предрекает скорую гибель «зажравшегося» класса. Ананасы и рябчики – деликатесы, которые могли позволить себе в то время только обеспеченные люди. Упоминание тропического фрукта – это к тому же шпилька Маяковского в адрес своего литературного оппонента Северянина и его стихотворения «Ананасы в шампанском».
«Ещё Петербург» В.Маяковский
В ушах обрывки теплого бала, а с севера — снега седей — туман, с кровожадным лицом каннибала, жевал невкусных людей.
Часы нависали, как грубая брань, за пятым навис шестой.
А с неба смотрела какая-то дрянь величественно, как Лев Толстой.
Анализ стихотворения Маяковского «Ещё Петербург»
Уже в ранних творениях автора возникает определенная модель столичного пейзажа: контрастные черно-белые зарисовки с красными акцентами. Подобное колористическое решение символизирует диссонансы буржуазного общества, передает его бездушную, корыстную, вульгарную суть. От уродливого городского «адища» не скрыться в уютном приватном мирке: дисгармоничная атмосфера проникает в каждый из маленьких «адков» вечерних окон.
С появлением антивоенной темы в урбанистических картинах Маяковского усиливаются мотивы предчувствия катастрофы. Истерические возгласы «белых» матерей отчаянно взывают к «орущим» о победах патриотам, упрашивая одуматься и остановить бойню.
Небольшое произведение 1914 г. открывает акустический образ: лирическому субъекту слышатся отголоски бальной музыки. Отдаленно звучащая мелодия характеризуется осязательным эпитетом «теплый», который контрастирует с холодом утренней мглы. Главным персонажем первого четверостишия становится персонифицированный образ тумана — таинственного, плотного, снежно-седого. Автор олицетворяет свойство природной реалии скрадывать предметы и фигуры людей, ассоциируя это качество с повадками людоеда, зловещего героя сказок. Отталкиваясь от общего признака, поэт наделяет образ тумана чертами и действиями, присущими каннибалу: «кровожадным лицом» и способностью употреблять в пищу человеческое мясо.
Другой визуальный образ, уличные часы, дополняются неожиданным сравнением с «грубой бранью». Связь между пейзажной деталью и тропом подкрепляется лексической анафорой, представляющей словоформы глагольной пары «нависать» — «нависнуть».
К финалу стихотворения нарастают пренебрежительные иронические интонации, продиктованные нигилистической позицией лирического субъекта-футуриста. В заключительном эпизоде ключевую позицию занимает олицетворенный образ «какой-то дряни» — намеренно сниженный, неопределенный, изображенный подчеркнуто небрежно. Обозначены лишь место существования объекта и его способность «величественно» взирать на происходящее внизу. Последнее качество позволило автору включить в текст язвительное сравнение неясной природной реалии с чертами портрета Льва Толстого, входящего в число классиков, творчество которых футуристы провозглашали устаревшим, непонятным, тематически ограниченным.
«Ничего не понимают»
Стихотворение, написанное в 1913 году, представляет собой небольшой очерк о необычном происшествии, произошедшем в парикмахерской. Можно только представить, была ли описанная нелепая сцена выдумкой поэта или эпатажный Маяковский действительно мог пошутить над респектабельной публикой. Действительно, часто его действия (например, стихи) носили хулиганский характер.
Главный смысл этого небольшого стихотворения заключен в названии. Сразу автор заявляет, что «серая» масса не поняла нового типа личности: поэта-футуриста, вышедшего за рамки обычного, каким был в то время Маяковский. Возникает конфликт между героем и миром сытой и «гладкой буржуазии.
«А вы могли бы?»
Одно из ранних стихотворений Маяковского. Оно примечательно тем, что здесь впервые громко заявляет о себе личность лирического героя – троекратное «Я». В монологе-обращении к слушателям он говорит о сущности искусства: видеть и слышать огромное и красочное в серых будничных мелочах – таких как обед или городские водосточные трубы.
Современная версия стихотворения «Я сразу смазал карту будня»
Короткий стих просто «нашпигован» метафорами и неожиданными образами: вино становится «краской из стакана», водосточная труба – флейтой, а студень на тарелке своей бесформенностью уподобляется океану. Бросая вызов адресатам стихотворения, автор заканчивает яркое высказывание риторическим: «А вы…?»
Смотрите это видео на YouTube
Слушать стихотворение «А вы могли бы?» в исп. Олега Басилашвили
Дом на улице Маяковского
Современная улица Маяковского в начале XX века называлась Надеждинская. Здесь, в доме 52 жил Владимир Маяковский с 1915 по 1918 год.
Комната, которую снимал поэт у стенографистки Масленниковой, находилась на пятом этаже. Здесь были написаны поэмы «Флейта-позвоночник», «Человек», «Война и мир». Отсюда звонил Маяковский Лиле Брик, в отчаянии и усталости от любви, со словами: «Я стреляюсь. Прощай, Лилик».
В тот день пистолет дал осечку.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
(из стихотворения «Лиличка»)
На Надеждинскую в ноябре 1915-го Маяковский переехал, чтобы быть поближе к Лиличке — их познакомила Элла Каган за 5 месяцев до этого.
Анализ стихотворения Маяковского «Сплетник»
Владимир Маяковский довольно терпеливо относился к разным человеческим порокам. Однако некоторые из них продолжали раздражать поэта, заставляя его создавать стихи-пародии: саркастические, острые, очень точно передающие черты характера людей. Их образы, как правило, носили коллективный характер, и несколько человек могли одновременно стать прообразом главного героя. Так случилось с Петром Ивановичем Сорокиным, которому Маяковский посвятил стихотворение «Сплетни» в 1928 году своей личной жизнью.
Действительно, отношения Владимира Маяковского и Лили Брик были причиной постоянных пересудов. Причем не только гражданами. Известно, что сестры поэта постоянно подливали масла в огонь и осуждали своих возлюбленных, но при этом буквально следили за каждым их шагом. Подобные привычки были у некоторых друзей поэта, которые любили его навещать, а потом делились пикантными подробностями отношений пары Бриковых и Маяковских. Именно таким злобным критикам поэт посвятил свое стихотворение, изображая его главного героя совершенно беспринципным и чрезмерно любопытным человеком.
Маяковский описывает его как человека, «холодного, как лед в страсти», но в то же время любит «висеть, как серьга, на телефоне», открывать новые сплетни, приукрашивать их и привлекать к ним внимание окружающих
Причем совершенно неважно, кто будет его собеседником: соседи, друзья или случайные знакомые. Он готов поделиться с каждым из них новостью, которая в его исполнении принимает преувеличенно сенсационный характер
Интересно, что любимая тема Петра Сорокина — не только любовные романы, но и политика. Хотя сплетничать о международной обстановке совершенно опасно, и герой стихотворения, делясь новостью, становится «остроумным от страха»
Он готов поделиться с каждым из них новостью, которая в его исполнении принимает преувеличенно сенсационный характер. Интересно, что любимая тема Петра Сорокина — не только любовные романы, но и политика. Хотя сплетничать о международной обстановке совершенно опасно, и герой стихотворения, делясь новостью, становится «остроумным от страха».
Пока его собеседники углубляют смысл сказанного, сплетник отмечает каждую мелочь, чтобы позже он с радостью рассказал другим о том, что он видел в чужих домах. Он даже не стесняется заглядывать в кастрюлю, чтобы узнать, из чего именно соседи готовят обед, и мечтает, что «в мире была огромная замочная скважина», через которую можно «без острых углов заглядывать — в чужие дела и кровати».
«Тучкины штучки»
Редкое для Маяковского лирическое произведение без резких, «рубленых» рифм. Бросается в глаза и использование уменьшительно-ласкательных форм: «тучки», «штучки», «верблюдик», «слоник». Короткое стихотворение написано в стиле детской считалочки.
Здесь нет какой-то политической или социальной морали или высказывания. Простое наблюдение за природой, умиротворение от увиденного. Несмотря на иную стилистику, здесь Маяковский также использует необычное построение слов – «небосинее лоно» вместо «синее небо» – и образные сравнения-олицетворения: тучка-верблюдик, солнце-жираф.
Смотрите это видео на YouTube
Слушать стихотворение «Тучкины штучки»
Анализ стихотворения «Отношение к барышне» Маяковского 2 вариант
«Отношение к барышне» Владимира Владимировича Маяковского — это краткий очерк летнего вечера.
Стихотворение написано летом 1920 года. Его автору в это время исполнилось 27 лет, он регулярно выступает с публикой, читает стихи и репортажи, пишет пьесы. По приглашению друга он проводит лето на даче под Москвой, в ныне несуществующей деревне Акулова гора. Однако поэт почти каждый день ездил в Москву, привозя с собой часть лозунгов и идей для их художественного оформления. По жанрам — любовная лирика, по размеру — стихи с акцентом на сложные рифмы. Лирический герой — сам автор. Ирония судьбы видна уже в названии. Устаревшее обращение «барышни» в революционной среде было не в чести. Однако к восторженному поклоннику поэт церемонен, как настоящий джентльмен. В каком-то смысле он просит похвалы за свое почти безупречное «отношение». Интонация светская, снисходительная, слегка издевательская, разбавленная животрепещущим вопросом: разве не стать любовниками? Обстановка максимально комфортная: темно, никто не увидит. В воздухе витает предчувствие достойного романа на даче. Герой тянется к героине, но не за поцелуем, а за советом «доброго родителя» (это тоже сравнение): пожалуйста, отойдите назад. Обескураженная молодая женщина, стыдясь случившегося, вероятно, исчезла под покровом темноты. Поэт в те годы был еще влюблен в чужую жену Л. Брик. Сохранила свой брак, он, похоже, не всегда оставался ей верен. Однако в этой истории он оказался на пике ситуации. Тема уже кажется необычной для поэзии В. Маяковского тех лет. Великолепная лексика смешивается с пошлостью. Отцовская интонация принадлежит 27-летнему мужчине. Но, судя по всему, героиня приключения была заметно моложе. Каждая строка разбита на части, чтобы выделить желаемый оттенок значения. Эпифора: правда. Лексические повторы: складчатые, свернутые. Есть прямая речь. Нежная формула повторяется дважды: пожалуйста. Конечно, он сознательно обращается к девушке по поводу «тебя». Герой дает ей понять, что ситуация для него немного забавная и он не готов развивать ее дальше. Может, ему немного жаль героин. Его речь поучительна и метафорична: страсть крута. Герой проявляет похвальную настойчивость — уйти (даже 2 раза). Здесь разыгрываются два значения этого выражения. В первом случае он рекомендует героине отойти от края обрыва, во втором — уйти от него лично. Эпитет: добрый. Выдача себя за другое лицо: вечер был решен.
«Пустяк у Оки»
Стихотворение на романтическую тему. Сюжет незамысловат – в нём дается зарисовка свидания лирического героя и его возлюбленной у реки. Мужчина говорит девушке о возвышенных материях – небе, звездах, литературе. Но спутница его оказывается более приземленной и ограниченной особой: отсюда иронический тон последних строчек.
Оригинальность этого короткого стихотворения – в звукописи. С помощью звука «ш» создается акустический эффект шороха камыша, иллюзия играющего в камышах ветра. В духе Маяковского здесь возникает и пародийный элемент: к романтической тональности примешивается сравнение с мышиным шорохом – аллюзия на выражение «мышиная возня», то есть какой-то пустяк.
О звукописи в англоязычной поэзии читайте в нашей статье.
Дом Бриков
Лиля Брик жила на улице Жуковского, д. 7, вместе с мужем Осипом. Здесь, в их квартире, Лиля основала салон для творческой интеллигенции: собирались музыканты, поэты, финансисты, литературоведы, танцовщицы балета. Современники вспоминали, что Лиля была «душой салона», а ее муж Осип — «интеллектуальной пружиной».
В один из вечеров на Жуковского Владимир Маяковский впервые прочел свою поэму «Облако в штанах». Он посвятил ее Лиле.
История любви Маяковского и Брик — сложная, пронзительная, эпатажная. Чего стоит только то, что однажды поэт просто переехал в квартиру Лили и Осипа. Так началась их l amour de trois — «любовь на троих». Как вспоминала сама Лиля Брик, ее супружеские отношения с мужем прекратились в 1915 году, но Осип навсегда остался для нее близким человеком: «Я любила, люблю и буду любить его больше, чем брата, больше, чем мужа, больше чем сына. Про такую любовь я не читала ни в каких стихах, нигде. Я люблю его с детства, он неотделим от меня. Эта любовь не мешала моей любви к Маяковскому».
Угол Невского и Фонтанки
Возможно, одно из самых интимных мест в контексте истории Маяковского. Именно сюда приходил поэт, когда жизнь втроём с Лилей Брик и ее мужем становилась особенно невыносимой. «Муза» Маяковского не особенного щадила его чувства. Лиля неоднократно повторяла, что «страдать Володе полезно: он помучается и напишет хорошие стихи». И действительно, в моменты отчаяния Володя приходил сюда, к Аничкому мосту, а потом писал стихи. Читать их больно и сегодня:
Радуйся,
радуйся,
ты доконала!
Теперь
такая тоска,
что только б добежать до канала
и голову сунуть воде в оскал.
…
Мне,
чудотворцу всего, что празднично,
самому на праздник выйти не с кем.
Возьму сейчас и грохнусь навзничь
и голову вымозжу каменным Невским!
(из поэмы «Флейта-позвоночник»)