Анализ стихотворения «февраль» (б. л. пастернак)

Урок-анализ стихотворения б. пастернака

Почему все время хочется плакать и что с этим делать?

Первое, что будет самым эффективным и полезным – поплакать. Да-да, не постесняться и пореветь, залив слезами всю подушку. А дальше сесть и выпить теплый чай. Вы почувствуете облегчение или даже слабость, сон поможет выйти из этого состояния.

Но увлекаться не стоит. А вот найти место для хорошего отдыха – обязательно. Обычные вечерние прогулки перед сном, общение с друзьями или выход с собакой в лес/ парк – повлияют на прекращение беспричинного плача. Организм поблагодарит за лишний часок, который вы уделили себе, а настроение резко возрастет, успокоив нервную систему.

Поэтому не стесняйтесь плакать, но и не увлекайтесь этими слабостями. Смотрите на все с более позитивной стороны

Радуйтесь каждой победе, акцентируйте внимание, даже на небольшой успех, отдыхайте чаще, только так удастся справиться с беспричинными слезами, о которых вы забудете навсегда

  • Есть цель — развалить наш славянский мир
  • Войска Азербайджана в ходе наступления в Карабахе захватили армянское село
  • Avia.pro: Армения впервые в истории применила российские комплексы С-300 в бою
  • Avia.pro: Азербайджан мог выпустить ракеты в сторону аэропорта с «российскими самолетами»
  • Пираты московского моря
  • 4 мужских секрета, которые должна знать каждая женщина
  • Почему хочется плакать без причин

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

  • Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

Или

Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту

Полный анализ

Стихотворение относят к жанру пейзажно-философской лирики, однако в нем присутствуют элементы символизма и футуризма. Автором описано творческое вдохновение, возникшее на фоне капризной февральской погоды. Оно отличается от упоения, с которым восхищаются приходом весны другие поэты. Вместо радости от происходящих перемен Борис Леонидович испытывает желание «достать чернил…», а после — стать частью бушующей стихии. Его плач не вызван случайно, а слезы так же обильны, как весенний ливень. Они рождают удивительные строки, которыми делится поэт.

Выполняя анализ произведения, следует выделить его идею — пробуждение души человека вслед за природой во время наступления весны. Композиция состоит из четырех катренов и трех частей. Первоначально автор описывает перемены в природе. В основной части раскрывает общую мысль, говорит, что февраль еще не весна, но в воздухе уже витают ее признаки. Лейтмотивом являются слезы — это выражение чувств автора, поток дождя, чернил и стихов.

Внутренний план стихотворения раскрывает момент пробуждения природы, которая так влияет на автора, что он не сдерживает «стихов навзрыд». Ритмичная организация слога при этом напоминает колокольный звон (благовест), в котором чередуются быстрые и медленные ритмы.

В первой строфе темп медленный, с краткими фразами и перерывами. Во второй и третьей строфах все ускоряется, глаголы из безличных становятся личными, присутствует анафора («чрез благовест», «чрез крик колес»). В четвертом катрене темп снова замедляется.

Творческая работа

Краткий анализ стихотворения Пастернака «Февраль» потребуется для написания тематического школьного сочинения. В работе над ним одиннадцатиклассники могут использовать изученную информацию и выразить свое отношение к произведению.

Классик Борис Пастернак внес уникальный вклад в литературу. Его произведения наполнены глубоким смыслом, музыкальны и лиричны. Спустя годы они остаются актуальными, поскольку автор высказывал мысли о единстве людей и природы, размышлял о гармонии мира.

Стихотворение «Февраль» знакомит читателей с лирическим героем, который ожидает прихода весны. Автора окружают серость и слякоть последнего месяца зимы. Мыслями он устремлен в будущее, представляет себе грачей и звуки пасхального благовеста. Свое эмоциональное состояние он не держит в секрете. Ему хочется громко расплакаться, закричать.

Образы, создаваемые с помощью ярких слов и их сочетаний, позволяют представить картину, которую хотел изобразить Пастернак. Читатель переносится в мрачный февральский день, наблюдает за черной слякотью, представляет напоминающих обугленные груши птиц. Антитеза, использованная поэтом, помогает воспринимать образы, изложенные в виде рифмы.

Авторская работа написана в классическом размере, но можно заметить неточные рифмы, надрывные интонации. Множество ярких образов не позволяет проследить определенную закономерность. Читателю может показаться, что слова для стихотворения подобраны случайно, поэтому неизвестно, как они объединились в правильный поток творческих мыслей. В этом и заключается талант поэта.

Знакомство со стихотворением помогает лучше узнать творчество Бориса Пастернака, побуждает к дальнейшему изучению его биографии и литературных работ. Живописный стиль и образность произведений не оставляют читателей равнодушными.

Средства выразительности

Пастернак объединил в произведении четыре стихии. Огонь воплощают фразы про обугленные груши и горящую весну мрачного черного цвета. Воздух представлен ветром и первыми птицами. Земля олицетворяют чернеющие проталины. Воду символизируют ливни, слякоть, лужи. Присутствуют такие средства выразительности:

  • эпитеты — «сухая грусть», «грохочущая слякоть», «черная весна»;
  • метафоры — «дно очей», «слякоть горит»;
  • сравнения — грачи похожи на обугленные груши.

Ощущая связь с собой и миром, автор считает черной не только весну. В мире людей этот цвет представляют чернила, которые он готовится налить, чтобы писать о феврале. Финал выражает поэтическое кредо Пастернака. Он утверждает, что при сложении стихов следует действовать, руководствуясь душевными порывами.

Жанр, направление, размер

В течение всей жизни Бориса Леонидовича вдохновляла природная красота. Пейзажи в его произведениях описаны с трепетной любовью. Однако «Февраль» не соответствует пейзажной лирике, скорее – философской. Здесь через природные панорамы поэт отражает свои мысли, заполненные творческими исканиями, поиском вдохновения.

В произведениях Пастернака из раннего творчества символизм гармонично сочетается с футуризмом. «Февраль» имеет символистскую направленность. В нем множество объемных образов с символическим значением.

Размер произведения – четырехстопный ямб. Автор использует перекрестную рифмовку с переплетением мужского и женского. Неточность рифм, создающих эффект «простой» речи, он использует крайне тонко.

Композиция

Структурно стихотворение включает четыре катрена. Его композиция кольцевая, четырехчастная. Очередная строфа «цепляется» словом, значением, мыслью с предшествующей:

  1. В первой описывается приход заключительного зимнего месяца. Автор выражает чувства и их порывы, появившиеся в его душе. Он словно боится опоздать с уловом «романтики» этого времени, выражая это употреблением в 3 строке слова «пока».
  2. Во второй чувствуется улет в мечты, предвкушение появления «поэтической» атмосферы.
  3. Третья плавно подхватывает предшествующую строфу. Но ее особенностью становится акцентирование внимания на детали, выражающей невероятную тоску. Тонкости и глубины произведению придает сравнение птиц с «обугленными грушами».
  4. Заключительная строфа показывает глубочайшую тоску, «сухую грусть», помогающую создать творение. И, чем неожиданней она приходит к создателю, тем «вернее слагаются стихи навзрыд».

Творец произведения заменяет в композиционном кольце глагол «писать» на «слагаются»: «писать о феврале навзрыд» и «слагаются стихи навзрыд». Это указывает на особую значимость для автора вдохновения, складывающейся атмосферы.

Лирический герой – сам поэт, каждое произведение которого содержит нотки пейзажной лирики. Его вдохновляет то, что вдохновляет немногих: слякоть, ливень, кричащий ветер.

В «Феврале» встречается много увлекательных образов, главный из которых – февраль. Все остальные образы являются его составными компонентами и используются для наиболее полного раскрытия. Так, Пастернак использует два метафоричных, необычных образа: «грохочущую слякоть» и «черную весну». Как и множество произведений автора, «Февраль» наполнен звучностью: «клик колес», «ветер криками изрыт» и др.

Во второй строфе определенный образ отсутствует. Но сильно ощущается движение. Третья, наоборот, наполнена образами. С помощью метафор автор коротко и четко дает описание своего восприятия окружающего мира. Черных грачей он сравнивает с грушевыми плодами. Это весенние птицы, символизирующие наступление весны! Кроме того, они являются признаком мудрости. В «Феврале» «срываются» и «обрушивают сухую грусть». Почему для творца она именно сухая? Видимо, из-за того, что нет слез, а, наоборот, есть вдохновение.

В стихе повсеместно упоминается черный тон, используемый автором не в традиционном символическом смысле, а как противоположность белому цвету, т.е. уходящей зиме. Соответственно, для Пастернака «черный» символизирует тепло, возрождение природы, наступление перемен. Слова «достать чернил и плакать» явно переводятся как «вдохновиться и творить».

Пастернак придает особое значение стихии воды, являющейся источником жизни, силы, возрождения, а дождь символизирует очищение. Несмотря на то, что в «Феврале» он не использовал ни разу слово «вода», он внес в него множество близких к нему: слякоть, ливень, слезы, лужи.

Образы и символы

Лирическим героем является поэт, вдохновлённый природной сменой сезона, вдохновленный тем, чем вдохновляются очень немногие: слякотью, ливнем, «сухой грустью», «почерневшими проталинами», «кричащим ветром». Лирическим героем является сам Борис Леонидович, каждое стихотворение которого имеет оттенки пейзажной лирики.

Стихотворение «Февраль» наполнено множеством интересных образов. Объемлющий образ февраля является главным в произведении. Остальные образы – составляющие этого ключевого образа, раскрывающие его в более полной мере.

В данных строках представлены два необычных, метафоричных образа. Многие произведения Бориса Леонидовича наполнены звуками, и данное стихотворение не исключение: «грохочущая слякоть», «благовест», «клик колёс», «шумней чернил и слёз», «ветер криками изрыт».

Вторая строфа интересна тем, что в ней нет конкретного образа, но присутствует ощущение движения, причём поэт описывает не «проплывающие» пейзажи, а «едет» лирический герой сквозь звуки колокола, стук колёс, едет туда, «где ливень еще шумней чернил и слез», то есть тоже в «звук».

Третья строфа изобилует образами: «обугленные груши», «сухая грусть», «дно очей». Данные метафоры кратко и точно описывают восприятие поэтом окружающего.

Черные грачи для автора схожи с плодами груши, хоть и не являются золотыми, они обугленные, то есть обгорелые от «черной весны», упомянутой в первой строфе («Весною черною горит.»).

Грачи являются весенними птицами, являются символом марта, признаком весны! Также они символизируют проницательность, мудрость. В стихотворении они «срываются» с деревьев и «обрушивают» «сухую грусть на дно очей». Почему же грусть сухая? Возможно, потому, что она без слёз, она приятная для поэта, вдохновляющая.

В стихотворении «Февраль» поэт часто упоминает черный цвет. Но с традиционным символическим значением пастернаковский черный никак не связан. У автора черный – это противоположность белому, то есть зиме, а это значит, что черный – это тепло, это перемены, это символ возрождения природы.

Чернила, как ещё одно проявление «черноты» в стихотворении, тоже заслуживают особого внимания. Они являются символом вдохновения, символом потенциальных возможностей. Плач, который упоминает автор в начале стихотворения и в конце – это сам процесс создания стихотворения, соответственно, «достать чернил и плакать» можно перевести так: вдохновиться и создать произведение.

Для Бориса Леонидовича особенной является стихия воды. В «Феврале» слово «вода» не употреблено ни разу, но поэт пишет о «слякоти», о «ливне», о «слезах», о «лужах».

Вода – это символ чистоты, источник жизни, а дождь – символ очищения, плодородия. Объединив данные значения и перенеся их на стихотворение Пастернака, можно предположить, что поэт «замаскировал» в произведении освобождение от оков зимы, прозрение. Слёзы можно рассмотреть как «внутричеловеческий» дождь, то есть освобождающий от душевных оков, позволяющий обрести гармонию.

В данных строках автор как бы сопоставляет ливень и слёзы, что является доказательством вышенаписанного.

«Стихи слагаются навзрыд», то есть поэт изливает душу на лист бумаги, делится своими мыслями, переживаниями с читателем, от чего ему становиться легче, лучше, свободней.

Как писать о феврале

Пастернак через образ лирического героя показывает, как писать стихи во время излома зимы, когда февраль уходит, теряя свою природную силу, а на смену ему стремится весна. Автор в это время рекомендует:

То есть, полностью отдаваться вдохновению, не выживать из себя сок Музы с помощью соковыжималки, а излить сразу и всё на бумагу. Лучше всего это делать на природе, где явственней видна смерть зимы и зарождение весны.

Можно взять пролётку и лететь на ней в ближайший парк, оставляя за спиной слякоть таящего снега и звон благовеста. Лететь на пролётке до тех пор, пока шум дождя не станет громче, чем скрип пера, пока крик просыпающейся природы не станет громче крика собственных слез.

Только когда природа начнёт доминировать и подавит эмоции на бумагу лягут настоящие стихи, их напишет частично сам Бог, поэтому надо только расслабить руку и усилить веру.

Анализ стихотворения Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…»

Это стихотворение часто открывает книги избранной лирики Б. Пастернака; оно считается одним из наиболее показательных для ранней манеры поэта. Стихотворение построено на уподоблении ранней весны, ливня (природных явлений) и поэтического вдохновения, начала творчества (состояния души), причем акт творчества становится естественным продолжением процессов, происходящих в природе весной. Средством сближения таких «далеких вещей», как весна, грачи, проталины — и чернила, становится их черный цвет.

По мнению исследователей, «. понятие «черной весны» взято из стихотворения И. Анненского» (Е. Б. Пастернак). Вероятно, имеется в виду стихотворение «Черная весна (тает)» (29 марта>1906), в котором есть следующие строки:

И только изморось, мутна,

На тление лилась,

Да тупо Черная весна

Глядела в студень глаз —

С облезлых крыш, из бурых ям

С позеленелых лиц.

А там, по мертвенным полям,

С разбухших крыльев птиц.

Однако если у Анненского «черная весна» — образ однозначно мрачный, поскольку тема его стихотворения — «встреча двух смертей», покойника и уходящей зимы, то для Пастернака важнее жизнеутверждающая тема прихода весны, чью победу над зимой знаменует появление черных грачей, проталин и т. д. И «благовест» — колокольный звон, и «клик» — победный возглас колес — создают ощущение праздника, торжества. Причем именно весна становится причиной вдохновения поэта, побуждает его к творчеству. Не случайно относящиеся к лирическому герою глаголы в стихотворении стоят в инфинитиве (неопределенной форме): эта форма имеет смысловой оттенок «побуждения», побуждения лирического героя к действию со стороны просыпающейся природы («Достать чернил и плакать!», «писать навзрыд», «достать пролетку», «перенестись»). И поэт бросается навстречу природе, ее стихиям, стремится «перенестись туда, где ливень / еще шумней чернил и слез»: вдохновение отнюдь не предполагает у поэта изоляцию от внешнего мира.

Сорвавшаяся с деревьев стая грачей отражается как в лужах, так и в глазах лирического героя, поэтому его грусть названа «сухой». Он пассивно отдается своим впечатлениям, отливающимся в стихи, и чем меньше сознательной воли лирического героя в этом замешано, чем случайнее кажется выбор того, что им воспринято, тем ближе оказывается процесс стихотворчества к природным процессам («Чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд»).

Если домашнее задание на тему: » Анализ стихотворения Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

Сочинения по теме

  • Темы сочинений по творчеству Пастернака 1. «Природа, мир, тайник вселенной. » (природа в лирике Б. Пастернака). 2. Своеобразие лирического героя поэзии Б. Л. Пастернака. 3. «Любовь — удивленья
  • Комментарий к стихотворению «Мне по душе строптивый норов…» Первое стихотворение цикла «Художник» — своеобразный творческий манифест позднего Пастернака. Признаком подлинного художника поэт считает скромность, презрение к славе, вечное
  • Своеобразие лирического героя поэзии Б. Л. Пастернака I. 1) «Лирический герой» — образ автора, поэта, от лица которого ведется лирическое повествование — страстный монолог, заключающий его переживания, мысли
  • Стихотворение Б. Л. Пастернака «Про эти стихи» Среди поэтов прошлого столетия Б. Пастернак выделяется довольно редкостным свойством – даром поистине неиссякаемой радости, которая после всех разочарований и
  • Стихотворение Б. Пастернака «Любить иных – тяжелый крест» Борис Пастернак – человек сложной судьбы. Обладая незаурядным талантом, он не был понят и принят своей страной. Борис Пастернак не

Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» Пастернака 2 вариант

Стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!” – это яркий образец ранней лирики Пастернака. Поэт возвращался к нему на протяжении всей жизни, не раз переписывал и переделывал, так что оно само стало воплощением идеи о сиюминутности жизни.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение было написано в 1912 году, но Пастернак переделывал его ещё по крайней мере трижды, возвращаясь к поэтическим строчкам на разных этапах своей жизни.Тема стихотворения – изображение порывов человеческой души через призму природы: они одинаково обновляются в преддверии весны.Композиция – кольцевая, закольцовывается выразительным словом “навзрыд”.Жанр – лирическое стихотворение.Стихотворный размер – классический четырёхстопный ямб.Эпитеты – “сухая грусть”, “чёрная весна”, “грохочущая слякоть”.Метафоры – “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.

История создания

Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака – и действительно, оно написано в 1912 году. В 1913 его опубликовали вместе с пятью другими произведениями молодого автора в коллективном сборнике под названием “Лирика”.
Но у него более длинная и интересная история создания: поэт очень любил его и не раз возвращался, так что основа была переделана ещё два раза – в 1928 году и в 1945-м. Дорабатывалось оно с тем, чтобы передать ощущение сиюминутности, которое очень хотел показать Пастернак. Но после последней переделки, 1945 года, он неожиданно вернулся к первой редакции, решив, что так оно наилучшим образом отражает внешнюю и внутреннюю реальность.
Тема
Поэт показывает одновременно пробуждение природы и пробуждение души человека, которая порождает поэзию. В период написания Пастернак увлекался эстетикой символизма, что и нашло своё отражение в данном произведении. Природа обновляется в преддверии весны, а душа человека неизменно следует за ней – такова основная идея, вложенная автором в поэтические строки.

Композиция

Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части. Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая ещё в феврале готовится к весне. С помощью неопределённой формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придаётся побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению природы.
Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль – это ещё зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну.
Концовка произведения имеет ещё один мотив – это творчество. Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается. Но она сложнее, чем кажется на первый взгляд: слово “навзрыд”, которое использовано во второй от начала строчке потом завершает стих и становится последним словом в нём, таким образом закольцовывая композицию. Именно концовка выражает творческое кредо Пастернака, который считал, что стихи пишутся по внутреннему порыву души.

Жанр

Это лирическое стихотворение, которое воплощает в себе одновременно черты философской и пейзажной лирики. Оно имеет два плана: внешний, рассказывающий о природе и человеке, и внутренний, раскрывающий тайны пробуждения поэзии. Связующим мотивом служит также внутренняя рифма в перекрестной рифмовке. Автор использовал для создания произведения классический четырёхстопный ямб.

Средства выразительности

Для того чтобы донести до читателя свои идеи, Пастернак использует самые разные художественные средства, такие, как:

  1. Эпитеты – “сухая грусть”, “чёрная весна”, “грохочущая слякоть”.
  2. Метафоры – “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.
  3. Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.

В нём также используются ассонанс и аллитерация, которые передают настроение поэта и показывают, как, по его мнению, выглядит пробуждающаяся природа. В то же время Пастернак как будто перекидывает мостики между окружающим миром и человеком, используя для этого однокоренные слова – весна у него “чёрная” и в то же время в мире человека также есть кое-что чёрное – это “чернила”.

Тема и жанр

Основная тема стихотворение – это пробуждение двух стихий – Музы и Весны. Первая обновляет душу поэта, вторая заново возрождает мир после суровой зимы. Бог руководит этими двумя стихиями, без него невозможно обновление природы и пробуждение Музы, но поэт во втором случае должен и сам приложить силы, чтобы передать божественные строки на бумагу.

Стих пытается раскрыть два мира – внешний мир природы и внутренний человека, который несёт на себе печать поэта.

Это лирическое стихотворение, написанное в жанре пейзажной лирики с нотками философских размышлений. Написан стих четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой (плакать – навзрыд – слякоть – горит).

Темы, проблемы, настроение

«Творчество» является основной темой «Февраля». Творчество – это одна из трёх составляющих пастернаковской тематики «Любовь, творчество, природа».

В данном стихотворении поэт пишет о невероятной способности природы вдохновлять на свершения, о неразлучности, единстве природы и человека, о зависимости одного от другой. Эту связь можно считать поднятой автором проблемой. Человек зависит от природы! Поэт связан с природой. По ходу стихотворения можно проследить некую градацию.

Можно предположить, что изначально поэт был готов к труду, к работе над произведением, но это был именно труд, то есть не исключается какое-то напряжение, а в последней строфе автор пишет о том, что стихи сами льются на бумагу, «слагаются навзрыд», то есть природа сподвигла поэта на данное свершение, природа руководила пером автора, она помогла ему.

Настроение стихотворения «Февраль» спокойное, вдохновляющее.

Разобрав его, «окунувшись» в расшифрованные пастернаковские символы, «Февраль» можно назвать стихотворением–откровением, стихотворением-мгновением, ведь вдохновение приходит неожиданно, внезапно, необъяснимо, в один миг. Борису Леонидовичу удалось отобразить «это непостижимое» с помощью пейзажей, природных явлений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: