Анализ стихотворения Бунина «Гаснет вечер, даль синеет…»
Оптимистические интонации определяют особенности произведений, появившихся в полтавский период бунинской биографии. Жизнерадостного героя стихотворения «Бушует полая вода…» ошеломляют шум, запахи и краски наступающей весны: он замечает и журчание ручьев, и свежесть просыпающегося сада, и блеск луж.
Сходным настроением проникнуто произведение, написанное в 1892 г. Личность субъекта речи не типична для поэтики Бунина: фигура добросовестного труженика, находящего счастье в физической работе, восходит к образу знаменитого кольцовского сеятеля, которому «сладок отдых» на снопах, налитых зерном. Близость к народному песенному началу выявляется не только при помощи указанных аллюзий. Молодой поэт стремится продемонстрировать верность традициям и на формальном уровне, обращаясь к хореической строке и сочетая ее четырех– и трехстопные разновидности.
Картины летних вечера и ночи, представленные в тексте, начинает анафора. Определяя художественное время, она выполняет немаловажную идейную функцию, передает приподнятое настроение лирического «я», его поэтический взгляд на обыденные явления.
В начале первой строфы появляется ведущая характеристика художественного пространства – его безграничность. Окидывая взглядом бескрайние плодородные поля, герой испытывает спокойную радость, удовлетворение. Умиротворенное настроение поддерживается колористической гаммой: мягкие вечерние тени, синеющий горизонт, свет заходящего солнца. Живописной картине соответствуют акустические образы. В тишине, стоящей вокруг, слышны отдаленные звуки: колокольный звон из деревенской церкви и песня лесной кукушки. Автор упоминает и о приятных ароматах растений-медоносов, благодаря которым можно довольно точно указать художественное время текста – июль.
В пейзажной зарисовке второй части появляются новые акценты. Красная заря гаснет, уступая место звездам, свет которых определяется комплексом характеристик: кроткий, приветливый, тихий. Герой, оставшийся на ночевку в поле, ощущает дуновение теплого ветра.
Первую строфу завершает бодрый вывод о достойной и счастливой доле человека-труженика. Аналогичная мысль присутствует и в финале. Она дополняется развернутым пояснением, окрашенным более спокойной, размеренно-убаюкивающей интонацией: благосклонная природа помогает утомленному, но довольному результатами своего труда работнику погрузиться в спокойный сон.
Иван БунинРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
27.02.2020
Бунин И. «Гаснет вечер, даль синеет»
Главные герои стихотворения «Гаснет вечер, даль синеет» и их характеристика
- Лирический герой, автор. Наблюдатель. Завидует простым труженикам.
План пересказа стихотворения «Гаснет вечер, даль синеет»
- Гаснет вечер
- Степь и нива
- Мед и гречиха
- Звон из деревни
- Кукушка
- Ночевка в поле
- Закат
- Ветер
- Звезды
- Мирный сон
Главная мысль стихотворения «Гаснет вечер, даль синеет»Счастлив тот, кто един с природой.
Чему учит стихотворение «Гаснет вечер, даль синеет» Стихотворение учит уметь хорошо трудиться, и хорошо отдыхать. Учит любить родную природу, видеть красоту окружающего мира.
Анализ стихотворения «Гаснет вечер, даль синеет» Стихотворение было написано Иваном Буниным в 1892 году. По жанру это пейзажная лирика. Стихотворение написано от третьего лица. Время действия — первая половина лета (кукует кукушка), вечер. Автор с любовью и некоторой завистью описывает засыпающую природу и несколько раз повторяет слово «счастлив». Он действительно думает, что для человека нет большего счастья, чем заснуть в чистом поле, после тяжелых трудов, чувствуя свое единение с природой. Стихотворение разделено на две строфы по времени. В первой строфе описан вечер, во второй наступила ночь. Стихотворный размер хорей, рифмовка параллельная.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Гаснет вечер, даль синеет» Эпитеты: белая гречиха, теплый ветер, темном небе, темной ночью, тихим светом, мирным сном, звездным небом, степи широкой. Метафоры: гаснет вечер, даль синеет, звон долетает, закат краснеет, мерцают кротко, тихим светом, уснет глубоко, уснет на степи. Олицетворения: солнышко садится, звезды мерцают кротко, светятся с приветом Анафора: гаснет вечер.
Пословицы к стихотворению «Гаснет вечер, даль синеет» Умеешь трудиться, умей отдыхать. Кто с трудом в ладу, тот и с отдыхом не в споре. Беспечальному сон сладок. Вечер покажет, каков был день. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Гаснет вечер, даль синеет» Гаснет вечер, садится солнышко, вокруг только степь и колосящаяся нива. Пахнет медом, из деревни долетает колокольный звон. В роще кукует кукушка. Счастлив тот, кто ночует в поле после работы. Солнце скрылось, краснеет закат. Счастлив тот, кому дует теплый ветер на закате, кому светят в небе звезды и кто, устав на работе, уснет мирным сном.
Гаснет вечер, даль синеет, Солнышко садится, Степь да степь кругом — и всюду Нива колосится! Пахнет мёдом, зацветает Белая гречиха… Звон к вечерне из деревни Долетает тихо… А вдали кукушка в роще Медленно кукует… Счастлив тот, кто на работе В поле заночует!
Гаснет вечер, скрылось солнце. Лишь закат краснеет… Счастлив тот, кому зарею Тёплый ветер веет; Для кого мерцают кротко, Светятся с приветом В тёмном небе тёмной ночью Звёзды тихим светом; Кто устал на ниве за день И уснёт глубоко Мирным сном под звёздным небом На степи широкой!
Источник
Конспект урока по теме «И.А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…»»
Цель урока: Постижение идеи произведения
Задачи урока:
- ознакомление с биографией и творчеством автора;
- организация эмоционального читательского восприятия текста;
- формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
- формирование представлений о способах создания образа-переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
- обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.
Обеспечение урока: учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, рабочая тетрадь «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, компьютер, мультимедийное оборудование; индивидуальные листы со схемой «Они писали стихи о природе»,