Конспект урока по литературному чтению по произведениям с. маршака для 3 класса

Конспект урока по литературному чтению по произведениям с. маршака для 3 класса

Анализ стихотворения «Дождь» Маршака

Миниатюра «Дождь» Самуила Яковлевича Маршака – часть сборника «Избранные стихи», составленного из так называемой «взрослой» лирики поэта. Впрочем, именно это стихотворение вполне универсально по своему читательскому назначению.

Стихотворение создано не позднее 1949 года. Поэту в эту пору исполнилось 62 года, он в очередной раз награжден государственной премией за свое творчество, завершил работу над переводом сонетов У. Шекспира, ведет переписку с детьми, начинающими авторами изо всех уголков страны. С 60-летием его чествовали самым торжественным образом. Социальный заказ на патетическую ораторию позволил поэту сблизиться с композитором С. Прокофьевым. Впрочем, цензура не дремлет: перед переизданием книги С. Маршаку пришлось перерабатывать «Мистера Твистера», чтобы усилить идеологический аспект. Несколько лет назад поэт пережил большое горе – смерть сына Якова, также было окончательно подорвано здоровье его супруги. В жанровом отношении – пейзажная лирика, по размеру – ямбические стихи со сложной рифмовкой, в которой рифмуются и финальные строчки строф. Первое трехстишие открывается картиной начала дневного дождя (время суток известно по первоначальному названию стихотворения «Гроза днем»). «Проехал грохот»: метафора. Пауза между строфами – словно краткая передышка перед грозой в стихотворении. Дальше начинается перечислительная градация, звукопись которой имитирует звук барабанящих по крышам и ведрам капель. Вообще, в финальном семистишии в стихах поднимается форменный шум, поскольку дождь стучит по железу, дереву. Судя по всему, поэт описывает погоду в городе. Интересно, что в данном стихотворении С. Маршак продолжает традиции своей детской поэзии. Эпитеты просты, строго говоря, например, «зеленые листья» — не художественный, а так называемый «точный» эпитет. Остаются только наречные «весело и быстро» и, разумеется, «пролетный» (этот эпитет появился только к третьему переизданию книги). Анафора: по всем. Местоимение «мы» словно приглашает читателей любоваться дождем вместе с писателем. Лексика безыскусна, разговорна, в интонации чувствуется сдержанная радость, почти детское удивление немолодого поэта перед вечно новыми природными явлениями. Тема классическая, вневременная.

В зрелые годы поэт публикует лирику, адресованную взрослому читателю. Стихи о природе занимают особое место в его поэзии.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Герои рассказа

Герой-рассказчик напоминает лирического героя из стихотворений. Читатель ничего не знает о его жизни и занятиях, зато считывает его чувства, его душу. У героя есть возлюбленная, ею полон его краткий сон. К ней он несётся на рассвете в первом сонном трамвае в промокших клетчатых домашних туфлях и блеклом халате. Такой поступок может свидетельствовать о спутанном сознании героя (он проснулся во время грозы, его «опьянили эти синеватые содрогания») или высоком эмоциональном напряжении, катарсисе, который переживали в театре древние греки и переживает герой-рассказчик в собственном дворе, ставшем ареной мистических событий.

Другой герой – громовержец, Илья-пророк. Этот мифологический персонаж объединяет сразу все упомянутые мифологии. Он появляется как громовержец (название Зевса): «Седой исполин, с бурной бородою, закинутой ветром за плечо, в ослепительном, летучем облачении». Затем громовержец превращается в пророка Илью.

Упавший Илья встаёт грузно, его лицо темнеет, борода растрёпана, он сердито качает головой и прихрамывает.

Опускаясь всё ниже, сначала на крышу, а потом во двор, пророк всё больше «заземляется» и становится обычным сутулым тощим стариком в рясе, со смуглой лысиной, каким, наверное, был пророк Илья в земной жизни. Он кряхтит в поисках колеса, у него крупный костистый нос, с кончика которого стекает светлая капля. То есть из позиции бога герой почти мгновенно перемещается в позицию человека, да ещё и жалкого, вызывающего сочувствие или насмешку.

В противовес этому герой-рассказчик, помогая отыскать колесо, из обычного молодого человека превращается в пророка Елисея, ученика Ильи и его помощника.

Краски дивной красоты у небесной РА-дуги

Стихи про цвета радуги

Каждый охотник желает знать где сидит фазан

Излишне даже напоминать,
Давно известно нам:
Каждый охотник желает знать
Где сидит фазан.

Красный цвет, его наряднее нет.
Оранжевый цвет – солнечный свет.
Жёлтый цвет – в него лимон одет.
Зелёного цвета много в лесу летом
Голубой – цвет неба, знает любой.
Синий – это цвет холодный, зимний.
Фиолетовый – радуги цвет последний.
Фаина Фанни

Радуга

Я гуляла на лугу
Увидала радугу.
Будто маленькой сестричке
Заплела ей две косички.
Перепутала цвета,
Стала радуга не та.
Не пойму, в каком порядке
У нее цветные прядки!
Чтобы радуге цвести
Нужно косы расплести.
С. Пшеничных

Радуга

Стою и радуюсь:
Радуга, радуга!
Полоса — к полоске,
Линия — к линии:
Желтая, зеленая, красная, синяя…
Мне сказали, будто это –
Все из солнечного света.
Если вместе их смешать,
Будет просто свет опять.
И. Векшегонова

Дождик и радуга

С неба слёзки падают —
Кап-кап-кап.
Никого не радуют —
Кап-кап-кап.
Тучки солнце спрятали —
Кап-кап-кап.
Дождиком заплакали —
Кап-кап-кап.
Посмотри вот радуга —
Улыбнись!
Семь цветов, всех радуя,
обнялись:
Красный — это солнышко
Поутру.
Жёлтый — одуванчики
на лугу.
Есть у нас оранжевый —
апельсин.
А зелёный куст растет —
у осин.
Голубого неба цвет —
над тобой.
Синий — море синее
за кормой.
А ещё у радуги фиалок цвет,
Маме фиолетовый подари букет.
Л. Огурцова

***

Радость, видите, какая!
В небе радуга сияет!
Краски дивной красоты
У небесной РА-дуги.
Семь цветов сложились вместе,
Словно ноты в дружной песне.
Здесь и Солнце в жёлтом цвете,
Зелень всех лесов планеты,
Синь небесной глубины,
Фиолетовые сны.
Кто доверил нотный стан
Всем цветным карандашам?
Е. Вита

***

Необычный мосток
Протянулся на восток —
Яркий, семицветный,
Издали приметный,
Выгнутый, слоеный,
Над березкой с кленом,
Над извилистой рекой,
Над дорогой полевой.
Красный и оранжевый,
Желтый и зеленый,
Голубой и синий,
Фиолетовый –
Радуге порадуйтесь,
Солнцем сотворенной
Из дождинок – бусинок,
В это лето вы.
Дергунова Т.

Радуга

Через дождик солнце светит –
Как же это
не заметить?
И волшебною дугой,
Семицветной радугой,

Через озеро и в лес,
Коромыслом до небес,
Ярким семисветом,
Летом, только летом:

Фиолетовый, зелёный,
Красный, синий, голубой,
И оранжевый, и жёлтый –
Слились радугой-дугой.

А кто первым увидал –
Вмиг желанье загадал.
Обещаю всем заранее,
Что исполнится желание.
Любовь Эриксон

Радуга семицветная

КРАСНЫМ полотнищем в небе заря.
Лучик ОРАНЖЕВЫЙ людям даря,
ЖЁЛТОЕ солнце утром встаёт.
Гимны ЗЕЛЁНЫЕ поле поёт.

Цвет ГОЛУБОЙ у планеты Земля.
СИНЕЕ небо глядится в моря,
Облачком машет и шлёт всем привет,
Ночью раскроет о звёздах секрет.

Ветер нагнал ФИОЛЕТОВЫХ туч,
Дождь заструился. А солнечный луч
В капли дождя заглянул озорно,
Стало от РАДУГИ яркой светло.

Предлагаем почитать на нашем сайте статьи про другие природные явления:Загадки про дождьСтихи про дождьЗагадки про ветерСтихи про грозу

Желаем всем радужного настроения!

В этом видео ещё больше стихов про радугу. Почитайте их вашим детям.

https://youtube.com/watch?v=fMruXr16pUw

Это – не страсти Содома, просто сегодня гроза…

Красивые стихи про грозу

***

Слезу роняла береза,
Рыдали навзрыд тополя.
Тихо кручинилась роза,
Белугой ревела земля.

К полному слез водоему
Гибко склонилась лоза.
Это – не страсти Содома,
Просто сегодня гроза…

Гроза

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится.
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья,
Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке,
Эту молнию мысли и медлительное появленье
Первых дальних громов — первых слов на родном языке.

Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева,
И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
Травы падают в обморок, и направо бегут и налево
Увидавшие небо стада.

А она над водой, над просторами круга земного,
Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы.
И, играя громами, в белом облаке катится слово,
И сияющий дождь на счастливые рвётся цветы.
Николай Заболоцкий

***

Гроза так рявкнула над домом,
Так гневно глаз её сверкнул,
Что я невольно сжалась комом,
Для верности вцепилась в стул,
Он пошатнулся… не упала —
Поймала сильная рука…
И снова огненное жало
Из туч нависшего клубка
Блеснуло с яростным желаньем
Сжечь всё, что станет на пути,
И снова треск и громыханье…
Так небеса гроза трясти
Над нашей крышей продолжала
Примерно час… и ливень лил,
Дул ветер, набирая баллы,
Но всё же выбился из сил,
И стихло всё… Гляди, любуйся,
На радостный умытый мир,
Как будто не было в нем буйства,
Ни страха не было, ни дыр
На небе черном с алой пастью,
Плевавших бешеным лучом…

Как мало всё же нашей власти
Над миром, где мы все живём!
Анна Опарина

Ход УРОКА.

I. Организационный момент.

Начинается урок,

как всегда пойдет он впрок.

Постараюсь всё понять —

С интонацией читать.

II. Работа над интонированием, смысловой интонацией

Слайд № 2 Чтение предложения с различной интонацией и выделением голосом нужного слова:

К нам весна пришла (. – спокойно сообщаем,! – восхищаемся, радуемся,? – спрашиваем,! – спрашиваем, удивляясь, … — огорчаемся смене погоды,! – радостно сообщаем об этом друзьям).

III. Постановка темы урока.

Слайд № 3 Учащиеся по просьбе учителя зачитывают отрывки из произведений. Назовите произведение. («Вот какой рассеянный», «Двенадцать месяцев», «Багаж»)

Однажды на трамвае

Он ехал на вокзал

И, двери открывая,

Вожатому сказал:

— Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у вокзала

Трамвай остановить?

Слайд № 4

Королева издает приказ о том, чтобы к Новому году была доставлена во дворец полная корзина подснежников…

Слайд № 5

Дама сдавала в багаж

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

— Кто является автором этих произведений? (С. Я. Маршак) Слайд № 6

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями этого автора.

IV. Вводная беседа. Биография С. Я. Маршака.

Слайд №7

А сейчас немного о Самуиле Яковлевиче Маршаке.

Самуил Яковлевич Маршак родился 22 ноября 1887 г. в Воронежской губернии

В семье заводского техника, талантливого изобретателя.

Слайд №8

А началось всё, когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. А в 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.

Слайд № 9 Первый раз произведения Самуила Яковлевича Маршака напечатали в 1907 году, когда ему было 20 лет. Это были лирические стихи и переводы.

Слайд № 10 Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был добрым другом детей.

Творчество Маршака многообразно. Это сказки, песни, загадки, стихи.

Выставка книг С. Я. Маршака. Краткий обзор.

V. Физкультминутка.

Слайд № 11. Проведение физкультминутки по стихотворению С. Я. Маршака

— Эй, кузнец, Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу,

Молодец,

Захромал мой жеребец. разводят руки в стороны,

Ты подкуй его опять.

— Отчего ж не подковать!

Вот гвоздь, ударяют кулаками перед собой в воздухе на каждое слово –

Вот подкова. всего восемь раз.

Раз, два – и готово!

VI. Основная тема урока.

Стихотворение “Гроза днем”.

— Сейчас мы познакомимся с еще одним стихотворением Маршака.

Слайд № 12

Звучат раскаты грома и шум дождя. Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. (стр. 112 учебника)

Вопросы по тексту.

— Какое чувство испытывает автор во время грозы?

(Автору нравится гроза. Он одушевляет её. Для него гроза живое существо. Гром проехал. Все молчит. Только живые существа могут проехать и молчать.)

— Что нам помогает услышать грохот грома и шум дождя? Какой звук в словах повторяется? (Звук Р).

— Почему дождь стеклянный? (Звон капели, перезвон, когда капли ударяют по железу.)

Работа по иллюстрации в учебнике. Сопоставление

— К какой части стихотворения выполнена иллюстрация? Почему? Докажите. (Второе четверостишие)

VIII. Стихотворение “В лесу над росистой поляной”

Слайд № 13 вставить фото птиц

На территории нашей страны большое разнообразие птиц. И у каждой свой неповторимый голос, песня.

Слайд № 14

Прослушайте и отгадайте чей голос сейчас прозвучит. (голос кукушки).

— Сейчас мы познакомимся с еще одним стихотворением С. Я. Маршака.

Прочтение стихотворения. “В лесу над росистой поляной” на стр. 113 учебника.

Прочитайте стихотворение про себя. Беседа по тексту.

— О чем оно?

— Кто лирический герой этого стихотворения? (автор)

— Где он живет? (городской житель)

— Что он увидел в лесу? (росистую поляну)

Работа над четверостишьями.

Рассвет стеклянный (звонкий, чистый). Вопрос и ответ (начинаем считать)

Рассвет. Память о кукушке, как напоминание о лете.

Воспоминание о месте встречи с кукушкой. Прятки с кукушкой (не видно ее, только голос)

Выразительное чтение.

Обобщение по стихотворению.

— Какие чувства вызывает это стихотворение? Какие воспоминания о лете оживило это стихотворение в вас?

Слайд № 15 Работа по картине Ивана Ивановича Шишкина «Лесная поляна». Иван Иванович Шишкин – великий русский художник второй половины 19 века. Знаменит своими пейзажами. Одна из его работ «Лесная поляна», выполнена в конце 1880 года. Сопоставление стихотворения и картины.

— Можно ли сказать, что картина нарисована к данному стихотворению? Почему?

— Что вы можете рассказать об этой картине?

IX. Итог.

Оцените, как прошел сегодняшний урок для Вас. Дети рисуют на листочках по выбору яблоко, цветок, желтый листок, зеленый листок и прикрепляют на дерево.

Стихотворение «В лесу над росистой поляной…»

Мальчик хочет забрать с собой воспоминания о летнем туманном рассвете, о кукушке, которая с ним играла, о лагере в лесу.

Такое желание появилось из-за того, что он и зимой хочет помнить о прекрасных летних моментах.

Песни кукушки довольно необычны, они непохожи на пение других птиц.

Я думаю, многие даже задавали кукушке вопросы о жизненном возрасте и «считали её ответ».

Её кукование обрывистое и твёрдое, как будто стуки по стеклу.

Скорее всего, поэтому поэт назвал его стеклянным.

А следующее выражение, думаю, связано с поверьем спрашивать у этой птицы, сколько лет ты проживёшь.

Хотя, возможно, она может ответить и на другие вопросы.

Песни кукушки таинственны и по-особому волшебны.

Они вызывают у меня печаль.

Так как не хочется, чтоб птица замолкала, но в определённый момент она всё равно это делает.

А также стихотворение наполнено тоской по уходящему лету.

Это подчёркивает грусть от кукования птицы.

3. Как бы ты озаглавил это произведение? Почему?

«Печальное пение», «Последние звуки лета», «Кукушка», «Символ уходящего лета», «Летние воспоминания», «Память о лете».

Для меня это произведение наполнено лёгкой тоской и грустью по уходящей поре.

Предложенные мною названия объединяют слова поэта и дают им общую оценку.

Они подчёркивают главную мысль, эмоции и настроение мальчика.

Я читаю произведение в нормальном темпе, со спокойным, сообщающим и поднесённым тоном.

В первых строках я выделяю слова «росистой», «стеклянный».

Затем подчёркиваю голосом слова «память», «о лете».

В последних строках главными для меня являются слова «лагерь, палатки», «птицу».

Непарные строки я читаю более поднесено и медленно, а в парных делаю акцент на сообщающий тон и слегка ускоряю темп.

Сюжет и композиция

Сюжет рассказа подобен сюжету лирического произведения. Во внешнем мире не происходит почти ничего: начинается и заканчивается гроза. Это происходит ночью. Остальные события рассказа (встреча с потерявшим колесо громовержцем, помощь ему в поиске колеса) плохо соотносятся с реальностью и становятся отражением внутреннего мира героя.

Но в рассказе невозможна однозначная, «правильная» трактовка происходящего. Любой анализ рассказа будет субъективным и неполным. Мифологический мир рядом — это часть земного, реального мира, которую герою удалось увидеть? Или мифологический мир – плод воображения героя, находящегося, как бы мы сейчас сказали, в состоянии изменённого сознания? Или герой просто спит? Читатель может предполагать, что задумал писатель, погружаясь в мир образов рассказа. Но Набоков, оттачивающий свой слог и работающий с каждым словом, скорее всего, сам стремился к двусмысленности и неопределённости.

Рассказ начинается с поэтического пейзажа. Первое предложение ритмически похоже на начало стихотворения. Предгрозовой пейзаж наполнен запахами (буйным благоуханьем цветущей липы), звуками (ветер, хлопающие ставни окон, глухая груда грома), цветами (тусклая темнота, янтарные провалы, чёрная стена, тёмно-лиловое небо), формами и объёмами (туманные громады, звёздный просвет, глубокий двор, провалы, тени рук и волос). Пейзаж динамичен. В движении находятся, улетают даже рамы окон.

С первого абзаца читатель готовится к вторжению в реальность мистического и мифологического. Над железным ставнем парикмахерской оказывается висячий щит, золотое блюдо. Это погружение в античный мир, аллюзия на золотой щит Агамемнона. Во втором абзаце появляется христианский мотив: «Рубашки, распятые на светлых верёвках».

Двор в рассказе становится ареной мистических событий, не переставая быть обычным двором, где растут кусты сирени, «взлетают печальным лаем» голоса старьёвщиков, рыдает искалеченная скрипка. Двор становится античным театром, где на песню белокурой нищенки из окон свешиваются горничные, нагибая голые шеи. Этот взгляд сверху (только так увидишь голую шею) делает рассказчика творцом нового мифа, в котором он сам оказывается.

Мистика в рассказе начинается с момента, когда герой просыпается в разгар грозы. Грохот ломает небо, даже воздух становится неземным, а сердце героя «звенит, как стекло». Читателя поражает перемена, случившаяся со спустившимся на землю Ильёй. Он с нетерпением ждёт, когда жалкий старик снова полезет на небо со своим колесом от детской коляски. В момент кульминации Илья, легко переступив с крыши на тучу, снова становится величественным, как Бог.

В развязке герой спешит поделиться увиденным с возлюбленной, хотя и понимает, что она ему не поверит. Герой вжился в миф и стал его сотворцом, он подобен женщинам, увидевшим камень на могиле Христа отодвинутым и спешащим к его последователям с этой новостью.

Ветер, волны, шторм

Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, Завертелся, закружился и столбом до неба взвился.
ОТВЕТ
Смерч

Носится, свищет, мечется, рыщет. Где пробежит — листик дрожит. Где пронесётся — дерево гнётся.
ОТВЕТ
Ветер

Ветер в море бушевал, превращая волны в вал, Натворил немало дел. И куда Нептун смотрел!
ОТВЕТ
Шторм

Фырчит, рычит, ветки ломает, Пыль поднимает, тебя с ног сбивает.
ОТВЕТ
Ветер

Белые кудряшки — бодливые барашки. Они за дождиком в лесок по озеру идут, Но только ступят на песок — вздохнут и упадут.
ОТВЕТ
Волны

Без рук, без ног – по полю скачет, Под окном стучится, в избу просится.
ОТВЕТ
Ветер

В тихую погоду нет нас нигде, Как ветер подует бежим по воде.
ОТВЕТ
Волны

Видишь – «мглою небо кроет», Волны ходят, ветер воет: Буря сильная на море Лодкам маленьким на горе.
ОТВЕТ
Шторм

По морю идет, идет, а до берега не дойдет — тут и пропадет.
ОТВЕТ
Волна

Без голоса кричит, без зубов кусает, Без крыльев летит, без горла завывает.
ОТВЕТ
Ветер

Что за слабый ветерок паруса надуть не смог?
ОТВЕТ
Штиль

Бежал по тропке луговой — цветы кивали головой. Бежал над речкой голубой – вся речка сделалась рябой.
ОТВЕТ
Ветер

Анализ стихотворения Маршака «Дождь»

Стихотворение «Дождь» открывает новую сторону поэтического таланта Самуила Яковлевича Маршака. Если большинству читателей Маршак известен преимущественно как детский поэт, то в этом произведении он предстает как искусный пейзажист. Подобно кинорежиссеру он запечатлевает мгновение реальности, чтобы читатель мог не только увидеть, но и услышать все, что происходит в природе.

Стихотворение «Дождь» также известно как «Гроза днем». Именно под таким названием оно впервые было опубликовано в сборнике «Избранные стихи» в 1949 году. Самуил Яковлевич представляется очень требовательным по отношению к себе человеком, ведь в каждом издании в поисках более точного эпитета он менял слова в тексте стихотворения. Так в первой публикации дождь оказывается «незримым», затем «нежданным», и только потом становится «пролетным».

Стихотворение состоит из двух строф, причем строки в них расположены неравномерно. Первая представляет собой терцет. Вторая строфа – состоит из семи строчек. Таким образом, схема стихотворения выглядит как aab cddceeb. Такая композиция не случайна. Автор рисует картину летней грозы, поэтому пауза в ритме стихотворения точно совпадает с мгновением тишины, которое наступает после раската грома.

Нужно отметить, что этот раскат читатель может явственно вообразить благодаря использованному приему аллитерации. В обеих строфах поэт ловко играет звуками, чтобы создать впечатление, будто дождь стучит прямо за окном, где бы читатель при этом не находился. В терцете повторяется согласные «г» и «р» – «голубому», «проехал», «грохот». Так и слышится, как рокочет в ясном небе.

Благодаря чередованию согласных «п», «с», «т», «к» («весело», «быстро», «листьям», «цветникам», «скамейкам» и др.) легко представить, как отскакивают от различных предметов бойкие капли дождя. Впечатление, будто барабанят капли, создается с помощью анафоры – несколько строк подряд открываются одним и тем же предлогом:
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам…

Картина, которую рисует в воображение стихотворение «Дождь», видится невероятно яркой. Автор сразу задает тон – голубое небо, сочная зелень, цветники и скамейки, перенося читателя в солнечный летний день. Радостного настроения не нарушит неведомо откуда налетевшая гроза. Думается, что это произведение стоит перечитывать именно в те моменты, когда неожиданно настигают невзгоды. Тогда жизнерадостные образы напомнят, что дождь скоро пройдет, и вновь настанут счастливые теплые дни.

Самуил МаршакРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Стихи про грозу и любовь

Гром небесный

Был вечер к десяти,
И не было такси
И сильная гроза,
И ты, промокшая насквозь.
Спросил я: – Подвезти?
Сказала: – Подвези!
И встретились глаза,
И всё внутри оборвалось.

Откуда ты взялась?
Влетела, ворвалась.
Притронулась рукой,
И сразу стала мне родной.
Меня на помощь звал
И тайну открывал
Негромкий голос твой
И этот разговор ночной.

Куда часы спешат?
Тебе пора бежать,
И лужи отражают уходящую тебя.
Дождь катится с плаща,
Любимая, прощай,
Прощай, моя судьба,
Не исчезай, моя судьба!

Гром небесный, вещий голос,
Знак такой зовут судьбой.
Просто небо раскололось
Надо мною, над тобой.
Гром небесный, вещий голос
Прокатился стороной,
Просто небо раскололось
Над тобой и надо мной.
Лариса Рубальская

Поцелуй под дождем

Отцветала сирень,
Проливались дожди,
Шли промокшие тени
Сквозь озябшие дни,
В танце молния в небе,
Гром глухой хохотал,
Крошки мокрые хлеба
Голубь в луже клевал,
В парке летняя осень,
На скамейках пустых,
Тополиная проседь
На прожилках воды…
Мы под ливнем обнявшись,
В сладкой ласке уснув,
Нежно за руки взявшись,
И в любви утонув…
Венедикт Немов

Короткие стихи для детей дошкольного возраста

Читайте с удовольствием, и приобщайте к творчеству детей. Учите наизусть стихи Самуила Яковлевича Маршака, почти все они заучиваются быстро и без труда, так как хорошо рифмуются. Коротенькие вообще врезаются в память и их оттуда можно извлечь не прикладывая больших усилий.

*****

Олени

Трудно оленямБежать по ступеням.Боюсь, что олениСломают колени.

*****

Дважды два

ТаблицаУмноженияДостойнаУважения.

Она всегда во всем права:Чтоб ни случилось в мире,А все же будет дважды дваПо-прежнему четыре.

*****

Ежик и лисица

Бежит ежикВдоль дорожекДа скользит на льду.

Говорит ему лисица:— Дай, переведу.

Отвечает серый ежик:— У меня две пары ножек.Сам я перейду!

*****

Радуга

В небе гром, гроза.Закрывай глаза!Дождь прошел. Трава блестит,В небе радуга стоит.

Поскорей, поскорейВыбегай из дверей,По травеБосиком,Прямо в небоПрыжком.

Ладушки, ладушки!По радуге, по радужке,По цветнойДугеНа однойНоге.Вниз по радуге верхомИ на землю кувырком!

*****

Волк и лиса

Серый волк в густом лесуВстретил рыжую лису.

— Лисавета, здравствуй!— Как дела, зубастый?— Ничего идут дела.Голова еще цела.— Где ты был?— На рынке.— Что купил?— Свининки.— Сколько взяли?— Шерсти клок,ОбодралиПравый бок,Хвост отгрызли в драке!— Кто отгрыз?— Собаки!— Сыт ли, милый куманек?— Еле ноги уволок!

*****

Лайфхак как быстрее выучить стих — перепишите его на бумагу, а лучше сделайте это несколько раз. Таким образом можно не только стихи учить. Такой метод отлично поможет подготовиться к экзаменам в старших классах.

Барашек

— Ты скажи, барашек наш,Сколько шерсти ты нам дашь?

— Не стриги меня пока.Дам я шерсти три мешка:Один мешок — Хозяину,Другой мешок — Хозяйке,А третий — детям маленькимНа тёплые фуфайки.

*****

Стихи Маршака широко используются в детских садах и в младшем дошкольном образовании как пример для подражания, либо как пример высмеивания невежества. Они интересны и понятны детям любого возраста, с их помощью можно познавать окружающий мир, обучаться и приобщаться к труду.

Бабушкины любимцы

Есть у старушки телушка-пеструшка.Травку в корзине ей носит старушка.Бабушкин козлик не ходит со стадомБабушка кормит его виноградом.

*****

Баю-баю, детки

Баю-баю, деткиНа еловой ветке.

Тронет ветер вашу ельЗакачает колыбель,

А подует во весь духКолыбель на землю бух.

*****

Воробьи по проводам

Воробьи по проводамСкачут и хохочут.Верно, строчки телеграммНожки им щекочут.

*****

В 1920 году не без помощи писателя в Екатеринодаре (ныне Краснодар) открывается первый в стране детский театр. Много сил Маршак приложил для его становления и развития, писал пьесы. Вскоре театр превратился в «Детский городок» со своим садиком, школой и библиотекой.

Переполох

Затявкал маленький щенок.Корова замычала.От страха кот вскочил в челнок,Поплыл куда попало.

Захлопал крыльями петух,Запел что было мочи.И на пол грохнулся пастух,Проснувшись среди ночи.

*****

Встреча

Однажды аист длинноногийЛягушку встретил на дороге.

«Ох, не люблю вас, долговязых!»Она проквакала, вздохнув.

«А я люблю вас, пучеглазых»Сказал он, раскрывая клюв.

*****

А, Бе, Це

Знаешь буквы А, Бе, Це?Сидит кошка на крыльце,Шьет штанишки мужу,Чтоб не мерз он в стужу.

*****

Маленькие феи

Три очень милых феечкиСидели на скамеечке

И, съев по булке с маслицем,Успели так замаслиться,

Что мыли этих феечекИз трёх садовых леечек.

*****

Публикация «Конспект урока по литературному чтению по произведениям С, Маршака для 3 класса» размещена в разделах

  • Литературное чтение
  • Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Начальная школа. 3 класс
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014

Оборудование:

ПК с процессором, проектор, экран

аудиозаписи «Шум дождя», «Голос кукушки»

презентация

УМК. Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 3 класса начальной школы В 2 частях. Часть 2 (сост. Л. Ф. Климанова и др.) .- 4-е издание — М. : Просвещение, 2008. год

портрет С. Я. Маршака, выставка книг С. Я. Маршака.

демонстрационный материал «Птицы, обитающие на территории Мурманской области»

репродукция И. И. Шишкина «Лесная поляна».

Листы бумаги, фломастеры, магниты.

Ах, гроза-егоза, молний рыжие глаза

Стихи про грозу для детей

Радуга

В небе гром, гроза.
Закрывай глаза!

Дождь прошел. Трава блестит,
В небе радуга стоит.

Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве
Босиком,
Прямо в небо
Прыжком.

Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке,
По цветной
Дуге
На одной
Ноге.
Вниз по радуге верхом
И на землю кувырком!
Самуил Маршак

Гром гремит на всю округу…

Гром гремит на всю округу.
Грому рады — ровно другу.
С треском, с грохотом гремит
Так, что всё вокруг дрожит…
Ну и треск! Вот это гром!
Ох, гроза! Пожар кругом:
Так сверкнёт вокруг вдруг ярко.
От грозы на небе жарко!
Гром народ благодарил:
Гром прохладу подарил.
Роман Сеф

***

Погулять гроза решила,
Гром с цепи она спустила.
Гром гремит, гремит, гремит.
Стрелка молнии блестит.
Дождь летит вниз головой
И стучит по мостовой.
А за тучей, а за тучей
Прячет солнце жёлтый лучик.
Гонят прочь грозу все дети.
Пусть ромашкой солнце светит.
Керстен Т.

***

Ах, гроза-егоза,
Молний рыжие глаза,
Дождь небрит и колюч
Бородой торчит из туч.
Бом! — по крышам – Тили-бом! —
Босиком гуляет гром.
А кошачьи чердаки
Продувают сквозняки.
А в собачьей конуре
Под окошком во дворе
Ненамного веселей –
Ветер дует из щелей.
Лишь на кухне за столом
И уютно, и тепло.
Дома нам не страшен гром.
Хорошо иметь свой дом!
Царев И.

Начинается гроза

Начинается гроза,
Потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза,
В небе — вспышки молний.

Ветер треплет цветники
На зеленом сквере,
В дом ворвались сквозняки,
Распахнулись двери.

Сестры в комнату скорей —
Мамы нету дома.
Может маленький Андрей
Испугаться грома!
Вспыхнул на небе пожар,
Сосны зашумели,
Сестры, словно сторожа,
Встали у постели.

Но вполне спокоен брат —
Не заметил молний,
Ручки вытащил и рад
И лежит, довольный.
Агния Барто

***

Загремел на небе гром,
Сотрясается весь дом,
Ведь на улице гроза.
Я зажмурила глаза.
Молнии сверкают ярко,
Утром было очень жарко.
Не могу совсем я спать,
Лучше спрячусь под кровать.
Нет, совсем я не трусиха!
Просто посижу там тихо.
Губская Н.

***

В небе что-то грохотало,
Капля на нос мне упала.
Папа сразу мне сказал:
«Начинается гроза!»
Я надела новый плащ.
Ну давай же, тучка, плачь!
Поливай меня дождём!
Мне всё будет нипочём.
Александрова М.

***

Там, где небо в край земли
Синью зацепилось,
Грозной важности полна,
Туча появилась.
Осмотрелась неспеша…
Заворчала: «Жарко,
Значит я не зря пришла,
Мне дождя не жалко.»
И как грянула грозой
Землю освежая.
Крутят клёны головой
Пыль с листвы смывая.
По дороге, по полям,
Скачет дождь весёлый…
Вымыл шеи тополям,
Вымыл бор сосновый.
Вымыл парк и школьный двор,
Воробьёв на ветке,
Покосившийся забор,
И… белье соседке.
Дождь звенел, играл, хлестал
Звонко и колюче
И внезапно перестал…
Вылилась вся туча.
Кандараков А. Послушайте стихотворение «Гроза идёт» Елены Сокур

Послушайте стихотворение «Гроза идёт» Елены Сокур

Послушайте стихотворение «Гроза идёт» Елены Сокур.

Приглашаем вас почитать:Музыка Дождя… Она прекрасна! Стихи про дождьЗагадки про дождьЗагадки про ветер

Стихотворение «Гроза днём»

Автор стихотворения использует выражение «проехал грохот».

Оно сразу рисует в воображении эти сильные и пугающие звуки.

После слова «грохот» идёт слово «гром».

Начинаются слова со звонких, твёрдых звуков и .

Они тоже передают характер этого природного явления и подчёркивают его силу.

2. Прочитай стихотворение выразительно. Какое настроение ты передашь при чтении? Объясни.

Я читаю это стихотворение с поднесённым, радостным настроением.

Сначала мой тон сообщающий, а темп чтения нормальный.

Но со слов «весело и быстро» я ускоряю темп и читаю в более радостном и весёлом тоне.

Автор как будто подталкивает к этому.

К тому же в последних четырёх строках идёт перечисление, что также влияет на мой темп чтения.

Загадка о грозе для 3 класса

Мы сидим сегодня дома,
За окном, раскаты грома.
Скрыли тучи небеса,
Это летняя …

Гроза

ОТГАДКА

Я уверен, что ребята
Слышали мои раскаты.
Ведь они всегда бывают,
Если молния сверкает.
Для нее я лучший друг —
Очень грозный гулкий звук.

Гроза

ОТГАДКА

Веселые тучки
Резвились, шутили…
Не во время тучки
Меня разбудили.
Я очень устал
И вставать не хочу,
На них рассердилась,
Теперь – грохочу…

Гроза

ОТГАДКА

Мы ее вначале видим,
А потом мы слышим гром,
От грозы и этих вспышек
Все попрятались кругом.

Гроза

ОТГАДКА

Гром гремит под небесами
И домой мы мчимся сами
И собака, и коза-
Ожидается…

Гроза

ОТГАДКА

Обидно называюсь непогодой,
Хотя прохладой прогоняю зной,
И радугой отчеркиваю годы,
И вспоминаюсь с теплотой весной.

Гроза

ОТГАДКА

Я – шалунья, егоза.
Не смотри в мои глаза.
Громыхаю и сверкаю,
А зовут меня

Гроза

ОТГАДКА

Я сверкаю головой
И гремлю своей рукой.
Я – на небо, все – домой.
Называюсь я

Грозой

ОТГАДКА

Загремит, бабахнет, ухнет,
Расшумится, стукнет, бухнет,
Расстарается, как может,
Тучка удивится тоже…

Гроза

ОТГАДКА

Шапка пуховая.
Глаза огненные.
Голос басовитый…

Гроза

ОТГАДКА

Электрический разряд,
Но никто ему не рад.
Часто он в грозу бывает,
С неба в землю ударяет.
И чего он ни коснется,
Все обуглится, сожжется.

Молния

ОТГАДКА

Заслонили тучи солнце,
Гром раскатисто смеется.
В небе молний полоса —
Значит, началась …

Гроза

ОТГАДКА

Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округе и полила.

Гроза

ОТГАДКА

Загремел на небе гром,
Сотрясается весь дом
Я зажмурила глаза.
Ведь на улице.

Гроза

ОТГАДКА

Конь бежит, земля дрожит.

Гром, гроза

ОТГАДКА

На небе стукнет, на земле слышно.

Гром в грозу

ОТГАДКА

Из пуховой шапки
Летят стрелы без оглядки.
После шума и дождя
Испарилась вата вся.

Молния из тучи

ОТГАДКА

Ярко молнии сверкают,
Гром гремит над головой.
Детки ушки закрывают…
И домой бегут трусцой.
Капли брызжут с небосвода,
Шелестит от них листва.
Разгулялась непогода,
Началась …

Гроза

ОТГАДКА

Огненной в полнеба розгой
Злюка взмахивает грозно.
В гулкий бубен громко бьет
И при этом слезы льет.

Гроза

ОТГАДКА

Тучи, облака

Над лесами, городами. Над просторами полей Проплывают караваны небывалых кораблей. Держат путь вокруг земли эти чудо-корабли.
ОТВЕТ
Облака

Подходила – грохотала, стрелы на землю метала, Нам казалось, шла с бедой, оказалась, шла с водой, Подошла и пролилась, вдоволь пашня напилась.
ОТВЕТ
Туча

Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут.
ОТВЕТ
Облака

По небесам оравою бегут мешки дырявые. И, бывает, иногда из мешков течёт вода.
ОТВЕТ
Туча

Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе
ОТВЕТ
Облака

Надо мною, над тобою пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес, прохудился и исчез.
ОТВЕТ
Туча

Сильнее солнца, слабее ветра, Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет.
ОТВЕТ
Облака, туча

Я расскажу наверняка, какие знаю облака. Если с кружевом схожи да на пёрышки похожи, В небе высоко плывут, как, ребята, их зовут?
ОТВЕТ
Перистые облака

А эти облака, как горы снега, В них поваляться и попрыгать мне бы. Облака такие зовутся…..
ОТВЕТ
Кучевые

Если небо хмурое, у нас над головою Облака понурые повисли над землёю. Серые и низкие, облака….  
ОТВЕТ
Слоистые

Как по небу, с севера, плыла лебедь серая, Плыла лебедь сытая, вниз кидала-сыпала На поля-озёрушки белый пух да перышки.
ОТВЕТ
Снежная туча

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: