Анализ стихотворения «уступи мне, скворец, уголок» н. заболоцкого

Глубина поисков и поиски глубины в поздней лирике н. заболоцкого. курсовая работа (т). литература. 2014-03-14

Краткое содержание

Стихотворение начинается со строчки: «Есть лица подобные пышным порталам». В ней поэт сравнивает внешность людей с небольшими домами, которые скрывают многое в себе. Некоторые напоминают только разваливающиеся лачуги, которые пропитаны запахами дешевой еды. Но есть и совсем необычные внешности. Такие люди выглядят мертвыми и отрешенными, словно отгороженными решетками.

Были и те, кто напоминал своим видом башни. Но в окна таких зданий давно уже не заглядывало солнце и создается ощущение, что там никто не живет. Дальше лирический герой признается, что он помнил одну интересную хижину. Она была неказистой, бедной, некрасивой, но в то же время от нее исходил свет жизни.

В последних строчках лирический герой делает важное открытие

Художественные приемы

Если проанализировать стихотворение, то можно выделить нарастающую эмоциональность. В конце герой выражает мысль о том, что мир прекрасен и в нем много красивых лиц, только нужно постараться их найти. В «О красоте человеческих лиц» композиция не делится на части. В первых строчках поэт описывает разные лица, потом делает вывод.

Подобное построение текста облегчает его восприятие. Автор сравнивает внешность людей с разными типами зданий и на каждый вид отводит по две строчки. В конце он отмечает, что некоторые лица напоминают песни и из них соткана небесная музыка.

Жанр стихотворения — философская лирика. Лирический герой размышляет на тему того, что собой представляет настоящая красота. Он глубоко и чувственно рассказывает о своем виденье. В работе использованы следующие средства выразительности:

  • эпитеты — у поэта лачуги предстают жалкими, лица — мертвыми, а песни — ликующими;
  • метафоры — Заболоцкий показывает хижину живой, весенний день он наделяет дыханием, а лица закрывает решетками;
  • сравнение — поэт сравнивает лица с башнями, темницами, нотами.

В тексте можно найти анафору, которая придает ему особую выразительность. С помощью нее поэт отделяет метафоры друг от друга, подчеркивает тему стихотворения. Через сравнения Заболоцкий показывает различия в лицах и подчеркивает, что нужно смотреть в окна — через них можно увидеть душу.

Поэт четко выражает свою позицию в тексте. Ему по душе больше нравятся люди, которые похожи на маленькие хижины. Из таких домиков словно струится сама жизнь.

Заболоцкий также высказывает важную мысль: по внешнему виду нельзя судить о содержимом. Порой разваливающийся и ветхий домик оказывается вместилищем чудесных вещей. Так и человек с неказистым видом может оказаться настоящим красавцем внутри

Поэтому важно развивать в себе способность анализировать внешность людей — это поможет в жизни

Нужен анализ стихотворения Заболоцкого журавли

NORTON NORTON

Профи (775), закрыт 5 лет назад

В учебнике заданы такие вопросы.

Стихотворение Журавли заключает в себе прямой и переносный смысл.В чем вы видите прямой смысл стихотворения?А что касается переносного,то он связан с трагедиями жизни и бессмертием высокого человеческого духа,с наследованием лучших человеческих качеств каждым приходящим на землю поколением.Случилось несчастье: убит вожак немногочисленного народа.Но природа,таящая в себе жизнь и смерть,искупает собственное зло.Покажите,как.Какие слова свидетельствуют о том,что в стихотворении речь идет не только и не столько о журавлях,сколько о людях?

Татьяна

Высший разум (300910) 5 лет назад

Каждый поэт в своих произведениях непременно обращается к непреходящим духовным ценностям, понятие о которых передается из поколения в поколение. Н. А. Заболоцкий не является исключением. Его стихи тревожат и волнуют читателя, заставляют задуматься над сложными вопросами бытия. Стихотворение «Журавли» никого не может оставить равнодушным. В этих строчках поэт рассказывает о том, как из далекой Африки «к берегам отеческой земли» летела стая журавлей

Понятие Отчизны важно и дорого не только для человека, но и для птиц. Летевшие журавли были удивительно прекрасны: Вытянув серебряные крылья Через весь широкий небосвод

Вел вожак в долину изобилья Свой немногочисленный народ. Журавли — смелые, свободные птицы. Их полет подобен попету мысли, мечты. Но далеко не все люди способны оценить красоту этих гордых птиц, и кто-то убивает вожака стаи. Человек, убивший журавля, совершил настоящее преступпение против природы и красоты. Убитая птица заставляет задуматься о смерти, о том, как все непрочно в этом мире. Журавли, лишившись вожака, осиротели. Теперь им стало намного тяжелее найти верный путь к родной земле. Но несмотря на потери и смерть вожака, журавли продолжили свой путь. Погибший вожак словно передал им смелость, отвагу, все то, чем обладал сам: Гордый дух, высокое стремленье, Волю непреклонную к борьбе — Все, что от былого поколенья Переходит, молодость, к тебе. Невозможно убить смелость, красоту, добро. Они перейдут от одного поколения к другому. После смерти вожака стаи осталось бессмертным все, чем он жил. И точно так же после смерти человека остаются его дела, мысли, стремления. Красота полета журавлей — это своеобразный символ, олицетворение самой жизни, ее вечного движения. Смерть бессильна против истинных ценностей. Именно об этом говорит Заболоцкий в своем стихотворении.

Ничто не вернёт ушедшую жизнь, она самоценна. Природа может лишь восполнить её новыми жизнями. Возникающий образ зари – нерукотворный памятник, плач по погибшему живому существу.

Это стихотворение философское. Здесь гибель вожака перелетающей стаи – символ неизбежности смерти и закономерности восполнения жизни.

Тема стиха

Главная тема стихотворения – весна. Заболоцкий раскрывает её как прекрасную пору, когда зарождается новая жизнь. Это время перемен, которые уже наступают или только собираются проявиться. Это время обретать гармонию и готовиться к свершению новых дел.

Четко прослеживается обращение к скворцу. Он избран символом весны и потому тоненькой ниточкой тянется через все строфы. Он птица певчая, творческая, имеет красивый голос. Эти он близок лирическому герою – творческой направленностью. Герою легко к нему обращаться, потому что он понимает птицу как никто другой. Автор только добился возвращения и готов радоваться любому месту родных краёв – даже «уголку», который ему выделит небольшая птичка.

История создания

Стихотворение написано в 1955 году и относится к позднему периоду творчества поэта. В России была хрущевская оттепель и многие люди искусства испытывали творческий подъем. Николай Заболоцкий в это время поддерживал организацию «Объединение реального искусства». Поэт выступал за то, чтобы стихотворения писались понятным языком. Текст должны быть легкодоступным даже для детей.

В произведении о красоте человека Заболоцкий скрыл глубокий смысл. Автор показал, что жизненный путь человека, его моральные ценности отражаются буквально на лице. Душа отражается во внешности, поэтому один будет красивым, а другой — нет. Если уметь буквально считывать информацию с лица, то можно сразу определять суть человека.

Тематика, проблематика, настрой

Заболоцкий в своем творении поднимает тему природной беззащитности перед людьми. Она является в нем центральной. Журавлиный вожак случайно становится  жертвой жестокой человеческой забавы. На этих свободолюбивых и гордых птиц не принято охотиться, потому что их мясом люди не питаются. Поэтому роковой выстрел в журавля – совершенно бессмысленный и вероломный, бесчеловечный поступок. В старину на Руси эти птицы были неприкосновенными.

Второй проблемой, не менее важной, становится безответственное и равнодушное отношение людей к окружающему их природному миру. Человек относится к охоте, как к игре, его охватывает азарт, и он абсолютно не думает о жизни живых существ

Поэт считает журавля гордой и вольной птицей и наделяет ее различными сильными качествами: умением сопереживать, бороться, свободолюбием, ярким проявлением эмоций и чувств. Заболоцкий показывает, что человек, бездумно вмешиваясь в окружающую среду, безжалостно губит ее

Человек относится к охоте, как к игре, его охватывает азарт, и он абсолютно не думает о жизни живых существ. Поэт считает журавля гордой и вольной птицей и наделяет ее различными сильными качествами: умением сопереживать, бороться, свободолюбием, ярким проявлением эмоций и чувств. Заболоцкий показывает, что человек, бездумно вмешиваясь в окружающую среду, безжалостно губит ее.

Также автор поднимает тему гармонии в природе. Смерть всего лишает человека или животное, но их лучшие качества передаются  потомкам. Новое поколение, благодаря генетике, законам наследования, хранит опыт и достоинства предыдущего.

«Журавли», анализ стихотворения Заболоцкого

Стихотворение «Журавли» написано в 1948 году. Оно относится к позднему творчеству Заболоцкого. Произведение создавалось через несколько лет после окончания ссылки поэта. В 1938 году Заболоцкого арестовали по обвинению в принадлежности к троцкистско-бухаринской группе среди ленинградских писателей и приговорили к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Сначала он отбывал срок в Востлаге, затем его перевели в Алтайлаг. В августе 1944 года поэта освободили. Несмотря на это, Заболоцкого оставили в системе лагеря, лишив права выбирать работу и свободно передвигаться по стране. 31 декабря 1945 года его вызвали в Москву. В скором времени он получил разрешение жить в Ленинграде, а потом и в столице. Пребывание в лагерях оказало сильнейшее влияние на творчество Заболоцкого, в частности, это касается и «Журавлей».

Начальные строки стихотворения звучат размеренно и торжественно. В них – радость от возвращения птиц в родные земли из далекой Африки. Кроме того, автор явно восхищается журавлями. Не зря он уподобляет их людям: вожак ведет за собой не стаю, а «свой немногочисленный народ». Далее настроение меняется. Союз «но» — первый знак того, что скоро произойдет трагедия. С его помощью третья и четвертая строфы противопоставлены первой и второй. «Черное зияющее дуло», которое поднялось из кустов, выступает в качестве антитезы «серебряным крыльям» прекрасных журавлей. Тот, кто стрелял из ружья, не виден, обезличен. В конце четвертой строфы говорится:

Так как в стихотворении нет лирического героя, то «на нас» — на всех людей. Будто каждый человек на планете несет ответственность за случившуюся трагедию. Пятая строфа – реквием по погибшему вожаку стаи. В шестом и седьмом четверостишиях природа возвращает птицам то, что унесла с собой смерть. Речь идет о непреклонной воле к борьбе, высоком стремленье, гордом духе. Да, смерть неизбежна, но столь же неизбежно восполняется жизнь. В финале стихотворения говорится, что над вожаком, пошедшим ко дну, заря образовала «золотого зарева пятно», которое становится своеобразным памятником погибшей птице.

По сюжету стихотворения, журавли вылетают из Африки в апреле и отправляются в родные земли. Родина встречает птиц выстрелом, который убивает вожака стаи. Эта аллегория звучит особенно зловеще, если помнить о том, что произведение создавалось в послевоенное время. Кроме того, в данном случае важна трагическая судьба самого Заболоцкого, который оказался в лагерях по ложному обвинению. Кстати, реабилитировали его только после смерти – в апреле 1963 года.

«Журавли» — стихотворение о сильных людях, умеющих противостоять жизненным невзгодам; о зле, которое нередко бывает неожиданным и подлым (в вожака фактически выстрелили из засады); о памяти и преемственности поколений; о жизни, которая продолжается, несмотря ни на что.

Стихотворение состоит из восьми катренов. Оно написано пятистопным хореем. Использована перекрестная рифмовка. В произведении встречается множество средств художественной изобразительности. В их числе – метафоры («утопая в небе», «луч огня»), звукопись (последние две строки стихотворения), эпитеты («серебряные крылья»), сравнение («два крыла, как два огромных горя»).

Со стихотворением «Журавли» косвенно связана одна история из жизни Заболоцкого. Ее рассказывал Никита, сын поэта. Согласно его воспоминаниям, Николай Алексеевич Заболоцкий не любил ходить в театр и кино. Изредка он смотрел в кино какой-нибудь фильм и обычно после этого утверждал, что ничего не понял. Зато иногда его внимания удостаивались ленты, шедшие по телевизору. По словам Никиты Заболоцкого, вечером накануне смерти Николай Алексеевич смотрел знаменитую военную драму Михаила Калатозова «Летят журавли».

  • «Я воспитан природой суровой», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Где-то в поле возле Магадана», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Не позволяй душе лениться…», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «О красоте человеческих лиц», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Я не ищу гармонии в природе», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Можжевеловый куст», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Завещание», анализ стихотворения Заболоцкого
  • Николай Алексеевич Заболоцкий, краткая биография

По произведению: «Журавли»

По писателю: Заболоцкий Николай Алексеевич

Анализ стихотворения Н.Заболоцкого «Журавли» в 6-х и 8-х классах

Важное место в реалистической лирике Николая Заболоцкого занимают темы важности сохранения природы, темы милосердия, недопустимости потребительского отношения к природе и людям, праздности существования. В стихотворениях, посвященных вечной красоте природы, автор поднимает смежные по теме моральные, нравственные и философские вопросы

Есть свидетельства, что автор был свидетелем такой дикой охоты — человек выстрелил по вожаку журавлиной стаи, которая возвращалась на родину из Африки.

Птица рухнула вниз, а стая тоскливыми криками простилась с вожаком, разом осиротев и растеряв строй. Журавлиное мясо практически не употребляют в пищу, и специально на журавлей почти не охотятся, так что выстрел по журавлиной стае — это противоестественный поступок, явно не с целью добыть мяса.

Это бессмысленное и жестокое убийство, подчеркивает Заболоцкий: журавль даже в древней Руси считался символом неприкосновенности в охоте. Журавли возвращались домой и радовались завершению долгого и опасного перелета — и как же встретила их родная земля? Неожиданным выстрелом, болью, подлым ударом. Заболоцкий убежден, что все символистические представления о журавлях — правда. Что они сильные, гордые, умные птицы. Человек принес им только горе, его вмешательство губительно, так как баланса в стае он уже не восстановит — разрушенная стая, скорее всего, погибнет поодиночке.

Если погибает человеческий вожак, о нем слагают песни и легенды. Вся природа скорбит по несправедливо погибшему существу, и лишь там, в туманном загробном мире, если он, конечно, есть, восстановится справедливость и величие птиц будет восстановлено.

Структурный анализ стихотворения Главный прием, используемый в стихотворении — аллегория. Образ сильного, независимого журавлиного вожака становится аллегорическим образом человека, который погиб, выполняя важную миссию перед соратниками. Подвиг вожака долго будут помнить, воспринимать как трагедию, горевать. Стихотворение содержит 8 катренов. Написано пятистопным хореем.

Автор использует перекрестную рифму рифмуются строки 1 и 3, 2 и 4. Рифма женская, точная. Стихотворение не является лирикой в чистом виде, оно имеет четкий сюжет — печальную, но прекрасную историю о вечном противостоянии добре и зле.

Заболоцкий подчеркивает вечность природы, её бесконечную деятельность, красоту. В природе прекрасна и смерть, и она воспринимается как естественный процесс.

Но смерть не во имя продолжения жизни, а ради шалости не может быть оправдана ничем, а потому человеку лучше не вмешиваться в её дела.

Вариант №2

Заболоцкий много писал на тему природы. Его стихотворения – размышление о ее красоте, одухотворяющей силе, мощи, величии. Всегда в таких произведениях звучат философские мысли. Такое стихотворение «Журавли», написанное поэтом после многострадальной ссылки. Поэтому в его сюжете есть трагическое начало.

Основа сюжета – простая история. Косяк журавлей возвращается на родину с юга. Впереди – вожак. Когда журавли пролетали над озером, пуля охотника пронзила его сердце. Он камнем упал в воду и утонул.

В произведении две логические части. Первая – картина полета журавлиного косяка, трагическая гибель вожака. Вторая – размышления автора о смелости, воле, гордости, молодом поколении.

В нем всего восемь четверостиший. Каждое из них – своя картина. Два первых звучат спокойно и торжественно. Безграничный простор, свобода. Птицы величаво летят к отчему дому, утопая в небе. Этот полете – радость приближающейся встречи с родиной. Олицетворяя природу, поэт сравнивает журавлей с людьми. Вожак ведет свой немногочисленный народ.

С третьей строфы появляются тревожные нотки: прозрачное озеро, черное ружейное дуло. Спокойствие сменяется страхом, предчувствием смерти. Человек противостоит природе, становится ее врагом.

Самый напряженный момент показан в четвертой и пятой строфах. Вожак журавлей, частица природы, величия, рушится на землю. Автор употребляет местоимение нас. Читатель чувствует свою вину за смерть птицы. Дальше ясно звучат гипербола, сравнение: крылья журавля подобны огромному горю.

Вторая логическая часть представляет собой философские размышления. Два мира противостоят друг другу: природа и человек. Птицы находятся безопасно только высоко в небе, ближе к солнцу. Природа вернет то, что смерть унесла с собой. Жизнь берет верх над смертью. Снова читатель чувствует торжественное звучание.

В последних строках играет печальная музыка. Вожак погружается на дно озера, металлическая рубашка сковала его тело. Страх, ужас испытывают птицы при виде умирающего вожака. Даже природа грустит вместе с птицами. Заря освещает журавля красным пятном.

Вожак, отвечавший за весь птичий народ, погиб. Он честно выполнил свою работу: вел в страну тепла, солнца своих собратьев.

Поэт дает понять, что человек и природа должны быть вместе. Тот, кто убил журавля, враг людям. Увидят ли последующие поколения этих величественных птиц, отвечать ему.

Это произведение не только о птицах. Оно о людях, которые умеют стойко переносить жизненные трудности. К этому разряду относился сам поэт.

https://youtube.com/watch?v=WFMtb5SfFV4

Средства выразительности

Заболоцкий использовал множество тропов. Стихотворение буквально пестрит ими. Но это не делает его хуже, а напротив увеличивает привлекательность.

Так, в пример можно привести:

  • метафоры «струн сверкание», «берёзовая консерватория», «беспорядок полей», «горло рощи»;

  • сравнение «листья как бабочки»;

  • олицетворения «бормочет весна (и свистит)», «пробуждается клён», «бабочка шепнула».

Это стихотворение похоже на оду весне. Настолько оно пропитано любовью к этому времени года, восхищением того, что происходит с окружающим миром

Поэт, пережив не самый простой период, понял, как важно ценить и беречь абсолютно всё – в том числе малые частицы чего-то большего. Время перемен помогло ему в этом осознании – что и отражается в произведении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: