Краткий анализ стихотворения пушкина «поэт и толпа»

Анализ стихотворения пушкина поэт и толпа

Влияние стихотворения на читателя и его мышление

Читатель, погружаясь в мир стихотворения, сталкивается с мощным эмоциональным проникновением и ощущением. Он переживает суть и глубину авторского послания, воспринимает его через призму своих мыслей, чувств и опыта. Стихотворение способно тронуть душу читателя, вызвать гамму эмоций, от радости до грусти.

Кроме того, стихотворение имеет свою структуру и организацию, которая требует активного участия читателя

Чтение стихотворения помогает развивать внимание, концентрацию, аналитическое и критическое мышление. Читатель вынужден вникать в каждое слово, в каждую стихотворную форму, чтобы полностью осознать смысл и идеи, заключенные в тексте

Благодаря своей метафоричности, стихотворение расширяет границы восприятия и позволяет читателю увидеть мир со свежей и необычной стороны. Оно помогает развивать творческое мышление и способность к ассоциативному мышлению.

Преимущества стихотворения для читателя:
— Эмоциональное проникновение и вовлечение
— Развитие внимания и концентрации
— Аналитическое и критическое мышление
— Расширение границ восприятия
— Развитие творческого мышления

Таким образом, стихотворение оказывает большое влияние на читателя и его мышление. Оно способно переместить его в другой мир, позволить почувствовать истинные эмоции и пережить глубокие мысли автора. Читатель, в свою очередь, получает возможность развивать свое мышление, развивать свою воображение и открывать новые горизонты восприятия.

Мне нравитсяНе нравится

Тематика

Через разговор поэта с далёкими от поэзии людьми, Пушкин пытается понять роль творца в обществе. Какова миссия поэта? Может ли он влиять на умы людей, на общественную жизнь? Может ли он своим творчеством сделать их лучше?

«Не оживит вас лиры глас!»

Тем, для кого искусная статуя лишь дорогой мрамор, который можно взвесить и продать, трудно понять, что существует ценность иной категории – ценность произведения искусства.

Потому он и отвечает толпе, которая призывает его посвятить свой дар исправлению пороков в обществе, что поэты рождаются…

Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.

Композиция

Композиция стихотворения – это диалог поэта и толпы. Композиционных точек нет.

Но произведение можно разделить на несколько последовательных частей.

  • Часть первая: в ней представлен поэт, выступающий со своей «лирой» и толпа, которая слушает его, но не понимает, какую ценность несут его произведения.
  • Часть вторая: поэт упрекает толпу за то, что она не понимает ценность искусства.
  • Часть третья: толпа просит поэта объяснить, в чем ценность его трудов, и создать что-то более понятное простым людям.
  • Часть четвертая: поэт отказывает толпе, он считает, что поэт не должен усмирять свой талант, наоборот, толпа должна «дорасти» до понимания высокого искусства.

Н. А. Некрасов «Блажен незлобивый поэт». Анализ

Автор очень четко подмечает, что поэт — это не профессия и даже не призвание. Если и дается человеку этот истинный поэтический дар от Бога, то он его никак не утаит и уже не сможет молчать. Но настоящими поэтами могут быть лишь те немногие, которые не трудились ради похвалы и славы. Другим же, работавшим исключительно ради выгоды, их современники уже при жизни воздвигали памятники и, что любопытно, всячески их поддерживали, так как они ничем не досаждали и не говорили о насущных проблемах. Такие поэты купались в лучах своей собственной славы, и им даже, в некоторой степени, разрешали управлять толпой, заставляя ее думать и переживать о том, о чем будет велено свыше.

Воистину блажен незлобивый поэт. Анализ стихотворения подытоживает, что со смертью одного из таких легкомысленных поэтов все его творения очень скоро забудутся современниками и не вспомнятся потомками из-за пустоты и неинтересности, так как в них не будет чувствоваться никакого отражения и борьбы за те самые человеческие ценности и приориты, на которых основывается жизнь общества.

А.С. Пушкин, «Поэт и толпа»: анализ стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин «Поэт и толпа» написал в 1828 году. Это стихотворение вызвало в обществе очень противоречивые мнения, комментарии не умолкали даже после смерти автора. В своей работе Пушкин довольно резко обращается к окружению, называя его чернью. Большинство литературных критиков сходится во мнении, что Александр Сергеевич имел в виду отнюдь не простой народ, а дворян, поражающих духовной бедностью и отсутствием всякого понимания настоящего творчества.

Стихотворение «Поэт и толпа» Пушкин написал вскоре после попыток власти направить его перо в нужное русло. Многие современники, хорошо знавшие писателя, утверждали, что данная работа является ответом на требования дидактического морализма, то есть Александр Сергеевич сочинил то, что от него требовалось, но это были не его мысли и чувства. Пожелания власти существенно отличались от идеалов самого поэта. До сих пор так никто и не понял, кого Пушкин называл чернью.

Зная настроение поэта и его отношение к дворянству, многие предполагали, что словосочетание «светская чернь» указывает на высшее чиновничество. С другой стороны, пристрастие к «печному горшку» вряд ли можно отнести к богатым людям. Существует предположение, что в своем стихотворении изобразил декабристов Пушкин. «Поэт и толпа» — это выражение полнейшего разочарования событиями, произошедшими 14 декабря 1825 года. В стихотворении упоминается, что чернь усмиряется бичами, а именно для декабристов были уготованы темницы и виселицы.

Если смотреть на стих «Поэт и толпа» более широко, то становится понятно, что Александр Сергеевич под чернью подразумевал людей, ничего не мыслящих в великом искусстве. В начале XIX века к творческим особам относились с некоторым пренебрежением, им не отводили в обществе значимой роли. Стихоплеты развлекали народ, но их стихи не несли в себе социальной значимости. «Песнь поэта» красива, свободна, но в то же время бесплодна словно ветер. Люди не понимали ценности стихов, они во всем пытаются найти выгоду, рациональное зерно, а не наслаждаться произведениями искусства.

В свою очередь, мудрым пророком чувствует себя Пушкин. «Поэт и толпа» — это попытка отгородиться от общественности, показать пренебрежение их принципами и ценностями. Александр Сергеевич принимал непосредственное участие в восстании декабристов, но после провала тайного заговора разочаровался во всем и переосмыслил свое предназначение. Ему нет никакого дела до надменного народа, который не понимает его, а только насмехается и потешается.

Достучаться до сердец людей, переломить общественное сознание не в силах Пушкин. «Поэт и толпа» — это выражение отвращения к материальным ценностям, поскольку из-за них умирает духовность. Автор видит, как деградирует поколение, умирает все прекрасное. Бедняки беспокоятся только о еде, богачи погрязли в разврате, ни одним, ни другим нет дела до творчества. Поэту отводится роль придворного шута, а это Пушкина не устраивает. Поэтому он сознательно отрекается от мира, в котором живет, но не отказывается от своего дара, потому что надеется разбудить в людях светлые и благородные чувства.

Композиция произведения

Стих Пушкина создан в форме диалога, чтобы показать взгляды толпы и творца на поэзию. Композиция произведения делится на 5 частей, каждая из которых плавно перетекает в следующую:

  1. Первая часть является экспозицией. Она показывает читателю общую картину действия: с одной стороны находится поэт, а с другой — толпа, которая бессмысленно взирает на творца.
  2. Люди не отрицают, что поэзия оказывает некое влияние на них, но не могут до конца понять смысл песен поэта.
  3. Лирический герой с возмущением отвечает черни на их возгласы. Он считает, что общество вместо великих творений выбирает горшок, который может принести практическую пользу.
  4. Толпа обращается к поэту и согласна признать его великий дар с условием, что он будет приносить практическую пользу. Чернь признаёт свою неправоту и требует от героя, чтобы тот помог им исправиться.
  5. В завершающем высказывании поэта можно заметить его гнев. Он разъярённо пытается доказать толпе, что невозможно исправить тех, кто погряз в невежестве и порочности. Лирический герой обращается к людям и говорит, что их не сможет исправить «глас лиры».

«Поэт и толпа» анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Поэт и толпа» было написано в 1828 году. Первоначально оно называлось «Чернь» и было переименовано Пушкиным для второго издания в 1836 году. Конец 20-х годов — тяжелый для поэта период. Он угнетен последствиями декабрьского восстания, переживает из-за нападок цензуры и неустроен в личной жизни.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Поэт и толпа» написано в форме диалога, так что некоторые исследователи даже называют его драматизированным стихотворением. У произведения

есть приметы драматического рода, Пушкин сам акцентирует на них внимание, давая эпиграф на латыни, который в переводе значит: «Прочь, непосвященные». Сцена беседы поэта с толпой заимствована у Еврипида

В тексте немало примет того, что разговор происходит в античную эпоху: статуя Аполлона Бельведерского, лира, алтарь, жертвоприношение, жрецы. Стихотворение относится к философской лирике и напоминает спор античных философов.

В отличие от античной трагедии, в стихотворении нет хора, который разъяснит зрителям, кто виноват и за что он наказан. Стихотворение относится к реалистическому направлению. Как и в драматическом

произведении, в нем важен конфликт между разными типами сознания: возвышенно-поэтическим и прагматическим. Сам по себе этот конфликт романтический. Ни одна из сторон не соглашается с другой . В этом и состоит реализм: конфликт неразрешим, что объясняется психологически.

Продолжение диалога невозможно.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения — роль творца в истории, влияние его на обычных людей.

Основная мысль в непримиримости двух позиций: тех, кто ищет пользы в искусстве, и тех, кто «рожден для вдохновения».

Стихотворение начинается с рассуждений лирического героя. Поэт поет, а ничего не понимающие люди спрашивают друг у друга, с какой целью он это делает, что хочет сказать.

В первой реплике поэт обвиняет чернь в том, что она не ценит искусство , хотя оно божественно , а ценит только то, что приносит пользу и насыщает тело, а не душу .

В своей реплике чернь агрессивно требует, чтобы поэт приносил пользу, давая народу, обремененному разными пороками, уроки. Поэт, считающий, что у каждого свой путь, не хочет тратить усилия на то, чтобы изменить приземленных людей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка в стихотворении сложная.

Беспорядочно чередуется перекрестная, парная и кольцевая. Реплика черни рифмуется парной рифмовкой, кроме последних четырех строчек вывода с перекрестной рифмовкой.

Тропы и образы

Вступительная часть содержит положительные эпитеты, относящиеся к поэту . Народ характеризуют как будто отрицательные, но на самом деле объективные эпитеты . Народ бессмысленный, тупой и непосвященный в значении «непонимающий», поэтому он холоден, то есть равнодушен к происходящему и надменен .

Пушкин сразу показывает различие между отношением лирического героя и народа через глагол, передающий игру поэта, в высоком и низком стиле: бряцал — бренчал .

В первой реплике чернь восхищается поэтом, сравнивая его с чародеем, его песню с ветром. Противопоставление эпитетов свободна и бесплодна — отрицательный вывод народа о пользе деятельности поэта.

Речь поэта более хаотична и эмоциональна. В ней оскорбительные эпитеты , метафоры , сравнения . Поэт подчеркивает у народа черты глупости и злобы.

Во второй реплике чернь с помощью эпитетов перечисляет свои недостатки . Ни разу чернь не оскорбляет поэта. Она дает его творчеству самую высокую оценку: звучно поет, поражает ухо, ведет к цели, волнует и мучит сердца, небес избранник, божественный посланник, любит ближнего, дает уроки. Это объективная оценка, совпадающая с мнением лирического героя.

Так же объективен ответ поэта: его лира не сможет исправить человеческие пороки. Поэт заканчивает реплику метафорой-выводом о собственной роли на земле. Это слова не только поэта, но и лирического героя, и автора.

Анализ стихотворения

Если описывать произведение сухим языком литературного разбора, то анализ «Поэт и толпа» Пушкина будет выглядеть следующим образом:

  • Тема — значение и роль поэта в обществе.
  • Композиция — четыре связанных между собой части в форме диалога.
  • Жанр — лирика с элементами философии.
  • Размер — четырёхстопный ямб. Чередующаяся рифмовка: парная, перекрёстная и кольцевая.
  • Усиление — метафоры и эпитеты, олицетворения и сравнения.

Жанр и композиция

Несмотря на то что стихотворение написано в форме диалога между героем (поэтом) и чернью (народом), философии и лирики в «Поэте и толпе» Пушкина тоже немало. Используя метафоры, эпитеты и сравнения, автор как бы хочет показать читателю ту пропасть непонимания, что присутствует между образованными и простыми людьми.

Главный герой (поэт) пытается донести до народа (черни) духовные ценности. Он искренне злится, что его не понимают и не ценят его творчество. Однако он ведь и сам далёк от проблем простого народа, для которого главное в жизни — это материальные ценности. Невозможность выстроить правильные взаимоотношения с людьми, для которых глиняный горшок для приготовления пищи ценнее античной статуи, раздражают героя.

Хотя всё произведение имеет чёткую и законченную мысль, условно всю композицию можно разделить на четыре части:

Первая часть описывает общую картину. Поэта, который пытается выступать для непонимающей его толпы. Народу нравится песня, но он не видит в ней пользы, поэтому искренне не понимает, зачем нужно это выступление, о чём и спрашивает поэта.
Во второй части герой упрекает чернь в непонимании и меркантильности. Говорит, что они неспособны понять истинную красоту вечного искусства

Им важно только то, что может принести материальную выгоду, поэтому они недостойны слушать духовную песнь.
Третья часть — это ответ народа на высказывания главного героя. Чернь просит его использовать свой дар во благо

Люди просят научить, если такие уроки помогут избавиться им от пороков и стать лучше.
В четвёртой, заключительной части автор как бы делает заключение о бессмысленности диалога. Невозможности обучения людей, которые изначально не имеют духовных ценностей. Он образно проводит неразделимую черту между двумя сословиями — людьми искусства и тёмной чернью.

Тема и смысл

Тема «Поэта и толпы» проста и понятна — это конфликт между неравными сословиями людей. Однако смысл стихотворения можно понимать по-разному. Автор как бы даёт читателю выбор для симпатии.

Кому-то ближе по духу позиция народа (черни), которому не до духовных ценностей. Вся его жизнь — выживание. Трудно восхищаться античными статуями и вникать в смысл красивой песни поэта на пустой желудок. Поэт же сыт и ухожен. Он может себе позволить тратить время на размышления и философию об искусстве и красоте. Он просто не может понять, что у народа (черни) другие ценности в жизни.

Кто-то симпатизирует поэту и считает его мнение правильным. Нельзя жить только материальными ценностями. Такая позиция может привести только к деградации. Народ должен развиваться, учиться понимать красоту. Ведь, как известно, искусство вечно, в отличие от человеческой жизни.

Так или иначе, идея, которую Пушкин вложил в это произведение, полностью раскрыта. Он хотел показать непреодолимые разногласия между различными прослойками общества, и это у него получилось. Лирой пороки исправить невозможно.

Основная идея

Главной мыслью стихотворения является взаимоотношения двух разных сторон. Автор не собирается творить по чьей-то указке, поскольку считает поэзию независимой. Однако толпа готова слушать и восхищаться его произведениями только в том случае, если поэт согласится сделать свой дар орудием труда.

Чернь хочет облагородить своё существование, но Пушкин раскрывает другую сторону этого желания: люди привыкли во всём видеть практическую пользу, поэтому хотят сделать поэзию подвластной им. Однако они не собираются самостоятельно что-то менять в своей жизни и в себе. Александр Сергеевич считал, что только порядочное общество можно изменить при помощи поэтических строк.

Темы, проблематика и настроение

Основной темой стихотворения является рассуждение поэта о роли творца в жизни общества. В зарубежной литературе было принято считать, что представители искусства являются людьми, которые имеют особую власть над словом, но остаются одинокими и непонятыми.

В образе толпы Пушкин подразумевает высшие слои общества, которые настолько заняты своими проблемами, что не могут разглядеть настоящее искусство. В глубине души люди понимают, что поэзия является отражением свободы, которую хочет донести до них поэт, но из-за инстинктов всё равно собираются подчинить искусство своей воле. Александр Сергеевич не соглашался с такими рассуждениями. Он не собирается в корне менять всех людей, так как предпочитает оставить поэзию чем-то возвышенным и чистым.

Проблематика произведения кроется в самом названии. Автор хочет показать роль поэзии в жизни людей. Он утверждает, что влияние творчества на читателей неоспоримо, но его недостаточно для того, чтобы изменить людей, усмирить их невежество и порочность.

Конфликт поэта и толпы в произведениях других классиков

Тема высокого предназначения поэта была интересна и многим другим русским классикам. Например, в своем произведении «Поэт и гражданин» Н. А. Некрасов говорит о высокой роли гражданской лирики.

А в произведении «Разговор с Анакреоном» М. В. Ломоносов утверждал, что предназначение поэта заключается в служении на благо мира и ему необходимо воспевать в своих произведениях подвиги сынов Отечества, их отвагу и любовь к Родине.

Размышления классиков об отношении к творчеству поэтов и писателей продолжил Н. В. Гоголь, который в одном из лирических отступлений в поэме «Мертвые души» говорит о путях творчества. Он с иронией писал о том, что счастлив тот художник, который для отображения в своих произведениях выбрал характеры, которые отражают высокое достоинство человека. такой художник в глазах толпы становится выше своих собратьев, добивается славы и уважения. Он говорит о том, что люди чувствительны к лести, их в большинстве случаев раздражает правда, люди хотят выдавать желаемое за истину и поэтому восхваляют и лояльно относятся к художнику-льстецу.

А того же, кто решил отобразить реальную действительность, не приукрашивая ее, и показать то, что скрыто от равнодушных глаз, показать все ежедневные мелочи, всю повседневность человеческих характеров, отношений и событий, ждет совсем другая участь. В этом случае художнику не следует ждать восхищения и благодарности публики. Толпа осудит его произведения, критики отправят их в разряд не заслуживающих внимания, ничтожных. Художник, рискнувший показать реальность, будет осмеян толпой. Кроме того, автора вполне могут обвинить и в том, что в характере, который достоин осуждения со стороны общества, он изобразил себя. Гоголь поддерживает и защищает авторов, которые рискнули изобразить картину, «взятую из презренной жизни». и отмечает, что писателя и поэта, выбравшего такое суровое поприще, ждет одиночество.

Замечание 1

М. Ю. Лермонтова относят к тем «взыскательным художникам», которые имеют право упрекать в неправоте не только публику и толпу, но и представителей поэтического круга.

В своем стихотворении «Поэт» Лермонтов указывает на проблему, которая связана с зависимостью писателей и поэтов от власти и денег. Творец в этом случае теряет свободу и свое назначение, подобно кинжалу, который повесили на стену, и он превратился в украшение, в игрушку.

Лермонтов считает очень важным, чтобы автор не променял силу таланта на золото, ведь талант имеет власть над сердцами людей и их умами.

В произведении «Пророк» поэт отмечает, что настоящий поэт, невзирая на все трудности своего призвания, всегда остается верным своему назначению, он не отступает и не подчиняется толпе в угоду мелкой выгоде и страстям. В этом мнение М. Ю. Лермонтова совпадает со взглядами А. С. Пушкина.

Замечание 2

Когда идет речь о конфликте толпы и поэта, необходимо помнить, что имеется в виду не общество в целом, а лишь определенная его часть.

Иногда эту часть общества называют элитой, высшим светом, но это не народ, это лишь правящая верхушка. То есть, великие художники слова – поэты и писатели, могут находиться не в противостоянии с обществом, а в единстве с ним, если общей целью является интерес народа и Родины.

Таким образом, конфликту поэта и толпы свое внимание уделяли многие классики русской литературы. При этом этот конфликт заключается в следующем:

  • нежелание поэта следовать требованиям толпы создавать удобные произведения
  • нежеланииеписать стихи, которые будут противоречить принципам самого автора
  • поэт отказывается писать стихи на заказ, оставаясь свободным творцом
  • непринятие толпой взгляда поэта на нравственные ценности.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру

Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

1823 год относится к период южной ссылки Пушкина, проходящий под знаком романтизма и байронизма, так, название, место действия и сами действия лирического героя аллегоричны, наполнены символами: «вышел… до звезды» — это образ исконного начала, некой точки отсчёта, «живительное семя» же — образ разумного, чувствительного, вместе с тем творческого начала, которое поэт сеет в сердца людей. Однако напрасно – к такому выводу приходит лирический герой во второй половине четверостишия. Стихотворение закрепляет два основных течения в творчестве поэта этих годов, в центре повествования оказывается, с одной стороны, трагедия безнародного романтического бунта, с другой — слепота и покорность «мирных народов», которых «клич чести», в данном случае — то самое живительное семя, не разбудит, и семя не взойдёт.

Пытаясь понять, разрешается ли этот конфликт у Пушкина, вспомним стихотворение «Поэт и толпа» (1828).

Оно выстроено, в отличие от «Сеятеля…», в форме диалога, но диалога своеобразного. Начиная с эпиграфа из шестой песни Вергилия, звучащего как «довольно с вас, рабов бездушных», весь «диалог» пронизан пренебрежительным отношением поэта к черни, которая, в свою очередь, не хочет истинного приближения к поэтическому-прекрасному, а лишь действует в собственных интересах. По мнению Пушкина, народ никогда не поймёт его «бряцания» по «лире вдохновенной» в своём «житейском волнении», на все попытки народа понять «чему нас учит» его вдохновенная игра, и, наконец, открытые требования народа «свой дар… во благо нам употребляй» поэт отвечает «подите прочь — какое дело// Поэту мирному до вас», чем объединяет все свои реплики «диалога» с толпой в стихотворении. Формально этот диалог состоялся, однако никак не приблизил конфликт к разрешению, компромиссу, или иному консенсусу. Напротив, поэт, даже не пытается нести народу «живительное семя» или «чести клич», отрицая толпу как объект своего творчества.

Самое позднее из трёх стихотворений, «Поэту» (1830) одним своим названием отсылает читателя к жанру наставления, обращению поэту. В нём мы видим другую сторону конфликта, и название не обманывает: это действительно наставление, завещание от поэт, понимающего и выдержавшего для себя те истины, о которых он пишет: «не дорожи любовию народной», «ты сам свой высший суд», «ты царь — живи один». Можно сделать вывод о том, что вынес поэт из этого конфликта, хоть он и не был подтверждён мнению толпы, по «манифестационным» строчкам этого стихотворения. Конечно, это идейное противостояние не решается, а лишь глубже уходит в глухую оборону, прежде всего поэта («живи один» «иди дорогою свободной»), уходит и внутрь, в искания (пусть и не такие очевидные) самого поэта – достаточно поставить рядом стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» уже 1841 года, в котором поэт с восхищением говорит о своей творческой победе именно в сердцах и душах людей той толпы, которая не может его понять, и тем самым «бряцанием» по «лире вдохновенной» уже не искал свой удалённый, не понятный черни творческий путь, а пробуждал «чувства добрые» у народа. Тот ли это поэт-затворник, «сам себе судья», идущий, «дорогою свободной». Ответом на вопрос, где лежит то самое «золотое соотношение» между максималистической точкой зрения возвышенного поэта, неприкосновенностью, независимостью творчества и истинным народным признанием и любовью, как мне кажется, и будет являться область решения этого конфликта у Пушкина.

2 стр., 532 слов

Проблема творческого вдохновения в лирике А. С. Пушкина

… указывает и форма пассива причастия в стихотворении “Поэт и толпа” 1828 года: “. . . Мы рождены для вдохновенья. . . ” О вдохновении-даре Пушкин пишет и в стихотворении “Муза” 1821 года. … легли в основу целого ряда сочинений Пушкина. Но личную свободу, воспетую, например, в “Узнике”, поэт противопоставляет “лире вдохновенной” (стихотворение “Разговор книгопродавца с поэтом”, 1824 г. ). Объяснение …

Несомненно, этот конфликт пронизывает лирику поэта и является одной из значимых составляющих его творческого, и, вместе с этим жизненного мировоззрения, мировоззрения тождественного поэту лирического героя. Быть может, конфликт, суть которого я попытался раскрыть, найдёт разрешение в лирике поэтов, так или иначе воспринявших и воспринимающих это противостояние сквозь призму лирики Пушкина, его системы координат.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id90393

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Некрасова Пчелы

    Произведение Некрасова « Пчелки » являться, по сути, стихотворной притчей, в которой писатель показывает нравственный пример будущему поколению. В творчестве нашего знаменитого, русского писателя, эта идея прослеживается во многих

  • Анализ стихотворения Бунина Шмель (и цветок)

    Иван Алексеевич Бунин был бедным человеком из дворянской семьи. Писатель являлся лауреатом Нобелевской премии, который очень много путешествовал. Стихотворение написано в 1916 году перед революцией, которая настигла Россию.

  • Анализ стихотворения Маяковского Есенину

    По очень грустному поводу Владимир Маяковский пишет свое стихотворение «Сергею Есенину». В одной из ленинградских гостиниц ушел из жизни в расцвете творчества Сергей Есенин. Его смерть потрясла не только простых людей, но и творческие

  • Анализ стихотворения Баратынского Где сладкий шепот

    Евгений Абрамович Баратынский — русский поэт, а также переводчик. Он однозначно наделен невероятным талантом, часто говорят, что Евгений Баратынский — один из самых интересных образов русской литературы, а также один из самых

  • Анализ стихотворения Есенина С добрым утром

    Многие произведения Есенина рассказывают читателю о его детских годах. Когда поэту исполнилось 17 лет, он решил уехать в столицу и все воспоминания о родном городке Константиново, он пронесет с собой на протяжении жизни,

Жанр, направление и размер

Произведение относится к жанру лирического стихотворения с философским подтекстом. Поэт сталкивает две противоположности, каждая из которых пытается доказать правоту своего мнения.

Читательское внимание привлекает непримиримый конфликт лирика и толпы, который является свойственным для романтической традиции. Александр Сергеевич подчёркивает, что чернь не способна прочувствовать искусство и его истинный смысл

Александр Сергеевич подчёркивает, что чернь не способна прочувствовать искусство и его истинный смысл.

Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Поэт прибегнул к использованию как мужских, так и женских рифм.

История создания

Стихотворение было написано в 1828 году и носило первоначальное название «Чернь». Это были непростые годы для поэта. Он был в опале у действующей власти. Долгое время находился в ссылке. Все его произведения проходили через жёсткую цензуру.

Пушкин боялся остаться неуслышанным и непонятым, а это для поэта равносильно смерти. Он понимал, что сила слова может быть куда эффективнее любого оружия. Понимал, что его боялись, но это ещё больше вводило его в депрессивное состояние.

Это заметно, даже если просто проанализировать «Поэт и толпа». Окончательное название произведение получило уже в 1836 году. Почему автор решил его поменять, доподлинно неизвестно. Возможно, для того, чтобы пройти цензуру и пустить его в публикацию.

Анализ произведения Александра Сергеевича Пушкина «Поэт и толпа»

«Поэт и толпа» пишется поэтом в 1828

году. Четыре года назад у Пушкина и правительства обостряются отношения: свободолюбие, открытое выражение смелых мыслей в своих произведениях становятся причиной двухгодичной ссылки в Михайловское. Более всего он переживает и волнуется за свои отношения с приятелями-декабристами, испытывает чувство вины перед ними, ему обидно за то, что он ничем не может им помочь. Спустя два года домашнего ареста, на протяжение которых поэт подвергался цензуре по всей стране, он выходит на свободу. На тот момент его охватывают мысли об истинном предназначении и призвании поэта. «Глаголом жечь сердца людей», вместе с этим меняя целый мир к лучшему – к такому умозаключению приходит А.С Пушкин. Все его размышления по этому поводу вытекают в стихотворение «Поэт и толпа». Первоначально оно носило название «Чернь», однако позже самим автором было принято решение о смене названия.

В произведении поднимается одна из центральных тем всего творчества Александра Сергеевича – тема поэта и толпы. Пожалуй, два самых ярких стихотворения Пушкина данной тематики – это «Пророк» и «Поэт и толпа». Идет противостояние двух сторон: творцов искусства и непосвященных ремесленников – тех, кто в любом деле видит лишь личную выгоду. Подобное противоборство также ярко демонстрировалось Александром Сергеевичем в «Разговоре книгопродавца с поэтом».

«Поэт и толпа» построено в виде беседы между главным героем и «чернью». Произведение делится на четыре эпизода. В первом показано недопонимание, возникающее между творцом и «бессмысленно внимающим народом». Во второй части поэт упрекает люд в их отношении к поэтам и искусству в целом. Третий эпизод является ответом черни поэту. Они порицают его в том, что создаваемое им творчество не несет пользы и точно не помогает избавиться от описываемых лирическим героем пороков. В четвертой части поэт осознает тщетность попыток переубедить толпу и донести до них правду. Он отворачивается от них, для лирического героя они так и остаются непонимающей искусства «чернью».

По Пушкину конфликт, возникающий между поэтом и обществом так и остается неразрешимым.

Примечательно, что в данном произведении автор прибегает к такой смелой разговорной лексике, как например «чернь тупая», «бряцал», «бренчит» — подобное нечасто наблюдается в поэзии, особенно в творчестве Александра Сергеевича, который обычно пишет высоким художественно-литературным языком.

В конце первой строфы лирическим героем отмечается, что даже люд признает сравнимую со стихией ветра «свободу», имеющуюся в его «песнях», однако чернь также говорит о бессмысленности и бесплодности такого творчества.

Далее лирический герой буквально заставляет молчать «бессмысленный народ». Если в предыдущих стихотворениях Пушкина, таких как «Пророк», конфликт «поэта и толпы» раскрывался через все время непонимающий народ и поэта, который наперекор всем молча продолжал делать свое дело, то здесь виден смелый, сильный отпор самого лирического героя. Как и в «Горе от ума» Грибоедова, тут лирический герой не молчит, открыто в одиночку вступает в противостояние с обществом. Он упрекает их в земных заботах, обыденности. Для героя их слова – лишь «ропот дерзкий». Поэту тошно лицезреть людей, которые ставят материальные блага превыше духовных. Через строки «Кумир ты ценишь Бельведерский, ты пользы, пользы в нем не зришь… печной горшок тебе дороже, ты пищу в нем себе варишь» ЛГ иронизирует над узким человеческим прагматизмом, ведь, следуя логике «черни», культурное наследие имеет меньшую цену, нежели печной горшок, ведь от последнего они получают хоть что-то материальное. Впоследствии данным ироничным высказыванием воспользовался и Некрасов в произведении «Железная дорога».

В последней строфе поэт отказывается помогать черни, ему нет до них никакого дела. Он говорит им и дальше «в разврате каменеть». По мнению лирического героя, эти люди потеряны, даже «лиры глас» не способен «оживить» их. Отсутствие желания помочь вполне объяснимо, ведь предыдущие попытки героя успехом не увенчались. Равнодушные каменные сердца не способны постичь поэтической лиры.

Внимания заслуживает эпиграф, представляющий собой цитату из «Энеиды» Вергилия. С латинского переводится, как «Прочь, непосвященные».

Данное стихотворение обилует всевозможными литературными приемами. Присутствуют такие метафоры, как «червь земли» и «хладные скопцы». Множество эпитетов: «хладный», «надменный», «своенравный», «непосвященный», «божественный» и другие. Был использован такой троп, как сравнение: «как своенравный чародей», «как ветер». Само стихотворение имеет кольцевую рифмовку, написано четырехстопным ямбом.

История создания

Литература знает немало примеров споров между поэтами, которые развивались на почве актуальных проблем: заданий словесного творчества, его роли в развитии общества, художественных особенностей. Этот список далеко не полный. В первой половине ХIX века разгорелась полемика между приверженцами гоголевского и пушкинского направлений. Это стало толчком для написания Н. Некрасовым программного стихотворения «Блажен незлобливый поэт» в 1852 г. История создания анализируемого произведения связана с этими событиями.

Я. Полонский не принадлежал ни к одному направлению, но с Некрасовым он вскоре вступил в творческую полемику. В 1872 году поэт написал полемический стих «Блажен озлобленный поэт», взяв за основу произведение Некрасова. Существует две редакции стихотворения Полонского. Первый вариант был принят не всеми журналами из-за острой характеристики поколения. Поэт отмечал, что ничего не имел против Некрасова, а полемика была направлена на некоторые его взгляды.

Жанр, направление, размер

Род – лирика. Жанр – лирическое стихотворение. Литературное направление – романтизм. К романтическому направлению в мире русской литературы относят конфликт лирического героя с обществом, который мы можем наблюдать в работе. Он противопоставляет свои ценности привычным взглядам светского общества, чужого для него. Герой не принимает уклад жизни этих людей, считает их главные увлечение пошлостью и абсолютным развратом. В их жизни осталось место лишь развлечениям, лжи и кокетству.

Имеет место быть и «романтическое двоемирие» в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружен…». Герой вспоминает беззаботное детство, где он еще не знал о людской подлости и злости, обмане и предательстве. Это и есть идеал лирического «я» Лермонтова, его желанный мир, в который уже, увы, не попасть. И от этого «тоска теснит уж грудь». Неспроста он соотносит воспоминания о детстве с «безвредным» островком в море и с пустыней. Такой экзотический пейзаж еще раз подчеркивает черты романтизма в стихотворении Лермонтова и неспособность оказаться в этих таинственных далеких местах.

Размер стихотворения – ямб. Каждая стопа состоит из двух гласных. Ударение в каждой стопе падает на вторую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: