Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воспоминание.История создания – произведение было написано в 1828 году, а опубликовано год спустя, в 1829-м в альманахе “Северные цветы”.
Тема стихотворения – неприятные воспоминания, которые тяготят человека.
Композиция – одночастная. Замысел автора был таком, что произведение должно быть прочитано буквально “одним глотком”: в произведении четыре строфы, но это одно длинное предложение.
Жанр – философская лирика.
Стихотворный размер – чередование четырех- и шестистопного ямба.
Эпитеты – “немые стогны”, “полупрозрачная тень”, “дневные труды”, “томительное бденье”, “ночное бездействие”, “тяжкие думы”.
Метафоры – “строк печальных не смываю“, “умолкнет день”, “часы влачатся”, “сердечная змея”, “мечты кипят”, “ум, подавленный тоской”.
Композиция
Композиция стихотворения «Сон» условно делится на две части.
- В первых двух строфах перед читателем раскрывается картина смерти лирического героя. Он лежит на «уступе скалы» со свежей раной от выстрела, которая продолжает «дымиться», а «кровь точиться» на пыльную землю Дагестана. Дым от раны указывает на недавнюю смерть героя. В конце этой части он погружается в «мертвый» сон.
- Вторая часть обрамлена тремя строфами. Она начинается радостно с картин описания его родины, куда еще не донеслись вести о гибели героя. Это композиционный центр стихотворения. Здесь появляется образ лирической героини, его возлюбленной. Она будто чувствует неладное, ощущает грусть, которая крепко засела в ее груди. Перед читателем предстает форма повествования «сон во сне». Теперь героине снится, что случилось с ее возлюбленным. Она видит «знакомое» тело на кровавой земле в «долине Дагестана». В этот момент возлюбленные обретают крепкую духовную связь.
Особенность композиции в стихотворении «Сон» заключается в том, что она кольцевая: последняя строфа вновь возвращает нас к первой.
«Эпитафия» М.Лермонтов
«Эпитафия» Михаил Лермонтов
Простосердечный сын свободы, Для чувств он жизни не щадил; И верные черты природы Он часто списывать любил.
Он верил темным предсказаньям, И талисманам, и любви, И неестественным желаньям Он отдал в жертву дни свои.
И в нем душа запас хранила Блаженства, муки и страстей. Он умер. Здесь его могила. Он не был создан для людей.
Анализ стихотворения Лермонтова «Эпитафия»
У юного Лермонтова было достаточно много кумиров, которыми он искренне восхищался. В 16 лет поэт открыл для себя творчество Дмитрия Веневитинова, который был современником Лермонтова, но скончался в 1827 году от пневмонии. На момент смерти ему было всего 22 года.
Конечно, сегодня имя Дмитрия Веневитинова незаслуженно забыто. Однако во времена Лермонтова оно было на слуху у каждого, кто хоть немного интересовался русской литературой. К тому же, Веневитинов был блестящим философом и художником, а его знакомство с декабристами и дружба с Пушкиным овевали имя поэта загадочным флером.
Несмотря на то, что в творчестве Дмитрий Веневитинов отдавал предпочтение романтизму, его стихи глубоко тронули молодого Лермонтова, который в этот период уже был безнадежно влюблен в Екатерину Сушкову. Произведения его соотечественника оказались настолько близкими по духу, что Лермонтов даже побывал на могиле Веневитинова, которого похоронили в Москве вблизи Симонова монастыря.
Результатом этого визита на кладбище стало стихотворение «Эпитафия», написанное в 1830 году. В нем автор не указывает прямо, кому именно посвящено произведение. Однако измененные цитаты из стихов Веневитинова и намеки на некоторые факты из биографии позволяют утверждать, что «Эпитафия» является последней данью уважения именно этому человеку. Сам Лермонтов именует поэта не иначе, как «простосердечный сын свободы», указывая на то, что его кумир за столь непродолжительную жизнь успел побывать в ссылке, и в тюрьме за свои слишком прямолинейные высказывания. Автор подчеркивает, что Веневитинов не щадил себя для жизни и не боялся принимать в своем доме опальных людей, включая Пушкина, который нашел в лице этого человека подлинного друга.
О философских увлечениях Веневитинова Лермонтов скромно умалчивает, о. Зато поклонение талисманам указывает на неразделенную любовь к Зинаиде Волконской, которая подарила поэту перстень. Именно его он попросил надеть на палец перед смертью, считая, что, таким образом, сможет обручиться в загробном мире с той, которой принадлежит его сердце.
Лермонтов был убежден, что Веневитинов значительно опередил свою эпоху и смог бы стать не менее известным, чем Пушкин, внеся значительный вклад в развитие русской литературы. Но судьба распорядилась иначе, и теперь «Он умер. Здесь его могила. Он не был создан для людей».
Средства выразительности
Поэтика произведения «Сон» богата и насыщена средствами выразительности и художественными оборотами.
- Эпитеты наполняю атмосферу произведения чувством одиночества безысходности: «полдневный жар», «хладеющей струей», «желтые вершины», «грустный сон».
- Метафоры раскрывают душевное состояние, весь спектр эмоций героя накануне смерти. «Дымилась рана», «чернеет рана», «по капле точилась кровь», — герой будто смотрит на себя со стороны и пересказывает все то, что видит и ощущает. Скалы можно сравнить со стервятниками, которые выжидают смерти героя, чтобы навсегда забрать его без остатка: «уступы скал теснилися кругом».
Мысль, заложенная в работе, позволяет читателю окунуться с головой в атмосферу смерти и обреченности. Вот, что будет с нами, когда закончится наш путь. Это осознание наталкивает на поиски смысла в нашем существовании. Это необходимо, чтобы не закончить так же одиноко и печально. Ведь еще не поздно все изменить, повернуть сюжетную линию нашей жизни в другую сторону, обрести счастье.
Sta, viator!
Чуть ли не в каждой второй эпитафии можно встретить слово «путник» или «прохожий», после чего в надгробном тексте путника или прохожего обязательно попросят остановиться. Пошла эта мода из Древнего Рима, где латинское выражение Sta, viator! («Стой, путник!») было градообразующим предприятием для эпитафии.
Почему это использовали? Во-первых, чтобы подчеркнуть двоемирие: путник ходит по земле, а тот, кто обращается к путнику, — в ней лежит. Также слово «путник» произошло от слова «путь», а в христианской традиции странничество — метафора суетной земной жизни. В этом смысле могила — важная часть пути, она указывает, что душа наконец воссоединилась с Богом и начала свою небесную жизнь. Чтобы путник точно это понял, в эпитафиях достаточно прямолинейно говорят, что тот на это кладбище еще вернется: «Прохожий, ты идешь, но ляжешь так, как я!..»
Во-вторых, в XVIII–XIX веках общедоступных парков практически не было — зато были кладбища, которые эти парки заменяли. Здесь можно было встретить даму с зонтиком, бледнолицего поэта и даже влюбленные парочки, которые устраивали здесь тайные свидания. Учитывая «специфику аудитории», на надгробных плитах раз за разом высекали «путник, остановись».
Сейчас это обращение несколько избито, и чаще его можно встретить в литературных произведениях, чем на кладбищах. Например, в романе Пелевина «Generation „Р“» фраза Sta, viator! становится рекламным слоганом пива «Туборг», которую, чтобы не пугать региональных телезрителей и добавить русскости, переписывают на «Шта, авиатор?»
— Во времена Плутарха эпитафии часто писали в виде диалогов. Зачем?
— В Древней Греции вообще не существовало слова «монолог». Диалогичность была связана с религиозными верованиями. Например, согласно Лукиану, душа, чтобы попасть на тот берег, должна была не только заплатить перевозчику, но и ответить на некоторые вопросы. И живые в этом усопшему помогали: на эпитафии писали правильные ответы, то есть текст был похож на «правую сторону анкеты».
Эпитафия (Простосердечный сын свободы — Лермонтов)
Печ. по автографу ПД, тетр. 6. По-видимому, посвящено памяти Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805—1827), поэта и философа, умершего в возрасте двадцати двух лет. Обоснование адресата см. Найдич Э. Э. Примеч. // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. М. 1947. Т. 1. С. 366—367; Андроников И. Л. Собр. соч. 1980. Т. 1. С. 299—300. Веневитинову посвятили ст-ния многие поэты. Его могила в Симоновом монастыре была постоянным местом паломничества. Высказывалось также предположение, что ряд мотивов эпитафии находят соответствие в монологах Юрия Волина (драма «Menschen und Leidenschaften», 1830), имеющих автобиографический характер. Поэтому ст-ние можно истолковать как «автоэпитафию» (см. примеч. Т. П. Головановой к изд. Лермонтов М. Ю. Соч. М. 1958. Т. 1. С. 629—630).
- ↑ Впервые — в статье С. С. Дудышкина «Ученические тетради Лермонтова» в журнале «Отечественные записки», 1859. том CXXVII, № 11, отд. I, с. 254 .
- ↑ Для чувств он жизни не щадил. Перефразировка ст. из предсмертного ст-ния Веневитинова «Поэт и друг» (1827): «Кто жизни не щадил для чувства».
- ↑ Он верил темным предсказаньям, // И талисманам, и любви. Подразумевается «цикл» ст-ний Веневитинова, посвященных кн. З. А. Волконской (она подарила поэту перстень-талисман).
Это произведение перешло в общественное достояние .
Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет.
М. Ю. Лермонтов. Эпитафия
Попробуйте создать описание того человека, о котором говорится в эпитафии.
Справка. Эпитафия (от греч. — надгробный) — надгробная надпись, преимущественно стихотворная, малого объема.
Стихотворение относится к юношеским опытам Лермонтова. Считают, что эта эпитафия посвящена памяти молодого поэта Дмитрия Веневитинова, скончавшегося в 22 года. В эпитафии Лермонтов создал поэтический образ поэта, используя факты его биографии: предчувствие поэтом своей скорой смерти, перстень-талисман, с которым он не расставался и по завещанию просил положить в гроб, неразделенная любовь к 3. А. Волконской, поэтессе, хозяйке литературно-музыкального салона в Москве.
В соответствии с жанром эпитафии Лермонтов отмечает наиболее важные черты личности поэта: вольнолюбие («простосердечный сын свободы»), любовь к природе и умение раскрыть в стихах ее красоту («верные черты природы он часто списывать любил»), романтическую возвышенность («он верил темным предсказаньям, и талисманам, и любви»), богатство его души («в нем душа запас хранила блаженства, муки и страстей»). Итоговые строки эпитафии: «Он умер… / Он не был создан для людей».
Найдите среди стихов поэта еще одну эпитафию. Сравните их. Каков общий настрой этих стихотворений? Дайте определение жанра эпитафия.
Среди стихов Лермонтова есть еще одна эпитафия, которая посвящена его отцу. Первые строчки эпитафии: «Прости! Увидимся ль мы снова?» В стихотворении выражено глубокое чувство сына к отцу, их духовная близость. Поэт пишет, что отец «на свете был гоним», что он был одиноким, страдающим человеком:
Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;
Ты сам на свете был гоним,
Ты в людях только зло изведал…
Но понимаем был одним.
На этой странице искали :
- Попробуйте создать описание того человека о котором говорится в эпитафии
- лермонтов эпитафия анализ
- анализ стихотворения лермонтова эпитафия
- эпитафия лермонтов анализ
- прости увидимся ль мы снова анализ
История создания
Эти поэтические строки написаны в 1828 году, известна даже более точная дата – 19 мая. В то время поэт пребывал в Петербурге. В печать стихотворение вышло с 1829 году – его выпустили в альманахе “Северные цветы”, но история создания этого стиха не ограничивается сухими фактами.
Черновой вариант стихотворения был значительно длиннее: в чистовике осталось только 16 строк из изначальных 36. Изменилось и название произведения, которое Пушкин изначально планировал назвать “Бдение” или “Бессонница”. Но в результате произведение получилось цельным и действительно читается без пауз, как и задумывал автор.
“Воспоминание” – произведение очень мрачное, что достаточно нехарактерно для пушкинской лирики. Объясняется это тем, что поэт находился под глубоким впечатление от расправы над друзьями-декабристами – теми, кому посвящено это стихотворение – и не мог избавиться от пессимистического настроя.
История создания
Лермонтов был прозван поэтом-пророком его современниками и нашим поколением. Такие стихотворения, как: «Выхожу один я на дорогу…», «Предсказание», «Сон», — предсказывают не только судьбу самого поэта, но и будущее царской России. Работы автора до сих пор поражают глубиной чувственности и точностью передачи эмоций и переживаний Михаила Юрьевича.
Пророческое стихотворение «Сон» было написано накануне его смерти — в 1841 году. В этом произведении поэт буквально пересказал свою смерть. Стихотворение было записано в блокнот, который был подарен его приятелем Владимиром Одоевским. Друг дал его, когда поэт отправлялся во вторую ссылку на Кавказ. К блокноту он дал наказание: заполнить все страницы стихотворениями и привезти обратно. К сожалению, только первое условие договора было выполнено. В этой ссылке Лермонтов был убит на горе «Машук» в июле. Эта работа, как и некоторые другие, была напечатана посмертно в 1843 году в журнале «Отечественные записки».