Из подвалов, из темных углов… (iz podvalov, iz temnyh uglov…) by николай клюев (nikolaj kljuev): difficulty assessment for russian learners

«из подвалов, из тёмных углов…» н. клюев

Анализ стихотворения Клюева «Из подвалов, из темных углов…»

Стихотворение «Из подвалов, из темных углов…» написано в конце 1917 года, в самый разгар революционных событий, которые с энтузиазмом были встречены экзальтированной молодежью, к которой можно было отнести и Н. А. Клюева. Революция ассоциировалась у многих людей с духовным обновлением, избавлением от многовекового гнета, а также воздаянием за жертвы событий 1905 года.

Идею произведения трудно уловить без понимания смысла некоторых слов и выражений. Помазание – это церковное таинство, которое заключается в крестообразном мазании особым маслом – миром – как знаке благословения, в частности, при коронации, вступлении на престол, обретении власти, особых прав. Таким образом, помазание – это некое божественное разрешение властвовать, казнить и миловать, а помазанные – это те, кто его получил.

Высокий патетический стиль произведения создается использованием следующих средств художественной выразительности:

  • ярких эпитетов – «огнеглазые печи», «каменный зев», «страдальческие теплые могилы», «пламенный гнев», «кровавые были», «золотой, победительный час», «красный курган (как мемориал жертв революции)», «лазоревые страны», «невинная кровь»;
  • инверсии – «печей огнеглазых», «серафимов хвалы», «в тучах орлы», – которая способствует выстраиванию рифм;
  • олицетворений – «серафимов хвалы», «город-дьявол копытами бил», «обручились с гневом», «мостовые расскажут», «камни знают», «невинная кровь», создающих впечатляющие образы;
  • метафор – «уловить хвалы», «помазаны кровью», «девушки задумчивей звезд»;
  • авторских неологизмов – «огнеглазые», «могучей громов», «с детями», «победительный»;
  • фразеологизма «небо в алмазах» в значении «светлое будущее»;
  • эллипсиса – «юноши – (как) в тучах орлы», «поле Марсово – (это) … курган»;
  • умолчаний – «… на правду оковы ковались…», «не забыть, как прощались…», «камни знают … были (камни как свидетели былей – реально произошедших событий) …», которые пробуждают воображение читателя, вынуждают его вспомнить о страданиях и смертях невинных людей;
  • аллегории – «помазаны кровью» – аллюзия церковного помазания.

Слово «держава» употребляется в стихотворении в значении «верховная, высшая власть». Автор явно идеализирует участников бурных событий, приписывая им несуществующие черты: «…юноши – … орлы», «девушки задумчивей звезд».

В произведении активно используется религиозная лексика: «серафимы (ангелы высшего чина)», «причаститься», «Спасова чаша», «дьявол», «храм», «помазаны». Выражение «причаститься из Спасовой чаши» означает готовность принять за идею страдания и даже смерть. «Спасова чаша» – символ жизненного пути, участи Иисуса Христа (Спасителя).

Характерно, что революционные события автор не считает богопротивными, а напротив, рассчитывает на хвалу серафимов. Революцию автор расценивает как приход Царства Божия. Тем трагичнее было его разочарование.

Николай КлюевРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Соловки

Распрекрасен Соловецкий остров,
Лебединая тишина…
Звенигород, великий Ростов
Баюкает голубизна,
А тебе, жемчужине Поморья,
Крылья чаек навевают сны,
Езера твои и красноборья
Ясными улыбками полны…
Камень и горбатая колода
Золотою дышат нищетой,По тебе лапотцами
народаПуть углажен к глубине морской…Глубина ты,
глубота морская,Зыбка месяца, царя-кита,По тебе
скучает пестряднаяПтица, что зовется красота!..
Гей ты, птица, отзовись на песню —
Дерево из капель кровяных!
Глубже море, скалы всё
отвесней,Плачут гуси в сумерках седых…

Распрекрасный остров Соловецкий,Лебединая
Секир-гора,Где церквушка, рубленная клецки,
Облачному ангелу сестра.Где учился я по кожаной
ТриодиДум прибою, слов колоколам,Величавой северной
природеТрепетно моляся по ночам…Где впервые пономарь
АвиваМне поведал хвойным шепотком,Как лепечет травка,
плачет иваНад осенним розовым Христом.И Феодора   — строителя пустыни,Как лесную
речку помяну,Он убит и в легкой белой скрыне
Поднят чайками в голубизну…
Помнят смирноглазые олени,Как, доев морошку и кору,К палачам
своим отец ПарфенийИз избушки вышел поутру.Он рассечен
саблями на частиИ лесным пушистым глухаремУлетел от
бурь и от ненастийС бирюзовой печью в новый дом…Не
забудут гуси-рыбогоныОтрока Ивана на колу,К дитятку
слетелись все иконы,Словно пчелы к сладкому
дуплу:»Одигитрия» покрыла платом,»Утоли печали» смыла
кровь…Урожаем тучным и богатымНас покрыла песенная
новь.Триста старцев и семьсот собратийБрошены зубастым
валунам.Преподобные Изосим и СавватийС кацеями бродят
по волнам…В охровой крещатой ризеАнзерский
ЕлиазарКличет ласточек и утиц сизыхБоронить пустынюшку
от кар:»Ты, пустыня, мать-пустыня,Высота и
глубота!На ключах — озерных стынях — Нету
лебедя-Христа!Студены ручья коленца, — Наше
сердце студеней,Богородица младенца Возносила от
полей:»Вы, поля, останьтесь пусты,Без кукушки дом
лесной!»Грядка белая капусты Разрыдалася
впервой:»Утоли моя печали!» — Плачет репа, брюква
тож,Пред тобой виновна вмале,Как на плаху, никнет
рожь!»Богородица прижухла,Оперлась на локоток:»У
тебя, беляны пухлой,Есть ли Сыну уголок?»— «Голубица,
у белянки,Лишь в стогах уснет трава,Будет горенка с
лежанкойДля Христова Рождества!»

1926—1928

Клюев Н. Соловки: Поэма. Публ. Кирьянова Н.Б. Подгот. текста и примеч. Субботина С.
Новый мир. № 3, С.229-232 (1989).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: