Анализ стихотворения Блока «Мы встречались с тобой на закате…»
Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…» было написано А. А. Блоком в 1902 году. История создания его связана с любовью поэта к Л. Менделеевой. Лето 1898 года поэт проводит в родовом имении под Петербургом. Тогда у него завязывается роман с шестнадцатилетней Любой Менделеевой, дочерью его соседей. Однако отношения эти не получили тогда серьезного продолжения: юная барышня не разделяла чувств поэта. В 1902 году Блок написал об этом стихотворение, которое затем показал Любови Дмитриевне.
Стихотворение относится к любовной лирике, стиль его — романтический.
В произведении воплощен традиционный романтический конфликт мечты и реальности. В основе композиции стихотворения принцип антитезы земного и Божественного. Реальная девушка в белом платье противопоставлена утонченной мечте. Это противопоставление сохраняется на протяжении всего стихотворения, сохраняется оно и в финале. И мечта в финале побеждает. Любовная история заканчивается — «все померкло, прошло, отошло», а мечта по-прежнему живет в душе лирического героя, в «вечернем тумане», в чьих-то мыслях «о бледной красе».
Эта антитеза мечты и реальности присутствует в каждой строфе. В первой строфе лирический герой вспоминает о своих встречах с героиней. И любовь здесь могущественно завладевает его душой, подавляя мечту:
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив,
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
И здесь мы отметим множество символических деталей. Встреча героев происходит «на закате», что является своеобразным художественным предварением, намекая на возможность скорого финала, конца их романа. Они катаются на лодке, и река здесь напоминает читателю о неумолимом ходе времени. И действительно, эти вечерние встречи, любовь, надежда — все в прошлом. Поэт использует в стихотворении глаголы в форме прошедшего времени: «встречались», «любил», «думал», «померкло», «прошло», «отошло». Эта история любви не имеет будущего — именно такое впечатление складывается у читателя.
Третья строфа словно подготавливает грядущее расставание героев:
Приближений, сближений, сгораний — Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Мечта героя здесь одерживает победу над реальной жизнью. Любовные отношения здесь зыбки, иллюзорны, неопределенны: встречи героев происходят в «вечернем тумане», вместо зеркальной глади озера — у берега «рябь и камыш».
В финале герой полностью освободился от завладевших его душой чувств и остался наедине со своей мечтой:
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Все померкло, прошло, отошло…
Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло.
Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть — воспоминания о прошлом (первые три строфы). Вторая часть — настоящее время в жизни лирического героя (заключительная строфа).
Стихотворение написано трехстопным дактилем. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («о бледной красе», «лазурная тишь»), метафору, инверсию и ряды однородных членов («Приближений, сближений, сгораний — Не приемлет лазурная тишь»).
Произведение органично вливается в поток лирических устремлений поэта к своей мечте — стихотворений «Вечереющий день, догорая…», «Странных и новых ищу на страницах…», «Вхожу я в темные храмы…».
Здесь искали:
- мы встречались с тобой на закате анализ
- анализ стихотворения мы встречались с тобой на закате
- мы встречались с тобой на закате анализ стихотворения