Сюжетная линия
Несмотря на явное пристрастие к поэтическом авангарду, в стихотворении можно рассмотреть сюжетную линию. Начинается стих с желания автора строк сшить себе черные штаны из бархата своего голоса, что является метафорой – Маяковский не будет как все.
Также в его гардеробе будут вещи и поскромнее, например, желтая кофта, на пошив которой уйдет три аршина заката. В ней он будет неотразимый фат и все на Невской скажут Опа, это настоящий Дон-Жуан).
Мнение окружающих, недовольных таким вызывающим видом поэта не волнует — пусть обыватели сидят по норам, пока Маяковский не посадил их на пику своих острот.
От такого хорошего настроения поэт дарит окружающим (которые не разбежались) дешевые, но острые стихи – пусть их слышат не только люди, но и вся земля, ставшая сегодня ему любовницей.
В заключении поэт обращается к женщинам, рекомендуя любить его и забрасывать улыбками, которые он нашьет на свою кофту, как ордена за победу над женской красотой. Фат с такими наградами будет по-настоящему единственным, а если ещё взять его оружие в виде стихов, то он просто неотразим.
Образы и символы
Стихотворение построено в форме диалога с солнцем, Маяковский не боится к нему обратиться, потому что считает себя равным ему. Это отражает коммунистическую риторику новоиспеченной страны – все люди стали равными, и какого-то центра власти и света больше нет. Сам космос подчинился необходимости освобождения и раскрепощения отношений: само святило становится товарищем, спускается и становится на один уровень с независимыми гражданами нового государства.
Главные герои в стихотворении «Необычайное приключение…» — это лирический герой и солнце. Автор не случайно изобразил в качестве персонажа именно солнце. Это одна из самых ярких звезд, которое озаряет все вокруг, разгоняет тьму своим желтым цветом. Солнце габаритно, масштабно и величественно — именно так воспринимал себя Владимир Маяковский сам, а также все его ближайшее окружение.
Он придал солнцу могучий бас («дух переведя, заговорило басом…»), которым так же обладал. Он был такой же большой, как и солнце: сам поэт однажды сказал, что может убить человека одним кулаком, но делать этого не будет, у него другой характер.
Интересно так же то, что Маяковский обожал желтый цвет. Он также описывает это в стихотворении «Кофта фата». Поэт часто выступал в желтой кофте, которую сшила ему мать — Александра Алексеевна. Солнце в стихотворение тоже обладает любимым цветом Маяковского — желтым. Они с ним светят во все уголки, «льют» свет лучами и «стихами».
Aнализ стиха
Необычное приключение, которое произошло летом на даче с Маяковским. И послужило для создания этого шедевра. В основу произведения вошел обычный диалог поэта с солнцем. Основным поэтическим приемом стало сравнение жизни солнца и творческого пути поэта. Само название произведения дает понять, что сейчас произойдет реальный рассказ, о событиях которые происходили на даче с поэтом.
Произведение «Необычное приключение» выполненное не стандартно, оно раскрывает дачный пейзаж. Это можно увидеть из строк, где Маяковский тонко описывает силу летнего знойного дня. Так и произошел мнимый конфликт, в котором лирический герой стихотворения, бросает вызов высшим силам. Сам диалог героя с солнцем происходит в резкой форме. После принятия вызова солнцем, герой произведения начинает жалеть о своих словах.
В целом Маяковский, как и в лирике своей сильно драматизирует начало. Далее происходит фантастическое действие как будто два друга сидят и общаются, в роли друзей выступает образ поэта и солнца, они обсуждают ежедневные проблемы. И договариваются объединить свои силы, солнце совсем приобретает человеческий образ, с которым можно не только поговорить, но и похлопать по плечу.
В завершении произведения рушиться образ общего врага и заканчивается все на положительной ноте. При помощи метафор Маяковский совмещает фантастику и реальность.
Заключение
В стихотворении «Необычное приключение» Маяковского, чутко изображается, как герой произведения на равных общается с солнцем, так как они с поэтом делаю одно общее дело – несут миру свет. Солнце в этом стихотворение выступает в роли помощника для поэта. Прочитав его невозможно остаться равнодушным, оно одно из увлекательных и интересных работ Владимира Маяковского.
Основные направления «серебряного века»
Основными модернистскими направлениями «серебряного века» являются:
- Символизм
- Акмеизм
- Футуризм.
Противопоставить эти направления можно не только с эстетической стороны, но и географически. Например, основные деятели символизма родились в Петербурге и Москве, происходили из интеллигентных семей. Они закончили университеты, занимались преподавательской деятельностью, писали серьезные научные труды. Символисты, подобно деятелям «золотого века», организовывали салоны и кружки, проводили религиозные собрания.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
В этом же интеллектуальном кругу возникает и акмеизм, однако, в отличие от символизма, он формируется на периферии. Например, Гумилев родился в Кронштадте, Мандельштам – в Варшаве, а Ахматова – под Одессой. Однако эстетической колыбелью акмеистов можно считать пригороды Петербурга и русскую культуру, в том числе и символизм. Однако культуру акмеисты осваивали путем самообразования, которое заменило им университет.
Футуризм же является детищем провинциальной России и совершенно иной, низовой, культуры. Например, Хлебников родился в улусе Астраханской губернии, Крученых – в селе Херсонской губернии, а Каменский – на пароходе, который плыл из Перми в Нижний Новгород. Как правило, футуристы не имели даже гимназического образования, они бравировали своей необразованностью, антикультурностью, даже «дикостью».
Эту тенденцию отражают и первые этапы биографии главного русского футуриста – В. Маяковского.
В 1922 году поэт написал автобиографию «Я сам», затем спустя шесть лет он ее дополнил. В коротких юмористических главках он рассказал практически всю свою жизнь.
Образы в стихотворении
Сочетание черного и желтого цветов считается очень дерзким и резким. Маяковский несколькими широкими мазками создает образ лирического героя — человека нестандартного, яркого, бросающего вызов обществу.
В стихотворении много внимания акцентируется на личности персонажа. Из толпы автор выделяет его с помощью местоимений: «своего», «я», «мне», «моего», «меня». В последнем четверостишии эти части речи даже присутствуют в каждой строчке. Интересный факт: доля местоимений в стихотворении Маяковского «Кофта фата» составляет почти 15 процентов.
«Зеленые весны идешь насиловать», «женщины, любящие мое мясо» — метафоры, создающие образ грубияна, очень импульсивного и эмоционального лирического героя. Немногие из поэтов решились бы на такие резкие выражения. Однако Маяковский сгущает краски, он делает все намеренно броским, и в этом проявляются его стиль и индивидуальность.
Серьга Давида Бурлюка
«Отец российского футуризма», Давид Бурлюк был живым воплощением авангарда – и в творчестве, и в жизни. Он с огромной скоростью генерировал идеи, которые, как правило, были направлены на разрушение традиционных представлений об искусстве и моде. На фотографиях начала ХХ века можно увидеть отдельные элементы костюма Бурлюка: жилеты из бархата и узорчатой ткани, предназначавшейся для обтяжки мебели; деревянные ложки и пучки редиса «вместо роз» в петлице; асимметричный крой и многое другое. Всё это – в рамках лозунгов «нашим наслаждением должно быть отныне эпатирование буржуа» и «пусть наши пестрые одежды будут противны обывателям».
На одной из самых известных фотографий футуристского периода видна еще одна занятная деталь образа Бурлюка – длинная серьга, расшитая бисером. Украшение, совершенно немыслимое для мужчины! Стоит ли говорить, как была оскорблена таким видом общественность (а Бурлюку только того и надобно!)? В своих авангардных практиках и перфомансах футуристы, перевоплощаясь, затевали гендерные игры: в их образах часто смешивалось мужское и женское. Преодолевая эту границу, они тем самым эпатировали столь ненавистное им закоснелое буржуазное общество. Кстати, образ Бурлюка (и серьга в частности) произвел фурор и среди американских буржуа, правда, значительно позже, чем среди русских, – в начале 1920-х годов. Поэт А. Ветлугин вспоминает: «Появляется Бурлюк. В черном сюртуке, в золотом жилете нечеловеческой красоты. И начинается давка. Щупают жилет, осматривают серьгу».
Вариант 3
Стихотворение «Необычайное приключение..», созданное в 1920 году, посвящено теме поэта и поэзии. В. Маяковский размышляет о том, какова функция поэта в обществе, каковы его задачи.
В своем произведении поэт создает вымышленную фантастическую ситуацию: на чаепитие к нему заходит само солнце. Поводом к такому визиту служат слова о тяжелой рутинной работе, зависть к просто так, без дела бродящему по небу светилу. Но практически сразу же лирический герой-поэт пожалел о своих словах, потому что прямо к его дому, разбрасывая во все стороны ослепительные лучи, движется огромное, жаркое солнце.
Несмотря на пышущий от гостя жар и преодолевая испуг, лирический герой стремится быть гостеприимным хозяином и угощает светило чаем с вареньем. В процессе беседы они становятся друзьями и находят немало общего в своей тяжелой каждодневной работе
Поэт приходит к осознанию, что и он, и солнце делают общее важное дело – освещают мир, дарят людям веру в светлое завтра. Говорить с читателем о лучшем, вести в это счастливое будущее, проливать свет в души – в этом видит лирический герой Маяковского свою задачу. В произведении Маяковского мастерски соединились размышления о роли и месте поэтического творчества, психологизм, юмор и даже реальные факты биографии поэта: например, лирический герой жалуется солнцу на тяжелую работу в РОСТа, а мы знаем, что в эти годы поэт действительно писал стихи и лично рисовал плакаты для окон Российского телеграфного агентства
В произведении Маяковского мастерски соединились размышления о роли и месте поэтического творчества, психологизм, юмор и даже реальные факты биографии поэта: например, лирический герой жалуется солнцу на тяжелую работу в РОСТа, а мы знаем, что в эти годы поэт действительно писал стихи и лично рисовал плакаты для окон Российского телеграфного агентства.
Образная система стихотворения подчинена задаче ярче раскрыть поэтический замысел, нарисовать выразительную картину. Впечатление о нестерпимой июльской жаре помогает создать гипербола «сто сорок солнц» и аллитерация на , : пригорок, горбил, горою, горы. В этих же строках звучит окказионализм «горбил», использование подобных, созданных поэтом, слов — прием, свойственный творчеству В. Маяковского. Также в стихотворении при описании солнца встречается окказионализм ясь в значении ясность, яркость.
Отметим, что поэт намеренно использует разговорные, просторечные слова, стремясь пересказать жизненный эпизод максимально просто: шляться, дармоед, во что попало, чёрт дернул. В стихотворную речь входит диалог, и реплики светила так же эмоциональны, в них играют своими значениями омонимы: гоню – гони.
Стихотворение «Необычайное приключение..» — признанный шедевр В. Маяковского, его строки «светить всегда, светить везде» стали крылатыми. И всё же, перечитывая его, читатель каждый раз восхищается талантом поэта, его неистощимой энергией, готовностью работать на благо Страны Советов.
О чем стихотворение
«Кофта фата» — стихотворение, которое относится к раннему творчеству Маяковского, оно написано в 1914 году (фат – щеголь и самодовольный человек). Поэт вошел в литературный мир в образе хулигана, таким его приняли и запомнили. Маяковскому ничего не оставалось, кроме как продолжать играть навязанную роль. Но этот человек и его лирика на самом деле намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. В ней есть все: и любовь, и грусть, и философия, и отклик на происходящие исторические события. Но для широкой публики Маяковский оставался бунтарем – этим он и был интересен.
Поэт всегда на литературные вечера приходил в яркой желтой рубашке, которая вызывала у людей не самые приятные чувства. Про эту кофту уже тогда ходили легенды, Маяковскому даже приходилось придумывать всякие ухищрения, чтобы проходить в ней на мероприятия. Вот об этом предмете гардероба и идет речь в произведении.
Желтая кофта – символ индивидуальности, непохожести, желания выделиться из толпы.
Маркетинг уже был
Маяковский стал модным брендом. В стихах он рекламировал часы из ГУМа, галоши «Резинотреста», продукцию «Москвошвея» и магазин «Моссукно». Фанаты Владимира Владимировича следили за каждым выходом нового сборника и выстраивались в нескончаемые очереди в эти по‑сегодняшнему фэшн-отделы.
Кстати, аэрография — не современное веяние, она родилась давно его сестра была представителем этого художественного направления.
На выставке также представлена мини-ванная Маяковского и предметы личной гигиены. С ними он путешествовал везде. Его болезненная страсть к чистоте связана со трагическим уходом из жизни его отца. Укол булавкой привёл к заражению крови.
«Открытый Белгород» познакомился поближе с «Маяковским от-кутюр».
Выставка — это больше чем мода. В Белгородский государственный литературный музей привезли личные вещи поэта — разноцветные галстуки, жёлтые бадлоны, трость и визитные карточки, которые во многом определили стиль 1920-х годов и сегодняшних хипстеров.
И даже в бедности находить уникальность
Чтобы понять любовь к моде эпатажного творца, важно вспомнить, с чего всё начиналось. Его семья жила очень бедно
В гардеробе всего лишь несколько потрёпанных сатиновых рубах, которые он всячески приспосабливал к стилю богемы. Что только не выдумывал Маяковский, чтобы обыграть нелюбимые и даже уродливые вещи и превратить их во что‑то эстетичное.
Фото: Анна Кытманова
Стиль начинающего поэта из «низов», который всеми силами пытался приблизиться к элите, всегда вызывал вопросы и не мог остаться без внимания. Исследователь футуризма Бенедикт Лившиц писал, что Маяковский одевался не по сезону легко — в чёрную пелерину с львиной застежкой и широкополую шляпу, надвинутую на брови, и напоминал в таком виде «члена сицилийской мафии, игрою случая заброшенного на Петроградскую сторону».
Дружба с теми самыми
Знакомство с Велимиром Хлебниковым, Василием Каменским, Давидом Бурлюком и Алексеем Крученых изменило не только мировозрение Маяковского, но и его гардероб. Наконец‑то появились модные и интеллигентные вещи. Из кармана блестящего пиджака уже выглядывала большая жёлтая визитка с надписью «Владимир Маяковский».
Здравствуй, Лиля
В 1915 году Маяковский влюбился в Лилю Брик. Женщина может изменить всё, и это случилось. Она повлияла не только на творчество поэта, но и на его внешний облик. Она называла его «Мой Щен» и настояла на внушительных переменах: Маяковский вставил новые зубы, накупил перстней и стал сниматься в кино.
В 20-х годах Лиля Брик решилась на путешествия, тем самым помогла прорубить «модное окно»: присылала возлюбленному посылки с продуктами и новомодной одеждой. В гардеробе поэта появились широкополые пиджаки с чёткими архитектурными линиями.
Фото: Анна Кытманова
Маркетинг уже был
Маяковский стал модным брендом. В стихах он рекламировал часы из ГУМа, галоши «Резинотреста», продукцию «Москвошвея» и магазин «Моссукно». Фанаты Владимира Владимировича следили за каждым выходом нового сборника и выстраивались в нескончаемые очереди в эти по‑сегодняшнему фэшн-отделы.
Кстати, аэрография — не современное веяние, она родилась давно его сестра была представителем этого художественного направления.
На выставке также представлена мини-ванная Маяковского и предметы личной гигиены. С ними он путешествовал везде. Его болезненная страсть к чистоте связана со трагическим уходом из жизни его отца. Укол булавкой привёл к заражению крови.
Та самая жёлтая кофта
Сохранились и кусочки символа советского футуризма – жёлтой кофты Маяковского.
В жёлтой кофте и в цилиндре поэт выглядел стильно, а появись бы они в наши дни, его бы нарекли хипстером. Идти против правил, в этом был весь Маяковский. Полиция даже запрещала поэтому выступать ему в таком виде – неизвестно, «что ещё придумает этот горлопан». На поэтические вечера Владимир Владимирович являлся в пиджаке. Затем снимал его и оказывался в ненавистной стражам порядка жёлтой кофте.
Выставка позволит вам увидеть Маяковского в повседневной жизни, узнать о его привычках и пристрастиях, по‑новому осмыслить его творческий путь. Экспозиция будет работать до 11 января 2019 года.
Отправить опечатку
Выделенная ошибка
Ваш комментарий
Отправить
Нашли опечатку в тексте?
маяковскийвыставкамодалитературныймузей
Авторы:Илона Жукова
Тема
В анализе стихотворения Маяковского «Необычайное приключение» следует рассказать о главной мысли его творения. Действие разворачивается между поэтом-тружеником и солнцем, которое, по мнению героя, ничего особенного не делает. Сюжет стихотворения пусть и сказочен, но его основная тема довольно прозаична.
Маяковского всегда волновало положение поэта-общественника и какое место занимает поэзия в жизни общества. Здесь автор находит ответ на свой вопрос. Поэзия способна зажечь огонь в сердцах людей, смотивировать их сделать этот мир лучше, приносить пользу обществу. Стихи, как солнце, освещают людям путь и дарят им надежду и свет.
Детство и юность В. Маяковского
Родился В. Маяковский 1 июля 1893 года в семье лесничего в глухой провинции Российской империи. В тринадцатилетнем возрасте Маяковский остался без отца – Владимир Константинович умер от заражения крови. У будущего поэта на всю жизнь осталась психологическая травма. Маяковский боялся инфекции, он постоянно возил с собой индивидуальный пластмассовый стакан, тщательно протирал дверные ручки и предметы, к которым приходилось прикасаться, избегал рукопожатий.
В гимназию будущий поэт поступал в Кутаиси.
Позже он вспоминал: «Священник спросил — что такое „око “. Я ответил: „Три фунта “(так по-грузински). Мне объяснили любезные экзаменаторы, что „око “— это „глаз “по древнему, церковнославянскому. Из-за этого чуть не провалился». Поэтому, по воспоминаниям Маяковского, он сразу возненавидел все древнее, славянское и церковное.
И возможно отсюда и пошли его футуризм, атеизм и интернационализм. В автобиографии поэта часто повторяется слово «ненависть». Контрастность и предельность чувств Маяковский демонстрирует и в прозе.
В Кутаиси началась и революционная деятельность будущего поэта. Маяковский посещает марксистский кружок, читает запрещенную литературу, считает себя социал-демократом и принимает участие в митингах 1905 года.
После смерти отца семья переехала в Москву. Жизнь в этот период была крайне сложной, семья бедствовала. Однако революционная деятельность для Маяковского оказалась гораздо привлекательнее учебы.
В 1908 году поэт вступает в большевистскую партию, партийную работу ведет под псевдонимом «товарищ Константин». В этом же году Маяковского впервые арестовывают, а затем еще раз. Если первые два ареста были не продолжительными, то третий арест продлился шесть месяцев. Во время пребывания в тюрьме Маяковский по-настоящему познакомился с современной литературой, с творчеством символистом – Бальмонта, Белого.
Анализ стихотворения «Кофта фата» Маяковского
Произведение «Кофта фата» впервые было опубликовано в «Первом журнале русских футуристов» и вызвало благожелательную критику В. Брюсова.
Стихотворение написано в начале 1914 года, опубликовано весной. Его автору в эту пору исполнился 21 год. Он уже вполне освоился со своим призванием эпатировать публику и прививать ей вкус к прогрессивному искусству. Год начался с гастролей по городам империи, от Одессы до Севастополя, затем Киев, Москва. Принимали футуристов по-разному, но везде с любопытством. В газетах называли их и певцами урбанизации, технического прогресса, и скандалистами уголовного вида. На пике женской моды в одежде был золотистый цвет. Сама идея столь вызывающей детали, да еще в мужском гардеробе, была утверждена на общем собрании футуристов. Поэту его кофту апельсинового цвета сшила мать с сестрами. Был у В. Маяковского еще и розовый пиджак. Случалось, полиция запрещала ему выступать в таком виде. По жанру – авангардная лирика, по размеру – акцентный стих с перекрестной рифмовкой, впрочем, в первом пятистишии есть и нерифмованные строки. Лирический герой – сам поэт. «Фат»: модник. Первая строфа начинается со смелых метафор: штаны из голоса, кофта из заката. «Бархата голоса»: слушатели отмечали богатство интонаций, видимо, баритона поэта. Да и сравнение с «черным бархатом» позволяет предположить глубину, звучность его голоса. «Из трех аршин»: мера длины. Числительное подчеркивает серьезность намерения героя приобрести себе обновку из заката. Такого умопомрачительного костюма точно ни у кого нет. «Невскому мира»: Невский проспект превращается в одну из главных улиц мира. Особенно если по нему фланирует (картинно прогуливается) герой стихотворения. «Дон-Жуана»: соблазнитель. Ворчит даже земля, ослепленная невиданным щеголем: «весны идешь насиловать!» Времена года разбегаются в страхе. «Осклабившись», поэт дерзит солнцу. «Грассировать»: произносить «р» на французский манер. Ему комфортно «на глади асфальта». «Земля мне любовница»: кажется, бархатные штаны сделали свое дело. Его стихи – дар всем. «Би-ба-бо»: перчаточная кукла. Его прогулка создает круговерть праздника в природе и среди женщин. Сравнение «как зубочистки» — намек на то, что пора избавиться от устаревших представлений. «Мое мясо»: тело, а не душу. «Как на брата»: романтический взгляд невинной девушки. «Закидайте улыбками»: ему, как человеку и поэту, хочется тепла, признания, понимания, пусть хотя бы на минуту, пока он идет по улице. Улыбки – это цветы, и им самое место на «кофте фата». Эпитеты: лощенным, веселые, острые. Олицетворение: обабившись.
Ранняя авангардная лирика В. Маяковского вызывала неоднозначные оценки как коллег по перу, так и читающей публики.
Рождение футуризма. Желтая кофта
После тюрьмы поэт немного отходит от революционной работы. Своему товарищу Маяковский признается в том, что хочет делать «социалистическое искусство». Однако этим мечтам осуществиться удалось лишь десятилетие спустя.
Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Там он знакомится с Давидом Бурлюком.
Замечание 1
Позже поэт вспоминает: «У Давида — гнев обогнавшего современников мастера, у меня — пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм».
С этого момента эстетика для Маяковского выходит на первый план и надолго отодвигает политику. Футуризм приходит на смену социализму Маяковского.
Как известно, новее направление с самого начала оказалось очень смелым и громким. Маяковский, поддерживаемый деньгами и похвалами Бурлюка, пишет несколько десятков произведений. У поэта появляются новые знакомства и друзья. после выхода в 1912 году «Пощечины общественному вкусу» он начинает гастрольно-поэтическую деятельность. Тогда и появился знак нового искусства, который так раздражал противников – желтая кофта.
В 1913 году кубофутуристы-гилейцы (Д. Бурлюк, Маяковский, В. Каменский) проводят большое турне по всей стране. Они излагают футуристическую теорию и читают стихи. Турне имело огромный успех, однако преимущественно скандальный.
Стихи воспринимались как абсурд, провокация, нарушение разнообразных запретов. Ю. Тынянов пишет, что Маяковский для комнатного жителя оказался уличным происшествием.
В конце 1913 года, который Маяковский называл «веселым», в Петербурге состоялась премьера поставленной В. Э. Мейерхольдом «трагедии» «Владимир Маяковский. Действующими лицами были:
- Владимир Маяковский
- «Человек без головы»
- «Старик с черными сухими кошками»
- «Человек с двумя поцелуями».
В этой необычной лирической трагедии звучат мотивы вселенской боли, одиночества, самоубийства. Главную роль в постановке исполнил сам поэт. Однако постановка потерпела полный провал.
Уже со своих первых шагов В. Маяковский всей совокупностью своих произведений выстраивает образ лирического героя, который имеет то же имя – Владимир Маяковский. Он в свою лирику с небывалой подробностью вводит реальные фамилии своих родных, реальнее адреса, фамилии своих друзей и литературных противников. Художественный мир Маяковский обустраивает как собственный дом, особое место в котором занимает образ женщины.