Александр блок 📜 кругом далекая равнина

Приемы анализа поэтических символов стихотворений а.блока.методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Влияние учения В. Соловьева

Интересующий нас сборник создан также под влиянием учения В. Соловьева о вечной женственности. Согласно этому философу, Вечная Женственность может примирить небесное и земное, божественное и мирское. Благодаря ей обновляется душа поэта. Чувство, которое испытывал А. Блок к Л. Менделеевой, было переосмыслено Александром Александровичем в духе учений о мировой душе Платона и о Вечной Женственности, выступающей в качестве нетленного божественного начала.

Позиция Соловьева полностью соответствует мнению Блока этого периода. Философ смотрит на Вечную Женственность как на явление, имеющее космический масштаб. Поэт также видит в своей возлюбленной воплощение божественного начала. Мы можем судить об этом по письмам, адресованным Любови Менделеевой. Эти взгляды Александра Александровича и определили общий характер его поэтического цикла под названием «Стихи о Прекрасной даме». В героиня цикла — мистический, непостижимый образ («Святая, «Дева», «Непостижимая»). Порой это и реальная женщина, которая имеет конкретные черты: высока, стройна, всегда надменна и сурова.

«Блок и символизм»(доклад+анализ произведений)

Чтобы лучше понять, как Александр Блок связан с символизмом, нужно разобраться в самом понятии «символизм».

Русский символизм – явление сложное. На разных этапах становления и в творчестве разных поэтов и писателей символизм выявляется по-разному. Первые символисты во главе с Ж. Мореасом появились во Франции в 1880-х-1890-х годах. Первые шаги для утверждения символизма в России сделал Брюсов. Все русские символисты были разные. Ещё одним человеком, повлиявшим на мировоззрения символистов, был Владимир Соловьев. Именно его влияние сказывалось на творчестве Блока, Белого, Иванова. Их в дальнейшем так и называли – «соловьевцами». У Соловьева впервые появляются такие термины, как «Красота», «Вечная женственность», которые в дальнейшем мы встретим в стихотворениях А.Блока. Вообще у символистов «Красота»- единственная сила, способная спасти мир, она единственное, что может противостоять хаосу. «Красота» превыше всего: этики, долга, чести.

В России используется деление символистов на «старших» («декадантов») и «младших» (мистиков – «соловьевцев»). «Старшие» символисты дебютировали в 1890-е годы, к ним относятся Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус, Сологуб. В 1900-е годы в символизм влились новые силы, это «младосимволисты», к ним относятся Блок, Белый, Иванов и другие.

Композиция

Построение цикла — это первое, с чего необходимо начинать анализ. Блок «На поле Куликовом» разделил на пять частей. Стихотворение «Река раскинулась», идущее в цикле первым, охватывает читателя порывом ветра степи. В центре оказывается образ России, которая, словно вихрь, несется сквозь ночную мглу. И с каждой новой строчкой это движение становится все стремительнее.

С подобным динамичным вступлением входит в контраст нежное лирическое стихотворение «Мы, сам-друг…», продолжающее цикл «На поле Куликовом». Блок (анализ ясно показывает это) для следующей главы своего поэтического дневника — «В ночь, когда Мамай…» — определил роль композиционного центра. Именно здесь появляется образ Богородицы, в котором угадываются черты Прекрасной Дамы. Последние два стихотворения цикла («Опять вековою тоскою» и «И мглою бед») продолжают мотивы ожидания будущей бури, всеохватывающей тишины, которая предваряет скорую битву.

Краткий анализ

История создания
— стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.

Тема
— Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция
– стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией — проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр
— лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.

Стихотворный размер
— все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Метафоры
«Наш путь… пронзил нам грудь»
, «стрелой татарской древней воли»
, «закат в крови»
, «…сердцем вещим»
, «Под игом ущербной луны»
, «Вольные тучи»
.

Олицетворения
«Река раскинулась… грустит лениво и моет берега»
, «…грустят стога»
, «идут испуганные тучи»
.

Эпитеты
«…Доном темным и зловещим»
, «тихие зарницы»
, «вековою тоскою»
, «…облаком суровым»
, «Высоких и мятежных дней»
.

Сравнение
«А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой»
.

Историософская концепция

В 1912 году в качестве примечания к одному из стихотворений цикла «На поле Куликовом» Блок — анализ должен учитывать это — назвал битву с татарами символической. Другими словами, поэт придает образу Куликовского сражения универсальные черты, а значит, оно оказывается применимым по отношению к другим поворотным событиям российской истории, включая предстоящие. Сражение с татарами можно рассматривать как метафору борьбы сил тьмы и света, причем изначально бой ведется за душу конкретного человека (лирического героя), и победа одной из этих сторон окончательно решит, какая же у России судьба.

Производить анализ (Блок, «На поле Куликовом» — поле великого сражения) можно и в другом ключе. В первом стихотворении цикла указан мотив движения вперед, вызывающего страдание. На этом основании интересно было бы сопоставить и Брюсова. Последний в одном из стихотворений поприветствовал пришедших разрушать гуннов, чем вызвал естественные вопросы и претензии со стороны читающей публики. На самом деле Валерий Брюсов (равно как и Блок) понимал неотвратимость грядущих перемен, пусть и весьма болезненных.

Величие и нищета России

Да, забота не раз омрачала чело Родины, но никогда она не была сломлена никаким чародеем. Были монголо-татары, приходили шведы и Наполеон, а Россия лишь омрачалась заботой, меняла соху на меч и всё возвращалась на круги своя – серые избы, расхлябанные дороги, ветровые песни и расписные спицы.

Слез в реке за века истории накопилось много, но вода не переполнила берега, на которых и сегодня, как век назад, девушки в узорном платке поют по вечерам песни, а мужики чинят невод. Тонко играя нитями символизма, автор стихотворения показывает многогранный образ России, в котором рука об руку идёт блеск и нищета, героизм и серость будней.

Образы и символы

  • В центре произведения – образ России, который достигает невероятной выразительности благодаря намеку на сравнение с девушкой, чья «разбойная краса» и «прекрасные черты» затуманены горькой заботой тяжелых дней.
  • В стихотворении поэт использует символы, расширяющие смысловое поле текста. Неизменно присутствует в тексте символ пути, распутья. России предстоит выбрать свою дорогу, неровную, с множеством развилок. Дорога – это судьба, паломничество, движение к лучшей жизни, к своему предназначению. Однако путь этот долог и сложен; но России, встретившей новый век, не избежать его.
  • Для лирического героя же дорога легка, прежде всего, потому, что освещена любовью к родине и надеждой на долгожданные счастливые перемены. Для него Россия – возлюбленная, самая первая и долгая любовь.
  • Образ России, созданный Блоком, удивительно лиричен и красочен. Несмотря на патриотический пафос произведения, оно больше напоминает письмо к возлюбленной, немного грустное, но неизменно нежное.

Анализ стихотворения А. Блока «Кругом далёкая равнина…»

Стихотворение написано в 1901 году. Ситуация написания стихотворения – кризис отношений с любимой девушкой, который творчески преломляется в сознании на впечатлительного поэта-символиста, когда исповедь преобладает над вымыслом. Лирический герой, хотя и не тождественен автору, в большой мере отражает его умонастроения и переживания.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

метафоры – «толпы пней», «могила любви» – используя слова «пень» и «могила», автор проводит идею окончательной потери, безвозвратного конца;
эпитеты – «родимая долина», «угрюмая тоска», «холодный, бездушный прах» – являются выражением авторского отношения;
оксюморон – «даль близка», то есть не вызывает желания приблизиться, исследовать ее, изведать неизведанное;
антонимы «небо – земля», «день – ночь», в том числе контекстуальные – «завоет – умолкнет» – являются способом отразить полярные стороны действительности;
олицетворения – «живет тоска», «тучи стелются», «тоска роет, завоет, умолкнет» – отсылка к образу воющей собаки создает тревожное настроение, предчувствие грядущей беды;
анафорический лексический повтор – «все, что будет, все, что было» – концентрирует внимание на неизбывности и всеобщем характере чувств;
инверсию – «живет тоска» – прием позволяет создать акцент на слове «тоска», точно отразить внутренний мир героя;
синонимы – «поля, равнина, долина», «холодный, бездушный» – всесторонне описывают картину происходящего;
многосоюзие – «и днем и ночью», прием дает возможность изобразить непрерывность, характер охватившего героя чувства.

Статическая картина создана автором благодаря минимальному количеству глаголов.

Три строфы словно рисуют декорацию, на фоне которой действует лирический герой. Последняя строфа содержит формулировку вывода о тотальной бесперспективности, что подчеркивается оборотом «между небом и землей» и тезисом о затерянной могиле. Представить нарисованную картину одиночества, смерти любви помогают образы унылых песчаных бугров, похожих, как близнецы, один на другой, а также «кладбищенская» лексика – «прах», «могила».

Стихотворение пронизано упадническими настроениями, тоской и меланхолией. Обгорелые пни – яркий образ отпылавшего, как полагает лирический герой, чувства, а также далекого безрадостного будущего. Закрытая тучами родимая долина – воспоминания об утраченном счастье. Автор презентует героя, который не ожидает от жизни ничего позитивного.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Анализ стихотворения А.А. Блока «Россия»

Стихотворение «Россия» написано 18 октября 1908 года

Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи.

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу. Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты.

Ну что ж? Одной заботой боле — Одной слезой река шумней, А ты всё та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей.

И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика.

Стихотворение «Россия» начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений. В стихотворении охватывается время, начиная от времён золотых и кончая далёким будущим, скрывающимся за горизонтом.

А. Блок любил Россию странною любовью, любил её такой, какая она есть: с грязью, нищетой, серыми тонами, обманом, слезами, — но и сквозь эти непривлекательные черты поэт мог увидеть отблески былого величия своей родины: расписные спицы, прекрасные черты, благолепие леса да поля, узорный плат до бровей.

Во многих стихотворения Блока Россия одушевляется женщиной. Эта женщина очень загадочна, и всё же некоторые её черты Блок описывает: она красива в своей простоте, заботлива и чувственна (об этом говорят её слёзы). Однако, помимо этих положительных качеств, у этой женщины есть и отрицательные. С тех пор, как прошли «годы золотые», она обнищала, и, что ещё хуже, стала попадать под сильное влияние «чародеев» — других стран, нахально желающих воспользоваться богатством России. Но что толку жалеть Россию? Гораздо полезнеё приложить все свои силы, чтобы защитить свою родину от этих «чародеев», от обмана, помочь поднять страну до уровня былого величия. И даже если недоброжелателям удастся поставить нищую Россию в материальную зависимость, заманить её на край гибели (по мнению этих «чародеев»), но Россия и в этом случае не пропадёт и «не сгинет», ведь у неё есть бесценные природные богатства (лес да поле) и неугасающая вера в возрождение (в будущем «невозможное возможно», «дорога долгая легка»).

Читая стихотворение «Россия», мы, будто на машине времени, проносимся от былых золотых лет по теперешней грязи, в которой вязнут расписные спицы и оттого ещё больше пачкаются

Всё больше серых, грязных тонов мы встречаем на своём пути, «слёзы первые любви» очень скоро сменяются рекой, и уже совершенно не важно, больше ли, меньше ли в ней на одну слезинку. Мы встречаем крест — символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека. И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Господь обязательно поможет

Надежда на светлое будущее — неотъемлемая черта русского человека и, разумеется, женщины, названной Россией. И чем больше мы привыкаем к серому колориту нищеты, ветхим избушкам, грязи, тем с большей гордостью храним нашу русскую природу и самые простые её атрибуты (лес да поле)

И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Господь обязательно поможет. Надежда на светлое будущее — неотъемлемая черта русского человека и, разумеется, женщины, названной Россией. И чем больше мы привыкаем к серому колориту нищеты, ветхим избушкам, грязи, тем с большей гордостью храним нашу русскую природу и самые простые её атрибуты (лес да поле).

Если в цветовом плане стихотворение «Россия» имеет неброский колорит, то звуки и осязательные ощущения у каждого читателя возникают свои. Автор не оставил конкретных «звуковых» вех, разве что «песни ветровые», но всё же, если окунуться в этот «серенький» мир российских будней, то можно услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача. Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются — в первом; обманет, забота затуманит свои черты — в четвёртом четверостишии), «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что усиливает веру в светлое будущее.

Поэзия А. Блока в целом и данное стихотворение очень актуальны в настоящее время, когда Россия попала в зависимость от Запада. Неразрывная связь судьбы отдельно взятого человека (его «крест») и судьбы России — вот что хотел подчеркнуть Блок в данном стихотворении. Если каждый человек будет думать о том, как принести пользу своей стране, тогда невозможное обязательно станет возможным.

Анализ стихотворения «Россия» Блока

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Россия» было создано А.А. Блоком в 1908 го­ду. Основная тема его — тема Родины, России. Мы можем отне­сти произведение к гражданской, патриотической лирике. Так­же мы видим здесь попытку философского осмысления судьбы России.

В первой строфе стихотворения возникает тема дороги. Кар­тина создается конкретными деталями: мы видим «три стертые шлеи», «спицы расписные», «расхлябанные колеи». Затем лири­ческий герой признается в своей любви к Родине:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слезы первые любви!

Мы понимаем, что судьба его и судьба России неразделимы, слиты воедино. Герой со смирением принимает все происходя­щее в стране, он готов разделить с Родиной ее участь, ее трудно­сти и невзгоды: «И крест свой бережно несу…». Он осознает, что страну ожидает непростая, драматическая судьба. Ведь недаром «глухая песня ямщика» звенит «тоской острожной», а краса Рос­сии — «разбойная». Здесь возникает едва уловимый мотив рус­ского бунта, и этот момент всегда был в центре внимания поэта.

Образ России в произведении двойственен. С одной сторо­ны, это нищая, сирая страна, где «серые избы», «расхлябанные колеи». С другой стороны, это страна огромного внутреннего потенциала, духовных откровений: здесь «невозможное возмож­но». В этих строках звучит вера лирического героя в Россию, в ее скрытые силы. Здесь невольно вспоминаются тютчевские строчки:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Оба поэта используют прием олицетворения, но образ Блока более конкретен: Россия предстает у него в образе прекрасной женщины, матери, жены, возлюбленной (в этом отличительная, оригинальная черта патриотической лирики Блока, это придает патриотическим чувствам лирического героя и этой теме особую интимность). Поэт наделяет ее конкретными чертами: у нее — «разбойная краса», «плат узорный до бровей».

В финале стихотворения вновь возникает мотив дороги. И здесь мы вспомним лирическое отступление Н.В. Гоголя о Руси-тройке из поэмы «Мертвые души», стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка».

Таким образом, произведение имеет кольцевую компози­цию — начинается и завершается оно образом дороги, что само по себе символично: Россия находится в вечном движении, в поиске своего пути.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитеты («в годы золотые», «разбойную красу»), сравнение и инверсию («Как слезы первые любви»), фразеологизм («И крест свой бережно несу»).

Произведение мы можем рассматривать в контексте лиричес­ких размышлений Блока о судьбе России — стихотворений «Русь», «Осенний день», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», «Рожденные в года глухие…», цикла «На поле Кули­ковом», поэм «Двенадцать», «Скифы».

Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока

— Какие огни «догорели» за окошком? (Может быть, звезды, может быть огни в чужих окнах, может, фонари)

— Попробуйте определить время суток по контексту, легко ли это? Обоснуйте свое мнение.

— Еще одно противопоставление образов: вьюжное (зимнее, северное) море и южное. Какова его роль?

— Обратите внимание на однотипность синтаксических конструкций 3 и 4 предложения. Попытайтесь объяснить это сходство. (Интересна предыстория строки «И на вьюжном море тонут // Корабли» – это отзвук Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г., когда в бою с японским флотом погибла и большая часть русской Тихоокеанской эскадры)

(Интересна предыстория строки «И на вьюжном море тонут // Корабли» – это отзвук Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г., когда в бою с японским флотом погибла и большая часть русской Тихоокеанской эскадры)

— Объясните использование в этих же строках повторяющегося союза и. Какова его роль? Попробуйте убрать его. (Прием использования повторяющегося союза известен учащимся со времени работы над летописями. Эксперимент же покажет, что отсутствие союза, как это ни странно, замедляет действие)

— На какое слово в строках «Верь мне, в этом мире солнца // Больше нет», по-вашему, падает логическое ударение? Поэкспериментируйте вслух.

— Что (кто?) подразумевается под словами «ночное сердце»? Чем необычен этот образ?

— Зачем при повторе слов «верь мне» употребляется выделительно-ограничительная частица лишь?

— Какова, на ваш взгляд, роль тире в строке «Я – поэт!», которого, по правилам синтаксиса, там быть не должно? (Постановка тире в этом случае имеет своей целью интонационно выделить значимые для поэта слова, особо подчеркнуть значительность высказывания, на местоимение падает логическое (смысловое) ударение)

— Как соотносятся высказывания лирического героя «верь мне!» и «какие хочешь сказки расскажу»? Чему же на самом деле надо верить?

— В последних строках стихотворения вновь обращает на себя внимание повтор союза и. Попробуйте объяснить эту настойчивость. (Вспомним, что анафора этого союза была весьма употребительна в исторической церковной литературе – так достигалась торжественность и величественность повествования)

(Вспомним, что анафора этого союза была весьма употребительна в исторической церковной литературе – так достигалась торжественность и величественность повествования)

— Определите стихотворный размер; какая особенность формы привлекает внимание? (Усечение четных строк в строфе – излюбленный прием всего цикла. Ср. – «Ее песни», «Крылья», «Снежная вязь» и др.)

– «Ее песни», «Крылья», «Снежная вязь» и др.)

— Каково лексическое значение сочетания «голубой цветок»?

— В чем символика этого образа?

Стихотворение «В углу дивана» входит сборник «Снежная маска», раскрывающий увлеченность поэта актрисой театра Комиссаржевской — Натальей Николаевной Волоховой. Это ее он называл «снежной девой», «раскольничьей богородицей». Блоку она напоминала героинь Лескова – «тоже – раскольница с демоническим». Небольшую книжечку стихов Блок предварил посвящением Н.Н. Волоховой (правда, позже, в собрании стихотворений он это посвящение убрал): «Посвящаю эти стихи ТЕБЕ, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города». Блок писал, что «корень творчества лежит в той, которая вдохновляет».

«Девушка пела в церковном хоре…»

Давайте обратимся к этому стихотворению, проводя общий о Прекрасной даме» — цикл, одним из самых известных произведений которого является именно оно. наполнено следующими символами: «белое платье», «белое плечо» и сияющий луч на нем, «голос, летящий в купол». В этом произведении эпитет «белый» подчеркивает ощущение умиротворения, покоя, тишины, исходящее от голоса героини, который характеризуется как «летящий в купол». Девушка поет об ушедших в море кораблях, о людях, оказавшихся в чужом краю, о тех, кто забыл свою радость. Финал этого стихотворения мистичен. Он вовсе не оставляет нам ощущение счастья. Блок пишет, что ребенок, «причастный тайнам», плакал о том, что никто не вернется назад.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: