Анализ стихотворения Мой дом Лермонтова

Анализ стихотворения лермонтова мой демон

«Исповедь» М.Лермонтов

«Исповедь» Михаил Лермонтов

Я верю, обещаю верить, Хоть сам того не испытал, Что мог монах не лицемерить И жить, как клятвой обещал; Что поцелуи и улыбки Людей коварны не всегда, Что ближних малые ошибки

Они прощают иногда, Что время лечит от страданья, Что мир для счастья сотворен, Что добродетель не названье И жизнь поболее, чем сон.

Но вере теплой опыт хладный Противуречит каждый миг, И ум, как прежде безотрадный, Желанной цели не достиг; И сердце, полно сожалений, Хранит в себе глубокий след Умерших — но святых видений, И тени чувств, каких уж нет; Его ничто не испугает, И то, что было б яд другим, Его живит, его питает Огнем язвительным своим.

Анализ стихотворения Лермонтова «Исповедь»

Впервые стихотворение «Исповедь» журнал «Отечественные записки» опубликовал после смерти Лермонтова – в 1859 году. Датируется оно второй половиной 1831-го. На момент написания произведения поэту было семнадцать лет, причем жизнь его складывалась не лучшим образом. За плечами остались две несчастных любви – к Екатерине Александровне Сушковой и Наталье Федоровне Ивановой. Бабушка Лермонтова постоянно конфликтовала с его отцом, не желая отдавать ему внука. Их ссоры угнетали Михаила Юрьевича, но помирить родственников он был не в силах. Семейные распри нашли отражение в автобиографической драме «Menschen und Leidenschaften» (1830) и ряде других произведений. Первого октября 1831 года Юрий Петрович Лермонтов скончался, что послужило причиной возникновения депрессии у его сына

Принимая во внимание все вышеописанные обстоятельства, становится понятно, почему ключевой образ раннего творчества Михаила Юрьевича – это романтически разочарованный молодой человек, на долю которого выпали страдания. Несмотря на юный возраст, он уже успел столкнуться с коварством и обманом окружающих людей, отсутствием у них моральных принципов

Нравственный максимализм – не менявшаяся со временем жизненная позиция Лермонтова, хотя с возрастом и произошло некоторое смягчение. В раннем творчестве поиски совершенства в человеческой природе и мироздании представлены в виде важнейшей внутренней потребности. В «Исповеди» лирический герой раскрывает свои взгляды на то, какой должна быть идеальная окружающая действительность. Ему хочется верить, что иногда человек способен на прощение ближним незначительных ошибок, что «время лечит от страданья», что «мир для счастья сотворен», что добродетель – это не просто слово, что поцелуи и улыбки людей не всегда коварны. И по форме, и по содержанию стихотворение четко делится на две части. Первые двенадцать строк – идеалистические представления о жизни. Вторые – то, как дела обстоят на самом деле, и описание душевного состояния лирического героя. Естественно, реальность от мечты оказывается далека: «Но вере теплой опыт хладный противоречит каждый миг». Мрачная действительность угнетает. Герой называет свой ум безотрадным, сердце – полным сожалений. Страдание становится для него неотъемлемой частью жизни. При ослаблении страданий, он словно утрачивает личность, выпадает из мира высших и человеческих ценностей. На примере «Исповеди» видна интересная особенность творчества Лермонтова – сочетание глубокой веры в жизнь, в людей с разочарованием от царящего вокруг обмана, часто встречающейся несправедливости, коварства, предательства, лжи.

Заглавие стихотворения возникает неслучайно. Юношеская лирика Михаила Юрьевича – это дневник, в котором затрагивается широкий спектр проблем философских, любовных и даже иногда политических. Недаром в немалой части стихотворений в качестве заглавия используются даты или инициалы, что больше характерно для личных заметок и писем, чем для поэзии. Здесь стоит вспомнить и о жанрах, преимущественно используемых Лермонтовым в раннем творчестве. Его самые важные произведения того времени представляют собой нечто среднее между стихотворной дневниковой записью, монологом и лирической исповедью. Жанры, традиционные для восемнадцатого и начала девятнадцатого столетия (сатира, элегия, ода), в творчестве Михаила Юрьевича смешиваются, теряют свои очертания. Каждое лермонтовское стихотворение глубоко лично. В характерах многих лирических героев нашли отражение черты самого поэта. И «Исповедь» – не исключение.

Анализ стихотворения Лермонтова «Итак, прощай! впервые этот звук…»

Впервые Михаил Лермонтов влюбился в 16-летнем возрасте. Его избранницей стала юная Екатерина Сушкова, которая не воспринимала всерьез своего поклонника, считая его ребенком. Тем не менее, чувства ее поклонника были настолько сильны, что именно Сушковой Лермонтов посвятил наибольшее количество любовных стихов. Сперва они носили романтических характер. Однако со временем в произведениях появились нотки ревности, которые вскоре переросли в глубокие душевные терзания.

Поэт понимал, что для этой девушки он не представляет интереса, но побороть свои чувства к ней был не в состоянии. Екатерина Сушкова же умышленно дразнила своего ухажера, позволяя себе флиртовать у него на глазах с другими молодыми людьми или же публично унижала Лермонтова, доводя его этим до бешенства. Тем не менее, когда осенью 1830 года пара рассталась на долгих 4 года, поэт испытал не чувство облегчение, а горечь безвозвратной потери. Его избранница покидала Москву по желанию родственников, и отныне ей предстояло жить в Санкт-Петербурге, где девушку хотели выдать замуж. Поэтому Лермонтов понимал, что должен забыть о любимой.

Но одно дело – принять подобное решение, а другое – выполнить его вопреки собственному желанию. Накануне отъезда Екатерины Сушковой поэт пишет стихотворение «Итак, прощай! Впервые эти звуки…», которое успевает передать избраннице. Впоследствии она переписывает его в свой дневник, указывая точную дату любовного послания – 1 октября. В этом коротком стихотворении Лермонтова нет ни одного слова о любви. Тем не менее, о чувствах, которые он испытывает к Сушковой, не сложно догадаться. «Прощай! – шесть букв приносят столько мук!», — восклицает автор, и уже не возникает сомнений в том, что именно происходит в его душе.

Лермонтова пугает не столько разлука с возлюбленной, сколько вероятность того, что он больше никогда ее не увидит. Ведь ни для кого не секрет, что Сушковой пытаются устроить выгодную партию – ее семья просто мечтает породниться с династией Лопухиных. Поэтому поэт с горечью о. Лермонтов даже не предполагает, что пройдет несколько лет, и они сперва подружатся с Сушковой, а после он заставит ее влюбиться в себя и жестоко отомстит ветреной кокетке за все унижения, обиды и насмешки, которые ему довелось терпеть без малого десять лет.

Стихотворение Лермонтова М.Ю. «Звуки»

Что за звуки! неподвижен, внемлю Сладким звукам я; Забываю вечность, небо, землю, Самого себя. Всемогущий! что за звуки! жадно Сердце ловит их, Как в пустыне путник безотрадной Каплю вод живых! И в душе опять они рождают Сны веселых лет И в одежду жизни одевают Все, чего уж нет. Принимают образ эти звуки, Образ милый мне; Мнится, слышу тихий плач разлуки, И душа в огне. И опять безумно упиваюсь Ядом прежних дней, И опять я в мыслях полагаюсь На слова людей.

Стихотворение Лермонтова М.Ю. — Звуки

См. также Михаил Лермонтов — стихи (Лермонтов М. Ю.) :

Звуки и взор

О, полно ударять рукой По струнам арфы золотой. Смотри, как сердце во.

Земля и небо

Как землю нам больше небес не любить? Нам небесное счастье темно; Хот.

История создания

В 1828 году в возрасте 14 лет Лермонтов написал стихотворение “Осень”. Опубликовано оно было в 1829 году. Немного незрелое, но талантливое и характерное произведение навеяно душевными переживаниями юного поэта. Скучая в летние месяцы в имении своей бабушки, наблюдая за трудом крестьян, поэт пишет это простое и грустное стихотворение.

Оно дошло до нас не полностью: существует версия, что окончание его было утеряно, так как находилось на следующей странице в записях поэта, которая была вырвана. В этот период юношу очень тяготила разлука с отцом, их конфликт с бабушкой, юношеские переживания. Ориентир на романтические мотивы с печальным финалом видимо был характерен и для этой неоконченной “грустной элегии”. В итоге мы имеем лирическое стихотворение пейзажного характера.

3

«Ты слушать исповедь моюСюда пришел, благодарю.Все лучше перед кем-нибудьСловами облегчить мне грудь;Но людям я не делал зла,И потому мои делаНемного пользы вам узнать,—А душу можно ль рассказать?Я мало жил, и жил в плену.Таких две жизни за одну,Но только полную тревог,Я променял бы, если б мог.Я знал одной лишь думы власть,Одну — но пламенную страсть:Она, как червь, во мне жила,Изгрызла душу и сожгла.Она мечты мои звалаОт келий душных и молитвВ тот чудный мир тревог и битв,Где в тучах прячутся скалы,Где люди вольны, как орлы.Я эту страсть во тьме ночнойВскормил слезами и тоской;Ее пред небом и землейЯ ныне громко признаюИ о прощенье не молю.

Стихи Лермонтова, как искренняя исповедь поэта

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Стихи Лермонтова, как искренняя исповедь поэта. =>>>

Стихи Лермонтова — это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него — Родина. Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении «Родина» поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России.

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов продолжает размышлять о своей «странной любви» к Родине. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете «белеющих берез». Родные просторы, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с богом:

Тогда смиряются души моей тревоги,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

Но Россия Лермонтова не только пейзажные зарисовки, не только раздолье, родные края; Россия Лермонтова предстает и в другом виде, это —

Страна рабов, страна господ…

Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение «Прощай, немытая Россия…».

В произведении «На смерть поэта», бесконечно скорбя о безвременной кончине Пушкина. Лермонтов ясно и четко определил место поэта в жизни и литературе. Истинный художник — не одинокий странник. Он болеет проблемами своей страны и народа. Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России.

В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он создает «Бородино» и «Песню про купца Калашникова».

В стихотворении «Бородино» Лермонтов воспевает подвит российских солдат, «богатырей», победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которых легла основная тяжесть войны:

Да! Были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри — не вы!

Это поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое «толпой угрюмою и скоро позабытой» пройдет, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда».

Интерес Лермонтова вызывает и другая историческая эпоха, эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена историческая поэма «Песня про купца Калашникова». Но настоящим героем поэмы становится не царь Иван Грозный, а молодой купец Калашников. Этот герой близок героям русского народного эпоса, например, былинным богатырям.

Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свой жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка, не склонил своей гордой головы:

И гуляют-шумят ветры буйные

Над его безымянной могилою.

И проходят мимо люди добрые:

Пройдет стар человек — перекрестится,

Пройдет молодец — приосанится,

Пройдет девица — пригорюнится,

А пройдут гусляры — споют песенку.

В своем творчестве Лермонтов ставил проблему деятеля, проблему положительного героя. И если среди современников Лермонтов искал и не находил такого героя, то в историческом прошлом России такие герои были.

Несомненно, Лермонтов стал народным поэтом. Некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и романсами. Вспомним, «Выхожу один я на дорогу…». Стихи, ставшие песней.

За 27 неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого стихотворца русского — Пушкина. став с ним вровень. Какая трагедия для России, что так рано ушли из жизни два гения русской словесности.

Стихи Лермонтова, как искренняя исповедь поэта

Навигация по записям

«Россия вся в настоящем и будущем»

Парадоксально, но факт: в этом году большой юбилей Лермонтова страна отмечает впервые. Все предыдущие попытки срывались по вполне объективным причинам. В 1914 году, в год столетия со дня рождения поэта, началась первая мировая война. В 1941-м, через сто лет после смерти, — Великая Отечественная.

Впервые о мистической связи лермонтовских дат с роковыми событиями в истории России заговорила Анна Ахматова. И действительно, будто бы сама судьба ведет свой особый календарь, «настроенный» на начальный и конечный пункты биографии Лермонтова. Кроме уже приведенных примеров, стоит вспомнить 1964-й: год 150-летия со дня рождения «второго после Пушкина поэта» был ознаменован смещением Хрущева и концом оттепели в Советской России. А 1991-год, совпавший со 150-летием со дня смерти Лермонтова, всем памятен как время распада СССР и конец перестройки. Да и 2014 год не назовешь эрой благополучия: он отмечен войной на Донбассе и антироссийскими санкциями Запада.

— Это мистические знаки, — утверждает астролог Павел Глоба. — Такого количества совпадений просто не может быть. По моим наблюдениям, существуют люди, которые несут в себе некую историческую матрицу

Грустно признать, но у России всегда находились более важные дела, чем дань памяти своему великому сыну. Как будто некая печать отверженности и непонимания, которую он носил при жизни, сохранилась на нем и после ухода в лучший мир. Уместно вспомнить слова одной старорежимной почитательницы творчества Лермонтова, которые она произнесла в доверительной беседе с поэтом Владиславом Ходасевичем еще в 1912 году:

Однако россиянам XXI столетия удалось, казалось бы, прервать дурную традицию и наконец перестать игнорировать лермонтовские круглые даты. Но и сегодня, храня верность абсолютной искренности самого виновника торжества, хочется отделить истинное чувство к юбиляру от обычной кампанейщины.

Накануне плановых «мероприятий» ВЦИОМ провел опрос, целью которого было установить самых читаемых и перечитываемых русских классиков. Лидирующие места заняли Пушкин и Толстой. Увы, к творчеству Михаила Юрьевича после получения аттестата о среднем образовании бывшие школьники практически не возвращаются. Их взросление обходится без Лермонтова — по принципу «С глаз долой — из сердца вон». Лишь незначительный процент опрошенных смог «попасть» в правильные ответы по содержанию «Героя нашего времени» или блеснуть знанием программных стихотворений «русского Байрона».

О том, что «Печорина» вообще написал Лермонтов, точно знали меньше половины респондентов. «Демона» и «Маскарад» не брали в руки около 60% процентов опрошенных.

Анализируя обескураживающий эффект равнодушного отдаления потомков от драгоценного лермонтовского наследия, доктор филологических наук Гасан Гусейнов объяснил его необратимыми переменами в шкале приоритетов, на которую ныне ориентирован обычный человек, полноправный член общества потребления:

С другой стороны, Лермонтов «непопулярен» не только у обывателя — он не востребован ни политическим бомондом, ни патентованной оппозицией. У него просто нет таких строчек, которые та или иная идеологическая сила сможет принять за свои однозначные лозунги и ничтоже сумняшеся начертать на боевых знаменах. Слишком далек этот удивительный художник от конъюнктуры, пошлой «злобы дня» и огрубляющей тайну жизни тенденциозности. Ни квасным патриотам, ни оголтелым западникам с Лермонтовым делить нечего.

Сам же Михаил Юрьевич как-то записал в альбоме друга: «У России нет прошедшего, она вся в настоящем и будущем». В этих словах, несмотря ни на что, звучит большая надежда.

И нам не хочется, начав за здравие, оканчивать за упокой. Преданных читателей у Лермонтова не счесть, но они обычно не попадают в выборки штатных социологов и не мелькают в помпезных акциях. Ведь масштаб дарования измеряется не массовыми шествиями и даже не публичным признанием, а теми глубинными переменами, которые происходят в человеке, «задетом» великой литературой. Чтение, как сокровенный диалог с автором, — это глубоко интимный процесс, а душа человеческая не менее таинственна, чем космос. Кто, как не юбиляр, знал это лучше других:

Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Всё, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.

Есть чувство правды в сердце человека,
Святое вечности зерно:
Пространство без границ, теченье века
Объемлет в краткий миг оно.

Ирина РОДИНА

https://youtube.com/watch?v=H1rKAfM4KCo

  • Война и мир Николая Туроверова.
  • Изабелла Юрьева: роман с романсом.
  • Тайна Серафимовича, или Впадает ли «Железный поток» в «Тихий Дон»?
  • Мартирос Сарьян: в поисках радости.

2

Однажды русский генералИз гор к Тифлису проезжал;Ребенка пленного он вез.Тот занемог, не перенесТрудов далекого пути;Он был, казалось, лет шести,Как серна гор, пуглив и дикИ слаб и гибок, как тростник.Но в нем мучительный недугРазвил тогда могучий духЕго отцов. Без жалоб онТомился, даже слабый стонИз детских губ не вылетал,Он знаком пищу отвергалИ тихо, гордо умирал.Из жалости один монахБольного призрел, и в стенахХранительных остался он,Искусством дружеским спасен.Но, чужд ребяческих утех,Сначала бегал он от всех,Бродил безмолвен, одинок,Смотрел, вздыхая, на восток,Томим неясною тоскойПо стороне своей родной.Но после к плену он привык,Стал понимать чужой язык,Был окрещен святым отцомИ, с шумным светом незнаком,Уже хотел во цвете летИзречь монашеский обет,Как вдруг однажды он исчезОсенней ночью. Темный лесТянулся по горам кругом.Три дня все поиски по немНапрасны были, но потомЕго в степи без чувств нашлиИ вновь в обитель принесли.Он страшно бледен был и худИ слаб, как будто долгий труд,Болезнь иль голод испытал.Он на допрос не отвечалИ с каждым днем приметно вял.И близок стал его конец;Тогда пришел к нему чернецС увещеваньем и мольбой;И, гордо выслушав, больнойПривстал, собрав остаток сил,И долго так он говорил:

Эмоциональная окраска в стихотворении «Мой дом»

Стихотворение «Мой дом» воплощает в себе глубокую эмоциональную окраску. Автор передает свои ощущения и чувства через образ своего дома, создавая множество ярких образов и впечатлений.

Уют и тепло

С первых строк стихотворения ощущается позитивная энергетика дома, который согревает своим теплом и создает ощущение уюта. Восприятие дома как места, где «светлый уголок сердца», вызывает чувство комфорта и спокойствия. А такие слова, как «милый дом» и «солнечный порт», придают образу дома особую нежность и радость.

Тоска и ностальгия

Вместе с тем, стихотворение «Мой дом» обладает также некоторой тоской и ностальгией. Почти каждая строфа оттенена нежными и мягкими словами, которые вызывают ощущение грусти и размышления о прошлом. Автор играет на эмоциональном контрасте, создавая перемены от радости к грусти. Такие слова, как «тополь» и «тревога», передают эти эмоциональные переживания и придают стихотворению печальный оттенок.

Таким образом, стихотворение «Мой дом» впитало в себя различные эмоциональные состояния, отражая позитивные и негативные переживания автора. Эта эмоциональная окраска придает стихотворению особенный шарм и оставляет след в сердце читателя.

Мое грядущее в тумане

Мое грядущее в тумане,

Былое полно мук и зла…

Зачем не позже иль не ране

Меня природа создала?

К чему творец меня готовил,

Зачем так грозно прекословил

Надеждам юности моей?..

Добра и зла он дал мне чашу,

Сказав: я жизнь твою украшу,

Ты будешь славен меж людей!..

И я словам его поверил,

И, полный волею страстей,

Я будущность свою измерил

Обширностью души своей;

С святыней зло во мне боролось,

Я удушил святыни голос,

Из сердца слезы выжал я;

Как юный плод, лишенный сока,

Оно увяло в бурях рока

Под знойным солнцем бытия.

Тогда, для поприща готовый,

Я дерзко вник в сердца людей

Сквозь непонятные покровы

Приличий светских и страстей.

*****

Анализ стихотворения «Мой дом» Лермонтова

Впервые «Мой дом» Михаила Юрьевича Лермонтова был напечатан в «Северном вестнике» спустя много лет после смерти автора.

Стихотворение создано поэтом в возрасте шестнадцати-семнадцати лет. В эту пору он становится студентом университета, переживает два безответных чувства, много пишет, зачитывается Д. Байроном. Также в 1831 году он теряет отца, скончавшегося, как и его мать, от чахотки. Жанр – философская лирика, кредо юного поэта, размер – разностопный ямб с перекрестной рифмовкой, где идет чередование мужских и женских рифм. Состоит стихотворение из 4 строф. Лирический герой – сам размышляющий автор. Тема стихотворения – принятие героем этого мира, со всеми его противоречиями, радостями и горем. Жажда жизни звучит в первой строфе: небесный свод – приют поэтов и странников, песня – маяк и отдых на тернистых путях. Герой вмещает в себя все, что перечувствовано поколениями людей до него. Он также незримыми узами связан с будущим. Остается добавить, что М. Лермонтов действительно в этом не ошибся, его стихи и прозу читают вот уже два века. Герой мыслит глобально, его ум и сердце охватывают времена и пространства, проникают до глубин собственной души – и человеческой души вообще. «Он не тесен»: герой не мнит себя титаном, не чуждается людей, не пресыщен. Смелой кистью он рисует свой дом: до звезд досягает кровлей, а от стены к стене идти можно хоть всю жизнь. Себя он называет жильцом. «Измеряет не взором»: не как скучающий, любопытный турист, занятый лишь развлечениями и открыточными видами. Герой утверждает, что в каждом человеке живет «чувство правды», совести, чести, справедливости. Оно свято и принадлежит вечности. Именно с его помощью поэт выносит верные сужденья о делах и событиях, характерах и судьбах. Оно позволяет находить родственные души в веках и чужестранных землях. Эпитет «прекрасный» подчеркивает жизнеутверждающий строй стихотворения. «Всемогущим»: может быть два прочтения смысла. Богом построен или – дом, ставший крепостью, опорой. Заключительные строки парадоксальные и в основе их лежит неожиданное противопоставление, горькое признание: в нем страдать, в нем спокоен (собственно, здесь еще и пример композиционного стыка). В будущее поэт смотрит с мужеством, с готовностью достойно переносить невзгоды – лишь бы жить, чувствовать, мыслить. И, разумеется, творить.

Уже в ранней лирике М. Лермонтов способен подниматься до высокого обобщения, смотреть на себя со стороны, размышлять о вечных тайнах бытия.

Стиль и язык стихотворения «Мой дом»

Стиль стихотворения «Мой дом» отличается простотой и ясностью выражения.

Автор использует образы и метафоры, чтобы передать свою любовь и привязанность к своему дому.

Он описывает его как место, где чувствует себя в безопасности и спокойствии.

Язык стихотворения прост и понятен.

Автор выбирает слова, которые создают яркие и живые образы в уме читателя.

Он использует метафоры и сравнения, чтобы описать свой дом и передать эмоции, которые он вызывает.

Используя простой и понятный язык, автор создает атмосферу домашней теплоты и уюта.

Читатель может почувствовать спокойствие и безопасность, о которых говорит автор.

Метафоры и образы помогают создать эмоциональную связь между автором и читателем.

Стихотворение «Мой дом»: общая характеристика

Тема стихотворения

Основная тема стихотворения — дом, его значение и роль в жизни человека. Автор рассказывает о том, каким образом его дом становится убежищем, местом, где можно забыть о проблемах и наслаждаться покоем.

Структура стихотворения

Строфической структуры стихотворения «Мой дом» нет, оно состоит из семи равносильных стихов, имеющих примерно одинаковую длину. Каждый стих передает определенный образ или эмоцию, а вместе они создают цельное впечатление.

Язык стихотворения

Язык стихотворения «Мой дом» простой, доступный и понятный. В нем нет сложных образов и аллегорий, автор использует простые слова и выразительные сравнения, чтобы передать свое отношение к дому.

Эмоциональная окраска

Строки стихотворения «Мой дом» наполнены положительными эмоциями. Автор описывает дом с любовью и благодарностью, подчеркивая его значимость и значение в его жизни.

Главные характеристики стихотворения:

  • Тема стихотворения — дом и его роль в жизни человека.
  • Простой и понятный язык стихотворения.
  • Отсутствие строфической структуры, но присутствие равносильных стихов.
  • Положительная эмоциональная окраска.

«Погиб поэт! — невольник чести…»

Стихотворение Лермонтова стало первым откликом на гибель А.С. Пушкина и быстро распространилось по городу. И.И. Панаев писал: «Стихи Лермонтова <�…> переписывались в десятках тысяч экземпляров и выучивались наизусть всеми». В.А. Жуковский увидел в «Смерти поэта» «проявление могучего таланта», а при Дворе повторяли мнение самого императора: «Этот, чего доброго, заменит России Пушкина!»

Однако «высший свет» в большинстве своем был на стороне убийцы поэта офицера-кавалергарда Жоржа Дантеса. Среди высокопоставленных недоброжелателей Пушкина называли министра иностранных дел К. В. Нессельроде и начальника штаба корпуса жандармов Л.В. Дубельта. Дубельт решением императора был приставлен к бумагам покойного Пушкина, Лермонтову это было известно. Не случайно профиль Дубельта Лермонтов нарисовал на черновом автографе стихотворения «Смерть поэта». Дамы «света» утверждали, что Пушкин «не имел права требовать любви от жены своей». Даже бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна, и та считала, что Пушкин сам во всем виноват: «не в свои сани сел и, севши в них, не умел ловко управлять своенравными лошадками, мчавшими его и намчавшими наконец на тот сугроб, с которого одна дорога была только в пропасть». Лермонтов с бабушкой своей не пытался спорить, а только кусал ногти и уезжал со двора на целые сутки. Бабушка, поняв его чувства, перестала говорить при нем о светских толках. Но эти толки так подействовали на Лермонтова, что он вновь заболел. Е.А. Арсеньева пригласила к нему доктора Н.Ф. Арендта, бывшего у Пушкина в его последние дни. По словам Н.Д. Юрьева (дальнего родственника и однокашника Лермонтова по школе), Арендт, «не прописывая никаких лекарств, вполне успокоил больного своею беседою, рассказав ему всю печальную эпопею тех двух с половиной суток, которые прострадал раненный Пушкин <�…> Лермонтов еще больше возлюбил своего кумира после этого откровенного сообщения, обильно и безыскусно вылившегося из доброй души Арендта».

В это время больного Михаила Юрьевича приехал навестить камер-юнкер Николай Аркадьевич Столыпин (брат А.А. Столыпина-Монго). Н.Д. Юрьев, бывший свидетелем их встречи, рассказывал: «Столыпин расхваливал стихи Лермонтова на смерть Пушкина; но только говорил, что напрасно Мишель, апофеозируя поэта, придал слишком сильное значение его невольному убийце, который, как всякий благородный человек, после всего того, что было между ними, не мог бы не стреляться <�…> Лермонтов сказал на это, что русский человек, конечно, чистый русский, а не офранцуженный и испорченный, какую бы обиду Пушкин ему не сделал, снес бы ее, во имя любви своей к славе России, и никогда не поднял бы на этого великого представителя всей интеллектуальности России своей руки. Столыпин засмеялся и нашел, что у Мишеля раздражение нервов. <�…> Но наш Мишель закусил уже поводья, и гнев его не знал пределов. Он сердито взглянул на Столыпина и бросил ему: «Вы, сударь, антипод Пушкина, и я ни за что не отвечаю, ежели вы сию секунду не выйдете отсюда». В тот же вечер, 7 февраля, было написано «известное прибавление, в котором явно выражался весь спор»:

«Журналист, читатель и писатель»

Даже названием стихотворение напоминает пушкинское — «Разговор книгопродавца с поэтом», по форме оно также представляет диалог. И это яркий пример того, как реализуется тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Краткое содержание стихотворения можно выразить следующими словами: в современности поэзия утратила свою былую мощь, она стала пустой и бесполезной. Отчасти оно перекликается со стихотворением «Поэт». Ведь в нем лирический герой Лермонтова снова задает вопрос:

«Когда же на Руси бесплодной, Расставшись с ложной мишурой, Мысль обретет язык простой И страсти голос благородный?»

Это отчаянный крик поэта, который был отправлен в ссылку за свою смелость в стихах, это его надежда на то, что когда-то в России смогут думать и писать свободно.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх четверостиший, объединённых в одну строфу. Лирический герой наблюдает за изменениями в природе, они кажутся ему мрачными и серыми. Видение природы создаёт общий минорный тон стихотворения. Строфа содержащая философскую составляющую не сохранилась. Синтаксически стихотворение состоит из четырех небольших предложений. В нём нет описания конкретного временного периода, когда лирический герой любуется на определённый пейзаж. В стихотворении описаны картины, которые имеют место в разное время суток, следовательно – это собирательный образ осенней увядающей природы. Об этом свидетельствуют два последних стиха: “Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: