Анализ стихотворения «Ночной дождь» Тарковского
Возможным адресатом стихотворения «Ночной дождь» Арсения Александровича Тарковского была его возлюбленная Мария Фальц.
Стихотворение создано не позднее 1943 года. Поэту в эту пору исполнилось 36 лет, всего несколько лет назад он был принят в Союз писателей, однако скорее как переводчик, чем самобытный автор. Мобилизации на фронт он не подлежал по здоровью, но после настойчивых просьб его взяли военным корреспондентом. В конце того же года он был ранен и потерял ногу. По жанру – любовная лирика, стихи ямбические, рифмовка перекрестная, 5 строф. По предположению дочери поэта стихотворение посвящено М. Фальц. Девушка была старше юного Арсения, стремилась завершить эти отношения, считая, что у них нет будущего. Она умерла молодой и навсегда осталась в его стихах. Первое же четверостишие открывается завораживающей картиной. В промозглом тумане впервые встретились двое, он и она. Сиянье радуги вокруг фонарей – образ тайны чувства, обнажающего все тайны мира. Жизнь становится светом, наполняется смыслом. Уже не жаль ушедшего лета, а ненастье не кажется зловещей приметой их первой встречи и будущего. У героини есть прошлое, но в этот вечер оно не будет больше грузом. Герой видит ее младенчески-чистой, новой, едва начинающей жить – в свете преображающей любви. Он вглядывается в это лицо, еще недавно чужое, но вдруг ставшее дорогим. И есть только этот момент, никаких предчувствий, планов, решений. Поэт пытается сквозь годы разглядеть эту пару под дождем. «Безумства переживем»: действительно, у этих отношений сложная судьба. Во-первых, М. Фальц их будет скрывать. На людях она будет избегать его, а то и третировать. Наконец, она когда-то уже была влюблена, тот человек так и не вернулся с Гражданской войны. Ей и хотелось верить в прочность этого чувства, но она старалась оставаться реалисткой. Верен ли был ее выбор – теперь уже трудно сказать. Поэт пишет так, будто в целом мире в тот момент не было людей, кроме них. И все существовало только как знаки и знамения их чувства. В завершающем четверостишии он слышит ее голос – уже из-за гробовой черты, разделившей их. Потому и «нам нельзя помочь». История подошла к финалу давным-давно и остается только вспоминать. Называет он и причину, вызвавшую поток его переживаний. Ночной дождь пробудил этот туманный, размытый потоками воды, почти что нереальный образ. Эпитеты: неярких, далекий. Сравнение: как слезы. Лексические повторы, композиционный стык со словом «мало» в 3 строфе. Метафора: светились капли.
В произведении «Ночной дождь» А. Тарковский обращается к воспоминаниям о своей юношеской истории любви.
Анализ стихотворения А. А. Тарковского «Дождь»
Стихотворение «Дождь» написано в жанре пейзажной лирики, и жанр определяет тональность читательского восприятия. Основной образ – природа, и поэт пытается вместить ее видение в рамки стихотворения.
Оно содержит такие средства художественной выразительности:
беспрецедентное количество олицетворений – «вдохнуть в стихотворенье … мир», «мир, меняющий обличье», «движенье травы» «величье деревьев», «раздраженный, крылатый, щебечущий песок», «упрямый ствол», «дождь бежал», «гонимый стрелами, ветвисторогий дождь», которые придают речи образность и силу;
авторский неологизм – «ветвисторогий» – эпитет напоминает о схожей с ветвями форме электрических разрядов (молний);
контекстуальные антонимы – «прекрасный – горбатый», отражающий многообразие материального мира;
сравнение – «горбатый, как дерево» – то есть несовершенный;
инверсию – «травы движенье», «у ног моих»;
эпитеты – «неуловимое движенье», «мгновенное, смутное (то есть недолговечное) величье», «зеленый слепок», «грозовой гул»;
фразеологизм – «согнула в бараний рог», который означает «подчинила кого-нибудь строгостью, жестокостью», в контексте речи автор имеет в виду удар молнии, изменивший форму ствола, сделавший его извилистым, кривым, то есть переносное значение фразеологизма здесь трансформируется в прямое;
метафору – «слепок (копию) гула (но не звука, а стихии, природного явления)», она концентрирует внимание читателя на последствии грозы – изуродованном дереве;
лексику высокого стиля – «пал», «подобный»;
эллипсис – «гонимый стрелами (молний)».
Актеон – персонаж древнегреческой мифологии, которому пришлось спасаться от погони. Он был превращен в оленя и растерзан собаками. Дождь уподобляется Актеону, потому что бег обоих сопровождают стрелы и они оба обречены. Ингул – река на Украине, которая впадает в Бугский лиман Чёрного моря. На ее берегу расположен родной город поэта – Кропивницкий (до 1924 года – Елисаветград) в котором он прожил первые пятнадцать лет своей жизни.
Ряд выражений выдает в Тарковском внимательного наблюдателя: например, «крылатый песок» – переносимый сильным порывистым ветром, он действительно порой принимает в воздухе очертания похожих на крылья изогнутых полос. Похожий на шелест звук, издаваемый при пересыпании большой массы песка, автор поэтически называет щебетаньем. Стихотворение пронизано любовью к родному краю: подражая античному стилю изложения, автор возвеличивает красоту родной природы, ставит ее в один ряд с античными героями.
Арсений ТарковскийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑