История создания
Анализируемое произведение Е. Баратынский написал в 1829 г. К этому времени поэт уже успел опубликовать три поэмы и выпустить поэтический сборник. Творческие достижения подтолкнули его к размышлениям над сущностью поэтического творчества. В эпоху Баратынского в русской литературе появилось множество стихотворений, посвященных музе. Евгений Абрамович тоже верил в божественное начало поэзии, однако его муза отличается от «вдохновительниц» других поэтов.
Поэты-современники Баратынского создавали образы богинь искусства под впечатлением от красоты любимых женщин. Исследователи творчества Евгения Абрамовича утверждают, что его муза – прообраз душевных порывов, а не женщины. Хотя можно провести параллель между музой и женой поэта. Известно, что его супруга Анастасия не отличалась красотой, но обладала незаурядным умом и хорошим вкусом.
Стихотворение впервые увидело мир лишь спустя 6 лет после написания. В 1835 г. его напечатали в «Современнике».
Пафос поэзии Баратынского
Поэт пушкинской эпохи, близко знакомый не только с Пушкиным, но и с поэтами его круга, нередко обращавшийся к темам, мотивам, образам их творчества как «формам времени», Евгений Абрамович Баратынский (нередко его фамилию пишут «Боратынский»; 1800—1844) внес в свою поэзию лермонтовские настроения, остро ощутив приближение эпохи общественных сумерек. Очарованию и иллюзиям эпохи гражданской экзальтации он противопоставил разочарование и безыдеальность эпохи безвременья.
В середине своего жизненного пути и почти у истоков творческого становления он пишет два стихотворения — «Муза» и «Мой дар убог и голос мой негромок…». Это не просто программные произведения или эстетические манифесты, а своеобразные автопамятники, попытка определить себя, свое место в истории и предугадать свою судьбу.
Не ослеплен я Музою моею:
Красавицей ее не назовут…
И далее, на протяжении всего 12-стишия, почти в каждой строке толпятся отрицательные частицы «не» и «ни», трезво фиксируя то, чего нет у Музы поэта. Но в этой череде отрицаний незаметно возникает лик героини, то, чем «поражен бывает мельком свет», — «ее лица необщим выраженьем». И в этом определении заключен весь пафос стихотворения — установка на оригинальность, не бросающуюся в глаза, но глубинно скрытую в тайниках поэтической мысли.
Пафос своей поэзии Баратынский афористически выразил в стихотворении «Всё мысль да мысль! Художник бедный слова!..». Уже первая строка девятистишия — два восклицания, выражающие устойчивость главного образа поэзии, почти ее мирообраза, связанного с приоритетом мыслительного начала и передающего состояние художника, ее «жреца». Сравнивая себя со скульптором, музыкантом, художником, со всеми творцами, тяготеющими к чувственным образам, к пластике форм, поэт-мыслитель боится, что не справится с воссозданием всего многообразия земной жизни:
Но пред тобой, как пред нагим мечом,
Мысль, острый луч! бледнеет жизнь земная.
Поиск языка поэзии мысли, философской лирики — так можно определить направление творческих экспериментов Баратынского. Наследуя традицию русского любомудрия, открытия Веневитинова и Вяземского в области метафизического языка поэзии, именно Баратынский сумел облечь мысль в плоть чувства и поэтического слова, сделать мысль переживанием.
Жизнь Баратынского не богата внешними событиями. Большую ее часть он прожил в кругу своей семьи в подмосковном имении Мураново, проявив себя как рачительный хозяин и изобретатель в сфере архитектурно-инженерной деятельности. Но в ранней молодости было в его жизни событие, которого вполне хватило бы на сюжет романтической поэмы или даже драмы. Учась в привилегированном Пажеском корпусе, он вместе с друзьями, подражая шиллеровским «Разбойникам», совершил кражу, был исключен и разжалован рядовым. Затем последовала служба в Финляндии. Это не могло не сказаться на процессе взросления юного Баратынского: затронуто было самолюбие, пережито унижение солдатской жизни.
Самораскрытие, исповедальность, автобиографизм и даже автопсихологизм тем не менее почти отсутствуют в его поэзии финляндского периода, где он сформировался как поэт. Достаточно прочитать его довольно объемную элегию «Финляндия», чтобы почувствовать, как в ней личные эмоции, «я» певца чем дальше, тем больше погружаются в пространство раздумий о смене поколений, о бездне лет, о мгновении и вечности, о борении с судьбой. Утверждение личной свободы и независимости в потоке истории, перед «законом уничтоженья» и «обетованного забвенья» — вот сфера рефлексии лирического героя элегии.
«Не вечный для времен, я вечен для себя…», «Мгновенье мне принадлежит, // Как я принадлежу мгновенью!», «Я, невнимаемый, довольно награжден // За звуки звуками, а за мечты мечтами» — за этими философскими максимами открывается особое состояние поэта, которое можно обозначить как философскую экзальтацию и автоинтеллектуализм. Свою ссыльную жизнь он осмысляет не как превратности судьбы, а как философию судьбы, как вариант экзистенциальной философии.
Раскрытие мыслительного процесса в центре элегии «Финляндия». И сам топос, и образ ссыльного не больше чем рама для воссоздания этапов, стадий развития философской рефлексии. И если три первых строфы прочно запрятали «я» лирического героя, лишь иногда напоминая о нем притяжательными местоимениями «мой», «мне», «меня», то в заключительной, четвертой строфе «я» вырывается на просторы размышлений о времени и судьбе, провозглашая свое право на автоинтеллектуализм.
Анализ «О Муза! Я у двери гроба!» Некрасов
«О Муза! Я у двери гроба!» Некрасов
«О Муза! Я у двери гроба!» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.История создания
Стихотворение «О Муза! Я у двери гроба!» написано в 1877 г. Оно считается последним стихотворением Некрасова, по воспоминаниям его родной сестры. Стихотворение — жизненный итог и поэтическое завещание писателя. Опубликовано оно в «Отечественных записках» № 1 за 1878 г.
В последние годы жизни писатель тяжело болел. Чувствуя скорую кончину, он обращается к любимому образу свой поэзии – Музе.
Литературное направление и жанр
Стихотворение нужно рассматривать в контексте всего творчества Некрасова как поэта-реалиста. Оно играет ту же роль в творчестве Некрасова, что и стихотворение «Памятник» в творчестве Пушкина, а также другие стихотворения-памятники (Горация, Державина). В стихотворении «О Муза!..» Некрасов делает вывод о роли поэта и поэзии, о значении собственной поэзии в жизни общества. Стихотворение относится к жанру гражданской лирики.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из трёх строф. Некрасов не разделяет их пробелами, да они и неотделимы одна от другой, потому что ни первая, ни вторая строфа не заканчивают предложения, которое продолжается в следующей строфе. Такой приём делает монолог непрерывным. Лирический герой как будто торопится сказать всё до конца, успеть высказаться.
Стихотворение можно разделить на три смысловых отрывка. В первом лирический герой кается перед Музой – аллегорией творчества поэта. Во второй части лирический герой подбадривает свою Музу, соединяет себя с ней, ассоциируя своё творчество с источником этого творчества.
В третьей части Некрасов описывает Музу. Он противопоставляет отношение к Музе (творчеству) русского и нерусского сознания. Темы, поднятые революционным демократом Некрасовым в творчестве, неинтересны и несимпатичны для иностранца: народная жизнь вместе со всеми её страданиями.
Тема стихотворения «О Муза!..» – народное признание творчества поэта.
Основная мысль: Муза Некрасова близка русскому народу.
Тропы и образы
Образ Музы – лейтмотив творчества Некрасова. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» Музу лирический герой называет родной сестрой молодой крестьянки, которая молча сносит избиение кнутом. Ещё в молодости Некрасов определяет приоритеты своего творчества: близость к народу и готовность терпеть страдания (Некрасов немало пострадал от цензоров). Образ Музы возникает и в других стихотворениях поэта. В одном из поздних Некрасов говорит о Музе: «Сестра народа – и моя». Последнее стихотворение подводит итог поэтической деятельности поэта. Тот, кто не понимает русского народа (не русский) далёк от темы народных страданий, а значит, не любит «бледную, в крови, кнутом иссеченную Музу». Эпитеты, описывающие Музу – метафорические характеристики творчества.
Зато честные сердца соединены с поэтом живым, кровным союзом (эпитеты), который долго не порвётся. То есть писатель долго будет интересен своему народу. Это перекличка с пушкинским: «И долго буду тем любезен я народу».
Эпитет кровный отсылает к цитате из другого стихотворения о роли поэта и поэзии: «Дело прочно, когда под ним струится кровь» («Поэт и Гражданин»). Кровный союз – это союз единомышленников, занятых одним благородным делом.
Стихотворение начинается с обращения к Музе и метафорического поэтизма «у двери гроба». Ожидая смерти, лирический герой кается перед Музой. Некрасов видел предназначение поэта в том, чтобы служить народу. Он просит прощения, очевидно, за те компромиссы, на которые приходилось идти с цензурой, или за отход от народной тематики в творчестве.
Некрасов знал, что у него много недоброжелателей. Он сталкивался с ними и как поэт, и как редактор «Современника», в конце концов, закрытого. Эту мысль он передаёт с помощью метафоры: людская злоба увеличит его вину «во сто крат».
Лирический герой просит Музу не плакать. Он не разделяет себя и своё творчество. Судьба и поэта, и его стихов завидна: «Не наругаются над нами». Поэт будет в почёте, пока есть сердца, которым близки его стихи. Некрасов на пороге смерти утверждает дело своей жизни: донести до русского народа идеалы правды и гуманизма.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка кольцевая.
«Муза» Е.Баратынский
«Муза» Евгений Баратынский
Не ослеплен я музою моею: Красавицей ее не назовут, И юноши, узрев ее, за нею Влюбленною толпой не побегут. Приманивать изысканным убором, Игрою глаз, блестящим разговором Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет Ее лица необщим выраженьем, Ее речей спокойной простотой; И он, скорей чем едким осужденьем, Ее почтит небрежной похвалой.
Анализ стихотворения Баратынского «Муза»
Поэт Евгений Баратынский был современником Пушкина и поддерживал с ним дружеские отношения. В то время среди литераторов было принято рассматривать свои таланты сквозь призму божественного начала. Это означает, умение красиво рифмовать слова и привносить в стихи тайный смысл поэты приписывали не себе, а высшей силе. Ее олицетворением чаще всего являлась Муза – богиня вдохновения, которая и вкладывала в уста поэта нужные слова.
В своем творчестве литераторы 19 века нередко обращались к ней и пытались наделить Музу человеческими чертами характера. Поэтому неслучайно, что тот же Пушкин в качестве вдохновительниц своего творчества выбирал обычных женщин, восторгаясь ими и посвящая возлюбленным стихи. Евгений Баратынский не был в этом отношении исключением, однако в 1829 году он попытался все же воссоздать образ своей вдохновительницы и пришел к выводу, что у посторонних эта капризная особа вряд ли вызовет восхищение. Его стихотворение «Муза» посвящено не конкретной женщине, а тем душевным порывам и чувствам, которые заставляли поэта браться за перо и создавать стихи, наполненные светом, радостью и высшим смыслом .
Муза Баратынского лишена внешней привлекательности, и поэт признается: «Не ослеплен я музою моей». Он отдает себе отчет, что внешняя привлекательность не является для него источником вдохновения, о чем нередко заявляют другие поэты. Та, что подпитывает талант автора, не может претендовать на звание прекрасной женщины, поэтому «юноши, узрев ее, за нею влюбленною толпой не побегут». Вдохновительница Баратынского также лишена природной грации и умения преподать себя в выгодном свете, на ней не увидишь модных шляпок и платьев, она не умеет приманивать в себе окружающих «игрою глаз, блестящим разговором». Поэт отмечает, что его муза лишена каких-либо талантов и дарований, она проста и безыскусна, что должно вызывать у посторонних людей если и не равнодушие, то некое разочарование.
В то же время поэт отмечает, что «поражен бывает мельком свет ее лица необщим выраженьем, ее речей спокойной простотой». Это – объективная оценка не только мифической музы, но и собственного творчества, которую дает Баратынский. Он понимает, что по мастерству и таланту не может сравниться с тем же Пушкиным, поэтому не ищет для себя громкой славы и не стремиться стать модным поэтом. Максимум, на что он рассчитывает, так это на то, что читатель почтит его стихи «небрежной похвалой».
История создания
Стихотворение «Муза» Баратынский написал в 1829 году. К этому периоду он был уже достаточно зрелым и известным автором, он опубликовал три поэмы и сборник стихотворений. В это время он задумался о том, что собой представляет творчество, какие именно процессы происходят в голове творца, когда он работает над созданием поэтического текста. Именно эта тема нашла свое отражение в произведении. Поэт верит в то, что его стихи, как и у всех, создаются в божественном порядке, но муза, которая вдохновляет его, особая.
Для большинства современников Баратынского музой становилась любимая женщина, поэтому богиня — покровительница искусства в их творчестве приобретала вполне земные черты. Евгений Абрамович отказался от такого сопоставления и принижения божественного образа. Для него она остается богиней, не имеет ничего общего с возлюбленной, матерью, женой, дочерью. Это небожительница, которая управляет судьбами и помогает поэтам обрести вдохновение. Несмотря на это, некоторые черты супруги Баратынского, Анастасии, в образе музы все же просматриваются. Известно, что это была очень умная и образованная женщина с отличным вкусом.
Вариант 2
Стихотворение относится к гражданской лирике поэта и по композиционной структуре представляется собой три строфы, отличающихся отсутствием пробелов и неотделимостью друг от друга, что наполняет произведение ощущением непрерывности монолога, в котором лирический герой стремится высказать все свои душевные переживания и терзающие мысли.
Условно произведение разделяется на три смысловые части, первая из которых является аллегорическим изображением творческой жизни поэта, вторая описывает источник, вдохновивший его на создание поэтических произведений, а в третьей поэт раскрывает сущность собственной музы.
В качестве стихосложения поэт использует четырехстопный ямб в сочетании с чередующимися женскими и мужскими рифмами и кольцевой рифмовкой.
Среди художественных приемов, являющихся средствами литературного выражения и используемых в стихотворении, автор применяет множество различных эпитетов, дающих метафорические характеристики образу музы, среди которых наиболее яркими являются бледный, кровный, живой. Тем самым поэт подчеркивает тесную взаимосвязь собственного вдохновения, навеянного музой, с близостью к русскому народу и готовности терпеливо переносить все народные страдания.
Образ музы изображается поэтом в полной противоположности от традиционного понимания поэтической вдохновительницы, появляющейся, как правило, в прекрасном и легком виде. Стихотворение представляет перед читателем музы в качестве страдающего, озлобленного на несчастную судьбу существа, кричащего от невыносимой боли, которая раздирает ее душу, и изображенного в виде раненого, унижающегося, бранящегося зверя.
Данная авторская особенность в понимании поэтической музы заключается в своеобразном видении поэта, которое, описывая музу с точки зрения темной стороны, заставляет читателей представлять ее в виде далекого света, выражающегося в очищении и облагораживании, печальной спутницы печальных бедняков.
Лейтмотивом образа музы являются ее напевы, полные тоски, грусти, передающие воспоминания поэта о своей нелегкой жизни, в которой он встречается со множеством негатива, предательства, слез, нищеты, но при этом остается способным услышать иногда и разгульную песню своей вдохновительницы, являющейся для него вечной спутницей его творчества.
Повествование стихотворения описывает авторское состояние, при котором поэт вдохновляется на создании своих произведений, подчеркивая не эфемерное понятие поэтической музы в виде очаровательной барышни, а муза, порой жестокая, невежественная, необразованная, но приводящая к пониманию поэтом жизненного смысла, и, соответственно, выражающая неприкрытую красоту, заключенную в милосердии, сострадании и человечности.
Использованные тропы
Баратынский использует простую лексику, понятную каждому читателю. Система изобразительно-выразительных средств достаточно бедна. Примеры тропов:
- Эпитеты: спокойная простота, небрежная хвала, блестящий разговор.
- Метафоры: не ослеплен я музою своею, игра глаз.
Стихотворение можно назвать программным. Евгений Абрамович, будучи уверенным, что писать нужно емко и кратко, сознательно отказался от сложных развернутых сравнений, антитез, аллегоричности. Его Муза проста, не отличается изысканной красотой, поэтому для ее описания используются самые простые слова, лишенные литературных украшений.
Информация представлена в таблице.
Автор | Название стихотворения/рассказа | Важнейшие характеристики |
Александр Блок | К Музе | Она страшна, способна заставлять ангелов грешить, рождает страшные образы, лишает поэта покоя. Дар творить — тяжелая ноша, почти проклятие. |
Иван Бунин | Муза | Это реальная женщина, с которой повествователя связывают любовные отношения. |
Александр Пушкин | Муза | Для великого поэта, настоящего баловня музы, она представляется легкой в общении, положительной девой, наполняющей сердце «святым очарованием» |
Марина Цветаева | Муза | Она далекая, малопонятная, непредсказуемая, порой жестокая, но иногда готовая щедро одарить. |
У каждого поэта своя муза, именно поэтому образ столь значим в русской литературе.
Краткий анализ №1
Муза – это то, что даже трудно объяснить. Для каждого человека есть то, ради чего он это делает. В творчестве обязательно должна присутствовать муза, то есть то, или тот, которые вдохновляют писателя и поэта на подвиги в своем творчестве. Некрасов – поистине человек, способный на многое в своем творчестве. В 1852 году был написан стих, который должен был поразить многих. Но, тем не менее, сам Некрасов весьма самокритичный человек, который не очень остался доволен своим искусством. Именно в этом произведении, написанном в 1852 году «Муза» поэт описал все свои сомнения по поводу своего творчества в литературе. Он также описал свое состояние, когда пишет стихи. И он на протяжении всего стихотворения размышляет о свеем музе, которая всегда его вдохновляла.
Для поэта муза была не какая-нибудь красотка – пышногрудая и обольстительная. Нет, для него муза была весьма своеобразна – обычный простой крестьянский народ, который не образован, даже невежественен, но, тем не менее – именно он являлся для Некрасова музой. То есть тем, что вдохновляло его на подвиги в литературе. Эта муз и научил жизни писателя. Именно от нее он познал все горести, но вместе с тем, и сладости. Именно этот народ показал поэту реальность – ее неприкрытую красоту.
Образы и символы
- В стихотворении представлен образ музы скромной, непримечательной. Поэт, выдумывая своего персонажа, идёт от противного, многократно обращается к отрицаниям. К моменту написания этого лирического стихотворения традиционный образ вдохновительницы уже сложился. Но Баратынский настаивает, что муза может быть и иной: без склонностей, дара и неописуемой красоты. Однако же и такой служительницей Аполлона «поражен бывает мельком свет».
- Свет здесь обозначает общество, читающую публику, на которую ориентировано творчество автора. Любой поэт нуждается в признании, но его пытаются добиться чаще всего посредством чего-то помпезного, грандиозного. Лирический герой Баратынского, напротив, прост, практически посредственен. И всё же добивается своего.
- Муза – символ творчества. Без неё, как считалось в XIX веке, невозможно создать вообще ничего. Слова не будут приходить на ум, а перо будет выпадать из руки.
Пафос поэзии Баратынского
Поэт пушкинской эпохи, близко знакомый не только с Пушкиным, но и с поэтами его круга, нередко обращавшийся к темам, мотивам, образам их творчества как «формам времени», Евгений Абрамович Баратынский (нередко его фамилию пишут «Боратынский»; 1800—1844) внес в свою поэзию лермонтовские настроения, остро ощутив приближение эпохи общественных сумерек. Очарованию и иллюзиям эпохи гражданской экзальтации он противопоставил разочарование и безыдеальность эпохи безвременья.
В середине своего жизненного пути и почти у истоков творческого становления он пишет два стихотворения — «Муза» и «Мой дар убог и голос мой негромок…». Это не просто программные произведения или эстетические манифесты, а своеобразные автопамятники, попытка определить себя, свое место в истории и предугадать свою судьбу.
Не ослеплен я Музою моею:
Красавицей ее не назовут…
И далее, на протяжении всего 12-стишия, почти в каждой строке толпятся отрицательные частицы «не» и «ни», трезво фиксируя то, чего нет у Музы поэта. Но в этой череде отрицаний незаметно возникает лик героини, то, чем «поражен бывает мельком свет», — «ее лица необщим выраженьем». И в этом определении заключен весь пафос стихотворения — установка на оригинальность, не бросающуюся в глаза, но глубинно скрытую в тайниках поэтической мысли.
Пафос своей поэзии Баратынский афористически выразил в стихотворении «Всё мысль да мысль! Художник бедный слова!..». Уже первая строка девятистишия — два восклицания, выражающие устойчивость главного образа поэзии, почти ее мирообраза, связанного с приоритетом мыслительного начала и передающего состояние художника, ее «жреца». Сравнивая себя со скульптором, музыкантом, художником, со всеми творцами, тяготеющими к чувственным образам, к пластике форм, поэт-мыслитель боится, что не справится с воссозданием всего многообразия земной жизни:
Но пред тобой, как пред нагим мечом,
Мысль, острый луч! бледнеет жизнь земная.
Поиск языка поэзии мысли, философской лирики — так можно определить направление творческих экспериментов Баратынского. Наследуя традицию русского любомудрия, открытия Веневитинова и Вяземского в области метафизического языка поэзии, именно Баратынский сумел облечь мысль в плоть чувства и поэтического слова, сделать мысль переживанием.
Жизнь Баратынского не богата внешними событиями. Большую ее часть он прожил в кругу своей семьи в подмосковном имении Мураново, проявив себя как рачительный хозяин и изобретатель в сфере архитектурно-инженерной деятельности. Но в ранней молодости было в его жизни событие, которого вполне хватило бы на сюжет романтической поэмы или даже драмы. Учась в привилегированном Пажеском корпусе, он вместе с друзьями, подражая шиллеровским «Разбойникам», совершил кражу, был исключен и разжалован рядовым. Затем последовала служба в Финляндии. Это не могло не сказаться на процессе взросления юного Баратынского: затронуто было самолюбие, пережито унижение солдатской жизни.
Самораскрытие, исповедальность, автобиографизм и даже автопсихологизм тем не менее почти отсутствуют в его поэзии финляндского периода, где он сформировался как поэт. Достаточно прочитать его довольно объемную элегию «Финляндия», чтобы почувствовать, как в ней личные эмоции, «я» певца чем дальше, тем больше погружаются в пространство раздумий о смене поколений, о бездне лет, о мгновении и вечности, о борении с судьбой. Утверждение личной свободы и независимости в потоке истории, перед «законом уничтоженья» и «обетованного забвенья» — вот сфера рефлексии лирического героя элегии.
«Не вечный для времен, я вечен для себя…», «Мгновенье мне принадлежит, // Как я принадлежу мгновенью!», «Я, невнимаемый, довольно награжден // За звуки звуками, а за мечты мечтами» — за этими философскими максимами открывается особое состояние поэта, которое можно обозначить как философскую экзальтацию и автоинтеллектуализм. Свою ссыльную жизнь он осмысляет не как превратности судьбы, а как философию судьбы, как вариант экзистенциальной философии.
Раскрытие мыслительного процесса в центре элегии «Финляндия». И сам топос, и образ ссыльного не больше чем рама для воссоздания этапов, стадий развития философской рефлексии. И если три первых строфы прочно запрятали «я» лирического героя, лишь иногда напоминая о нем притяжательными местоимениями «мой», «мне», «меня», то в заключительной, четвертой строфе «я» вырывается на просторы размышлений о времени и судьбе, провозглашая свое право на автоинтеллектуализм.
Средства выразительности
Для того чтобы раскрыть тему и создать образ музы. В тексте есть метафоры
— «не ослеплен я музою своею», «влюбленною толпой не побегут», «игра глаз», «поражен бывает мельком свет» ;эпитеты — «блестящий разговор», «спокойная простота», «едкое осужденье», «небрежная хвала» .
/ / / Анализ стихотворения Баратынского «Муза»
Большинство поэтов и литераторов уверены, что талант сочинять стихотворения, составлять их в красивые, мелодичные четверостишия – это не способность автора, а вдохновение музы, которая посещает большинство талантливых людей. Такого мнения придерживался и Баратынский.
У литературных творцов девятнадцатого века в роли муз выступали женщины, которых они любили, которыми они восхищались. И, на творческом пути Баратынского также были такие прекрасные особы, которые вдыхали в его новые идеи.
Однако, в 1829 году поэт решил создать стихотворную работу, которую он посвящал настоящей музе – капризной и привередливой. Ведь чаще всего, порывы к стихописанию были эмоциональными, непредвиденными, стремительными.
В своей работе автор говорит о том, что его муза не поражает внешней привлекательность. Однако для Баратынского внешний облик ничего не значил, не имел значения. Его муза лишена и природной гармонии, грации. Она не носит модных шляпок, не собирает за собой толпы поклонников.
К тому же, Баратынский пишет о том, что у его вдохновительницы нет особых дарований, талантов. Она проста, она может вызвать у окружающих даже разочарование. Но для поэта, его муза наилучшая. Глядя на нее мельком, он поражается ее спокойным речам, необычному выражению лица.
Именно так он описывает, оценивает свою мифическую музу. Баратынский не пытается достигнуть уровня Пушкина. Он понимает, что далек от модных и знаменитых литературных тенденций. И все таки, он надеется на то, что читатель выскажет свою похвалу по отношению к его творчеству.
В 6 строчек никак не уйдет. Поэт Евгений Баратынский был современником Пушкина и поддерживал с ним дружеские отношения. В то время среди литераторов было принято рассматривать свои таланты сквозь призму божественного начала. Это означает, умение красиво рифмовать слова и привносить в стихи тайный смысл поэты приписывали не себе, а высшей силе. Ее олицетворением чаще всего являлась Муза – богиня вдохновения, которая и вкладывала в уста поэта нужные слова.В своем творчестве литераторы 19 века нередко обращались к ней и пытались наделить Музу человеческими чертами характера. Поэтому неслучайно, что тот же Пушкин в качестве вдохновительниц своего творчества выбирал обычных женщин, восторгаясь ими и посвящая возлюбленным стихи. Евгений Баратынский не был в этом отношении исключением, однако в 1829 году он попытался все же воссоздать образ своей вдохновительницы и пришел к выводу, что у посторонних эта капризная особа вряд ли вызовет восхищение. Муза Баратынского лишена внешней привлекательности, и поэт признается: «Не ослеплен я музою моей». Он отдает себе отчет, что внешняя привлекательность не является для него источником вдохновения, о чем нередко заявляют другие поэты. Та, что подпитывает талант автора, не может претендовать на звание прекрасной женщины, поэтому «юноши, узрев ее, за нею влюбленною толпой не побегут». Вдохновительница Баратынского также лишена природной грации и умения преподать себя в выгодном свете, на ней не увидишь модных шляпок и платьев, она не умеет приманивать в себе окружающих «игрою глаз, блестящим разговором». Поэт отмечает, что его муза лишена каких-либо талантов и дарований, она проста и безыскусна, что должно вызывать у посторонних людей если и не равнодушие, то некое разочарование.В то же время поэт о. Это – объективная оценка не только мифической музы, но и собственного творчества, которую дает Баратынский. Он понимает, что по мастерству и таланту не может сравниться с тем же Пушкиным, поэтому не ищет для себя громкой славы и не стремиться стать модным поэтом. Максимум, на что он рассчитывает, так это на то, что читатель почтит его стихи «небрежной похвалой».
Как написать итоговое сочинение на максимальный балл?
Нестерова Елена:
К учебе всегда подходила очень ответственно, но с русским языком и литературой с первого класса были проблемы, по этим предметам все время были тройки. Ходила к репетиторам, часами занималась сама, но все давалось очень тяжело. Все говорили, что мне просто «не дано»…
За 3 месяца до ЕГЭ (2018) начала искать различные курсы по подготовке к экзамену в интернете. Чего я только не пробовала и вроде небольшой прогресс был, но русский язык и литература давались ооочень тяжело.
Узнать больше>>
Музой Баратынский называет своё творчество. Через такую аллегорию он даёт характеристику своим стихам. Они честны и прямолинейны, в них выражается его душа, а больше ничего и не нужно: ни искрометных слов, ни высокопарных фаз. Главное — это мысль, парящая на легком и простом слове, как на крыле. Его богиня вдохновения наделена человеческими чертами, которые также близки и самому поэту.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Е. Баратынский, как и другие служители пера его эпохи, пытался показать божественное начало поэтического творчества. Его мысли воплотились в строках «Музы». Это стихотворение изучают в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Муза» по плану.