Анализ стихотворения Пастернака «Ночь» 1 вариант
В 1957 году Пастернак написал стихотворение «Ночь». На первый взгляд тема его совершенно понятна – через образы людей профессий обыденных Борис Леонидович рассуждает о творческой деятельности. Среди пастернаковской лирики произведение явно стоит особняком. Начнем с того, что выбрано непривычное пространство. Действие значительной части стихотворений Бориса Леонидовича разворачивается в Москве или в декорациях пейзажа средней полосы России. В рассматриваемом тексте происходит выход совершенно на другой уровень. Лирический герой ассоциирует себя с летчиком, взирающим с высоты на весь мир, сумевшим добраться до космоса. Можно подумать, что на создание «Ночи» поэта вдохновил запуск спутника, случившийся четвертого октября 1957 года. Вот только стихотворение сочинено несколько раньше – летом. Скорее всего, на Пастернака влияние оказали произведения Антуана де Сент-Экзюпери. Кроме того, в небе над поселком Переделкино, где располагался дом Бориса Леонидовича, постоянно появлялись самолеты.
В «Ночи» поэт прямо или косвенно упоминает людей совершенно разных: от истопников и кочегаров до тех, кто интересуется афишей нового парижского фарса. Объединяет их одно – бодрствование в темное время суток, вынужденное или добровольное. Так в стихотворении появляется образ мирового пространства без сна. Пастернак представляет вниманию читателей ночной дозор, неусыпно наблюдающий за землей, охраняющий ее покой. При этом лексика Борисом Леонидовичем выбирается тревожная: «страшным, страшным креном», «горят материки», «неведомым вселенным». Последние строки получились афористически точными и выразительными:
Не спи, не спи, художник,Не предавайся сну.Ты – вечности заложникУ времени в плену.
В них заключен важный для Пастернака мотив – мотив свидетельствования. Художник обязан постоянно быть на чеку, не спать в самом широком смысле, никакого спокойствия, никакого благоденствия. По мнению Дмитрия Быкова, написавшего развернутое исследование жизни и творчества Бориса Леонидовича, в стихотворении есть еще и предчувствие европейской славы. Пастернак ожидал сильнейшего резонанса, который должна была вызвать публикация романа «Доктор Живаго». Как показало время, шуму книга действительно наделала, кардинально изменив жизнь своего создателя.
Кстати, сам поэт «Ночь» очень любил. Он часто и с удовольствием читал произведение вслух. Сохранилась даже аудиозапись, сделанная в 1958 году.
Композиция
Стихотворение «Ночь» состоит из 11 строф. Композиция последовательная, с плавно развивающимся сюжетом.
«Ночь» можно разделить на 6 смысловых частей.
1 часть – это первые два четверостишия, в которых поэт пишет о лётчике, который «потонул в тумане, исчез в его струе, став крестиком на ткани и меткой на белье».
2 часть – следующие две строфы
Автор пишет о том, что происходит «под пилотом», что происходит под ночным небом.«Всем корпусом на тучу ложится тень крыла» — эти строки плавно переносят внимание читателя на «низ», туда где происходит следующее действие.. Далее поэт вновь пишет о деятельности на земле, о том, что «в подвалах и котельных не спят истопники». Эти строки можно обособить в 4-ю часть
Эти строки можно обособить в 4-ю часть
Далее поэт вновь пишет о деятельности на земле, о том, что «в подвалах и котельных не спят истопники». Эти строки можно обособить в 4-ю часть.
7-ю строфу можно назвать объединяющей.
«Небесное» обращено к «земному». В 8-й и 9-й строфе описано противоположное.
- Эти три строфы, описывающие «взаимный интерес» небесных и земных тел можно выделить в 5-ю часть.
- 6-я часть – два последних четверостишия. Эта часть является основной, в ней сосредоточен весь смысл. Поэт отошёл от абстрактных описаний, рассуждений, обратившись к главному, к «поэтическому».
Автор сопоставляет поэта с «небесными телами», чем указывает на его значимость и «широту», на его всеобъемлемость.
Анализ сюжетной линии
По сюжету стихотворения лирический герой (сам Пастернак) рассказывает про сон, в котором ему снилась осень и друзья. Среди них был и любимый человечек, имя которого автор не называет, но мы знаем, что это Ида Высоцкая.
Напомним, год назад девушка отвергла руку и сердце Пастернака, но не смогла убить его любви одним ударом шпаги отказа.
Далее герой печально думает, что время бежит, сердце болит, но за прошедший год так ничего не изменилось, Ида не передумала и поэту приходится лечить раненную душу.
Вместе с тем герою приятно видеть девушку своей мечты даже во сне, это какой-никакой момент для нежности, для мечты, пусть она только усилит страдания после пробуждения.
Так и случилось, герой пробуждается больным, иллюзия осталась во сне, а в реале горькое одиночество и обманутые надежды.
Образы и символы
Сам Борис Леонидович является лирическим героем стихотворения «Ночь». Он смотрит ввысь, на небо, думая о поэзии, о космосе, о людях, рассуждает, представляет. Можно даже предположить, что в герое строк «кому-нибудь не спится в прекрасном далеке на крытом черепицей старинном чердаке» автор видит себя, человека, который «смотрит на планету, как будто небосвод относится к предмету его ночных забот».
Главными образами произведения «Ночь» являются ночь и небо. Ночь для поэтов, для творческих людей – это особое время суток. В это время суток, как известно, рождаются гениальные, чарующие идеи. Ночь, в противовес суетному, «кричащему» дню, манит своей тишиной, спокойствием, «глубиной», она безгранична.
В литературе ночь является амбивалентным символом, то есть двойственным.
- Ночь – это противоположность света, архетип тьмы.
- Ночь – это мост, соединяющий реальное и эфемерное.
В данном случае ночь является лупой, которая позволяет увидеть нить, соединяющую небесное, возвышенное с земным, можно сказать, что ночь открывает глаза на то, что днём не разглядеть под пеленой различных дел, мечущихся мыслей. Ночь – это открытое пространство, в котором нет указанных направлений, в котором каждый двигается интуитивно, по зову сердца.
Яркий образ-символ ночи связан с таким же ярким образом-символом неба. Взор читателя на протяжении всего стихотворения обращён вверх, к небу: лётчик в облаках, тень крыла на туче, блуждающие небесные тела, даже «кто-нибудь», которому не спится, смотрит ввысь, на небосвод. Небо – это символ чистоты, возвышенности, идеала, недосягаемости. К нему обращены взоры, к нему тянуться все и вся.
Также небо является отображением времени.
Обращаясь к этим двум значениям, можно однозначно сказать, что «настоящая» поэзия для автора – это что-то недосягаемое, прекрасное, к чему он тянется, стремится всей душой. Также хочется отметить образы Венеры и Марса. Венера в мифологии является богиней красоты, любви и плодородия, а Марс в мифологии – это хранитель Рима, а также бог войны.
В стихотворении Пастернака они «глядят, какой в афише объявлен новый фарс». Эти два образа сами по себе являются связывающими земное и неземное, но помимо этого они являются связующими и по контексту произведения, они, как небесные тела, глядят на людей, они, как мифические покровители, вновь вместе, под покровом ночи, несмотря на их незаконную связь.
Разбор троп
Стихотворение написано в жанре любовной лирики и имеет перекрестную рифмовку с открытыми и закрытыми рифмами (стекол – гурьбе – сокол – тебе). Композиция представляет собой кольцевую структуру, стих начинается и заканчивается осенью, как символом разлуки и увядания чувств героя.
Для прорисовки глубины строк и придания предметам, явлениям и событиям нужных свойств Пастернак использует в произведении достаточно много для четырех строф средств выразительности (троп).
Метафоры: бегущий дождь соломин, кровавыми слезами сентября.
Олицетворение: время шло и старилось.
Эпитеты: шутовская гурьба, рыхлый шелк, кровавые слезы, темен рассвет.
Сравнения: «шелк, как рыхлый лед» и:
Произведение есть хороший образец любовной лирики, где герой грустит о расставании с любимой девушкой, пытаясь словить с ней мгновенья счастья, хотя бы во сне.
Анализ стихотворения Пастернака «Сон»
Первая любовь пришла к Борису Пастернаку довольно поздно, в 20-летнем возрасте. Он испытал очень нежные и сильные чувства к Иде Высоцкой, дочери очень состоятельного московского купца, с которой познакомился совершенно случайно. Тем не менее, нескольких мимолетных встреч оказалось достаточно для того, чтобы юный поэт в буквальном смысле слова потерял голову. Именно по этой причине в 1920 году Борис Пастернак настоял на том, чтобы продолжить свое образование в Германии, куда на время уехала семья его избранницы
Объяснение с возлюбленной состоялось в далеком Марбурге, и капризная девица, избалованная мужским вниманием, ответила Пастернаку отказом. Поэту пришлось приложить массу усилий, чтобы достойно его пережить и найти в себе силы для дальнейшего существования
Тем не менее, уже в 1913 году он создает стихотворение под названием «Сон», где пытается взглянуть на любовь к Иде Высоцкой глазами постороннего человека.
Встречу с этой девушкой и последующее развитие событий, которые молодому человеку столько душевной боли, он пытается представить в виде сна, окрашенного в желто-багряные тона. Именно так выглядит осень, которая символизирует не только окончание жизненного пути, но и финал взаимоотношений между двумя людьми
. Когда роман Пастернака и Высоцкой вступил в финальную стадию, в душе поэт поселилась именно та самая осень, холодная и богатая красками, когда « как с небес добывший крови сокол, спускалось сердце на руки к тебе». Однако столь ценное подношение было отвергнуто, и время превратилось для Пастернака в «рыхлый, как лед… кресел шелк», который трещал и расползался от малейшего прикосновения. При этом каждый день «заря из сала обдавала стекла кровавыми слезами сентября».
Боль, тоска, одиночество, чувство разочарования и опустошения – все это поэт испытал в полной мере, пока пытался излечиться от болезни под названием любовь. Что именно послужило поводом к началу выздоровления, неизвестно, и пастернак на акцентирует на этом внимания. Однако он отмечает, что его чувства к Иде Высоцкой оказались чем-то, похожим на сон, тяжелый, полный кошмаров и окрашенный в багряные тона. Но и он однажды прервался по воле судьбы, что спасло поэта от душевных терзаний. «Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла, и сон, как отзвук колокола, смолк», — отметил автор.
Его пробуждение оказалось болезненным и лишенным романтизма, так как реальный мир оказался менее привлекательным, чем те грезы, к которым привык поэт. Он подчеркивает, что «был, как осень, темен рассвет», а холодный ветер принес с собою дождь. Но даже столь мрачный пейзаж за окном сумел вселить в Пастернака надежду на то, что в его жизни начинается новый период, и в нем уже не будет места то, которая отвергла его чувства.
Чувства настоящей любви Борис Леонидович испытал в довольно взрослом возрасте. Многие из нас узнают о первых влечениях в четырнадцать, в шестнадцать или восемнадцать лет. Пастернак осознал свою влюбленность в возрасте двадцати лет. Он потерял голову от знакомства с Идой Высоцкой.
Всего несколько случайных встреч покорили душу и сердце поэта. Пастернак отправился за границу лишь потому, что там временно пребывала семья любимой девушки. После признания в своих теплых чувствах, Борис Леонидович получил отказ от избалованной девицы и старался должным образом его пережить. Он создает стихотворение «Сон», в котором читатель может ознакомиться с чувствами к Иде, как посторонний человек.
Встречу и отказ милой девушки поэт вспоминает с горькими душевными разочарованиями. Он описывает случившиеся события в багряных тонах. По мнению автора, былые отношения ассоциируются у него с золотистой осенью, которая может символизировать не только окончание определенного природного цикла, а и разрыв отношений между людьми.
Когда роман Пастернака и Высоцкой закончился, в душе поэта стало холодно и мерзко, как и осенью. Автор стихотворных строк пытался излечить себя от случившейся болезни под названием любовь. Он в полной мере испытывал чувства тоски и одиночества. Разочарование переполняло его хрупкую душу.
Спустя время Пастернак начал ощущать облегчение. Он называл все те события, связанные с Высоцкой тяжелым сном, который наполнен кошмарами. Опомнившись от такого сна, поэт погрузился в суровую реальность. Борис Леонидович называет рассвет и пробуждение темным и холодным, как осенью.
Пройдет еще немного времени, и Пастернак начнет понемногу выздоравливать и понимать, что впереди его ждет светлая, интересная жизнь, ради которой необходимо отряхиваться от прошлых поражений и идти вперед.
Борис Пастернак — Жизнь вернулась так же беспричинно (Объяснение)
Жизнь вернулась так же беспричинно,
Как когда-то странно прервалась.
Я на той же улице старинной,
№ 4 Как тогда, в тот летний день и час.
Те же люди и заботы те же,
И пожар заката не остыл,
Как его тогда к стене Манежа
№ 8 Вечер смерти наспех пригвоздил.
Женщины в дешевом затрапезе
Так же ночью топчут башмаки.
Их потом на кровельном железе
№ 12 Так же распинают чердаки.
Вот одна походкою усталой
Медленно выходит на порог
И, поднявшись из полуподвала,
№ 16 Переходит двор наискосок.
Я опять готовлю отговорки,
И опять все безразлично мне.
И соседка, обогнув задворки,
№ 20 Оставляет нас наедине.
Не плачь, не морщь опухших губ,
Не собирай их в складки.
Разбередишь присохший струп
№ 24 Весенней лихорадки.
Сними ладонь с моей груди,
Мы провода под током.
Друг к другу вновь, того гляди,
№ 28 Нас бросит ненароком.
Пройдут года, ты вступишь в брак,
Быть женщиной — великий шаг,
№ 32 Сводить с ума — геройство.
А я пред чудом женских рук,
Спины, и плеч, и шеи
И так с привязанностью слуг
№ 36 Весь век благоговею.
Но, как ни сковывает ночь
Меня кольцом тоскливым,
Сильней на свете тяга прочь
№ 40 И манит страсть к разрывам.
Obyasneniye
Zhizn vernulas tak zhe besprichinno,
Kak kogda-to stranno prervalas.
Ya na toy zhe ulitse starinnoy,
Kak togda, v tot letny den i chas.
Te zhe lyudi i zaboty te zhe,
I pozhar zakata ne ostyl,
Kak yego togda k stene Manezha
Vecher smerti naspekh prigvozdil.
Zhenshchiny v deshevom zatrapeze
Tak zhe nochyu topchut bashmaki.
Ikh potom na krovelnom zheleze
Tak zhe raspinayut cherdaki.
Vot odna pokhodkoyu ustaloy
Medlenno vykhodit na porog
I, podnyavshis iz polupodvala,
Perekhodit dvor naiskosok.
Ya opyat gotovlyu otgovorki,
I opyat vse bezrazlichno mne.
I sosedka, obognuv zadvorki,
Ostavlyayet nas nayedine.
Ne plach, ne morshch opukhshikh gub,
Ne sobiray ikh v skladki.
Razberedish prisokhshy strup
Snimi ladon s moyey grudi,
My provoda pod tokom.
Drug k drugu vnov, togo glyadi,
Nas brosit nenarokom.
Proydut goda, ty vstupish v brak,
Byt zhenshchinoy — veliky shag,
Svodit s uma — geroystvo.
A ya pred chudom zhenskikh ruk,
Spiny, i plech, i shei
I tak s privyazannostyu slug
Ves vek blagogoveyu.
No, kak ni skovyvayet noch
Menya koltsom tosklivym,
Silney na svete tyaga proch
I manit strast k razryvam.
J,]zcytybt
;bpym dthyekfcm nfr ;t ,tcghbxbyyj,
Rfr rjulf-nj cnhfyyj ghthdfkfcm/
Z yf njq ;t ekbwt cnfhbyyjq,
Rfr njulf, d njn ktnybq ltym b xfc/
Nt ;t k/lb b pf,jns nt ;t,
B gj;fh pfrfnf yt jcnsk,
Rfr tuj njulf r cntyt Vfyt;f
Dtxth cvthnb yfcgt[ ghbudjplbk/
;tyobys d ltitdjv pfnhfgtpt
Nfr ;t yjxm/ njgxen ,fivfrb/
B[ gjnjv yf rhjdtkmyjv ;tktpt
Nfr ;t hfcgbyf/n xthlfrb/
Djn jlyf gj}
Анализ стихотворения «Сон» Пастернака
Гипнотическое произведение «Сон» Бориса Леонидовича Пастернака вошло в его дебютную книгу «Близнец в тучах».
Стихотворение датируется летом 1913 года, впрочем, спустя пятнадцать лет автор подверг его редакции. То лето недавний студент и начинающий поэт провел с родителями в поразившей его воображение старинной усадьбе под Москвой. Для пущего уединения он выбрал себе местечко в ветвях надломленной березы, склонившейся к реке. Размышлял он там и о своем туманном будущем. Кажется, ему предстояло занять место секретаря или мелкого банковского служащего. В жанровом отношении – любовная лирика, рифмовка перекрестная, 4 строфы. Композицию можно считать кольцевой – тема осени его начинает и завершает. Героиня стиха, вероятно, Ида Высоцкая, любовь поэта к которой в недавнем прошлом осталась безответной. В первой строфе сновидение лирического героя вначале вполне отрадно: шумный, порой бестолковый, но все же круг друзей, любимая девушка рядом. Чувство его романтично, «с небес». Образ прирученного сокола, признающего лишь свою хозяйку – символ верности. Уже во второй строфе надежда на счастье тускнеет, а вместе с ней – и весь мир. «Запнулась ты и стихла»: можно увидеть здесь указание на смерть героини (чего с И. Высоцкой в те годы не случилось), а можно – влияние секунды до пробуждения, когда сон уже вспугнули и действие в нем обрывается, а персонажи теряют реальность и смысл.
Впрочем, лирический герой пробудился будто в новом сне, где та же осень. Мир яви все еще перевернут. Герой испытывает головокружение или продолжает падать, как иногда случается во сне. Обстановка и атмосфера старого дома также отразилась в стихах: полусвет стекол, рыхлый шелк кресел. Попали в них и усадебные березы. Общепринято усматривать в стихотворении мотивы «Сна» М. Лермонтова. Сам же автор упоминал, что первый сборник навеян чтением лирики А. Блока и, пожалуй, Ф. Тютчева. В первом четверостишии метафора соединена со сравнением: «как сокол, спускалось сердце на руку», и в последнем, про дождь и березы в небе. В строках часто нарушен привычный порядок слов, сложная инверсия задает настроение стиха. Тому же способствует и его несомненная музыкальность. Рефрен (анафора): но время шло и старилось. Повторы: бегущий. Перечислительная градация. Ряд сравнений: как осень, как лед, как отзвук. Эпитеты: кровавыми слезами, шутовской гурьбе.
В своем «Сне» Б. Пастернак повествует о неразделенной любви, скрытой за пеленой времени.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Кто такая Ида Высоцкая?
Первый раз Борис увидел Иду Высоцкую в 14 лет, это был 1904 год. Девушка была из семьи филантропа и одного из богатейших людей Москвы того времени (чайная индустрия). Пастернак же был сражен не кошельком, а её красотой, очень долго за ней ухаживал и через годы сделал Иде предложение (1912, Марбург), на что получил отказ. Этот отказ и стал точкой становления поэта, после такого удара Пастернак решил стать мастером поэзии.
После отказа Иды в жизни Пастернака было много женщин, но Высоцкую можно поставить отдельно, так как это была первая любовь Бориса и его ступенька, пусть и болезненная, в мир поэзии.
Автор
- Агния Барто (23)
- Александр Блок (56)
- Александр Введенский (2)
- Александр Вертинский (6)
- Александр Кочетков (1)
- Александр Кушнер (1)
- Александр Прокофьев (1)
- Александр Пушкин (171)
- Александр Радищев (1)
- Александр Сумароков (1)
- Александр Твардовский (19)
- Алексей Апухтин (1)
- Алексей Кольцов (6)
- Алексей Плещеев (4)
- Алексей Сумароков (1)
- Алексей Сурков (1)
- Алексей Толстой (5)
- Алексей Фатьянов (1)
- Андрей Белый (2)
- Андрей Вознесенский (7)
- Андрей Дементьев (8)
- Андрей Усачёв (1)
- Анна Ахматова (52)
- Аполлон Майков (9)
- Арсений Тарковский (4)
- Артюр Рембо (2)
- Афанасий Фет (45)
- Белла Ахмадулина (5)
- Борис Заходер (10)
- Борис Пастернак (42)
- Борис Слуцкий (1)
- Булат Окуджава (11)
- Вадим Шефнер (1)
- Валентин Берестов (3)
- Валерий Брюсов (15)
- Василий Жуковский (37)
- Василий Лебедев-Кумач (2)
- Василий Тредиаковский (1)
- Велимир Хлебников (2)
- Вера Полозкова (3)
- Вильгельм Кюхельбекер (1)
- Владимир Высоцкий (4)
- Владимир Маяковский (70)
- Владимир Набоков (3)
- Владимир Орлов (1)
- Владимир Соловьев (1)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (3)
- Гавриил Державин (17)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (6)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (21)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (4)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (24)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (27)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (3)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (36)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (14)
- Корней Чуковский (15)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (62)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (78)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (22)
- Николай Заболоцкий (26)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (56)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (17)
- Самуил Маршак (26)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (95)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (56)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (39)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (1)
- Юнна Мориц (2)
- Юрий Визбор (2)
- Юрий Левитанский (1)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)