Средства выразительности
Поэт с большой любовью описывает зимнюю природу. Используя большое количество эпитетов, он дает понять, что зимы были очень студеными и суровыми.
На улице стоял сильный мороз, который обжигающе действовал на человека. Это дает понять то, что и в избе было холодно, поэтому требовался постоянный обогрев. Поэтому чтобы в доме было теплее, отцу и приходилось заготавливать дрова, которые нужно было так же доставить в дом.
Параллельно он показывает, что мальчуган, не смотря на свой очень юный возраст, очень стойко относится к сильным морозам и с гордостью и отвагой идет в лес на помощь отцу.
Благодаря эпитетам поэт так же описывает крохотный размер ребенка, сравнивая его с сапогами и полушубком отца. Насколько они были огромны, по сравнению с отважным малышом.
В стихотворении очень ярко описана судьба детей, которые с юных лет вынуждены были повзрослеть, чтобы оказывать всевозможную помощь родителям. На них порой взваливались те обязанности, которые были не под силу каждому взрослому человеку.
Анализ стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготок»
Широко известное стихотворение Н. А. Некрасова под условным названием «Мужичок с ноготок» является фрагментом большого стихотворения «Крестьянские дети», написанного в 1861 году. Поэт всегда был тесно связан с национальной жизнью и умел говорить от имени народа. Удивительно, но единственной проблемой детей крестьян, отраженной в стихотворении «Крестьянские дети», певец тяжелой народной доли Некрасов считает укусы мошек и необходимость раннего труда. Несмотря не то, что произведение написано в пору крестьянских бунтов, обострения классовых противоречий, роста напряженности в стране и усиления студенческого движения, оно наполнено идиллическими мотивами – поэта умиляет зрелище якобы счастливого крестьянского детства и светлые стороны крестьянского быта.
Небольшое стихотворение о мужичке с ноготок изображает законченную по характеру бытовую сценку, героем которой является шестилетний мальчик Влас. При минимуме выразительных средств, используя неполные предложения, автор воссоздает полную картину происходящего.
В тексте можно найти эпитеты – «студеная пора», «чинное спокойствие», литоту – «мужичок …с ноготок», гиперболу – «мертвая (при понукании лошади)», оксюморон – «крикнул малюточка басом», метафоры «рванул под уздцы», метонимию – «раздавался топор», «хворосту воз»
Автор использует контекстные синонимы – «медленно», «важно», «в спокойствии чинном» – и риторическое восклицание – «…а сам с ноготок!». Поэт строит диалог, используя живую разговорную речь, тонким знатоком которой он являлся. Оригинальность, новизна слога Некрасова в том, что он использует разговорные слова и обороты – «вестимо», «ступай себе», «парнище», «больно …грозен», «кой … годик»
Оригинальность, новизна слога Некрасова в том, что он использует разговорные слова и обороты – «вестимо», «ступай себе», «парнище», «больно …грозен», «кой … годик»
Поэт строит диалог, используя живую разговорную речь, тонким знатоком которой он являлся. Оригинальность, новизна слога Некрасова в том, что он использует разговорные слова и обороты – «вестимо», «ступай себе», «парнище», «больно …грозен», «кой … годик».
Очевидно, что незнакомый барин сумел стать своим для крестьянского малыша, вызвать его на откровенность – собеседники говорят на одном языке. Поэт явно сочувствует своему герою, вынужденному заниматься заготовкой дров в сильный мороз. Но надо сказать, что ребенок держится совершенно естественно, хотя и не может себе позволить длительного разговора. Несмотря на несоразмерность малыша выполняемой работе, вся сцена воспринимается читателем без тяжелого чувства. Она отставляет уморительное впечатление и не может оставить равнодушным никого.
Мальчика делает взрослым не надетая на него отцовская одежда. Тяжелый крестьянский труд раньше времени превращает малыша в полноценного работника, вынужденного заботиться о своей многочисленной семье.
Жанр, тема, рифма и тропы
Стихотворение написано в жанре гражданской лирики, хотя подана она Некрасовым в легкой форме и подходит для детской аудитории.
Основная тема стиха – это тяжелая жизнь крестьянских детей, которым приходится трудиться с малых лет, заслоняя работой самую светлую пору жизни.
Рифмовка в произведении перекрестная (пору – мороз – гору – воз), где имеются женские и мужские рифмы.
Художественные средства выразительности:
- Эпитеты (спокойствие чинное, студеная пора, полушубок овчинный).
- Метафора (рванул под уздцы).
- Оксюморон (крикнул малюточка басом).
- Анафора (в больших…).
Отметим также риторическое восклицание (сам с ноготок!) и умелое использование поэтом инверсий, где за счет изменения привычного порядка слов достигается эффект мелодичности и решается проблема с рифмовкой.
Проблему же искусственности манифеста Александра II Некрасов поднимал ни раз, например, в произведении «Элегия» он устами Музы спрашивал: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Нет, не счастлив и вообще, счастье и русский народ живут в разных плоскостях, находя радости только в мимолетные, часто случайные, моменты жизни.
Н.А.Некрасов «Однажды в студёную…» Смысловое чтение. 5 класс
- Подробности
- Категория: анализ текста
Прочитай внимательно отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
(Вполне возможно, что в процессе работы к тексту ты обратишься несколько раз, и это поможет выучить его наизусть)
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
— Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя?— «Власом».
— А кой тебе годик?— «Шестой миновал…
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто все это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
Выполни задания. Работа рассчитана на 90 минут(на два урока).
Этот отрывок можно разделить на две смысловые части. Во второй смысловой части автор размышляет об особенностях всего «настоящего русского». А в чём особенность первой смысловой части ?____________________________________________________________________
Пополняем словарный запас. Развиваем логику.
О каких словах из прочитанного текста идёт речь?
1) сухие отпавшие ветви деревьев, кустарника__________
2) часть конской сбруи — надеваемые на голову лошади ремни специальной конструкции с удилами и поводьями объединённые в одно целое, служащие для управления лошадью_________
3) да, конечно, разумеется__________
4) лесоруб_______________
5)род искусства, передающего художественный замысел с помощью сценических действий актёров перед зрителями_______________
6)крестьянские сани без кузова для перевозки дров, сена и других грузов, иногда людей______
7)о животном, обычно о лошади имеющий пятна другого цвета; разношёрстный_______________
8)знак, свидетельство чего-либо______________
Подберите синонимы к следующим словам словам:
1)Студёную_________________
2)Шествуя__________________
3)С ноготок________________
4)Миновал _________________
5)Мёртвая___________________
6)Холодны__________________
7)Нелюдимой_______________
8)Вселяет___________________
Поставь знак + в нужную графу. Прежде чем делать выбор, перечитай текст ещё раз.
Утверждения |
Верно |
Неверно |
Не сказано в тексте |
Мальчика звали Васей |
|||
Его отец был дровосек |
|||
Мать мальчика была дояркой |
|||
Одежда мальчика была ему не по размеру |
|||
Семья мальчика была многодетной |
|||
Автор называет мальчика «с ноготок»(т.е. маленьким), потому что ему всего шесть лет. |
|||
Автор смотрел историю про мальчика в театре. |
|||
В тот год зима выдалась снежная. |
|||
Холодная зима мила русской душе. |
|||
Честные мысли очень сложно донести до читателя. |
|||
Русским людям нет смерти — «дави-не дави» |
Установи соответсвие (стрелками):
|
|
|
|
|
Оксюморон |
|
|
|
|
|
|
|
|
В которых так много любви! |
Напиши, о чём заставила тебя задуматься история Власа . Перечитай ещё раз первую смысловую часть. Это поможет тебе написать небольшое сочинение.
Анализ стихотворения Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
Вариант 1
Величайший поэт Николай Алексеевич Некрасов представляет золотой век литературы России. Он был дворянином, поэтому смог прочувствовать тяжёлую долю крестьянского народа. В то время крестьяне не вылазили из нищеты и много работали, чтобы прокормить семью. Все это он показал в своём стихотворении «Мужичок с ноготок», которое стало частью поэмы «Крестьянские дети». Он пишет о сложной судьбе семьи, в которой много детей и всего два представителя мужского пола. Это отец и сын шести лет.
Для большего впечатления о труде маленького мальчика, писатель представил морозную зиму. Был дикий холод. Так он использует метод усиления, чтобы произвести впечатление на читателей. Как бы не было холодно, герой стихотворения работал, не покладая рук. С помощью разговора мы понимаем, что мальчик должен быть очень ответственным за семью. Хоть было ужасно холодно, ребёнок отлично выполнял свою работу.
Описание мальчика, Власа, показывает, что он одет, как взрослый человек, в больших рукавицах и сапогах. Он уже много раз был в лесу, чтобы помочь отцу, поэтому очень уважительно относится к труду, принимает с достоинством все заботы. Он рано стал взрослым и гордится, что он тоже часть главного в семье. Он умеет ездить на лошади и ловко ей управляет, знает все команды, которые она должна выполнять.
Описание мальчика выглядит очень трепетным, с большой нежностью. Автор, словно, любуется своим героем. Все слова, чтобы его описать, подобраны с особой теплотой, прочувствованы добром и нежностью. Но также использует иронию, называя его «мужичок».
Это отражает истинный характер мальчика. Влас по своим действиям и рассуждениям представляется всем настоящим мужчиной. Он знает, что нужно делать, обладает всеми необходимыми умениями. Все действия выполняются с большой уверенностью, без какой-либо лишней спешки.
Николай Алексеевич Некрасов всегда очень мягко, нежно, с особым трепетом пишет об образе детей
Маленькие дети занимают важное место в его произведениях
Все, о чем пишет поэт, можно легко вообразить и понять. Жизнь в деревне, голод, нищая семья. Это то описание, которое раскрывает жизнь в крестьянской семье.
У Николая Некрасова большое количество стихов, где рассказывается о трудной жизни детей, например “Школьник”. Порой на них сваливается столько проблем, что даже взрослые люди не справляются с ними так, как это делают дети. Это заслуживает большого уважения в нашем мире.
Вариант 2
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт, представитель золотого века русской литературы. Будучи дворянином, он как никто другой понимал и чувствовал тяжелую жизнь российского крестьянства, но восхищался тяжелым трудом и стремлением жить счастливо каждого крепостного.
Эти чувства, пронесенные сквозь сердце поэта, он при помощи пера излил на бумагу, навсегда увековечив их в своих бессмертных произведениях.
Стихотворение “Мужичок с ноготок” является частью большой поэмы автора “Крестьянские дети”. В этом произведении Некрасов описывает скудную и сложную жизнь многодетной бедной крестьянской семьи. В ней всего два мужчины — глава семейства и его маленький шестилетний сын.
Им приходится в “студеную зимнюю пору” заниматься заготовкой дров, чтобы обеспечить свою семью драгоценным теплом. Отец занимается рубкой деревьев и затем придает дровам нужные размеры, чтобы они уместились в печи. Сынишка же грузит их на телегу и отвозит домой. Именно в этот момент автор и встречается с мальчиком на дороге, выйдя прогуляться из дому в лес.
Яркими красками усиливает колоритность стихотворения описание зимней поры. Некрасов применяет к зиме эпитет “студеная”, намекая на суровость описываемых морозов. Читатель должен сам догадаться, что семейство в крестьянской хате, видимо, замерзает, раз в такую погоду мужчины принялись за заготовку дров.
Гиперболизуя опасность мороза перед маленьким мальчиком, автор уже напрямую заявляет о том, что мороз был сильным
Однако, мальчуган важно шефствует над лошадкой, ведя ее под уздцы, у него чинное взрослое спокойствие. Поэт показывает его крохотность, сравнивая маленькое тело ребенка с большими папиными сапогами и еще большего размера полушубком
Вместе с этим, Николай Алексеевич еще более ярко рисует читателям положение бедных сельских детей. Из-за своей закрепощенной судьбы, они вынуждены рано взрослеть, выполняя работу, с которой не всегда и взрослый человек справился бы.
Мальчик описывается автором с нежностью и трепетом. Он испытывает жалость к такому раннему взрослению сынишки, который уже представляется настоящим мужчиной на фоне исполнения семейных обязанностей без лишних слов.
Анализ стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготок»
Николай Алексеевич Некрасов — известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков. В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.
В стихотворении «Мужичек с ноготок», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым — теплом. И его тоже нужно добывать. В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.
Для еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы. Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».
Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярке ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно. Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно
Детям в его творчестве отведено особое и важное место
Сочинения по темам:
- Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди» Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в.
- Анализ стихотворения Некрасова «Друзьям Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области.
- Анализ стихотворения Некрасова «На смерть Шевченко» Перебирая в памяти русских поэтов, неизменно вспоминаешь великого Н. А. Некрасова, его стихотворения, поэмы, которые глубоко пропитаны любовью к русскому.
- Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская» Николай Некрасов всегда сочувствовал простым крестьянам, так как знал об их нелегкой жизни не понаслышке. Судьба распорядилась так, что детство.
- Анализ стихотворения Некрасова «Зине (Ты еще на жизнь имеешь право)» Николай Некрасов, пережив бурный и продолжительный роман с замужней женщиной Авдотьей Панаевой, решил связать себя узами брака лишь в 50.
- Анализ стихотворения Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 — 1877) в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии. Хорошо понимая значение.
- Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготок»
Коротко за сюжет
В стихотворении два героя – рассказчик-автор и мужичок-мальчишка, которые встретились, когда первый выходил из лесу (поди, с охоты) в один из морозных дней.
Автор строк выходит из леса и видит лошадку с возом дров, которой правит мужичок в огромных для него рукавицах, сапогах и полушубке.
Рассказчик подходит ближе к вознице, видит внутри его одежд мальчишку и затевает с ним разговор:
Под обличием мужичка скрывается мальчик Влас, ему всего 6 лет, и он с отцом единственные мужчины в доме, поэтому приходится работать – батя рубит дрова, а он их отвозит.
Власу не до разговоров, так как много работы, он по-мужицки грубоват и весь вовлечен в труд, даже и не думая про детские забавы и игры.
Закончив короткий разговор с незнакомцем Влас продолжил погонять лошадь в гору, чтобы быстрее довезти дрова, разгрузиться и снова спешить в лес к отцу за следующей партией.
Такова судьба крестьянских детей в России и манифест 1861 года ничего принципиально не изменил в их жизни, так как полученные права не отменили главного – тяжелого труда, буквально ярма на шее.