«птичка» — анализ стихотворения г.р. державина

Анализ стихотворения гавриила державина «птичка»: смысл и идея

Анализ стихотворения Державина «На птичку»

Когда точно написано короткое стихотворение «На птичку», неизвестно. В примечаниях к сборникам произведений Гавриила Романовича Державина (1743–1816) указываются разные даты: 1791, 1792 и 1793 гг. Однако, существует версия, высказанная исследователем творчества поэта, филологом Яковом Карловичем Гротом, что эта эпиграмма относится к периоду, когда Гавриил Романович получил должность статс-секретаря императрицы Екатерины II, то есть с конца декабря 1791 года.

История создания произведения такова. Государыня, впечатлённая стихотворным мастерством Державина, проявившимся в (1782), пожелала отблагодарить поэта. Для этого она преподнесла ему драгоценные подарки, например, золотую табакерку, и приблизила его к себе, позволив презентовать оду в своей резиденции в Зимнем дворце. Кроме того, императрица решила и дальше пользоваться талантом поэта, сделав его своим придворным секретарём. Екатерина II часто намекала, что желает услышать новые похвалы «Фелице», под которой подразумевалась сама государыня.

Поэт, судя по заметкам современников, был даже не против такого положения дел. Но ситуация постоянно омрачалась давлением на литератора. Облагодетельствовав Державина, императрица вызвала в других придворных поэтах и вельможах зависть. Многие исподтишка стали язвить в адрес поэта, ухудшилось отношение к Гавриилу Романовичу со стороны его начальника князя Вяземского. Поэт не мог найти вдохновения для восторженных хвалебных стихов, чистых образов и выразительных метафор.

Кроме того, сама служба при дворе разочаровала творца. Оказалось, что вокруг плетутся заговоры, многие блистательные персоны, о благородстве которых слагались оды, сами строят козни и интригуют против других дворян. Сияющий ореол безупречности вокруг престола, каким его представлял себе литератор, начал рушиться. А императрица продолжала требовать потоков лирики.

Потому-то поэт и чувствовал себя пойманным в тиски и раздавленным. Так родилось полное горечи и желчи четверостишие «На птичку».

Под пташкой подразумевается сам поэт, захваченный в золотую клетку царского двора. Неназванные те, кто её пленил и заставляет петь, – это государыня и её приближённые.

В стихотворении легко угадывается стиль Гавриила Романовича. Автор использует архаичные краткие формы слов («голосисту»). Основной приём, применённый в произведении, — аллитерация. Глухое «п» встречается так часто, что напоминает презрительное звукоподражание «пф», плевок.

Это стихотворение перекликается с произведениями других авторов. Схожие мысли были выражены в басне И. А. Крылова «Кошка и соловей», в « » А. С. Пушкина.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана…

Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Литература 18, 19 века»…

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения стала одним из его заголовков. Это стихотворение о тленности, смертности всего сущего. В основе стихотворения библейская истина о том, что слава человеческая подобна цвету на траве, который опадает, когда засыхает трава. По сравнению с Библией, основная мысль стихотворения усечена. В Библии человеческая слава противопоставлена слову Божьему, пребывающему вовек. Это одно из доказательств незаконченности последнего произведения Державина.

С другой стороны, отсутствие логического завершения могло быть замыслом автора, символизирующим внезапный и незапланированный конец любой земной жизни.

По свидетельству племянницы жены Державина Елизаветы Львовой, за два дня до смерти дядя начал «оду о быстроте времени», написав первую строфу и две строчки второй строфы. Трудно сказать, что имела в виду племянница. Стихотворение Державина представляет собой восьмистишье. Первый катрен посвящён идее бренности всего земного: людей и царей, народов и царств, всех человеческих деяний. Второй катрен о том, что забвению подлежит даже то, что, с точки зрения человека, заслуживает вечной памяти. Это слава человеческая, добытая творчеством (лира) или сражением (труба).

Вариант 2

Произведение представляет собой грустное размышление поэта над собственной судьбой

Державин написал его после того, как добился успеха, обратив на себя внимание императрицы Екатерины Второй

Под птичкой поэт, несомненно, понимал самого себя. Его хвалебное стихотворение, которым он сумело понравиться царице, вследствие чего получить от нее дорогие подарки и повышение по службе, дало ему право назвать себя певчей птицей, услаждающей слух.

Придворная среда оказалась золотой клеткой, в которой необходимо слагать стихи на заказ. Императрица неоднократно давала это понять. Об этом свидетельствует последняя строчка этого короткого стихотворения, в которой звучит требование, обращенное к птичке, петь еще.

Кроме того, Державин не был придворным льстецом, готовым на все ради карьеры, его литературные дарования несомненны. Однако успех его оды «Фелица» имел и оборотную сторону. Ряд придворных, особенно тех, кто пытался пробить себе дорогу наверх, стихами, подобно Державину, стали испытывать к поэту неприязнь, рожденную завистью. Не складывались отношения у поэта и с его непосредственным начальником. Разумеется, удачливый конкурент испытал на себе воздействие интриг и обычного недоброжелательства. При дворе в то время находиться было не только выгодно и почетно, но и опасно. Разумеется, поэт опасался негативных последствий для себя, которые бы последовали после любого выпада против императрицы и придворных, поэтому он никак не именовал тех, кто оказывал на него давление.

Поэт понимал, что отвести от себя угрозы недоброжелателей он может, только лишь исполняя волю своей повелительницы. Однако писать хорошие стихи просто на заказ не мог. Достаточно вспомнить, что ода, принесшая ему успех при дворе, родилась тоже не сразу. Теперь Державин также искал красивые образы и метафоры, но вдохновение покинуло его.

Безусловно, угроза потерять все достигнутое рождала у автора стихотворения нервозность. Он выразил это в сравнении своего положения с неволей, которую чувствует птица, попавшая в руки человека.

Поэт понимал, что выбрал себе трудный путь, пытаясь служить и искусству и делать карьеру. Однако он не видел другого выхода, не собирался отказываться от места придворного секретаря, что рождало в его душе пессимизм. В сложившейся ситуации Державин мог лишь испытывать сожаления о своей судьбе, о том, что достигнутая им цель оказалась с большой примесью горечи.

Анализ стихотворения На птичку по плану

«Птичка» (анализ)

Стихотворение А.С. Пушкина «Птичка» очень короткое, и состоит всего из двух маленьких четверостиший. Но в нем заложен глубокий смысл — потребность в христианском милосердии. Даже если это милосердие выражается в отношении к Божьим тварям.

  Описание и анализ рассказа «Черный монах» Чехова

«Птичка» была написана Пушкиным во время его пребывания в южной ссылке в 1823 году, и отправлена вместе с письмом Н. И. Гнедичу в Петербург.

Поэт говорит о том, что даже находясь на чужбине, он придерживается обычая, который принят на Родине – выпускать на волю птиц.

Изначально, эта традиция исходит от прощеного Воскресения. Когда-то было принято, накануне этого праздника прощать должникам их долги. Христианин мог в этот день оплатить долги одного из должников, находившихся в долговой яме, с тем, чтобы должника выпустили на волю.

У бедных людей, как правило, не было средств, чтобы выкупить должника, и этот обычай трансформировался в традицию выпускать на волю птиц.

В этом стихотворении звучит напоминание царю и его приближенным об обычае – прощать. «Я стал доступен утешенью». Его утешает мысль о том, что если он, скромный молодой поэт может подарить свободу маленькой птичке, то те, кто над ним, те, кто выше его, могут простить подарить свободу ему, Александру Пушкину.

Когда-то Пушкин назвал себя певцом свободы. Это стихотворение – еще один гимн свободе. Если человек не вправе держать в неволе птиц, то разве он может запирать в четырех стенах, отрывать от семьи себе подобных? Разве имеет право дворянин неволить таких, же, как он, людей – крестьян? Так что в этом, небольшом по объему и простом по форме, произведении, скрыт глубокий политический и философский смысл.

Это стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифма в нем перекрестная, мужские рифмы чередуются с женскими. В нем нет архаизмов, характерных для торжественных од и элегий. Стихотворение написано современным языком и выглядит как легкая зарисовка.

В этом стихотворении нет метафор и метонимий. Стихотворение изложено просто и незатейливо. При этом чувствуется вера в Бога, в стихотворении встречаются слова и выражения, характерные для христианской литературы: утешенью, роптать, творению, Бога. Под светлым праздником весны подразумевается Пасха.

В те годы были созданы еще 2 стихотворения на похожую тему – А. Дельвигом и Ф. Тумановским. Эти произведения выглядели на литературном Олимпе, как своеобразное состязание трех поэтов. Правда, лучшим читатели признали произведение Тумановского.

Тема и направленность

Совсем маленькое стихотворение, состоящее из четырех строк, поднимает очень серьезную тему — свободу настоящего творчества. Авторам зачастую приходится выполнять волю заказчика и писать совсем не то, о чем он сам думает. Работая по указанию, а не по требованиям души, творческие люди постепенно теряют свои талантливые способности, читатели остаются равнодушными к их произведениям.

Образ писателя или поэта, человека, чье творчество зависит от ограничений цензуры или монаршей власти, в произведении представлен маленькой пташкой, попавшей в неволю. Делая анализ стихотворения «Птичка», дети и взрослые понимают саму суть произведения. Чтобы творческая личность писала шедевры, необходимо создать для этого благоприятные условия, дать возможность творить свободно, не имея никаких ограничений.

Талант, испытывающий малейшее давление, а тем более, оказавшись запертым в клетку, угасает, а затем и вовсе сгорает, не создав то, на что он был способен на свободе. Державин сумел в четырех строках рассказать о том, что невозможно создать шедевр под давлением. Способность творить развивается при наличии свободы. Четверостишие наводит на размышление о развитии отношений автора и власти.

Анализ стихотворения «На птичку» Г.Р. Державина

Тема

Главной темой стихотворения «На птичку» Гавриила Романовича Державина является ненадежность и тленность мирских благ. В стихотворении автор рассказывает о своей встрече с птичкой, которая, являясь символом непостижимого и недостижимого, напоминает человеку о том, что все земное — временно, а жизнь — коротка.

Структура

Структура стихотворения соответствует классическому метру — ямбическому пятистопному размеру, что подчеркивает его выразительность и эмоциональную насыщенность. Несмотря на то, что стихотворение состоит из семи строф, каждая из которых состоит из четырех вершин, оно имеет довольно компактный вид.

Основные художественные средства

Главным художественным средством стихотворения является символ, то есть изображение птички, которая олицетворяет все прекрасное, божественное и недостижимое. Символика птички, перенесенная на человеческую жизнь, подчеркивает тленность человеческих забот и стремлений. Кроме того, автор использует повторения, что создает эффект ритма и повышает выразительность стихотворения. Также стоит отметить метафоры и эпитеты, которые создают яркие образы и усиливают эмоциональную насыщенность стихотворения.

Вывод

Структура, тема и художественные средства стихотворения «На птичку» Г.Р. Державина тесно взаимосвязаны и образуют единый композиционный и эмоциональный ансамбль. Благодаря своей глубине и символическому значения этот лирический текст остается актуальным и по сей день, напоминая людям о вечных ценностях и недоступности многих земных благ.

Анализ стихотворения Признание Державина

Данное стихотворение написано в форме признания. В нём только одна строфа, но состоит она из тридцати двух строк.

Начинается с заявления, мол, не умел автор притворяться. Далее идёт раскрытие этого утверждения. То есть поэт и не строил из себя важную фигуру (используется иронично глагол «надуваться»), и не принимал философский (и даже святой) вид, который так часто бывает у поэтов.

Перечислив то, что не делалось им, автор поясняет, как поступал. Он предпочитал чистосердечье (сейчас устаревший вариант слова). И он признаётся, что думал, будто своим чистым сердцем, честностью будет нравиться окружающим. Самыми главными достоинствами настоящего человека он считал сердце и ум.

Да, Державин, а это стихотворения явно биографически-философское, некоторых воспевал. Но тогда не он восхвалял, а через Поэта – сам Создатель. Со струн его подразумеваемой арфы метафорически летел огонь.

Часто те, кого он воспевал, были владыками. Но цари всё же должны обладать нерядовыми добродетелями. Державину казались они равными богам. И это не просто сравнение, ведь в былые времена считалось, что царь – проводник воли божьей.

Подчеркивается, что венцы поэт сплетал им не просто так, а за победы. Здесь опять обращение к Древнему Миру, где победителю вручали лавровый венок. Своими одами Державин хотел бы передать их прекрасные души их детям, то есть наследниками престола.

А вот вельможам Державин не стеснялся говорить правду, хотя опять используется глагол с ироничным оттенком «брякнуть». Обличая, считал себя другом не только Отчизне, но и завравшимся вельможам.

Поэт признаётся тут, что был обольщен красотой светских дам, воспевал их. Ошибался, в общем, был простым человеком. И в последней строчке призывает поэт бросить в него камень, если читатель бесчеловечен.

7 класс, 9 класс

Анализ стихотворения Признание по плану

Подписи к слайдам:

Из русской литературы XVII века Г.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении » Смирнова М.С. Учитель русского языка и литературы ГБОУ Лицей № 554

«Ум и сердце человечье были Гением моим»

Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна Божества. Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь – я раб – я червь – я Бог!

Знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины 18 и первой четверти 19 столетия Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия Васильевича Темного, выехал из Большой Орды на службу к великому князю, был крещен и получил при этом имя Ильи. У одного из сыновей его, Димитрия, был сын Держава, начавший службу в Казани. От него и пошел род Державин ых, служивших «по городу Казани», почему они и называются в актах Казанцами..

3-го июля 1743 г. родился Гавриил Романович. Родиной его, по его собственным словам, была Казань, хотя существует предание, что он родился в 40 верстах от Казани, в Кармачах, либо Сокурах. Кроме Гавриила, у его родителей были еще дети: сын, умерший в юных годах, и дочь, скончавшаяся вскоре после рождения.

Под руководством матери, женщины, едва умевшей читать, но умной и заботливой, которая понимала цену образования, Гавриил Романович уже на пятом году выучился читать. В ноябре 1754 года отец Державин а скончался, оставив семью почти без всяких средств: вдова его не в состоянии была заплатить даже 15 руб. долга, оставшегося после мужа. Сверх того у нее на руках очутилась тяжба с соседом из-за клочка родовой собственности, причинявшая семье много горя. Фёкла Андреевна принуждена была выносить хлопоты и унижения, посещая с детьми судей, от которых ничего не добившись, не раз возвращалась домой в слезах. Эти ранние примеры людской несправедливости и людского жестокосердия столь сильно запали во впечатлительную и восприимчивую душу Гавриила Романович а, что он во всю свою жизнь никогда не мог смотреть равнодушно ни на какую несправедливость, особенно на притеснение вдов и сирот. Детство

Домашнее образование 1759-1762 – Казанская гимназия. Незаурядные способности к музыке, рисованию, поэзии. «Недостаток мой исповедую в том, что я был воспитан в то время и в тех пределах империи, когда и куда не проникали еще в полной мере просвещение наук не только на умы народа, но и на то состояние, к которому принадлежу. Нас научали тогда: вере — без катехизиса, языкам — без грамматики, числам и измерению — без доказательств, музыке — без нот и тому подобное. Книг, кроме духовных, почти никаких не читали, откуда бы можно было почерпнуть глубокие и обширные сведения» (соч. Державин а, Академич. изд. VII, 629-630). Учеба

Служба Не умел я притворяться 1762г. – Преображенский полк 1777г. –перевод на стат-скую службу 1783г.- губернатор Оло-нецкой губернии 1785г. – губернатор Там-бовской губернии 1791г. – статс-секретарь имп. Екатерины 1798-1803 – «служба у двух государей

Стихотворение- исповедь пожилого человека, прошедшего нелегкий жизненный путь Своеобразие стиля — в соединении «высокого» и «низкого». Развитие реалистического языка В стихотворении отражается логика христианского понимания человека «как образа и подобия Божьего» Осознание избранности и греховности Человека: «Брось, мудрец! На гроб мой камень, Если ты не человек.» «Признание»

Одно из последних стихотворений поэта В нем поэт размышляет о сущности человеческого бытия Основная мысль: «Все в этом мире тленно, всему уготована участь быть потопленным в «пропасти забвенья» «Река времен в своем стремленьи …»

Домашнее задание: Выразительное чтение стихотворений Наизусть – «Река времен…» Индивидуально: подготовить сообщение о Василии Андреевиче Жуковском Спасибо за работу на уроке!

Исторический контекст создания стихотворения

Державин, как и многие другие поэты своего времени, создавал свои произведения в условиях русской классической литературы XVIII века. В то время в России происходили значительные изменения в обществе, культуре и искусстве. Влияние Западной Европы становилось все более заметным, что приводило к появлению новых литературных течений и направлений. Одним из таких направлений был классицизм, который предполагал строгое соблюдение литературных канонов и правил, а также использование античных мотивов и тематики.

В этом контексте стихотворение Державина «Птичка» является примером классической поэзии, где автор использует традиционные формы и стилистику. Однако, в то же время, в произведении присутствуют и инновационные элементы, такие как использование эпитетов и необычных образов

Важно отметить, что Державин был одним из первых поэтов, кто начал использовать русский язык в поэзии, что сделало его произведения более доступными и понятными для широкой аудитории

Таким образом, стихотворение «Птичка» не только является примером классической поэзии, но и отражает исторический контекст создания произведений в России XVIII века.

Художественные приемы

Стихотворение состоит всего из четырех строк. В нем рассказывается о голосистой птице, которую поймали и сжимают в руках. Вместо свиста она только пищит, но ее заставляют петь. В таком небольшом произведении поэт поднял важную тему — свобода истинного творчества. Часто творческие люди вынуждены делать то, что им велят, поэтому их работы оставляют людей равнодушными.

Стихотворение написано в жанре эпиграммы — короткого сатирического произведения, призванного кого-либо или что-либо осмеять. Именно это позволило Державину лучше всего передать свою идею. В произведении нет особых средств выразительности:

  • эпитет «голосист» представляет собой краткую архаичную форму слова, которая позволяет придать работе характерный стиль;
  • иносказания — под образом птицы поэт понимает нечто большое;
  • аллитерация — повторяется буква П, которая воспринимается как презрительное «пф».

План анализа стихотворения

Изучаем историю написания произведения,

в какой период было написано, известен ли повод написания, кому именно было посвящено, есть ли конкретные прототипы у литературных героев.

Исследуется, насколько важным является это стихотворение в творчестве поэта, насколько значимым является среди его произведений, а также среди подобных творений с похожим сюжетом и структурой.

Тема литературного произведения.

Устанавливается основная тема произведения, чему она посвящена.При принадлежности автора к какой-либо литературной группировке назвать примеры, доказывающие это, подтвердить цитатами из текста. Тематика может быть довольно разнообразной: это и пейзаж, и довольно распространенная любовно-интимная, и общественно-политическая, и философская. Стихотворения могут быть написаны как с использованием сюжетной линии(образы событий), так и без нее(образы чувств);

Установление художественных средств, используемых автором.

В зависимости от предпочтений автора, используемая лексика может быть разной: бытовой(повседневной), с использованием архаизмов, публицистическая, литературная.

Композиция.

Довольно важное значение имеет композиция. Для ее полного рассмотрения следует:

  • – установить основное чувство, ощущение, душевное состояние, сказавшееся в лироэпическом работе;
  • -установить согласованность композиционного построения, подчиненность формулированию определенной идеи;
  • -уяснить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении(существующий конфликт главного персонажа с собой, его внутренняя несвобода);
  • -установить, какая именно жизненная ситуация могла вызвать эти переживания;
  • -установить эмоциональный рисунок лироэпического произведения, определить ключевые части стиха;

Далее следует установить, как соотносится примененное деление на строфы произведения с его смыслом, противопоставляются ли они между собой. Что представляет собой строфа в тексте-законченную мысль, или же продолжает общую мысль стихотворения. Насколько раскрывается мысль стихотворения в последней строфе, содержится ли в ней какой-либо вывод.

Значение «На птичку» для русской литературы

Историческое значение:

Стихотворение «На птичку» было написано в конце XVIII века, в период русского классицизма. В это время Россия переживала трудные исторические события, связанные с необходимостью модернизации и расширения границ. В этом контексте, стихотворение стало символом духовного и культурного пробуждения нации, а знаменитая фраза «грозною силою» отразила сознание народа о собственной силе и величии страны.

Эстетическое значение:

«На птичку» — это пример изысканного русского стихотворного языка, уникального для Державина. Он использует богатые метафоры и образы, чтобы выразить свои чувства и мысли. Такое языковое богатство делает его стихотворение поистине величественным и красивым. Оно стало образцом для последующих поколений русских поэтов.

Философское значение:

«На птичку» также имеет философскую глубину. В стихотворении автор рассуждает о природе времени и о том, что наша жизнь коротка и временна. Здесь он выражает идею о том, что надо наслаждаться каждым мгновением и не тратить его на пустые заботы и несчастья. Эта философская мысль до сих пор остается актуальной и загадочной для нас.

«На птичку» оказало глубокое влияние на развитие русской литературы и на всю русскую культуру в целом. Его ценность заключается в том, что оно не только иллюстрирует исторический период и философское размышление, но и вдохновляет читателей своей красотой и высокими идеалами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: