Сочинение: стихотворение бродского «на смерть жукова»

Иосиф бродский

* * *

Вопрос
о гражданской позиции поэта-эмигранта чрезвычайно сложен и вряд ли может иметь
однозначное решение. К тому же представления, которые уже сложились о Бродском
и его творчестве в эмиграции, не так просто изменить или поколебать, потому что
они имеют давние корни и объективные причины для существования.

Андрей
Битов как-то сказал: “Эмиграция — это оскорбление человеческого достоинства на
всю жизнь”. Каждый переживает это оскорбление по-своему, неизменным остается
одно — болезненное отношение к тому, что произошло, и вполне естественная
обида. “Ну как там в России, по-прежнему плохо, да?” — по словам Битова, этот
вопрос нередко можно услышать в эмигрантской аудитории. Оказавшись выброшенным
за пределы круга, к которому привык, человек пытается, часто даже не осознавая
того, исправить допущенную несправедливость, получить хотя бы косвенное
подтверждение, что “там” после его отъезда ничто не может измениться к лучшему.

Может
быть, поэтому и за границей, и в России 12 так непоколебимы стереотипы
восприятия личности Бродского и так охотно поддерживаются мифы о
недоброжелательном и даже пренебрежительном отношении поэта к стране, из
которой он вынужден был уехать. Стихотворные же тексты свидетельствуют совсем о
другом.

Находясь
в эмиграции, Бродский с повышенным вниманием и крайне эмоционально воспринимал
все, что происходило в России — радовался успехам и болезненно переживал
неудачи. Отъезд не повлиял на взгляды поэта, а значит, хотим мы этого или не
хотим, нравится это кому-то или не нравится, в своих произведениях лишенный
российского гражданства Бродский оставался гражданином той страны, которую он
покинул

Анализ стихотворения «На смерть Жукова» Бродского

Иосиф Александрович Бродский уже в эмиграции в стихотворении «На смерть Жукова» изложил свой взгляд на личность полководца и его вклад в историю.

Стихотворение написано в 1974 году. Его автору 34 года и он уже пару лет как выдворен из СССР как элемент нежелательный и антисоветский. Это не помешало ему из Голландии откликнуться на смерть маршала Г. Жукова. По жанру – подражание классическим одам на смерть, по размеру – дольник со сложной рифмовкой, 5 строф. Лирический герой – автор. Сам поэт давал высокую оценку классицистам XVIII века, эти стихи написаны в манере оды «Снигирь» Г. Державина на кончину А. Суворова. Сходство формы и образов, однако, не порождает сходства смыслов. И. Бродский хотел объективно отразить свое субъективное отношение к покойному, стране и политическому строю, которым он служил. Поэт видел кадры с телетрансляции церемонии. Начало 1 строфы похоже на репортаж с места событий. Однако поэт умышленно вводит несуществующие детали: вижу труп. Помимо сомнительного по эмоциональной окраске (в данном контексте) слова «труп», следует сказать, что «в смерть» уезжала уже урна с прахом. Во 2 строфе на стыке первых двух строк игра смыслов: многие пали (затем возникает пояснение «стены»). «О Ганнибале»: сравнение с древними из арсенала Г. Державина. Третья строфа обличительна. По воспоминаниям самого полководца, ряд согласованных в верхах операций были спорными и повлекли за собой гибель множества солдат. Поэт называет «полным провалом» его смерть в «штатской кровати». «В адской области»: эту строку принято трактовать двояко. Впрямую, и тогда автор отводит место маршалу и его армии в аду (например, потому что они служили коммунистическому государству, были его силой), и нейтрально, если считать «ад» за «аид», то есть, просто загробный подземный мир времен античности, образы которой повсеместны в поэзии классицизма. И все же автор не стал отправлять его в Элизиум. «Что он ответит» там солдатам? В 4 строфе – обращение к мертвому: спи! Он иронизирует: смело в чужие столицы, в страхе в свою. В финале еще одно почти властное обращение: маршал! Поэт утверждает, что и его неоднозначную эпитафию, и «прахоря» самого покойного («сапоги» на криминальном арго) «поглотит Лета» (то есть, забвение). «Все же, прими их»: здесь уже дрогнувшая интонация. «Родину спасшему»: автор вполне искренен. Он благодарен за оборону Ленинграда (поэт сам с родителями был в городе), за низвержение Л. Берии. «Вслух говоря»: есть что сказать и не вслух, а про себя. Заключительные строки – очередная отсылка к Г. Державину. Эпитеты: замерших, пламенный, жалкая. Олицетворение: плачущих труб. Инверсия: уезжает Жуков.

В лирике И. Бродского, в ее форме и содержании, нередки аллюзии на творчество поэтов времен классицизма.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Краткий разбор строф

В стихотворении Бродский рисует нам картину похорон Жукова, который уезжает в страну смерти для более детального суда.

Далее Бродский отмечает, что сокрушив многие вражеские редуты, Жуков окончил жизненный путь в опале у Сталина, который побаивался маршала Победы и не терпел конкуренции.

Автор строк интересуется, вспоминал ли Жуков о тысячах и тысячах погибших под его стягом солдатах, снились ли ему реки крови, когда он умирал в белой кровати старости? Что маршал скажет, встретившись в аду с солдатами своей армии, которые где-то защищали свою землю, а где-то становились и на путь оккупантов?

Что ж, полную оценку Жукову даст история, Бродский лишь ещё раз сказал в стихотворении, что это неоднозначная фигура и она требует внимательного суда.

Иосиф Бродский

Находясь в эмиграции, Иосиф Бродский продолжал внимательно следить за всеми событиями, которые происходят в СССР. Когда в 1974 году умер Георгий Жуков, который еще при жизни получил негласный титул маршала Победы, опальный поэт посвятил этому выдающемуся человеку стихотворение. По структуре оно выдержано в духе старинных од, которые были приурочены к знаковым событиям – гибели, рождению или же бракосочетании. Царственных особ. Однако по содержанию стихотворение «На смерть Жукова» вряд ли может претендовать на панегирик, так как в своей оценке деятельности этого полководца Иосиф Бродский постарался быть максимально объективным.

Автор признается, что он находится слишком далеко от Москвы, поэтому не может судить о том, как простые люди восприняли уход из жизни одной из ключевых фигур Второй мировой войны. В такой ситуации он лишь может констатировать: «Вижу в регалиях убранный труп: в смерть уезжает пламенный Жуков».

Бродский не отвергает заслуг этого прославленного генерала, который, фактически, выиграл войну и был настолько популярен среди народа, что впал в немилость к Сталину, не терпящему конкуренции во власти. Однако поэт видит и обратную сторону медали того, что произошло, отмечая: «Сколько он пролил крови солдатской в землю чужую!». Автору интересно, вспомнил ли полководец об этих людях пере смертью, успел ли покаяться в том, что вел на верную гибель тысячи людей, считая их обыкновенным «пушечным мясом». Действительно, жуков разделял мнение Сталина о том, что гибель одного человека – это трагедия, а смерть сотен тысяч русских солдат – это уже статистика. И его можно понять, потому что в тот момент была поставлена конкретная задача – добиться победы любой ценой. Однако Иосиф Бродский убежден, что плата оказалась непомерно высока, потому что вернуть к жизни тех, кто был убит на этой кровавой войне по вине великого полководца, уже невозможно. Поэтому поэт предрекает, что за гибель других Жукову придется расплатиться полной мерой. Отчасти он уже начал отдавать долги при жизни, когда оказался в опале и понял, что судьба далеко не всегда будет к нему благосклонна. Возможно, он просто выполнил свою миссию и выиграл войну, после чего должен был уйти со сцены. У Жукова, как считает Бродский, было достаточно времени на то, чтобы осознать масштабы трагедии 1041-45 годов и хотя бы мысленно попросить прощения не только у погибших, но и у их семей. Однако если судить по мемуарам полководца, этого не произошло, поэтому поэту интересно, что он ответит своим подчиненным, оставшимся в братских могилах, когда встретится « в адской области с ними».

Поэт уверен, что Жуков непременно попадет в ад, так как на его совести – тысячи загубленных и ни в чем не повинных душ. Даже тот факт, что погибшие в бою воины очищаются перед Богом от всех грехов только за то, что вынуждены были взять в руки оружие для защиты своих семей, не может умалить вины маршала. С другой стороны, Бродский прекрасно понимает, что Советский Союз никогда бы не выиграл эту войну без Жукова, который заложил свою душу темным силам ради того, чтобы остановить «коричневую чуму». Этот парадокс не дает покоя поэту, который не понимает, почему ради достижения благих целей люди должны действовать столь жестокими и кровавыми методами. И у автора, по-видимому, нет ответа на этот вопрос. Свои стихи, посвященные Жукову, Бродский считает «жалкой лептой», но признается, что посвящает их человеку, «спасшему родину». Хотя в том, что имя маршала будет увековечено, поэт сомневается, предрекая, что подвиги этого полководца очень скоро канут в Лету.

На смерть Жукова

Вижу колонны замерших звуков,

гроб на лафете, лошади круп.

Ветер сюда не доносит мне звуков

русских военных плачущих труб.

Вижу в регалиях убранный труп:

в смерть уезжает пламенный Жуков.

Воин, пред коим многие пали

стены, хоть меч был вражьих тупей,

блеском маневра о Ганнибале

напоминавший средь волжских степей.

Кончивший дни свои глухо в опале,

как Велизарий или Помпей.

Сколько он пролил крови солдатской

в землю чужую! Что ж, горевал?

Вспомнил ли их, умирающий в штатской

белой кровати? Полный провал.

Что он ответит, встретившись в адской

области с ними? «Я воевал».

К правому делу Жуков десницы

больше уже не приложит в бою.

Спи! У истории русской страницы

хватит для тех, кто в пехотном строю

смело входили в чужие столицы,

но возвращались в страхе в свою.

Маршал! поглотит алчная Лета

эти слова и твои прахоря.

Все же, прими их — жалкая лепта

родину спасшему, вслух говоря.

Бей, барабан, и, военная флейта,

громко свисти на манер снегиря.

1974

Список литературы

1
Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М.: Независимая газета, 2000. С. 54.

2
Там же. С. 54–55.

3
Лотман М. На смерть Жукова (1974). В сб.: Как работает стихотворение Бродского.
Ред. Л. Лосев, В. Полухина. М.: НЛО, 2002. С. 65.

4
Там же.

5
Там же. С. 67.

6
Там же. С. 75.

7
Бухаркин П. Е. Судьбы Петербургского текста русской литературы // Мир русского
слова. 2003. № 1 (14). С. 87. О Петербургском тексте см. также: Топоров В. Н.
Петербургский текст русской литературы (Введение в тему). В кн.: Топоров В. Н.
Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995.

8
Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М.: Независимая газета, 2000. С. 19.

9
Лотман М. На смерть Жукова (1974). В сб.: Как работает стихотворение Бродского.
Ред. Л. Лосев, В. Полухина. М.: НЛО, 2002. С. 66–67.

10
Монахов В. Прощание с Жуковым, на котором меня поцеловал Брежнев //
Парламентская газета, № 464 от 5 мая 2000 г. С. 4. См. также: Карпов В. Маршал
Жуков. М.: Вече, 2002. С. 535.

11
Плешаков К. Бродский в Маунт-Холиоке // Дружба народов. 2001. № 3. С. 185.

12
Сравните: “Вся эта гражданская лирика (так она и называлась, и под этим
названием в школе проходилась) высохла, пожелтела и превратилась в архивный документ
для историка, а славные эти имена сияют лишь под их непосредственно лирикой, и,
выходит, Бродский всех перехитрил, потому что золотого своего времени на
гражданский пафос ни секунды не истратил” (Ким Ю. Однажды Михайлов. М.: Время,
2004. С. 268).

О жизни и творчестве

  • Гладунюк, А. Ю. Русский Гулливер Игорь Жуков / Андрей Гладунюк // Ивановская газета. — 2008. — 20 авг. — С. 17.
  • Гладунюк, А. Ю. Что такое «Тюбюля беля» / Андрей Гладунюк // Ивановская газета. — 2017. — 22 авг. — С. 28.
  • Губайловский, В. А. // Книжная полка Владимира Губайловского / В. А. Губайловский. — Новый мир. — 2009. — № 7. — С. 192–199. — (дата обращения: 15.11.2019).
  • Корф, О. Б. «Чудо в воздухе кружится…» / Ольга Корф // Библиополе: журнал для муниципальных библиотек. — Москва, 2006. — № 3. — С.25–31.
  • Костаки, Е. Лучший способ выживания / Елизавета Костаки // НГ-Exlibris. — 2017. — 5 окт. — (дата обращения: 15.11.2019).
  • / Д. Л. Лакербай // Вестник Ивановского государственного университета. — Серия «Гуманитарные науки». — Выпуск № 1. — «Филология». —2008. — С. 29–43. — (дата обращения: 15.11.2019).
  • Семенова, Е. Верлибаба пошла на охоту! / Елена Семенова // НГ-Exlibris. — 2019. — 14 февр. — (дата обращения: 15.11.2019).
  • Скидан А. В. Монтаж аттракционов Игоря Жукова / Александр Скидан. — НЛО. — 2008. — № 3 (91). — С. 333–338. — (дата обращения: 15.11.2019).
  • Смульская, Л. Вперед, в Бронсонию! : / Л. Смульская // Ивановская газета. — 2005. — 8 дек. — Приложение «Культурный формат» № 23. — С. 3.
  • Смульская, Л. Любви не страшны крокодилы : / Л. Смульская // Ивановская газета. — 2005. — 22 янв. — Приложение «Культурный формат» № 2. — С. 3.
  • Шубина, Л. «Это в некотором роде волшебство…» : / Л. Шубина // Рабочий край. — 2004. — 26 мая. — С. 3.
  • Яснов, М. Д. Толстое солнце // Путешествие в ЧУдетство : книга о детях, детской поэзии и детских поэтах / Михаил Яснов. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская общественная организация «Союз писателей Санкт-Петербурга» : Фонд содействия развитию детской литературы и культуры чтения «Дом детской книги», 2014. — С. 279–281.
  • Жуков, И. А. Детство — это способ бессмертия / Игорь Жуков ; беседовала О. Молькова // Ивановская газета. — 2011. — 19 апр. — С. 24. — (дата обращения: 15.11.2019).
  • Жуков, И. А. Дядя Степа круче Гарри Поттера! / Игорь Жуков ; беседовала Т. Баланцева // Ивановская газета. — 2003. — 19 мар. — С. 14.
  • Жуков, И. А. Чему учат взрослых детские сказки / Игорь Жуков ; беседовала Ольга Молькова. — Текст : электронный // Городской информационный портал 37.Ру. — (дата обращения: 15.11.2019).
  • Жуков, И. А. Чтение — это самый простой способ приобщиться к роскоши / Игорь Жуков ; беседовала Дарья Крылова. — Текст : электронный // Папмамбук. — Дата публикации : 09.10.2012.
  • сайт Игоря Жукова. — Текст : электронный. — (дата обращения: 15.11.2019).
  • Список публикаций Игоря Жукова в «Журнальном зале». — Текст : электронный // Журнальный зал. — (дата обращения: 15.11.2019).
  • Страница Игоря Жукова на сайте Библиотеки им. Ю. Н. Синицына. — Текст : электронный // Краеведческая страничка. — (дата обращения: 15.11.2019).
  • Страница Игоря Жукова на сайте «Вавилон». — Текст : электронный // Вавилон. — (дата обращения: 15.11.2019).
  • Страница Игоря Жукова на сайте журнала «Кукумбер». — Текст : электронный // Кукумбер. — Дата публикации : 01.02.2012.
  • Страница Игоря Жукова на сайте Ивановской областной библиотеки для детей и юношества. — Текст : электронный // Читаем вместе : Игорь Жуков. — (дата обращения: 15.11.2019).
  • Страница Игоря Жукова на сайте «Новая карта русской литературы». — Текст : электронный // Новая карта русской литературы. — (дата обращения: 15.11.2019).

Сноски

1
Ди-Пи (Displaced Person (англ.)) — перемещенное лицо или лицо без гражданства.

2
Надо отметить, что желание наставить поэта “на путь истинный” не давало покоя
многим его современникам. Здесь уместно вспомнить другое стихотворение
Бродского “Народ”, написанное в 1964 году в ссылке. Стихотворение, о котором
Анна Ахматова записала в своем дневнике: “Или я ничего не понимаю, или это
гениально как стихи, а в смысле пути нравственного это то, о чем говорил
Достоевский в „Мертвом доме”: ни тени озлобления или высокомерия, бояться
которых велит Федор Михайлович…”, в тогдашнем окружении поэта было воспринято
как “стихи на случай”, “послушное стихотворение”, написанное исключительно для
того, чтобы “задобрить власти”. В шестидесятые годы насмешки и обвинения
возымели успех, и Бродский не включил “Народ” в сборники своих стихотворений;
оно до сих пор остается неопубликованным. См. об этом: Лев Лосев. О любви
Ахматовой к “Народу”. В сб.: Мир Иосифа Бродского. Путеводитель. СПб.: Звезда,
2003. С. 325–342 (комментарий. — О. Г).

3
Сравните, например: “…„яд” текста находится достаточно близко, чтобы все в
деталях видеть, но недостаточно близко, чтобы что-нибудь услышать. ‹…›
Теоретически можно было бы предположить, что дело идет о теле- или
кинорепортаже. ‹…› Однако это предположение отвергается все тем же ветер сюда
не доносит мне звуков: едва ли разумно было бы заключить, что автор сидит
далеко от телевизора” (указанное издание, с. 66, 75); “Наконец, в IV строфе
появляется и образ самой истории, однако парадоксальным образом речь идет здесь
не о прошлом, но о будущем” (с

72); “Следует обратить внимание на очередное
несоответствие: живое описывается как неподвижное и холодное (замершие
ассоциируются с застывшими), в то время как мертвый Жуков активен (его не увозят,
он уезжает сам), подвижен и пламенен”; “„На смерть Жукова” преподносит нам
очередную неожиданность: речь идет о пролитой крови исключительно своих солдат,
гибель которых резко контрастирует с глухой и штатской кончиной отправившего их
на убой” (с. 74) (подчеркивание

— О. Г.).

4
Сравните, например: “Он (текст стихотворения. — О. Г.) весь пронизан
несоразмерностями и несуразностями” (с. 67); “Бродский, проявлявший вообще
исключительную чуткость к структуре стиха (что не мешало ему, однако, ошибаться
даже в названии размеров)…” (с. 69); “кажется, что поэт ставит в строку
первое ему попавшееся слово, вообще не заботясь о стилистическом регистре”;
“Во-первых, для Бродского важен диапазон стилей; во-вторых, сам стилистический
беспорядок (равно как и беспорядок жизненный, ср. хотя бы: Помнишь свалку
вещей… — именно свалка достойна памяти, в отличие от великих дел и слов,
которые поглотит алчная Лета)” (с. 72–73), и т. д.

5
В статье “Певец империи и провинции” (“Кулиса”, № 10 от 15 июня 2001 г.) В. Шохина
пишет о значении слова “прахоря” в контексте стихотворения: “Неожиданное словцо
„прахоря” („сапоги” — на лагерном жаргоне) как бы высвечивает эту тему светом
ГУЛАГа”.

Жуков – великий мародер?

Фигура маршала Жукова неоднозначна и в рамках этого анализа у нас нет цели дать оценку жизненного пути полководца. С одной стороны, он внес большой вклад в победу над фашизмом, с другой не остался в истории только светлым пятном, так как шел к победе по костям миллионов русских солдат.

Жуков летел к цели победы не разбирая пути, оставляя за собой горы трупов, при этом своих солдат он клал в землю больше, предпочитая идти по костям, чтобы не поскользнуться.

Кроме этого, Жуков любил красивые вещи и много позже после войны из его дома вывозили-выносили сотни и сотни «трофеев», включая шубы, меха, золотые украшения и даже стиральную машину, что в то время было диковинкой. Такая страсть к вещам противника называется мародерство, поэтому Жуков с одной стороны достоин уважения, как ступенька к победе над Гитлером, с другой стороны и грехов за маршалом было очень много, выше крыши, как сейчас говорят.

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: И. Бродский, Г. Державин,
поэтика, анализ текста, стихи на смерть

Keywords: I. Brodsky, G. Derzhavin, poetcs, analysis of text, verses
on the death

Аннотация: В докладе рассматриваются
связи стихотворения И. Бродского «На
смерть Жукова» с принципами поэтики Г.
Державина. Анализируются различные
уровни поэтического текста: лексический,
образный, композиционный.

The article deals with the relations of I. Brodsky’s poem “Na
smert’ Zhukova” and the principles of Derzhavin’s poetry.
Different levels of poetic text are analyzed, such as the lexical,
the figurative and the compositional.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: