«змей», анализ баллады гумилёва

Николай гумилев – змей

Образы и символы

Система образов в данном стихотворении представлена достаточно широко. Мы может с уверенностью утверждать, что лирический герой – молодая деревенская девушка, которая вынуждена просить помощи у различных живых существ в поиске подарка от любимого – золотого кольца с цейлонским рубином. Также стоит о лирической героини – тритонов, под которыми подразумеваются все подводные жители, и ундины – собирательный образ волшебниц подводного мира, которые и смогут помочь ей найти кольцо, упавшее в колодец.

Автор мастерски создает диалог, из которого становится понятно, что в стихотворении есть внесценические персонажи, например, жених лирической героини, кровью которого она так легко готова пожертвовать ради кольца.

Николай Гумилев — Над пучиной в полуденный час ( Воспоминание )

Vospominaniye

Nad puchinoy v poludenny chas Plyashut iskry, i solntse luchitsya, I rydayet molchaniyem glaz Daleko zaletevshaya ptitsa.

Zamanila zelenaya set I okutala vzory tumanom, Yey ostalos letet i letet Do kontsa nad nemym okeanom.

Prikhotlivye vikhri vlekut, Bespolezny molby i usilya, I na zemlyu yee ne vernut Utomlennye belye krylya.

I kogda ya uvidel tvoy vzor, Gde pechalnye skrylis zarnitsy, Ya zametil v nem tot zhe ukor, Tot zhe uzhas izmuchennoy ptitsy.

Djcgjvbyfybt

Yfl gexbyjq d gjkeltyysq xfc Gkzien bcrhs, b cjkywt kexbncz, B hslftn vjkxfybtv ukfp Lfktrj pfktntdifz gnbwf/

Pfvfybkf ptktyfz ctnm B jrenfkf dpjhs nevfyjv, Tq jcnfkjcm ktntnm b ktntnm Lj rjywf yfl ytvsv jrtfyjv/

Ghb[jnkbdst db[hb dktren, ,tcgjktpys vjkm,s b ecbkmz, B yf ptvk/ tt yt dthyen Enjvktyyst ,tkst rhskmz/

B rjulf z edbltk ndjq dpjh, Ult gtxfkmyst crhskbcm pfhybws, Z pfvtnbk d ytv njn ;t erjh, Njn ;t e;fc bpvextyyjq gnbws/

Темы и настроение

Основная тема стихотворения – любовь. Первая сцена лирического стихотворения разворачивается у колодца, где стоит главная героиня. В итоге читатель приходит к весьма неожиданному выводу: мерилом счастья для девушки оказывается не любовь, символом которой является перстень, а именно это кольцо. Этому удивляются и собеседники девушки, ведь совершенно непонятно, как может юная дева жертвовать жизнью жениха ради обычного подарка.

Мотив неблагородного поступка лежит на поверхности, автор усиливает и без того неприятное чувство разговором подземных существ. Они будто бы пытаются оправдать девушку, полагая, что за кольцо она держится не из-за банальной красоты золота и камней, а из-за его волшебной силы. Но лирическая героиня сразу же опровергает этот домысел, прямо говорит о том, что она и представить не могла, что может так полюбить эту изящную драгоценность.

Столь же очевиден фольклорный мотив. Николай Гумилев был уверен, что для того, чтобы писать о народе, нужно увидеть много характеров простых людей

Поэтому для него и было столь важно понимать культуру не только большого города, но и маленькой деревни с ее уникальными традициями. Ее он и отразил, ведь основа сюжета представляет собой народное предание о перстне и последствиях его утраты

Так же характерны герои стихотворения: говорящие тритоны и ундины тоже являются частью фольклора.

Анализ стихотворения «Змей» Гумилева

В разгар Первой Мировой войны Николай Степанович Гумилев создает сказание «Змей». Созданное в кризис акмеизма, это стихотворение тяготеет к устному народному творчеству.

Стихотворение написано в 1915 году. Его автору 29 лет, он вернулся с фронта Первой Мировой войны с первой наградой, провел с семьей краткую передышку перед повторной отправкой на позиции. Именно в этот момент, зимой, он пишет экзотического «Змея».

По жанру — баллада, по размеру — трехстопный анапест с перекрестной рифмой (только одна — закрытая: горел-летел), 9 строф. По композиции — экскурс в историю, переходящий в монолог крылатого змея. Заслышав его, появляется богатырь Вольга с луком в руках.

Произведение начинается со вздоха сожаления: ах. Поэт переносит читателя во времена язычества, где было не счесть всяких диковин. Древний змей, помнивший еще Золотую Орду, обитавший в Китае, перебрался в «лесную Русь». Национальный колорит передан с помощью сказочной тавтологии: дива дивные, чуда чудные. Поэт рисует его нахальство и ощущение полной безнаказанности: сверкал, слепил медный панцирь; летел серебряным звоном клекот. Между прочим, луна, кажется, тоже на стороне злодея, недаром же она «хищная».

Мотив слабости змея к женской красоте, похищения девушек распространен в мировом фольклоре. В русских источниках встречается и Змей Горыныч, и огненный змей, оборачивающийся мужем или женихом. Известно, что святой Георгий Победоносец одолел похожего змея, позарившегося на царскую дочь, в Бейруте. Змей настолько собою гордится, что искренне недоумевает: спать на дне почему им дороже? Он удивлен, что девушки предпочитают умереть, чем жить с ним в его дворце в Лагоре (Лахор — город в нынешнем Пакистане). Морские животные кажутся ему «чудовищами», тогда как настоящее чудовище — он сам и есть. Змей засматривается на смеющуюся молодежь на лугу.

Былинный Вольга известен своим походом на Индийское царство, которое он успешно завоевал. Поэтому появление его в последней строфе — недвусмысленный намек, что бесчинствам змея из Индии скоро придет конец. Тем более, богатырь, завидев чудовище, сразу взялся за сооружение лука и тетивы для него. Не сулит добра зверю и хмурый взгляд Вольги. Фольклорные эпитеты: былые года, змей крылатый, походка статная. Сравнение: красавиц таких, лебедей.

В своем творчестве Н. Гумилев неоднократно обращался к мировому фольклору. Баллада «Змей» — эксперимент поэта с формой и содержанием, зарисовка из древних времен.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Анализ стиха Одиночество Лермонтова

Всем известно, что, безусловно, из детства начинает формироваться личность человека, закладывается, его характер и формируются все болезни и страхи. Так и Лермонтов с детства оставшийся без матери воспитывавшейся бабушкой. Этот всеми известный и любимый поэт вырос в окружении высшего общества, воспитывался в строгости французом и немкой. Ему нахватало материнского тепла и ласки. Русскому приходилось учится самостоятельно и он научится.

Ранние годы Лермонтова.

Он совершенно чувствовал себя одиноким, не кому не нужным ни в семье, ни в окружение с которым вынужден общаться. Ему казалась, что на свете нет человека, который смог бы его понять. Это чувство он выплескивает в своем раннем творчестве и это, безусловно, видно в его стихотворении «Одиночество».

Описание стихотворения «Одиночество».

Лермонтов написал его в 1830 году, в возрасте 16 лет. В те годы он уже был знаком с произведениями Байрона и понимал, что мотивы написания у них близки. В этом произведении Михаил описывает свою жизнь. Уже с первых строк понятно его состояние души. Он не имеет друзей, а лживые родственники готовы делить с ним только радость. Произведение написано четырехстопным ямбом с пересечением женской и мужской рифмы. В стихотворении его герой стремится в гроб, он не хочет оставаться на земле. Он пишет выразительными эпитетами, хоть их и немного, но они наделены неописуемой художественной силой.

Выводы: в стихотворных строках описывается герой, который не нужен миру. Так и поэт считает себя лишним в этом мире. Все свое внутреннее переживание он передает не только в юном возрасте в своих произведениях, но и в более осознанном возрасте.

По плану кратко

Анализ 2

Многие люди пренебрегают словом и ценностью слова, они более ценят дела, поведение. Тем не менее, трудно спорить со значимостью слова в этом мире, с высокой ценностью нужных слов. Особенно, если мы говорим об определенным образом записанных словах, которые могут формировать какую-то концепцию, учение, либо о словах, сказанных в нужной ситуации.

Тем более, для поэта слово является профессиональным инструментом, который определяет специфику работы. Конечно, поэт также обращается с мыслью и интуициями, но итогом становится слово, выражаемое в какой-либо форме, какой бы не была предшествующая работа, поэт пишет стихи. Подобные мысли и вообще значение слова Гумилев описывает в стихотворении Слово, которое было создано в 1921 году.

Сначала Гумилев рассматривает времена расцвета слова, когда оно обладало не просто магической, но фундаментальной властью над миром. Оно могло повелевать природой, могло давать возможность управлять мирами и целыми странами. Таким образом, грамотное владение словом позволяло получить власть и могущество, но и существенную ответственность.

Гумилев рассматривает использование чисел как альтернативы: «оттенки смысла умное число передает». Речь идет о возможности выражать некоторые простые чувства и мысли с использованием чисел. Такое отношение как бы подчеркивает священность слова, даже у седого патриарха, который «тростью на песке чертил число», когда нужно было выражать нечто простое.

Как известно из Писания, Господь, по сути, и является словом, но, как говорит Гумилев, люди об этом просто забыли и как бы опошлили слова. Теперь они теряют собственную цену и люди пользуются словом бездумно, хотя подобное отношение не является разумным. Автор Слова немного возмущается по этому поводу и видит собственную задачу (то есть задачу поэта) в том чтобы возрождать величие слова и делать его снова могущественным.

Сделаем слово снова великим – такова «политическая» программа Гумилева. Тем не менее, есть ли перспективы у этой программы – большой вопрос. Ведь завершается стихотворении на печальном «дурно пахнут мертвые слова», то есть слова, утратившие собственный истинный смысл и силу.

По сути, люди отошли от Господа. Они забыли Его, забыли Слово и в этом вина только людского пренебрежения и безответственности. Поэтому они обречены прозябать в собственном зловонии, и может ли поэт сделать нечто ценное из этих обесцененных слов?

Анализ стихотворения Слово по плану

Влюбленный в Африку

Н. С. Гумилев с Н. Сверчковым в Африке. 1913 г.

Был заядлым путешественником: несколько раз отправлялся в научно-исследовательские экспедиции на африканский континент. По-детски жадная страсть к путешествиям, вероятно, передалась ему от отца — корабельного врача Степана Яковлевича Гумилева (кстати, побывавшего во время одного из морских походов в Африке) и многочисленных моряков — предков по материнской линии. 

В некоторых его стихотворениях плотность экзотики просто зашкаливает:

Абиссинец поет, и рыдает багана,Воскрешая минувшее, полное чар;Было время, когда перед озером ТанаКоролевской столицей взносился Гондар.

Ахматова вспоминала, как Гумилев признавался ей, что ищет в своих африканских странствиях «золотую дверь». 

Николай Гумилев записывает галласские песни со слов галласа-певца. Фото: из коллекции Кунсткамеры

Из своих экспедиций Гумилев привез множество интересных редких экспонатов, переданных впоследствии в Кунсткамеру.

Средства выразительности

Неоромантическая сказка «Заблудившийся трамвай» Гумилева является одним из наиболее выдающихся образцов русской поэзии Серебряного века. Оно сочетает совершенные поэтические формы, многоплановость смыслов, искренность автора. Интерпретировать произведение непросто, поскольку многое сказано образами:

  1. Трамвай, в котором едет лирический герой через леса и дождь — пришелец из иного мира. Его появление в произведении «Заблудившийся трамвай» Гумилева средства выразительности сопровождают постоянно. Например, вороний грай (как знак смерти), раскаты грома вдали (идет война), звоны средневековой лютни (знак миссии автора). Транспорт героя заблудился в бездне времен. Его символика — корабль-призрак, который вдруг уносить героя в загробный мир.
  2. Некоторые критики видят в путешествии трамвая жизнь, которая проносится перед глазами умирающего героя. Он хочет остановить транспорт и сойти, однако сделать это не в силах. Каждый образ затрагивает определенный этап жизни поэта. Нева — Петербург 1920 года, Нил — африканская авантюра 1913-го, Сена — столица Франции в 1907-м. Дом 3 окна — бывшая супруга Ахматова, которую в стихотворении поэт величает Машенькой. Подобный метод оценки весьма уязвим. Никто до конца не раскрыл основной замысел поэта, ведь он бывал в Петербурге и в 1917.
  3. Загадка произведения в том, что его можно толковать по-иному. Существует мнение, что герой переживает не обратный отчет времени, а творческие муки. Он старается найти переход от искусства акмеизма к символизму. Тогда фразу «Индия духа» можно трактовать как символистский этап творчества поэта. В лавке зеленщика в городке он находит кочаны капусты, которые соизмеряет с человеческими головами (такая же в них пустота). Образы пальм намекают на возвращение к акмеизму.
  4. Многие исследователи полагают, что не стоит искать в незнакомых образах, которые описывает поэт, конкретно известных и реальных персонажей. Остается загадкой, знал ли Гумилев старика из Бейрута, однако его образ гармонично вписался в контекст произведения (смерть смешивается с жизнью). Прототипом Машеньки считают не только Анну Ахматову, но и умершую в молодости кузину Гумилева — Марию Кузьмину-Караваеву и даже Машу Миронову из художественного произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
  5. Антитезой Машеньке является императрица, в которой отражено противостояние официального и личного. Образ Машеньки из «Капитанской дочки» кажется более правильной трактовкой еще и потому, что с ним перекликаются образы дощатого домика и императрицы. Стихотворение можно назвать пророческим. Лирический герой (Гринев наоборот) идет к императрице, и, обвиненный в заговоре, погибает.

Интерпретация стихотворения Н. Гумилева «Память»

Стихотворение «Память» представляет собой философское исследование духовного изменения лирического героя, который во многом напоминает самого автора. В тексте есть множество доказательств этого сходства: сквозные образы (дерево, рыжая собака), связанные с воспоминаниями детства поэта, упоминание о наградах, полученных на войне.

Монологу-воспоминанию предшествует аллегория:Только змеи сбрасывают кожи,Чтоб душа старела и росла.Мы, увы, со змеями не схожи,Мы меняем души, не тела.

На первый взгляд, Гумилев рассуждает нелогично, ведь, старея, человек изменяется внешне – душа же его остается прежней. Однако поэт доказывает правильность своего утверждения всем последующим текстом. Действительно, внешнее изменение незначительно, оно не сопряжено с развитием личности. Духовное преобразование, напротив, представляется Гумилеву важным и сложным движением.

Ретроспективный план знакомит нас с первой душой лирического героя. Самая яркая черта «колдовского ребенка» – одиночество, оторванность от мира, замкнутость.

Совсем не нравится Гумилеву второй образ из прошлого – тот, кто «хотел быть богом и царем». Этот человек лишь возомнил себя мастером, повесил «вывеску поэта». Автор (он же «голос» произведения) беспощадно критикует этот этап развития души, считая ценности второй личности ложными, искусственными. Известно, как строго и требовательно относился Николай Гумилев к собственному творчеству. Например, свой второй сборник стихов он назвал первым, потому что самую раннюю книгу расценивал как незрелую, неудавшуюся. Часто поэт переделывал прежние стихи, оттачивая форму и содержание.

Третий образ вызывает у автора искреннюю симпатию. Это «мореплаватель и стрелок», «избранник свободы», мечтатель. Свою поэзию Гумилев именовал Музой Дальних Странствий, а себя – ее поклонником. Вот почему лирический субъект этой части стихотворения так близок автору.

Однако внутренние метаморфозы не прекращаются, развитие личности вступает в следующую фазу, и на смену «любимцу» приходит «упрямый и угрюмый» пилигрим, который «веселой свободе» предпочел бой. Автобиографичность образа не вызывает сомнений: африканские странствия Гумилева остались в прошлом, закончились романтические и экзотические путешествия; поэт добровольцем пошел на войну, хотя врачи запретили ему служить в армии. Значит, такова была внутренняя потребность «четвертой души»; впечатления странствий сменились впечатлениями войны, и это необходимо было для духовного взросления.

Эта душа является последней, но мысли о перемене и преображении получают новое развитие в финальной части стихотворения. Здесь появляются аллегорические образы из Откровения Иоанна Богослова.

Орел и лев символизируют воскрешение. Лирический герой движется по следам льва, а тот идет за путником, скрывающим лицо (Христом, как полагают некоторые литературоведы). Он, как и сам поэт, верует в возможность создания Нового Иерусалима в многострадальном отечестве – «на полях родной страны», надеется на праведный путь России и всего человечества.

Именно поэтому пафос стихотворения лишен пессимистических нот, хотя настроение гумилевского произведения все же нельзя назвать мажорным. Это сложное философское исследование, в котором каждое поколение читателей будет открывать новые смыслы.

Стихотворение Николая Гумилева «Память» анализировал Федор Корнейчук.

Рецензии на другие поэтические произведения можно посмотреть ТУТ

Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Она»

Отношения Николая Гумилева и Анны Ахматовой складывались весьма непросто. Познакомившись в ранней юности, будущие супруги очень долго оставались просто друзьями. Когда же Гумилев сделал своей избраннице предложение, то получил мягкий, но решительный отказ. В этом не было ничего удивительного, так как Ахматова мечтала о принце, которого нарисовала в собственном воображении. Николай Гумилев совершенно не подходил к этому выдуманному образу, поэтому несколько лет безуспешно добивался благосклонности возлюбленной. Лишь серия попыток самоубийства заставила Ахматову пересмотреть свое решение и дать согласие на брак, который состоялся в 1910 году.

С самого начала семейная жизнь двух поэтов протекала сложно и шероховато. Они не хотели уступать друг другу даже в мелочах, постоянно ссорились и выдвигали взаимные обвинения. Но при этом все же были по-настоящему счастливы, как могут быть счастливы лишь влюбленные. Это чувство Николай Гумилев очень бережно хранил в своем сердце и постоянно подпитывал при помощи наблюдений за супругой, которую не считал красавицей. Более того, поэт был убежден, что в жены ему досталась настоящая ведьма, и теперь он находится в полной ее власти. Тем не менее, такое открытие не помешало Гумилеву в 1912 году написать стихотворение «Она», наполненное нежностью и душевной теплотой. Посвятил он его любимой супруге, с которой из-за очередного путешествия находился в разлуке. Ахматова получила стихи в письме, и уже в преклонном возрасте призналась, что они тронули ее до глубины души. Но в тот момент, когда Гумилев ждал от нее хоть какого-то проявления чувств, поэтесса никак не отреагировала на послание.

Напускная холодность во взаимоотношениях с супругом была частью игры. Правила которой знала лишь Ахматова. Поэтому поэт в первых же строчках своего стихотворения признается, что в глазах его супруги постоянно живет «усталость горькая от слов». Он видит, что его чувства по-прежнему остаются без ответа, хотя и рассчитывает на взаимность. Гумилев даже не догадывается о том, насколько он горячо любим. Но открыто демонстрировать чувства Ахматова считает ниже своего достоинства. Именно по этой причине автору кажется, что «ее душа открыта жадно лишь медной музыке стиха». При этом избранница поэта остается «высокомерна и глуха» ко всему, что ее окружает, не замечая даже того, что в ней нуждаются самые близкие и дорогие люди.

Но Гумилеву пока еще вполне достаточно того, что он может называть эту загадочную и своевольную женщину своей супругой. «В ней все счастие мое», — отмечает поэт, восторгаясь тем, что Ахматова «живет в таинственном мерцаньи», создав свой собственный мир, в который время от времени впускает лишь избранных. Гумилев также относится к их числу, но приходит к любимой лишь для того, чтобы «учиться мудрой сладкой боли в ее истоме и бреду». Жизнерадостный и романтичный, он представляет резкий контраст по сравнению с бледной, безучастной ко всему и исполнено внутреннего благородства Ахматовой. Однако поэт знает, что в душе она чиста и безмятежна, а ее сны четкие, словно «тени на райском огненном песке».

О том, что игра в любовь и безразличие затянулась, Анна Ахматова поймет слишком поздно, когда Гумилеву изрядно надоесть общество вечно хмурой, сдержанной и равнодушной ко всему супруги. Ему будет очень тяжело смириться с тем, что супруга делает успехи на литературном поприще, которое он сам избрал для реализации личных амбиций. Ахматова же не готова смириться с общепринятой ролью жены и матери, которая должна беспокоиться лишь о домашнем уюте и вкусном обеде. В итоге Гумилев все чаще и чаще отдает предпочтение путешествиям, а не семье, и даже уходит добровольцем на фронт после начала Первой мировой войны. Его чувства к Анне Ахматовой постепенно угасают, хотя поэт и признается, что эта женщина оставила в его душе неизгладимый след.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Муза»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Разуверение»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Родина»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Лагерь»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Чудный град порой сольется. »

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живет в таинственном мерцаньи

Ее расширенных зрачков.

Тема, основная мысль и композиция

Поскольку баллада – лиро-эпический жанр, в ней есть сюжет. Первая строфа – это зачин, присказка. Следующие три строфы рассказывают о том, как Змей похищал девушек. Ещё четыре строфы – рассуждения Змея о предмете его страсти – русских девушках. В последней строфе появляется герой, который готов сразиться со Змеем. Гумилёв не показывает не только исход битвы, но и саму битву, лишь подготовку к ней. Читатель понимает, что Змей будет побеждён (так говорят сказки). Но главный герой баллады – не богатырь, а Змей, что отражено и в названии. И настоящий соперник Змея – не Вольга, а пастушок, к которому сходятся девушки.

Тема баллады – Змей как воплощение зла, порабощающего свободного человека.

Основную мысль можно выразить поговоркой: «Насильно мил не будешь». Если не получается противостоять злу силой, как Вольга, то ведь всегда можно найти другой способ, избежать зла даже ценою смерти.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из пяти строф. Имя возлюбленной не вынесено в заголовок. Местоимение «она» позволяет проследить женское начало в союзе с лирическим героем, который называется местоимением «я». Стихотворение написано от первого лица. Она – это инь, необходимая часть целого – союза двух сердец. Имена героев в стихотворении неуместны. Поэтому ошибочным будет анализ стихотворения только как отражения отношений Гумилёва и Ахматовой.

В первых трёх строфах раскрываются черты характера и общий облик героини. Четвёртая и пятая строфы говорят о сложности и противоречивости её характера. Лирический герой превозносит её, для него она почти богиня.

Тема стихотворения – восхищение женщиной, возлюбленной лирического героя. Основная мысль: только любовь делает человека счастливым. Состояние счастья даёт возможность рассмотреть лучшие черты возлюбленной.

«Память» Н.Гумилев

«Память» Николай Гумилев

Только змеи сбрасывают кожи, Чтоб душа старела и росла. Мы, увы, со змеями не схожи, Мы меняем души, не тела.

Память, ты рукою великанши Жизнь ведешь, как под уздцы коня, Ты расскажешь мне о тех, что раньше В этом теле жили до меня.

Самый первый: некрасив и тонок, Полюбивший только сумрак рощ, Лист опавший, колдовской ребенок, Словом останавливавший дождь.

Дерево да рыжая собака — Вот кого он взял себе в друзья, Память, память, ты не сыщешь знака, Не уверишь мир, что то был я.

И второй… Любил он ветер с юга, В каждом шуме слышал звоны лир, Говорил, что жизнь — его подруга, Коврик под его ногами — мир.

Он совсем не нравится мне, это Он хотел стать богом и царем, Он повесил вывеску поэта Над дверьми в мой молчаливый дом.

Я люблю избранника свободы, Мореплавателя и стрелка, Ах, ему так звонко пели воды И завидовали облака.

Высока была его палатка, Мулы были резвы и сильны, Как вино, впивал он воздух сладкий Белому неведомой страны.

Память, ты слабее год от году, Тот ли это или кто другой Променял веселую свободу На священный долгожданный бой.

Знал он муки голода и жажды, Сон тревожный, бесконечный путь, Но святой Георгий тронул дважды Пулею не тронутую грудь.

Я — угрюмый и упрямый зодчий Храма, восстающего во мгле, Я возревновал о славе Отчей, Как на небесах, и на земле.

Сердце будет пламенем палимо Вплоть до дня, когда взойдут, ясны, Стены Нового Иерусалима На полях моей родной страны.

И тогда повеет ветер странный — И прольется с неба страшный свет, Это Млечный Путь расцвел нежданно Садом ослепительных планет.

Предо мной предстанет, мне неведом, Путник, скрыв лицо; но все пойму, Видя льва, стремящегося следом, И орла, летящего к нему.

Крикну я… но разве кто поможет, Чтоб моя душа не умерла? Только змеи сбрасывают кожи, Мы меняем души, не тела.

Анализ стихотворения Гумилева «Память»

Как и многие поэты, Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. В своих стихах он не только сумел предсказать собственную смерть, но даже указал, что будет расстрелян. Произведения, ставши впоследствии откровениями, характерны для последнего этапа творчества этого поэта. Среди них – стихотворение «Память», написанное в 1921 году, за несколько месяцев до ареста и расстрела.

Анализируя свою недолгую, но полную событий жизнь, автор отмечает, что ему бы хотелось быть похожим на змею, которая время от времени сбрасывает кожу, чтобы обновить свое тело. Однако человеку этого не дано, и поэт с сожалением констатирует: «Мы меняет души, не тела». По мнению Гумилева, в его бренной оболочке за годы жизни побывало несколько различных людей. Первым из них был угрюмый и некрасивый ребенок, который любил лишь «сумрак рощ», а его лучшими друзьями были «дерево да рыжая собака». Сейчас поэту с трудом верится в то, что когда-то в детстве он мечтал об уединении и умел останавливать дождь лишь силой собственной мысли. Этому странному ребенку уступил место бесшабашный искатель приключений, обожающий путешествия и словно бы бросающий каждый день вызов собственной судьбе. «Любил он ветер с юга, в каждом шуме слышал звоны лир», — так характеризует себя молодого поэт. Однако при этом Гумилев признается, что таким он себе совершенно не нравится, и для этого есть очень веские основания. Бросая вызов всему миру, молодой поэт «хотел стать богом и царем». Он завидовал Всевышнему, так как не обладал его силой, властью и талантами. При этом обратной стороной характера автора по-прежнему оставались стремление к одиночеству и желание постичь то, чего не дано знать простым смертным.

«Я – угрюмый и упрямый зодчий», — отмечает поэт, признаваясь, что слишком поздно в его телесной оболочке нашел пристанище тот, кем он является на самом деле. Предчувствуя свою скорую гибель, поэт не лукавит пред собой, честно признаваясь, что он – самый обычный человек, которому страшно и горько видеть все то, что происходит с его родиной. Он верить, что когда-нибудь поднимутся «стены Нового Иерусалима на полях моей родной страны», Гумилев имеет ввиду возрождение духовности, которая была утрачена еще задолго до революции. Люди перестали бояться того, что во все века называлось Божьим судом, и который на пороге смерти так страшит поэта. Он чувствует, что его дни сочтены, и времени на покаяние осталось слишком мало. Однако не знает, как это делается, и не верит в то, что может быть спасен. «Но разве кто поможет, чтоб душа моя не умерла?», — вопрошает поэт и не находит ответа на этот простой вопрос из-за собственного неверия.

Тропы и образы

Первая строфа (зачин) выдержана в фольклорном стиле. Лирический герой сразу выражает своё отношение к событиям старины, близкое к восхищению (междометие ах). Словосочетание «колдовала земля с небесами» настраивает на сказку. Повтор дива дивные и чуда чудные четырёхкратно призывает читателя стать наблюдателем необычных, фантастических событий.

Устаревшие слова зрелись и деялись тоже призваны ввести читателя в древнюю лесную Русь.

В балладе Гумилёв создаёт удивительную картину жизни сказочной Руси, которую он называет лесной (эпитет). Девушки там ходят статной походкой (эпитет), подобны лебедям, с молочной белизной (метафора). Майская ночь – время, когда девушки выходят видеть луну (не смотреть на луну!). Днём их собирают толпами пастушки с дудками.

В небе над Русью летает, издавая серебряный звон, мерный клекот, Змей. В этих звуках есть что-то механическое, да и медный панцирь, который сверкает, слепит и горит (метафора) напоминает какую-то бронированную машину. Гумилёв как будто описывает самолёт, новшество начала 20 в.

На дне Каспийского моря водятся морские чудища, а в Беловежской пуще – вымершие в средние века туры.

Главный герой баллады – Змей. Считается, что в былинах в этом образе отражается память о татаро-монгольском нашествии. Действительно, территории, над которыми пролетает змей (китайская равнина, Лагор) в определённые времена были захвачены Золотой Ордой, которую Змей забывает ради девушек.

Лагор – город в Индии, которая в средневековье ассоциировалась со страной чудес. Так почему же там не быть пышному дворцу Змея с торжественным княжеским ложем (эпитеты)? Змей искренне не понимает, почему девушки не выбирают богатство, да ещё и его могучие объятья (эпитет).

Змей в фольклоре (сказках и былинах) всегда сильный, насмешливый, рассуждающий разумно и категорично. Он имеет крылья и часто несколько голов (но не всегда). Как и все сказочные животные, Змей антропоморфен, он нередко родниться с человеком, вступая в связь с женщинами. Гумилёв выбирает тот миф, где Змей не ест девушек, а именно стремится к браку с ними. Гумилёвский Змей тоже крылат, бесстрашен и хитёр, но он – не абсолютное зло, как былинный или сказочный. Ему не чуждо прекрасное, он любуется не только красотой русских девушек, подобных которым нет «ни в заморской стране, ни в восточной» (гипербола), но и завидует участи пастуха. Змей хотел бы не просто украсть девушку, но и сделать её довольной, как парень с дудкой.

Возникает даже сочувствие к Змею, которому некому пожаловаться на свою беду, так что он громко стенает, не страшась боя с Вольгой. Но не следует забывать, что и у Гумилёва Змей – это зло, насилие.

Девушки недаром сравниваются Гумилёвым с лебедями. Они всё время ходят гурьбой, так что даже майской полночью вереница глядящих на луну девушек подобна стае лебедей. Змей выхватывает одну, как хищная птица, и взмывает вверх. Такая обезличенность девушек ещё раз подтверждает мысль Гумилёва об исключительности русских девушек. Все они ведут себя совершенно одинаково, хотя, наверное, Змей охотится в разных местах, девушки незнакомы. Каждая из них предпочитает смерть неволе. С точки зрения Змея, девушки выбирают «спать на дне, средь чудовищ морских». Но этот прекрасный метафорический образ показывает, что Змей не вникает в психологию девушек, то есть ведёт себя не как человек, пренебрегая человеческими потребностями.

С его точки зрения, добровольная смерть девушек свидетельствует об их безумии.

Таким же безумным для Змея становится поступок Вольги. Во многих былинах этот богатырь – волхв, ведающий секретами обращения в животных, рождённый от Змея и женщины. Он идёт походом на восток, завоёвывает Индийское царство и женится на дочери царя. Змея былинный Вольга не убивает, но сражается с символическим Змеем – татаро-монголами.

Вольга  из произведения Гумилёва недоволен, поглядывает хмуро (наречный эпитет). То ли он возмущён тем, что Змей нарушил покой его родины, то ли не очень-то ему хочется вступать в бой, но положение богатыря обязывает. В этом образе, на котором обрывается, не развивается дальше сюжет баллады, многие исследователи усматривают параллель с современностью, когда защитники родины в 1918 г. готовы были сражаться, исполнять свой долг, даже «тетиву на рога тура натягивали», но врага, символ зла, простым оружием не одолеешь.

Сюжетная линия

Покровительственно обращаясь к некоему мальчику, поэт просит его, веселого и светлого юношу, не брать в руки скрипку и не начинать игру:

Скрипка во все времена была олицетворением чистых, божественных звуков и нигде, ни в какой культуре не ассоциировалась с темными силами или с чем-то негативным. Поэтому, конечно же, под скрипкой Гумилев подразумевает нечто иное, на первый взгляд чистое и светлое, но в конечном итоге заставляющее страдать юного героя. Автор пытается уберечь его от этого пути: «не проси об этом счастье, отравляющем миры».

Достаточно знать биографию автора и его жизненные обстоятельства на момент написания стихотворения, чтобы понять, что речь идет о любви – чувстве, окрыляющем и дающим силы и способном в любое мгновение бросить в бездну ужаса, обдать «тоскливым смертным холодом».

Во время создания произведения Николай Гумилев жил в Париже и был безнадежно влюблен в Анну Ахматову, тогда еще Горенко. Осознавая всю безнадежность ситуации и отсутствие взаимности со стороны любимой женщины, он несколько раз находился на грани самоубийства. Скрипка в его стихотворении – это божественное чувство любви к женщине, которое сначала окрыляет и возносит до небес, а потом злобно насмехается, не давая вздохнуть:

Волшебная скрипка – это неразделенная любовь молодого мальчика, которому не суждено удержать объект своей любви, но тем прекрасней ее звуки, тем она желанней, тем большую власть она имеет над своим почитателем. Это чувство настолько могущественно и созидательно, насколько и разрушительно. Предупреждая об опасности, автор одновременно понимает тщетность своих слов и восхищается жертвенным стремлением молодого мальчика удержать то, что ему неподвластно:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: