На взятие измаила (na vzjatie izmaila) by гавриил державин (gavriil derzhavin): difficulty assessment for russian learners

Гавриил державин — на взятие измаила

НА ВЗЯТИЕ ИЗМАИЛА

Из трехсот жерл огнем дышали. — Тремястами путчами Измаильская крепость была обороняема.

Нет! свыше пастырь вдохновенный // Пред ними идет со крестом.. — «СПробел» полку священник «пробел» взошел первый со крестом на стену.

Всяк Курций, Деций, Буароз. — Первый — всадник римский, бросившийся в разверстую бездну, чтоб угишить в Риме моровое поветрие; второй — полководец римский, бросившийся в первые ряды, чтоб одержать победу над неприятелем; третий — капитан французский, взлез во время бури на скалу вышиною в 80 сажен по веревочной лестнице и взял крепость. Читай о нем в «Записках» герцога Сгалли во второй книге, в 6 части.

Горой он море запрудил. — Александр Великий, отправившийся для покорения Персии, когда не мог взять на пути лежащего города Тира, то чтоб ближе подвесть стенобитные машины или тараны, запрудил он Тирский залив и взял город приступом,

Я вижу страшную годину: // Его три века держит сон. — Воспоминание несчастного для России времени, когда она около трехсот лет страдала под игом татар.

Как зверь, его Батый рвет гладный. — Царь татарский, потомок Чингисхана, который покорил Россию.

Как змей, сосет лжецарь коварный. — Ложный Димитрий, или Гришка Отрепьев, который принимал на себя имя царевича Димитрия Иоанновича,

Монархий света разрушитель // Простерся под его пятой. — Разрушили римскую монархию племена татарские и прочие северные обитатели, которые покорены напоследок россиянами. .Лишь твой орел луну затмил. — Герб российский — орел, а турецкий — лупа.

«…» Вселенной на среду ступаешь. — Под сим разумеется Византия, или Константинополь, почитавшийся древними за ценгр земной.

Под ним плызут дремучи рощи. — Под парусами многие суда или флоты.

Как. сосна, рында обожжена. — Рында, дубина или палица, орудие древних княжеских придворных, которые и сами назывались рындами.

«…» Пророки, камни, возглашают. — В Византии находятся камни с надписями древних восточных народов, которые пророчествуют о взятии северными народами Константинополя; мистики находят о том пророчество и в самом священном писании.

Темиров попирать ногою. — Темир, или Темир-Аксак, железная нога, был завоеватель большой части Европы и Азии, которого племена, будучи россиянами побеждены, защищают ныне Европу от варварских набегов.

Блюсть наших от Омаров муз. — Омар, зять Магомета, завоевавши Александрию, сжег славную библиотеку.

Афинам возвратить Афину. — То есть город Афины возвратить богине его Минерве, под которою разумеется имп«ератрица» Екатерина.

Град Константинов Константину. — Константинополь подвергнут державе великого князя Константина Пазловича, к чему покойная государыня все мысли свои устремляла…

И мир Афету водворить. — Афет, сын Ноез, которому на часть досталась Европа.

Великими людьми желанный. — Генрих IV и многие другие большие люди желали всеобщий в Европе мир утвердить; на сен системе и поныне у многих голова вертчтея.

Лак Архимед, создаст машины. — Архимед, славный греческий механик, сказал, что ежели бы нашел место, где утвердить машину, то бы он, ввернув в землю кольцо, повернул бы всю вселенную. «…»

Анализ стихотворения «На взятие Измаила» Державина

Стихотворение написано в конце 1790 года или в начале 1791-го. Посвящено событиям русско-турецкой войны, когда Суворов с армией взял неприступную турецкую крепость Измаил. Турция потерпела поражение в войне, а Россия приросла новыми землями. По жанру – патриотическая, батальная ода. Тема: гимн победе русского оружия. Эпиграф из оды Ломоносова о русском монархе (правителе), с которым народ счастлив. Автор стиха имеет в виду Екатерину Вторую. Поэт восторгается храбрыми и самоотверженными «россами». Под ногами их, пугая врагов, «дрожит земля». Но своему царю народ «послушен».

Поэт славит русских воинов как античных героев. Вспоминает римскую мифологию. Сам бог войны Марс удивлен богатырской мощью, смекалкой и самопожертвованием русского солдата. Идут на подвиг, «как жених на брак»: выражение созвучно Библии. «Вождя веленьем»: по приказу Потемкина. «Трех сот жерл»: количество турецких пушек. Впереди войска «пастырь вдохновенный»: полковый священник с крестом первым взошел на стены крепости. Ведь «с нами Бог!» Россы готовы положить «живот» (жизнь) «за честь, за веру, за царя».

У бойцов смертоносные «троегранные штыки» на ружьях. Сопротивление сломлено, город лежит во прахе. Турки понесли ужасающие потери. Поэт вспоминает, как россы сбросили татарское иго, прекратили Смуту. Все народы мира трепещут перед русскими. Они несут с собой мир, порядок, возмездие. Россы на страже Европы. Они – надежда на освобождение Константинополя (Стамбула) от турок. «Слава тех не умирает, кто за отечество умрет». Поэт уверен в славном будущем России и ее народа. Долг поэта – воспеть героев.

Среди выразительных средств стиха особенно много ярких гипербол (идут как в тучах скрыты громы, тмишь свод звездный, пенишь бездны, как львы на тигров, росс вселенной потрясет), сравнений (россы, как воды, как волны, как угль), метафоры (драконы медны, огнь в сердцах, ад скрежещет зевом, душа сияет, смертей полк, реки крови), олицетворения (смерть дает лавр, молнии крылами, война пожирала), эпитетов (волшебным жезлом, пастырь вдохновенный, огнистая заря, страшный час, великий дух), риторических восклицаний, обращений, вопросов. Есть прямая речь, перечисления, повторы, аллегории, антропонимы (герои, которые бросались в бой первыми или в одиночку: Курций, Деций, Буароз). Лексика возвышенная, местами устаревшая (усеченные прилагательные «бранна», медны», зрак, днесь, рек, огнь, пролилася, крин). Настроение стиха воинственное, ликующее, хвалебное.

Раскрытие таланта

Стоит отметить, что именно в это время, к семидесятым годам, его талант впервые раскрылся по-настоящему. «Чаталагайские оды» (1776) вызвали интерес читателей, хотя в творческом отношении это и другие произведения семидесятых были еще не вполне самостоятельны. Творчество Державина было несколько подражательным, в частности Сумарокову, Ломоносову и другим. Строгие правила стихосложения, которым, следуя классицистической традиции, подчинялись его стихи, не давали в полной мере раскрыться уникальному таланту автора.

В 1778 году в личной жизни писателя случилось радостное событие — он страстно влюбился и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, ставшей на долгие годы его стихотворной музой (под именем Пленира).

Анакреонтическая лирика

Подражая древним авторам, создавая переводы их стихотворений, Державин создал свои миниатюры, в которых чувствуется национальный русский колорит, быт, описывается русская природа. Классицизм в творчестве Державина и здесь претерпел свою трансформацию.

Перевод Анакреона для Гаврилы Романовича — это возможность уйти в царство природы, человека и быта, которым не было места в строгой классицистической поэзии. Образ этого древнего поэта, презирающего свет и любящего жизнь, очень привлекал Державина.

В 1804 году вышли отдельным изданием «Анакреонтические песни». В предисловии он разъясняет, почему решил писать «легкую поэзию»: поэт писал такие стихи в молодости, а напечатал сейчас потому, что оставил службу, стал частным человеком и теперь волен публиковать все, что хочет.

Многообразие поэтических тем

В центре поэзии Державина почти всегда находятся взаимоотношения человека и государства. Как и Ломоносов, он придерживается мнения, что человек — это в первую очередь слуга государства. Однако Державин не отрицает того, что существует и частная жизнь. Это отличие выражается также в том, что в одах Ломоносова и Державина по-разному выглядит образ автора.

Если Ломоносов писал от лица некоего абстрактного поэта, то лирический герой Державина всегда автобиографичен, его обращения в одах — это обращения от себя лично. Также император у Ломоносова — это просто некий общий символ России, а Державин всегда говорит о своем отношении к конкретному человеку (в случае императора — к Екатерине).

«Властителям и судиям»

В частности, свое отношение к власти Державин выражает в стихотворении Властителям и судиям (1780 год), где говорит о том, что неправедная власть не может считаться божественной. Он возмущается произволом правителей, говорит, что все равно над всеми царями есть высшая власть — Бог, поэтому все равно они не бесгрешны, их тоже ждет наказание. В России той эпохи это стихотворение сочли едва ли не революционным, т.к. увидели в нем критику монархии в лице императрицы Екатерины.

«Снегирь»

Не менее важно и то, что в одах Державина всегда конкретно указываются герои, время и место действия. В этом плане показательна ода Снегирь (1802 год), написанная на смерть генералиссимуса Суворова, в честь побед которого Державин научил снегиря свистеть военный марш

Эта деталь подчеркивает внимание к частной жизни. Вообще тема человека — самая важная в творчестве Державина

Он первым начинает уделять внимание мелочам — быту, поведению, привычкам людей. В его стихах можно увидеть много злободневного и сатирического, направленного на конкретных людей, а не на общество в целом.

Лучшие произведения Державина во многом предопределили путь развития русской литературы. Раньше поэты представляли себя в первую очередь теоретиками литературы, стихи писали лишь для иллюстрации своих рассуждений о правилах стихотворства. Для Державина такой вариант был невозможен, поскольку теории он не знал, а творчество рассматривал лишь как плод вдохновения, не мог писать по приказу.

«Памятник»

Свое место в поэзии он определяет, выполнив переложение на русский язык знаменитого Памятника Горация. Он создает собственное стихотворение, где делает вывод, что его главная заслуга в литературе — тот факт, что он первым из русских авторов позволил себе написать об императорской особе с достаточной иронией и объективностью, не ограничиваясь торжественными словами. В этом его заслуга — в отступлении от канонов классицизма, уже существовавших в русской литературе.

Позднее это же стихотворение переработает для себя Пушкин, который, кстати, отзывался о старике Державине не слишком лестно:

Кумир Державина на одну четверть золотой, на три четверти свинцовый.

Державин не имел понятия ни о слоге, ни о гармонии, ни даже о правилах стихотворства, вот почему он должен бесить всякое разборчивое ухо.

Вот вам и отзывы нового Державина.

Военная служба

Еще будучи учеником Казанской гимназии, поэт написал свои первые стихи. Однако доучиться в гимназии ему так и не удалось. Дело в том, что канцелярская ошибка, допущенная каким-то служащим, привела к тому, что юношу на год раньше отправили на военную службу в Петербург, в в должности обычного солдата. Лишь десять лет спустя ему удалось все-таки добиться чина офицера.

С поступлением на военную службу жизнь и творчество Державина сильно изменились. Долг службы оставлял мало времени для литературной деятельности, но, несмотря на это, в военные годы Державин сочинил довольно много шуточных стихов, а также изучал произведения различных авторов, в том числе Ломоносова, которого он особенно почитал и считал образцом для подражания. Поэзия Германии также привлекала Державина. Он отлично знал немецкий язык и занимался переводами на русский немецких поэтов и в своих собственных стихотворениях часто опирался на них.

Однако в то время Гаврила Романович еще не видел свое главное призвание в поэзии. Он стремился к карьере военного, к служению родине и улучшению материального положения семьи.

В 1773-1774 гг. Державин участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева, однако повышения и признания своих заслуг так и не добился. Получив в качестве вознаграждения всего триста душ, он был демобилизован. Некоторое время обстоятельства вынуждали его зарабатывать на жизнь не вполне честным способом — игрой в карты.

«Водопад»

В этой оде, написанной в 1791 году, главным образом становится образ потока, символизирующего бренность бытия, земной славы и человеческого величия. Прообразом водопада послужил Кивач, находящийся в Карелии. Цветовая палитра произведения богата различными оттенками и красками. Первоначально это было всего лишь описание водопада, но после смерти князя Потемкина (неожиданно умершего по дороге домой, возвращаясь с победой в русско-турецкой войне) Гаврила Романович дополнил картину смысловым содержанием, и водопад стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления о различных ценностях. Державин был лично знаком с князем Потемкиным и не мог не отозваться на его внезапную кончину.

Однако Гаврила Романович был далек от восхищения Потемкиным. В оде ему противопоставляется Румянцев — вот кто, по мнению автора, истинный герой. Румянцев был настоящим патриотом, заботящемся об общей пользе, а не личной славе и благосостоянии. Этому герою в оде образно соответствует тихий ручеек. Шумному водопаду противопоставляется невзрачная красота реки Суны с ее величественным и спокойным течением, полными ясности водами. Люди, подобные Румянцеву, спокойно, без суеты и кипения страстей проживающие свою жизнь, могут отразить всю красоту неба.

Дерзость поэтической мысли Державина

Путь Державина в литературу был трудным. Писать он начал только в конце 1770-х годов, а до этого не подозревал о своих способностях. Тогда же он познакомился со Львовым, который разглядел талант. Считается, что полноценный поэтический дебют Державина состоялся в 1779 году, когда в журнале Санкт-Петербурский вестник опубликовали стихотворения Ключ, На смерть князя Мещерского и На рождение природного отрока. Тогда же становятся видны основные черты поэзии Державина.

Во-первых, в творчестве Державина стираются границы жанров. Он нарушает теорию трех штилей, поскольку никогда о ней не знал. Поэтому и говорят о некой дерзости поэтическй мысли Державина. Пишет он исключительно так, как сам считает правильным: таким образом, в его поэзии часто смешивается высокий и низкий стиль, пафосное и комическое. Это очень сильно отличает его от прочих авторов того времени.

Поздняя лирика

К особенности творчества Державина в поздний период относится то, что в это время он практически перестает писать оды и создает в основном лирические произведения. Стихотворение «Евгению. Жизнь званская», написанное в 1807 году, описывает повседневную домашнюю жизнь старого вельможи, обитающего в роскошном сельском родовом поместье. Исследователи отмечают, что это произведение было написано в ответ на элегию Жуковского «Вечер» и являлось полемичным зарождающемуся романтизму.

К поздней лирике Державина относят и произведение «Памятник», наполненный верой в достоинство человека вопреки невзгодам, жизненным перипетиям и историческим изменениям.

Значение творчества Державина было очень велико. Начатую Гаврилой Сергеевичем трансформацию классицистических форм продолжил Пушкин, а в дальнейшем и другие русские поэты.

«Фелица»

В этой оде Державин осмелился обратиться к самой императрице и полемизировать с ней. Фелица — это Екатерина II. Гаврила Романович представляет царствующую особу как чем нарушает существовавшую в то время строгую классицистическую традицию. Поэт восхищается Екатериной II не как государственным лицом, а как мудрым человеком, знающим свой путь в жизни и следующим ему. Затем поэт описывает свою жизнь. Самоирония при описании страстей, владевших поэтом, служит, чтобы подчеркнуть достоинства Фелицы.

То есть жанр оды, полностью сосредоточенный на объекте восхваления, превращается у поэта в дружеское послание, где есть две стороны, и важна каждая из них, а не только адресат. В Екатерине II поэт ценит больше всего великодушие, простоту, снисходительность, то есть личные,

Торжественные оды

Творчество Державина кратко характеризуют наиболее известные его оды. В них часто соседствует бытовое и героическое, гражданское и личное начало. Творчество Державина, таким образом, объединяет ранее несовместимые элементы. Например, «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» уже нельзя назвать торжественной одой в классицистическом смысле этого слова. Рождение Александра Павловича в 1779 году было описано как великое событие, все гении приносят ему различные дары — разум, богатство, красоту и др. Однако пожелание последнего из них («Будь на троне человек») указывает на то, что и царь — человек, что для классицизма было не характерно. Новаторство в творчестве Державина проявилось здесь в смешении гражданского и личного статуса человека.

Собственный путь в литературе

С 1779 года писатель избирает свой собственный путь в литературе. До 1791 года он трудится в принесшей ему наибольшую известность. Однако поэт не просто следует классицистическим образцам этого строгого жанра. Он его реформирует, полностью изменяя язык, который становится необыкновенно звучным, эмоциональным, совсем не таким, каким был в размеренном, рациональном классицизме. Полностью изменил Державин и идейное содержание оды. Если ранее государственные интересы были превыше всего, то теперь в творчество Державина вносятся и личные, интимные откровения. В этом отношении он предвещал сентиментализм с его акцентом на эмоциональности, чувственности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: