Что может ждать того, кто противопоставляет себя обществу
Анализ стихотворения «Нате!» Владимира Маяковского – один из лучших образцов саркастического творчества поэта. Однако такая ирония не всегда приводит к хорошему. Вдумчивый читатель может невольно вспомнить и главный персонаж произведения «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, Раскольникова. Он все человечество делил на два типа: «тварей дрожащих» и более достойных – «право имеющих». Для тех, кто принадлежит к первой категории, жизнью уготовано жалкое существование посреди повседневных проблем, нескончаемой суеты. А другим море по колено – для них не существует ровным счетом никаких законов. И читателю из произведения Достоевского известно, к чему могут привести подобные тенденции. Но положение «хозяина жизни» для многих оказывается слишком заманчивым.
11 стр., 5403 слов
Образ героя-бунтаря в поэзии В.В.Маяковского
… мот. Все бунтарское настроение ранний лирический герой Маяковского направляет на воодушевление людей, на их пробуждение, на освобождение … счастливое будущее. Сочинение. Образ героя-бунтаря в поэзии Маяковского Сочинение. , Образ героя-бунтаря в поэзии Маяковского Сатирические произведения … поэт и новая власть — складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несомненно — бунтарь и …
В данном отношении поэт становится похожим на Раскольникова. Он презирает людей как жалкую толпу; они представляются ему злобными и совершенно ничтожными. С другой стороны, поэт оказывается очень легкораним – ведь его сердце сравнимо с бабочкой. Во многих произведениях Маяковского лирический герой имеет смелость бросать вызов толпе. Однако в этом стихотворении его охватывает чувство другого рода – и это скорее ужас.
Краткий анализ стихотворения
Как футурист и модернист Владимир Маяковский стремился не только бросать вызов собратьям по перу, но и провоцировать современную публику. Его манера писать и читать стихи вызывала у интеллигенции удивление, перераставшее в возмущение. Собственно, к такой интеллигенции и обращено знаменитейшее стихотворение раннего периода творчества Маяковского – «Нате!». Само название, состоящее из просторечного и неприемлемого для поэзии начала двадцатого века выражения, задает тон будущему стихотворению. Оно же представляет собой речь лирического героя, в котором читатель легко узнает поэта – «вам открыл столько стихов шкатулок». Герой произносит эту речь на одном из поэтических вечеров, обращаясь к публике в весьма ироническом ключе.
«Обрюзгший жир», мужчина с капустой в усах, женщина, сравненная с устрицей; грязные, «стоглавая вошь» — это всё о публике, посетившей поэтический вечер. Герой противопоставляет себя публике – получается бессмертная пушкинская антитеза «поэт – толпа». Поэт в данном случае – «грубый гунн», а вот толпа отнюдь не уподобляется, как можно было бы ожидать, изящным жителям Рима, культуру которых гунн, по идее, уничтожает. Напротив – нарочитая грубость и естественность поэта противопоставлена зажатости, неестественности и абсолютной приземленности тех, на кого он тратит свои стихи.
И «транжира и мот» он потому, что позволяет себе бесценные слова разглашать тем, кто их – очевидно – не понимает. Такая толпа – вошь на сердце поэта, чернящая его стихи своей неспособностью их понять, оценить по достоинству и полюбить в силу своей удаленности от всего высокого, что даровано поэту. Неудивительно, что прочтение этого стихотворения на реальном литературном вечере вызвало скандал и возмущение публики, которая как раз стихотворение поняла, но, по понятным причинам, не оценила.
«Нате!», анализ стихотворения Маяковского
Поэты – люди необычные. Не такие, как все. У них обостренное восприятие действительности, особый, метафорический, язык. Простому обывателю поэзия чужда. Очевидно, поэтому противостояние поэта и толпы в русской литературе известно еще со времен Александра Сергеевича Пушкина. а в мировой – с древнегреческих времен. В 1828 году, в тяжелое для себя время неопределенности, одиночества Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа». Его герой, не имеющий взаимопонимания с «чернью тупой», предпочитает творческое уединение.
Не таков герой поэта ХХ века Владимира Маяковского. Как и сами футуристы, как и сам Владимир Маяковский, герой ранней лирики бросает вызов толпе. Даже названия этих произведений содержат призыв сродни приказу: «Послушайте!». «Нате!», «Вам!» .
В стихотворении «Нате!»
(1913) поэт не «небес избранник», а «грубый гунн»
. А собирательный образ толпы
отвратителен:
Толпа озвереет, будет тереться,ощетинит ножки стоглавая вошь.
Уже с первых строк, когда герой уверен, что через час «вытечет по капле ваш обрюзгший жир»
. становится очевиден обличительный пафос этого стихотворения. Причем самому поэту довелось бросить это обличение
в лицо благопристойной буржуазной публике, которая собралась на открытие кабаре «Розовый фонарь», а Маяковский был приглашен в качестве гостя.
Стихотворение «Нате!» противопоставляет не просто поэта и толпу. В начале ХХ века, накануне Первой мировой войны, жизнь в России не отличалась высоким уровнем. Поэтому в кафе, рестораны, кабаре приходили люди, получавшие большие доходы: спекулянты, торгаши, мещане. Такие представители общества наживались подчас на чужой беде, сами при этом богатея, а тратили их на еду и развлечения.
Для героя этот вещный мир связан с сытостью и, как следствие, с самодовольством и тупостью. Мир героя представлен другими ценностями: его богатство – «столько стихов шкатулок»
. а сам он – «бесценных слов мот и транжир»
. Конечно, он так называет себя потому, что готов раскрыть душу любому, чтобы драгоценные слова дошли до сердца каждого, но только достойных слушателей не видит. Это либо мужчина, у которого «в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей»
. либо женщина, на которой «белила густо»
. и она «смотрит устрицей из раковины вещей»
.
Пока они безобидны: ведь тот, кто сидит в своей «раковине вещей»
. может там провести всю жизнь, не причинив никому никакого вреда. Есть такой человек или нет – не интересно. Еще в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» был высмеян такой тип обывателя, который «жил – дрожал и умирал – дрожал».
Но Маяковский понимал, что рано или поздно таких людей станет больше, и они превратятся в угрожающую силу – в «стоглавую вошь»
. которая «ощетинит ножки»
и «в калошах и без калош»
взгромоздится на «бабочку поэтиного сердца»
. Такая метафора, на первый взгляд, несопоставима по стилю с лексикой всего стихотворения: это не грубые слова, это не эпатирующие высказывания, наконец, это не вызов. Наоборот, бабочка – существо хрупкое и беззащитное, которое нельзя трогать руками, даже просто задевать, иначе бабочка погибнет.
После прочтения этих строк на какой-то миг становится искренне жаль героя, обреченного на такую «славу». Но уже в следующем четверостишии проявляется прежний герой – уверенный в себе, громкоголосый, презирающий всех, кто с ним не вровень. Человеческая природа, как считал Маяковский, — это единство двух начал: биологического и духовного. В буржуазном обществе эти начала разъединены, поэтому духовное не только отделено от материального – ему просто нет места. Поэтому все материальное автор изображает нарочито отталкивающе: «обрюзгший жир»
. «недоеденные щи»
. «в усах капуста»
.
В последнем четверостишии появляется «грубый гунн»
. который не только может себе позволить не кривляться перед жующей толпой, но может даже «захохотать и радостно плюнуть в лицо»
тем, для кого искусство всего лишь повод развлечься. Композиция
замыкается в кольцо повторением слов из начала стихотворения:
Я бесценных слов транжир и мот.
Таким образом, последнее слово остается за героем. В этом весь Маяковский. В его ранней поэзии, по признанию критиков, слышен эмоциональный диапазон – от страстного накала до застенчивой робости, от доверительного признания до гневной обличительной речи. Лирический герой
становится неким средоточием гармонии, поэтому оказывается в одиночестве
Возможно, вызов, звучащий в стихотворении «Нате!» — это не столько желание обличить, сколько стремление обратить на себя внимание, быть услышанным среди миллионов разъединенных людей, найти таких же, как сам герой. Неповторимость всему стихотворению придают как неологизмы Маяковского («поэтиному»
), так и его необычные метафоры («стоглавая вошь»
)
Особенности второй строфы: необычные сравнения
Проводя дальнейший анализ стихотворения «Нате!» Маяковского, школьник может рассказать о содержании следующей строфы. Она отличается тем, что в ней описана не только глухота слушателей к сказанному поэтом. Люди начинают менять и свой внешний вид. Например, мужчина становится из-за своего неряшливого поведения похож на свинью, женщина — на устрицу. Здесь можно увидеть, что за этими словами, которые на первый взгляд покажутся обычными оскорблениями, стоит стремление поэта указать на ограниченность простых обывателей. Ведь устрица всегда сидит в своей раковине, и она не может увидеть, что происходит за пределами ее мирка.
Белила, которыми густо покрыто лицо героини, вызывают ассоциацию с куклой. Женщина не слышит, о чем ей говорит лирический герой. Она похожа на куклу с красивой внешностью и совершенно пустым внутренним миром.
«Нате!», анализ стихотворения Маяковского
Поэты – люди необычные. Не такие, как все. У них обостренное восприятие действительности, особый, метафорический, язык. Простому обывателю поэзия чужда. Очевидно, поэтому противостояние поэта и толпы в русской литературе известно еще со времен Александра Сергеевича Пушкина. а в мировой – с древнегреческих времен. В 1828 году, в тяжелое для себя время неопределенности, одиночества Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа». Его герой, не имеющий взаимопонимания с «чернью тупой», предпочитает творческое уединение.
Не таков герой поэта ХХ века Владимира Маяковского. Как и сами футуристы, как и сам Владимир Маяковский, герой ранней лирики бросает вызов толпе. Даже названия этих произведений содержат призыв сродни приказу: «Послушайте!». «Нате!», «Вам!» .
В стихотворении «Нате!» (1913) поэт не «небес избранник», а «грубый гунн». А собирательный образ толпы отвратителен:
Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь.
Уже с первых строк, когда герой уверен, что через час «вытечет по капле ваш обрюзгший жир». становится очевиден обличительный пафос этого стихотворения. Причем самому поэту довелось бросить это обличение в лицо благопристойной буржуазной публике, которая собралась на открытие кабаре «Розовый фонарь», а Маяковский был приглашен в качестве гостя.
Стихотворение «Нате!» противопоставляет не просто поэта и толпу. В начале ХХ века, накануне Первой мировой войны, жизнь в России не отличалась высоким уровнем. Поэтому в кафе, рестораны, кабаре приходили люди, получавшие большие доходы: спекулянты, торгаши, мещане. Такие представители общества наживались подчас на чужой беде, сами при этом богатея, а тратили их на еду и развлечения.
Для героя этот вещный мир связан с сытостью и, как следствие, с самодовольством и тупостью. Мир героя представлен другими ценностями: его богатство – «столько стихов шкатулок». а сам он – «бесценных слов мот и транжир». Конечно, он так называет себя потому, что готов раскрыть душу любому, чтобы драгоценные слова дошли до сердца каждого, но только достойных слушателей не видит. Это либо мужчина, у которого «в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей». либо женщина, на которой «белила густо». и она «смотрит устрицей из раковины вещей» .
Пока они безобидны: ведь тот, кто сидит в своей «раковине вещей». может там провести всю жизнь, не причинив никому никакого вреда. Есть такой человек или нет – не интересно. Еще в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» был высмеян такой тип обывателя, который «жил – дрожал и умирал – дрожал».
Но Маяковский понимал, что рано или поздно таких людей станет больше, и они превратятся в угрожающую силу – в «стоглавую вошь». которая «ощетинит ножки» и «в калошах и без калош» взгромоздится на «бабочку поэтиного сердца». Такая метафора, на первый взгляд, несопоставима по стилю с лексикой всего стихотворения: это не грубые слова, это не эпатирующие высказывания, наконец, это не вызов. Наоборот, бабочка – существо хрупкое и беззащитное, которое нельзя трогать руками, даже просто задевать, иначе бабочка погибнет.
После прочтения этих строк на какой-то миг становится искренне жаль героя, обреченного на такую «славу». Но уже в следующем четверостишии проявляется прежний герой – уверенный в себе, громкоголосый, презирающий всех, кто с ним не вровень. Человеческая природа, как считал Маяковский, — это единство двух начал: биологического и духовного. В буржуазном обществе эти начала разъединены, поэтому духовное не только отделено от материального – ему просто нет места. Поэтому все материальное автор изображает нарочито отталкивающе: «обрюзгший жир». «недоеденные щи». «в усах капуста» .
В последнем четверостишии появляется «грубый гунн». который не только может себе позволить не кривляться перед жующей толпой, но может даже «захохотать и радостно плюнуть в лицо» тем, для кого искусство всего лишь повод развлечься. Композиция замыкается в кольцо повторением слов из начала стихотворения:
Я бесценных слов транжир и мот.
Таким образом, последнее слово остается за героем. В этом весь Маяковский. В его ранней поэзии, по признанию критиков, слышен эмоциональный диапазон – от страстного накала до застенчивой робости, от доверительного признания до гневной обличительной речи. Лирический герой становится неким средоточием гармонии, поэтому оказывается в одиночестве
Возможно, вызов, звучащий в стихотворении «Нате!» — это не столько желание обличить, сколько стремление обратить на себя внимание, быть услышанным среди миллионов разъединенных людей, найти таких же, как сам герой. Неповторимость всему стихотворению придают как неологизмы Маяковского («поэтиному» ), так и его необычные метафоры («стоглавая вошь» )
Жанр, направление, размер
Для Маяковского характерным направлением является футуризм. Конкретно для данного стихотворения свойственны такие особенности футуристической поэзии, как: презрение консерватизма, урбанистичность темы и эпатажность. Поэт откровенно критикует поведение буржуазии. Произведение пронизано призывом к созданию абсолютно нового общества, основой которого служит большевистская идеология, жажда новой власти. Это настоящее новаторство начала 20 века. Лирический герой стихотворения — это некая «красная материя», провокатор.
Произведение имеет размер акцентного стиха и перекрёстную рифму, что придаёт ему ощущение свободы и революционности формы.
Слова и слог
Стихи Маяковского – это выкрик, это слова, сказанные в рупор. Он говорит, будто забивает гвозди молотком: не просто так целые строфы его произведений составляют строки длиной в одно слово, сдвинутые табуляцией с целью восприятия читателем ритма и размера.
Упомяните в анализе стихотворения Маяковского «Нате» и выбор слов: «раковины вещей», «грубый гунн», «обрюзгший жир». Является ли такая лексика типичной для поэта? Как вы думаете, почему он выбрал именно эти слова, а не какие-либо другие?
Обратите внимание на фонетическую составляющую, рифмы. Маяковский часто прибегает к аллитерации – повторению одних наборов согласных в разных словах
Более того, манеру поэта рифмовать можно оформить в отдельный, им изобретенный способ. Вся строфа, по его мнению, должна выглядеть единой, и слова в ней должны быть все между собой связаны не только смыслом, но и фонетикой.
Темы и проблемы
- Основная тема произведения — это нравственное и моральное разложение общества. Лирический герой с отвращением говорит о тех людях, которые являются «слушателями» его стихотворений. В частности, он характеризует общество как потребительский механизм и не более того. Проблема пошлости и косности мировоззрения толпы создает ее контраст с образом поэта.
- Вторым мотивом стихотворения является возвышение искусства. Оно по мнению автора абсолютно бесценно, интимно и недосягаемо для масс. Оно представляет собой некую хрупкую, прекрасную, заветную «шкатулку», в которой хранятся «бесценные слова».
- Также автор затрагивает вечную тему – поэт и толпа. Творец стоит выше людей, он играет роль портрета Дориана Грея: отражает скрытые пороки обывателей, показывает их внутреннее убожество.
Своеобразие ранней лирики В. Маяковского
Творчество Маяковского вызывает много споров. Некогда неумеренные восторги по отношению к его поэзии сменились резкой критикой. Зазвучали предложения убрать Маяковского с корабля современности, как некогда это предлагал сделать он с классиками. Тем не менее неоспоримым остается утверждение, что В. Маяковский — яркий, талантливый поэт, без творчества которого, несомненно оскудела бы поэзия двадцатого столетия и футуризм не получил бы такой широкой известности.
Лирический герой Маяковского создавался на основе жизненного опыта поэта, его чувств, переживаний, чаяний. Важную роль для понимания лирического героя Маяковского играют следующие слова поэта:
быть понят моей страной, а не
После первого же выступления Маяковского на эстраде за ним закрепилось амплуа поэта-горлана, бунтаря, этакой железной громадины, грубой и непреклонной. Однако за эпатажной внешностью Маяковского, за несколько агрессивным поведением всегда скрывалась чуткая и ранимая душа.
Ведущая тема дореволюционной лирики В. Маяковского — тема трагического одиночества. Поэт передает глубокие страдания от того, что он не понят миром. Он жалуется на душевную боль, ищет и не находит выхода из нее. Красноречиво об этом говорит стихотворение «Скрипка и немножко нервно»: Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору — а сказать ничего не умею! Поэт переживает конфликт между мечтой и реальностью, стремится обрести гармонию. Но окружающий мир враждебен ему. В ранней лирике Маяковского четко прослеживается противопоставление поэта и толпы. Не случайно он говорит о «бабочке поэтиного сердца». Образ лирического героя несет на себе печать некоего трагизма.
Не найдя понимания, поэт выражает резкое неприятие окружающей действительности. Звонкой пощечиной звучат его стихотворения «Нате!» и «Вам!». Поэт использует огрубленную лексику, вызывающий тон. Резкие выпады делает он в адрес тех, кто далек от понимания его поэзии. Ему ненавистен мещанский тип мышления. Поэт озлоблен и раздражен. Его неприятие «хозяев жизни» нередко переходит в откровенную грубость и цинизм:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей
Однако грубость и цинизм — лишь маска, под которой скрывает поэт свое истинное лицо, это лишь способ хоть как-то обратить на себя внимание. Важнейшее чувство лирического героя раннего Маяковского — это боль и страдание
Он в отчаянии, его внутренний мир находится в постоянной дисгармонии. Поэт шокирует окружающий его мир намеренно грубыми выпадами, бросает вызов обществу, его морали и образу жизни. Он выражает боль за тех, кто не хочет замечать красоту мира, живет ограниченной серой жизнью.
Чувство бесконечного, трагического одиночества распространяется и на стихотворения о любви. Поэт не изображает взаимной, обоюдной, тихой любви. Его стихи освещены трагическим чувством, болью, ревностью, отверженностью. Светлое чувство поэт противопоставляет корысти, пошлости, бездуховности.
Задумываясь о своем месте в мире, о нужности на земле, поэт задает риторический вопрос: «Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?»
Неоднократно повторяет он в этом стихотворении отчаянный призыв: «Послушайте!» Поэт хочет быть услышанным, ищет понимания. У Маяковского призывная сила, присущая его поэзии, неотделима от задушевности, от человечности. В стихотворении «Послушайте!» поэт призывает подняться над прозой жизни. Лирический герой Маяковского тянется к человеческому теплу, участию, пониманию.
В. Маяковский «окрасил» собой целую эпоху. Он не был понят при жизни, едва ли по достоинству оценили его после смерти. После похорон Маяковского М. Цветаева писала: «Россия и до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского».
Жанр, литературное направление и композиция
Если говорить о жанровой принадлежности произведения «Нате», оно относится к сатирическим стихам. Маяковский направляет потоки обличительного пафоса на публику, для которой важны только материальные ценности. Именно это и высмеивает автор.
В тексте работы отчетливо прослеживается основная теория русских футуристов. В стихотворении лирический персонаж противопоставляет себя обществу, обрушивая на него поток уничижительных описаний и критики. Маяковский экспериментирует с формами и размерами, создавая шедевры литературы с помощью акцентного стиха. В работе используется перекрестная рифмовка с чередованием различных видов рифмы: неточная женская и точная мужская.
Произведение Маяковского состоит из пятистишья и нескольких четверостиший. Композиционная структура выглядит следующим образом:
- Экспозиция представлена в первой строфе. Поэт подробно обрисовывает декорации. Перед читателями представляется, с одной стороны, сытое и безразличное общество, с другой — автор, раскрывающий перед публикой «шкатулки стихотворений».
- Затем поэт старается рассмотреть окружающих поближе, описывая материальные подробности каждого по типу «излишне нанесенных белил» или «застрявших в усах кусочков капусты».
- Общество сосредоточено на удовольствиях, оно не способно рассмотреть «бабочку сердца поэта». Люди после объединения в толпу становятся для автора «стоглавой вошью», способной в порыве гнева затоптать неугодную личность.
- В последней строфе автор называет себя «транжирой бесценных слов». Таким образом, создается кольцевая композиция, которая достигается посредством возвращения на первый план лирического персонажа. Герой настроен против толпы, он может рассмеяться и плюнуть в лицо каждому из них.
Название произведения звучит, будто вызов. Однако выражение «нате» поэт выбрал вовсе не случайно
При помощи текста он старается привлечь внимание толпы, одновременно выражая презрение обществу, которое погрязло в потребительских удовольствиях и проблемах. Название прекрасно справилось с поставленной задачей
Оно демонстрирует самобытность создателя произведения и самой работы, но при этом имеет пренебрежительный оттенок.
https://youtube.com/watch?v=4GuksRTCYIs
Тематика и проблематика
В стихотворении «Нате» Владимир Маяковский затрагивает множество различных тем и проблем. Самые яркие из них:
- Противопоставление главного персонажа толпе. Несмотря на футуристические новшества и отрицание всех ценностей прошлого, поэт обращается к традиционной поэтической тематике. В отличие от персонажа Пушкина, которого общественное непонимание заставляет уединиться, действующее лицо Владимира Владимировича не боится осыпать публику обвинениями, несмотря на то, что люди осуждают его и смеются.
- Произведение пронизано обличительным пафосом. Владимир Владимирович не стесняется грубых выражений и отталкивающих описаний для наглядной демонстрации презрения к буржуазии, думающей лишь о материальных ценностях, погрязшей в пороках, наживающейся за чужой счет.
- Немаловажная проблема — снижение уровня культуры окружения, общественное разложение. Для автора вещи, которые накапливают люди вокруг, связаны с тупостью и сытостью этих личностей. «Раковина мелочей» оказывается значимее устрицы, которая сидит в ней. Это вызывает у персонажа злую шутку.
Главная мысль произведения построена на антитезе: «бабочка сердца поэта» противопоставляется «обрюзгшей толпе», копошащейся в своем мирке. Маяковский смело выражает собственное недовольство при виде окружающей серой массы
Мужчина привлекает внимание, старается быть услышанным вопреки тому, что для этого нужно плюнуть в лицо кому-то из них
Идея
Смысл произведения заключается в том, что общество — настолько приземлённое и материализованное стадо, что оно начинает активно паразитировать, оно нагло жаждет лишь удовольствия, набивания утробы и опускаясь до похабных развлечений. Оно абсолютно лишено созидания, полётности мысли. Оно словно застряло где-то в далёком, праздном прошлом, в «эпохе балов».
Все эти безобразные, зажравшиеся индивиды желают дальше сидеть на шее у Пролетариата. Они словно парниковые растения, неспособные к труду и созданию чего-либо прекрасного. Без парника, который обслуживают деятельные рабочие, они умрут.
Главная цель лирического героя — служение искусству, которое преображает людей, делает их лучше.