Анализ стихотворения «скрипка и немножко нервно» маяковского

Анализ стихотворения маяковского скрипка и немножко нервы

Краткое содержание произведения

Лирический герой слушает, как играют музыкальные инструменты. Но скрипка никак не могла попасть в унисон и выбивалась из общей мелодии. От этого она по-детски заплакала. Барабан пытался утешить ее и сказать, что все хорошо. Но даже он не выдержал и ушел на Кузнецкий.

Оркестр с недоумением смотрел на плачущую скрипку. Только тарелка не могла понять, что случилось. Геликон строго отчитал скрипку и потребовал успокоиться.

Лирическому герою стало невмоготу наблюдать за этим. Он смело полез, продрался сквозь ноты и заставил пюпитры сгибаться в ужасе. Герой обратился к несчастному инструменту и сказал, что понимает его. Он тоже пытался орать, но ничего доказать не мог.

«Скрипка и немножко нервно» В.Маяковский

«Скрипка и немножко нервно» Владимир Маяковский

Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски, что барабан не выдержал: «Хорошо, хорошо, хорошо!» А сам устал, не дослушал скрипкиной речи, шмыгнул на горящий Кузнецкий и ушел. Оркестр чужо смотрел, как выплакивалась скрипка без слов, без такта, и только где-то глупая тарелка вылязгивала: «Что это?» «Как это?» А когда геликон — меднорожий, потный, крикнул: «Дура, плакса, вытри!» — я встал, шатаясь, полез через ноты, сгибающиеся под ужасом пюпитры, зачем-то крикнул: «Боже!», бросился на деревянную шею: «Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору — а доказать ничего не умею!» Музыканты смеются: «Влип как! Пришел к деревянной невесте! Голова!» А мне — наплевать! Я — хороший. «Знаете что, скрипка? Давайте — будем жить вместе! А?»

Анализ стихотворения Маяковского «Скрипка и немножко нервно»

Творчество Владимира Маяковского довольно противоречиво и самобытно. Именно ему принадлежит авторство многих неологизмов, которые впоследствии прочно вошли в нашу жизнь. Кроме этого, поэт очень много работал над формой своих произведений и речевыми оборотами, считая, что можно добиться передачи своих чувств и мыслей при помощи удивительной комбинации слов, которыми так богат русский язык.

К экспериментальным произведениям раннего периода творчества поэта также относится стихотворение «Скрипка и немножко нервно», созданное в 1914 году. Уже само название, противоречивое и нелепое, очерчивает фабулу произведения, лишенного логики и смысла с точки зрения обывателей. Более того, Маяковский прибегает к своему излюбленному приему гротеска, преувеличивая свои чувства и наделяя человеческими чертами неодушевленные предметы. По воспоминаниям автора, стихотворение «Скрипка и немножко нервно» было написано после ужина в одном из захудалых московских кабаков, где поэт очутился по воле случая. И, чтобы хоть как-то развлечь себя в ожидании еды, стал наблюдать за музыкантами. Чем больше поэт вслушивался в звуки, которые неслись с импровизированной сцены, тем больше его чуткий слух улавливал диссонанс между скрипкой и другими инструментами. И именно так, в полумраке дешевого питейного заведения, родились первые строчки стихотворения, навеянные ассоциациями от услышанной музыки: «Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски».

Отождествляя обычный музыкальный инструмент с хрупкой и беззащитной девушкой, поэт попытался описать свои последующие впечатления, отметив при этом, что барабан явно порадовался том, что сумел довести несчастную скрипку-девушку до истерики, однако не дослушал ее жалобного плача, потому как «шмыгнул на Кузнецкий и ушел». В свою очередь, у всего остального оркестра неожиданная истерика скрипки вызвала недоумение, и лишь одна «глупая тарелка» продолжала вопрошать о том, что же происходит. Однако безжалостный «меднорожий, потный» геликон грубо одернул обиженную скрипку, приказав ей успокоиться. И именно это произвело на Маяковского настолько неизгладимое впечатление, что он (конечно же, не наяву, а лишь в своем воображении) «шатаясь, полез через ноты, слабеющие под ужасом пюпитры», чтобы защитить обиженную и расстроенную скрипку-девушку.

Он «бросился на деревянную шею» той, которая пробудила в нем столь яркие и противоречивые чувства. Не обращая внимания на насмешки окружающих, и заявил: «Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору — а ничего доказать не умею!». При этом поэт назвал музыкальный инструмент, звуки которого произвели на него столь сильное впечатление, своей «деревянной невестой», предложив ей жить вместе.

Ирония, смешанная с грустью и отчаяньем, звучат в последних фразах этого удивительно образного, чувственного и очень лиричного стихотворения. Маяковский, будучи еще очень молодым человеком, тем не менее, уже в полной мере ощущает свое одиночество. Он понимает, что отличается от обычных людей, которые не умеют чувствовать окружающий мир так остро и обнажать перед ним душу, даже если взамен получают плевок вместо любви. Но каждая новая душевная рана не ожесточает поэта, а лишь заставляет его отгораживаться от окружающего мира невидимой ширмой, через которую он наблюдает за различными событиями и явлениями, робко примеривая их к собственной жизни. Поэтому неудивительно, что обычная скрипка вызывает у поэта такую бурю эмоций, в ней он видит родственную душу, одинокую, униженную и никем не понятую.

Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно»

Но вы подумайте все-таки, что такое лирика? Ведь это просто публичная исповедь человека…

Д.И. Писарев.

Лирика Владимира Маяковского, одного из самых самобытных и талантливых поэтов 20 века, четко делится на два периода. Его произведения, написанные до революции 1917 года, отличаются огромной энергетикой, мощью и силой лирического героя. Но, в то же время, стихотворения этого периода наполнены одиночеством, тоской героя по любви и пониманию, по родственной душе, которой он не видит в окружающей его действительности.

Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» было написано в 1914 году. Как часто бывает у Маяковского, реальная ситуация в его произведениях переводится во внутреннюю, психологическую, а затем перерастает в философскую, расширяющуюся до размеров Вселенной.

Перед нами разворачивается фантастическая сцена. Мы можем предположить, что герой пришел на концерт и слушает музыку, исполняемую оркестром. Но внезапно оркестр оживает. Каждый из инструментов раскрывает свой характер, каждый оказывается индивидуальностью. При этом автор демонстрирует свои ассоциации от звучания разных музыкальных инструментов, свое видение их характеров. Таким образом, стихотворение представляет собой одну развернутую метафору, где под оркестром подразумевается человеческое общество, а под скрипкой – душа лирического героя.

Мы становимся свидетелями душевной трагедии скрипки. Ее не слышат и не понимают, а она не может играть в лад со всем оркестром: «без слов, без такта».

Скрипка пытается что-то доказать, что-то донести до окружающих, но ее не слушают, считают «дурой». Не выдержав непонимания и безразличия, та начинает биться в истерике, рыдать. Но барабан, к которому в основном, были обращен слова скрипки, остался равнодушен к ее беде. Да и остальные инструменты – медная тарелка, геликон – не поняли скрипкиной беды.

Интересно, что под беседой инструментов подразумевается какая-то музыкальная партия, исполняемая оркестром. Автор мастерски передает «индивидуальный» голос каждого через их речь. Барабанную дробь он имитирует словами «»Хорошо, хорошо, хорошо!», тарелка «вылязгивала»: «Что это?» «Как это?», геликон — крикнул: «Дура,

плакса, вытри!».

Только один лирический герой понимает скрипку. Он видит в ней единственную родственную душу:

Знаете что, скрипка?

Мы ужасно похожи:

я вот тоже

ору —

а доказать ничего не умею!

Проявляется колоссальное одиночество героя, его тщетные попытки исправить мир и людей. Но никто не понимает лирического героя, он одинок в толпе, как и скрипка в оркестре. Поэтому он ищет похожую душу и так радуется, когда, наконец, ее находит:

Знаете что, скрипка?

Давайте —

будем жить вместе!

А?

Стихотворение очень эмоционально. Эмоциональность речи подпитывается выразительными эпитетами и метафорами: «меднорожий геликон», «оркестр чужо смотрел», «выплакивалась скрипка», «тарелка вылязгивала», «глупая тарелка».

Все произведение построено в форме диалога, что придает ему большую выразительность, напряженность, приближает нас к реальной ситуации. Читатель будто оказывается свидетелем всего происходящего.

Название стихотворения иронично. Возникает вопрос: «Тот накал страстей, который передан в нем, — это «немножко нервно»?! Но от этого сознательного приуменьшения еще более сильным оказывается воздействие самого произведения.

Вообще, ранняя лирика Маяковского отличается необыкновенной силой эмоций. Лирический герой – это всегда человек, наделенный огромным, просто колоссальным, потенциалом, силами и желанием исправить весь мир. Отсюда – и глубина его трагедии, когда его не принимает и не понимает глупая, бездушная толпа. Но, несмотря ни на что, герой снова и снова предпринимает попытки сделать мир лучше.

Коротко о главном

Стих написан в тоническом размере и относится к лирическому жанру стихотворений. Тема – одиночество творческого человека, который выделяется из толпы и идёт своей дорогой.

В качестве средств выразительности использованы эпитеты (глупая тарелка, геликон меднорожий и т д.) и метафоры (оркестр чуждо смотрел, скрипка издёргалась, упрашивая и пр.).

Стих учит преодолевать непонимание окружающих и всегда играть свою «скрипку» в жизни, даже если кто-то над этим смеётся и кривится в негодовании

Вместе с тем важно учиться понимать других, тех, кто не живёт так, как вы и идёт отличной от вашей дороги путём

Тема

Фактически данное стихотворение описывает беседу музыкальных инструментов оркестра. Парадоксально, что в этой беседе участвует и лирический герой стихотворения. Мы можем предполагать, что в стихотворении описаны те впечатления, которые герой испытывал при прослушивании симфонической музыки.

Диалог скрипки и барабана уподобляется диалогу слабого и сильного (ребёнка и взрослого; хрупкой женщины и решительного мужчины). Скрипка плачет — барабан грохочет словом «Хорошо!» и уходит (в метафоре — замолкает). Оркестр «тупо смотрел» — то есть не принимал участия — скрипка солировала. И только тарелка звучала словами «Что это?» «Как это?» (образ тарелки воспринимается как портрет некой соседки-сплетницы). Геликон одёргивает, перебивает скрипку (и уподобляется тем самым отцу семейства, начальнику, постороннему решительному человеку). И лирический герой, воспринявший «плач» скрипки как её личную трагедию, встаёт и шагает к оркестру, бросается скрипке «на деревянную шею», говорит, что он — такой же, как эта скрипка, что его громкий голос не обеспечивает ему никаких побед. Музыканты смеются над героем. Тот небрежно утверждает равнодушие к этому смеху: «А мне — наплевать! / Я — хороший» — и предлагает скрипке «жить вместе. А?»

Анализ текста

Анализ «Скрипки и немного нервно» позволяет лучше узнать особенности произведения. Стихотворение написано в жанре лирики. Поэт описывает свои переживания. Он делает инструменты живыми, что позволяет показать особенности человеческого поведения. Маяковский использовал для написания тонический стих, который помогает тексту звучать особенно.

Анализ «Скрипки и немножко нервно» Маяковского будет неполным без разбора композиции. В тексте можно выделить несколько частей:

  1. Знакомство героя с оркестром.
  2. Трагедия скрипки.
  3. Спасение несчастного инструмента.

Произведение небольшое по размеру, но это не делает его хуже. Маяковский талантливо отражает в тексте важные мысли. Поэта окружали не поклонники и даже не творцы, а бездушная толпа. От этого непонимания он был готов плакать и кричать. При написании стихотворения автор использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — автор описывает речь скрипкиной, геликон меднорожим, тарелку глупой;
  • метафоры — Маяковский рассказывает о том, как издергался инструмент, как согнулись от ужаса пюпитры;
  • неологизмы — поэт использовал слова, которые придумал сам: «чужо», «вылязгивала» и т. д.

Это не самое известное стихотворение Маяковского. Его центральные темы — одиночество в толпе и отчаяние. Текст наполнен сокровенными чувствами. Оно пронзительное и откровенное, показывающее, насколько эмоциональным человеком был Маяковский.

Тема стихотворения

В стихе описывается игра оркестра, где главные герои музыкальные инструменты – скрипка, барабан и геликон. Первая явно выбивается из коллектива, она дёргается, упрашивает и в конце концов разревелась:

Это вызвало недовольство музыкального коллектива, никто не понял этих слёз, считая только свой звук правильным. Естественно, что каждый инструмент – это олицетворение людей, а оркестр – это человеческий коллектив, в котором скрипка – это гадкий утёнок. На его место ставит себя в 1914 году и Маяковский, но он уверен, что до перевоплощения в лебедя остаётся немного.

Подобного смысла фразы Маяковскому приходилось слышать не раз, поэтому кому как не ему писать подобные стихи? Кто как не он знает, что такое творческое одиночество, когда твой стиль не похож на другие? Нужна ли тут глубина анализа, чтобы понять, что только жертва подобных насмешек может их по достоинству оценить и описать?

Композиция в стихотворении развивается последовательно, но по нарастающей до максимального накала, после чего идёт разрядка в виде поэта, предложившего скрипке жить вместе под смех музыкантов. Эта разрядка необходима Маяковскому, она является и его отдушиной, его надеждой, автор строк также верит и в своего «поэта», который «полезет через ноты», чтобы его спасти или, вернее, признать.

Стихотворение В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно»

Почему же именно она? Даже как-то странно: из всего многоголосия оркестра автор выбирает эту «деревянную невесту». Другая странность, которую критики назвали «фрагментарностью», мне кажется, заложена уже в названии: обрывки мыслей – обрывки фраз. Говоря о заглавии, нельзя не упомянуть горькую иронию слова «немножко» по отношению к душевному надрыву.

Образная система, в рамках которой развернут лирический конфликт одиночества, представлена двумя сторонами: с одной – скрипка и оркестр, с другой – герой и толпа. В форме их диалога композиционно выдержано стихотворение. Соло принадлежит скрипке. Ее медленные протяжные звуки переходят в быстрые, напоминающие жалобный плач ребенка:

Скрипка издергалась, упрашивая,

и вдруг разревелась

так по-детски…

За этим раскрывается метафоричность поэта. Благодаря звукописи Маяковского, я слышу и понимаю каждый инструмент в этом оркестре, например, монотонный глуховатый тон барабана (повторы слова «хорошо»). Поэт использует большее количество глаголов для того, чтобы показать динамику сюжета этого небольшого эпизода из реальной жизни.

Тема одиночества в толпе, поднятая еще М. Лермонтовым, у Маяковского звучит ярче – с надрывом, гротескно, даже фантасмагорично. Стихотворение это в общем, я думаю, можно назвать одним «большим» олицетворением: весь оркестр состоит из живых существ, которые спорят, кричат, устают, ревут. При этом не обращают никакого внимания друг на друга. У каждого из них свой характер, своя судьба, но на защиту скрипки бросается поэт:

… я встал,

шатаясь, полез через ноты,

сгибающиеся под ужасом пюпитры,

зачем-то крикнул:

«Боже!»

Так вот где кроется ответ на поставленный мною в начале работы вопрос: чем же скрипка похожа на поэта-творца? По всей видимости, ему не хватает понимания публики, которая окружает его, но не слышит. И следующие слова можно приписать скорее Маяковскому:

«… я вот тоже

ору –

а доказать ничего не умею!»

Когда ты одинок в толпе, хочется кричать от безысходности, холодности, отчуждения. Стихотворение напоминает крик души лирического героя, а через него и автора. Нервозность передается с помощью коротких, дробленых строк. Наличие же восклицаний экспрессивной окраски («ору», «дура») лишь подчеркивает это.

Существует мнение, что Маяковский не соблюдал канонического размера, так как «классически» писать не умел. Вздор! Мне кажется, что сложность ритмов связана с богатством человеческой речи, и чем больше она звучит в стихотворении, тем выше можно оценить его качество. На первый взгляд форма «лесенка», изобретенная Маяковским, не может содержать в себе никакой рифмы. На самом же деле она есть, но особенная, «своя», и намного лучше передает внутреннее состояние героя, чем обычная.

Синтаксис и пунктуация стихотворения достойны особого внимания. Предложения короткие, часто односоставные: «Что это?», «Голова!». Они больше напоминают лозунги, призывы. Герой обессилел, он хочет быть услышанным, понятым; но этого не происходит ни с ним («Музыканты смеются…»), ни со скрипкой («Оркестр чужо смотрел…»). Внешний мир застыл, не готов к движению. Это подчеркивается использованием тире только в предложениях, относящихся к лирическому герою («Я – хороший»). Такая мгновенность действия, некоторая эпатажность, присущая и самому Маяковскому, в данном случае оправдывается одним – равнодушие и бессердечность не нужны новому обществу, о создании которого мечтал поэт.

Стихотворение заканчивается так внезапно, как и началось. Вопрос, поставленный в конце последнего предложения, по-моему, смягчает тон героя и дает право на надежду: все изменится, и отношения между поэтом и публикой станут более гармоничными.

В. В. Маяковский – художник, чьи общественные и эстетические взгляды были весьма революционны, – всем своим творчеством он провозглашал идею новой жизни, новых отношений между людьми. И в них нет места черствости, безразличию к судьбам окружающих людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: