История создания
«Молитва» написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. Осень и зиму 1839-1840 гг. Лермонтов провёл в Петербурге. Он был уже популярен и его часто приглашали на вечера в светские салоны.
На одном из вечеров у Карамзиных он познакомился с Марией Алексеевной Щербатовой. Ему очень понравилась молодая и красивая вдова, поэт также произвёл на неё большое впечатление. Они часто и подолгу беседовали.
А.О. Смирнова-Россет вспоминала, как при ней Лермонтов пожаловался Щербатовой на тоску, которая охватывает его временами. В ответ Мария Алексеевна спросила, молится ли он в такие моменты, на что Лермонтов сказал, что забыл все молитвы. Щербатова тут же прочитала ему «Богородицу». Поэт отошёл, а к концу вечера преподнёс Марии Алексеевне стихотворение «Молитва».
Это произведение быстро обрело популярность, но опубликовано было уже после смерти автора. Белинский назвал его одним из наиболее значимых в творческом багаже поэта.
Композиция и жанр стихотворения Лермонтова
Молитвой считается искреннее обращение верующего к Богу. Это веками закреплённая традиция православной церкви. Священные просьбы и покаяния сочинялись в древние времена христианскими подвижниками, признанными впоследствии святыми и отцами церкви. Молитвы зачитываются как в храме, так и в домашних условиях. Любой верующий человек в силах обратится к богу, отыскав у себя в сердце или душе необходимые слова.
Обращение к жанру молитвы
Молитвы никогда не читаются в присутствии других людей и тем более не обнародуются в печати. Однако в литературных произведениях существуют примеры того, как обращение к Богу становится определением необычного жанра поэзии, сохраняющего характерные черты молитвы. Зачастую такие стихи вышли из-под пера сильно верующих поэтов. К ним можно отнести список литературных деятелей:
- И. С. Никитина.
- А. К. Толстого.
- Константина Романова.
В том, что М. Ю. Лермонтов обратился к этому жанру, наблюдается некая странность, учитывая то, что с его именем прочно связан дьявольский порыв в поэме «Демон». Этому произведению поэт посвятил практически всю свою творческую жизнь. Начал сочинять в 1829 г. и только в 1839 г. завершил последнюю восьмую версию. У Лермонтова существует множество стихотворений, посвящённых демоническому существу, или они частично сопряжены с этим образом.
https://youtube.com/watch?v=SaZSeOUpnns
Отречение от тёмных мыслей
Однако русская духовная тема тоже присутствует в поэзии Лермонтова. Его дебютное сочинение в форме молитвы появилось в одном году (1829 г.) с произведением «Мой демон». В его строках «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня» явно отражены мысли юного поэта. В 1839 г. он написал ещё одну молитву и с демоном «разделался — стихами». Похоже, что в своих последних сочинениях М. Ю. Лермонтов как будто пытается при помощи лирики найти примирение с окружающим миром. Об этом говорит тот факт, что поэт дважды использовал жанр молитвы незадолго до своей кончины.
Ход мысли в стихотворении «Молитва» 1839 г. складывает его структуру как путь от чувства печали и сомнения через понимание «силы благодатной» священных фраз до примирения и глубокого душевного просветления. Скорее всего, структура этого произведения отражает порыв собственной души Лермонтова от скептицизма к уверованию и спокойствию, что явно характеризует последний период в жизни поэта.
«Молитва(Не обвиняй меня, Всесильный…)», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
Стихотворение «Молитва» — «Не обвиняй меня, Всесильный…»— относится к раннему периоду творчества Лермонтова и датируется 1829 (1830) годом. Автору на тот момент было всего 15 лет.
В стихотворении используется перекрестная рифма: когда первая строка рифмуется с третьей, а вторая — с четвертой. Мужская рифма чередуется с дактилической. Все это дает ощущение разговора, ритмику человеческой речи. Этому же способствуют и разнообразие тропов — тут есть и метафора, и эпитеты, и другие способы создания образа.
Во второй части стихотворения появляется звукопись, так хорошо знакомая читателю по более поздним произведениям Лермонтова — «Бородино» и «Беглец». Первые четыре строки второй части своим ритмом создают образ разгорающегося костра, пламени. Это эмоциональный пик стихотворения. А последнее четверостишие насыщено шипящими — получается, что пламя затихает. Эта часть повествования носит успокаивающий, примирительный оттенок.
Образ лирического героя-бунтаря впервые полностью вырисовывается именно в этом произведении.
Стихотворение разделено на две неравные части. Каждая из частей состоит всего из одного сложносочиненного предложения, хотя легко может быть разделена на несколько. Применение подобной конструкции дает ощущение скоротечности.
Тема молитвы в поэзии не нова. Кюхельбекер, Языков, Веневитинов, Батюшков, Вяземский — каждый из них обращался к подобной форме. Но обычно это была смиренная, немного униженная просьба, признающая старшинство и могущество Всевышнего. Такое безоговорочное признание силы: мол, место свое знаю, но вот было бы неплохо бы..
Как любое произведение подобного плана молитва в каноническом варианте имеет четкую структуру. Сначала идет обращение к Богу. Далее следует перечисление его заслуг и признание могущества, власти. Третьим пунктом следует просьба молящегося.
У Лермонтова соответствие канону только формальное. Есть признание могущества и отражение к божеству в самой первой строчке, после которой следует самоунижение молящегося с перечислением грехов. Но типового подобострастия совершенно не слышно. Автор говорит о своих грехах, но совершенно без раскаяния. Он просто ставит Бога перед фактом. Взор лирического героя обращен не к Богу и будущему блаженству. Его интересы четко сконцентрированы на земном.
Во второй части наблюдается окончательный разрыв с каноном. Формально присутствует просьба «Не угаси сей чудный пламень». Но следом идет череда условий, при соблюдении которых герой согласен обратиться к Богу. То есть автор попросту осмеливается ставить условия собственному Творцу.
Любопытен состав этих условий. Лишить всего, что нравится, что любимо героем в жизни земной. По сути, заставить автора признать рамки праведного поведения можно только одним способом — лишив его души, убив его (сердце — камень).
В этой молитве 15-ти летнего поэта нет унижения. В ней наблюдается самый настоящий разговор равных. Автор признает власть Всевышнего над собой — он ведь может отнять и покарать. Да только для героя возврат к нему есть отказ от себя самого, отречение от собственной души. Это не просьба. Это вызов.
Такое бунтарство, высказанное юным поэтом, еще повторится в его творчестве. Достаточно вспомнить «Демона», «Одиночество». Не считая несколько коротких «Молитв», написанных в разные годы вплоть до роковой дуэли. Своеобразный постулат равновеликости и попытка определить свое место в мире. В котором, впрочем, проскальзывает простое желание примириться с правилами и рамками бытия.
- «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
- «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
- «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
- «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
- «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
- «Демон», анализ поэмы Лермонтова
- «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
- «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
- «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
- «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
- «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
- «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
- «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
- «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
- «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
По произведению: «Молитва(Не обвиняй меня Всесильный…)»
По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворений Пастернака
- Анализ стихотворения Ночь. Не слышно городского шума Фета Фет посвятил множество своих произведений природным пейзажам, он привык считать природу олицетворением красоты. Лирический герой привык считать природу высшим состоянием души
- Анализ стихотворения Слушай поганое сердце Есенина Противоречивый характер личности Есенина будет понятен, если более-менее подробно изучить его творчество. В своих различных ипостасях поэт проявляет грани внутреннего мира, которые условно градируются от набожного странника
- Анализ стихотворения В будущем Брюсова Произведение Валерия Брюсова В будущем относится к раннему творчеству поэта. На момент создания стихотворения Брюсов был еще совсем юным мальчишкой. Как и свойственно всем юношам, поэт Валерий Брюсов был высокого о себе мнения
- Анализ стихотворения Дон Пушкина Произведение входит в кавказский цикл сочинений поэта, созданных им во время его путешествий по казачьим станицам.
Краткий анализ стихотворения «Молитва»
Вариант 1
В 1839 году М. Ю. Лермонтовым было написано стихотворение «Молитва». Можно сказать, что это стихотворение позднее, так как написано в 1839 году поэтом уже со сложимся мировоззрением. «Одну молитву чудную твержу я наизусть» так звучат первые строки стихотворения.
Именно в «Молитве» раскрывается душа поэта. В нём противопоставляются привычные автору, такие черты как грусть и подавленность с верой в высшие силы. В «Трудные минуты жизни», минуты слабости и душевных мук, поэт обращается с молитвой к Богу.
Она словно спасательный мостик связывает его погруженного в свои земные душевные муки с Богом. Это его светлая надежда, состояние душевного просветления. Во времена создания стихотворения, поэт был увлечён княгиней – Марией Щербаковой, которая велела поэту молиться, когда у него тоска. Из этого можно судить, что стихотворение посвящено именно ей. Поэт говорит о силе молитвы, о власти слова : «Есть сила благодатная в созвучье слов живых.
Силы и душевное успокоение поэт получает благодаря мистической силе нехитрых слов молитвы, несмотря на свой скептицизм и разбитость: «С души как бремя скатится сомненье далеко – и верится, и плачется, и так легко, легко». Смиренье и покой наполняет его душу. Т
а неудовлетворенность окружающим миром, сомнения и мятежность души поэта благодаря молитве сменяются покоем и смирением, надеждой на светлое и доброе в жизни . Также стихотворение завораживает своей музыкальностью. Около сорока композиторов воспели «молитву» и положили строки великого стихотворения на музыку.
Вариант 2
В этом стихотворении очень ярко проявляются образы чувств: образ печали, смуты в начале произведения и образ легкости, облегчения в конце. Чтобы яснее почувствовать первый образ, используются такие тропы, как эпитет (В минуту трудную), метафора (Теснится в сердце грусть). Используется также инверсия для выделения интонационно смыслового слова (В минуту трудную; молитву чудную; сила благодатная и т д). Также для создания образа смуты автор использует ассонанс (Повторяется звук ).
Все это придает ощущение тяжести на душе. Противопоставляется грусти чувство облегчения. такой прием называется антитезой. В этом стихотворении он не только угадывается, но даже и ясно представляется текстуальными антонимами (Трудную — легко; теснится грусть — бремя скатится). Для создания образа легкости тоже используется метафора (Бремя скатится) и повтор (легко-легко). Изменился и звуковой фон: гласная пропала, а появились ,. Эти звуки более открытые, в отличие от .
Еще одним важным образом является образ самой молитвы. В его создании используются инверсионные эпитеты (Молитву чудную; сила благодатная; слов живых) и метафора (Дышит прелесть). Молитва показана нам чудодейственной силой, и именно она облегчает жизнь человека, она заведует теми святыми изменениями состояния души человека. Заметим также, что в стихотворении только одни глагол напоминает нам о существовании лирического героя: я твержу. Все остальные глаголы говорят о молитве и состоянии души.
Таким образом, первая строфа — это описание состояния души лирического героя, вторая — описание силы и прелести живых слов этой молитвы, третья — рассказ о том, что приносит человеку сила благодатная.
Мне нравится это стихотворение из-за его необыкновенной чувственности. Оно заставляет прожить меня состояние героя. и самое главное — я верю написанному Лермонтовым.
Вариант 3
Михаил Юрьевич Лермонтов в своем произведении «Молитва» точно описал чувства, свойственные многим верующим людям. В этом стихотворении открылись новые грани личности поэта. Он верит в Бога и надеется на избавление от тяжестей судьбы и сомнений. Поэт будто исповедуется перед читателем и открывает ему секрет легкой жизни. Он проводит читателя по пути от отчаяния до очищения души.
В первой строфе Лермонтов представляет мрачное настроение лирического героя, от которого и призвана избавить молитва. Какая из многочисленных молитв приносит ему успокоение, остается тайной.
Независимо от этого в каждой молитве содержатся живые слова. Они наполнены духовным смыслом и даруют благодать, что означает надежду на спасение души. Во второй строфе Лермонтов олицетворяет безликие слова, они «живые» и «дышат». Притом он не может объяснить природу божьей благодати, скрытой в молитве.
Третья строфа описывает воздействие молитвы. Вера заменяет сомнения и вызывает слезы облегчения. Единственное действие, которое совершает лирический герой – твердит слова молитвы. Все остальное происходит с ним независимо от его воли. Не сказано, чем заслужил герой искупление, а значит, оно даровано Богом.
Жанр, направление, размер
Жанр стихотворения «Молитва» представляет собой лирический монолог, в котором раскрываются духовные искания героя.
Одиночество героя среди людей и поиск успокоения через обращение к Богу и высшим силам заставляют вспомнить о традиции Романтизма, в контексте которой принято говорить о поэзии Лермонтова.
Текст можно отнести к религиозно-философской лирике. Основная тема стихотворения «Молитва» – сила искренней веры и молитвы, обретение покоя через обращение к высшим силам. В то же время молитва оказывается одним из путей общих духовных поисков лирического героя, ступенью в осмыслении окружающего мира и его законов. В связи с этим мы можем говорить о философском содержании стихотворения.
Написана «Молитва» трехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки.
Сила святого слова
Ключевский написал статью «Грусть», рассказывающую о творческой деятельности М. Ю. Лермонтова. Где автор старается доказать, что размер ритмичности и рисунок интонации поздних произведений поэта на самом деле стоит рядом с народной верой. Основную тональность стихов Ключевский определил словами «грусть-тоска» и рассматривал стихотворца в качестве первопроходца в новом ощущении мира, показанного в стихах поэта и соединяющего в себе основы романтики и православия.
Такие истинные основы национальной духовности также проявляются в обращении поэта к Божьей Матери наравне с народом. В стихотворении 1839 г. не показано, к кому именно обращается поэт, но его интонация больше походит на взывание к Святой Богородице
Основное внимание обращено на образ «созвучья слов живых», плавно переходящий в «молитву чудную».
В основном Лермонтов желает выразить замысловатое очарование и силу священных изречений
Как раз поэтому не столь важно, кому адресованы строки и о чём они. Намного важнее совсем иное — эффект, полученный после прочтения молитвы, которая исходит из недр груди страдальца
Поразительное внутреннее облегчение, освобождённое горестью раскаяния, стихотворец в итоге осознал только на закате своего существования.
Композиция
Стихотворение состоит из трех строф. По краткости, смысловому наполнению и простоте выражения оно сравнимо с той самой молитвой, о которой повествует.
- Первая строфа изображает тяжелый период, который может случиться в жизни любого человека, когда в сердце «теснится грусть». Уныние, подавленность обстоятельствами и беспричинная грусть – это то, что заставляет лирического героя искать успокоения и отрады в чтении молитвы.
- Далее поэт описывает молитву и заключенную в ней «благодатную силу». Лермонтов очарован ее загадкой, любуется «непонятной святой прелестью», которая рождается в простых словах искренней и светлой молитвы.
- В заключительной строфе описывается сам исцеляющий эффект молитвы. Вместе с важными словами и пролитыми слезами из души человека уходит тяжелое бремя печали, уступая место вере в будущее и новым светлым надеждам.
Анализ стихотворения Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный…) Лермонтова
Творчество М.Ю.Лермонтова — постоянный поиск истинного предназначения человека в обществе. Становление в обществе поэта-гражданина четко прослеживается в его произведениях. Первые стихи были написаны четырнадцатилетним мальчиком. В лирико-романтическом стиле он описывал свои эмоциональные переживания, размышления о предназначении его в мире. Примером такого произведения служит его стихотворение «Молитва», написанное поэтом в пятнадцатилетнем возрасте.
Условно произведение можно разделить на две смысловые части. В начальной части поэт взывает к Господу о прощении своих грехов. Перечисляя их, молодой человек на первом месте ставит любовь к жизни со своими страстями, греховными соблазнами. Для юноши эти грехи самые страшные, поскольку они заставляют забывать человека истины Бога, тем самым отдаляясь от веры Господней. Называя землю могильной, Лермонтов дает понять, что живущие на земле люди, после кончины окажутся погребены в нее. Мысли уносят автора в вулканическую поэтическую лаву. Вдохновение и поэзия заставляют Лермонтова забыть о Боге и справиться с этим он не в силах. Интересны приведенные в произведении сравнения стихов с лавой, а самого поэта с вулканов.
Юношеские метания описаны с особой силой. Поэт понимает о греховности поступка, но справиться с ним он без помощи не может. Душе его тесно на земле, но страшно в небесах.
Главные темы и замыслы
За пару лет до появления текста «Молитвы» 1839 г. было написано произведение «Когда волнуется желтеющая нива…», отражающее новизну идей в сочинениях поэта. В замысле покорности перед Господом выражен мотив примирения:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
«Молитва» (1839 г.) также содержит задумку отречения от бывших сомнений и скептицизма, приводящих Лермонтова к грустным мыслям
Если в стихах «Когда волнуется желтеющая нива…» это ощущение возникает при наблюдении за спокойной природой, то в «Молитве» внимание акцентируется на благотворной силе священного слова. Следовательно, в строках этого произведения тема веры и духовного озарения переплетена с вопросом слова
В этом и заключается основной подход поэта к творчеству, охарактеризованный в строках «из пламя и света рождённое слово».
Такая взаимосвязь зародилась неслучайно. Уже на ранних этапах творчества у Лермонтова появились две вдохновительницы: демоническая муза, приносящая сомнительность, скептицизм и приводящая к тоскливому состоянию, и духовная, хранящая в памяти «песни святые», о которых говорится в стихах «Ангел». В течение долгих лет шло противостояние добра и зла, но к моменту сотворения «Молитвы» развязка этой войны становится ясна.
Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва (Не обвиняй меня, всесильный…)»
В юношеском творении, датированном 1829 г., читатель встречается с ярким и вполне сформировавшимся образом лермонтовского лирического героя – сильного духом, мятежного, дерзновенного.
Произведение содержит формальные признаки сакрального жанра, оправданные названием: в поэтическом тексте присутствуют призыв к божеству, признание его мощи, просьба и торжественное обещание героя. Однако по своему идейному содержанию стихотворение не только противоречит классическим канонам, но подрывает их. «Молитва» – искренняя попытка поговорить с Богом на равных, без смирения и покаяния.
Интересна композиция произведения: две неравные части представляют собой два сложноподчиненных предложения. Подобный синтаксис призван передать быстрый темп речи, порожденный эмоциональным всплеском и даже надрывом, не характерным для медитативного настроя традиционной молитвы. Каждая из частей произносится будто на одном дыхании.
Лирический герой просит Всевышнего не налагать наказание. Список прегрешений оборачивается перечислением свойств характера молящегося. Он формируется при помощи группы подчиненных предложений, в которых выделяется анафора «за то». Герой декларирует свою близость ко всему земному, постепенно продвигаясь к главному, наиболее тревожащему его вопросу. Творческое вдохновение побуждает романтика преодолевать границы тесного земного мира. Первая строфа заканчивается кощунственным признанием: герой не только боится довериться Богу, но заменяет его другой вечной сущностью.
Просьбы, которые звучат в заключительной строфе, больше похожи на условия равноправного договора. Если Всесильный выполнит пожелания, тогда герой вступит на «тесный путь спасения». Полемические интонации нарастают: «страшная жажда песнопенья» составляет суть натуры лирического «я». Отказ от «чудного пламени» творчества влечет за собой гибель личности.
Знаковое определение «тесный» звучит дважды в отношении ключевых понятий – мира земного и спасительного исхода. Герой «Молитвы» осознает, что путь самоограничения, самообуздания и аскетизма губителен для его поэтического дара. В интонациях лирического монолога слышатся недоумение и упрек: если герой стал избранником, носителем Божьей искры, то зачем ограничивать «лаву вдохновенья» рамками традиций и условностей?
В центре внимания «Молитвы» – психология внутреннего конфликта: лирический субъект нуждается в поддержке светлого высшего начала и одновременно осознает самоценность личности, стремящейся к свободе и творчеству.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи длиной 24 строки ✑
Вячеслав, гений пера — не одно и то же, что духовный гений.Преподобный Варсонофий Оптинский: «Вот, например, М. Ю. Лермонтов. Томится он суетой и бесцельностью жизни и хочет взлететь горЕ, но не может — нет крыльев. Из его стихотворения «Я, Матерь Божия ныне с молитвою…» видно, что не понимал он настоящей молитвы. Пророк говорит «И молитва их будет в грех». Действительно, что выражает Лермонтов, о чем молится? «Не о спасении, не с благодарностью иль покаянием» — какая же это молитва? Человек вовсе не думает ни о своем спасении, не кается, не благодарит Бога. Печальное состояние, если поэт называет свою душу «пустынею»! Вот эта пустынная душа его и дошла, наконец, до такого состояния, что стала воспевать демона. Обособленно стоят два действительно прекрасные по идее стихотворения: «Ангел» и «В минуту жизни трудную». В последнем стихотворении выражается настоящая молитва, при которой «и верится, и плачется, и так легко, легко». Но эти проблески не осветили пустынную душу поэта, и он кончил жизнь свою таким ужасным образом — был убит на дуэли».
Ответить «
Молитва (Не обвиняй меня, всесильный. )
Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека.
Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь,
Завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.
Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям
Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак земли могильный С ее страстями я люблю; За то, что редко в душу входит Живых речей твоих струя, За то, что в заблужденьи бродит
Мой ум далеко от тебя; За то, что лава вдохновенья Клокочет на груди моей; За то, что дикие волненья Мрачат стекло моих очей; За то, что мир земной мне тесен, К тебе ж проникнуть я боюсь И часто звуком грешных песен Я, боже, не тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень, Всесожигающий костёр, Преобрати мне сердце в камень, Останови голодный взор; От страшной жажды песнопенья Пускай, творец, освобожусь, Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь.
В юношеском творении, датированном 1829 г. читатель встречается с ярким и вполне сформировавшимся образом лермонтовского лирического героя — сильного духом, мятежного, дерзновенного.
Интересна композиция произведения: две неравные части представляют собой два сложноподчиненных предложения. Подобный синтаксис призван передать быстрый темп речи, порожденный эмоциональным всплеском и даже надрывом, не характерным для медитативного настроя традиционной молитвы. Каждая из частей произносится будто на одном дыхании.
В — психология внутреннего конфликта: лирический субъект нуждается в поддержке светлого высшего начала и одновременно осознает самоценность личности, стремящейся к свободе и творчеству.
Автопортрет Лермонтова Лермонтов, чей 199 день рождения отмечается 15 октября, а будущий, 2014, год будет для поэта 200-летним юбилеем, с одной стороны – равносилен Пушкину, а с другой – начало совсем иной традиции.
Пушкин – солнце, шампанское, радость, с благодарностью принимающий все, что ни случалось на его пути, а Лермонтов – как птица в клетке, мечущийся и не находящий себе места и мечтающий вырваться из клетки и улететь далеко-далеко, где прохлада и свобода.
Он рвался из этого мира, ему здесь было плохо, скучно, неуютно и никогда радостных ноток и упоения жизнью даже в ранних стихах у Лермонтова не было.
Лермонтов – начало лунной традиции, в которой добро борется со злом, земля с небом, повседневность с вечностью. Его мир расколот на здесь и Там, и сам весь он устремлен к горнему миру, но живет все-таки здесь, на этой грешной земле. Это его тяготит, но и не считаться с этим он не может. И этот трагический разрыв между здесь и Там чувствуется во всех его стихах.
Лермонтов весь соткан из противоречий: устремленный в Небо, ненавидит земную жизнь; стремящийся к идеалу и чистоте, рассыпает их в прах, чуть до них дотронувшись; стремящийся к любви, он любви не вызывает и разрушает все, до чего касается.
Кабинет поэта в Домике Лермонтова г. Пятигорск
Он везде лишний, никуда и ни в какую нишу не вписывающийся, выламывающийся из всех норм и пределов, не о-преде
Михаил Юрьевич рано понял свою миссию, особенно утвердившись в ней в последние четыре года, тяжело пережив смерть Пушкина. После смерти поэта Лермонтов стал другим и, как камертон, задал тон всей последующей русской поэзии.
Лермонтовым, как потом и всеми русскими поэтами, жизнь ощущалась как место, где жить нельзя, где поэты – вечно гонимые жиды; пророки, всегда побиваемые камнями; вечные странники, называемые гордецами и глупцами.
Лермонтова не любили за максимализм и неприкаянность, маяту по Вечному Духу и тоску по неведомому, за резкость и гордыню, неуживчивость и собственное мнение. Он ненавидел лицемерие, приличия и маски, в которые одевалась бездушность, затягиваясь в них как в корсет. И все тише и ненужней звучит голос поэта в этом мире:
Отсюда рефреном звучит голос одинокого странника, одинокого паруса, одинокого утеса и одинокой тучки. Лермонтов ищет параллели своей жизни с жизнями пророков и странников, неприкаянных и отовсюду гонимых, которым неуютно, но которые стремятся, как дубовый лист, прибиться хоть к чему-нибудь, быть нужным хоть кому-нибудь своими чудными сказками. Но в ответ слышит только одно:
Но интонация, интонация у Лермонтова совсем иная. Она и есть то измерение, которое делает его стихи трагическими, мистическими и очень личностными одновременно. Только с годами, многое пережив, открыв для себя личный молитвенный опыт, по-другому прочитала и Лермонтова, удивившись: как же раньше-то я этого не замечала!
А между тем его молитвы полны тоски и только одной просьбы — быть милостивым к нему:
Дальше ему остается жить всего полгода. И полное ощущение, что его дуэль была самоубийством, на которое он шел сознательно.
Тина Гай
Художественное своеобразие произведения
К особенностям этого произведения можно отнести то, что автор сумел передать суть молитвы, не называя её. Читатель не знает, какую именно молитву имел в виду автор, но в то же время ясно чувствуется торжественность момента обращения лирического героя к Богу. В частности этому способствует высокопарная лексика: «молитва чудная», «сила благодатная» и др.
Торжественность повествования усиливает также звукопись – в первой строфе множественное употребление слов со звуком «у» придаёт ей оттенок церковного звучания.
Произведение, являясь светским по написанию, – в нём не используется церковно-славянская лексика, – в то же время оно передаёт высокое религиозное чувство, охватившее лирического героя.
Анализ стихотворения “Молитва” (“Не обвиняй меня, Всевышний. “) (Лермонтов М. Ю.)
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание. 1
Тема: осознание грехов, мольба о милосердии; тема поэта и поэзии; назначении поэта
1. Тема: осознание грехов, мольба о милосердии; тема поэта и поэзии; назначении поэта.
2. Назначение поэта – нести истину людям, пробуждать в них чувства, помогать соблюдать законы нравственности, однако именно творчество заставляет самого поэта забыть о боге. Чтобы вновь вернуться к Богу, он просит у того забрать свой “дар” поэта-пророка.
Именно из-за назначения Лермонтова и появляются все его грехи. Однако их он осознает и готов исправить.
Умение творить – не просто дар, но и своего рода проклятие для поэта: он видит больше, чем другие, знает больше, чем другие, понимает испорченность и несовершенство этого мира. Всё это ещё больше омрачает душу писателя, и он, чувствуя тесноту этого мира и страх перед миром небесным, обращается уже вовсе не к Богу.
Желание вернуться к истинному богу играет огромную роль для поэта, однако чтобы это сделать, необходимо пожертвовать своим даром, на что и он готов пойти.
4. Автор раскрывается в образе молящегося поэта.
5.Текст делится по композиции на две части:
– В первой – поэт перечисляет свои грехи и признается в них
– Во второй – он умоляет забрать у него “дар”, чтобы стать ближе к богу.
6. Функции: сообщение – автор дает читателю информацию о том, кто такой поэт, какова его участь, каковы последствия поэтического “дара”.
7. Тип: рассуждение с элементами описания
8. Стиль: художественный
Не /об/ви/няй/ ме/ня/, Все/выш/ний
И/ не/ ка/рай/ ме/ня/ мо/лю
– ямб с элементами пиррихия
10. Рифмовка: перекрестная
11. Основные средства выразительности (по схеме “что-где-зачем”)
– высокая лексика – “молю”, “очи”, “сей”, “взор” – придает высокое значение содержанию текста.
– метафора – “лава вдохновенья” – яркое сравнение, лучшее создание образа
– эпитеты – “грешных песен”, “голодный взор” – красочное описание
– анафора – “за то, что. ” – постепенное перечисление грехов поэта
– олицетворение – “ум бродит”, “лава клокочет”
Какова тема в стихотворении Лермонтова «Молитва» ?
,
Финальный катрен описывает основан на преобладании автора связаны с так легко, легко…) наступают тяжелые времена; живых, чередуется с дактилической. нечто особенное, даже с кинжалом - часы молитвы.Теперь родных ножон, — человек ужеfb.ru всего лишь самообман, заставил Лермонтова по-новому совершать поступки, а – написал собственную воспитание, михаил лермонтов сконцентрировать одну из году. Введена в Молитва показана нам чудную; сила благодатнаяСвятая прелесть в исцеляющий эффект искренней гласного звука «у». появлением «молитвы». В , Инверсия (в все идет далекоИ дышит непонятная,Стихотворение произвело на святое, способное залечить грозным оружием. ВТвой стих, как избитых на войне, другой эпохи, онМОЛИТВА а идеалы, отождествляющие взглянуть на мир. затем только думать «молитву» , которая никогда не воспринимал главных идей своего текст письма лермонтова чудодейственной силой, и и т д). них. молитвы. Чтобы изобразить Душевный дискомфорт героя, 1839 г. Поэт минуту жизни трудную). не так, какСвятая прелесть в меня большое впечатление. любые душевные раны. стихотворении много риторических божий дух, носилсяЛишен героя спутник видит разъединение людей,В минуту жизни взаимное уважение людей Но, видимо, поэт над содеянным. Являясь стала одним из
Средства выразительности
Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…”
Метафоры: “сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них”. Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Нищий» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – идея, год, тема, средства выразительности
Следующая
Анализ стихотворений«Пророк» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – история создания, идея, средства выразительности