Стихотворение «Не пой, красавица, при мне» Пушкин Александр Сергеевич
Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной: Напоминают мне оне Другую жизнь и берег дальный.
Увы! напоминают мне Твои жестокие напевы И степь, и ночь — и при луне Черты далекой, бедной девы!..
Я призрак милый, роковой, Тебя увидев, забываю; Но ты поешь — и предо мной Его я вновь воображаю.
Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной: Напоминают мне оне Другую жизнь и берег дальный.
(2 votes, average: 4,50 out of 5)
Еще стихотворения:
- Баллада (Над морем красавица-дева…) Над морем красавица-дева сидит; И, к другу ласкаяся, так говорит: «Достань ожерелье, спустися на дно; Сегодня в пучину упало оно! Ты этим докажешь свою мне любовь!» Вскипела лихая у юноши…
- Красавица моя, вся стать Красавица моя, вся стать, Вся суть твоя мне по сердцу, Вся рвется музыкою стать, И вся на рифмы просится. А в рифмах умирает рок, И правдой входит в наш мирок…
- На Кавказе Издревле русский наш Парнас Тянуло к незнакомым странам, И больше всех лишь ты, Кавказ, Звенел загадочным туманом. Здесь Пушкин в чувственном огне Слагал душой своей опальной: «Не пой, красавица, при…
- О красавица Сайма О красавица Сайма, ты лодку мою колыхала, Колыхала мой челн, челн подвижный, игривый и острый, В водном плеске душа колыбельную негу слыхала, И поодаль стояли пустынные скалы, как сестры. Отовсюду…
- Разрывы авиабомб напоминают деревья Разрывы авиабомб напоминают деревья. Атомные взрывы напоминают грибы. Что ж! К простому от сложного проистекает кочевье нашей судьбы. Следующая гибель будет похожа на плесень, будет столь же бесхитростна и сыровата…
- Ты, красавица лесная Ты, красавица лесная, Чудный ландыш, бледный лик! Молча я тебя срываю В лунном свете, в чудный миг! Что же делать? Я не властен! Знаю я — зачахнешь ты. Смерть —…
- И птицы и заря-красавица И птицы и заря-красавица Нет-нет, да сновиденья будят: В руке дающей пусть прибавится, А в отнимающей — убудет. Какая мудрая романтика, Какие глупые советы! — Рукою старого ревматика Нашариваю сигареты….
- Я пою, свободная, как птица Я пою, свободная, как птица… Жизнь без песен станет мне темна, И грустна душистая весна, И бледна вечерняя зарница… Как без песен темный лес проснется, Как он встретит восходящий день?…
- На холмах Грузии лежит ночная мгла На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой… Унынья моего Ничто не мучит, не…
- Эй, красавица,- стой, погоди! Эй, красавица,- стой, погоди! Дальше этих кустов не ходи. За кустами невылазна грязь, В этой грязи утонет и князь. Где-нибудь, возле края земли, Существуют еще короли. Может, ты — королевская…
- Кольцо с бирюзою Камень милый, бирюзовый, Ненаглядный цвет очей! Ах, зачем, мой милый камень, Ты безвременно потух? Я тебя ли не лелеял? Я тебя ли не берег? Что ж по-прежнему не светишь? Что…
- Сонет (Не трать, красавица…) Не трать, красавица, ты времени напрасно, Любися; без любви все в свете суеты, Жалей и не теряй прелестной красоты, Чтоб больше не тужить, что век прошел несчастно. Любися в младости,…
- Красавице, не желающей отказаться Красавица, прошу тебя, говядины не ешь. Она в желудке пробивает брешь. Она в кишках кладет свои печати. Ее поевши, будешь ты пищати. Другое дело кролики. По калорийности они Напоминают солнечные…
- Разочарование Протекших дней очарованья, Мне вас душе не возвратить! В любви узнав одни страданья, Она утратила желанья И вновь не просится любить. К ней сны младые не забродят, Опять с надеждой…
- К А. С. (Я вас знавал..) Я вас знавал… тому давно, Мне, право, стыдно и грешно, Что я тогда вас не заметил… Вы только что вступили в свет — Вам было восемнадцать лет… На бале где-то…
- Ты всюду предо мной: повеет ли весна Ты всюду предо мной: повеет ли весна, Я чувствую тебя в ее отраде тайной; Любуюсь ли цветком, я уж тоски полна, — Я мыслю о тебе; забросит ли случайно Холодная…
- Вчера еще в глаза глядел Вчера еще в глаза глядел, А нынче — все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел,- Все жаворонки нынче — вороны! Я глупая, а ты умен, Живой, а я…
- Друг мой тихий, друг мой дальный Друг мой тихий, друг мой дальный. Посмотри,- Я холодный и печальный Свет зари. Я напрасно ожидаю Божества, В бледной жизни я не знаю Торжества. Над землею скоро встанет Ясный день,…
- Ночь в Пасанаури Сияла ночь, играя на пандури, Луна плыла в убежище любви, И снова мне в садах Пасанаури На двух Арагвах пели соловьи. С Крестового спустившись перевала, Где в мае снег и…
- Старую песню мне сердце поет Старую песню мне сердце поет, Старые сны предо мной воскресают, Где-то далеко цветы расцветают, Голос волшебный звучит и зовет. Чудная сказка жива предо мной, В сказку ту снова я верю…
Вы сейчас читаете стих Не пой, красавица, при мне, поэта Пушкин Александр Сергеевич
А. С. Пушкин. Стихотворение «Не пой, красавица, при мне…». Анализ произведения
Время и история написания
Стихотворение написано 12 июня 1828 года, напечатано в «Северных цветах» в 1829 году. Произведение является посвящением Анне Алексеевне Олениной, возлюбленной Пушкина. К ней также обращены его стихотворения «Ты и вы», «Ее глаза», «Я вас любил».
Оленина хорошо пела и брала уроки пения у М. И. Глинки. Грузинская мелодия, которую она пела тогда, была привезена с Кавказа Грибоедовым. Пушкин упоминает в стихотворении о своем пребывании на Северном Кавказе с семьей Раевских летом 1820 года. Поводом к написанию стихотворения послужила случайно услышанная Пушкиным грузинская мелодия.
Тема
В стихотворении раскрывается тема любви.
Главная мысль (идея)
Лирический герой просит не петь молодую красавицу песен о Грузии, потому что ему вспоминаются те дни, когда он был там и был счастлив:
Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной…
Он вспоминает свою возлюбленную, «другую жизнь» и «берег дальний».
Поэтика
Стихотворение относится к любовной лирике. По жанру можно отнести его к любовному посланию или романсу.
Стихотворный метр — четырех- и пятистопный ямб. Система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.
Первая и последняя строфы одинаковы — стихотворение тем самым находится как бы в обрамлении. Это повторение подчеркивает грустное настроение стихотворения: песня «красавицы» вызывает в сердце лирического героя слишком яркие, но тревожащие его воспоминания.
Основной прием, который используется в этом стихотворении, — употребление эпитетов. Они и придают элегическое настроение произведению: Грузия печальная, берег дальный, жестокие напевы, черты далекой, бедной девы, призрак милый, роковой.
Воспоминание о былой утраченной любви мучительно для лирического героя, поэтому соседствуют слова с противоположным смыслом: милый роковой призрак, жестокие напевы. Можно отнести такие сочетания к оксюморонам.
И хотя былая любовь имеет очертания призрака, поэт вспоминает конкретные приметы той, ушедшей жизни («дальний берег»): степь, ночь, луна и Грузия, ее песни, напевы. Это придает «истории» лирического героя достоверность, мы понимаем, что любил он не абстрактный прекрасный образ, а живую женщину, и боль утраты еще жива в его сердце. Новая встреченная им красавица не затмевает собой тот далекий образ «бедной девы» (видимо, встреча не принесла счастья и возлюбленной героя), а заставляет его вновь и вновь возвращаться чувствами к тому, что ушло и оставило в его сердце печальные, но прекрасные воспоминания.
Наверное, поэтому поэт повторяет в конце стихотворения первую строфу — он хочет как бы удержать этот образ, возникший в его душе при песнях Грузии печальной.
Похожие материалы:
- СМЫСЛ ФИНАЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ») — —
- ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ «МЦЫРИ») — —
- ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ) — —
- РОЛЬ СЦЕНЫ ОБЪЯСНЕНИЯ ОНЕГИНА И ЗАМУЖНЕЙ ТАТЬЯНЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» — —
- АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. БЛОКА «К МУЗЕ» — —
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…» И А. А. БЛОКА «О ПОДВИГАХ, О ДОБЛЕСТЯХ, О СЛАВЕ…» — —
- Как оценивают И.А.Гончаров, А.С.Пушкин Чацкого, Софью, других героев комедии — —
- Как с годами изменялись представления Пушкина о свободе? — —
- Любовь и дружба в лирике А. С. Пушкина — —
- Тема поэта и назначения поэзии в лирике А. С. Пушкина — —
- < Назад
- Вперёд >
Примечания
Написано 12 июня 1828 г. Посвящение Анне Алексеевне Андро-Олениной (11.08.1808 — 18.12.1888), графине де Ланженрон, возлюбленной Пушкина в 1828-29 гг. К ней также обращены его стихотворения «Ты и вы», «Её глаза», «Я вас любил», многих строф «Онегина» и др. Оленина хорошо пела и брала уроки пения у М. И. Глинки. Грузинская мелодия, которую она пела тогда, была привезена с Кавказа Грибоедовым и использована Глинкой в его романсе на эти стихи. Пушкин вспоминает в стихотворении о своем пребывании летом 1820 г. на Северном Кавказе с семьей Раевских.
Поводом к созданию стихотворения послужила случайно услышанная Пушкиным грузинская мелодия, которую Грибоедов сообщил Глинке.
- ↑ В рукописи за первой строфой была еще одна: Напоминают мне оне Кавказа гордые вершины, Лихих чеченцев на коне И закубанские равнины.
- ↑ Далёкая бедная дева — вероятно, M. H. Раевская, которая, став женой декабриста С. Г. Волконского, поехала за ним на каторгу в Сибирь.
Анализ «Красавица» Пушкин
Анализ «Красавица» Пушкин
«Красавица» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.История создания
Стихотворение «Красавица» было написано в 1832 году в альбом 25-летней графине Елене Михайловне Завадовской, первой красавице Петербурга. Стихотворение было напечатано в журнале «Библиотека для чтения».
Литературное направление, жанр
Стихотворение «Красавица» — это философское размышление о красоте женщины. Лирический герой не влюблён в неё, не знает её души, внутреннего мира. Он описывает красавицу, её круг и её место в нём, а также то впечатление, которое она производит на других людей. Реалист Пушкин намеренно не показывает развитие образа, потому что ему не хватает для этого материала. Зато он поэтапно анализирует влияние красоты на личность: смущение, остановка, благоговение.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение делится на два восьмистишья. Каждое восьмистишье представляет собой одно предложение. Первое описывает гармоничную и торжественную красоту. Автор выделяет героиню среди остальных светских красавиц, чья красота бледнеет перед ней.
Второе предложение о встрече случайного человека с красавицей. Эта встреча побуждает подумать о гармонии, о Творце и благоговеть «перед святыней красоты». Красота как эстетическая категория возводится в ранг божественной. Для обобщения философской мысли Пушкин пользуется местоимением ты, которое имеет в стихотворении значение всякий, каждый.
Автор не описывает внешность красавицы. Он не перечисляет достоинств, пользуясь вместо этого ёмким местоимением «всё»: «Всё в ней гармония».
Необычность образа красавицы в том, что лирический герой не влюблён в неё и даже не сообщает, в чём эта красота состоит. Он не описывает то, что обычно прекрасно в женщине: глаза, губы, волосы, плечи, руки, фигуру. Может быть, светская дама хороша благодаря внутренней, душевной красоте? Но и душевных качеств, достоинств Пушкин не находит, кроме одной добродетели – скромности: «Она покоится стыдливо». Истинная красота обязательно скромна. Скромность – главное достоинство женщины пушкинской эпохи.
Ещё одно качество красавицы – неторопливость, отсутствие поспешности. Она не опускается до мирской суеты, страстей и беспорядочных движений. Она несёт себя торжественно. Глаголам, обозначающим плавные движения красавицы, противопоставлен глагол поспешать, который означает состояние обычного человека. Красота останавливает, возвышает. В этом её божественная природа.
Тема стихотворения – гармония женской красоты.
Основная мысль: истинная красота божественна, поэтому, она всегда побуждает остановиться и полюбоваться, обратить глаза к Всевышнему, наблюдая Его творение.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Каждое предложение состоит из двух строф. В первой рифмовка перекрёстная, во второй – кольцевая.
Тропы и образы
Красота женщины названа торжественной. Этот эпитет даёт чёткое представление о данной красавице. Её красота возвышает, заставляет любоваться. Но в то же время такая красота возвышается сама. Метафора «всё выше мира и страстей» поднимает красавицу на недосягаемую высоту, делает её почти богиней. Но у красоты есть и другая сторона: красавица отделена от общества, а значит, одинока: «Ей нет соперниц, нет подруг». Метафора «бледный круг наших красавиц» очень ёмкая. Это и меркнущее перед истинной красотой общество светских красавиц, и бледность не видящих солнца петербургских девушек, которая считалась эталонной. Возвышая единственную красавицу, Пушкин принижает красоту остальных, невольно обижая их. Этого требовала традиция альбомных стихотворений.
Во второй части только один эпитет: сокровенное мечтанье. Даже это мечтанье, которое питает в сердце человек (метафора), даже любовь к другой женщине не мешают мужчине благоговеть перед святыней красоты. Слова благоговеть и святыня уже не просто делают конкретную красавицу подобной богине, а эстетическое понятие красоты ставят в один ряд со святынями.
Стихотворение раскрывает талант Пушкина как истинного гения, который даже в традиционном альбомном стихотворении, написанном, по-видимому, случайной знакомой, сделал тему стихотворения — женскую красоту — предметом философских рассуждений и обобщений.
«Не пой, красавица, при мне» анализ стихотворения Пушкина
Краткая история создания
Стихотворение написано Пушкиным в 1928 году, летом. В это время поэт жил в Москве. Однажды, находясь в гостях, он услышал грузинскую песню, которую исполняла Анна Оленина. Пушкин вспомнил далекое время своего первого путешествия по Кавказу. Вспомнил горы, море, степь, кавказскую ночь и девушку, когда-то очень нравившуюся ему. Под влиянием воспоминаний, музыки, личных переживаний и проблем перо поэта легко и быстро начертало удивительно чистое и нежное стихотворение, которое впоследствии стало романсом.
Тема и основной смысл стихотворения
В стихотворении поэт затрагивает тему памяти. Ушедшей давно, но появившейся вновь. Услышав грузинскую мелодию, Александр Сергеевич вновь возвращает память в то время, где он был по-своему счастлив: восторжен и наполнен надеждой и юношеской мечтой.
Читателю между строк преподается урок внимательного и бережного отношения к ушедшему времени. Противоречивость воспоминаний проходит через стихотворение очень полно. С одной стороны, Пушкин не хочет, чтобы при нем пели песни, от которых волнуется душа.
А с другой, ему сладостны звуки милого и такого давнего прошлого. Стихотворение воспитывает в читателе глубокое уважение к тому, что ушло, но осталось жить в уголках памяти. Тематику стихотворения можно назвать любовно-философской.
Сюжет стихотворения
Сюжет прост и слегка загадочен. В нем есть событийные образы. Есть место, где исполняется песня. Есть человек, к которому обращаются с просьбой. Автор просит красавицу не исполнять грузинские песни.
Их он называет жестокими. Поэт аргументирует свое желание тем, что музыка неоднозначно будоражит в нем забытые воспоминания о Кавказе. Мы узнаем о какой-то о бедной, роковой деве. Почему она бедная?
Почему роковая? Что с ней случилось в ту далекую пору? Какое место возле нее занимал поэт?
Читатель может только догадываться об истинном положении вещей. Есть в «Не пой, красавица, при мне» и образы чувств: сожаление, нежность, тоска, печаль, любовь.
Композиция стихотворения
Стихотворение начинается и заканчивается одним и тем же четверостишием. Этот композиционный прием подчеркивает глубину сердечных переживаний автора. Стихотворение написано четырехстопным ямбом.
Ударение падает на четные слоги. Рифма перекрестная. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строчки.
Женская рифма чередуется с мужской .
Употребление тропов
Изящность стихотворению придают тропы:
Эпитеты ; оксюморон ; синекдоха .
Образ лирического героя
Лирический герой — конкретный человечеческий образ. О нем мы можем сказать следующее: влюбленный мужчина с романтической, пылкой душой, наделенной воображением и душевностью. И это может быть не обязательно сам Пушкин. Любой молодой человек может испытать такие же чувства.
Образ лирического героя — собирательный, хотя и имеет в стихотворении личностный оттенок. Есть в стихотворении и лирические «героини» — девушка из прошлого, и девушка, исполняющая песню. По всему стихотворению красной нитью проходят образы природы, любви, тоски, грусти и сожаления.
Род и жанр стихотворения
Относится к одному из трех родов литературных произведений — лирике. Жанровой его особенностью является то, что его можно отнести и к посланию , и к элегии , и к романсу .
Екатерина Бакунина
Екатерина Бакунина. Рисунок П.Ф. Соколова. 1828. ГЛМ
Прозрачны волны покрывала Накинь на трепетную грудь, Чтоб и под ним она дышала, Хотела тайно воздохнуть.
Старшая сестра лицейского товарища Пушкина. Юный поэт был сражен ею еще в Лицее, избрал своей музой, посвятил 23 стихотворения и вспоминал в произведениях до 1825 года.
Она стала фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны, занималась живописью — по-любительски, однако уроки брала у Александра Брюллова. Вышла замуж поздно, в 39 лет, за своего давнего поклонника — двоюродного брата Анны Керн. С мужем поселилась в деревне, растила детей, рисовала и была счастлива.
Автор и его творчество
Блок родился в Санкт-Петербурге в семье служащего. Уже в юношестве он проявил талант к письменности и стал участвовать в литературных кружках и газетах. Первые стихотворения Блока были написаны в романтической манере, но позднее он перешел к символической поэзии, изучая и вдохновляясь работами Л. Н. Андреева, С. М. Соловьева и Ф. М. Достоевского.
Символизм в творчестве Блока
Блок считался одним из главных символистов своего времени. Его стихи отличались сложной символической языковой структурой и глубоким философским содержанием. Он использовал множество образов и символов, чтобы выражать свои мысли о жизни, любви, смерти и религии.
В его стихах часто звучат мотивы родины и русской истории, а также размышления о судьбе и роли поэта в обществе. Блок сумел совместить в своем творчестве эстетическую и социальную функции поэзии, что сделало его творчество уникальным и значимым для русской литературы.
Известные произведения
Среди наиболее известных произведений Блока можно выделить следующие:
- Стихотворение «Не пой, красавица, при мне…» (1908) – одно из самых известных стихотворений Блока, которое стало символом его творчества. В нем он обращается к музе, просит ее не петь и не воспевать красоту, потому что она причиняет ему боль и страдания.
- Поэма «Двенадцать» (1918) – эпическое произведение, в котором Блок рассказывает о событиях Октябрьской революции 1917 года и своем отношении к ним. Поэма была написана в ограниченные сроки и получила большую популярность среди читателей.
Творчество Александра Блока оказало значительное влияние на русскую поэзию XX века
Его поэзия по-прежнему занимает важное место в каноне русской литературы и восхищает читателей своей красотой и глубиной мысли
Анализ стихотворения «Не пой, красавица, при мне…»
1. Тематика и сюжет
Строфы стихотворения описывают внутренние переживания героя, который пытается сдержать свои эмоции перед прекрасной девушкой.
2. Основные художественные средства
Автор использует различные ритмические и стилистические приемы, чтобы передать глубину чувств героя. В основе стихотворения лежит антифраза, осознанное лукавство автора, который призывает девушку не петь, но при этом сам влюблен в ее голос и не хочет слышать иного как музыку.
Лермонтов также использует ряд картинных, образных сравнений и аллегорий для более яркого отображения чувств героя.
Выбранные метрические схемы (четверостишья, ямбический стих, тоны долготония) помогают усилить эмоциональную интенсивность стихотворения.
Софья Киселева
Софья Киселева. Картина Дж. Хейтера. 1831. Государственный Эрмитаж
«Я суеверно перекладывал в стихах рассказ молодой женщины: к нежным законам стиха я приноравливал звуки ее милых и бесхитростных уст».
Урожденная княжна Потоцкая, она была дочерью польского князя от авантюристки-гречанки. Считается, что именно Киселева рассказала поэту историю о похищенной княжне Потоцкой, которая легла в основу «Бахчисарайского фонтана». Посвященных Киселевой отдельных стихов поэта мы не найдем: он не тратил силы зря. Недаром в письме к мужу она честно писала: «Если увидишь Пушкина, передай ему, что я учусь русскому языку, чтобы читать его стихи».
С мужем эта статная красавица в итоге рассталась и уехала за границу. Но прежде предусмотрительный супруг устроил ее дела так, «чтобы она не могла разориться, даже если бы хотела». Софья блистала в парижском обществе, а в старости ее главной страстью стала игра в карты. Двигаться самостоятельно она уже не могла, и слуга каждый день возил старуху в казино, где она проводила целый день.
Анализ стихотворения Пушкина «Не пой, красавица, при мне…»
Александр Пушкин слыл ловеласом и постоянно в кого-нибудь влюблялся. Некоторые его романы были предметом светские сплетен и длились годам, другие оставались тайной даже для тех женщин, которых боготворил поэт, и заканчивались так же внезапно, как и начинались. В 1828 году пушки знакомится с Натальей Гончаровой, своей будущей супругой, делает ей предложение и получает весьма неопределенный ответ от родителей девушки, которые считают, что той еще слишком рано вступать в брак. Эта неопределенность буквально сводит Пушкина с ума, он готов на любой безумный поступок, чтобы завоевать сердце возлюбленной. В итоге поэт принимает решение отправиться на Кавказ, где в это время идет война, надеясь хоть на время забыть удивительный образ юной особы, пленившей его воображение. Поездка на Кавказ оборачивается для Пушкина новым романом, героиней которого становится не менее прекрасная графина Анна де Ланжерон. Поэт восхищается не только ее красотой, но и удивительным голосом, сильным и чистым. Однажды Пушкино доводится стать свидетелем импровизированного урока пения, который графине преподал композитор Михаил Глинка. Во время занятия избранница поэта исполняет грузинскую песню, чем окончательно и бесповоротно влюбляет в себя Пушкина. Его сердце разрывается от нежности к этой женщине, но при этом в нем все еще есть место для сильных чувств к Наталье Гончаровой. Поэтому на свет появляется весьма противоречивое стихотворение «Не пой, красавица, при мне…», обращенное к графине. Поэт признается, что услышанная мелодия лишь больше усиливает его печаль, напоминая «другую жизнь и берег дальний». Он все еще тоскует по Наталье Гончаровой, хотя и признается: «Я призрак милый, роковой, тебя увидев, забываю». Но иллюзии моментально рассеиваются, как только графиня начинает петь. В ее голосе столько печали и любви, что Пушкин невольно возвращается мыслями в недавнее прошлое и вновь испытывает всю гамму чувств, которые свойственные безнадежно влюбленному и очень одинокому человеку. Мимолетные увлечения не в состоянии отвлечь поэта от мыслей о девушке, которую он в мечтах называет своей, понимая, что добиться руки избранницы ему будет крайне непросто. И эти грустные мысли, усиленные печальной и протяжной грузинской песней, причиняют поэту сильные страдания, лишая возможности наслаждаться жизнью в обществе женщины, которая ему небезразлична.
Похожие материалы:
- Примеры проблемных вопросов, входящих в 3-ю часть КИМов по литературе — —
- Кто он, Ермолай Лопахин, — «хищный зверь» или «нежная душа»? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад») — —
- Как сочетаются в Ермолае Лопахине два противоположных качества личности -г- «нежная душа» и «хищный зверь»? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад») — —
- Почему именно Соня Мармеладова смогла привести Раскольникова к признанию в совершенном преступлении? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») — —
- Какие психологические приемы и как помогают Достоевскому передать «расколотость сознания» его героев? — —
- В чем причина бездеятельности Обломова? (по роману И.А. Гончарова «Обломов») — —
- В чем заключается принцип «тайного психологизма» И.С. Тургенева? (по роману «Отцы и дети») — —
- В чем главная причина конфликта Базарова и Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»? — —
- Почему «жизненная наука» Варвары не принесла Катерине счастья? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза») — —
- < Назад
- Вперёд >
Аглая Давыдова
Аглая Давыдова. Портрет Э. Виже-Лебрён. 1824. Частная коллекция
И вы поверить мне могли, Как простодушная Аньеса? В каком романе вы нашли, Чтоб умер от любви повеса?
Дочь французского эмигранта герцога де Граммона, жена кузена Дениса Давыдова. Красавица была предметом острого увлечения Пушкина в 1820–1821 годах, которое позже вылилось в безжалостные и неприличные эпиграммы («Иной имел мою Аглаю…» и др.).
Эта хорошенькая, ветреная и кокетливая дама, настоящая француженка, искала в шуме развлечений средства «не умереть со скуки в варварской России». Ее мужа Пушкин сравнивал с шекспировским Фальстафом и называл «рогоносцем величавым». Овдовев, немолодая уже Аглая вышла замуж за генерала Ораса Себастьяни, министра иностранных дел Франции.
Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина
«Добрая подружка» — это кто?
Со школьной скамьи нам известно, что Пушкина пестовала няня Арина Родионовна. А вот имя матери мало кто помнит. Знают имя отца, дяди. Вспоминают даже о его пращуре — «арапе Петра Великого». Мать, Надежда Осиповна, в стороне. Зато няня — в первом ряду. Прежде всего как «добрая подружка бедной юности моей». И как вдохновительница его творчества. Но!..
Статья по теме
Загадка поэта. Как на самом деле выглядел Пушкин?
Пушкин был очень точен. «Юность» означает именно юность, а не детство. Потому что сказки Арины Родионовны он записывал и обдумывал в период где-то до 1820 г. А вот до 5 лет за ним ходила другая няня — Ульяна. По свидетельству сестры Пушкина, она даже была его молочной матерью, то есть кормилицей. И первые воспоминания поэта связаны именно с нею. Он так и писал в планах: «Первые впечатления. Юсупов сад. Няня. Землетрясение». Получается, помнит поэт себя с трёх лет — одно из редчайших московских землетрясений пришлось на осень 1802 г.
Не исключено, что из детства Саша запомнил не только землетрясение, но и сюжеты разных побасёнок — Ульяна Яковлева, как и многие крепостные из дворни, наверняка была мастерица рассказывать сказки. А ведь был ещё один сказитель. Полагалось, чтобы за дворянскими детьми где-то с пяти лет ходил дядька. У Пушкиных такой был. Никита Тимофеевич Козлов. Мужик грамотный, автор поэтической баллады про Еруслана Лазаревича. Пушкин признавался, что кроме романтических западных рыцарских романов он вдохновлялся и этим самым «Ерусланом», несколько переиначив имя героя и включив в первую свою поэму «Руслан и Людмила» несколько эпизодов из «Еруслана», в частности бой с гигантской головой.
Заслуг Арины Родионовны это не умаляет, но картина, под чьим влиянием формировался поэт, становится объёмнее.
Портрет Александра Пушкина. Работа В.А. Тропинина. 1827 год.
Форма и структура стихотворения
Форма стихотворения отражает его внешние особенности, такие как длина строк, рифма, стихотворный размер и структура. В зависимости от формы, стихотворение может быть определено как стихотворная драма, эпическая поэма, лирическая песня или сонет.
Структура стихотворения обозначает внутреннюю организацию и расположение элементов в тексте. Она включает число и последовательность строф, количество строк в каждой строфе, использование пауз и повторов, а также особенности стихотворных схем и ритма.
Одна из ключевых особенностей стихотворения «Не пой, красавица, при мне» — его стихотворный размер. Все строки имеют одинаковую длину и состоят из пяти ямбических стоп, что придает тексту гармоничный и ритмичный звучание.
Также стихотворение «Не пой, красавица, при мне» характеризуется особым ритмом и стихотворной схемой. Здесь используется антанаклаз, повтор того же слова или словосочетания в начале соседних строк, что придает произведению дополнительную эмоциональность и выразительность.
В целом, форма и структура стихотворения являются важными аспектами, которые помогают организовать и выразить идеи и эмоции поэта. Они создают определенную атмосферу и ощущение, влияют на восприятие и интрепретацию произведения читателем.
В творчестве, произведениях и стихотворениях
Немаловажное место в своём творчестве А.С.Пушкин отводит любовной лирике. Именно здесь, в откровенных и искренних стихах, исполненных любви и нежности, поэт раскрывает своё истинное отношение к женщинам. Примерами стихотворений, воспевающих чистоту и прелесть любимой девушки, в поэзии А.С.Пушкина являются «Я помню чудное мгновенье» и «Я вас любил…»
Примерами стихотворений, воспевающих чистоту и прелесть любимой девушки, в поэзии А.С.Пушкина являются «Я помню чудное мгновенье» и «Я вас любил…»
Стихотворение, начинающееся строками «Я помню чудное мгновенье», посвящённое Анне Петровне Кёрн, наполнено воздушным, светлым и недосягаемым образом возлюбленной. Что бы ни происходило с лирическим героем, «милые черты» всегда озаряют его сознание вдохновением, наделяют новыми силами для жизни и любви. В этом стихотворении А.С.Пушкин применяет по отношению к возлюбленной такие метафоры, что её образ становится воздушным, неземным: «мимолётное виденье», «гений чистой красоты«. Девушке достаточно было мелькнуть в жизни поэта единожды и скрыться из виду, но её облик сохранился в душе поэта навсегда, всюду следует за ним, спасает в тяжкие минуты душевного падения. Это стихотворение — своеобразный гимн Пушкина, посвящённый небесной прелести и красоте девушки, в которую он влюблён.
Другое известное произведение А.С.Пушкина, «Я вас любил…», уже не содержит описания девушки. Мы не знаем, чем пленила поэта его возлюбленная, но понимаем, что неразделённость чувства причиняет ему боль и страдания. Лирический герой никого не винит в случившемся, не выставляет своих чувств напоказ. Главная мысль короткого, но ёмкого по содержанию стихотворения А.С.Пушкина состоит в том, чтобы отпустить образ возлюбленной, пожелав ей счастья с другим:
Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.
Это трогающее душу стихотворение трогает искренностью и глубиной чувств человека, способного просто любить и довольствоваться этим чувством, ничего не требуя взамен.
Таким образом, эти и другие примеры стихотворений, принадлежащей к любовной лирике А.С.Пушкина, иллюстрируют его трепетное отношение к чувству любви. Любимая женщина для него — всегда неприкосновенный, недостижимый идеал, ангельски невинный, красивый и чистый. Поэт стремится донести до читателя, что любовь — высокое чувство, излияние которого требует красоты и многогранности форм, от этого в его произведениях так много красочных эпитетов и метафор. Несмотря ни на что, поэт остаётся верен своему идеалу чистой и светлой любви, он убеждён, что она существует, и учит этому нас с вами.