Марина цветаева стих народ анализ

Тема родины лирике цветаевой кратко. тема родины в творчестве цветаевой

Анализ стихотворения Цветаевой «Не умрешь, народ!..»

21 мая 1939 года в Париже Марина Ивановна Цветаева пишет короткое страстное стихотворение «Не умрёшь, народ!». Может показаться, что это пафосное воззвание обращено к людям покинутой Родины, но это не так. Обратившись к обстоятельствам создания этого произведения, мы поймём, что речь идёт вовсе не русском народе, а о чехах.

Дело в том, что осенью 1938 года главами европейских государств было подписано печально известное Мюнхенское соглашение, предусматривавшее расчленение Чехии. Среди населения Польши, словацких областей и других территорий нагнетались античешские настроения, устраивались провокации; началась оккупация страны. Атмосфера постоянно накалялась. У Марины Цветаевой, искренне любившей Чехию, это не могло не вызывать сопереживания. Чувства поэтессы по поводу бед этой страны отразились в произведениях цикла «Стихи к Чехии».

Стихотворение «Не умрёшь, народ!» состоит всего из двух строф. Рифма в строках перекрёстная (abab). Стихотворный размер – трёхстопный хорей. Интересно, что окончания во всех строках мужские, то есть ударение всегда падает на последний слог.

Как уже говорилось, произведение это страстное. Эмоциональный накал ему придают восклицания и обращения. Автор адресует своё послание чешскому народу, предрекая ему божественную защиту, желает выстоять в годину несчастий и процветать. Чем же объясняется такая уверенность, что этих людей ждёт счастливое будущее?

Поэтесса отвечает на этот вопрос с помощью живописнейших образов. Марина Ивановна сравнивает душевные качества народа с необычными материалами – природными минералами. Например, она говорит, что чехи наделены свыше сердцами, подобными гранату, а грудью – граниту. Здесь мы видим не только созвучные слова – паронимы, но и оригинальные метафоры. Под «народной грудью», конечно, следует понимать бесстрашие, несокрушимую волю людей, которая напоминает по твёрдости гранит.

Что касается граната, то этот образ можно понимать по-разному. С одной стороны можно также трактовать его как минерал. Тогда окажется, что поэтесса наделяет людские сердца благородством этого драгоценного камня (кстати, знаменитые кровавые гранаты добывались именно на территории Чехии). С другой стороны, гранат может пониматься как плод, чьи зёрна истекают алым соком, напоминая горячие сердца чешских патриотов. В этом случае мы наблюдаем антитезу – крепкая грудь противопоставляется скрывающемуся за ней уязвимому чувствительному сердцу.

Кроме того автор упоминает такой минерал, как хрусталь, символизирующий чистоту душ представителей чешского народа. Скрижаль, о которой говорит поэтесса, конечно же, не является камнем, но думается, что речь идёт о библейской скрижали, на которой содержались божьи заповеди. Таким образом, Марина Ивановна подчёркивает, что народ, соблюдающий эти законы, чистый душой и пламенный сердцем, более чем достоин выстоять и благоденствовать.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 8 строк ✑

III. Работа над заданиями в малых группах по теме Родины в лирике

М.
Цветаевой.

План
раскрытия темы Родины в лирике М.
Цветаевой

«РОССИЯ
моя, РОССИЯ, зачем так ярко горишь?»

Трагедия
потери Родины выливается в эмигрантской
поэзии Цветаевой в противопоставление
себя – русской – всему нерусскому и
потому чуждому. Индивидуальное «я»
становится частью единого русского
«мы» (стихотворение «Лучина», 1931).

«России
меня научила революция». Россия всегда
была в ее крови – с ее историей,
бунтующими героинями, цыганами,
церквями и Москвой, в которой всегда
ощущала себя детищем города, «отвергнутого
Петром».

Главный
мотив стихов Марины Цветаевой периода
эмиграции – трагическое звучание
потери Родины, сиротства, а особенно
– ТОСКА ПО РОДИНЕ (стихотворение
«Тоска по Родине! Давно…», 1934).

Верность
традиции быть всегда рядом с Россией
даже тогда, когда это невозможно. В
поэзии М. Цветаевой воплощалась любовь
к русской речи, ко всему русскому.
Мечта поэтессы состояла в том, чтобы
возвратить своему сыну родину – его
Россию («Стихи к сыну»).

«Родина
не есть условность территории, а
непреложность памяти и крови». Дорогой
ценой купленное отречение в дальнейшем
помогло Цветаевой прийти к постижению
ПРАВДЫ ВЕКА.

«Всякий
поэт по существу эмигрант, даже в
России» (статья «Поэт и время»).

Лейтмотив

Марину Цветаеву, которая немалую часть жизни провела в эмиграции, по праву считают русской поэтессой. И это неспроста. Многие исследователи подтверждают, что творчество этой свидетельницы страшных переломов российской истории — летопись не только любви, но и Родины начала XX века.

Мы абсолютно точно можем сказать, что Марина Цветаева любит Россию. Она пропускает через себя все тревожные, неоднозначные события, анализирует их в своем творчестве, пытается выработать к ним четкое отношение. В том числе углубляясь и в давнюю историю («Стенька Разин»).

Жива в ее творчестве и тема Белой гвардии. Марина Ивановна не приняла революцию, ее ужасала Гражданская война.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Цветаевой Родина

    Осмысление своих отношений с родной страной – важный момент в творческой биографии каждого литератора. Поэты пытались определить свое место на родине, место родины в мире и в своей душе еще со времен романтиков

  • Анализ стихотворения Сосны Фета

    Произведение Афанасия Фета «Сосны» в первый раз было выпущено в издательстве «Современник» в 1855 году. В творении время движется по кругу. В начале стихотворения автор описывает весну, которая сменила холодную зиму

  • Анализ стихотворения О Русь взмахни крылами Есенина

    Произведение выражает мысли и ощущения, охватившие поэта во время Февральской революции. В стихотворении ощущение свободы и оптимистический взгляд в будущее переплетается с мыслями о поэтическом творчестве.

  • Анализ стихотворений Антона Дельвиг

    Анализ произведений Антона Дельвиг

  • Анализ стихотворения О, как безумно за окном Блока

    Одно из самых чувственных и прекрасных стихотворений Александра Блока. Не многие знают, что ранняя лирика поэта касалась пейзажей, природы, чувств. Такие работы Блока показывают его совершенно с другой стороны

Стихотворение написано после Октябрьской революции, в эмиграции, куда поэтесса уехала из России, последовав за своим мужем. Но вынужденная эмиграция не принесла Цветаевой желаемого облегчения: тоска по России навсегда связала ее с родиной, именно поэтому, прожив много лет за границей, впоследствии она все же решила вернуться в Россию. Не просто складывались взаимоотношения поэтессы с собственной страной, но тема родины является одной из основных в поэзии Цветаевой. Лирическая героиня одинока. Оторванность от России, трагизм эмигрантского

Существования выливаются в поэзии в противостояние лирического русского «я» героини всему нерусскому, чуждому.

Потеря родины для М. Цветаевой имела трагическое значение: она становится изгоем, одиноким, отверженным человеком. Именно в эмиграции по-новому начинает звучать тема родины: появляется ощущение утраты отчего дома, мотив сиротства. В стихотворении «Родина» лирическая героиня мечтает о возвращении домой и центральной идеей выступает противопоставление чужбины, дали и дома: Даль, отдалившая мне близь, Даль, говорящая: «Вернись Домой!» Со всех — до горних звезд — Меня снимающая мест! Все стихотворение

Построено на антитезе, контрасте «России, родины моей» и дали — «тридевятой земли».

Марине Цветаевой свойственно личностное восприятие мира, поэтическое «я» неотделимо от образа лирического героя. Это подтверждают и многочисленные личные местоимения, используемые в тексте стихотворения: «до меня», «родина моя», «я далью обдавала лбы», «распрь моих».

Личностное восприятие поэтессы выдвигается на первый план, поэтому здесь художественные образы переплетены: Даль — тридевятая земля! Чужбина, родина моя! На этой странице искали: марина цветаева родина анализ краткий анализ стихотворения цветаевой родина марина цветаева анализ стихотворения родина анализ стихотворения цветаевой родина по плану родина

Сочинения по темам:

  1. Стихотворение «Родина» было написано К. Симоновым в 1941 году, в годы Великой Отечественной войны. Основная тема его — тема Родины….
  2. Стихотворение «Рассвет на рельсах» было написано в 1922 году. Цветаева не приняла и не по­няла Октябрьскую революцию, и в мае…
  3. Многие поэты касались в своем творчестве патриотических тем. Михаил Юрьевич Лермонтов в этом смысле не стал исключением. Его стихотворение «Родина»…
  4. «Станок» (1931). В этом стихотворении Цветаева размыш­ляет о соотношении тайны и поэтического творчества. Непрере­каемым, божественным авторитетом является А. С. Пушкин….

“Тоска по Родине” – это печальное стихотворение, созданное знаменитой поэтессой в эмиграции, почти в изгнании, в тот период, когда она была вынуждена покинуть России и отправиться с мужем в Прагу. Краткий анализ “Тоска по Родине давно” по плану поможет школьникам лучше понять настроения поэтессы в этот период ее жизни и творчества. Его можно использовать на уроках литературы в 11 классе в качестве основного или дополнительного материала.

Эмиграция

Надо сказать, что причиной эмиграции Цветаевой стали не ее идейные соображения. Отъездом послужили обстоятельства — она последовала вслед за мужем, белым офицером. Из биографии поэтессы известно, что 14 лет она прожила в Париже. Но сверкающий город грез не пленил ее сердца — и в эмиграции жива тема Родины в творчестве Цветаевой: «Я здесь одна… И в сердце плачет стих Ростана, как там, в покинутой Москве».

В 17 лет она написала первое стихотворение о Париже. Яркий и радостный, он ей показался тоскливым, большим и развратным. «В большом и радостном Париже мне снятся травы, облака…»

Храня образ дорогой Родины в сердце, она всегда тайно надеялась на возвращение. Цветаева никогда не таила обиды на Россию, где ее творчество, истинно русской поэтессы, было не принято, неизвестно. Если мы проанализируем все ее произведения в эмиграции, то увидим, что Отчизна — это роковая и неизбежная боль Цветаевой, но такая, с которой она смирилась.

Анализ стихотворения Цветаевой «Народ»

Собирательный образ народа является одним из центральных в трагических «Стихах к Чехии». Живописный, просторный и плодородный край населяют трудолюбивые жители со «смиренными» сердцами. Лирическая героиня цикла горячо сочувствует чехам: лишь неполных два десятка лет продолжалось их независимое существование, которое было прервано наглым нацистским вторжением. Извлекая сюжетную основу из газетных публикаций, поэтесса подробно описывает отдельные эпизоды борьбы за свободу: одиночную атаку чешского офицера, акции гражданского неповиновения.

Зачин произведения, датированного маем 1939 г., воспроизводит фразеологизм, сообщающий об удачливой судьбе воина. Стремясь изобразить душевную твердость, несгибаемость национального характера, автор расширяет устоявшуюся речевую единицу собственным оригинальным дополнением. Чех-патриот способен противостоять и физическому, и моральному давлению агрессоров.

Стойкость славянского народа достойна изумления, которое передается еще одной идиомой – «разинуть (раскрыть) рот». От удивления замирает на месте не только простой наблюдатель, но и поэт, получающий возвышенную характеристику земного провидца, «глашатая».

Люди, которых невозможно покорить, подобны граниту. Сближая свойства характера с качествами горной породы по признаку твердости, автор разворачивает обширное иносказание. В него входит образ мастера, обрабатывающего камень, и образ-символ горящего сердца из гранита, основанный на синекдохе.

Допустить гибель чешского народа, потерю его национальной идентичности – верх антигуманизма. Об этом свидетельствует риторический вопрос, завершающий предпоследнюю строфу. Он предваряет апелляцию к Господу, звучащую в финальном эпизоде. Показательно, что обращение к могущественному началу лишено безусловной почтительности, обычной для молитвенной формулы. Отважная героиня начинает с условия, ставящего под сомнение безупречность традиционного образа: если Бог соответствует ожиданиям лирического «я», то он не останется безразличен к страстной просьбе.

Текст завершается на эмоциональном подъеме. Героиня желает любимому народу земного счастья и свободной жизни, которые оказываются важнее, чем вечный покой бессмертной души

Подчеркивая важность своего выбора, в рамках финальной строфы поэтесса сосредоточивает два однокоренных слова

  • Ненавижу своего отца стихи

      

  • В каждой тишине своя мелодия в каждой пустоте свой молчаливый стих

      

  • Джон гринлиф уиттьер стихи

      

  • Поздравления с днем сына от мамы трогательное в стихах

      

  • Смешной стих про рому
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: