Петр вяземский 📜 негодование

Стихотворение вяземского п. а. «негодование»

Автор «Прелюбопытной хроники»

Петр Вяземский постоянно вел записные книжки. Он делал пометки о своей жизни, разных событиях, записывал модные анекдоты, услышанные разговоры и собственные размышления. Его привлекали бытовые мелочи и забавные незначительные происшествия. В 1870 году «прелюбопытная хроника», как называл ее автор, была опубликована под названием «Старая записная книжка».

Вяземский писал и мемуарные очерки — в основном о деятелях русской культуры конца XVIII — начала XIX века. Он был близким другом Александра Пушкина: они вместе состояли в обществе «Арзамас» и часто беседовали о литературе. Позже Вяземский стал автором своеобразной пушкинианы: он создал мемуарные приписки к своим ранним критическим статьям, посвятил Пушкину раздел в статье «Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина» и строки в «Автобиографическом введении», написал очерк «Мицкевич о Пушкине».

Творчество

Свою деятельность Юрий Павлович начал как писатель (взяв как псевдоним фамилию матери), под его пером вышли научные публикации: «И на земле мир», «Открытое письмо Ивану Карамазову», «Вооружение Одиссея» и др. В 1993 году он становится заведующим кафедрой мировой литературы МГИМО, эту должность мужчина занимает и по сей день. Преподаватель ведет несколько дисциплин: русская и всемирная литература, а также религиозная и культурные направленности.

С начала 1990 года стал ведущим интеллектуальной программы на «ОРТ» — «Умники и умницы», победители которого имеет право учиться в МГИМО.

О стихотворениях «К портрету Жуковского», «К портрету Вяземского» А. С. Пушкина

Стихотворения «К портрету Вяземского» и «К портрету Жу­ковского» надо понимать как короткие, но меткие характеристи­ки, подчёркивающие те их качества, что явились в каждом из них основополагающими. Когда речь идёт о выдающемся поэте, то главным будет характеристика его творчества. Если же говорить о великосветском человеке, критерии будут иные — это в боль­шей степени его личные качества, не заслонённые особенным та­лантом.

Характеризуя Вяземского, Пушкин сожалеет об упущенных возможностях, объясняя это тем, что знатный род и богатство часто мешают проявиться в должной мере возвышенному уму, а простодушие, отравленное язвительностью и готовностью вы­смеивать, теряет свою невинность и становится менее привлека­тельно.

Жуковского Пушкин описывает как поэта, чьи стихотворения неотделимы от свойств личности. Это светлый, лиричный чело­век, романтически повествующий о прошлой славе, пленяющий аурой чистоты и спокойствия.

  • тема стихотворения к портрету жуковского
  • анализ стихотворения жуковского к портрету гёте
  • тема стихотвоения к портрету жуковского

Читать все стихи Петра Андреевича Вяземского:

Босфор (У меня под окном, темной ночью и днем…)Булгарин — вот поляк примерныйВ воспоминаниях ищу я вдохновеньяВ каких лесах, в какой долинеВасилий Львович милый! здравствуй!Вписавшись в цех зоилов строгихВсе сверстники мои давно уж на покоеД. В. Давыдову (Давыдов! где ты?..)Два живописца (В столицу съехались портретны мастера…)Дорожная дума (Колокольчик однозвучный…)Друзьям (Я пью за здоровье не многих…)Еще тройка (Тройка мчится, тройка скачет…)Жизнь наша в старости… (Жизнь наша в старости — изношенный халат…)За милой встречей вслед на жизненном путиЗачем вы, дни?- сказал поэт… («Зачем вы, дни?» — сказал поэт…)Зима (В дни лета природа роскошно…)Зимняя прогулкаК кораблю (Куда летишь? К каким пристанешь берегам…)К мнимой счастливице (Мне грустно, на тебя смотря…)К партизану-поэту (Анакреон под дуломаном…)К партизану-поэту (Давыдов, баловень счастливый…)К старому гусару (Эй да служба! эй да дядя!..)Катай-валяйКнягине В.А.Голицыной (Поздравить с пасхой…)Любить. Молиться. Петь (Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…)Масленица на чужой стороне (Здравствуй, в белом сарафане…)Мне не к лицу шутить, не по душе смеятьсяМне нужны воздух вольный и широкийМоя вечерняя звездаНа людской сторонеНа Н.А.ПолевогоНа память (В края далекие, под небеса чужие…)Наш свет — театр; жизнь — драма… (Наш свет — театр; жизнь — драма; содержатель…)Негодование (К чему мне вымыслы? к чему мечтанья мне…)Ночь на Босфоре (На луну не раз любовался я…)Осень 1830 года (Творец зеленых нив…)Палестина (Свод безоблачно синий…)Первый снегПеснь на день рождения В. А. Жуковского (В этот день дал бог нам друга…)Поминки (Дельвиг, Пушкин, Баратынский…)Послание к Жуковскому из Москвы, в конце 1812 годаПростоволосая головкаПусть остряков союзных тупостьРазговор 7 апреля 1832 (Нет-нет, не верьте…)Рим (Рим! всемогущее, таинственное слово!..)Русский бог (Нужно ль вам истолкованье…)Степь (Бесконечная Россия…)Сумерки (Чего в мой дремлющий тогда…)Сфинкс, не разгаданный до гробаТихие равниныТоскаТропинка (Когда рассеянно брожу без цели…)Ты светлая звезда (Ты светлая звезда таинственного мира…)Уныние (Уныние! вернейший друг души!..)Федору Ивановичу Тютчеву (Твоя подстреленная птица…)ХандраЧерные очи (Южные звезды! Черные очи!..)ЭпернеЭпитафия себе заживо (Лампадою ночной погасла жизнь моя…)

«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь

Масленица на чужой стороне

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Ты живительной улыбкой,

Свежей прелестью лица

Пробуждаешь к чувствам новым

Усыпленные сердца.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка зима!

Из-за льдистого Урала

Как сюда ты невзначай,

Как, родная, ты попала

В бусурманский этот край?

Здесь ты, сирая, не дома,

Здесь тебе не по нутру;

Нет приличного приема,

И народ не на юру.

Чем твою мы милость встретим?

Как задать здесь пир горой?

Не суметь им, немцам этим,

Поздороваться с тобой.

Не напрасно дедов слово

Затвердил народный ум:

«Что для русского здорово,

То для немца карачун!»

Нам не страшен снег суровый,

С снегом — батюшка-мороз,

Наш природный, нагл дешевый

Пароход и паровоз.

Ты у нас краса и слава,

Наша сила и казна,

Наша бодрая забава,

Молодецкая зима!

Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир,

И блинами и настойкой

Закутит крещеный мир.

В честь тебе и ей Россия,

Православных предков дочь,

Строит горы ледяные

И гуляет день и ночь.

Игры, братские попойки,

Настежь двери и сердца!

Пышут бешеные тройки,

Снег топоча у крыльца.

Вот взвились и полетели,

Что твой сокол в облаках!

Красота ямской артели

Вожжи ловко сжал в руках;

В шапке, в синем полушубке

Так и смотрит молодцом,

Погоняет закадычных

Свистом, ласковым словцом.

Мать дородная в шубейке

Важно в розвальнях сидит,

Дочка рядом в душегрейке

Словно маков цвет горит.

Яркой пылью иней сыплет

И одежду серебрит,

А мороз, лаская, щиплет

Нежный бархатец ланит.

И белее и румяней

Дева блещет красотой,

Как алеет на поляне

Снег под утренней зарей.

Мчатся вихрем, без помехи

По полям и по рекам,

Звонко щелкают орехи

На веселие зубкам.

Пряник, мой однофамилец,

Также тут не позабыт,

А наш пенник, наш кормилец

Сердце любо веселит.

Разгулялись город, села,

Загулялись стар и млад, —

Всем зима родная гостья,

Каждый масленице рад.

Нет конца веселым кликам,

Песням, удали, пирам.

Где тут немцам-горемыкам

Вторить вам, богатырям?

Сани здесь — подобной дряни

Не видал я на веку;

Стыдно сесть в чужие сани

Коренному русаку.

Нет, красавица, не место

Здесь тебе, не обиход,

Снег здесь — рыхленькое тесто,

Вял мороз и вял народ.

Чем почтят тебя, сударку?

Разве кружкою пивной,

Да копеечной сигаркой,

Да копченой колбасой.

С пива только кровь густеет,

Ум раскиснет и лицо;

То ли дело, как прогреет

Наше рьяное винцо!

Как шепнет оно в догадку

Ретивому на ушко, —

Не поет, ей-ей, так сладко

Хоть бы вдовушка Клико!

Выпьет чарку-чародейку

Забубённый наш земляк:

Жизнь копейка! — Смерть-злодейку

Он считает за пустяк.

Немец к мудрецам причислен,

Немец — дока для всего,

Немец так глубокомыслен,

Что провалишься в него.

Но, по нашему покрою,

Если немца взять врасплох,

А особенно зимою,

Немец — воля ваша! — плох.

20 февраля 1853 года, Дрезден

*****

Палестинская лирика П. А. Вяземского

В 1850 году Вяземский совершил поездку в Иерусалим. В своем дневнике поэт отразил впечатления от этого путешествия. Дневник был издан в 1883 году. Воспоминания о Палестине легли в основу следующих стихотворений:

  • «Иерусалим»,
  • «Одно сокровище»,
  • «Палестина»,
  • «Чуфут-Кале»,
  • «Александру Андреевичу Иванову»,
  • «Памяти Авраама Сергеевича Норова».

Эти стихотворения связаны общностью мировосприятия, темы, духовной традиции и часто рассматриваются как «палестинский цикл». В этих произведениях Вяземский воссоздает художественный образ Палестины, размышляет о человеческой жизни и духовном смысле истории.

Воссоздавая образ Палестины, поэт включается в традицию «паломнической литературы», существовавшую в 19 веке и представленную сочинениями Р. Шатобриана, Мишо и Пужула, А.Н. Муравьева, Д.В. Дащкова, А. С. Норова. Эта форма в себе соединяла традиции средневекового хождения, духовной публицистики, интеллектуальной прозы и исповедальной литературы. В этих произведения поднимались богословские, историко-религиозные, нравственно-религиозные проблемы.

«Палестинская» лирика и «палестинский» дневник Вяземского сближаются общностью темы, а также манерой авторского воплощения в тексте, где исповедальность и автобиографизм являются главными принципами.

Но «палестинская» лирика от дневниковых записей отличается высокой степенью духовной цельности авторского взгляда. В «палестинских» стихах П.А. Вяземского раскрывается духовный опыт встречи человека со Святой Землей, а также глубина духовно-религиозных исканий автора. Вяземский не писал стихи «на общие задачи», он писал о том, что «на уме и на сердце».

В стихотворениях поэтический образ Святой Земли создан из предметно-изобразительных деталей национального, конкретно-исторического, социально-психологического характера, которые создают изобразительно наглядную и реалистическую картину

Автор, создавая пейзаж Палестины, обращает внимание на не типичные для российского пейзажа характеристики

Значимый элемент в создании поэтического образа Палестины – колористика, которая обнаруживает символические и реальные значения

Вяземский обращает внимание на золотистость палестинских ландшафтов. Символическое значение «золотого» связано с храмовым искусством, в котором «золото» и символизирует Божественное начало

Когда? Когда?

Когда утихнут дни волненья

И ясным дням придёт чреда,

Рассеется звездой спасенья

Кровавых облаков гряда?

Когда, когда?

Когда воскреснут добры нравы,

Уснёт и зависть и вражда?

Престанут люди для забавы

Желать взаимного вреда?

Когда, когда?

Когда корысть, не зная страха,

Не будет в храминах суда

И в погребах, в презренье Вакха,

Вино размешивать вода?

Когда, когда?

Когда поэты будут скромны,

При счастье глупость не горда,

Красавицы не вероломны

И дружба в бедствиях тверда?

Когда, когда?

Когда очистится с Парнаса

Неверных злобная орда,

И дикого её Пегаса

Смирит надёжная узда?

Когда, когда?

Когда на языке любовном

Нет будет нет, да будет да

И у людей в согласьи ровном

Расти с рассудком борода?

Когда, когда?

Когда не по полу прихожей

Стезю проложат в господа

И будет вывеской вельможей

Высокий дух, а не звезда?

Когда, когда?

Когда газета позабудет

Людей морочить без стыда,

Суббота отрицать не будет

Того, что скажет середа?

Когда, когда?

1815 год

*****

Вяземский – «декабрист без декабря»

Князь Петр Вяземский не захотел лично участвовать в тайных обществах декабристов. Но перед арестом Пущина зашел к нему с предложением сохранить бумаги, какие друг сочтет нужным. Только через 32 года Вяземский вернул поэту портфель с запретными стихами многих авторов.

Только за один поступок хранения таких документов Петр мог пойти на каторгу. Несмотря на то что не побоялся сохранить запретные бумаги, участвовать в восстании Вяземский не стал. Он считал, что кровавые методы переворота неприемлемы и можно найти более мирные варианты.

Расправу над декабристами Петр переживал очень тяжело. Часть его произведений связана с этим периодом жизни. Но он остался верен своим убеждениям. В результате стал считаться опасным оппозиционером. В результате начиная с 1820 года за ним была установлена тайная слежка.

Вяземский П. А. Биография кратко. Вяземский Петр Андреевич

Вяземский Петр Андреевич

(1792 — 1878)

Вяземский Петр Андреевич (1792 — 1878), поэт, прозаик. Родился 12 июля (23 н. с.) в Москве в богатой дворянской семье. Род князей Вяземских вел свое начало от потомков Мономаха.

Получил прекрасное домашнее образование, с 1805 учился в Петербургском иезуитском пансионе. В 1806 вернулся в Москву и брал частные уроки у профессоров Московского университета.

С 1807, оставшись сиротой, находился на попечении своего родственника, писателя и историка Н. Карамзина (женатого на старшей сестре Вяземского), дом которого был центром культурной жизни, где собирались историки, философы, писатели, в том числе и будущие декабристы.

Зачисленный в Межевую канцелярию, Вяземский больше времени отдавал литературным увлечениям и светской жизни. Он предпочитает малые стихотворные жанры — пишет элегии, послания, стихотворения в альбом. Вместе с тем пишет и эпиграммы, басни.

Во время войны 1812 вступил в дворянское ополчение и участвовал в Бородинском сражении. После окончания войны служил в Варшаве. Надеясь на перемены государственного устройства России, принял участие в составлении записки царю об освобождении крестьян (1820). Участвовал в подготовке проекта конституции, общался с вольнолюбиво настроенными кругами польского дворянства и будущими декабристами.

В 1821 — 29, отстраненный от службы за оппозиционные настроения, жил в Москве и в родовом подмосковном имении Остафьево. Посвящает себя литературной и журнальной деятельности, сближается с Пушкиным, декабристами. Лирика Вяземского меняется, выступают общественные интересы, личная и гражданская темы сливаются: элегии «Негодование», «Уныние», «Первый снег». Он становится пропагандистом романтизма.

Разделяя воззрения декабристов, он не разделял их революционных методов, поэтому не стал участником восстания. Хотел воздействовать на правительство словом, убеждением. Это не помешало Вяземскому решительно осудить репрессии против декабристов. В 1830 стал сотрудником «Литературной газеты» Дельвига и Пушкина, а затем и пушкинского «Современника».

В этом же году был зачислен на службу чиновником особых поручений по Министерству финансов (до 1855). В 1856 — 58 — товарищ министра народного просвещения; возглавлял цензуру. Был близок к царскому двору.

После французской революции 1848 взгляды Вяземского изменились, он все больше расходился с современностью, смеясь над революционной молодежью. Это было связано с падением дворянской революционности и выходом на общественную арену разночинцев-демократов, с которыми он уже не мог найти общего языка.

В эти годы публикует книгу о Д. Фонвизине, исторические очерки о Москве, воспоминания, стихотворение «Святая Русь», проникнутое враждой к революции и преданностью монархии.

Его поздние лирические стихотворения отражали грустные настроения поэта, ощутившего свой разрыв с современностью.

Последние двадцать лет жизни Вяземский жил за границей, в полной мере ощутив социальное и духовное одиночество.

10 ноября (22 н. с.) 1878 в Баден-Бадене Вяземский умер. Похоронен в Петербурге.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

vjazemskij

Личная жизнь Петра

Вяземский женился в 1811 году на княжне Вере Гагариной. Биография Вяземского Петра Андреевича описывает необычные обстоятельства его знакомства и свадьбы с будущей супругой. Однажды, во время вечеринки, одна девица бросила свой башмачок в пруд. Доставать его кинулись многие молодые люди. В их числе был и Петр. Но молодой князь захлебнулся водой. Его вытащили, откачали, но домой он возвратиться временно не мог, по причине своей слабости.

Петра положили в кровать в доме, где как раз жила Вера. Она усердно ухаживала за ним, пока ему пришлось у них погостить. Между знакомыми пошли разнообразные слухи. Отец Веры вынужден был поговорить с гостем о женитьбе, дабы не осрамить доброе имя княжны. Петр согласился, и свадьба состоялась. Только венчался он сидя в кресле.

Брак все же оказался удачным. Счастливым и прочным. Вера была намного старше Петра. И как-то сразу заняла в доме лидирующую позицию. Княгиню красавицей не называли, но этот недостаток компенсировался ее живым, добросердечным и веселым нравом. Впоследствии она очень полюбилась Пушкину, который на то время уже стал другом Петра.

Зимняя прогулка

Ждёт тройка у крыльца; порывом

Коней умчит нас быстрый бег.

Смотрите — месячным отливом

Озолотился первый снег.

Кругом серебряные сосны;

Здесь северной Армиды сад:

Роскошно с ветви плодоносной

Висит алмазный виноград;

Вдоль по деревьям арабеском

Змеятся нити хрусталя;

Серебряным, прозрачным блеском

Сияют воздух и земля.

И небо синее над нами —

Звездами утканный шатёр,

И в поле искрится звездами

Зимой разостланный ковёр.

Он, словно из лебяжьей ткани,

Пушист и светит белизной;

Скользя, как чёлн волшебный, сани

Несутся с плавной быстротой.

Всё так таинственно, так чудно;

Глядишь — не верится глазам.

Вчерашний мир спит беспробудно,

И новый мир открылся нам.

Гордяся зимнею обновой,

Ночь блещет в светозарной тьме;

Есть прелесть в сей красе суровой,

Есть прелесть в молодой зиме,

Есть обаянье, грусть и нега,

Поэзия и чувств обман;

Степь бесконечная и снега

Необозримый океан.

Вот леший — скоморох мохнатый,

Кикимор пляска и игра,

Вдали мерещатся палаты,

Всё из литого серебра.

Русалок рой среброкудрявый,

Проснувшись в сей полночный час,

С деревьев резво и лукаво

Стряхает иней свой на нас.

Ноябрь 1868 года, Царское Село

Я пережил

Я пережил и многое, и многих,

И многому изведал цену я;

Теперь влачусь в одних пределах строгих

Известного размера бытия.

Мой горизонт и сумрачен, и близок,

И с каждым днём всё ближе и темней;

Усталых дум моих полёт стал низок,

И мир души безлюдней и бедней.

Не заношусь вперёд мечтою жадной,

Надежды глас замолк — и на пути,

Протоптанном действительностью хладной,

Уж новых мне следов не провести.

Как ни тяжёл мне был мой век суровый,

Хоть житницы моей запас и мал,

Но ждать ли мне безумно жатвы новой,

Когда уж снег из зимних туч напал?

По бороздам серпом пожатой пашни

Найдёшь ещё, быть может, жизни след;

Во мне найдёшь, быть может, след вчерашний,

Но ничего уж завтрашнего нет.

Жизнь разочлась со мной; она не в силах

Мне то отдать, что у меня взяла,

И что земля в глухих своих могилах

Безжалостно навеки погребла.

1837 год

*****

Анализ стихотворения Вяземского «Негодование»

Изобличительное стихотворение «Негодование» было написано Петром Андреевичем Вяземским в 1820 году. Известно, что с 1817 по 1820 гг. Пётр Андреевич служил в Польше. Поэта, которого отвращало самодержавие с его крепостным правом, несовершенной политической системой и другими недостатками, вдохновила польская система правления. По возвращении Вяземский обсуждал проекты конституции с самим императором Александром I. Однако скоро царь отказался от либеральной политики, и прогрессивные идеи сменились консервативными, что вызвало бурный протест поэта, отражённый в стихотворении «Негодование».

Произведение состоит из 181 строки, его структура постоянно меняется от классических четверостиший до шестистиший. Стихотворный размер – ямб.

В первых строфах стихотворения содержится краткая предыстория. Поэт рассказывает о своей молодости, наполненной неоправдавшимися надеждами. Место юношеского пыла в сердце поэта занимает гнев, который не позволяет ему молчать о творящихся беззакониях. Лирический герой избирает путь проповедования свободы и истины.

Поэт критикует русское рабство (крепостное право), злоупотребления и пренебрежения законом, чиновничий произвол, бездействие тех, кто должен обеспечивать порядок в государстве. Вяземский обвиняет власть предержащих в том, что вместо облегчения судеб нуждающихся, они набивают карманы и мерятся богатством.

Самому императору не удаётся избежать обличения: поэт винит его в том, что тот предпочёл лесть и силу свободе и интеллектуальному развитию

С помощью намёков Пётр Андреевич напоминает о важности принятия конституции:
Свобода! О младая дева!

. . .
Снесёшь нам книгу вечных прав,
Союз между граждан и троном…

Высокая эмоциональность произведения поддерживается с помощью восклицаний («Нет! Нет! Не при твоём, отечество, зерцале!»), обращений, риторических вопросов («Где ж он? Где ж казни Бог? Где ж Судия необольстимый?»).

Многие события и современники иносказательно упоминаются в произведении молодым поэтом. Например, присоединения территорий благодаря обещанию хороших условий населяющим их народам приводятся в виде художественного образа:
Во тьме народам обольщенным
Неволи хитрой цепь куют.

«Негодование» было опасным стихотворением, за которое поэт мог получить существенное наказание, несмотря на то, что и так уже преследовался властями. Поэтому самые важные идеи в произведении переданы с помощью метафор.

В финале поэт предрекает процветание приверженцам идей свободы и истины, а царству беззакония и лжи сулит гибель. Это эмоциональное пророчество вызвало бурную реакцию у современников, и до сих пор находит отклик у новых поколений читателей.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Петр Вяземский, биография: «Арзамас»

В 1815 году обострились отношения между сторонниками Карамзина и Шишкова. Вяземский и некоторые другие поэты и писатели объединились в группу «Арзамас». В ней Петру было дано прозвище Асмодей, шутливое и зловещее. В «Арзамасе» все творческие личности баловались черной магией. Причем связывали ее со своими произведениями. Говорили надгробные слова для еще живых соперников и т. д.

Через много лет Вяземский начал считать, что такая непотребная деятельность отразилась на нем самом как наказание. Он считал, что вокруг него был создан заговор молчания. И таким образом он оказался отрезан от мира. Именно в «Арзамасе» между Пушкиным и Вяземским сначала вспыхнуло соперничество. Но потом переросло в дружбу.

Русский бог

Нужно ль вам истолкованье,

Что такое русский бог?

Вот его вам начертанье,

Сколько я заметить мог.

Бог метелей, бог ухабов,

Бог мучительных дорог,

Станций — тараканьих штабов,

Вот он, вот он русский бог.

Бог голодных, бог холодных,

Нищих вдоль и поперек,

Бог имений недоходных,

Вот он, вот он русский бог.

Бог грудей и жоп отвислых,

Бог лаптей и пухлых ног,

Горьких лиц и сливок кислых,

Вот он, вот он русский бог.

Бог наливок, бог рассолов,

Душ, представленных в залог,

Бригадирш обоих полов,

Вот он, вот он русский бог.

Бог всех с анненской на шеях,

Бог дворовых без сапог,

Бар в санях при двух лакеях,

Вот он, вот он русский бог.

К глупым полон благодати,

К умным беспощадно строг,

Бог всего, что есть некстати,

Вот он, вот он русский бог.

Бог всего, что из границы,

Не к лицу, не под итог,

Бог по ужине горчицы,

Вот он, вот он русский бог.

Бог бродяжных иноземцев,

К нам зашедших за порог,

Бог в особенности немцев,

Вот он, вот он русский бог.

1828 год

*****

А. С. Пушкин «К портрету Вяземского» анализ

Анна-Виктория Ученик (39), на голосовании 4 года назад

Тема: Идея: цитата-характеристика Пожалуйста, очень надо Судьба свои дары явить желала в нем, В счастливом баловне соединив ошибкой Богатство, знатный род — с возвышенным умом И простодушие с язвительной улыбкой.

Карина Зурабова Просветленный (26177) 4 года назад

Тема: описание портрета своего друга поэта князя Вяземского Идея: и среди князей бывают умные и благородные люди! Характеристика — да тут всего 4 строчки и в 3 из них — харакеристики!

Князь Вяземский возвратился в Москву к последним праздникам коронации. Узнав об этом, Пушкин бросился к нему, но дома не застал, и когда ему сказали, что князь уехал в баню, Пушкин явился туда, так это первое после многолетнего житья в разных местах свидание было в номерной бане.

Их дружба длилась до конца жизни Пушкина. Все последние дни перед смертью поэта Вяземский находился при нем.

Пушкин ценил в Вяземском его независимый острый ум, критическое дарование, насмешливость. «Язвительный поэт, остряк замысловатый» – так Пушкин называл его в одном из своих стихотворных посланий.

О творчестве Вяземского Пушкин был высокого мнения, особенно ценил его журнальную прозу, одобрял и поддерживал все его начинания, посвятил ему несколько стихотворений и третье издание поэмы «Бахчисарайский фонтан».

Судьба свои дары явить желала в нем,

В счастливом баловне соединив ошибкой

Богатство, знатный род с возвышенным умом

И простодушие с язвительной улыбкой.

Пушкин часто цитирует стихи Вяземского в своих произведениях (В «Евгении Онегине», «Медном всаднике» и т.д.) Эпиграфы к «Станционному смотрителю» и к I главе «Евгения Онегина» взяты из произведений Вяземского. Пушкин ввел самого Петра Андреевича в VII главу «Евгения Онегина».

По свидетельству Е. Ф. Розена, Пушкин на критику Вяземского в своем присутствии ввел негласный запрет.

Вяземский в свою очередь с восхищением отзывался о творчестве Пушкина, ему посвятил свой перевод романа «Адольф» (1831), был издателем поэмы «Бахчисарайский фонтан».

«Родиться критиком нельзя»

Первые критические статьи Петр Вяземский публиковал в «Московском телеграфе» Николая Полевого — первом российском энциклопедическом журнале. Позже он перешел в «Литературную газету», а затем — в «Современник» Пушкина. Вяземский писал о русском романтизме, политической литературе, защищал использование в стихах галлицизмов.

Князь Пётр Вяземский

Критик не только писал статьи для журналов. В конце 1840-х годов вышла книга Вяземского о Денисе Фонвизине. В ней критик изучил творчество писателя, учитывая его биографию и культурную эпоху тех лет. Петр Вяземский впервые в России применил эти методы — раньше ими пользовались только европейские критики.

Вяземский критиковал социал-демократические идеи Виссариона Белинского и эстетику натуральной школы. В статье «Воспоминания о 1812 годе» он рассуждал о том, что Лев Толстой в романе «Война и мир» искажает историю и умаляет величие Отечественной войны.

«Мой Аполлон — негодованье!»


Князь Петр Вяземский Когда отец Петра Вяземского умер, юноше назначили опекуна — Николая Карамзина. «Второй отец» познакомил мальчика со многими писателями и поэтами. Первое произведение юный Вяземский написал, когда ему было десять лет — это была трагедия на французском языке «Эльмира и Фанор». Однако впервые опубликовался он только через шесть лет. «Послание к … в деревню» вышло с подписью «К. П. В….ий» в журнале «Вестник Европы». Только в 1814 году Вяземский стал ставить под стихотворениями свою фамилию.

В молодости Петр Вяземский поддерживал идеи отмены крепостного права и введения конституции. Поэт критиковал власть, та «отвечала ему взаимностью»: Вяземскому запрещали выезжать за границу, за ним следила полиция. В 1820-е годы поэт написал стихотворения «Негодование», «Послание к Каченовскому», «Волнение». За политическую лирику Вяземского прозвали «декабрист без декабря». Его фраза «Мой Аполлон — негодованье!» стала своеобразным девизом гражданской поэзии XIX века.

В середине 1820-х автор стал более осторожным. В письме к Александру Пушкину, сосланному в Михайловское, Вяземский написал: «Ты довольно сыграл пажеских шуток с правительством; довольно подразнил его, и полно!» В 1829 году поэт написал открытое обращение к Николаю I «Моя исповедь».

Вскоре после обращения к царю Вяземского приняли на государственную службу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: