Анализ стихотворения: невыразимая печаль

Невыразимая печаль

Анализ стихотворения «Невыразимая печаль…» (О.Э. Мандельштам)

Строфический текст «Невыразимой печали…» О.Э. Мандельштама поражает своей изобретательностью и оригинальностью выражения. Сразу же выделяется сложный ритм стихотворения, его конструктивное оформление на основе повторения-вариации мотива печали и оттенков этой эмоции в разных масштабах и сферах жизни. В поэме представлен сложный социально-философский контекст, где каждая громкая формулировка подчеркивает фиксацию автора на унынии и боли.

Изображение природы в стихотворении образовано метафорами и символами, которые выражают состояние души человека и присутствие надежды на освобождение;
Мандельштам использует в стихотворении множество сравнений, топосов и эпитетов, чтобы передать все оттенки печали и уныния;
Особое внимание автор уделяет мотивам истории и народной культуры, описывая мифологические персонажи и их невероятную жизнь;
В стихотворении Мандельштам активно использует риторические приемы, такие как повторение, антитеза, паузы, чтобы усилить эмоциональную составляющую основной темы.

По своей структуре, стихотворение Мандельштама является сложным интеллектуальным творением, в котором все элементы органически взаимосвязаны друг с другом и образуют целостное произведение искусства. Каждый элемент образа имеет свой смысл и никакой деталь не является случайной. О.Э. Мандельштам создал произведение высокой поэтической культуры, которое вызывает у читателя глубокие чувства и заставляет задуматься о изюминке существования.

История создания

Стихотворение «Нежнее нежного» написано Мандельштамом в 1909 г. Оно вошло в сборник «Камень». Юному поэту всего 18 лет. В это время он учится в Сорбонне, бывает в Петербурге в «Башне» Вячеслава Иванова.

В интернете встречается информация, что стихотворение посвящено Марине Цветаевой. Это мнение ошибочно. Мандельштам и Цветаева впервые увидели друг друга у Волошина в Коктебеле в 1915 г. Только в 1916 г. Мандельштам и Цветаева познакомились в Петербурге. Потом Мандельштам несколько раз приезжал в Москву, чтобы увидеться с Цветаевой. Она называла их отношения платоническими. После одной из прогулок с Цветаевой по Москве Мандельштам, якобы, и написал стихотворение «Нежнее нежного».

Заманчиво увидеть в этом стихотворении портрет Цветаевой и пророческий путь её поэзии, но стихи написаны до знакомства поэтов.

«Невыразимая печаль…»: основные моменты

Персонажи стихотворения: автор и его возлюбленная. Первый страдает от невыразимой печали, вторая является объектом его чувств.

Основная тема: любовь и тоска. В стихотворении автор описывает свое сильное чувство к возлюбленной и огромную тоску, которую он испытывает в ее отсутствие.

Метафоры: стихотворение наполнено метафорами, которые создают особую атмосферу. Грудь автора сравнивается с «полой лодкой», а тоску – с «ныряющим лебедем».

Ритмика и рифмовка: стихотворение имеет свободную форму, в нем отсутствуют ровные стихотворные строки и строгий размер. Рифмы звучат случайным образом и не подчиняются определенной схеме.

Цветовая гамма: у стихотворения отсутствует четко выраженная цветовая гамма, однако автор использует несколько образов, связанных с цветом. Он упоминает «синие окна» и «синие башни», создавая картину зимнего пейзажа.

Невыразимая печаль Осыпана сумерками моей часовни. И я один, как в белой роще Опустошительный охотник на поводке. У порога, забывши твой лик, Я борюсь с рассеянностью и болью. И синие окна и синие башни Как молодой хворост взмывают ввысь.

Финальный куплет: в нем автор признается, что его любовь и тоска невыразимы. Они не могут быть переданы словами, и он остается один со своим чувством.

«Notre Dame»

Стихотворение «Notre Dame», как и предыдущее, основано на тех впечатлениях, которые оставила о себе учеба во Франции. Мандельштам много путешествовал в этот период и был потрясен видом Собора Парижской Богоматери. Именно этому архитектурному памятнику посвящено стихотворение. Невероятно метафорично и чувственно описывает здание Мандельштам. Анализ стихотворения «Notre Dame» раскрывает красоту собора, сравниваемого с живым существом: «играет мышцами крестовый легкий свод». Поэт испуган и восхищен зрелищем, он проникается красотой и величием строения и постепенно признает его красивейшим в мире.

Первой же строкой Мандельштам обращается к истории создания Собора: «Где римский судия судил чужой народ». Возникающая римская тема необходима для того, чтобы показать связь архитектуры и культурно-исторического развития народов.

Восхищается и удивляется способностями древних зодчих Мандельштам. Анализ стихотворения «Notre Dame» можно свести к описанию контрастов, на которых построено все произведение: «легкий свод» — «масса грузная стены», «египетская мощь» — «христианская робость», «дуб» — «тростинка». В сочетании противоречивых чувств, несхожих материалов и разных подходов к изображению скрыта красота как самого собора, так и стихотворения поэта.

Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама

Осип Эмильевич Мандельштам – русский поэт XX века, представитель акмеизма, движения в поэзии, которое возникло в начале XX века и ориентировалось на чистоту языка и пространственно-временной ритм.

Родился в Польше, в семье евреев-интеллигентов. Отец был хирургом, мать – пианисткой. В 1911 году семья переехала в Санкт-Петербург, где Осип учился в Гимназии №1 и затем поступил в петербургский университет на факультет истории и философии.

Первые стихи Мандельштам написал в подростковом возрасте, а первые публикации поэт получил в 1910-е годы. Стихи Мандельштама отличались новизной языка и формы, яркими образами и смелыми ассоциациями.

Однако в 1930 году Мандельштам был арестован за националистические высказывания в стихотворениях и приговорен к пяти годам ссылки. Поэту удалось вернуться только на год в Москву, но уже в 1934 году его арестовали вновь, и Мандельштам умер в одном из лагерей.

Стихотворения Мандельштама характеризуются не только высоким художественным уровнем, но и глубочайшим психологизмом, в котором наряду с личными переживаниями поэта отражены общечеловеческие проблемы и трагедии.

Как отмечают критики, поэзия Мандельштама возникает «из напряжения между трагической формой трансцендентального возвышения и материальной пластичностью сюжетной линии».

Некоторые известные стихи Мандельштама:

  1. «Намедни»
  2. «Четвертый»
  3. «Шум времени»
  4. «Село. Душе моей…»
  5. «Невыразимая печаль…»
Факты из биографии О. Э. Мандельштама Важные произведения
Родился в Польше в 1891 году «Каменный пояс» (1913)
Переехал с семьей в Санкт-Петербург в 1911 году «Шум времени» (1916)
Учился в петербургском университете на факультет истории и философии «Стансы к Ахиллесу» (1936)
В 1930 году был арестован и приговорен к пяти годам ссылки «Невыразимая печаль…» (1933)
Погиб в одном из лагерей в 1938 году «Этюды в стиле античной лиры» (1928)

Тропы и образы

Основной троп в стихотворении – эпитеты, описывающие лицо, руки, пальцы, голос, глаза возлюбленной. Мандельштам использует тавтологию как художественный приём, повторяя одинаковые корни в словосочетаниях прилагательного и существительного: нежнее нежного, белее белого. Таким образом, превосходная степень качества получается даже ярче, чем при использовании превосходной степени прилагательного: не просто самый нежный, а более нежный, чем самый нежный.

Повторение местоимения твой всё время возвращает читателя к личности возлюбленной. Причастные конструкции с приставкой не повторяются трижды. Слово нежный, дважды повторяющееся в первой строчке и как бы задающее тон всему стихотворению, тоже начинается с не, хотя это в слове часть корня. Так создаётся общее отрицание, выделение возлюбленной из ряда других личностей.

В центре стихотворения – дважды повторённое «от неизбежного». Субстантиват оставляет загадку, не указывая на предмет неизбежного. Во второй строфе Мандельштам использует метафорические эпитеты, от чего образы приобретают глубину и многозначность: пальцы рук неостывающих, неунывающие речи. Метафора даль очей снова возвращает к эмоциональной отчуждённости героини, заявленной в первой строфе.

Метафоры и образы в стихотворении

Строки стихотворения О. Э. Мандельштама «Невыразимая печаль…» наполнены метафорами и образами, которые помогают создать особую атмосферу и передать тему произведения.

Одной из основных метафор в стихотворении можно назвать мотив рока. Автор использует образы скал, моря, бури, громов и молний, чтобы показать неотвратимость наступления времени и неизбежность смерти.

Другой важной метафорой является мотив маски. Мандельштам говорит о том, что люди носят маски, скрывающие их истинную сущность, свой внутренний мир от других людей

Эта метафора помогает поставить вопрос о настоящей природе каждого человека и о том, насколько мы можем понимать друг друга.

Также стихотворение полно образов, например, образа темной воды, который символизирует тайну, неизведанность, а возможно, и ужас. Он помогает передать тему того, что есть нечто глубокое и непостижимое внутри каждого человека, от чего нельзя убежать или скрыться.

В целом, метафоры и образы в стихотворении О. Э. Мандельштама «Невыразимая печаль…» помогают создать необычную обстановку, заставляют задуматься о жизни и озадачивают своей непостижимостью.

Тема 6: Оригинальный поэтический стиль О.Э. Мандельштама

Необычное использование языка

Одной из ключевых особенностей стиля Мандельштама является его необычное использование языка. Поэт создавал насыщенные метафорами образы, которые порой были трудны для понимания читателя. Многие стихи Мандельштама наполнены лексикой из других языков, символами и прямой речью.

Неожиданные ассоциации

Еще одной отличительной чертой стиля Мандельштама является его способность создавать неожиданные ассоциации. Поэт связывает между собой образы, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения друг к другу, но затем открывает перед читателем целый мир новых ассоциаций и смыслов.

Характерные темы

Мандельштам описывает в своих стихотворениях разные темы, но в них, как правило, есть одна неизменная составляющая — философское содержание. Поэт обращается к вечным темам, таким как смысл жизни, смысл любви, смысл жизни в искусстве и т.д. Он старается переосмыслить уже известные вещи и взглянуть на них с новой, необычной стороны.

Использование метрики и рифмы

Мандельштам был великолепным мастером стихосложения. Он создавал сложные формы, такие как сонеты, и в то же время свободно играл со стихом, создавая стихотворения, в которых нет однозначной метрики или рифмы. Это приводит к тому, что читатель не может уловить традиционную красоту стихотворения, но открывается новый уровень эстетического восприятия, который уникален для Мандельштама.

Анализ стихотворения «Невыразимая печаль» Мандельштама

Произведение «Невыразимая печаль» Осипа Эмильевича Мандельштама – пример ранней лирики поэта, тяготевшего в ту пору к символизму.

Стихотворение написано весной 1909 года. Его автору исполнилось 18 лет, он ищет себя, много учится, в том числе, в Европе, в этот период он узнал и полюбил Финляндию. Там же испытал сильное романтическое чувство. Впрочем, еще в Германии его пленила некая таинственная незнакомка, чей образ возникает в его стихах тех лет. Только год назад он начал писать стихи всерьез, работая над формой и содержанием. По жанру – элегия, по размеру – ямб с опоясывающей рифмовкой, 3 строфы. Кроме одной, все рифмы открытые. Лирический герой – сам поэт, точнее – почти художник, превращающий бытовую зарисовку в волшебство. Одно восклицание во второй строфе. Интонация описательная. Стихотворение похоже на натюрморт, впрочем, «тончайшие пальцы» вступают в противоречие с этим суждением. В одной из интерпретаций этого произведения в «глазах и пальцах» видят самого юного поэта. Однако, тут скорее имеется в виду некая девушка, возможно, не конкретная, только романтический идеал. Стихотворение пронизано метафорами. «Печаль открыла глаза»: так начинается утро. «Проснулась ваза»: свет заливает комнату, играя в гранях сосуда. «Комната напоена»: вполне прозрачная отсылка к 4 строфе «Зимнего утра» А. Пушкина. «Истома – сладкое лекарство!»: человеку в этой комнате хорошо, уютно, безопасно. И все же ему требуется лекарство от печали. Время здесь словно остановилось, не поймешь, что за век. «Царство»: все здесь устроено по вкусу хозяина (или хозяйки?). Красное вино подкрепляет силы, «солнечный май» — заряжает томлением ожидания чего-то неизведанного, какого-нибудь приключения со счастливым исходом. Первые строки финального четверостишия напоминают изысканный рецепт с ингредиентами в щепотках. Мелькают изнеженные тончайшие пальцы, пахнет вином, весенним ветерком, бисквитом. Кстати, сам поэт действительно весьма любил сладкое. «Белизна»: в цветописи лирики юного О. Мандельштама белый – один из основных цветов и символов. Образ рук, пальцев – также типичен для его поэзии. Анафора: немного. Повтор однокоренных слов: тоненький, тончайших. Инверсия: проснулась ваза. Заключительные строки написаны вразрез с правилами русского языка. Однако эта неправильность не случайная, а сознательная.

Музыкальность и импрессионистичность момента легли в основу изысканной зарисовки повседневности «Невыразимая печаль» О. Мандельштама. Она была опубликована летом 1910 года в журнале «Аполлон».

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Возможно вам будет интересно

Анализ стихотворения Батюшкова К другу
Каждый поэт в какой-то степени реагирует на действительность, он обладает собственной системой философских взглядов или просто неким набором принципов, мировоззрением

Так или иначе, отношение к внешнему и внутреннему

Анализ стихотворения Невыразимая печаль Мандельштама
Очень часто анализируя стихотворения Мандельштама, литераторы не принимают во внимание тот факт, что поэт мучился от стенокардии и астмы. Возможная скоропостижная смерть держала его в постоянном страхе

Анализ стихотворения Запели тесаные дроги Есенина
Есенин часто называл себя поэтом деревни и, более того, единственным оставшимся поэтом деревни

Во многом суть творчества Сергея Александровича заключалась в распространении и сохранении того духа, который он впитал в себя с самого детства.

Анализ стихотворения Седое небо надо мной Бунина
Наверное, человек начинает задумываться о смысле жизни лишь в том случае, когда ему остается жить совсем немного. А вот когда у него впереди еще очень много времени он просто живет для себя и ни о чем не задумывается.

Анализ стихотворения Чужая Бунина
Бунин испытал очень тяжелые разочарования и потери. Первое бракосочетание поэта не увенчалось успехом, да и еще хуже большим горем. Сын Бунина Николай заболел менингитом в пять лет

Мандельштам Осип Эмильевич — поэт, прозаик, эссеист.

О. Э. Мандельштам «Я вздрагиваю от холода»

Я вздрагиваю от холода — Мне хочется онеметь! А в небе танцует золото — Приказывает мне петь.

Томись, музыкант встревоженный, Люби, вспоминай и плачь, И, с тусклой планеты брошенный, Подхватывай легкий мяч!

Так вот она — настоящая С таинственным миром связь! Какая тоска щемящая, Какая беда стряслась!

Что, если, вздрогнув неправильно, Мерцающая всегда, Своей булавкой заржавленной Достанет меня звезда?

Дата написания: 1912 год

Осип Эмильевич Мандельштам (1891, Варшава – 1938, Владивосток, пересыльный лагерь), русский поэт, прозаик. Отношения с родителями были весьма отчуждёнными, одиночество, «бездомность» – таким Мандельштам представил своё детство в автобиографической прозе «Шум времени» (1925). Для социального самосознания Мандельштама было важным причисление себя к разночинцам, острое чувство несправедливости, существующей в обществе. Отношение Мандельштама к советской власти с конца 1920-х гг. колеблется от резкого неприятия и обличения до покаяния перед новой действительностью и прославления И. В. Сталина. Самый известный пример обличения – антисталинское стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны…» (1933) и автобиографическая «Четвёртая проза». Наиболее известная попытка принять власть – стихотворение «Когда б я уголь взял для высшей похвалы…», за которым закрепилось название «». В середине мая 1934 г. Мандельштам был арестован и сослан в город Чердынь на Северном Урале. Его обвиняли в написании и чтении антисоветских стихотворений. С июля 1934 по май 1937 г. жил в Воронеже, где создал цикл стихов «Воронежские тетради», в которых установка на лексическое просторечие и разговорность интонаций сочетается со сложными метафорами и звуковой игрой. Основная тема – история и место в ней человека («Стихи о неизвестном солдате»). В середине мая 1937 г. вернулся в Москву, но ему было запрещено жить в столице. Он жил под Москвой, в Савёлове, где написал свои последние стихи, затем – в Калинине (ныне Тверь). В начале марта 1938 г. Мандельштам был арестован в подмосковном санатории «Саматиха». Спустя месяц ему объявили приговор: 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Умер от истощения в пересылочном лагере во Владивостоке.

Али́са Бру́новна Фре́йндлих (р. 8 декабря 1934, Ленинград) — советская и российская актриса театра и кино, певица. Народная артистка СССР (1981). Лауреат четырёх Государственных премий Российской Федерации (1976, 1996, 2001, 2008). С 1983 года Фрейндлих является одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова. Фильмы с участием Алисы Фрейндлих входят в «золотой фонд» отечественного кинематографа. Наиболее известна по картинам: «Соломенная шляпка» (1974), «Агония» (1974), «Служебный роман» (1977), «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978), «Сталкер» (1979), «Жестокий романс» (1984) и «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (2009). Алиса Фрейндлих — обладательница двух национальных театральных премий «Золотая Маска» (2001, 2006) и двух премий Российской Академии кинематографических искусств «Ника» (1994, 2005).

Тема 4: Стихотворение как образец «Жития»

Поэтический стиль О.Э. Мандельштама характеризуется не только эргатическими приёмами и способностью к глубокому анализу жизни. В его стихах мы видим элементы «Жития» и станционной поэзии.

Стихотворение «Невыразимая печаль…» как бы воплощает образец «Жития» – рассказ о несчастной судьбе героя, о его борьбе с миром и его порядками. Мандельштам критически настроен к общественной действительности и в своих произведениях всегда отражает свои глубокие мысли о жизни и окружающем мире.

Уникальность стихов Мандельштама заключается также в использовании разнообразных стилей и жанров в одном стихотворении. Примесь эпического стиля значительно расширяет границы стихотворения, что придает ему насыщенность и интерес.

  • В стихотворении «Москва, ослепительная столица…» мы видим преломление особенностей станционной поэзии. Широкие рамки жанра позволили Мандельштаму описать свои ощущения и эмоции, испытываемые им при поездке по России.
  • Также насыщенность стихотворений достигается с помощью архаичных слов и неологизмов. Это становится ярко выражено в стихотворении «Ты ушла в никуда, нет руки, нет ноги…».

В целом, стихотворение Мандельштама может представлять собой житейский образец с рассказом о борьбе героя, его страданиях и победах. А использование разнообразных стилей и жанров дает эстетическую составляющую стихотворения: его насыщенность, художественную выразительность и гармоничность.

Анализ стихотворения Осипа Эмильевича Мандельштама «Невыразимая печаль»

В 1913 году в свет вышло первое издание дебютной книги Мандельштама«Камень», в которой нашли отражение творческие поиски молодого поэта, его опыты в области символизма и акмеизма. Наибольшее влияние на раннюю лирику оказали два гения — Тютчев и Верлен. От первого Осип Эмильевич позаимствовал некоторые темы. От второго — легкость формы.

Зачастую при анализе первого периода творчества Мандельштама литературоведы не учитывают один весьма важный факт — молодой стихотворец страдал сразу от двух болезней: стенокардии и астмы. Ситуация сложилась довольно опасная, существовало даже некое предсказание близкой смерти Осипа Эмильевича. Она сильно пугала поэта. Мандельштам боялся, что тело умрет, при этом не успеет свершиться «подвиг души». Недуг породил ощущение хрупкости бытия. В любое мгновение мир может покачнуться и разбиться, что нашло отражение в стихотворении 1909 года «Невыразимая печаль». Мотив хрупкости появляется в первой строфе: ваза выплескивает свой хрусталь. Во втором четверостишии комната предстает целым миром — маленьким царством, которое одновременно замкнуто и безгранично. В финале стихотворения тема хрупкости возвращается. Описанный ранее мир, словно бисквит, может быть разрушен с помощью тончайших пальчиков

Кому они принадлежат — судьбе, богу, человеку? В данном случае не столь важно, пока есть возможность наслаждаться «красным вином» и «солнечным маем». Кстати, даже у болезни имеется своеобразное преимущество — она способна расширить зрение: «Невыразимая печаль открыла два огромных глаза…»

Иногда Мандельштама обвиняют в косноязычии

Обратите внимание на последние две строки стихотворения «Невыразимая печаль»:. Здесь налицо неправильное с точки зрения правил русского языка употребление деепричастного оборота

Ну, как в качестве исполнителя какого-либо действия может выступать белизна? А у Мандельштама она ломает тоненький бисквит. Чуткого читателя пленяет именно неправильность, заключенная в придуманном Осипом Эмильевичем образе. Сходная мысль встречается у Николая Гумилева, друга Мандельштама и его соратника по «Цеху поэтов». Он писал, что стихотворение «должно быть безукоризненно даже до неправильности», так как индивидуальность произведению придают лишь осознанные отступления от общепринятых правил

Здесь налицо неправильное с точки зрения правил русского языка употребление деепричастного оборота. Ну, как в качестве исполнителя какого-либо действия может выступать белизна? А у Мандельштама она ломает тоненький бисквит. Чуткого читателя пленяет именно неправильность, заключенная в придуманном Осипом Эмильевичем образе. Сходная мысль встречается у Николая Гумилева, друга Мандельштама и его соратника по «Цеху поэтов». Он писал, что стихотворение «должно быть безукоризненно даже до неправильности», так как индивидуальность произведению придают лишь осознанные отступления от общепринятых правил.

Литературовед и филолог Михаил Гаспаров «Невыразимую печаль» связывал с другой ранней лирической зарисовкой Мандельштама — «В просторах сумеречной залы…». В ней предстает пустая комната с высокими вазами на столе. В них — лилии, раскрытыми цветами будто просящие вина. Сравните с картиной, изображенной в рассматриваемом нами стихотворении, — букет в вазе, глоток вина, тоненький бисквит.

«Невыразимая печаль» — великолепный образец импрессионистического творчества Мандельштама. Не обошлось здесь без влияния Поля Верлена. Он считается первым в мировой литературе поэтом-импрессионистом, своей лирикой обозначившим переход от романтизма к символизму. «Чистое наблюдение», лежащее в основе нового направления в искусстве, означало отказ от идеи в творчестве, законченности, обобщенности. Изображалось каждое мгновение. Место мысли заняло восприятие, рассудок заменил инстинкт. Соответственно, произошел отказ от истории, сюжета. «Невыразимая печаль» — прекрасная импрессионистическая зарисовка, образы которой каждый читатель может толковать по-своему в зависимости от собственного жизненного опыта, восприятия искусства и действительности.

Идейно-художественный анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Нежнее нежного»

Стихотворение Осипа Мандельштама посвящено русской поэтессе, его современнице – Марине Цветаевой, с которой его связывала, по воспоминаниям Цветаевой, «платоническая любовь». Чувство было сильным, взаимным, однако, обреченным на несчастливый конец. Возлюбленная была замужем за другим и воспитывала дочь.

Произведение является стихотворением-признанием в чувствах. Лирический герой стремится показать, как он восхищен, привязан, околдован женщиной, которой посвящены эти строки. Такие выводы можно определить как тему и идею данного стихотворения.

Тавтология

«нежнее нежного» и «белее белого» подчеркивает значимость сказанного. Также это говорит о том, что лирическому герою тяжело подобрать слова, чтобы показать, что именно он чувствует, что его привлекает в любимой:

Нежнее нежного Лицо твоё,

Белее белого Твоя рука,

От мира целого Ты далека,

И все твое – От неизбежного.

Красивые признания, превозношение женщины над теми, кто был до нее, кто будет после – вот истинная, всепоглощающая, ослепляющая, «платоническая любовь». Подобно Петрарке, Мандельштам боготворит Марину Цветаеву.

Первая строфа стихотворения говорит о прекрасной, по мнению лирического героя, внешности возлюбленной, а также о ее уникальности, отдаленности от всего мира. Что ж, любовь неизбежна!

Вторая часть произведения «Нежнее нежного» плавно вытекает из первой и связана с ней повторением слова «неизбежное», что также подчеркивает безнадежность этих отношений и положения Марины Цветаевой. Она находится меж двух огней – двух мужчин, с одним из которых она связана ребенком, с другим же – любовью.

В стихотворении Осипа Мандельштама воспеты самые женственные черты и образы: лицо, руки, пальцы, речи и очи. И каждому из них – особое вниманье. Красиво построена поэтическая речь: повторение слов, вальяжное скопление гласных, романтичная сбивчивость, достигающаяся путем особого построения строф стиха.

Отрывисто, как бы набросками, штрихами, рисует лирический герой образ любимой, высекая его в своей памяти, отсюда и такая периодичность. Мысль, заключенная в одном-двух словах, раскрыта полно, каждое слово точно и емко, без лишних отрешений передает высокое чувство – любовь.

Стихотворение небольшое по объему, лаконичное, но очень искреннее и робкое. Поэт действительно был увлечен Цветаевой, но требовал от нее перемен. Наверное, это и есть наивысшая степень обожания и уважения другого человека, названная любовью.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения — восхищение внешностью и внутренним миром возлюбленной. Основная мысль состоит в исключительности избранной женщины. В подтексте – юношеская уверенность лирического героя в собственной исключительности и, отсюда, умение увидеть индивидуальность, избранность, неизбежное одиночество другого человека, женщины.

Стихотворение состоит из восьмистишья и девятистишья. В первой строфе отдельные детали внешности возлюбленной, её отдалённость «от мира целого» находят причину – «от неизбежного». Вторая строфа начинается той же фразой, которой заканчивается первая. В ней переосмысливаются детали внешности возлюбленной, которые наполнены её душой.

Исторический контекст создания стихотворения

«Невыразимая печаль…» была написана Осипом Мандельштамом в 1935 году, в период массовых политических репрессий в Советском Союзе. В это время за любые критические замечания или высказывания против властей можно было попасть в тюрьму или даже быть казненным.

Мандельштам же не только был известным поэтом и литературным критиком, но и имел связи с интеллигенцией, которая часто подвергалась репрессиям. В этой обстановке он написал стихотворение, которое изображает трагические последствия жестокого режима.

В стихотворении Мандельштам обращается к тем трагическим последствиям, которые привело угнетение, безысходность и страдания людей. Он использует метафоры и гиперболы, чтобы показать, насколько эта ситуация является катастрофической и безнадежной. В то же время, «Невыразимая печаль…» является выразителем того, что чувствовала и испытывала в тот момент большая часть интеллигенции.

Таким образом, исторический контекст создания стихотворения очень важен для того, чтобы понимать его проблематику и ценность. Для Мандельштама и его единомышленников это был период опасностей и угнетения, в котором любое высказывание могло стоить им свободы и жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: