Анализ стихотворения Марины Ивановны Цветаевой «Облачко»
После смерти Марины Цветаевой родственники и друзья буквально по крупицам восстановили ее архив, в котором нашли автограф стихотворения «Облачка». Дата создания это произведения неизвестна, однако оно, предположительно, было написано между 1906 и 1920 годами. Поначалу кажется, что его авторство принадлежит девочке-подростку, и в это легко можно было бы поверить в том случае, если бы стихотворение написал кто-то другой, а не Цветаева. Отличительной чертой ее поэзии была рассудительность и стремление казаться взрослой в ранний период творчества, а также некоторая простота и наивность, проскальзывающая в более поздних произведениях.
Предположительно, «Облачко» было создано в Коктебеле, где любила отдыхать Марина Цветаева. Примечательно, что именно здесь она познакомилась со своим будущим супругом Сергеем Эфроном. Это был период прощания поэтессы с детством, когда она вдруг ясно осознала, что самый важный период жизни уходит в прошлое, а впереди ждет неизвестность, пугающая и волнующая одновременно.
Наивная и слегка гротескная манера повествования в «Облачке» объясняется именно этой причиной: Цветаева пытается хотя бы мысленно вернуться в детство и испытать те же чувства, что и много лет назад. Однако вместо этого на нее накатывает грусть. Автор пытается понять, с чем это связано и вдруг осознает, что в тот момент, когда облачко «выплыло вдруг, розовея последним огнем», ее ощущения никак не были связаны с этим явлением. «Я поняла, что грущу не о нем», — подчеркивает поэтесса. Развивая эту мысль, она приходит к выводу, что стала жертвой ностальгии по прошлому. «Я грущу о себе», — признается Цветаева, удивляясь этому ощущению и, одновременно, не желая с ним расставаться.
Что именно вызвало в душе поэтессы бурю эмоций и слезы на глазах, даже для нее самой остается загадкой. Однако Цветаева все же приходит к выводу, что в обычном облачке она увидела не просто образ из своего детства, а нечто гораздо большее. «И закат мне – почудился раем», — отмечает автор. Образы наслаиваются один на другой, и вот уже создается четкая взаимосвязь между облачком и закатом, детством и тем самым раем, в который стремится душа каждого человека. Однако Цветаева приоткрывает завесу тайны, намекая на то, что рай на земле был всем нам доступен тогда, когда мы били маленькими. Но понимание этой простой истины приходит к человеку лишь с возрастом, тогда, когда что-либо вернуть или же изменить уже невозможно.
Ответы на вопрос:
supermichail29
Литература
4,4(52 оценок)
5
Многие поэты в своем творчестве обращались к об разу москвы. в ней находили величие и пошлость ее превозносили и боготворили. облик москвы меняющийся каждую эпоху, постоянно запечатлевался и изменялся в произведениях художниках, поэтов, прозаиков. отразилась она и в творчестве марии ивановны цветаевой, получив особенных облик, запомнившийся многим читателям. выбор москвы для цветаевой не случайно. поэтесса родилась практически в самом центре москвы, в доме в трехпрудном переулке. для нее город стал чем-то большим, чем жизненное пространство. в 1916 году молодой цветаевой был завершен цикл стихотворений о москве, который можно было бы назвать нескончаемой хвалебной песнью городу. вступительное стихотворение — «облака — вокруг» — светлое, радостное, романтичное. стихотворение является своеобразным подарком дочери поэтессы: откуда-то свысока, должно быть, с воробьевых гор или с кремлевского холма, поэтесса любуется городом и показывает его маленькой дочке але. «дивный и мирный град» она завещает своему ребенку и ее будущим детям: облака — вокруг, купола — вокруг, надо всей москвой — сколько хватит рук! — возношу тебя, бремя лучшее, деревцо мое невесомое! будет твой черед: тоже — дочери передашь москву с нежной выражение этой нежной горечи часто охватывает художницу слова при воспоминании о родном и любимом городе. само стихотворение — легкое, невесомое, действительно выглядит как наказ ребенку — простой и понятный, но в то же время тонкое лирическое настроение грядущей утраты того ценного, что хранилось долгие годы. главным в столице для художницы слова является духовность — жива еще народная вера и стоят еще золотящиеся на солнце «сорок сороков церквей»: по церковке — все сорок сороков и реющих над ними голубков… вера и делает город особенным и единственным для поэтессы. конечно, жители святого города не становятся святыми, оставаясь в чем-то грешными, а в чем-то убогими, однако близость бога, хранящего столицу, позволяет им очиститься. потому и покаяние, и слезы верующих обитателей города искренни и чисты: на каторжные клейма, на всякую болесть, — младенец пантелеймон у нас, целитель, есть. постоянное божественное присутствие создает непередаваемый тонкий духовный лад стихотворения. появляется желание уйти, убежать от будничности и обычной жизни. поэтому поэт в представлениях цветаевой — «смиренный странник, во тьме поющий бога». москва в этом контексте — своеобразный ключ, лакмусовая бумажка, открывающая поэтессе ее истинную душу и истинное лицо: я — двойника нащупавший двойник — сквозь легкое лицо проступит — лик. о, наконец тебя я удостоюсь, благообразия прекрасный пояс! национальное начало пронизывает все творчество цветаевой, делая его трогательным и жестким одновременно. в дневнике есть следующая запись, полностью образ цветаевой — россиянки: «родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. не быть в россии, забыть россию — может бояться лишь тот, кто россию мыслит вне себя. в ком она внутри — тот потеряет ее лишь вместе с жизнью».