Ода блаженный памяти государыне императрице анне иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие хотина 1739 года. м. в. ломоносов

Языковые особенности оды ломоносова "на взятие хотина"

Значение творчества М. Ломоносова в русской литературе

В филологических трудах Ломоносовым были систематизированы знания по теории литературы, создана система стихосложения, которая станет базовой для поэзии XVIII и XIX в., заложены основы формирования языковых стилей, разработаны нормы словоупотребления. Все эти реформы предоставили богатейшие возможности для словотворчества. До Ломоносова литературный язык был засорен заимствованными и церковнославянскими словами,отчего поэтические произведения казались громоздкими, были сложны для понимания. Ломоносов стремился развивать литературный язык на русской народной основе, используя лучшее из других языков. Благодаря реформаторству Ломоносова поэзия стала легче восприниматься.Белинский считал, что новая русская литература началась сод и реформ Ломоносова, которого он назвал литературным «Петром Великим».

Словарь

1. Лоцман – управляющий судном, знающий морские пути.

2. Обоз – несколько саней, телег или повозок с грузом.

3. Келья –жилье, небольшая комната в монастыре.

4. Прилежание – старание, усердие.

5. Трактат – научное сочинение.

6. Рекрут — солдат, призванный на государственную службу на длительный срок.

7. Адъюнкт – младшая научная должность.

8. Ода – лирическое торжественное произведение.

9. Смальта — специальные непрозрачные стекла для мозаичного искусства.

10. Четырехстопный ямб – стихотворный двусложный размер с ударением на 2, 4, 6, 8 слогах.

11. Декламация – вид ораторского мастерства, выразительное чтение.

12. Дщерь (церковно-славянское слово) – дочь.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Языковые особенности оды Ломоносова М.В. «На взятие Хотина»

Багдарин Баунтовский район Республика Бурятия

Слайд 3Объект исследования –
ода «На взятие Хотина»
Предмет исследования –
языковые

особенности оды
Цель исследования –
изучение особенностей лексики и

использования изобразительных средств в оде М. В. Ломоносова.

Слайд 4В соответствии с данной целью обозначим следующие задачи:
1.Изучить литературу по

Ломоносова;4. Создать презентацию

Слайд 5В работе использованы следующие методы:
чтение первоисточников;изучение научно-методической литературы; метод наблюдений

– при подготовке к ОГЭ, во внеклассной работе.

Слайд 7

Ода как жанр пришла в литературу из Древней Греции. Её

истоки — хоровая лирика древних греков.
Ода (от греческого ode) –

песнь – торжественное стихотворное произведение

нравоучительные философские сатирические оды-послания оды-элегии

Слайд 10Оды Ломоносова стали
классическимиНедаром о лучших из них Пушкин сказал: «Они

останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще

должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему»

Родины – в развитии наук.прославление мира

Слайд 12

« Ода блаженныя памяти

государыне императрице
Анне Иоанновне на победу над

турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года»

Слайд 14Ода состоит из несколько частей:
Описание восторга поэта перед победой

«россов» рассказ о сражении, где воспевается мощь современной Ломоносову России,

как результат огромной деятельности Петра – царя-преобразователя; прославление покоя: картины мирной жизни, тишины, воцаряющейся на месте недавнего сражения, которое положило конец чуждому господству.

Слайд 15Начинается ода с развернутой метафоры: автор создает картину своего появления

на горе Парнас, где музы искусства вдохновляют его обратиться

к описанию сражения, которое закончится победой россов.

перст, перо злато

Слайд 17Встречаются в произведении и сравнения«враг рыщет, как пронзенный зверь», «враг,

как прах развеян». «пускай земля, как понт трясется»;

«Не медь ли в чреве Этны ржет И, с серою кипя, клокочет? Не ад ли тяжки узы рвет И челюсти разинуть хочет? То род отверженной рабы, В горах огнем наполнив рвы, Металл и пламень в дол бросает»

Слайд 18Гипербола
Пускай земля, как понт, трясет,
Пускай везде громады стонут,
Премрачный

дым покроет свет,
В крови Молдавски горы стонут.

Слайд 19 ПерифразАнна Иоановна –

Грозный – «смиритель стран казанских»

строки

Где ныне похвальба твоя?
Где дерзость?
Где в бою упорство?
Где злость на северны края?

Слайд 21Олицетворения «от реву лес и брег дрожит», «дубравы и поля

трепещут», «горы стонут», «ад челюсти разинуть хочет»Евфрат в твоей крови

смутился,
Скрывает луч свой в волны день,
Над войском облак вдруг развился Победа, росская победа,
Тогда увидев бег своих, Аллегория
Луна стыдилась сраму их…

Слайд 22Инверсия – ещё один прием, используемый автором:
И свет во

похвальба твоя? Где дерзость? Где в бою упорство? Где злость

на северны края?

ужасна сила, чужи поля;

славянизмы: златой, брег, хладнеют, чрез

Слайд 25Устаревшие слова:
существительные: ветр, огнь, свирепство, десницу, денницу, изрядство, россы, презорство,

витийство, око;
местоимения и наречия: оных, сей, которы; коль, вкруг;

глаголы: зрит, претит, блажит, дерзает, отвещает, взирает, отверзлась.

Слайд 28«Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги».

проблемы , которые впоследствии не смог обойти ни один большой писатель и которые не утратили своей актуальности до наших дней.

Роль Ломоносова как основоположника классицизма в России

Ломоносов как реформатор русского языка и стихосложения

В России после реформ Петра Великого началась эпоха культурных преобразований. Будучи сторонником петровских реформ, Ломоносов в своей деятельности руководствовался идеями прогресса, благодаря ему начался новый период культурной и интеллектуальной русской жизни.

Ломоносова считают родоначальником эстетического и литературного течения классицизма в России. Это течение, возникшее в XVII в. во Франции, было ориентировано на классические образцы античного искусства и стало базовым для идеологических взглядов эпохи Просвещения. Ломоносов, изучая традиции европейской культуры, использовал их в своем творчестве, но при этом учитывал многообразие национального культурного опыта. Отличительными чертами русского классицизма и стихотворчества Михаила Ломоносова стали гражданская и патриотическая направленность.

В 1739 г. Ломоносов прислал в Российское собрание при Академии наук, заботившееся о чистоте русской речи,«Письмо о правилах российского стихотворства». В своем труде Ломоносов выступил как реформатор русского стихосложения,предложил идеи для совершенствования грамматики русского языка, составления его словарей.

Ломоносов развил учение своего предшественника поэта Василия Тредиаковского о том, что языку русского народа и его фольклору присущи мелодика, тональность, создаваемая ударными слогами, оттого нужно создавать стихи, соответствующие строению русского языка, который большинством считался непригодным для стихосложения. Реформа Ломоносова привела к эволюции русского поэтического языка: вместо силлабической системы стихосложения, основанной на количестве слогов в строчке, была предложена силлабо-тоническая, в основе которой было ритмическое чередование ударных слогов. Тредиаковский выделил двусложные размеры: хорей (ударение на 1 слоге) и ямб (ударение на 2 слоге), Ломоносов добавил трехсложные: дактиль (ударный 1 слог), амфибрахий (ударение на 2 слоге) и анапест (ударный 3 слог). Ломоносов отдавал предпочтение четырехстопному ямбу, этот размер стал любим многими русскими поэтами: Державиным, Баратынским, Пушкиным, Лермонтовым и др.

В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов, стремясь к классической ясности, разграничил сферы применения церковнославянского и русского разговорного языков. Он сформулировал теорию «трех штилей», которая станет базовой для всей классицистической поэзии. К высокому стилю Ломоносов относил церковнославянские и общего употребления русские слова, к среднему – часто употребляемые русские слова с незначительным количеством церковнославянских, к низкому – русские, не используемые в церковнославянских текстах, иногда и просторечные. Каждый стиль подходил конкретным жанрам: высоким предназначалось писать ораторские речи, оды и героический эпос; средним – трагедии, элегии, сатиры, низким – стихотворные послания, эпиграммы,басни, песни.

Ломоносов в своих трудах подошел к литературным процессам с научной точки зрения, определив стилистику языка, систематизировав литературные жанры и правила словоупотребления.Он показал, что русский язык своей поэтичностью не уступает латыни и западноевропейским языкам, заложил основы национального стихосложения и новой поэзии, избавив ее от «тяжеловесного речения». Способствовали совершенствованию русской словесности написанные Ломоносовым «Российская грамматика» и первый учебник по риторике на русском языке «Краткое руководство к красноречию», по которому обучались почти 170 лет.

Ода как источник информации

В одах содержится информация о характере события, его историческом значении и последствиях

Ода на взятие Хотина призвана описать и прославить подвиг взятия Хотина русским войском и показать его важность в истории

Художественные изображения и метафоры, использованные в оде, могут также содержать дополнительную информацию о событиях и характерах героев. Они могут помочь понять настроение и эмоции, связанные с взятием Хотина, а также передать глубину и сложность происшедшего.

Ода, как источник информации, предоставляет возможность узнать о художественном отношении автора к событиям и героям. Она может отражать национальные и патриотические настроения, а также вызывать эмоциональную реакцию у читателей.

Однако следует помнить, что ода — это художественное произведение, и она может содержать элементы субъективизма и искажения реальности. Поэтому при использовании оды в качестве источника информации следует быть внимательным и аналитическим, а также проверять данные в других источниках.

Патриотические идеалы и национальная гордость

В произведении «Ода на взятие Хотина» национальные героические идеалы занимают центральное место. Автор, Александр Васильевич Суворов, изображает события, связанные с победой русских войск над турецкими захватчиками и освобождением Крепости Хотин во время Русско-турецкой войны 1787–1791 годов. Ода написана с целью прославления героизма русских солдат и прославления России как великой страны.

В произведении прослеживается ярко выраженное ощущение национальной гордости. Многие прочтут оду и будут полны гордости за свою страну, ее историю и достижения своих предков. Ода вызывает эмоциональный отклик и активное чувство принадлежности к нации. Автор призывает каждого российского гражданина быть гордым за простых солдат, которые своим подвигом обеспечили победу и сделали Россию еще мощнее и славнее.

Суворов акцентирует внимание на национальных идеалах, таких как мужество, преданность отечеству и солидарность. Подчеркивая значимость этих идеалов, он представляет Россию как страну, которая может противостоять любым испытаниям и побеждать в битвах

Величие и сила русского государства передаются через описание подвигов русских солдат, которые борются за свою Родину с неограниченным мужеством и отвагой. Прочитав оду, читатели не только восхищаются героическими деяниями русских воинов, но и осознают свою силу, внутреннюю мощь и потенциал.

Победа русских в Хотинской битве стала символом национальной гордости и источником вдохновения для многих поколений русских. Суворов призывает сохранить память о героическом прошлом, укрепить национальный дух и стремиться к новым победам. Он говорит о необходимости проникнуться чувством гордости и ответственности перед своей страной и следовать героическому примеру предыдущих поколений.

Таким образом, в «Оде на взятие Хотина» отражены патриотические идеалы и вызвано чувство национальной гордости. Произведение написано с целью прославления России и героического подвига русских воинов, призывая каждого гражданина проникнуться гордостью за свою страну и следовать примеру предков.

Духовные оды

Ломоносов всецело проявил себя в написании духовных од. Ими в 18 веке именовались стихотворные изложения библейских писаний с лиричным содержанием. Во главе здесь выступала книга псалмов, где поэты то и дело выискивали схожие к своим думам и переживаниям темы. По этой причине духовные оды могли нести в себе самую разнообразную направленность – от особо личного ее исполнения до высокого, общегражданского.

Духовные оды Ломоносова преисполнены упоением, восторгом, гармоничностью и великолепием мироздания.

При изложении одной из наиболее драматических библейских книг, «Книги Иова», Ломоносов вычленил ее набожно-этическую проблематику и предоставил на первый план описание ее поистине благоговейных картин живой природы. И вновь перед нами, читателями, появляется необъятное разрисованное звездами небо, буйствующая морская пучина, шторм, орел, отвлеченно парящий в небесных просторах, громадный бегемот, неистово топчущий беснующиеся тернии, и даже мифический в своем великолепии Левиафан, обитающий на дне океана.

В отличие от похвальных, жанр оды духовной отличается своей немногословностью и изяществом изложения. Строфы, состоящие из десяти стихов, здесь заменены, как правило, четверостишиями с кольцевой или перекрестной рифмой. Стиль написания духовных од представляется лаконичным и лишенным разного рода «убранств».

Похвальные оды

Большинство написанных Михаилом Васильевичем од было связано с коронацией того или иного правителя. Он посвящал свои оды Иоанну IV Антоновичу, Петру III, Анне Иоанновне, Екатерине II и другим. Неотъемлемую часть праздной коронации представлял жанр оды. Ломоносова охватывало вдохновение, и каждое из его творений намного шире и красочнее описывало официально-придворную роль правителей. В каждую из од Михаил Васильевич вкладывал свой идеологический замысел, предвосхищал светлое будущее русского народа.

Жанр оды использовал Михаил Васильевич в качестве одной из наиболее удобных форм беседы с коронованными правителями. В виде этой похвалы за дела, которые, как правило, монарх еще не совершал, Ломоносов высказывал свои предпочтения, наставления и советы в пользу великодержавного государства. Ода позволяла преподносить их в мягком, одобрительном и лестном для правителей тоне. Желаемое в коронационной похвале Ломоносова выдавалось за действительное и таким образом обязывало монарха в будущем оказаться достойным ее.

Жанр оды в творчестве Михаила Васильевича также отражал всевозможные события политической жизни того времени

Наибольшее внимание здесь отводилось батальным событиям. Великий русский поэт гордился славой русской артиллерии и величием Российского государства, способного противостоять любому врагу

Поэтическая индивидуальность похвальных од Михаила Васильевича полностью отождествляется с их идеологическим содержанием. Каждая ода являет собой восторженный монолог стихотворца.

Борьба за свободу и независимость

В стихотворении подчеркивается важность свободы и независимости для украинского народа. Герои произведения сражаются не только за возвращение украинской земли, но и за освобождение от чужого владычества

Они готовы идти на бой, чтобы защитить свои земли и свое право на самоопределение.

Автор использует яркие образы, чтобы описать борьбу за свободу. Он описывает битву, где герои сражаются до последнего вздоха, не боясь смерти. Их отвага и решимость вызывают восхищение и вдохновляют на подвиги.

Один из ключевых моментов произведения — это идея единства и сопротивления. Автор показывает, что только объединившись в борьбе за общую цель, украинцы смогут достичь свободы и независимости. Они оказывают поддержку друг другу и готовы жертвовать своей жизнью для достижения этой цели.

Герои произведения являются символами борьбы за свободу и независимость украинского народа.
Автор подчеркивает важность свободы и независимости для украинского народа.
В произведении используются яркие образы, чтобы описать борьбу за свободу.
Произведение также восхваляет единство и сопротивление в борьбе за свободу.

Героизм и мужество в битве

Используя реалистическую манеру изображения, автор передает читателю атмосферу битвы, полную борьбы и опасностей. Герои оказываются в сложных ситуациях, но несмотря на это, они демонстрируют непреклонность и смелость. Они не скупятся на усилия, чтобы остановить врага и защитить свою землю.

Произведение также подчеркивает необходимость героизма в борьбе за свободу и независимость. Автор показывает, что мужество дает силу и уверенность людям, позволяя им не только преодолеть физические преграды, но и сохранить высокое духовное состояние во время битвы.

Героизм и мужество в битве представлены как неотъемлемые качества настоящего воина

Автор подчеркивает важность этих качеств, их влияние на ход событий и результат битвы. Героический поступок не остается без внимания, он становится символом отваги и примером для других

В конце произведения автор делает упор на то, что героизм и мужество в битве имеют глубокий символический смысл. Они выражают не только национальный патриотизм, но и внутреннюю силу человека, его готовность бороться за истинные ценности.

Примеры героизма и мужества в битве:
Бесстрашие командира, ведущего своих солдат в атаку на врага
Отважные защитники, стоящие на стороне укреплений и несущие смертельную опасность
Участники героической кавалерийской атаки, рискующие своей жизнью ради победы
Жертвенность и непоколебимость воинов, способных противостоять мощным вооруженным силам противника
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: