Библиография
- Александр Блок. Город // Собрание сочинений / прим. Вл. Орлова. — М.—Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. — Т. 2. — С. 139—209. — 200 000 экз.
- Безродный М. В. «Если живет без меня в Городе имя мое…»: О некоторых особенностях художественной структуры цикла «Город» // Блок А. А. Город. – 1986. – С. 186–218
- Тихомирова Е. А. О словоупотреблении в отдельных произведениях А. Блока и М. Богдановича // Русский язык: Межведомственный сборник. –Мн., 1990. – Вып. 10. – С. 151–157. Сравнительный анализ тропов в одноименных циклах «Город» А. А. Блока и М. Богдановича.
- Байрамова К. В. Сон как архетип «Петербургского текста» в цикле А. А. Блока «Город» (1904–1908) // Текст и подтекст: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. – М., 2007. – С. 17–21.
- Козловская С. Э., Шмидт Н. В. [ahmatova.niv.ru/ahmatova/kritika/shmidt-kozlovskaya-eshatologicheskoe-prostranstvo.htm Эсхатологическое пространство города в творчестве А. Блока и А. Ахматовой] // Вестник КГУ. — 2007. — № 1. — С. 145-148.
Художественный мир поэта
Что представляет собой поэзия Александра Блока? Его можно назвать уникальным поэтом, ведь все его творчество представляет собой единый пласт.
Его лирике присуще повторение определенных слов. В раннем творчестве Блока часто встречаются «туманы» и «сны». Лирика наполнена символами, образами, различными ситуациями, в которых оказывается герой Блока. Они не только «упакованы» в словесные конфигурации, но и несут особый окрас, придающий специфическую атмосферу произведению.
При этом цикл произведений поэта, как он сам того желал, нужно воспринимать как единый роман в стихах. Поэтому Блок соединил их в трилогию под названием «Трилогия вочеловечения».
Во главе угла лирики поэта стоит личность человека — современника Блока. Поэту интересны взаимоотношения человека с обществом, природой и космосом. Эта проблема рассматривалась другими авторами, однако она отражалась в форме романа, а не поэзии. Лирический сюжет в творчестве Блока перекликается со сферой чувственного и мыслительного, с мотивацией героев.
Личность героя и самого поэта тесно связаны между собой. Можно заключить, что лирический герой «Трилогии вочеловечения» и есть сам Блок.
Выделяют следующие черты лирики поэта:
- музыкальность;
- мистицизм;
- стремление к духовному;
- элемент недосказанности;
- туманность образов.
У Блока каждый герой разный: это обычный посетитель кафе, Гамлет, воин армии Дмитрия Донского. Однако у них единое мировоззрение, одинаковый образ мыслей и аналогичные впечатления от мира.
Примечание
Юрий Тынянов, прозаик и литературовед, провел анализ трилогии и ввел термин «лирический герой. Он считал, что Блок писал о самом себе в разных ипостасях, которые представляли собой его герои. То есть все эти лица, герои «Трилогии вочеловечения», и есть сам поэт.
Список стихотворений
- Последний день («Ранним утром, когда люди ленились шевелиться…»)
- Пётр («Он спит, пока закат румян…»)
- Поединок («Дни и ночи я безволен…»)
- Обман («В пустом переулке весенние воды…»)
- «Вечность бросила в город…»
- «Город в красные пределы…»
- «Я жалобной рукой сжимаю свой костыль…»
- Гимн («В пыльный город небесный кузнец прикатил…»)
- «Поднимались из тьмы погребов…»
- «В высь изверженные ды́мы…»
- «Блеснуло в глазах. Метнулось в мечте…»
- «День поблёк, изящный и невинный…»
- «В кабаках, в переулках, в извивах…»
- «Барка жизни встала…»
- «Улица, улица…»
- Повесть («В окнах, занавешенных сетью мокрой пыли…»)
- «Иду — и всё мимолётно…»
- Песенка («Она поёт в печной трубе…»)
- Легенда («Господь, ты слышишь? Господь, простишь ли?..»)
- «Я вам поведал неземное…»
- Невидимка («Веселье в ночном кабаке…»)
- Митинг («Он говорил умно и резко…»)
- «Вися над городом всемирным…»
- «Ещё прекрасно серое небо…»
- «Ты проходишь без улыбки…»
- Перстень-страдание («Шёл я по улице, горем убитый…»)
- Сытые («Они давно меня томили…»)
- «Лазурью бледной месяц плыл…»
- «Твоё лицо бледней, чем было…»
- Незнакомка («По вечерам над ресторанами…»)
- «Там дамы щеголяют модами…»
- «Передвечернею порою…»
- Холодный день («Мы встретились с тобою в храме…»)
- В октябре («Открыл окно. Какая хмурая…»)
- «К вечеру вышло тихое солнце…»
- «Ночь. Город угомонился…»
- «Я в четырёх стенах — убитый…»
- Окна во двор («Одна мне осталась надежда…»)
- «Хожу, брожу понурый…»
- Пожар («Понеслись, блеснули в очи…»)
- «На серые камни ложилась дремота…»
- «Ты смотришь в очи ясным зорям…»
- На чердаке («Что на свете выше…»)
- Клеопатра («Открыт паноптикум печальный…»)
- Не пришёл на свиданье («Поздним вечером ждала…»)
Тема города и «страшного мира»
Исторические сдвиги, произошедшие в стране, революция 1905-1907 гг. вызвали изменение в мировоззрении Блока. Присущие ему юношеские иллюзии исчезли, и герой увидел реальный мир. Возникает тема города и «страшного мира». Блок отходит от идеала мировой гармонии, от мистицизма Соловьева, но не потому, что перестал в него верить, а потому, что погрузился в противоречивый, сложный мир человеческих страданий, борьбы и страстей. Цикл «Пузырь земли», в котором признается закономерность существования стихийного мира низменной природы, является своеобразным прологом ко второму тому. В следующих двух циклах «Город» и «Разные стихотворения» поэт погружается в конфликтный, тревожный мир, ощущает себя причастным к нему.
События революции Блок, как и другие символисты, воспринимал в качестве проявления народной разрушительной стихии, в качестве борьбы людей с ненавистным господством социального бесправия, пошлости, лжи и насилия. Герой второй книги пытается определиться в своем отношении к миру. Он бродит по городу, где среди пустых и словно «слепых» людей бродит Незнакомка. В сознании поэта прежние святыни превращаются в фарс, и он убеждается в том, что мир следует пути зла. Окружающее герой оценивает как позорище и балаган. В городе все выглядит неживым, иллюзорным, обреченным на смерть, так как в нем отсутствует душа.
Погруженный в стихию обыденности, Блок пишет ряд стихотворений, названных исследователями «чердачным циклом»:
- «Окна во двор»
- «Холодный день»
- «На чердаке»
- «В октябре» и т. д.
Лирическим героем цикла является представитель городских низов, из числа «униженных и оскорбленных».
В следующих циклах второго тома – «Фаина» и «Снежная маска» — отражаются внезапно вспыхнувшие чувства Блока к актрисе Н. Н. Волоховой. Стихия природы и повседневной жизни сменяются стихией испепеляющей, хмельной страсти. Завершает второй том цикл, имеющий многозначительное название – «Вольные мысли».
Замечание 2
Тема третьего тома – борьба светлых и темных сил в душе героя.
Поэт находит силы выйти «из мрака» тяжелых мыслей и сомнений, позитивное начало берет в нем верх.
Третий том – завершающий этап трудного, порой мучительного пути, пройденного поэтом. Тема «страшного мира» является сквозной в творчестве А. Блока.
В 1909 году выходит цикл «Итальянские стихи». Он кажется в какой-то степени чужеродным, однако именно он определяет «чистое искусство» как творческую ложь. Название цикла «Арфы и скрипки» связано с концепцией музыки как организующей силы, внутренней сущности мира.
Цикл «Кармен» 1914 г. поэт посвятил оперной певице Л. А. Дельмас. главной темой этого цикла является тема всепоглощающей любви. «Кармен» является своего рода прологом к поэме «Соловьиный сад». Эта поэма – новый шаг поэта в поисках места человека в жизни и в поисках смысла жизни вообще.
Цикл «Родина» — вершинный цикл третьего дома. Главной темой творчества Блока становится тема России, Родины. Родина – истинный Идеал для поэта. В ней стойкость и сила, светлая, чистая, поэтическая душа. Тема России является сквозной темой творчества Блока. Она была для него всеобъемлющей. Он писал, что этой теме он сознательно и бесповоротно посвящает свою жизнь.
В конце третьего тома поэт поместил небольшой цикл «О чем поет ветер». Заключительный цикл, исполненный элегических раздумий, грустных настроений, чем-то перекликается с циклом «Страшный мир», и таким образом, третья книга тяготеет к кольцевому построению. Такое построение соответствует спиралеобразному характеру пути А. Блока.
Мотивы «Трилогии вочеловечения» Александра Блока
Определение
«Трилогия вочеловечения» — трехтомник поэта Серебряного века Александра Блока, состоящий из цикла стихов.
События в России начала 1900-х годов, общественные настроения и изменения в личной жизни повлияли на творчество поэта Блока и предопределили его дальнейший поэтический путь. Александр влюбился в Любовь Менделееву, дочь известного ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Влияние идей В. Соловьева, философа, публициста и литературного критика, также отчетливо прослеживается в поэзии Блока.
Примечание
Сам Александр выделял такую особенность в своем творчестве: вся его лирика, наполненная художественным разнообразием, многоплановой проблематикой представляет собой единое произведение.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Почему Блок выбрал слово «вочеловечение», давая название своей трилогии? Оно означает перевоплощение Бога в человеческую ипостась — в Сына Человеческого. Христос в лирике Блока — творец, который преобразует мир, делает его красивее, благороднее и чище. Лирический герой поэта проходит длительный путь, что и легло в сюжет трилогии. С ним происходят разные ситуации, где он сталкивается с обществом, с природой, с многообразными явлениями окружающего мира. Этот путь тернист: героя терзают страдания, страхи и иллюзии. Он совершает череду ошибок, однако с каждым этапом герой становится мудрее и опытнее. Примечательность внешней композиции трилогии в том, что ее пространство постепенно расширяется, а под конец охватывается вся страна.
Трилогия поделена на тома и циклы, внутри которых — многообразие образов, мотивов и поворотов. Сюжет в трилогии как таковой отсутствует, однако мотив выступает связующим звеном и превращает цикл в одну композицию. Он видоизменяется в зависимости от ситуаций, однако его суть остается прежней.
Характеристика трилогии
Рассмотрим содержание каждого отдельного тома из «Трилогии вочеловечения».
Первый том «Я иду» — 1902-1904 гг.
Свое первое собрание сочинений Блок решает издать в трех книгах, состоящих из 18 циклов.
Первый том посвящен любви и романтике пейзажа. Ключевыми темами стали чувства к женщине и любование природой. Сборник состоит из циклов:
- «До света»;
- «Стихи о прекрасной даме»;
- «Распутье».
Эти стихи написаны совсем еще юным Блоком. Прослеживается дуальность восприятия жизни: поэт то пишет, что «стар душой», то говорит о «стремлении к воле». Однако ключевым персонажем произведений становится «прекрасная дама» и ее околомистический образ. Это связано с сильным чувством к Любови Менделеевой, которая становится его женой.
Любовь к женщине приобретает глубокий смысл, отчасти роковой и фатальный. Но не только романтические чувства становятся главной темой лирического героя. Он вплетает в творчество и политический аспект наравне с социальным.
Так, его раннее произведение «Фабрика» говорит о трудах народа с «измученными спинами». Он предвидит наступление перемен, коренного перелома в жизни России. Поэт переживает за судьбу страны и народа, хотя пока что его творчество посвящено мистицизму. Цикл завершается «Распутьем», которое знаменует изменения в творчестве поэта.
Цель лирического героя Блока в первом томе — приблизиться к идеалу.
Второй том «Падение в жизнь» — 1904-1908 гг.
Во второй том вошли циклы:
- «Город»;
- «Снежная маска»;
- «Фаина».
В своем творчестве Блок акцентирует внимание на событиях, которые происходили в то время в стране, поэтому мистицизм перестает фигурировать в прежней степени в лирике поэта. В этот период в России начинается революция, и Блок выступил наблюдателем за происходящими событиями
Он оценивает ситуацию, оставаясь в стороне, рассуждая на тему судьбы народа и интеллигенции.
Родина в творчестве поэта отождествляется с женским образом. Она таинственна и непостижима. Россия того периода неоднозначно воспринимается Блоком.
Это был тяжелый этап в жизни поэта. Блок потом признавал, что данный цикл — одно из самых его больших достижений.
Цель героя второй части трилогии — осознать и исследовать величие страны.
Третий том «Симфония жизни» — 1909-1916 гг.
Список циклов:
- «Страшный мир»;
- «Возмездие»;
- «Ямбы»;
- «Родина».
Завершающая часть трилогии, которая подытоживалась циклом «Страшный мир». Это произведение об окружающей действительности и о разоблачении буржуазии. Идея несовершенного мира давно прослеживалась в лирике Блока, здесь она становится центральной. Также свое развитие получила еще одна тема — тема двойника.
Отсюда самое известное творение Блока, известное даже массовому читателю, — «Ночь, улица, фонарь, аптека» из цикла «Пляски смерти». Ограниченность пространства и времени становятся лейтмотивом третьего тома. Но поэт не теряет надежду и стремится к свету и верит в победу добра. В строках встречается слово «вочеловечить», что знаменует победу духовного начала. Именно к духовности и шел поэт на протяжении всего цикла.
Каждая часть трилогии — это путь Блока как творца и художника мысли. Здесь же он заключает «О, я хочу безумно жить…». В цикл третьего тома входят темы музыки и природы, как и раньше.
Подытоживая, можно заключить, что вся поэзия трилогии «Вочеловечения» представляет собой трудный путь Блока, его личностное преобразование. Он начинает с мистического, переходя к философским размышлениям о жизни и стране. Так произошло становление Блока как великого классика поэзии Серебряного века.
Цель лирического героя остается неизменной со времен второго тома — исследование величия страны и ее дальнейшей судьбы.
Отрывок, характеризующий Город (цикл Блока)
«Приду к одному месту, помолюсь; не успею привыкнуть, полюбить – пойду дальше. И буду итти до тех пор, пока ноги подкосятся, и лягу и умру где нибудь, и приду наконец в ту вечную, тихую пристань, где нет ни печали, ни воздыхания!…» думала княжна Марья. Но потом, увидав отца и особенно маленького Коко, она ослабевала в своем намерении, потихоньку плакала и чувствовала, что она грешница: любила отца и племянника больше, чем Бога. Библейское предание говорит, что отсутствие труда – праздность была условием блаженства первого человека до его падения. Любовь к праздности осталась та же и в падшем человеке, но проклятие всё тяготеет над человеком, и не только потому, что мы в поте лица должны снискивать хлеб свой, но потому, что по нравственным свойствам своим мы не можем быть праздны и спокойны. Тайный голос говорит, что мы должны быть виновны за то, что праздны. Ежели бы мог человек найти состояние, в котором он, будучи праздным, чувствовал бы себя полезным и исполняющим свой долг, он бы нашел одну сторону первобытного блаженства. И таким состоянием обязательной и безупречной праздности пользуется целое сословие – сословие военное. В этой то обязательной и безупречной праздности состояла и будет состоять главная привлекательность военной службы. Николай Ростов испытывал вполне это блаженство, после 1807 года продолжая служить в Павлоградском полку, в котором он уже командовал эскадроном, принятым от Денисова. Ростов сделался загрубелым, добрым малым, которого московские знакомые нашли бы несколько mauvais genre , но который был любим и уважаем товарищами, подчиненными и начальством и который был доволен своей жизнью. В последнее время, в 1809 году, он чаще в письмах из дому находил сетования матери на то, что дела расстраиваются хуже и хуже, и что пора бы ему приехать домой, обрадовать и успокоить стариков родителей. Читая эти письма, Николай испытывал страх, что хотят вывести его из той среды, в которой он, оградив себя от всей житейской путаницы, жил так тихо и спокойно. Он чувствовал, что рано или поздно придется опять вступить в тот омут жизни с расстройствами и поправлениями дел, с учетами управляющих, ссорами, интригами, с связями, с обществом, с любовью Сони и обещанием ей. Всё это было страшно трудно, запутано, и он отвечал на письма матери, холодными классическими письмами, начинавшимися: Ma chere maman и кончавшимися: votre obeissant fils, умалчивая о том, когда он намерен приехать. В 1810 году он получил письма родных, в которых извещали его о помолвке Наташи с Болконским и о том, что свадьба будет через год, потому что старый князь не согласен. Это письмо огорчило, оскорбило Николая. Во первых, ему жалко было потерять из дома Наташу, которую он любил больше всех из семьи; во вторых, он с своей гусарской точки зрения жалел о том, что его не было при этом, потому что он бы показал этому Болконскому, что совсем не такая большая честь родство с ним и что, ежели он любит Наташу, то может обойтись и без разрешения сумасбродного отца. Минуту он колебался не попроситься ли в отпуск, чтоб увидать Наташу невестой, но тут подошли маневры, пришли соображения о Соне, о путанице, и Николай опять отложил. Но весной того же года он получил письмо матери, писавшей тайно от графа, и письмо это убедило его ехать. Она писала, что ежели Николай не приедет и не возьмется за дела, то всё именье пойдет с молотка и все пойдут по миру. Граф так слаб, так вверился Митеньке, и так добр, и так все его обманывают, что всё идет хуже и хуже. «Ради Бога, умоляю тебя, приезжай сейчас же, ежели ты не хочешь сделать меня и всё твое семейство несчастными», писала графиня. Письмо это подействовало на Николая. У него был тот здравый смысл посредственности, который показывал ему, что было должно. Теперь должно было ехать, если не в отставку, то в отпуск. Почему надо было ехать, он не знал; но выспавшись после обеда, он велел оседлать серого Марса, давно не езженного и страшно злого жеребца, и вернувшись на взмыленном жеребце домой, объявил Лаврушке (лакей Денисова остался у Ростова) и пришедшим вечером товарищам, что подает в отпуск и едет домой. Как ни трудно и странно было ему думать, что он уедет и не узнает из штаба (что ему особенно интересно было), произведен ли он будет в ротмистры, или получит Анну за последние маневры; как ни странно было думать, что он так и уедет, не продав графу Голуховскому тройку саврасых, которых польский граф торговал у него, и которых Ростов на пари бил, что продаст за 2 тысячи, как ни непонятно казалось, что без него будет тот бал, который гусары должны были дать панне Пшаздецкой в пику уланам, дававшим бал своей панне Боржозовской, – он знал, что надо ехать из этого ясного, хорошего мира куда то туда, где всё было вздор и путаница.
Особенности тематики и поэтики
Поэтика цикла во многом построена на синонимичных антитезах: солнце — мрак, город — природа, свобода — несвобода. Постоянный образ — «пыльный город». Для Блока город с фабричными гарью и трубами — растлитель, чуть ли не насильник. Единственное спасение, предлагаемое поэтом, — побег: Здесь недоступны неба своды Сквозь дым и прах! Бежим, бежим, дитя природы, Простор – в полях!
(«Бежим, бежим, дитя свободы», 1900).
Петербург предстаёт как город, в котором грань между реальностью и «иными мирами» истончается. В цикле сильны эсхатологические мотивы (первое стихотворение — «Последний день»).