Стихи про осень для детей
Осень
Г. Новицкая
Я хожу, грущу один: Осень рядом где-то. Желтым листиком в реке Утонуло лето.
Я ему бросаю круг — Свой венок последний. Только лето не спасти, Если день — осенний.
Осени приметы
Лидия Преображенская
Тонкая берёзка В золото одета. Вот и появилась осени примета.
Птицы улетают В край тепла и света, Вот вам и другая Осени примета.
Сеет капли дождик Целый день с рассвета. Этот дождик тоже Осени примета.
Горд мальчишка, счастлив: Ведь на нём надета Школьная рубашка, Купленная летом.
Девочка с портфелем. Каждый знает: это – Осени идущей Верная примета.
Ёжик
И. Могилевская
Под кустом свернулся ёжик Мокрый и колючий. И косит над лесом дождик, Разгоняя тучи.
В листья красные одетый, Улыбается пенёк. Простоял сухой всё лето, А теперь насквозь промок.
Зайчик
Александр Блок
Маленькому зайчику На сырой ложбинке Прежде глазки тешили Белые цветочки…
Осенью расплакались Тонкие былинки, Лапки наступают На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая Наступила осень, Всю капустку сняли, Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы волку Серому попасть…
Думает о лете, Прижимает уши, На небо косится – Неба не видать…
Только б потеплее, Только бы посуше… Очень неприятно По воде ступать!
1906 г.
Осень
Евгения Трутнева
Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах — Это платье золотое У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём — Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки С паучками в серединке. И высоко от земли Пролетели журавли. Всё летит! Должно быть, это Улетает наше лето…
Дождь по улице идет
В.Семернин
Дождь по улице идет, Мокрая дорога, Много капель на стекле, А тепла немного.
Как осенние грибы, Зонтики мы носим, Потому что на дворе Наступила осень.
Летят дождинки
Иван Демьянов
Летят, летят дождинки, Не выйдешь из ворот. По вымокшей тропинке Сырой туман ползет.
У погрустневших сосен И огненных рябин Идет и сеет осень Душистые грибы!
Осень
М. Ходякова
Если на деревьях Листья пожелтели, Если в край далекий Птицы улетели,
Если небо хмурое, Если дождик льется, Это время года Осенью зовется.
Поделиться статьей с друзьями!
6
Поделились
Композиция
Стихотворение Пушкина «Осень» состоит из 12 строф. Произведение начинается с изображения пейзажных зарисовок. Здесь Александр Сергеевич предстаёт талантливым художником и кистью мастера показывает всю красоту осенней природы. Затем поэт переходит к описанию других времён года
При этом, автор, главным образом, акцентирует внимание на их недостатках:
Не привлекает Пушкина и тёплое лето. Об этом он говорит в четвёртой части:
Поразмышляв над летом, зимой и весной, поэт приступает к описанию уютной осени. Он противопоставляет её другим временам года. Пушкин утверждает, что обожает осень необычной любовью, похожей на чувство к «чахоточной деве». Писателя привлекает осень именно своей увядающей красотой и печальным видом. Знаменитая фраза, являющаяся антитезой, «Унылая пора! Очей очарованье!» передаёт все настроение мечтающего поэта.
В последней части стихотворения Александр Сергеевич описывает душевный настрой лирического героя. Писатель заявляет, что осенью он полон сил и энергии для великого творчества. В конце нелегкий труд поэта олицетворяется автором в образе корабля, готового к странствованию. Заканчивается стихотворение простым вопросом: «Куда ж нам плыть?». Это объясняет множество размышлений и вопросов, возникших в сознании Пушкина. Под успокаивающем влиянием осени автор задается философскими вопросами о своем предназначении.
Анализ стихотворения Александра Блока «Осенний день»
17 декабря 2015
Образ родной Руси описывает поэт А.А. Блок в лирическом творении с прозаическим заголовком – «Осенний день». Уже само название дает читателю представление о последующих строках. Однако написано стихотворение было зимой, и зафиксирована точная дата – первый день нового 1909 года.
Поэт начинает повествование с короткого рассказа – вступления. В сюжете лирический герой находится на неспешной прогулке с другом «скромным». Он по-товарищески открыто делится своими потаенными размышлениями о положении страны. Беседу эту автор сравнивает с исповедью: ничего не утаивая, «изливается душа» в дружеском разговоре.
Далее следует описание окружающей двух товарищей обстановки, которая ассоциируется с не радужным состоянием всей России. Слышится крик ворона, «кашляет старуха». Это образы болезни, угасания, обреченности и темноты. Да и сами эпитеты всего произведения нагоняют черноту: «темной» названа церковь и «потемневший» день, дым рисуется в третьей строфе.
Вдруг взор героев устремляется ввысь – к журавлиному клину. Они провожают взглядом птиц до их растворения в небесной бездне. Автор задается безответным риторическим вопросом: о чем «плачет» вожак журавлей? Эхом откликается вопрошание в финале стихотворения. Здесь поэт задает более прямые и глобальные вопросы о судьбе страны.
Деревня как проекция всей России видится Блоку бедной. С плачущей женой ассоциирует он обнищалую родину. Угнетенная страна для поэта так любима и близка как родная женщина. «Не счесть» безрадостных деревень по родному краю. Но есть спасительный «костер» где-то за полями – он горит, даря надежду как символ победного конца. Клин журавлей – еще один светлый знак хорошего будущего.
«Осенний день» создан в размере разностопного ямба с белой и перекрестной рифмой. Поэзия богата эпитетами, инверсиями и метафорами. Непостижимые, туманные, даже мистические образы навевает прочтение строчек. Риторические конструкции выделяют центральные для автора мысли. С помощью окончания предложений многоточиями Блок придает стиху оттенок философичности. Он размышляет о роли России в личной судьбе, о ее настоящем, и пытается узреть языки победного пламени в будущем страны.
«Ворона» А.Блок
«Ворона» Александр Блок
Вот ворона на крыше покатой Так с зимы и осталась лохматой… А уж в воздухе — вешние звоны, Даже дух занялся у вороны… Вдруг запрыгала в бок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой? Вот желтеют под серою лавкой Прошлогодние мокрые стружки… Это все у вороны — игрушки. И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно.
Анализ стихотворения Блока «Ворона»
В 1913 году Блок выпустил две небольших детских книги: «Сказки» и «Круглый год». Поэту не посчастливилось познать радость отцовства. Поэтому его стихотворения для маленьких читателей основаны на впечатлениях, полученных в детстве. Исследователи отмечают, что Александр Александрович показал себя как человека, хорошо понимающего особенное мироощущение ребенка. Вероятно, основная причина тому — собственное счастливое детство. Блок рос в атмосфере любви. Немало времени он проводил в имении Шахматово, где имел возможность познавать прекрасную природу средней полосы России. Стихотворения маленький Саша начал писать в пять лет. Будучи подростком, поэт занимался изданием семейного литературного журнала.
Огромную любовь питал он к животным: собакам, ежам, зайцам. С симпатией относился к насекомым и червям. Столь нежное отношение к братьям нашим меньшим нашло отражение в стихах, написанных для детей. В частности, в произведении «Ворона», вошедшем в раздел «Весна» сборника «Круглый год». В нем описывается поведение птицы, с радостью встречающей весну — время обновления, перерождения
Она обращает внимание на всякие мелочи: на стружку, желтеющую под серой лавкой, на что-то белеющее под нежною травкой. Снег сошел, и теперь вороне прекрасно видны все потенциальные игрушки — просто рай для любопытной птицы. Ей даже дышаться весной стало привольнее! В стихотворении «Ворона» Блок предстает перед читателями как чуткий и внимательный наблюдатель, умеющий подмечать особенности поведения птиц
Более того — поэт придумывает характер для своей героини, описывает ее переживания. К «Вороне» близко другое стихотворение для детей — «Зайчик». Они разнятся по созданному настроению, но сопоставимы по трогательному отношению к представителям фауны
Ей даже дышаться весной стало привольнее! В стихотворении «Ворона» Блок предстает перед читателями как чуткий и внимательный наблюдатель, умеющий подмечать особенности поведения птиц. Более того — поэт придумывает характер для своей героини, описывает ее переживания. К «Вороне» близко другое стихотворение для детей — «Зайчик». Они разнятся по созданному настроению, но сопоставимы по трогательному отношению к представителям фауны.
К произведениям, сочиненным для детей, Александр Александрович подходил предельно серьезно и требовательно. Это доказывают пометки, сделанные в рукописях стихотворений для сборников «Круглый год» и «Сказки», а также незначительные изменения, внесенные через некоторое время после написания. Очень жаль, что лирика для ребятишек занимает небольшое место в творчестве Блока. Тем не менее, каждое произведение — это настоящий шедевр детской поэзии, понятный даже самым маленьким читателям, способствующий развитию у них эстетического вкуса, прививающий любовь к литературе.
Рифмовка
Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке
голоса
Рейтинг статьи
Строфа
Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах
КартинкаксочинениюанализстихотворенияХолодныйдень
В 1905 году московское издательство “Гриф” выпустило дебютный сборник Блока “Стихи о Прекрасной Даме”, выдержанный преимущественно в духе символизма. Книга была посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. С ней поэт познакомился еще в детском возрасте, благодаря тому, что соседствовали имения их родителей. В конце девятнадцатого столетия юный Александр Александрович влюбился в дочь великого русского химика. Так начался один из самых известных романов в истории русской литературы двадцатого века. Менделеева то приближала к себе, то отталкивала молодого поэта, который в достижении своей цели проявлял завидное упорство. Желаемого он в итоге добился. В 1903 году Блок женился на Любови Дмитриевне.
Лирика, вошедшая в “Стихи о Прекрасной Даме”, создавалась в период с 1901 по 1902 год. На мировоззрение поэта огромное влияние оказало событие, случившееся весной 1901. Сам Блок считал его судьбоносным и важнейшим в своей жизни. Таинственные знамения и загадочные предвестия бывали и раньше. Александр Александрович признавался, что видел в природе знаки, но считал происходящее субъективным, потому старался от всех оберегать. В апреле 1901 года поэту посчастливилось испытать “совершенно особое состояние”. На окраине Петербурге, в поле за Старой Деревней ему стала являться Она, впоследствии названная в лирике Прекрасной Дамой, Величавой Вечной Женой, Таинственной Девой и так далее. На Пасху Блок получил в подарок поэтический сборник Владимира Сергеевича Соловьева, в котором нашел ответы на большинство главных своих вопросов.
Весенние события легли в основу стихотворения “В день холодный, в день осенний…”, иногда фигурирующего под названием “Поле за Петербургом”. При помощи произведения Блок выражал собственное предчувствие. Ему казалось, что на поле за Старой Деревней он вернется совсем другим, навсегда измененным, потухшим – не “провидцем и обладателем тайны”, а “поэтом и человеком”. Воспоминания не вызовут ни слез, ни прежних эмоций. Новой осени зарю лирический герой стихотворения готовится встретить песней наудачу. Образ этот позаимствован Блоком из творчества Фета: И не зови – но песню наудачу Любви запой…
В середине сентября 1902 года Александр Александрович вернулся на заветное поле за Старой Деревней. Оказалось, что злые законы времени не усыпили скорбный дух, что душа его была по-прежнему жива. Более того – при помощи молитвы она воскресла, о чем Блок поведал читателям в стихотворении “В городе колокол бился…”.
(1
оценок, среднее: 5.00
из 5)
Сочинения по темам:
- Произведение А. А. Блока «Осенний день» написано 1 января 1909 года. Анализ данного стихотворения показывает, что оно продолжает важную для…
- Сборник “Стихи о Прекрасной Даме”, которым Блок дебютировал, вышел в московском издательстве “Гриф” в 1905 году. Он представляет собой поэтический…
- В 1903 году Блок сочетался браком с Любовью Дмитриевной Менделеевой – дочерью знаменитого ученого-химика. Свадьбе предшествовали длительные и порой мучительные…
- Дебютная книга Блока “Стихи о Прекрасной Даме”, создававшаяся в период с 1901 по 1902 год и выдержанная в духе символизма,…
Образы и символы
Образ лирического героя выступает главным в произведении «Осень». Это критичный и не лишенный юмора наблюдатель, который анализирует все времена года и доказывает свою позицию. Он очень ценит комфорт и не боится высказать своих земных и обыденных желаний. Герой раскрывается полностью, и это новаторство Пушкина: вместо устаревших слов возвышенного слога, в которых перед нами выражается не человек, а миссия, мы видим простые и понятные слова, отражающие мысли каждого человека, который не любит комаров, зноя, слякоти и других капризов природы. Если сравнить творчество Державина и какого-либо другого современника Пушкина с тем, что мы видим в «Осени», каждый читатель ощутит контраст. Пушкин пишет о людях и для людей, подмечая совсем не возвышенные, но такие универсальные и жизненные черты времен года, близкие всем нам. Его лирический герой откровенен и честен с нами, он показывает себя таким, каким он предстает наедине с домочадцами и близкими друзьями. Поэтому он не стесняется описывать недостатки времен года и очернять всеми любимый образ весны.
Именно через этот образ Пушкин делится с читателями своими впечатлениями от осени. Получается, что Александр Пушкин и есть тот самый лирический герой, который пытается донести свои мысли и чувства. В теории литературы не принято отождествлять лирического героя и автора, но в данном случае это вполне уместно. Любовь автора к осени подтверждается тем фактом, что большинство его произведений написаны в это время года.
Также можно сказать, что героем в стихотворении является и осень, которую воспевает автор. Он сравнивает ее с «чахоточной девой», которая пленяет наблюдателя утонченным изяществом увядающей красоты. Также ему нравится мимолетность этого времени года, быстрота его ухода. Осень нужно еще поймать, ведь очень быстро ее яркий убор сменяется голыми ветками и заморозками. Она уникальна тем, что так быстро стремится убежать от нас, как курортный роман, как порыв вдохновения, как полет птицы. Поэту тяжело выразить словами ту любовь, которую он к ней испытывает:
Образы других времен года не менее интересны. Зима — хлебосольная и праздничная «старушка», которая дает много новых развлечений и острых ощущений. Автор описывает поездки на санях с возлюбленной, катание на коньках, праздничное застолье. Зима у него уютная, длительная, основательная. Она нарядна и добра, как сама Русь-матушка. Это время года передает русский дух. А вот весна совсем разочаровывает поэта: слякоть, грязь, вонь — таков его отзыв. Обычно поэты наделяют весну красотой, силой обновления и молодости, описывают птичий гомон и апрельские ручьи, но герою скучна оттепель. Лето же вызывает ностальгию по зиме, ведь всюду зной и мухи. Никаких средств против паразитов поэт не застал, поэтому, надо полагать, очень мучился от нападок крылатых соседей. Летом ему тяжело работать, потому что он думает только о том, как бы спастись от жары.
Анализ стихотворения Блока «В день холодный, в день осенний…»
В 1905 году московское издательство «Гриф» выпустило дебютный сборник Блока «Стихи о Прекрасной Даме», выдержанный преимущественно в духе символизма. Книга была посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. С ней поэт познакомился еще в детском возрасте, благодаря тому, что соседствовали имения их родителей. В конце девятнадцатого столетия юный Александр Александрович влюбился в дочь великого русского химика. Так начался один из самых известных романов в истории русской литературы двадцатого века. Менделеева то приближала к себе, то отталкивала молодого поэта, который в достижении своей цели проявлял завидное упорство. Желаемого он в итоге добился. В 1903 году Блок женился на Любови Дмитриевне.
Лирика, вошедшая в «Стихи о Прекрасной Даме», создавалась в период с 1901 по 1902 год. На мировоззрение поэта огромное влияние оказало событие, случившееся весной 1901. Сам Блок считал его судьбоносным и важнейшим в своей жизни. Таинственные знамения и загадочные предвестия бывали и раньше. Александр Александрович признавался, что видел в природе знаки, но считал происходящее субъективным, потому старался от всех оберегать. В апреле 1901 года поэту посчастливилось испытать «совершенно особое состояние». На окраине Петербурге, в поле за Старой Деревней ему стала являться Она, впоследствии названная в лирике Прекрасной Дамой, Величавой Вечной Женой, Таинственной Девой и так далее. На Пасху Блок получил в подарок поэтический сборник Владимира Сергеевича Соловьева, в котором нашел ответы на большинство главных своих вопросов. Весенние события легли в основу стихотворения «В день холодный, в день осенний…», иногда фигурирующего под названием «Поле за Петербургом». При помощи произведения Блок выражал собственное предчувствие. Ему казалось, что на поле за Старой Деревней он вернется совсем другим, навсегда измененным, потухшим – не «провидцем и обладателем тайны», а «поэтом и человеком». Воспоминания не вызовут ни слез, ни прежних эмоций. Новой осени зарю лирический герой стихотворения готовится встретить песней наудачу. Образ этот позаимствован Блоком из творчества Фета:
И не зови – но песню наудачу
Любви запой…
В середине сентября 1902 года Александр Александрович вернулся на заветное поле за Старой Деревней. Оказалось, что злые законы времени не усыпили скорбный дух, что душа его была по-прежнему жива. Более того – при помощи молитвы она воскресла, о чем Блок поведал читателям в стихотворении «В городе колокол бился…».
Мы встретились с тобою в храме И жили в радостном саду, Но вот зловонными дворами Пошли к проклятью и труду.
Мы миновали все ворота И в каждом видели окне, Как тяжело лежит работа На каждой согнутой спине.
И вот пошли туда, где будем Мы жить под низким потолком, Где прокляли друг друга люди, Убитые своим трудом.
Стараясь не запачкать платья, Ты шла меж спящих на полу; Но самый сон их был проклятье, Вон там — в заплёванном углу.
Ты обернулась, заглянула Доверчиво в мои глаза. И на щеке моей блеснула, Скатилась пьяная слеза.
Нет! Счастье — праздная забота, Ведь молодость давно прошла. Нам скоротает век работа, Мне — молоток, тебе — игла.
Сиди, да шей, смотри в окошко, Людей повсюду гонит труд, А те, кому трудней немножко, Те песни длинные поют.
Я близ тебя работать стану, Авось, ты не припомнишь мне, Что я увидел дно стакана, Топя отчаянье в вине.