Полный анализ стихотворения «пилигримы» (и. бродский)

Анализ  стихотворения пилигримы | иосиф бродский

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Пилигримы» — вечное странствие человека к истине. Лирика Иосифа Бродского очень приближена к лирике символистов, то есть строки произведения можно воспринимать по–разному. Остаётся лишь догадываться о реальном смысле стихотворений. Человеком-странником может быть изгнанник, политический протестант, может быть каждый человек, идущий «к самой сути», а возможно и всё человечество, пробирающееся сквозь века. Каждая из транскрипций имеет право на существование, каждое из прочтений не противоречит главной теме – странствие, путь, поиск.

Также стоит отметить тему внутреннего мира: увечные внешне странники очень красивы и богаты внутри. Люди с по-настоящему напряженной и активной внутренней жизнью часто неказисты на первый взгляд, потому что они не выпячивают свою индивидуальность.

Основная проблема стихотворения «Пилигримы» — бессмысленность поиска, которая сбивает с толку самых упертых людей. Кажется, что двигаться незачем, что путь труден и извилист, а цели нет. Но зачастую в ходе самого движения к желаемому мы становимся теми, кем хотим себя видеть, а это уже исполнение мечты.

Настроение стихотворения «Пилигримы» спокойное и серьезное, автор настраивает нас на сосредоточенные раздумья.

История создания

Стихотворение «Пилигримы» относится к раннему творчеству автора. Первые произведения датируются 1956 годом, хотя сам поэт отмечал, что писать он начал лишь с 18 лет, то есть двумя годами позднее.

Первые стихи Иосифа Бродского имеют направленность, схожую с направленностями английских поэтов. Его стихи проникновенны, они философичны и метафоричны. Также тема, поднятая в данном произведении, нетипичная для русской поэзии, она позаимствована у тех же английских писателей. Но следует уточнить, что тема эта преобразована, изменена, то есть её с уверенностью можно считать «открытием» и находкой поэта Бродского.

Но Иосиф Александрович всё же отдал дань английским «вдохновителям», поставив эпиграф перед стихотворением, строки которого взяты из шекспировского произведения: «Мои мечты и чувства в сотый раз идут к тебе дорогой пилигримов».

История

Основную часть поселенцев составляли английские пуритане, религиозные диссиденты. Недовольные тем, что господствующая Англиканская церковь склоняется к идеям католицизма, они желали создать независимую церковь. Одна из подпольных общин собиралась в деревушке Скруби графства Йорк. Её лидерами были проповедники Ричард Клифтон и Джон Моррисон.

Из-за преследования со стороны властей, диссиденты перебрались из Англии в Голландию, где к их взглядам относились терпимо, в 1608 году — в Амстердам, а в 1609 году — в Лейден. К 1617 году община обосновалась на новом месте и возросла до 300 членов. Однако, многие переселенцы не нашли работы в Голландии, а некоторые, не выдержав тяжелых условий жизни и культурных различий, уезжали обратно в Англию. Новое поколение, родившееся на голландской земле, забывало традиции и обычаи предков. Общину ожидала постепенная ассимиляция.

После долгих размышлений было решено отправиться в Америку, в недавно основанную (1607) колонию Вирджиния. Прежние колонисты могли оказать поддержку в защите от враждебных местных племен. С другой стороны, территория колонии была достаточно велика, чтобы вновь прибывшие могли поселиться на некотором расстоянии от прежних поселений и чувствовать себя относительно независимо. Для переезда и обустройства пуритане нуждались в кредитах и разрешении на строительство. Они нашли такую поддержку у Томаса Вестона, лондонского торговца скобяным товаром.

В 1620 году пуритане получили от «Вирджиния Компани» право на землю в Северной Америке на условиях отработки. Компания оплатила их переезд. На корабле «Спидвел» они отправились из Голландии в Англию. В Саутгемптоне к ним присоединилась ещё одна группа переселенцев на корабле «Мэйфлауер». 15 августа оба корабля отплыли в Плимут, но вскоре оказалось, что «Спидвел» непригоден для плавания через океан. Его пассажиры перешли на борт «Мэйфлауэра». 16 сентября 1620 года корабль с поэтическим названием «Майский цветок

» (англ.Mayflower ), на борту которого находились 102 человека, вышел в море.

Двухмесячное океанское плавание было тяжелым. Из-за бурь и штормов корабль отклонился далеко на север. Два человека умерли в пути. Один родился на корабле и получил имя Океанус Хопкинс.

21 ноября 1620 года «Мэйфлауэр» бросил якорь у мыса Код (ныне штат Массачусетс). Среди наиболее известных пассажиров «Мейфлауэра» были Уильям Брэдфорд, Уильям Брюстер, Джон Карвер и капитан пилигримов Майлз Стэндиш.

Сразу по прибытии среди пуритан возник конфликт. Из-за ошибки в курсе колонисты оказались гораздо севернее участка земли в Вирджинии, который они должны были отработать. В связи с этим, часть их считала контракт с Вирджинской Компанией утратившим силу. В результате переговоров 21 ноября 1620 года 41 человек, главы всех семей поселенцев, подписали т. н. «Мэйфлауэрское соглашение». В этом соглашении они закрепили намерение основать колонию и обязались подчиняться законам, «которые будут считаться подходящими и соответствующими общему благу колонии». Это соглашение стало со временем символом демократического самоуправления. После подписания губернатором был избран Джон Карвер. После его смерти (1621), губернатором стал Уильям Брэдфорд, который занимал этот пост 11 лет, и до его смерти (1657) его избирали на различные должности. В 1650 он опубликовал книгу «Плимутское поселение» — достоверное свидетельство очевидца, один из первых образцов американской историографии.

С 25 ноября небольшие группы переселенцев начали высаживаться на берегу и обследовать новую землю. Почти сразу же на них напали индейцы. Благодаря огнестрельному оружию поселенцы вышли победителями из вооруженного столкновения.

25 декабря, в Рождество колонисты начали строить Дом собраний, положив этим начало поселению Нью-Плимут. Зимовали они на корабле, страдая от холода и болезней. Лишь половина прибывших пережила тяжелую первую зиму. Однако остальные не пали духом. Индеец по имени Тискуантум, которого пилигримы называли Скванто, знакомый ранее с английскими моряками и немного понимавший их речь, научил их выращивать маис и тыкву и показал, где ловится рыба и водится дичь. С его помощью пилигримы выжили в диком незнакомом краю, и оценили Скванто как помощника, нежданно посланного Богом для их блага. На следующий год колонисты сумели обеспечить себя зерном на зиму. По этому поводу губернатор колонии Брэдфорд объявил один день днем благодарения Богу. Этот обычай позже распространился по всем колониям Новой Англии, а в 1789 году первый президент США Джордж Вашингтон объявил 26 ноября общенациональным Днем Благодарения.

В наши дни десятки миллионов жителей США имеют хотя бы одного предка из числа отцов-пилигримов.

Анализ стихотворения «Любовь» Бродского

Иосиф Бродский написал огромное количество произведений о любви. И большинство из этих произведений было посвящено одной-единственной женщине, загадочной «М.Б.». Среди них и стихотворение «Любовь», написанное в 1971 году, одно из самых таинственных в его творчестве. В нем Бродский обращается к роковой любви всей своей жизни, к Марине Басмановой: женщине, которая долгие годы после их драматического расставания оставалась музой поэта.

Все творчество поэта автобиографично и неразрывно связано с его личными переживаниями. «Я дважды просыпался этой ночью и брел к окну» — так начинается стихотворение, в котором автор обращается к своей несбывшейся мечте, к своему разрушенному счастью.

Марина Басманова – красивая, молчаливая и загадочная девушка была невестой поэта, но неожиданно ушла от него к его другу Дмитрию Бобышеву. Ушла она без объяснения причин и для Бродского это была огромная потеря, смириться и справиться с которой он не мог на протяжении многих последующих лет. Во всех женщинах он искал ее и не находил, все стихотворения были посвящены ей. Это было болезненное, всепоглощающее чувство. Спустя 7 лет после расставания он напишет эти строки:

Прошли года, много событий произошло в его жизни, а Бродского не покидают мысли о том, как они могли бы быть счастливы:

Автор описывает сновидения, смешанные с реальностью. В ту ночь, описываемую в стихотворении, он с трудом отличает явь от сна. Атмосфера произведения тягостная, а переплетение предметного и символического еще больше усугубляет трагизм ситуации. С первых строк перед читателем открывается двойная реальность, романтическое двоемирие: в одном мире романтический герой счастливо живет с любимой и они ждут ребенка, а в другом – страдания неразделенной любви, темнота и безысходность без надежды на будущее. Любовь, не сложившаяся наяву, воскресает в мыслях и сновидениях героя: там он может придумать себе любой исход, уйти от реальности.

Интересна отсылка Бродского к шекспировскому «Отелло»: он упоминает «двуспинное чудовище», показывая тем самым, что природа любви с тех пор не претерпела изменений. Множественное число, употребленное при этом, указывает на то, что таких влюбленных чудовищ множество.

Автор использует образ выключателя, который служит в произведении своеобразным передатчиком образа возлюбленной и одновременно напоминанием о невозможности их реального сближения. Финал стихотворения отдан мечтам о несбыточном: поэт представляет, как наступит время и любимая женщина привидится ему с ребенком на руках и тогда герой сделает свой выбор: «…тогда я не дернусь к выключателю и прочь руки не протяну уже, не вправе оставить вас в том царствии теней».

Стихотворение «Любовь» написано человеком, для которого это чувство – определяющее и главное в судьбе, от него зависит жизненный вектор. Сам Бродский так говорил о разрыве с Басмановой и его последствиях: «Все мои душевные силы ушли на то, чтобы справиться с этим несчастьем». И этим все сказано: ни ссылка, ни преследование властей и выдворение из страны не стало тем камнем преткновения, чем стало предательство любимой женщины. Произошедшее оставило настолько глубокий след в его душе, что на свет появилось одно из гениальных произведений о неразделенной любви в русской поэзии.

Поэтические приемы в стихотворении «Пилигримы» И. Бродского

Иосиф Бродский считается одним из самых выдающихся поэтов XX века. Его стихи отличаются необычной глубиной мысли, аристократичностью, тонким вкусом и богатой философской проницательностью. Именно эти качества можно отметить и в стихотворении «Пилигримы».

Один из главных поэтических приемов, использованных Бродским в этом стихотворении, это образы. Поэт вводит в произведение множество ярких образов, каждый из которых передает какую-то конкретную идею. Например, образ пилигримов символизирует поиск истины, а образы города и Таинственного Града – борьбу между знанием и незнанием.

Еще один прием, который можно увидеть в этом стихотворении – это использование алегорических символов. Так, кости древних животных становятся символом минувшего времени, а ржавый шлем – времени настоящего. Бродский с помощью символов передает глубинные мысли, отображает замысловатую и философскую картину мира.

  • Также в стихотворении можно наблюдать использование ритма и размера строф. Бродский строит стихотворение на основе хорея, что придает ему особую мелодичность и звучность. Размеры строф варьируются от трех до пяти строк – такое движение вперед сменой размеров позволяет подчеркнуть динамизм и эмоциональность произведения.
  • Кроме того, Бродский использует в стихотворении множество стилевых приемов, таких как повторения, анафоры, эпитеты. Это позволяет увеличить эмоциональную выразительность произведения, сделать его уникальным и запоминающимся.

В стихотворении «Пилигримы» Иосиф Бродский сумел искусно использовать различные поэтические приемы, создав произведение с глубокой философской направленностью. Оно не только отличается высокой литературной ценностью, но и призывает каждого из нас искать истину и путь к себе.

Иосиф Бродский

Жизнь Иосифа Бродского была полна трагических моментов. Родившись в интеллигентной семье, он попал под негласную разнарядку об ущемлении прав евреев, поэтому не смог стать моряком, как того хотел. Свой трудовой путь 16-летний Бродский начал учеником мастера на ленинградском заводе, после было увлечение геологией и длительные экспедиции в различные уголки Советского Союза. Возможно, романтика путешествий и пробудила в молодом человеке тягу к поэзии. Но стихи Бродского были весьма нетипичными и нестандартными. В них отсутствовал, как тогда выражались, идеологический стержень. Именно по этой причине юный поэт сперва попал в зону внимания сотрудников КГБ, а после и вовсе был выслан из страны.

Действительно, стихи Бродского не вписывались в общее представление о построении счастливого коммунистического общества. Многим героям его произведений попросту не было места в стране, где восторжествовала революция. В частности, одним из первых стихотворений, которое насторожило власть имущих, стало произведение под названием «Пилигримы», написанной в 1958 году. Скитальцев, которые лишь то и делают, что «идут по земле», в СССР по определению быть просто не могло. Ведь они очень сильно напоминают юродивых – людей, которых на России испокон веков не только уважали, но и боялись, считая прозорливыми. Однако в век победы материализма над религией о подобных людях не принято было говорить вслух и, уж тем более, посвящать им стихи. Да и как главными героями произведения могут быть люди, которые «горбаты, голодны, полуодеты», и при этом подпадающие под категорию тунеядцев?

Духовный смысл произведений юного Бродского был полностью скрыт от многих его соотечественников, которым сложно было понять, что представляют собой люди, если «глаза их полны заката, сердца их полны рассвета». Тем более, непостижимы для них были строки о том, что за собой пилигримы оставляют мир, который бесконечно долго будет «ослепительно снежным». Между тем, речь идет от тех самых старцах-странниках, которые своими молитвами спасали не только Россию

И не важно, какую именно религию они исповедовали, ведь им удавалось сохранять хрупкое равновесие Вселенной, которая готова было взорваться новыми войнами и катаклизмами. Конечно, Бродский знал о том, что даже спустя 100 лет в мире ничего не изменится, на земле по-прежнему будут гибнуть люди, и их смертям будет найдено оправдание

«Удобрить ее солдатам, одобрить ее поэтам», — так отзывается о будущем поэт. Однако он знает, что все могло быть гораздо хуже, если бы не было пилигримов – этих вечных странников с душами младенцев и мудростью стариков.

Естественно, что с подобными взглядами, которые не вписывались в идеологию советского общества, Иосиф Бродский был попросту обречен на аутсайдерство. Ведь своими стихами он не только подрывал устои социалистического строя, но и вносил смуту в умы и сердца людей, которые интуитивно чувствовали внутреннюю силу его произведений. Поэтому неудивительно, что сам Бродский сравнивает себя с пилигримами. Он словно бы предчувствует, что его жизнь также будет полна скитаний по чужим странам, и ему выпадет весьма непростая доля – нести крест поэта, которого никто не хочет считать пророком в собственном отечестве. Бродский не пытается постичь этот мир, хотя для 18-летнего юноши подобное стихотворение можно воспринимать, как некое духовное прозрение. Но между строк улавливается некая обреченность, так как начинающий поэт знает – ему, как и всеми покинутым непонятым и непризнанным пилигримам, «остались только иллюзия и дорога».

Пилигримы

Мои мечты и чувства в сотый раз

идут к тебе дорогой пилигримов.

В. Шекспир

Мимо ристалищ, капищ,

мимо храмов и баров,

мимо шикарных кладбищ,

мимо больших базаров,

мира и горя мимо,

мимо Мекки и Рима,

синим солнцем палимы,

идут по земле пилигримы.

Увечны они, горбаты,

голодны, полуодеты,

глаза их полны заката,

сердца их полны рассвета.

За ними ноют пустыни,

вспыхивают зарницы,

звезды встают над ними,

и хрипло кричат им птицы:

что мир останется прежним,

да, останется прежним,

ослепительно снежным

и сомнительно нежным,

мир останется лживым,

мир останется вечным,

может быть, постижимым,

но все–таки бесконечным.

И, значит, не будет толка

от веры в себя да в Бога.

…И, значит, остались только

иллюзия и дорога.

И быть над землей закатам,

и быть над землей рассветам.

Удобрить ее солдатам.

Одобрить ее поэтам.

1958

Как получить все достижения

1. Дать разбойнику вареную картошку. 2. Дать разбойнику выпивку. 3. Дать старушке монету. 4. Дать старушке жареную рыбу. 5. Дать черту веревку. 6. Выпить у трактирщика три раза. Используйте монетку, которую он постоянно роняет. 7. Выстрелить в медведя желудем. 8. Дать медведю выпивку. 9. Дать медведю отвар из цветов. 10. Ударить медведя метлой (играя за старушку). 11. Выстрелить в священника (играя за старушку). 12. Напоить священника. 13. Ударить священника играя за разбойника. 14. Дать священнику отвар из цветов. 15. Ударить священника метлой (играя за черта). 16. Выстрелить из пистолета в злую старуху. 17. Забрать метлу у злой старухи. 18. Освободить дом старушки. 19. Развеселить человечка главным героем. Нужен котелок и червяк. 20. Развеселить человечка бабулькой. Нужна монета и цветы. 21. Развеселить человечка чертом. Нужна метла и цветы. 22. В качестве наживки использовать желудь. 23. В качестве наживки использовать мухомор. 24. Забросить бутылку с алкоголем в озеро. 25. В качестве наживки использовать рыбу. 26. Отдать бриллиант королю. 27. Обменять мешочек золота на меч. 28. Обменять бриллиант на меч. 29. Вставить дракону в пасть метлу. 30. Вставить дракону в пасть удочку. 31. Напоить дракона отваром из мухомора (когда у него в пасти метла или удочка). 32. Напоить дракона отваром из цветов (когда у него в пасти метла или удочка). 33. Выстрелить в дракона желудем (когда у него в пасти метла или удочка). 34. Разбойник стал королем. 35. Разбойник стал королем предварительно искупавшись в озере (будет без одежды). 36. Приведите принцессу к дракону. 37. Черт поймал священника. 38. Поджарить червя на огне. 39. Сварить отвар из мухомора и выпить любым персонажем. 40. Вернуться в замок, чтобы проведать разбойника и принцессу. 41. Вернуться в церковь, после того, как священника заберет черт. 42. Навестить бабушку, после того, как прогнали злую старуху. 43. Навестить черта, после того, как он забрал священника. 44. Уплыть с лодочником. 45. Откроется за получение всех достижений.

Жизнь и творчество Иосифа Бродского

Иосиф Бродский родился в Ленинграде в 1940 году. В юности проявил большой интерес к литературе и поэзии, начал пробовать свои силы в написании стихов.

В 1963 году Бродский был признан виновным в паразитизме и выслан из Советского Союза. В США он продолжил свое творчество, пиша стихи, эссе, прозу. Бродский оставил после себя огромный литературный наследие, завоевал престижные литературные награды, стал знаковой фигурой в мировой поэзии.

Бродский был известен своим глубоким философским взглядом на жизнь, любовью к родной культуре, тонкостью и изысканностью языка. Его стихотворения поражают мощью образов, глубиной мысли, неординарным пониманием мира и человеческой жизни.

Особое место в творчестве Бродского занимает тема поиска смысла и ощущения жизни, человеческих трагедий и побед, духовного просветления и нахождения своего места в бесконечном потоке истории.

Квест черта

Черт обитает в норе (9) и хочет поймать священника (10). Чтобы его выманить можно бросить в нору предмет, например, монету или желудь. Далее есть несколько вариантов прохождения.

Если хотите, чтобы он присоединился к команде сразу, то возьмите с собой веревку (12) и дайте черту. Если нет, то к нему можно вообще не ходить, до того, как свяжете священника.

Чтобы связать священника, нужно сначала вывести его из строя: побить или опоить.

  • Сварите зелье из цветов (7) и дайте ему выпить.
  • Выманите старушкой или главным героем, а затем выберите разбойника, чтобы он ударил священника.
  • Играйте за старушку и выстрелите в него из пистолета.
  • Играйте за черта и ударьте священника метлой.
  • Споите алкоголем. Новую бутылку можно украсть у трактирщика, пригрозив ему пистолетом.

После того как черт унесет его в свою нору, квест будет завершен. Главный герой поймает птичку и уплывает с лодочником. Игра пройдена.

Роль образов в структуре стихотворения

В стихотворении «Пилигримы» И. А. Бродского образы играют значительную роль в построении структуры произведения. Каждый образ внес свой вклад в создание общей картины путешествия, находя свое место в логической последовательности событий.

Образ путешественников является основным и определяет направление движения в тексте. Главные герои, как пилигримы, отправляются на поиски своего места в жизни, и эта тематика затрагивается на протяжении всего произведения.

Образы природы наполняют стихотворение естественным колоритом, придают ему эмоциональную окраску и упоминаются уже в первых строках стихотворения. Например, река как символ движения, лес как символ таинственности и загадочности.

Образы людей – это не только главные герои, но и множество других персонажей, которые, хотя и встречаются на небольшом отрезке пути, вносят свою лепту в канву произведения. Они отражают социальные проблемы, нравы и обычаи разных народов, которые на путях пилигримов навстречу им.

Образы истории и культуры – это крепости, храмы, музеи, которые пилигримы посещают в своем пути. Они не только портят атмосферу путешествия, но являют собой связующее звено между настоящим и прошлым, показывая настоящему поколению, что культура и история являются важнейшими составляющими нашей жизни.

Таким образом, в стихотворении Бродского все образы являются важными элементами структуры, с помощью которых автор передает свои мысли и чувства, взаимодействуя с читателем и заставляя его думать и сопереживать.

Анализ стихотворения «Я всегда твердил, что судьба — игра…» Бродского

Стихотворение «Я всегда твердил, что судьба – игра…» (1971 г.) Бродский посвятил Л. Лифшицу – близкому другу поэта, который прекрасно понимал его внутренний мир. Бродский передает свои глубокие философские размышления о себе и своем месте в мире.

Главная отличительная особенность произведения заключается в его стиле. Оно построено в форме шестистиший, причем первые четыре строки представляют собой общие рассуждения, а последние две описывают обычную бытовую картину. Это сочетание наполняет стихотворение сокровенным личным смыслом.

Для поэзии Бродского характерно использование необычных метафор, сравнений, оригинальных образов. Порою бывает очень сложно понять, что же хотел сказать автор. Стихотворение не может быть легко разгадано, для этого надо приложить определенные умственные усилия.

Лирический герой стихотворения очень одинок. Он размышляет над тем, что это одиночество вполне самодостаточно. Человек способен ограничиться самыми близкими и доступными вещами. Автор считает, что в современную эпоху культурные потребности людей значительно сократились. Стало бессмысленным стремление к высоким и недоступным идеалам, когда все необходимое под рукой («зачем вся дева, если есть колено»). Это подчеркивается незамысловатыми действиями автора («сижу у окна», «помыл посуду»).

Герой принимает такое ограниченное существование. Главной ценностью для него становятся собственные мысли, в которых полностью отражена неприглядная действительность. Автор считает, что в своих нестандартных размышлениях смог приблизиться к пониманию основных законов мироздания («в лампочке – ужас пола», «вещь обретает… Хронос»). Бродский рад, что его произведения не подходят под общепринятые правила и вызывают яростную критику («хором не спеть»). Он чувствует себя изгоем, но при этом ощущает полную свободу от какой-либо власти.

В финале Бродский переходит к прямой критике советского строя («второсортная эпоха»). Являясь гражданином этой страны, автор признает, что и его мысли автоматически становятся «товаром второго сорта». Тем не менее он самоуверенно считает, что они единственно верные и правильные. Потомки смогут по достоинству оценить его творчество, «как опыт борьбы с удушьем».

В последних строках философские рассуждения сливаются с бытовой обстановкой. Автор сравнивает темноту в своей комнате со всеобъемлющей духовной темнотой в государстве.

Перевод на русский или английский язык текста песни — Пилигримы исполнителя Иосиф Бродский:

Мои мечты и чувства в который раз
к вам приходят дорогие паломники.
Вильям Шекспир.

Для стадионов, храмов,
Из церквей и баров
Из нарядных кладбищ
Мимо Гранд базара,

Прошлый мир и боль,
Для Мекки и Рима,
Палим синего солнца,
Паломники выходят на берег.

Они изуродованы, горбят,
Голодный, полуодетый,
Их глаза полны заката,
Их сердца наполняются рассветом.

Пели пустыню,
Молнии впихивают,
Зезды над ними возвышаются,
И хриплый крик своим птицам:

Что мир останется прежним,
Да, оставайся такой же,
Ослепительный снег
И это доброе сомнение,

Мир будет лжецом,
Мир будет вечным,
Возможно понятно,
Но все равно бесконечно.

И, следовательно, это не будет уговором
Верьте в себя, но в Бога.
И тогда было только
Иллюзия и дорога …

И чтобы закаты над землей были,
И быть рассветом над землей.
Удобряйте его солдат.
Поддержите поэтов.

Анализ стихотворения Бродского «Дорогая, я вышел сегодня из дому…» (26.10.2019)

Стихотворение Иосифа Александровича Бродского «Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером» впервые было опубликовано в журнале «Континент».

Стихотворение датируется 1989 годом. Его автору в эту пору было 49 лет. Из СССР он был в свое время выдворен, обосновался в США, преподавал в нескольких университетах, выступал с лекциями о литературе по всему миру. Этот год также ознаменован его реабилитацией на Родине. По жанру – любовная лирика, рифмовка перекрестная, 5 строф. Внутренний монолог лирического героя начинается по-свойски, с обращения «дорогая». Будто общение между супругами, прожившими вместе жизнь, чуть ли не записка, что «буду поздно». Но это разговор с видениями из прошлого. Он нарочно отказывается от возвышенных лексики и образов. «Веющим с океана»: подробность иной жизни, той, что героиня с ним не разделила.

Стихи посвящены Марине (точнее, Марианне) Басмановой, которую поэт много лет считал своей женой. Хотя формально брак и не был заключен. Отстаивая свою независимость, свободу не быть «идеальной возлюбленной», М. Басманова решилась на игру с огнем – и обожглась. Пока И. Бродский скрывался от властей в Москве, она сблизилась с его другом. Кажется, с ним можно было быть собой, кажется, он был глубокой натурой. Косвенно вина за арест и ссылку именно в тот период лежит на этой паре. Ведь поэт бросился в опасный Ленинград за правдой. Казалось бы, разрыв. Но ссылка сделала неожиданный подарок: в таких обстоятельствах М. Басманова уйти не смогла. Любовный «треугольник» был мучителен для всех сторон, хотя поэт ценил каждую минутку счастья, когда любимая была рядом. Но семьи не получилось, даже после рождения ребенка. Разошлись пути М. Басмановой и с Д. Бобышевым. Кстати, спустя несколько лет он и сам уехал в Америку. Почему она не уехала в эмиграцию вместе с И. Бродским? Могло ли все сложиться иначе?

Стихи – как прощальное письмо, сам ритм и темп их, подобный прозе, этому способствует. «Четверть века назад»: так давно, самому не верится. Попытка трезвого взгляда: рисовала, недурно пела, охотно ела финики. «Развлекалась со мной»: он признает, что не знал ее настоящую. «Инженером-химиком»: прямое указание на Д. Бобышева, которого поэтом он не желает называть. «Судя по письмам»: кроме писем, ничего совместного в эти годы. «Поглупела» (да еще чудовищно!): она пишет ему как другу, тогда как для героя она – та, что «даровала зрячесть», породила целые миры. Что ж, теперь ей остается лишь провожать в последний путь тех знакомых юности. «Расстоянья немыслимые»: их разделили не километры, не обстоятельства, не люди. Впрочем, смерть разделяет куда более определенно. «Четверть века» его держало в плену одно ее имя. Он расплатился драгоценным временем. Да, старость порой делает глупым то, что казалось значительным в молодости. Теперь, кажется, он свободен. В обломках, смысл которых понятен только ему, он различает ее смеющийся облик. Что же, фото пусть будет доказательством, что ему ничего не приснилось. Память сердца могущественнее разрушительного времени. Для него, для нее, для всех. Поэт долго прощается с «дорогой». Он все еще пишет ей, хотя и чуть сердится на себя за это. Незнакомый ей океан дышит гнилью и беспамятством. Экстравагантные сравнения: туча, как фортепьяно; закат веером. Ряд анжамбеманов. Прозаизмы. Есть и привычная для И. Бродского литературная аллюзия, здесь — на Б. Пастернака с его «Гамлетом».

Стихи И. Бродского «Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером» — адресованы М. Басмановой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: