Краткое содержание
Е. Сушкова. Неизвестный художник
С начальной строчки произведения лирический герой сообщает о том, что бережно, рядом с сердцем он носит портрет той, что навсегда похитила его сон. На протяжении многих лет он чувствует к избраннице пылкую любовь. Известно, что Лермонтов носил на груди нательный крестик с портретом своей возлюбленной, решившись снять его, чтобы не повредить, накануне рокового дуэльного поединка с Мартыновым, в результате которого был застрелен.
Лирический герой произведения признаёт собственную беспомощность: он не может вычеркнуть из памяти горячо любимую женщину. Даже новые отношения не способны её заменить. Но любит герой вовсе не нынешнюю светскую львицу, увлечённую балами и стремящуюся найти себе выгодную партию для замужества, а ту искреннюю девушку, какой она когда-то была. Память о той юной девушке, наивной и чистой, всецело овладевает его сердцем.
К сожалению, сильно повзрослевшая и изменившаяся Екатерина Сушкова, которой посвящено стихотворение, больше не имеет ничего общего с той наивной и светлой девчушкой, которую когда-то полюбил поэт.
«К портрету» М.Лермонтов
Как мальчик кудрявый, резва, Нарядна, как бабочка летом; Значенья пустого слова В устах ее полны приветом.
Ей нравиться долго нельзя: Как цепь ей несносна привычка, Она ускользнет, как змея,
Порхнет и умчится, как птичка.
Таит молодое чело По воле — и радость и горе. В глазах — как на небе светло, В душе ее темно, как в море!
То истиной дышит в ней всё, То всё в, ней притворно и ложно! Понять невозможно ее, Зато не любить невозможно.
Анализ стихотворения Лермонтова «К портрету»
Стихотворение «К портрету» посвящено графине Александре Кирилловне Воронцовой-Дашковой, знакомой Лермонтова. Современники характеризовали ее как женщину изящную, грациозную, отличавшуюся тонким вкусом, остроумием, самоотверженностью. В доме супругов Воронцовых-Дашковых давались великолепные балы, бывать на которых считалось высокой честью. Согласно воспоминаниям писателя Владимира Александровича Соллогуба, каждую зиму одно из подобных празднеств посещали представители императорской фамилии. Девятого февраля 1841 года на такой бал к Воронцовым-Дашковым приехал Лермонтов. На тот момент он недавно вернулся с Кавказа, чтобы провести отпуск в Петербурге. На балу присутствовало около шестисот человек. Тем не менее, члены императорской фамилии Михаила Юрьевича заметили. Визит Лермонтова они сочли «неприличным и дерзким». В итоге Александре Кирилловне пришлось выводить поэта из дома, воспользовавшись черным ходом. Перед великим князем всю вину за неприятное происшествие она взяла на себя.
Впервые стихотворение «К портрету» было опубликовано в 1840 году в литературном журнале «Отечественные записки». В рассматриваемом тексте лирическая героиня предстает женщиной непостоянной («ей нравиться долго нельзя»), видавшей в жизни и радость, и горе, умеющей даже общие фразы произносить с необходимой долей участия («…значенья пустого слова в устах ее полны приветом»). Она выделяется из ряда светских дам девятнадцатого столетия. «К портрету» — произведение, больше рассчитанное на современников поэта, нежели направленное в века. Это стихотворение – эффектное подношение представительнице прекрасного пола, явно пользовавшейся уважением со стороны Лермонтова. Литературоведы давно выяснили, с каким именно портретом связан текст. Речь идет о литографии, изготовленной в 1840 году известным французским художником Анри Греведоном. К сожалению, разыскать ее исследователям творчества Михаила Юрьевича до сих пор не удалось. Скорей всего, она безвозвратно утеряна.
Графиня Воронцова-Дашкова вдохновляла не только Лермонтова. Именно она послужила прототипом княгини Р. в тургеневском романе «Отцы и дети» (1862). Некоторые ее черты позаимствовал Некрасов для создания женского образа в стихотворении «Княгиня» (1856). Кстати, Николай Алексеевич упоминает и произведение «К портрету», когда перечисляет, что осталось от умершей героини: …Да в строфах небрежных русского поэта Вдохновленных ею чудных два куплета…
Анализ стихотворения Лермонтова Расстались мы, но твой портрет
Творчество М. Ю. Лермонтова очень разнообразно. В нём можно заметить философию, лирику, драматизацию и личностные мотивы. Особый акцент в творчестве был сделан на любовной лирике. Она хорошо прослеживается в стихотворении «Расстались мы, но твой портрет».
1837 году данное стихотворение было написано, к тому времени Михаил Лермонтов уже расстался с Екатериной Сушковой. Свою любовь к ней он хранил в своём сердце и пронёс через всю сознательную жизнь. В сборнике «Стихотворение» лирическое произведение было напечатано в 1840 году.
В стихотворении отражается та любовь, которая до сих пор была в нём.
Стихотворение состоит из двух четверостиший, поделенное на две части, в первой части автор описывает свою любовь к Екатерине, хранит ее портрет около груди. Во второй части стихотворения отражены страдания героя от того, что с возлюбленной расстались, и нет утешения никакого, чтобы её забыть.
С композиционной точки зрения это одночастное стихотворение, которое направленно одному адресату.
В стихотворении применяется мужская рифма.
За не такую длинную жизнь Лермонтова, у него было несколько любовных романов. Наиболее трудным и тяжёлым был с Екатериной Сушковой.
Молодой поэт познакомился с возлюбленной, когда ему было 16 лет, спустя несколько дней он признался в своих чувствах, но был отвержен. Михаил руки не опустил, писал всё время своей возлюбленной признания в стихах.
Встреча снова 2 людей произошла в Москве спустя 5 лет. Любимая его женщина открыла секрет, что хранила все письма от Лермонтова бережно. Роман молодых людей длился не долго, к сожалению, они расстались, но Лермонтов сохранил любовь у себя в сердце.
Расставание произошло у них из-за того, что Михаил добился, наконец, Екатерину, а после этого потерял к ней интерес. Расстроил ее свадьбу со своим другом. После того как Екатерина и Михаил повстречались год, он выставил ее в глазах общества в некрасивом свете. Сказал всем, что ее он никогда не любил. Если бы он её не любил, как высказался, то не стал бы носить её портрет у сердца в виде медальона, а в лучшем случае снял и убрал в шкатулку, а в худшем выбросил.
Спустя пару лет Михаил опомнился, что натворил и своим лирическим произведением «Расстались мы, но твой портрет» просит у Екатерины прощения.
Поэт носил медальон рядом с крестом, на котором была изображена Наталья Сушкова до конца своих дней.
Хоть они и расстались, Лермонтов продолжал любить Екатерину.
Расстались мы, но твой портрет
Сейчас читают:
-
Цель побега Мцыри (почему, причины побега) сочинение
Михаил Юрьевич Лермонтов – это уникальный русский писатель 19 века, который в своем творчестве использовал разные литературные направления. Именно подобное использование течений позволяет современному читателю наслаждаться его литературным наследием.
-
Сочинение Прогулка на лыжах по зимнему лесу рассуждение
Почему мне нравиться зима? Потому, что я очень люблю кататься на лыжах. Зимний лес очень красив в эту пору, поэтому катаюсь именно там. Каждый день я с нетерпением жду прогулку на лыжах.
-
Сочинение Новогодняя сказка рассуждение
Я думаю, волшебство и сказка все еще существуют в нашей жизни, а новогодняя ночь — самое волшебное время в году. Я верю, что если чудеса и существуют, то случаются они именно в такую ночь,
-
Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова рассуждение
Вера Алмазова живет со своим мужем небогатым офицером, все мысли которого в последнее время занимает успешная сдача экзаменов в Академии генерального штаба. Он долго пытался поступить туда и именно поэтому, с таким трепетом относится к своей учебе.
-
Сочинение на тему Благородство
Благородство – это такое качество человека, которое встречается не у каждого. Это свойство было присуще людям с высоким нравственным обликом. Благородство в душе можно формировать и воспитывать.
-
Сочинение Курск — мой город
Курск находится на юго-запад от Москвы, на расстоянии чуть больше 500 км. Ему 988 лет. Географически город расположен на Среднерусской возвышенности на берегах реки Сейм и её притока. В городе пересекаются железнодорожные,
Размер, рифма, строфика
Стихотворение «Мы разошлись, но твой портрет» написано ямбическим тетраметром с использованием мужской рифмы.
Рифма — крест (АБАБ).
Для первого куплета характерен спокойный, размеренный ритм. На фоне теплых воспоминаний поэт испытывает внутреннее чувство радости.
По мере того, как вы переходите ко второму куплету, темп набирает обороты. Здесь бушуют яркие краски и сильные чувства. Эмоциональный фон обогащают слова «страсть», «храм», «идол», «не мог разлюбить».
В поэтическом тексте чередуются длинные нечетные и короткие четные строки. Количество фонем в каждом ряду разное. Смысловое ядро выражается словами: ваш портрет и бог.
Анализ стихотворения Лермонтов М. Ю. «Расстались мы, но твой портрет»
«Расстались мы; но твой портрет» в книгах
Глава 2 «Но образ твой, твой подвиг правый До часа смерти сохраню». А.А.
автора
Бояджиева Людмила Григорьевна
Глава 2
«Но образ твой, твой подвиг правый
До часа смерти сохраню». А.А.
Бои, в которых участвовали уланы 2-й кавалерийской дивизии, были тяжелыми и кровопролитными. Особенно кровопролитной оказалась летняя кампания. «За два дня дивизия потеряла до 300 человек при 8 офицерах,
«Мы расстались у фонтана…»
Из книги
Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения
автора
Злобин Владимир Ананьевич
«Мы расстались у фонтана…»
Мы расстались у фонтана,
Зеленела в нем звезда.
Ты сказала «буду рано».
Я услышал: «никогда».
Сколько этих мимолетных
— Не давай себя увлечь —
Сумасшедших, беззаботных,
Навсегда забытых встреч.
Не пришла. И сердце радо.
Никогда не
Из книги
Тинтин и тайна литературы
автора
Маккарти Том
5. «Вообразим Адониса портрет – с тобой он схож, как слепок твой
автора
Цветаева Марина
Я нарисую твой портрет
Из книги
Господин мой–время
автора
Цветаева Марина
Я нарисую твой портрет
Расстались, чтобы встретиться
Из книги
Русь арийская
автора
Белов Александр Иванович
Расстались, чтобы встретиться
Восточные славяне считали воплощением весны и плодородия Кострому. Она фигурирует в русских обрядах проводов весны. Соломенное чучело Костромы хоронили, сжигали, разрывали на части или топили в воде. При этом действо сопровождалось
Шекспир. «Твой муж – твой господин; он твой хранитель…»
Из книги
Скандальные разводы
автора
Нестерова Дарья Владимировна
Шекспир. «Твой муж – твой господин; он твой хранитель…»
Уильям ШекспирНет ни одного поэта, который был бы так же знаменит, как Уильям Шекспир, и в то же время нет ни одного поэта, чья жизнь была бы столь же загадочна, как его. Ведь о Шекспире мы почти ничего не знаем, а те
Повеса и поэтесса (дружеская пародия на стих Романа Курортного «Твой портрет»)
Из книги
Небесная канцелярия
автора
Векшин Николай Л.
Повеса и поэтесса
(дружеская пародия на стих Романа Курортного «Твой портрет»)
Свои словесны упражненья,
Как Леонардо написав,
В порыве чувств и вдохновенья
Повеса, голову теряв,
Воспел богиню лунолику,
Младую, словно Эвридику,
Свой слог у Пушкина содрав.
Пожалуй, он
Он поцеловал меня в лоб, расстались, обливаясь слезами.
Из книги
Автобиография
автора
Кавсокаливит Порфирий
Он поцеловал меня в лоб, расстались, обливаясь слезами.
По причине того самого переохлаждения у меня начался гнойный плеврит, и я жестоко мучился, — вспоминал старец Порфирий. — У меня не было аппетита, я не хотел есть. Старцы позвали высокого, святого подвижника — отца
автора
Лопухин Александр
22. Так говорит Господь твой, Господь и Бог твой, отмщающий за Свой народ: вот, Я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их, 23. и подам ее в руки мучителям твоим, которые говорили тебе: «пади ниц, чтобы нам пройти по тебе»; и ты хребет
Из книги
Толковая Библия. Том 5
автора
Лопухин Александр
5. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он.
Ибо твой Творец есть супруг твой… Лучше бы, по-русски, переставить эти определения: «твой супруг — есть творец». Верный остаток Израиля,
Из книги
Толковая Библия. Том 9
автора
Лопухин Александр
23. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24. оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
Обращаясь к слушателям, Спаситель в предыдущем
3. возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,
Из книги
Толковая Библия. Том 1
автора
Лопухин Александр
3. возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,
Тул или колчан, у LXX: ??????? Vulg.: pharetra; но в таргуме Онкелоса — saif, меч. Евр. teli, от talah, вешать, приложимо к тому и другому (= что-то
8. Аффирмация «Работа — не твой враг, но твой друг и помощник»
Из книги
Уроки Ога Мандино. 17 законов величайшего успеха в мире
автора
Филд Александр
8. Аффирмация
«Работа — не твой враг, но твой друг и помощник»
Работа — не твой враг, но твой друг и помощник. Если всякая работа будет запрещена, ты упадешь на колени и станешь молить о смерти.
Ты вовсе не обязан любить свою работу. Даже короли подчас
Актуальность темы в современном мире
Извечная тема любви и расставания продолжает оставаться актуальной в современном мире. Каждый день наш мир меняется и люди уходят друг от друга, оставляя портреты своих чувств и эмоций в памяти оставшихся. Также, как и в стихотворении М.Ю. Лермонтова, они остаются в нашем сердце.
Символика работы Лермонтова вдохновляет нас не забывать о ценности любви и памяти
В эпоху технологического прогресса и повсеместного цифрового общения, простое, но такое же важное международное общение может похоронить под собой чувства и отношения, как море, о котором пишет Лермонтов
Строки стихотворения напоминают о том, что чувства не могут быть заменены никакими новыми технологиями и социальными сетями
Важно вернуться к корням и не забывать о том, что делает нас людьми — это наше чувство близости и любви, которые мы делим с теми, кто стоит рядом с нами
Значение любви в нашей жизни.
Как социальные сети влияют на наши чувства и отношения.
Важность сохранения памяти о любви и близости.
Анализ стихотворения «Расстались мы; но твой портрет» Михаила Лермонтова (2)
У Михаила Лермонтова было несколько серьезных романов, но отношения поэта с Екатериной Сушковой оказались самыми долгими и болезненными. Со своим избранником она познакомилась в 15 лет, в гостях у двоюродной сестры Александры Верещагиной, а через несколько дней призналась Сушковой в своих чувствах, что вызвало у молодой женщины шквал насмешек. Однако именно в этот период Лермонтов буквально засыпал возлюбленную поэтическими признаниями, а она при всей неординарности своего характера и склонности постоянно дразнить своего избранника бережно их берегла.
Вновь встретиться им довелось только в 1834 году в Москве. В одном из танцев знаменитый баритон Михаил Яковлев исполнил любовную историю на строчки А.С. Пушкина «Я тебя полюбил, может быть, еще раз полюбил», которая произвела на молодого поэта неизгладимое впечатление. Однако Екатерина Сушкова заверила Лермонтова, что ее стихи о любви не хуже, и даже процитировала несколько строк воспоминаний из оперы «Я не люблю тебя; страсти». Поэт был поражен и обескуражен тем, что девушка, за которую больше всего нежные чувства запоминали его стихи наизусть. В то же время Лермонтову было стыдно, что он сам их совсем забыл. Поэтому он просил Сушкову передать ему стихи, и тогда он сможет их поправить Но — ему отказали, потому что девушка не хотела ничего менять в произведениях, которые запали в самую глубину ее души.
Однако в 1837 году Лермонтов частично восстановил по памяти стихотворение «Я не люблю тебя; страсти» и на его основе создал совершенно другое произведение, которое было опубликовано в 1840 году под названием «Мы расстались, а твой портрет…». В то время в отношениях Сушковой и Лермонтова действительно были расставлены все «i». Поэт сумел преодолеть болезненное и безответное чувство к блестящей светской львице. Кроме того, он жестоко отомстил сове, заставив ее полюбить его, а затем публично заявив, что не испытывает к Сушковой чувств. Однако стихотворение «Мы разошлись, а твой портрет…» все же свидетельствует об обратном. В этом произведении поэт признается, что следует бережно держать на груди портрет того, к кому он много лет испытывал безответную любовь. Ведь, по воспоминаниям очевидцев, Лермонтов вместе с наперсным крестом носил на шее медальон с миниатюрным портретом Сушковой и расстался с этим драгоценным камнем незадолго до своей смерти на дуэли. Для поэта портрет возлюбленной — «бледный призрак лучших дней», греющий душу воспоминаниями о беззаботной юности, когда, казалось, весь мир лежал у его ног.
Более того, автор признается, что «я не мог разлюбить свои новые увлечения, не мог разлюбить его» из Петербурга, а в беззаботную девушку, которой много лет назад была Сушкова. Поэт любит само воспоминание о ней, прекрасно осознавая, что его избранница в ее нынешнем воплощении, увлеченная танцами и поисками богатой супруги, не имеет ничего общего с той кокетливой девушкой, которую он помнит.
Но в то же время Лермонтов отмечает, что «храм заброшен — весь храм, побежденный идол — все есть Бог». Последнее предложение стихотворения означает, что чувства, которые человек испытывает в жизни, навсегда останутся в его душе. И даже если сама любовь умерла и ушла навсегда, ее воспоминания, покрытые легкой грустью, будут продолжать согревать сердце и дарить чувство радости.
Образы и символы
В произведении представлено несколько семантически значимых образов:
- образ лирического героя – полностью идентичен автору. Исповедальная речь поэта о своей былой любви насквозь проникнута эмоциями тоски и грусти. Герой страдает, но, вместе с тем, осознаёт: ничего уже не вернуть. Время изменилось, а значит, и объект любви стал другим. Поэту остаётся лишь одно: всячески лелеять свои юношеские светлые чувства,
- образ портрета (возлюбленной) – это символ тоски, грусти и душевного спокойствия. Именно в портрете сосредоточены все светлые и дорогие для поэта воспоминания. При взгляде на портрет любимой, чувства лирического героя оживают с новой силой,
- образ храма – он утрачивает в произведении свою религиозную подоплёку. Во-первых, для романтического героя, храм – это душа, в которой обитают счастье и любовь, подобно божествам. Во-вторых, образ храма можно разделить на две составляющие: божественность – как возвышенное религиозное чувство и священная обитель – как вечная любовь и её святость.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Сельское кладбище Жуковского 9 класс Первый вариант стихотворения «Сельское кладбище» Василия Андреевича Жуковского был создан в 1801 году и является переводом одного произведения английского поэта Томаса Грея, несомненно, оно является очень красивым произведением
- Анализ стихотворения Непогода — осень — куришь Фета В 1850 году Фет выпускает свой второй сборник. Сама книга состоит из цикла «Хандра», куда автор включил три произведения. В каждом из них автор описывает и рассматривает чувство, когда душа полностью пуста
- Анализ стихотворений Блока
- Анализ стихотворения Сосна так темна, хоть и месяц Фета Во всей лирике Афанасия Фета можно проследить черты импрессионизма. Автор часто изображает не конкретные предметы, а скорее ощущения и впечатления, которые связаны с ним. Он описывает то, что видит
- Анализ стихотворения Некрасова Железная дорога (6, 7 класс) Николая Некрасов – это человек очень талантливый. Именно он написал произведение, которое называлось «Железная дорога». Это произведение было создано автором в 1864 году. Недаром, оно носит такое название
Все произведения автора
- • Ангел
- • Ашик-Кериб
- • Бородино
- • Валерик
- • Выхожу один я на дорогу…
- • Герой нашего времени
- • Горные вершины
- • Дары Терека
- • Два великана
- • Дума
- • Желание
- • Завещание
- • И скучно, и грустно, и некому руку подать…
- • И скучно, и грустно…
- • Из-под таинственной, холодной полумаски…
- • Как часто пестрою толпою окружен…
- • Когда волнуется желтеющая нива…
- • Листок
- • Молитва
- • Мцыри
- • На севере диком стоит одиноко…
- • Нет, не тебя так пылко я люблю…
- • Нет, я не Байрон, я другой…
- • Нищий
- • Осень
- • Парус
- • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
- • Поэт
- • Предсказание
- • Пророк
- • Прощай, немытая Россия…
- • Расстались мы, но твой портрет…
- • Родина
- • Смерть поэта
- • Сон
- • Три пальмы
- • Тучи
- • Узник
- • Утес
- • Фаталист
- • Я не унижусь пред тобою…
Краткий анализ
Перед чтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением «Мы расстались», но с вашим портретом.
История создания — Поэма написана в 1837 году и опубликована в 1840 году в сборнике «Стихотворения». Посвящается Екатерине Сушковой, чувства к которой поэт пронес через всю жизнь.
Тема стихотворения — не угасшая любовь к бывшей возлюбленной.
Композиция — Композиция состоит из двух частей, по одному стиху в каждой. Первая часть — признание любви лирического героя к девушке, портрет которой он носит на груди, вторая часть — герой пытается забыть старую любовь, но новые страсти не наполняют его душу радостью и светом.
Жанр — Любовная лирика.
Поэтический метр — ямбический тетраметр с мужской рифмой.
Метафоры — «портрет . душе нравится».
Эпитеты: «побежденный», «брошенный», «новый».
Противоборства — «побежденный идол — все бог», «бледное привидение».
Композиция и построение
Основная тема и идея стихотворения — любовь, неугасимая и трепетная, несмотря на постоянное неприятие Сушковой. В состав произведения входят всего две строфы, каждая из которых представляет собой сложное предложение. Одна часть содержит высказывание, а другая — лирическое объяснение.
Лермонтов предпочел рифмовать стих с тетраметром ямба: этот метр придает тексту музыкальную окраску, легкость и мелодичность. Поэт передает лирическое напряжение за счет использования мужской рифмы и аллитерации «ст» (страсти, разлученные, покинутые, а также призрак, портрет, подвижник). Эти слова усиливают остроту и остроту эмоциональных переживаний.
Использование контрастных пар придает произведению особую драматичность (рассталась — сохраняю, новые увлечения — не могла разлюбить). Автор использует выразительные эпитеты (например, бледное привидение, поверженный идол), а также метафоры (в сравнении с искренним и нежным чувством с храмом). По словам великого поэта, любовь, подаренная судьбой человеку, никогда не покидает его души, а воспоминания всегда теплые.
В последнем двухстрочном тексте сказано, что воспоминания о любви в ранней юности и женский образ, вызывавший в нем трепет и нежные чувства, навсегда останутся в сердце поэта. После сильного разочарования он не хотел слышать о других женщинах, он предпочитал блуждать и отвлекаться от переживаний вдали от дома.