Содержание стихотворения
Оно состоит всего из четырех строк. Лирический герой делает однозначный вывод о том, что понять Россию с помощью ума невозможно. Страну также нельзя измерить общим аршином — это отсылка на известный фразеологизм «мерить на свой аршин», т. е. судить о ком-то в соответствии со своими представлениями.
Лирический герой утверждает о невозможности оценивания России общими мерками. У страны своя атмосфера, уникальный строй, и больше нигде в мире такого встретить невозможно. Поэтому герой приходит к выводу: у России есть особая стать. Именно поэтому о ней невозможно забыть. Даже спустя годы в эмиграции человек будет стремиться вернуться на родину.
В последней строчке герой высказывает важную мысль. В Россию можно только верить, и она никогда не разочарует. Этому было много подтверждений в разные периоды истории. Со времен образования Древней Руси разные народы пытались завоевать государство, но безуспешно. Нищая страна с большим количеством природных ресурсов представлялась лакомым кусочком, но ни один завоеватель не достиг желаемого.
Краткая биография Федора Ивановича Тютчева
Пятого декабря 1803 года на свет появился долгожданный ребенок в семье Тютчевых. Это был мальчик, которого назвали Фёдором. Родился он в родовой усадьбе. Как и полагалось приличной семье тех лет, свои ранние годы и первоначальное обучение будущий гениальный поэт провел именно здесь. Тягу к образованию Фёдор Иванович проявил еще в раннем детстве – он с огромным удовольствием брался за литературу самого разного формата, старался узнавать и анализировать, а в будущем увлекся изучением иностранных языков и даже сложнейшими литературными переводами. Огромную помощь юному Фёдору на тот момент оказал его учитель и наставник. Именно он поддержал все начинания ребёнка, сделал упор в его обучении на латынь и переводы, и уже в двенадцатилетнем возрасте будущий гений переводил произведения классиков. Такая тяга к творчеству и языкам, безусловно, говорит о Фёдоре Ивановиче как о поистине гениальной личности, и понятно это стало еще в совсем юном возрасте. Семья, в которой рос мальчик была очень образованной. Родители понимали, что для большого будущего необходимы и большие знания. Домашнего образования Фёдору Ивановичу показалось мало, и вот уже в 1817 году писатель становится вольным слушателем на лекциях Московского университета. Здесь он заводит и новые знакомства, и получает необходимые для него знания. Совсем скоро он начинает принимать участие в общественных организациях университета, причем делает это еще задолго до получения официального статуса студента. Здесь же он активно занимается российской словесностью и даже состоит в организации студентов, интересующихся именно этим вопросом. Возможно, именно здесь были заложены понятия, так повлиявшие на дальнейшее творчество, манеру, язык автора.
Три стольных града
Тютчев мыслил масштабно и имел план по завоеванию Константинополя. Согласно этому плану, у России — три золотых столицы: Москва, Санкт-Петербург и Константинополь. Эти мысли высказаны и в статьях, и в стихах Тютчева. Вот, например, стихотворение «Русская география», продолжающее тему великих размеров великой империи:
Семь внутренних морей и семь великих рек…От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…Вот царство русское… и не прейдет вовек,Как то провидел Дух и Даниил предрек.
Напомним, что имеется в виду пророчество Даниила о царстве, которое вовеки не разрушится. «Не община, но Империя» — вот что такое Россия для Тютчева.
Структурный анализ стихотворения
Данная миниатюра характеризуется двухчастной композицией и четким разделением содержания. В первых двух строках утверждается мысль, закрепляющая идею об особой роли России, которую невозможно подогнать под общие мерки и понять обычным интеллектом, это просто выходит за всякие рамки человеческих возможностей. Лексически значимые слова «ум» и «аршин» подчеркиваются несколько раз повторяющимися отрицательными частицами «не». В третьей строке «У ней особенная стать» объясняется особая роль России, причем слово «стать» использовано именно с целью показать образ людей стоящих за понятием «Россия», русского народа, особенного широтой своей души, силой и крепостью духа. Заключительная строфа содержит идею-вывод, исключительность России в этом случае подчеркивает выделительная частица «только».
В соответствии с формой данное произведение — монострофа, написанная с помощью характерного для творчества Тютчева стихотворного размера — четырехстопного ямба, он придает ей возвышенности и торжественности. Использование таких глаголов как «понять», «верить» и «измерить» добавляет произведению энергичности и внутреннего движения.
Данное произведение Тютчева настолько тонко и проникновенно рисует нам образ России и русского народа, что выражает не только всю гамму патриотических чувств знаменитого поэта, любившего Родину всей душой и сердцем, но и несет глубокий нравственный, философский и духовный смысл для будущих поколений на протяжении всего существования Российского государства.
Художественные приемы
Стихотворение написано в жанре философской миниатюры. Он очень сложный, так как в небольшой текст нужно вместить важные вещи. Не так много поэтов преуспели в этом деле. Тютчеву хорошо удавались миниатюры. Они были острыми и емкими, образными.
Отчасти стихотворение Федора Ивановича можно считать гражданской лирикой. В нем он признался в любви к своей родине. Почти двадцать лет заграничной жизни не помогли ему полюбить Европу или Америку. Тютчев был очень наблюдательным. Поэтому в произведении он выразил важную мысль: его родина является частью западного мира, но она обладает самобытностью. Именно это делает ее сильной и способной выстоять в любых тяжелых моментах.
Композиция стихотворения состоит из одной части. Каждое слово и строка несут особый смысл. Главная идея произведения заключена в последнем предложении. В страну можно только верить и не сомневаться в ней — именно так должен думать каждый патриот.
При написании стихотворения Тютчев использовал следующие средства выразительности:
- эпитет — поэт описывает Россию как имеющую особенную стать;
- метафора — автор рассказывает о том, что страну нельзя измерить аршином;
- антитеза — Тютчев противопоставляет веру и невозможность понять Россию.
В стихе также можно найти инверсию. Именно она передает особое настроение текста. Особенно важна строчка со словами «особенная стать».
Маленькое стихотворение содержит важную мысль
Тютчев показал, что наиболее важно в стране — ее непохожесть на другие мировые державы. Именно это позволило ей быстро достичь успеха в мировой политике
Тема
Стихотворение о внутренней силе, непостижимой сути России. Его форма – монострофа – обусловила краткость, точность, удивительную яркость и философское содержание высказывания. Поэт всегда подчёркивал особую роль России в мировой политике, в истории. Он свято верил в её избранность, это прослеживается во всех его трудах, в творчестве. Находясь за границей, он пишет красивейшие строки о русской природе, упоминая про мелкие, незначительные детали, которые он помнил до мелочей.
Поэта удивлял резкий контраст между жизнью людей в Европе и на его родине. Сытый и сравнительно обеспеченный европейский человек ведёт пресный, монотонный образ жизни, он не умеет любить, радоваться, жить, так как это делают русские люди. Действия его соотечественников в сложные времена порой непредсказуемы, странны, лишены здравого смысла, однако история показывает, что они всегда оправданны. Нищая, неразвитая России явила миру множество выдающихся людей, гениев, уникальных личностей. Об этом удивительном парадоксе говорится в тютчевском четверостишии с любовью и восторгом
Вера в Россию, как и вера, на которой держится огромная держава, самое важное в её образе
Творчество и деятельность Ф. И. Тютчева
Русский поэт известен многим благодаря рассматриваемому нами четверостишию. Однако его творчество состоит из более чем 400 стихотворений. К тому же он имел не только писательский опыт. Тютчев многие годы занимался дипломатической деятельностью, был цензором. Десятки лет жил за рубежом. Поэт имел богатый жизненный опыт.
Тематика его произведений различна. Он пишет политическую, патриотическую, любовную лирику. Тема природы является его фаворитом.
Литература была хобби в жизни Тютчева. Его основной деятельностью все же являлась государственная служба. Она дала ему возможность долгое время прожить в Германии. Поэт и дипломат видел различия в западной и российской действительности. Его привлекала родина, в которую он верил до последнего. Это и отразилось в четверостишии «Умом Россию не понять». мы рассмотрим далее. В нем мы раскроем основные моменты, связанные с стихотворением.
Изложение четверостишия будет весьма кратким. В нем автор говорит, что Россию умом не понять, ее не измерить. Она находится в особом положении, поэтому в нее можно только верить.
В этом и состоит содержание «Умом Россию не понять». покажет нам, что означает его каждая строчка. Мы узнаем, какой смысл кроится в столь маленьком произведении.
Как брать материал?
Баночку для сбора мочи нужно приготовить заранее. Желательно, чтобы она была сделана из стекла, имела широкое горло, а объем её не превышал ста миллилитров. Мыть посуду нужно без применения моющих средств (допускается лишь сода), после чего простерилизовать в духовке около пяти минут. То же самое нужно сделать и с крышкой. Помимо этого, есть более простой вариант: можно приобрести в аптеке стерильную баночку, специально предназначенную для сбора мочи детей и взрослых, и воспользоваться нею.
Приступать к сбору мочи на анализ нужно только утром, сразу после сна. Алгоритм подготовки следующий: сначала нужно хорошо вымыть теплой водой половые органы. Собрать надо лишь ту мочу, что выделяется посреди процесса мочеиспускания. Техника забора материала следующая: начальную порцию урины (две-три секунды) выпустить в унитаз, после чего под струю подставить приготовленную заранее баночку и собрать среднюю порцию. Чтобы провести качественный анализ, достаточно сдать около двадцати пяти миллилитров жидкости. Моча, что выделяется в конце мочеиспускания, в емкость не собирается.
Желательно, чтобы материал после сбора был доставлен в лабораторию на протяжении часа, максимум – двух. По истечении этого времени моча начинает распадаться, что является причиной искаженных результатов. Поэтому готовится анализ быстро, данные в обычной поликлинике можно получить уже на следующий день.
Показатели анализа
Многих интересует не только, как проводят анализ мочи по Нечипоренко, но также что он показывает. Отклонение от нормы в сторону увеличения количества лейкоцитов указывает на наличие воспалительных и инфекционных процессов. В этом случае для постановки диагноза дополнительно назначают проверку на наличие в моче патогенных микроорганизмов. Это позволит купить в соответствии с рекомендациями доктора нужные лекарственные препараты и провести эффективную терапию. Небольшое число лейкоцитов в моче указывает на нормальную работу иммунной системы.
Подтверждение в моче большого числа эритроцитов свидетельствует о повреждении системы мочевыделения. Основная функции красных кровяных телец – транспортировка кислорода по тканям. В моче они должны присутствовать в минимальном количестве. Превышение их допустимого количества может указывать на развитие серьезных заболеваний, в частности на следующее :
- Опухолевые процессы в почках.
- Туберкулез почек.
- Мочекаменную болезнь.
- Гломерулонефрит.
- Интоксикацию организма.
Также важным показателем анализа мочи по Нечипоренко является количество цилиндров. Они представляют собой особые слепки, возникающие при присутствии в моче белка. Это вещество под воздействием кислой среды сворачивается, образуя спрессованные элементы, которые называют цилиндрами. Их количество может быть незначительным при интенсивных физических нагрузках и эмоциональном стрессе. Но большое число указывает на развитие серьезных патологий: гломерулонефрита, почечной недостаточности, туберкулеза почки и др. Кроме того превышение нормативных показателей может указывать на риски отторжения донорской почки.
Нормой считаются количество не превышающие следующие значения:
- Для эритроцитов 1000/мл.
- Для лейкоцитов 2000/мл
- Для цилиндров 20/мл
Федор Тютчев биография и Русская география
- Федор Тютчев родился 5 декабря 1803 года в фамильной усадьбе Овстуг Орловской губернии (Брянская область).
- Отец поэта Иван Тютчев служил в Кремле. В последние годы жизни руководил «Экспедицией Кремлевского строения» — государственной организацией, которая следила за состоянием исторических памятников.
- Мать Федора Тютчева Екатерину Толстую публицист Иван Аксаков описал как «женщину замечательного ума». Через свою мать Екатерину Толстую Федор Тютчев приходился родственником Льву Толстому. Они были шести родными братьями.
- В 1819 году Тютчев отлично сдал экзамены по истории, географии, и иностранным языкам, среди которых были латынь, французский и немецкий, и стал студентом факультета словесных наук Московского университета.
- Федор Тютчев окончил Московский университет в конце 1821 года — на год раньше положенного срока. Для этого он получил специальное разрешение министра народного просвещения князя Александра Голицына.
- Спустя год Тютчев переехал в Петербург. Там поэт стал служащим Государственной коллегии иностранных дел. В столице он жил в доме своего родственника графа Остермана-Толстого — героя Отечественной войны, генерала. Именно он рекомендовал отправить Тютчева в дипломатическую миссию в Мюнхен.
- В королевстве Бавария Тютчев прожил больше двадцати лет — окончательно он возвратился в Россию только в 1844 году.
- В мае 1837 года поэт приехал в Россию на несколько месяцев. Здесь он сочинил стихотворение «29-ое января 1837» о гибели Пушкина.
- В 1838 году Федора Тютчева отправили в дипломатическую миссию в Турин.
- В 1839 году Федор Тютчев подал прошение, чтобы оставить службу. В Европе он оставался до 1844 года.
- В 1845 году, спустя несколько месяцев после возвращения в Петербург, Федор Тютчев вновь стал сотрудником министерства иностранных дел.
- На несколько лет — до 1849 года — он перестал писать стихи. В эти годы поэт посещал светские салоны, балы. Петербургской знати он запомнился как хороший рассказчик, который разбирался в политике и философии.
- В 1848 году Тютчева назначили старшим цензором при министерстве иностранных дел.
- В 1848 году Тютчев написал стихотворение «Русская география».
Федор Тютчев – Славянам
- Они кричат, они грозятся:
- “Вот к стенке мы славян прижмем!”
- Ну, как бы им не оборваться
- В задорном натиске своём!
- Да, стенка есть — стена большая, –
- И вас не трудно к ней прижать.
- Да польза-то для них какая?
- Вот, вот что трудно угадать.
- Ужасно та стена упруга,
- Хоть и гранитная скала, –
- Шестую часть земного круга
- Она давно уж обошла…
- Ее не раз и штурмовали –
- Кой-где сорвали камня три,
- Но напоследок отступали
- С разбитым лбом богатыри…
- Стоит она, как и стояла,
- Твердыней смотрит боевой:
- Она не то чтоб угрожала,
- Но… каждый камень в ней живой.
- Так пусть же бешеным напором
- Теснят вас немцы и прижмут
- К ее бойницам и затворам, –
- Посмотрим, что они возьмут!
- Как ни бесись вражда слепая,
- Как ни грози вам буйство их, –
- Не выдаст вас стена родная,
- Не оттолкнет она своих.
- Она расступится пред вами
- И, как живой для вас оплот,
- Меж вами станет и врагами
- И к ним поближе подойдет.
- (1867 г.)
Федор Тютчев умер 27 июля 1873 года в Царском селе. Поэта похоронили на Новодевичьем кладбище в Петербурге.
По материалам: culture.ru
Россия — дом всех славян
Тютчев — известный панславист, верующий в объединение и дружное сожительство всех славян под эгидой России. Его стихотворение «Славянам» звучит восторженно, празднично, сладко, но вместе с тем и немного захватнически:
Недаром вас звала РоссияНа праздник мира и любви;Но знайте, гости дорогие,Вы здесь не гости, вы – свои!Вы дома здесь, и больше дома,Чем там, на родине своей…
Тютчев настаивает на том, что славяне должны объединиться и не «прогибаться» под другие народы. В его сочинениях встречаются такие вопросы: «Конституционный закон — закон большинства. А поскольку большинство в Австрии принадлежит славянам, то Австрия должна бы стать славянской. — Вероятно ли такое? и даже возможно ли?… Вопрос для австрийских славян сводится вот к чему: или оставаться славянами, став русскими, или превратиться в немцев, оставаясь австрийцами».
И снова: что же такое Россия? Что она представляет из себя? Тютчев отвечает: две вещи. Во-первых, славянское племя, во-вторых — православная Империя.
Знаете ответ?
Рейтинг сайта
- 1. Капитан Немо 374
- 2. Степан Соловьёв 188
- 3. Злата Волова 182
- 4. Кира А 128
- 5. Mark Parshakov 104
- 6. ikki kan 101
- 7. Игорь Проскуренко 100
- 8. Анастасия Ким 82
- 9. Дмитрий Микита 76
- 10. Полина Корнева 71
- 1. Игорь Проскуренко 22,916
- 2. Кристина Волосочева 19,120
- 3. Ekaterina 18,721
- 4. Юлия Бронникова 18,580
- 5. Darth Vader 17,856
- 6. Алина Сайбель 16,787
- 7. Мария Николаевна 15,775
- 8. Лариса Самодурова 15,735
- 9. Liza 15,165
- 10. TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник
Русский менталитет
Четверостишие неоднократно использовалось философами при обсуждении русского менталитета.
Н. А. Бердяев цитирует стихотворение для иллюстрации своего тезиса: для освобождения русского сознания «от характерного космополитического отрицания и иноземного рабства» следует признать очевидную для него антиномичность культуры России, её противоречивость.
По мнению О. Д. Волкогоновой, четверостишие является типичной иллюстрацией характерного для России подчёркивания уникальности опыта России, несравнимости с опытом других народов и стран.
Многие авторы рутинно отождествляют мысль четверостишия с русским иррационализмом («апология русского маниакального иррационализма»).
В. В. Кожинов предлагает совершенно другую трактовку: по его мнению Тютчев не говорил об иррациональности русских, он хотел сказать, что Россия существует только благодаря вере её обитателей. Когда потеряна вера, быстро разрушается и сама страна.
Тютчев Умом Россию не понять
Эти четыре строчки, написанные на клочке бумаги – самые короткие, самые известные и самые цитируемые по сей день стихи Ф. Тютчева. Они были написаны за границей, где поэт прожил более 20 лет.
Прочитаем и вдумаемся в первые две строчки этого произведения:
Умом Россию не понять,Аршином общим не измерить
Кто можно понять вечный хаос, отсутствие логики и непредсказуемость России? Тютчев, долгое время, работая дипломатом, прекрасно знал благопристойную и скучную жизнь Европы. Нищие, неустроенные россияне и манили иностранцев и навевали на них ужас. Сытой и инертной загранице непонятны традиции и устройство русского общество. В России живут не по уму, а по сердцу. Речь идет о той самой «загадочной русской душе». С отменой крепостного права пытливость россиян, жажда знаний и их стремление к лучшей жизни толкают людей на абсурдные, казалось бы, поступки и решения. Но именно это, в итоге, и приносило свои плоды. Сытая Европа неуклонно деградирует, а нищая Россия наращивает экономическую мощь и дарит миру целую плеяду самородков из народа!
У ней особенная стать –В Россию только можно верить
В этих двух строках особенно чувствуется гордость поэта за свою самобытную и гордую страну. Крепостное право отменили. В стране начались реформы. Однако развитие России всегда шло по непонятным для мировой общественности законам. Порой их не понимают и сами русские. Национальная черта русичей — ВЕРА! Они всегда, во все времена, истово верили в матушку Русь, уповая иногда лишь на волю Божью. Нашу страну с ее природными богатствами веками пытались завоевать. Но феномен России в том, что она непредсказуема. Еще в 19 веке германский канцлер Бисмарк не советовал воевать с русскими. Он говорил, что на любую военную хитрость они ответят очередной своей глупостью и все равно победят. Бесполезно воевать с Русью, в нее можно только верить. А тех, кто не согласен с этим, рассудит вековая История. За последние 300лет Россия неизменно выигрывала все затевавшиеся против нее тяжбы.
Федор Иванович Тютчев написал эти знаменитые строки в 1866году. Как публицист и дипломат он всегда защищал интересы своей страны и знал, что у нее особый, никому не понятный и неповторимый путь становления и развития. И 152 года назад поэт в этом произведении ярко, точно и очень коротко объяснил это высокомерному Западу.
Читаешь эти философские строчки, и гордость берет за свою самобытную, гордую, умную и непокорную Отчизну!
Анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять». Смысл четверостишия
Тема патриотизма, веры в будущее России нередко поднимается в литературе. Одним из поэтов, прославляющих свою родину, является Федор Тютчев. «Умом Россию не понять», пожалуй, самое известное русское четверостишие. Его знают наизусть многие. Ведь всего лишь 4 строки смогли уместить всю характеристику России. Автора этих стихов можно назвать настоящим гением.
Как же Федор Тютчев сумел так емко описать Россию? Это мы узнаем, рассмотрев его деятельность и творчество. Именно жизненный опыт отразился на его поэзии.
Творчество и деятельность Ф. И. Тютчева
Русский поэт известен многим благодаря рассматриваемому нами четверостишию. Однако его творчество состоит из более чем 400 стихотворений. К тому же он имел не только писательский опыт. Тютчев многие годы занимался дипломатической деятельностью, был цензором. Десятки лет жил за рубежом. Поэт имел богатый жизненный опыт.
Тематика его произведений различна. Он пишет политическую, патриотическую, любовную лирику. Тема природы является его фаворитом.
Литература была хобби в жизни Тютчева. Его основной деятельностью все же являлась государственная служба. Она дала ему возможность долгое время прожить в Германии. Поэт и дипломат видел различия в западной и российской действительности. Его привлекала родина, в которую он верил до последнего. Это и отразилось в четверостишии «Умом Россию не понять». Анализ стихотворения Тютчева мы рассмотрим далее. В нем мы раскроем основные моменты, связанные с стихотворением.
Содержание произведения
Изложение четверостишия будет весьма кратким. В нем автор говорит, что Россию умом не понять, ее не измерить. Она находится в особом положении, поэтому в нее можно только верить.
В этом и состоит содержание «Умом Россию не понять». Анализ стихотворения Тютчева покажет нам, что означает его каждая строчка. Мы узнаем, какой смысл кроится в столь маленьком произведении.
«Умом Россию не понять»: анализ стихотворения Федора Тютчева
Патриотическая тема поднята в этом четверостишии. Оно было написано 1866 году на клочке бумажки, которая сохранилась и находится в Пушкинском доме. Произведение было опубликовано 2 года спустя. Его можно назвать философской миниатюрой, ведь оно представляет собой размышления автора о сущности России.
В первой строчке говорится, что действия руководителей и граждан Родины не поддаются логике. Во второй подразумевается, что уклад и жизнь россиян не находят понимания у других, потому что не подходят под определенные стандарты.
Третья строка означает, что у страны особый склад характера. Она исключительна. Будущее России непредсказуемо, поэтому в нее можно только верить, указывает последняя строка.
Анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять» показывает отношение автора к своей Родине. Он, несмотря на то что прожил за рубежом многие годы и отметил достойную для подражания образцовость европейцев, продолжал любить уклад жизни русских. Ему нравилась их непредсказуемость, живость ума и характера, в то время как жизнь европейцев он считал пресной и чересчур размеренной. Он был уверен, что у России своя дорога. Она не погрязнет, как Европа, в мещанских устремлениях, а будет развиваться духовно, и именно это сделает ее более сильной перед другими странами.
Для изложения своего стихотворения поэт использовал четырехстопный ямб и перекрестную рифмовку. Среди выразительных средств в произведении присутствует олицетворение – он одушевил страну.
На этом, пожалуй, можно завершить анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять».
Актуальность четверостишия
Несмотря на то что стихотворение было написано в далеком 1866 году, оно все также злободневно. Россия продолжает оставаться самобытной, непредсказуемой, духовной страной. Она выбирала свой путь развития, пусть и непонятный для других держав.
Анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять» показал нам, что поэт верил в будущее своей страны. Он оставил свой вклад в развитие патриотизма. Эти 4 строки вне времени – они бессмертны и актуальны, пока жива Россия. Не случайно произведение входит в школьную программу. Ведь оно развивает в молодом поколении патриотизм, показывает сущность родины и несет глубокий смысл. Именно это мы отметили, проведя анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять».