Анализ стихотворения Славянка Жуковского

10 класс. литература. своеобразие литературного процесса в россии 19 века - поэзия русского романтизма. в.а. жуковский | курсотека

Анализ стихотворения «Певец»

Рис. 1. В.А. Жуковский (Источник)

Начнем с «Певца», потому что на этом стихотворении удобнее всего показать своеобразие образа поэта, который возникает в творчестве Жуковского. Но сразу обнаружим странность, потому что речь идет не о певце, а все начинается с разговора о его могиле. Певец умер молодым (кстати, речь идет о друге детства Жуковского Андрее Тургеневе,  который умер от чахотки в юношеском возрасте). Но не нужно воспринимать историю в ее подлинном виде. Перед нами символическое и метафорическое обозначение невозможности поэту-певцу жить в реальном мире. Единственным выходом из этой невозможности становится его ранняя смерть. Само описание могилы певца, сама тема смерти в этом стихотворении развивается динамически. Вначале она возникает в качестве печальной и грустной:

В тени дерев, над чистыми водами

Дерновый холм вы видите ль, друзья?

Чуть слышно там плескает в брег струя;

Чуть ветерок там дышит меж листами;

На ветвях лира и венец…

Увы! друзья, сей холм – могила;

Здесь прах певца земля сокрыла;

Бедный певец!

Затем вдруг эта самая печальная могила оборачивается желанным сном могилы, и тогда становится понятным, что смерть для певца оказалась желанной, она оказалась единственным выходом, из его печальной жизни, которая описана чуть ниже:

Он дружбу пел, дав другу нежну руку, 

–Но верный друг во цвете лет угас;

Он пел любовь – но был печален глас;

Увы! он знал любви одну лишь муку;

Теперь всему, всему конец;

Твоя душа покой вкусила;

Ты спишь; тиха твоя могила,

Бедный певец!

И становится понятным, что самых важных и значительных ценностей в жизни: дружба, любовь, поэзия – уже не существует. Друга нет, от любви осталась только мука. Единственный ход, который остается, это смерть, которая оборачивается долгожданным покоем.

В этом смысле Жуковский со свойственной раннему романтизму философским отношением к делу создает образ певца как некого странника в земной жизни, цель которой не земное существование, а небесное. И, в конце концов, автор даст слово этому певцу, который пропоет свою прощальную песнь и объяснит, в чем трагедия его существования:

Здесь, у ручья, вечернею порою

Прощальну песнь он заунывно пел:

«О красный мир, где я вотще расцвел;

Прости навек; с обманутой душою

Я счастья ждал – мечтам конец;

Погибло все, умолкни, лира;

Скорей, скорей в обитель мира,

Бедный певец! 

Что жизнь, когда в ней нет очарованья?

Блаженство знать, к нему лететь душой,

Но пропасть зреть меж ним и меж собой;

Желать всяк час и трепетать желанья…

О пристань горестных сердец,

Могила, верный путь к покою,

Когда же будет взят тобою

Бедный певец?»

Только под финал стихотворения выясняется, что певец живет неземными идеалами: «Блаженство знать, к нему лететь душой» – но всякий раз обнаруживать невозможность достижения этого блаженства. Как напишет Жуковский в другом стихотворении «Путешественник», его герой ищет все небесное в земном, желая приобрести нечто такое, что в человеческом существовании невозможно. Перед нами возникает метафизический конфликт: недостижимый небесный идеал, к которому устремляется певец и никогда не может его найти, от чего тема смерти оборачивается здесь положительным звучанием: единственно возможным успокоением и покоем. Более того, этот певец молодой, но это хорошо, потому что его жизнь оказалась не исполнена совокупностью всех земных страданий. Кроме того, в стихотворении можно заметить и ярко выраженный описательный, пейзажный момент, не зря же Жуковский вошел в историю русской поэзии, русского романтизма как блестящий пейзажист, создав особый вариант этого пейзажа. Это не просто описание картины, это то, что называют «пейзажем души», когда одновременно этот пейзаж оказывается выражением внутренних переживаний лирического героя.

Анализ элегии «Славянка» Жуковского

Стихотворение В. Жуковского «Славянка» было написано в конце сентября 1815 года во время пребывания автора в Павловской резиденции. Славянкой называли реку в Павловске. Элегия поэта начинается с описания реки и ее берегов. Стихотворение олицетворяет жизнь природы, в которую включается человек.

Литературный критик Белинский считал, что поэт в своих произведениях всегда стремится живописно рассказать о природе и добавить в нее романтические нотки. Независимо от того, о чем говорится в стихах — о лесах, горах, об утре или буре — все это дышит в ярких картинах какой-то таинственностью.

Жуковский в «Славянке» не искажает паркового пространства. Герой произведения начинает свою прогулку от Храма-дружбы, идет к Мавзолею супругу-благодетелю, снова возвращается к берегу реки, любуясь идиллией Фермы. Прогулка заканчивается около березовой рощи, которую еще называют семейственной. Каждое дерево в этой роще означает какое-нибудь радостное событие в царской семье.

В элегии явным образом выступает двоемирие: автор сопоставляет реальный мир с прошлым, как небо и землю. Однако граница между мирами нечеткая, как это бывает у романтиков.

В стихотворении «Славянка» символика играет огромную роль. Например, река символизирует быстротечность и нестабильность жизни. Берег в стихотворении отражает целеустремленность и направление движения. Берег — это символ родного уголка, именно к нему быстрым шагом направляется лирический герой. Картины природы постоянно сменяются друг с другом, что указывает на меняющиеся точки зрения человека.

Во время прогулки сменяются виды, что говорит о том, что природа дышит и поражает читателя все новыми картинами. Элегия очень эмоциональная, спокойная и чувственная. Это подтверждает наличие большого количества многоточий и тире.

Атрибутом романтизма элегии служит «мотив смерти». Он передается через одинокие часовни, мавзолеи, надгробия и урны. Эти знаки должны невольно напоминать человеку о том, что жизнь его коротка и быстротечна.

«Мотив памяти» неразрывно идет по тексту с «мотивом смерти». Багряные липы указывают на неизбежность старения, ели гробовые — на неизбежность смерти. Все это побуждает к размышлениям.

С преодолением «мотива смерти» тесно связан «мотив дружбы». Символом этому служит сооружение под названием Храм Дружбы, построенное в парке в 1782 году.

Таким образом, слияние человека с природой происходит в полной тишине, т.к. лирический герой беседует в парке с «незримой»природной душой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: