Презентация на тему: » Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Смотри, как на речном просторе…»» — Транскрипт:
1
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Смотри, как на речном просторе…»
2
Смотри, как на речном просторе, По склону вновь оживших вод, Во всеобъемлющее море За льдиной льдина вслед плывет. На солнце ль радужно блистая, Иль ночью в поздней темноте, Но все, неизбежимо тая, Они плывут к одной мете. Все вместе — малые, большие, Утратив прежний образ свой, Все безразличны, как стихия, -Сольются с бездной роковой!.. О нашей мысли обольщенье, Ты, человеческое Я, Не таково ль твое значенье, Не такова ль судьба твоя?
3
Тютчева часто называют поэтом-философом. Философская мысль Тютчева, став поэтической мыслью, воплощалась в его стихотворениях, оставляя неповторимый отпечаток глубины. Тютчева часто называют поэтом-философом. Философская мысль Тютчева, став поэтической мыслью, воплощалась в его стихотворениях, оставляя неповторимый отпечаток глубины ГГ. Фёдор Иванович Тютчев
4
Планетарное мышление Тютчева, отразившись в полной мере в его лирике, наполнило её философскими обобщениями, сквозными идеями и образами. Планетарное мышление Тютчева, отразившись в полной мере в его лирике, наполнило её философскими обобщениями, сквозными идеями и образами.
5
Несмотря на речной простор,
6
ожившие воды,
7
несущие во всеобъемлющее море за льдиной льдину,
8
солнце и ночь, упомянутые в этом стихотворении, речь здесь идёт не о весеннем половодье.
9
Это стихотворение философское: в нём звучит важнейшая и мучительнейшая для поэта проблема личности, в нём тютчевская картина мира, столкновение его пантеистического мировоззрения с его личным преклонением перед человеческим я.
10
В этом стихотворении нельзя говорить о наличии лирического героя. Ведь кому оно посвящено? Кто его герой? В центре — человеческое Я, обобщённое, символическое.
11
Образ всеобъемлющей и роковой бездны, а также человеческого Я, ведущего призрачное существование, свершающего свой подвиг бесполезный, чтобы бесследно исчезнуть во всепоглощающей бездне, – сквозные образы тютчевской лирики.
12
Пафос стихотворения – грусть, горечь и боль поэта, несмотря на видимую гармоничность нарисованной им пантеистической картины мира, – растворён во всём стихотворении, но самое полное выражение его мы О нашей мысли обольщенье, Ты, человеческое Я, Не таково ль твое значенье, Не такова ль судьба твоя? видим в последней, четвёртой строфе:
13
Это связано с тем, что в этой строфе Тютчев впервые называет вещи своими именами: он прямо говорит о человеческом я, отбросив ненужную ему больше аллегорию – льдину, причём называет его не более чем нашей мысли обольщеньем и приходит к печальному выводу, что всё значение человеческой жизни только в том и заключается, чтобы, блистая ли, будучи ли в тени, неизбежимо таять и наконец раствориться в бездне роковой. Это связано с тем, что в этой строфе Тютчев впервые называет вещи своими именами: он прямо говорит о человеческом я, отбросив ненужную ему больше аллегорию – льдину, причём называет его не более чем нашей мысли обольщеньем и приходит к печальному выводу, что всё значение человеческой жизни только в том и заключается, чтобы, блистая ли, будучи ли в тени, неизбежимо таять и наконец раствориться в бездне роковой.
14
Композиция построена по принципу развёртывания или, может быть, лучше сказать – погружения: сначала мы видим общую картину (природы, на первый взгляд), но в последующих строках поэт ведёт читателя всё глубже и глубже, и нам, как в ночном небе, открываются всё новые и новые звёзды по мере всматривания. Композиция построена по принципу развёртывания или, может быть, лучше сказать – погружения: сначала мы видим общую картину (природы, на первый взгляд), но в последующих строках поэт ведёт читателя всё глубже и глубже, и нам, как в ночном небе, открываются всё новые и новые звёзды по мере всматривания.
15
Прочитав это стихотворение, невольно задаёшься тем же вопросом, что и Тютчев: Не таково ли твоё значенье, не такова ли судьба твоя?! – и так же, как и он, начинаешь осознавать этот разлад в душе… Прочитав это стихотворение, невольно задаёшься тем же вопросом, что и Тютчев: Не таково ли твоё значенье, не такова ли судьба твоя?! – и так же, как и он, начинаешь осознавать этот разлад в душе…
16
Презентацию создали учащиеся 10 А класса МОУ«СОШ 2»: Константин Харьков Дмитрий Гутник
Жанр, размер, направление
Жанр стиха – лирическое обращение. Мы видим, что в самом начале произведения употреблен глагол «Смотри», он повелительного наклонения. Именно таким приемом поэт создает интонацию живой разговорной речи. Кроме того, читатель не понимает, кто именно является спутником и собеседником автора, кому адресовано его обращение. Это с ним Тютчев разделяет свои впечатления от чудесной прогулки по зеленой, залитой солнцем роще. Мы можем только предполагать, кто же его спутник или спутница.
Примечательно и то, что рассматриваемое произведение было написано поэтом в направлении «чистое искусство». Невзирая на то, что Тютчев был неравнодушен к острым общественным проблемам империи, в лирической поэзии он их не затрагивал и не поднимал эти темы, а касался лишь вопросов философии, да описывал личные отношения к прекрасным пейзажам. В стихотворении мы созерцаем только волшебный мир природы летом.
Произведение создано в ямбическом размере, имеет перекрестную рифмовку, придающую ему особенную динамичность и певучесть.
Природа в ранней лирике Тютчева
Центральное место в творчестве Ф.И. Тютчева занимает тема природы. Тютчев, как тонкий лирик, тонко чувствует тайны природы, задается вопросами мироустройства. Его пейзажная лирика сопряжена с философскими вопросами. Природа наталкивает поэта на размышления о тайнах мироздания, о человеческом бытии.
Замечание 1
Особенность лирики Тютчева заключается в философской проблематике и тесном соприкосновении мира природы и мира человека.
Размышления о скоротечности времени и жизни переплетаются с мыслями о бесконечности вселенной. Тютчев, находясь на грани мира человека и мира природы, проникается тайнами мироздания. В системе художественных образов мир природы и человеческая душа – неизведанные загадки. Это ярко проявляется в стихотворении «Все во мне, и я во всем…».
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Однако творчество Тютчева проникнуто романтическими настроениями, в нем все же присутствует и драматизм от осознания противоречий мира природы и мира человека.
Тютчев проникает в жизнь природы. Человеческий мир для него существует неразрывно с миром природы. Тютчева по праву называют «певцом природы».
В поэзии Тютчева проявления слияния человека и природы изображаются по-разному. В одних произведениях природа и человек гармоничны, пробуждают светлые чувства любви, радости, блаженства:
- «Весна»,
- «Еще земли печален вид»,
- «Восток белел, ладья катилась…»,
- «Проблеск»,
- «В душном воздухе молчанья…» и т.д.
В этих стихотворения проявляются светлые, жизнеутверждающие мотивы, которые связаны с образом весны.
В стихотворениях «Утро в горах», «Нет моего к тебе пристрастья…», «Сей день, я помню, для меня…» лирические образы голубого неба, утра, солнечных лучей имеют смысловую параллель с пробуждением новых чувств.
В других стихотворениях Тютчева присутствуют мотивы слияния человека с хаосом, утраты человеческого «Я», которое полностью растворяется и исчезает в бессознательном мироощущении поэта. Темы мирового хаоса несут в себе противостояние, борьбу, трагическое забвение. Например, в стихотворении «Смотри как на речном просторе» «Я» лирического героя растворяется в тающих льдинах.
В пейзажной лирике Тютчева, наряду с загадками мироздания и мотивами хаоса, присутствует тема ночи. Для поэта образ ночи связан с явлениями природы и таинственным миром. Темная ночь в себе таит неизведанные силы стихии и чувство хаоса. Ночь создает контраст, вызывает ощущение призрачности и ничтожности существования человека. Он не в силах разгадать загадки «роковой бездны». Мотив осознания человеческой беспомощности перед роком наталкивает поэта на философские размышления о человеческом бытии.
Во многих произведениях Тютчева присутствует описание бездны. Например, в произведении «Песок сыпучий по колени» образ ночи противопоставлен дню, а «немощный человек» беспомощен и беззащитен перед бездной ночи. Эти мотивы противопоставления человека бездне видны в стихотворениях «Святая ночь на небосклон взошла» и «Сны».
Замечание 2
В поэтическом мире Тютчева присутствуют мотивы утери гармонии в отношениях человека и природы, причиной которой является человек. Поэт считает, что разлад человеческого мира и мира природы противоестественен.
В лирике Тютчева примечательны образы грозы и бури. Они своей силой волнуют внутренний мир человека, наполняют ее противоречивыми чувствами разрушения, смятения, опустошенности, забвения. Прежде всего поэта привлекают природные стихии, заключающие в себе много загадочного и таинственного, например, бушевание морской волны, проявления грозы, бури, журчание ручья, порывы ветра, наступление ночи, пробуждение солнца. В поэзии Тютчева природные стихии имеют значение незыблемого, вечного, а человеческий мир ему представляется иллюзорным, хрупки. Это выражается, например, в стихотворениях «Полдень» и «Не то, что мните вы, природа…».
Природа и человек в поздней лирике Тютчева
Тютчев отражает природные явления в действии, движении. Поздняя лирика поэта, в отличие от ранней, приобретает многогранность чувств и эмоций со сложной системой образов. В стихотворениях проявляются противоречивые чувства, связанные не только с общностью с природой, но и с разладом с ней. В поздней лирике Тютчева присутствует мотив «страшного раздвоения», когда в человеке превалирует личное начало, которое противостоит его единению с природой.
Лирический герой, находясь в состоянии разлада, не ощущает себя частью гармоничного целого (например, в стихотворении «Природа – сфинкс. И тем она верней…»).
В поэтической системе Тютчева двоемирие выражается взаимным отторжением и притяжением противоположных полюсов – небесного и земного мира, гармонии и хаоса, любви и смерти, человека и природы. Тютчев использует такие приемы, как повтор и антитеза для усиления контраста противоположных миров. Например, в произведении «Поэзия» автор четко разграничивает два мира – небесный и земной. А противоположность явлений природы ярко отражена в стихотворении «Вечер мглистый и ненастный…». Здесь поэт противопоставляет дневное ночному, что вызывает контрастное чувство несовместимости одного с другим. А в стихотворениях «День и ночь», «Как ни гнетет рука судьбины…», «О, как убийственно мы любим!»» Тютчев показывает взаимное притяжение человеческой жизни, явлений природы и рока. В стихотворении «День и ночь», написанном в 1839 году, поэт поднимает одну из ключевых тем своей лирики – тему космоса и хаоса. В поэзии Тютчева день и ночь – метафорические образы. Ночь представляет хаос, а день – космос. День – космическое понятие как проявление жизни на Земле, как божественное порождение. Ночь – стихия хаоса и бездны, который возникает и «рокового мира».
Через параллель человеческого состояния души и природный явлений Тютчев проникает в запредельные, неизведанные стороны мироздания, тем самым создавая философский тон стихотворения.
Поэт, наряду с внутренним родством человека и природы, отражает понимание человеческого разума и разумного начала природы. Пейзажная лирика Тютчева философична, а природа в ней приобретает символическое значение, побуждает на размышления и переживания о человеческом бытии.
Основная мысль, идея
Главной мыслью произведения является осознание человеком того, что только на лоне природы, в полной гармонии с ней, он может ощутить истинное счастье и насладиться умиротворением и покоем. Радость от чудесной картины летней природы переполняет лирического героя, и он с восторгом делится со своим спутником собственными чувствами и эмоциями.
Можно отсюда утверждать, что нам очень важно уметь видеть красоту природы, восхищаться ею, быть наблюдательным, способным подмечать очарование и изящество ее даже в мелких каких-либо деталях, в мгновениях. Иногда эти моменты доставляют человеку тихую радость, делают его жизнь интересной, осмысленной
От единения с природой он становится счастливым.
Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Смотри, как роща зеленеет»
Стихотворение «Смотри, как роща зеленеет…», написанное в конце августа 1857 года, — это приглашение погрузиться вместе с лирическим героем в прекрасный мир природы. В произведении создается ощущение многомерности пространства. Сначала роща представлена будто издали. Затем взгляд героя концентрируется на отдельных ветках и листьях. Во второй строфе вновь происходит смена картины. Лирический герой оказывается внутри рощи. Он садится около дерева, продолжает наблюдать. Смотрит вниз, словно пытаясь заглянуть под землю, увидеть корни, которые питает родниковая вода. Снова переключение – на этот раз его взгляд устремляется вверх
В третьей и последней строфе герой обращает внимание на вершины деревьев, погруженные в полуденный зной. Стихотворение наполнено цветом, движением, звуками
У Тютчева роща – не просто группа деревьев и прочих растений, а истинный храм природы, священное место. Обыкновенный родник в ней превращается в незаменимый источник жизни. Ощущение торжественности и величия поддерживается при помощи употребления лексики, принадлежащей высокому стилю: «нега», «дерев», «поимых».
В рассматриваемом тексте использованы важнейшие для творчества Тютчева слова – «мгла» и «сумрак». В поэзии Федора Ивановича они находятся в тесной связке. За одним явлением практически всегда следует другое. Как правило, вышеназванные слова соотносятся с темой светлой ночи или вечера, а также с темой тени, в которой можно укрыться от зноя в жаркий день. Последний случай как раз относится к стихотворению «Смотри, как роща зеленеет…». В нем «сумрак» и «мгла» становятся символами прохлады, тишины, успокоения. Лирического героя окутывает нега, веющая «от каждой ветки и листа».
В поэзии Тютчева присутствует большое количество стихотворений, обращенных непосредственно к слушателям и создающих иллюзию реального общения с ними. В подобных произведениях нередко встречается глагол «смотреть» в повелительной форме, в единственном числе. С его помощью вносится интонация устной живой речи. При этом точно неясно, к кому обращается поэт. Его адресат – неопределенный «ты», с которым Тютчев спешит поделиться своими впечатлениями. «Смотри, как…» — начало ряда стихотворений Федора Ивановича: «Фонтан» («Смотри, как облаком живым…») (1836), «Смотри, как запад разгорелся…» (1838), «Смотри, как на речном просторе…» (1851).
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «На тебе, ласковый мой, лохмотья»
- Анализ стихотворения Давида Самойлова «Сороковые»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Пленница»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Попытка ревности»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость»
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником, –