Анализ двух строф
Стихотворение имеет ярко выраженную двухчастотную композицию, где первая часть посвящена дню, вторая ночи. Тютчев видит день и ночь не просто как физик, для которого есть разница только в наличие солнечного света и температуре воздуха, а смотрит на их смену, как на божественный процесс мироздания.
В первой (дневной) строфе поэт рисует картину дня – таинственной безымянной бездны, на которую наброшен златотканый покрой Богов.
Далее идет поэтическое перечисление достоинств дня – это время для «оживленья земнородных», это исцеляющее время для души, это друг людей. Днем человек делает свои основные земные дела, почти все живое в светлое время дня активно, а труд и иные заботы не позволяют душе страдать.
Вторая строфа из восьми строк отдана на откуп ночи, которая после своего ежедневного прихода срывает благодатный покров дня и отбрасывает его прочь.
После этого обнажается и становится ближе бездна, страх подкрадывается к человеку и норовит обнять его из темного угла дома или души. Самое же страшное ночью – это отсутствие преграды между человеком и бездной, от этого ночь страшна, от этого часто приходит с кошмарами.
Тютчев очень категоричен в описании дня и ночи, мы бы не делали такого вывода, считая день царствием Божьим, а ночь исчадием ада. Добрые дела, как и злые, можно вершить в любое время, а расстояние, отделяющее человека от бездны, определяется его поступками и делами в течение всей жизни, они совершаются и днём, и ночью.
Основная идея
Главная мысль произведения «День и ночь» — это наличие у всего живого в мире, как и у самого мира, положительных и отрицательных сторон, которые находятся в определенном балансе, создавая гармонию жизни и размеренность.
День – это положительные стороны человеческой души, а ночь – негативные. По этой причине люди боятся ночи – потому что она показывает то, что нежелательно и скрывалось. Однако она показывает и истину, но о которой не хотят знать.
Есть и второе толкование смысловой нагрузки произведения – в этом случае ночь представляет собой таинства мира, которые человек не знает и о которых не узнает. А день – это проявление доброты от богов, потому что именно они знают, что человек больше всего боится того, чего не знает.
Тема
Главной темой стихотворения является отождествление человека и природы, живого и неживого мира, между которыми Тютчев всегда видел неразрывную связь.
Несмотря на «осеннее» настроение литературного произведения, оно, все же, не вызывает депрессивного настроения. Лирический герой стремится увидеть прекрасные моменты даже сквозь призму общего увядания: «легкий шелест», «таинственная прелесть», «светлость вечеров».
В представлении автора осень олицетворяет собой душевную зрелость человека, пережившего немалые испытания, но не разочаровавшегося в жизни.
В эту пору года, как никогда, остро ощущается быстротечность жизни, утрата молодости, красоты, силы. Однако за осенью неизменно приходит зима, а после – весна, дарующая новое перерождение. В природе все циклично, равно как и в жизни человека: на смену грусти неизменно придут радостные и светлые дни, а пройденные жизненные испытания оставят после себя бесценный опыт, который пригодится в будущем. Умение ценить и радоваться каждому моменту жизни, не поддаваться унынию и тоске – вот истинная мудрость и главная идея, которую хотел донести поэт в своем произведении.
«Песня последней встречи» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, жанр
Темы
Главной темой произведения является сравнение дня и ночи
Автор заостряет внимание на грани между светом и тьмой, суть коих различна и соответственно сказывается на мире, и в особенности – на человеке. День дарует исцеление человеку и указывает путь, а ночь – напротив, размывает направление и вгоняет в печаль
Второй темой произведения выступает воля богов и тайны, на которых зиждется окружающий мир. Поэт соглашается с идеей о том, что мир возник по желанию богов, и считает, что день – это покрывало, которое символизирует собой защиту всего живого. Следовательно, боги хранят людей.
Помимо этого автор проводит толкование природных явлений. В этом стихе он хочет разузнать загадку Сфинкса.
А благодаря спокойному и размеренному настроению, произведение наводит читателя на мысли о порядке вещей в мире.
Коротко за историю написания
Чтобы понять, как пишется стих, надо заглянуть в душу поэта и узнать, чем он живет в момент написания. Первое, в силу ограниченностей возможностей человека, мы сделать не можем, а вот второе пожалуйста.
В 1839 году Тютчев временно оказался вне российской дипломатии, в чем виной самовольный отъезд Федора Ивановича из итальянского Турина. Однако, несмотря на паузу в работе дипломата, Тютчев остается за границей и изредка пишет стихи, которые помогают ему не потерять связь с русским языком и излить душу.
Событие №1 в личной жизни этого периода – это брак с Эрнестиной Дернберг, отношения с которой начались ещё при первой жене Элеоноре, однако не будем заглядывать под чуждое одеяло).
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осенний вечер.
История создания – Стихотворение было написано в 1830 году, во время пребывания писателя в Мюнхене.
Тема стихотворения – Осмысление единства природы и человека. Сравнение тихого осеннего вечера с человеческой жизнью, духовной зрелостью, когда приобретается мудрость ценить каждое мгновение.
Баня краткое содержание. В. Маяковский. Баня. Текст произведения
Композиция – Стихотворение состоит их трех условных частей: в первой автор описывает красоту осеннего пейзажа, во второй – драматизирует неизбежность изменений в природе, в третьей – приходит к философскому выводу о цикличности бытия.
Жанр – Пейзажная лирика.
Стихотворный размер – Пятистопный ямб с двусхложной стопой, с перекрестной рифмовкой.
Метафоры – «пестрота деревьев», «таинственная прелесть».
Эпитеты – «порывистый, холодный», «багряных».
Олицетворения – «кроткая улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землей», «томный шепот».
Инверсии – «багряных листьев», «холодный ветр порою».
Тропы, размер и рифма
Стихотворение написано традиционным для Тютчева размером – четырехстопным ямбом, жанр философская лирика, композиция двухчастотная. Стих строится по принципу антитезы (противопоставления), когда первая часть (день) противостоит в художественном плане второй части (ночи).
Рифмовка комбинированная – кольцевая для 1 и 4 строчки и смежная для 2 и 3 строки, при этом авторская строфа состоит из 8 строчек, то есть, из двух обычных строф (духов – безымянной – златотканой – богов и покров – оживленье – исцеленье – богов). Рифмы открытые и закрытые.
Средства художественной выразительности:
- Олицетворение (ночь пришла, бездна… обнажена).
- Эпитеты (мир таинственный, бездна безымянная, покров златотканый, высокая воля, блистательный покров, роковой мир, ткань благодатная).
- Инверсия (меркнет день – настала ночь).
- Антитеза (меркнет день – настала ночь).
Если вам по нраву философия Тютчева, то оцените его короткий стих, более похожий на длинный афоризм «Нам не дано предугадать», написанный уже седовласым поэтом в 1869 году. Он не оставит равнодушным, несмотря на всего 4 строки текста.
LiveInternetLiveInternet
Фёдор Иванович Тютчев
На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканный Высокой волею богов. День — сей блистательный покров День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов!
Но меркнет день — настала ночь; Пришла — и с мира рокового Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь… И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами — Вот отчего нам ночь страшна!
Федор Тютчев в душе был не только романтиком, но и философом. Его, как и любого творческого человека, интересовали вопросы мироздания. Поэтому, наблюдая за окружающим миром, поэт пытался постичь его законы и изложить свое видение устройства вселенной в литературных произведениях. Одним из них является стихотворение «День и ночь», созданное в 1839 году. К моменту его написания Федор Тютчев уже является состоявшимся, но еще не признанным поэтом, успешным дипломатом и блестящим государственным деятелем. Однако чем выше он поднимается по карьерной лестнице, тем чаще задается вопросом о том, почему мир устроен именно так, а не иначе. И находит привычному на всем явлению, которое известно как смена времени суток, весьма романтическое и очень поэтическое толкование.
Стихотворение «День и ночь», написанное четырехстопным ямбом, разбито на две одинаковых части. Первая из них посвящена дню, который поэт сравнивает с «покровом златотканым», наброшенным «волею богов». По мнению поэта, этот покров соткан из солнечных лучей, которые дарят все живым существам радость и умиротворение. День в восприятии Федора Тютчева, это «души болящей исцеленье, друг человека и богов». Таким образом, поэт не отвергает теорию божественного происхождения мира, однако вносит в нее свои коррективы, утверждая, что некие высшие силы, пытаясь защитить всех живущих на земле, набрасывают на неё искусно вытканное блистательное покрывало, которое скрывает бездну неба и несет в себе тепло, свет и заботу. Автор не пытается дать ответ на вопрос, почему именно на смену дню приходит ночь, и какова ее роль в жизни человека. Однако он подчеркивает, что в какой-то момент боги просто-напросто срывают сотканное из света покрывало, открывая перед взорами людей бесконечную бездну небес.
«И бездна нам обнажена с своими страхами и мглами», — отмечает поэт, подчеркивая, что Вселенная — одна из загадок, которая пока еще не доступна человеческому пониманию. Именно поэтому люди, не знающие, как именно объяснить смену времени суток, испытывают священный ужас перед ночной мглой, которая, как им кажется, несет в себе угрозу их спокойствию и безопасности. «Вот отчего нам ночь страшна!», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что подобный страх культивируется у человека на уровне подсознания, он заложен в нем самой природой и передается из поколения в поколение.
«В гостях у Хозяйки Медной горы» (П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»).
Образ божественного покрывала, которое чья-то невидимая рука с завидной регулярностью набрасывает на землю, является ключевым в стихотворении «День и ночь». Эта яркая метафора используется Тютчевым не случайно. Именно таким образом поэт не только пытается объяснить привычное явление, но и наделяет его неким романтическим флером, отмечая, что ночь пришла и «и с мира рокового ткань благодатную покрова сорвав, отбрасывает прочь».
При этом поэт использует прием противопоставления, указывая на то, что день олицетворяет собой свет, покой и защиту, а ночь, наоборот, является источником волнений, страхов и неясных сомнений. И лишь очень сильный духом человек, не лишенный романтизма, может увидеть, что ночь с ее раскинувшейся бездной неба и далекими звездами может быть не мене прекрасной, чем день, и способна дарить людям не только беспокойство, но и радость от общения со Вселенной, которая в эти мгновения распахивается перед жителями земли, открывая им свои вековые тайны. Однако люди еще не готовы к тому, чтобы до конца их постичь, поэтому им гораздо легче признаться в том, что ночной мрак их пугает, чем попытаться понять, какие загадки он так бережно хранит, дожидаясь того момента, когда найдется смельчак, способный найти на них правильный ответ.
Текст: pishi-stihi.ru
Сейчас смотрят:
Роман Достоевского «Преступление и Наказание» — это повествование о том, «как долго и трудно сомневалась, колебалась, билась, металась душа человека между совестью и разумом, добром и злом. Это была упорная, изнурительная борьба, и в конце её наступает признание совести, истины, очищение и обновление человека». Родион Романович Раскольников — главный герой романа. Он «бывший студент», вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег, жи
Зима-мое любимое время года. Все белым-бело, не видно грязной земли, мрачных тротуаров, серых голых ветвей, а поэтому и на сердце веселее. От снежного покрова все преображаеся, становится чище, свежее и светлее. Так и хочется слепить снежок и швырнуть в спешащую ватагу школьников.
Вот дунул ветерок и с ветки слетела охапка снега… А на другую ветку уселся снегирь, выпятив огненную грудку вперед, и замер, прислушиваясь к гулу маши
Напевно в кожній сім’ї є спільні інтереси або традиції, які об’єднують усіх її членів. У кого-то це приготування традиційної страви або спільна настільна гра, у кого-то відпочинок в певному місці або перегляд старого фільму, а в нашій сім’ї всіх об’єднує спорт.З дитячого садка або шкільної лави нам розповідають про користь занять спортом, проводять зарядки, уроки фізкультури, але багато зупиняються на цьому рівні. У нашій родині спорт с
Вибір – це завжди важко. Ніколи не знаєш, чого краще віддати перевагу, які наслідки дасть той чи інший варіант, в який бік краще качнути чашу терезів. Найкраще розглядати варіанти не тільки з боку розуму, але і з боку моральності, совісті.Моральний вибір – це не просто вибір, зроблений серцем, а вибір, правильний з боку моралі та етики. Це вибір добра чи зла.Часом моральний вибір випадає перед людиною в найдрібніших, але часом і в самих
Чацкий — молодой, искренний, смелый до дерзости, с неуравновешенным, нервным характером; в нем огромный запас сил, и он необычайно активен, рвется к действию, готов вспыхнуть в любую минуту и доказывать кому угодно справедливость своего мнения. Он ошибается, он готов защищать свои идеи, не понимая или не желая понять, что не будет услышан и поддержан. Грибоедов мудр, выдержан и хладнокровен, он отличается исторической прозорливостью («С
1894-1917 гг. — период правления в России императора Николая II, получившего от радикальной оппозиции прозвище «Кровавый» после Ходын- ской трагедии 1896 г.
Во внутренней политике перед Николаем II стоял целый ряд проблем: отсутствие политических прав и свобод у населения, нерешенность аграрного и рабочего вопросов. В начале царствования Николай II не предпринимал серьезных усилий для решения назревших проблем, что привело к револю
«Зощенковский герой» — это не банальный «образ обывателя», а сложно организованный диалог автора и персонажа. Исторически он восходит к таким многозначным явлениям, как рассказчики) «Повестей Белкина», соотношение автор и Чичиков в «Мертвых душах», «диалогическое» слово Достоевского, «лирический герой» поэзии и прозы Козьмы Пруткова, лесковский сказ, «Ich-Erzahlung» чеховской новеллистики. Подобно своим предшественникам, Зощенко достига
Комедия Николая Васильевича Гоголя “Ревизор” имела шумный успех у демократически настроенной публики и резкое неприятие тех, кто увидел в персонажах себя. Николаю Васильевичу Гоголю удалось создать правдивые образы почти реально существующих героев. Самыми яркими в галерее образов комедии являются Городничий и Хлестаков. Несмотря на разницу в летах, они очень похожи. Оба мошенники. Но если Сквозник-Духановский умудренный опытом, зак
«Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» с точки зрения жанра сходны — это поэмы. Первая представляет собой романтическую лирическую поэму, вторая — реалистическую историческую поэму. Поэтому они различаются и по предмету изображения, и по композиционно-стилистическим особенностям. В «Песне про купца Калашникова» поставлена проблема чести и долга. В современной ему действительности Лермонтов не нашел, да и не искал, такого жизненного мат
Начало двадцатых годов нашего века…Из истории известно, что это являлось переломным временем в жизни нашей страны. Первая революция, свержение царя, приход к власти большевиков. Все это наносило определенные изменения на жизнь населения России. В обществе выделилось два основных социальных слоя: богатые и бедные. Налицо был полный контраст между ними. Помпезные дворцы и нищие лачуги, роскошные рестораны и ветхие ночлежки и приюты. Как т
Особенности тематики шедевра
Главная тема произведения – это противопоставление дневного и ночного времени. Такая тематика является классической для поэзии девятнадцатого века. Стихотворение преследует цель — глубоко погрузить читателя в философские сутки. При сравнении особенностей дневного и ночного мира присутствует абстрактность и недетализированность, которых немного в произведениях.
Дневное время в стихотворении представлено в виде «златотканого» покрывала, который наброшен с помощью высокой воли богов на существующую бездну, представленную в виде хаоса. Об этом Федор Иванович Тютчев пишет во многих произведениях. Следует отметить, что автор, в произведении «День и ночь», старается вывернуть наизнанку традиционные образы метафор, связанных с ночным временем. День в произведении представлен в виде чего-то искусственно созданного, вторичного, используемого только богами и предназначенного служить во благо человечеству. Боги и человечество не представлены в виде противопоставления, они здесь объединены в единое целое, рассказывающее о страхах перед неминуемым хаосом, который рано или поздно обязан возникнуть.
Следует также отметить, что первое восьмистишье не имеет глаголов. Здесь присутствует единичное действие, когда боги набрасывают покров в виде дня на опустевшую бездну. Эта фраза закрепляется страдательными причастными оборотами. Именно это указывает на то, что день в данном случае безжизненный, бездеятельный и абсолютно пассивный.
В дальнейших строках присутствует большое количество глаголов. Они олицетворяют лишь резкие действия. К примеру, срывает, отбрасывает. Ночное время в стихотворении представлено активным, деятельным и день своеобразно отступает под действием данной силы. Следует отметить, что в шедевре вообще нет упоминания о сумерках. Это позволяет создать исключительный образ романтики.
В произведении «День и ночь» присутствуют противопоставления двух отдельно описанных миров. День принадлежит миру земнородных и богов, а противоположная ночь – это таинственность, благородность, отличающаяся своей изысканностью. Второй особенный мир полон всевозможных и не изведанных человеку тайн, он существенно сильнее и древнее светлого времени.
внутренним миромДанный мир
«День и ночь», анализ стихотворения Тютчева
Одно из самых интересных произведений русской философской лирики, стихотворение «День и ночь» было написано Ф. Тютчевым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в журнале «Современник». Лирический фрагмент по жанру, стихотворение написано в романтическом стиле и относится к философской лирике.
Тютчев раскрывает в нем традиционную для романтической поэзии тему – противопоставление дня и ночи как символов двух полярных состояний человеческой души.
Поэт использует в стихотворении часто встречающуюся в его стихах двухчастную структуру, при которой стихотворение композиционно делится на два восьмистишия. Каждая строфа состоит из двух законченных предложений – четверостиший. Четырехстопный ямб и кольцевая рифмовка, при которой первая и четвертая строки имеют мужскую рифму, а вторая и третья строки оканчиваются женской рифмой, придают стихотворению одновременно и торжественную одическую интонацию, и ноты философского размышления.
В произведении ярко отражается дуальное понимание мира Тютчевым, для которого основу мироздания составляет борьба двух стихийных начал, рождающая мировой порядок и равновесие. Дуалистичность мира отражают в стихотворении два мотива – дневной радости и ночного ужаса. Основу композиции произведения составляет антитеза образа дня и образа ночи. Первая часть стихотворения посвящена дню. День изображается описательными оборотами, включающими эпитеты («покров златотканый», «блистательный покров»), разнообразными приложениями с использованием такого приема, как инверсия дополнений («земнородных оживленье», «души болящей исцеленье»). День характеризуется, как гармония со вселенной, душевный покой. Аллитерация «л» в первой строфе помогает создать образ гармонии, а «д» в начале строк подчеркивает жизнеутверждающее начало Дня, «друга человеков и богов».
Союз «но» в начале второй строфы знаменует центр стихотворения, его перелом. С наступлением ночи, делающей все тайное явным, в душе человека оживают беспомощность и страх перед порождением «ночной бездны» — хаосом. Ночь пробуждает в людях древние природные инстинкты. Инстинктивный страх перед бездонной темнотой зажигает в людях жизнь, заставляя их совершать немыслимые поступки ради жизни. «Роковой мир» ночи таинственен и непостижим, он древнее и сильнее дневного мира, мира земнородных и богов. Днем эта тайна и хаос отделены от человечества покровом, ночью бездна обнажается, «…и нет преград меж ей и нами».
Если в первой части стихотворения динамика отсутствует – нет ни одного глагола (единственное действие — «покров наброшен»), то описание ночи, напротив, насыщено глаголами, обозначающими активные действия (сорвав, отбрасывает, пришла, настала). Ночь активна, она сильнее дня. Энергичный, деятельностный характер образа ночи подчеркивается аллитерацией «р».
Поэт акцентирует основные образы стихотворения с помощью однокоренных слов и лексических повторов, обращения к архаизмам (земнородных, сей, мглами, духов, меж ей и нами). Произведение отличает богатая цветопись (златотканый, меркнет день). Восклицательные окончания обеих строф придают стихотворению декламационную, ораторскую интонацию.
Стихотворение «День и ночь», отражая чувства самого поэта, вмещает всю вселенную с ее гармонией и хаосом, бездной дня и бездной ночи.
- Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
- «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
- «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
- «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
- «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева
- «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева
- «Фонтан», анализ стихотворения Тютчева
- «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева
- «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева
- «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева
- «Листья», анализ стихотворения Тютчева
- «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
- «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева
- «Полдень», анализ стихотворения Тютчева
- «Безумие», анализ стихотворения Тютчева
По произведению: «День и ночь»
По писателю: Тютчев Федор Иванович
Образы
Важную роль в произведении играет образ дня – автор наделяет его божественностью, он будто создан из золота, волей богов. Он привносит в жизнь гармоничный настрой и исцеляет, тем самым являясь как для бога, так и для человека, другом.
Образ же ночи является противоположным – наступая, она снимает благодатный покров с мира и приносит с собой бездну, полнящуюся страхами и ужасами, которая темна и сумрачна. Ночь заполняет мир ужасом, стирая грань между человеком и неопознанным. Именно поэтому, по мнению автора, мы и боимся ночи.
Герой стихотворения раздумывает о сущности дня и ночи, показывая нам человека слабым и крошечным на фоне величественного мира. А размер окружающей бездны пугает человека тем, что под ее покровом он становится слаб, и не устоит ни перед чем.
Но на помощь беспомощным людям приходят боги, ниспослав на Землю день, когда люди не боятся – потому что пропадает видимость угрозы, что показывает нам правильность и разумность порядка вещей и о добродушии богов.
Bыразительные средства
В стихотворении Ф.И. Тютчев использовал различные изобразительно-выразительные средства, такие как, олицетворения, сравнения, эпитеты, приемы аллитерации. Например, олицетворение мы видим в словосочетаниях ночь «срывает», «сбрасывает» покров дня.
Приемы аллитерации используются на мягком, нежном звуке»Л» при описании дня и на резком «Р» при характеристике ночи, чтобы придать этому времени резкость, таинственность, сумбурность.
Эпитеты в тексте встречаются часто. Например, мир «роковой», покров «златотканый», воля «высокая», душа «болящая» – и другие сочетания.
Также автором использован прием инверсии – «земнородных оживленье», «души болящей исцеленье».
В стихотворении имеются устаревшие слова, архаизмы «меж ей», «сей», делающие стихотворение более интересным, звучным.
Особенности природы в стихотворении «День и ночь»
Фёдор Иванович по-своему видел и ощущал в природных ландшафтах исключительную божественную основу. Он знал, что где-то за таинственной благообразной Землей скрывается постоянный беспорядок. Один неверный шаг способен поменять все вспять. По мнению автора, человек живет в мире, который окружен вулканами. Здесь есть леса, сады, все прелести натуральной природы, но вулканы притихли и в любой момент могут извергнуть пламя и уничтожить своими потоками лавы все на пути.
Ночное время в стихе «День и ночь» раскрывает все скрытые глубины души. Оно не только пугает человека, но и заставляет посмотреть самому себе в глаза. Таинственный ночной мир имеет свой изысканный образ. Живая природа слышится в тишине мрака, окутанного луной. Это происходит не потому, что человечество осознало и прониклось тайной ночи, а оттого, что образ ночного времени практически неотделим, от всего зла, имеющегося во вселенной. Именно ночью происходят самые ужасные вещи – это и необъяснимые поступки людей, которые не способны справиться с безумием, и таинственные происшествия, не имеющие логического объяснения.
Шедевральная композиция «День и ночь», написанная Федором Ивановичем Тютчевым, считается наиболее лучшим и интересным из всех возможных вариантов. Она отличается яркостью и особенным философским мышлением. Таким образом, автор старается описать тайны бытия. Именно такое направление Тютчев считал главной основой всей поэзии.
Лирические стихи Тютчева отражают дуальное понимание окружающего мира и пространства. Произведения раскрывают тайны мироздания и показывают их в виде борьбы двух противоположно направленных сил, которые в дальнейшем способны возродить гармонию и исключительное равновесие.
Жизнь и движение: символика дня и ночи
В стихотворении день изображается как символ активности, света и яркости. Он ассоциируется с людской деятельностью, радостью и возможностью созидательного творчества. Здесь все пронизано энергией и жизнью, который день приносит с собой. Тютчев возвышает его, делая его символом прекрасных возможностей и активного развития.
С другой стороны, ночь предстает перед нами как символ покоя, мистерии и тайны. Она отображает глубины человеческой души, заслоненные тьмой. Ночь дарит нам возможность отдохнуть, набраться сил и обновиться к новому дню. Она символизирует тень и таинство, которые скрываются от прямого взгляда, а также внутреннюю жизнь, которая порой скрыта от других людей.
Таким образом, стихотворение Федора Тютчева позволяет нам проникнуться символикой и значением дня и ночи в нашей жизни. Они неотъемлемо связаны между собой, олицетворяя движение и безграничность времени. День и ночь — это две противоположности, которые соединены вечным колесом жизни, в котором каждое новое утро является возможностью начать все с чистого листа.
Образы и символы
Образ дня — один из важнейших в стихотворении, поэт изображает его божественным и словно сотканным из золота:
День приносит с собой гармонию и исцеление, что делает его другом и для человека, и для богов
Образ ночи противопоставлен образу дня, своим приходом она отбрасывает с мира «ткань благодатную покрова», в дневное время прикрывающую бездну, в которой водятся человеческие страхи и мгла. Ночь приносит с собой тревогу и ужас, ведь она стирает преграды между человеком и таинственным неопознанным миром. «Вот отчего нам ночь страшна!» — заключает поэт в конце стихотворения.
Лирический герой размышляет над природой дня и ночи, изображая человека слабым и маленьким на фоне громады окружающего мира. «И бездна нам обнажена» — масштаб мира пугает человека, заставляет его чувствовать себя беспомощным перед лицом стихий. Стараясь помочь слабому жителю Земли, боги устроили так, что днем люди не видят угрожающей бездны. Это говорит нам о мудром порядке вещей и о доброте богов.