Темы, проблемы, настроение
Читатель замечает, что все стихотворение «Завещание» пронизано одной темой. Автор рассуждает о жизни человека после кончины — такова основная идея. Читатель наблюдает за последовательными размышлениями лирического героя. В образе главного героя Заболоцкий воплотил свои собственные мысли и переживания. Автор утверждает, что смерть неизбежна. Однако рассуждения поэта нельзя назвать грустными. Николай Алексеевич заявляет, что его сознание, освободившееся от одной формы, будет частью вечного природного мира. Человек не умирает. Его сознание находит другие воплощения и присоединяется к миру первозданной природы.
- В стихотворении «Завещание» Николай Алексеевич затронул тему бессмертия. Заболоцкий заявляет о своём огромном желании всегда быть рядом с потомками, даже после физической смерти. По мнению поэта,душа человека всегда будет жить на земле, если он оставил после себя достойный след.
- Помимо этого, Николай Алексеевич затронул тему взаимосвязи между человеком и природой. Заболоцкий утверждает, что истинное предназначение человека заключается в стремлении дополнить и усовершенствовать природу новыми открытиями.
- Проблема сущности человека выходит на первый план. Автор считает личностью сознание и ощущения человека, а не его физическую форму, которая является лишь временным пристанищем нашей энергии.
- Смысл жизни человека, по мнению автора, состоит в обогащении и усовершенствовании мира.
- Настроение стихотворения «Завещание» торжественное, немного печальное, но в финале однозначно жизнеутверждающее.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Старость»
Произведение 1956 г., завершающее цикл «Последняя любовь», снимает драматизм интимного переживания, который определял интонационный рисунок предыдущих стихотворений. Умиротворенное, ясное и спокойное настроение приходит на смену круговерти «багрового хоровода», которому уподоблены эмоции влюбленного, страдающего от тревожных предчувствий. Благотворные перемены психологического облика своего лирического героя автор ассоциирует с понятием старости – возрастного периода, когда мудрая душа избавляется от наносного, преходящего, несущего суету и смятение.
В центре образной системы текста – портрет милой пожилой пары, совершающей неторопливые прогулки в погожие осенние дни. Субъект речи не сообщает имена стариков, используя для их обозначения местоимения третьего лица. Лаконичное описание внешнего облика персонажей также выполнено в традиционном ключе: «он» держит в руках палку, «она» – зонт.
Три однородных определения, открывающие зачин, указывают не столько на детали портрета, сколько на особенности поведения, определяемые психологическим типом героев
Именно к нему приковано основное внимание лирического повествователя. Немногословность пары, их мягкие уважительные отношения – качества приобретенные, выстраданные разногласиями молодости и зрелости. Содержание центральных строф отдаляется от образов главных персонажей, соотносимых с настоящим
Этот фрагмент представляет собой своеобразную предысторию отношений влюбленных. Их совместный путь к духовному просветлению пролегал через конфликты и страдания, преодоление слабостей. Пережитое сплотило пару, открыв ей важнейшую истину: счастье мимолетно, и его приход – не случайность, а результат созидательного труда, выстраивания длительных доверительных взаимоотношений
Содержание центральных строф отдаляется от образов главных персонажей, соотносимых с настоящим. Этот фрагмент представляет собой своеобразную предысторию отношений влюбленных. Их совместный путь к духовному просветлению пролегал через конфликты и страдания, преодоление слабостей. Пережитое сплотило пару, открыв ей важнейшую истину: счастье мимолетно, и его приход – не случайность, а результат созидательного труда, выстраивания длительных доверительных взаимоотношений.
Изображая отвлеченное понятие счастья, поэт моделирует его перифразы: «зарница», отдаленный отблеск, «дитя зари». Последний из вариантов является основой для выразительного образа, иллюстрирующего переменчивый характер земной гармонии. Не соблазнившись на заботу и ласку, счастье-всадник выбирает свободу и стремительно удаляется прочь.
Мотив горения служит для описания характеристик внутреннего состояния героев. Спокойное пламя свечи символизирует мудрую старость. Его теплый свет противопоставлен конфликтному периоду жизни – «мгле существованья». Последняя озаряется лишь медленным «светом страданья», который отождествляется со страстями, владевшими лирической парой.
Николай ЗаболоцкийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Старость позабытого кумира
Первая часть стихотворения отдана на откуп бытию старой актрисы, которая некогда была кумиром публики, а ныне доживает век в позолоченной комнате, в пыли своего былого величия.
Сейчас её фигура скорчилась в три погибели, а ещё недавно она снилась кому-то по ночам, кто-то из-за неё вызывал на дуэль и упивался тонкой талией и блеском глаз. Её смуглая кожа смертельными выстрелами поражала сердца, а театральные подмостки с нетерпением ждали её приближающихся шагов.
Сейчас это старуха с капризным характером, окружившая себя атрибутами былого величия и самолично поместившая себя в музей, заняв в нём место мумии вчерашней славы.
История создания
В 1938 году Николая Заболоцкого, как и многих других деятелей искусства, обвинили в антисоветской пропаганде. Материалом для уголовного дела послужили не доказательства, а ложная экспертиза его работ, которая нашла отражение в критических статьях и рецензии. Вывод один: автор — враг. Этого было достаточно для самого сурового приговора. За это его приговорили к заключению в трудовом лагере. От смерти его спасла только твердость: несмотря на пытки, он не признал напраслины следователя о создании контрреволюционной организации. Николай Алексеевич был освобождён в 1944 году, а в 1963 его реабилитировали.
Не секрет, что заключение значительно подорвало здоровье поэта. Несмотря на то, что Николай Заболоцкий после освобождения прожил ещё более десяти лет, он осознавал, что скоро к нему придёт смерть. Именно это предчувствие и легло в основу стихотворения «Завещание». Данное произведение Николай Алексеевич создал в свой поздний период творчества. После создания стихотворения Заболоцкий прожил всего десять лет.
Заболоцкий Н — Старая актриса (стих. чит. С.Куняев)
В затрапезе похожа она на щегла, В три погибели скорчилось тело. А ведь, Боже, какая актриса была И какими умами владела! Что-то было нездешнее в каждой черте Этой женщины, юной и стройной, И лежал на тревожной ее красоте Отпечаток Италии знойной. Ныне домик ее превратился в музей, Где жива ее прежняя слава, Где старуха подчас удивляет друзей Своевольем капризного нрава.
Орденов ей и званий немало дано, И она пребывает в надежде, Что красе ее вечно сиять суждено В этом доме, как некогда прежде. Здесь картины, портреты, альбомы, венки, Здесь дыхание южных растений, И они ее образ, годам вопреки, Сохранят для иных поколений
И не важно, не важно, что в дальнем углу, В полутемном и низком подвале, Бесприютная девочка спит на полу, На тряпичном своем одеяле! Здесь у тетки-актрисы из милости ей Предоставлена нынче квартира. Здесь она выбивает ковры у дверей, Пыль и плесень стирает с ампира
И когда ее старая тетка бранит, И считает и прячет монеты,- О, с каким удивленьем ребенок глядит На прекрасные эти портреты! Разве девочка может понять до конца, Почему, поражая нам чувства, Поднимает над миром такие сердца Неразумная сила искусства! Этот поэт умел не только подмечать наиболее важные моменты жизни, но и проводить параллели меду событиями и явлениями. Именно по этой причине над каждым произведением автора приходится задумываться, чтобы понять, какой смысл он вкладывал в ту или иную строчку.
Человек настолько многогранен и непредсказуем, что даже такой тонкий знаток душ, как Николай Заболоцкий, не берется давать оценку тем или иным поступкам. Он может лишь констатировать факты, выступая в роли стороннего наблюдателя. И этот непредвзятый взгляд на события и явления помогает постичь суть вещей, которые предстают совсем в ином ракурсе. Автор умышленно не называет имен, так как созданный им образ может подойти ко многим служительницам Мельпомены. Тем не менее, поэт мастерски показывает, что обычная с виду женщина может не только блистать на сцене, но и покорять сердца миллионов людей теми образами, которые она создает.
Комната, в которой живет старая актриса, словно бы является продолжением сценических декораций. Вот только ее хозяйка, без грима и нарядов, напоминает щегла, беззащитного и загнанного в угол житейскими обстоятельствами. В ее жилах явно текла кровь пылких и темпераментных южан, которая дает знать о себе по сей день. Ведь из ослепительной женщины, способной одним взглядом пленять мужские сердца, актриса превратилась в старуху, которая своими капризами изводит окружающих.
Она живет в квартире, которую еще при жизни превратила в собственный музей, рассчитывая таким образом вернуть прошлое.
При этом он старается быть объективен, отмечая, что старухе по хозяйству помогает юная племянница-сирота, которой тетка отвела крохотную каморку в подвале. Столь жестокой обращение с девочкой никак не вяжется с образом героини многочисленных фильмов и спектаклей. Даже юная племянница с трудом пытается отыскать сходство между этой злобной старухой и настоящей принцессой, изображенной на многочисленных портретах.
Морская прогулка
На сверкающем глиссере белом
Мы заехали в каменный грот,
И скала опрокинутым телом
Заслонила от нас небосвод.
Здесь, в подземном мерцающем зале,
Над лагуной прозрачной воды,
Мы и сами прозрачными стали,
Как фигурки из тонкой слюды.
И в большой кристаллической чаше,
С удивлением глядя на нас,
Отраженья неясные наши
Засияли мильонами глаз.
Словно вырвавшись вдруг из пучины,
Стаи девушек с рыбьим хвостом
И подобные крабам мужчины
Оцепили наш глиссер кругом.
Под великой одеждою моря,
Подражая движеньям людей,
Целый мир ликованья и горя
Жил диковинной жизнью своей.
Что-то там и рвалось, и кипело,
И сплеталось, и снова рвалось,
И скалы опрокинутой тело
Пробивало над нами насквозь.
Но водитель нажал на педали,
И опять мы, как будто во сне,
Полетели из мира печали
На высокой и лёгкой волне.
Солнце в самом зените пылало,
Пена скал заливала корму,
И Таврида из моря вставала,
Приближаясь к лицу твоему.
1956
Жизнь поэта
Судьба была нелегкой. Путь в поэзию начался в детстве, которое прошло в Казанской губернии. Отец и мать были сельскими интеллигентами, мальчик много читал и увлекался самыми разными областями знаний, от химии до рисования. Ремесленное училище, поступление в Московский университет сразу на два факультета, перевод в Петроград, написание первых не очень удачных виршей — все это перечеркнула армейская служба. Как ни странно, именно эта мобилизация (1926) и связанные с ней тяготы (они были не самыми страшными, Заболоцкий служил в Питере и фактически ходил на службу, как на работу) подвигли молодого (ему было 23 года) поэта впервые написать что-то серьезное. После армии работал в ОГИЗе (потом его переименовали в ДетГИЗ) у Маршака.
В 1938 его арестовали. Это испытание было посерьезнее, чем армия. Выпустили лишь в 1944-м, а после переложения им «Слова о полку Игореве» даже разрешили проживать в столице и восстановили в СП. После начала «оттепели» Николай Алексеевич ощутил творческий подъем, продолжавшийся почти до самой смерти. При жизни вышли четыре его сборника, в последний из которых вошло написанное в 1955 голу стихотворение «О красоте человеческих лиц». Анализ мироощущения автора дает основания считать его человеком, умевшим мыслить образно и нестандартно.
На первый и поверхностный взгляд кажется, что поэт использует довольно распространенный прием противопоставления. Вот так примерно: есть человек красивый, богатый и здоровый, но скверный и подлый, а другой — полный его антипод, кривой, косой, хворый и бедный, но зато душа у него неописуемо великолепная.
Последняя любовь
Задрожала машина и стала,
Двое вышли в вечерний простор,
И на руль опустился устало
Истомленный работой шофёр.
Вдалеке через стёкла кабины
Трепетали созвездья огней.
Пожилой пассажир у куртины
Задержался с подругой своей.
И водитель сквозь сонные веки
Вдруг заметил два странных лица,
Обращённых друг к другу навеки
И забывших себя до конца.
Два туманные лёгкие света
Исходили из них, и вокруг
Красота уходящего лета
Обнимала их сотнями рук.
Были тут огнеликие канны,
Как стаканы с кровавым вином,
И седых аквилегий султаны,
И ромашки в венце золотом.
В неизбежном предчувствии горя,
В ожиданье осенних минут
Кратковременной радости море
Окружало любовников тут.
И они, наклоняясь друг к другу,
Бесприютные дети ночей,
Молча шли по цветочному кругу
В электрическом блеске лучей.
А машина во мраке стояла,
И мотор трепетал тяжело,
И шофёр улыбался устало,
Опуская в кабине стекло.
Он-то знал, что кончается лето,
Что подходят ненастные дни,
Что давно уж их песенка спета, —
То, что, к счастью, не знали они.
1957
Образы и символы
Образ лирического героя является центральным в произведении «Завещание». Главный герой убежден в том, что, после того, как он умрёт физически, его сознание будет жить в природных явлениях. Он осознает, что в будущем его ждёт «необозримый мир туманных превращений». Интересно, что герой считает актом своего рождения не физическое появление в мире, а миг, когда он начал мыслить и чувствовать:
Это говорит о том, что герой считает собой сознание, полное индивидуальности, а не физическую оболочку, которая после смерти лишь преобразится в нечто иное и уступит место новым формам жизни. Автор полагает, что человек — это его сознание, разум, совокупность впечатлений.
Большую роль в произведении играет образ природы. Лирический герой утверждает, что природа бессмертна: она переливается из формы в форму, но продолжается всегда, меняя лишь воплощение энергии, но не свою суть. Бытие прекрасно и в листьях дуба, и в полете птицы. По его мнению, человек, подобно природе, тоже является бессмертным. Человек, который однажды появился на свете, не может исчезнуть бесследно. Своей преобразовательной деятельностью человек существенно влияет на процессы, происходящие в природе. Главный герой стихотворения уверен, что прожил жизнь не зря. Он искренне надеется, что потомки смогут завершить его дело.
Люди, по мнению поэта, «наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы». В этом и состоит миссия, которую герой завещает своим потомкам.
Чертополох
Принесли букет чертополоха
И на стол поставили, и вот
Предо мной пожар, и суматоха,
И огней багровый хоровод.
Эти звёзды с острыми концами,
Эти брызги северной зари
И гремят и стонут бубенцами,
Фонарями вспыхнув изнутри.
Это тоже образ мирозданья,
Организм, сплетённый из лучей,
Битвы неоконченной пыланье,
Полыханье поднятых мечей.
Это башня ярости и славы,
Где к копью приставлено копье,
Где пучки цветов, кровавоглавы,
Прямо в сердце врезаны моё.
Снилась мне высокая темница
И решётка, чёрная, как ночь,
За решёткой – сказочная птица,
Та, которой некому помочь.
Но и я живу, как видно, плохо,
Ибо я помочь не в силах ей.
И встает стена чертополоха
Между мной и радостью моей.
И простёрся шип клинообразный
В грудь мою, и уж в последний раз
Светит мне печальный и прекрасный
Взор её неугасимых глаз.
Главная тема стихотворения
Главная тема стихотворения — мысль о том, что жизненный путь, черты характера, привычки и наклонности — все это буквально пишется на лице человека. Лицо не обманывает, и рассказывает всё человеку, способному логически мыслить и анализировать, составляя не только внешний, но и внутренний портрет. Умение составлять такие портреты, читая судьбу собеседника, словно книгу, называется физиогномикой. Так, для наблюдательного физиогномиста один человек предстанет вычурно-прекрасным, но пустым внутри, другой может оказаться скромным, но содержать в себе целый мир. Еще люди похожи на здания, ведь каждый человек «строит» свою жизнь, и у каждого получается по-разному — либо роскошный замок, либо ветхая лачуга. Окна в построенных нами зданиях — это наши глаза, по которым можно прочесть внутреннюю жизнь — наши мысли, намерения, мечты, наш интеллект.
Заболоцкий и рисует эти несколько образов-зданий, прибегая к развернутым метафорам:
Совершенно ясно, что самому автору по душе такие открытия — когда в «маленькой хижине» обнаруживается настоящий клад положительных человеческих качеств, талантов. Такую «хижину» можно открывать снова и снова, и она будет радовать своей разносторонностью. Такая «хижина» внешне неприметна, но опытному человеку, умеющему читать лица, может посчастливиться встретить такого человека.
Автор прибегает к приемам развернутой метафоры и антитезы («порталы» противопоставлены «жалким лачугам», высокомерные «башни» небольшим, но уютным «хижинам»). Противопоставляются величие и приземленность, талант и пустота, теплый свет и холодная темнота.