«странник», анализ стихотворения александра пушкина

«странник», анализ стихотворения александра пушкина

Анализ стихотворения «Странник» Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин в 1835 году написал прекрасное стихотворение. «Странник» относится к реалистическому жанру. Главный герой чувствует себя очень потерянно и хочет найти убежище. Пророк ему в этом помогает.

Произведение поделено на пять частей, которые соответствуют этапам поиска цели. Акцент делается на сюжете. В начале говорится о том, что лирический герой путешествует среди дикой долины. Это описание относится к аллегории. Жизнь на земле представлена в качестве пустыни. Далее он чувствует тоску и скорбь. Мужчина не может понять причину этих грустных чувств. Но позже он встречает человека, который смог объяснить ему в чем дело. Такая скорбь происходит, потому что нет цели и герой понимает, что он грешен. Лирический герой приходит в свой город и всячески скрывает свои переживания от семьи. Но они так и просятся наружу и он говорит о том, что город погиб и нужно найти убежище.

Поэт хотел этим показать то, что человек отдаляется от своей цели и хочет найти спасение. Близкие думают, что поведение мужчины скоро пройдёт, затем им пришлось прибегнуть к строгости. Но в итоге они оставляют его в покое. Родные и близкие не могут понять его, потому что они не чувствуют то, что испытывает мужчина. В конечном итоге герой встретил юного парня, который читал книгу.

Пушкин с помощью аллегории показывает этого юношу, как пророка, имеющего мудрые знания. Он спрашивает странствующего человека о чем тот плачет. Главному герою очень помог этот вопрос и он признался, что должен умереть и предстать перед Божьим судом, но ему страшно это сделать. Странник интересуется у пророка о своей цели, задав вопрос о выборе пути. Тогда юноша дарит ему зрение и герой излечивается от слепоты и видит свет. У него появляется цель и он уже не идёт, а мчится. У родственников имеется разное мнение и реакция на побег мужчины. Одни смеются, другие жалеют и просят вернуться обратно. Но для главного героя этот город, как тюрьма и он покидает старую жизнь, чтобы найти тесные врата спасения. Они являются тесными из-за того, что не каждый сумеет пролезть в них и обрести спасение. Это было правильным решением. Если бы он остался на одном месте, то не получил бы надежду на что-то хорошее. Тоска бы грызла его душу изнутри.

Поэт написал стихотворение на философскую тему. Оно описывает душевные мучения и переживания простого человека. Но в итоге он прозрел и приобрёл цель, чтобы двигаться дальше, не останавливаясь.

Конец стихотворения Александра Пушкина– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом

Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище

Журнал о политике, экономике, русском языке

Тема, основная мысль и композиция, аллегорические образы

Пушкин перепевает начало первой главы английского автора, но его произведение закончено. Для героя Беньяна свет, увиденный вдали – это только начало очень трудного пути, в котором он борется с разными пороками, теряет друзей, жену, детей, последовавших за ним, и сам умирает, то есть находит Бога. У английского проповедника смерть и есть избавление от пути странника, цель его странствия.

Идея Пушкина в другом. Для него свет, который герой увидел, и есть цель его пути. Дальнейшее не имеет значения, потому что ясна цель. Таким образом, тема стихотворения – обретение жизненной цели. Основная мысль состоит в том, что жизненная цель требует множества жертв и потерь, но она того стоит. В контексте стихотворения цель в спасении, обретении Бога.

Стихотворение делится на 5 частей, соответствующих пяти этапам обретения цели.

  1. Герой странствует «среди долины дикой» (аллегория земной жизни, как пустыня), и вдруг его объемлет глубокая скорбь. Герой не осознаёт причину этой скорби, пока не находит человека, обладающего знаниями. Аллегорически эта скорбь может означать отсутствие цели или осознание своей греховности (так в первоисточнике).
  2. Герой возвращается в город, в семью (аллегория житейских забот, отдаляющих человека от спасения,от цели) и пытается скрыть своё состояние от семьи, но горечь вырывается наружу. Герой твердит о гибели города, о необходимости найти убежище (аллегория спасения).
  3. Домашние сначала надеются, что помешательство временное, потом прибегают к строгости и, наконец, отступаются.
  4. Герой встречает юношу, читающего книгу. Это аллегория Божьего пророка, человека, наделённого знаниями. Подобно Иисусу, юноша задаёт правильный вопрос: о чём плачет странник? Благодаря этому странник может сформулировать, что его тяготит: он должен умереть и претерпеть Божий суд, это страшит его. У юноши герой спрашивает о цели: «Какой мне выбрать путь?» Юноша делает его глаза зрячими, поэтому путник видит свет. С момента обретения цели «тесных врат спасенья» странник уже не бродит, а бежит.
  5. Родные и близкие по-разному реагируют на побег странника из города, который для героя подобен тюрьме (просят вернуться, ругают, смеются, жалеют), но странник без сожаления оставляет старое, чтобы достичь врат спасения.

Лирический герой

Стихотворение написано от первого лица. Пушкин берёт на себя роль странника, проговаривая вслух желание последних лет своей жизни: «Давно, усталый раб, замыслил я побег…».

Но его герой мучим не простым желанием социальной свободы. Его тяготит неотвратимость Страшного Суда. Бог касается его души и вызывает в ней муки раскаяния за годы, прожитые в духовной слепоте.

После встречи с юношей герой говорит: «Я вижу некий Свет». Ради этого света он готов оставить дом и жену, потому что для желающих спастись нужные не широкие (открытые для большинства), а тесные врата. Об этих тесных вратах говорится в Евангелии. И эти тесные врата – жизнь с Богом.

Система образов

Образы стихотворения концентрируются вокруг идеи жизненного пути.

Если жизнь – это путь, то проходящий его – странник. У странника нет семьи, дома, места работы. Он живёт мыслью о Боге и следует всегда вперёд, за светом ещё неведомой, но уже приоткрывшейся ему Истины.

На его стороне находится юноша с книгой, который подсказывает герою, куда идти. Возможно, это один из ангелов, посланный Богом на помощь заблудшему.

Подобный персонаж божественного происхождения (шестикрылый серафим) является герою стихотворения «Пророк», написанного Пушкиным 9-ю годами ранее.

Страннику и юноше противопоставлены образы родных поэта (его жены и детей), весь уклад домашней жизни с обязательным ночным сном, приличием поведения и благоразумием суждений, а также врач, о котором они вспоминают.

Странник

I

Однажды странствуя среди долины дикой,
Незапно был объят я скорбию великой
И тяжким бременем подавлен и согбен,
Как тот, кто на суде в убийстве уличен.
Потупя голову, в тоске ломая руки,
Я в воплях изливал души пронзенной муки
И горько повторял, метаясь как больной:
“Что делать буду я? Что станется со мной?”

II

И так я сетуя в свой дом пришел обратно.
Уныние мое всем было непонятно.
При детях и жене сначала я был тих
И мысли мрачные хотел таить от них;
Но скорбь час от часу меня стесняла боле;
И сердце наконец раскрыл я по неволе.

“О горе, горе нам! Вы, дети, ты жена!-
Сказал я,- ведайте: моя душа полна
Тоской и ужасом, мучительное бремя
Тягчит меня. Идет! уж близко, близко время:
Наш город пламени и ветрам обречен;
Он в угли и золу вдруг будет обращен,
И мы погибнем все, коль не успеем вскоре
Обресть убежище; а где? о горе, горе!”

III

Мои домашние в смущение пришли
И здравый ум во мне расстроенным почли.
Но думали, что ночь и сна покой целебный
Охолодят во мне болезни жар враждебный.
Я лег, но во всю ночь всё плакал и вздыхал
И ни на миг очей тяжелых не смыкал.
Поутру я один сидел, оставя ложе.
Они пришли ко мне; на их вопрос, я то же,
Что прежде, говорил. Тут ближние мои,
Не доверяя мне, за должное почли
Прибегнуть к строгости. Они с ожесточеньем
Меня на правый путь и бранью и презреньем
Старались обратить. Но я, не внемля им,
Всё плакал и вздыхал, унынием тесним.
И наконец, они от крика утомились
И от меня, махнув рукою, отступились
Как от безумного, чья речь и дикий плач
Докучны, и кому суровый нужен врач.

IV

Пошел я вновь бродить – уныньем изнывая
И взоры вкруг себя со страхом обращая,
Как узник, из тюрьмы замысливший побег,
Иль путник, до дождя спешащий на ночлег,
Духовный труженик – влача свою веригу,
Я встретил юношу, читающего книгу.
Он тихо поднял взор – и вопросил меня,
О чем, бродя один, так горько плачу я?
И я в ответ ему: “Познай мой жребий злобный:
Я осужден на смерть и позван в суд загробный –
И вот о чем крушусь: к суду я не готов,
И смерть меня страшит.”
– “Коль жребий твой таков,-
Он возразил,- и ты так жалок в самом деле,
Чего ж ты ждешь? зачем не убежишь отселе?”
И я: “Куда ж бежать? какой мне выбрать путь?”
Тогда: “Не видишь ли, скажи, чего-нибудь”-
Сказал мне юноша, даль указуя перстом.
Я оком стал глядеть болезненно-отверстым,
Как от бельма врачом избавленный слепец.
“Я вижу некий свет”,- сказал я наконец.
“Иди ж,- он продолжал:- держись сего ты света;
Пусть будет он тебе единственная мета,
Пока ты тесных врат спасенья не достиг,
Ступай!”- И я бежать пустился в тот же миг.

V

Побег мой произвел в семье моей тревогу,
И дети и жена кричали мне с порогу,
Чтоб воротился я скорее. Крики их
На площадь привлекли приятелей моих;
Один бранил меня, другой моей супруге
Советы подавал, иной жалел о друге,
Кто поносил меня, кто на смех подымал,
Кто силой воротить соседям предлагал;
Иные уж за мной гнались; но я тем боле
Спешил перебежать городовое поле,
Дабы скорей узреть – оставя те места,
Спасенья верный путь и тесные врата.

А вы хорошо знаете биографию Пушкина?

  1. /14

    Вопрос 1 из 14

Центральные персонажи

Как уже было сказано, главный герой произведения, становящийся странником, а также юноша, указующий ему путь, находятся на одной ступени.

На другой помещаются их антагонисты: жена, дети, врач, которые олицетворяют общество и мирскую жизнь в целом.

И те, и другие по-своему правы, просто они расположены на разных уровнях познания мира.

Для лирического героя очевидна ограниченность простого житейского «счастья» и покоя, ему требуется свобода и полная переоценка ценностей.

Окружающие не могут понять причину его беспокойства и считают его умалишённым. В конце стихотворения появляются приятели героя, которые разными способами хотят остановить его и вернуть к прежней жизни. Одни смеются, другие бранят его, третьи хотят вернуть силой.

Эта картина усиливает одиночество странника среди людей.

Значение произведения

Значение стихотворения «Странник» для отечественной литературы чрезвычайно велико. Оно намечает поворот от человека светской культуры к духовному герою, правдоискателю. Странник Пушкина с его жаждой свободы и правды напоминает героев Достоевского.

Вообще мотив странничества является одним из основных в литературе духовного поиска. Странники всегда были частью русской культуры, они бродили по дорогам, пели духовные стихи, совершали паломничества к монастырям и искали правду Божью.

Тяготение образованной части общества к народной культуре вылилось в мотив странничества. Одним из первых опытов описаний подобного «побега» явилось стихотворение Пушкина.

Подобный мотив в полную силу зазвучит в творчестве Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Некрасова, Лескова, Чехова, Бунина, Горького, Шмелёва, Зайцева, Есенина, Клюева, Васильева, Платонова и многих других русских писателей.

Художественное своеобразие произведения

Звукопись произведения соответствует настроению каждого фрагмента.

Уныние и тревогу странника в начале пути подчёркивают ассонансы с «о», «у», «ы». Смятение его близких передают аллитерации с «г», «х», «щ», «р».

Создаётся эффект какофонии, где все мысли и чувства, явленные через звук, вступают в противоборство.

Лексика стихотворения насыщена церковно-славянскими словами и оборотами. Она придаёт произведению иносказательности, отсылая читателя к библейским первоисточникам сюжета.

Текст изобилует восклицательными и вопросительными предложениями. Герой многократно повторяет «Горе! Горе!», его речь отрывиста, эмоциональна.

Там же, где он рассказывает о себе как бы со стороны, предложения сложны по структуре, полны инверсий. Это свидетельствует о сложности переворота, который совершается во внутреннем мире странника.

Сюжет

Сюжет стихотворения перекликается с сюжетом «Божественной комедии» Данте и других произведений западноевропейской литературы.

В центре – фигура человека, оказавшегося на мрачном жизненном перепутье.

В этот момент происходит прозрение, герой видит прежнюю жизнь в трагическом свете. Он начинает смотреть на мир сквозь пророчества «Апокалипсиса», то есть скорый конец света становится для него очевидным.

Вернувшись в семью и поведав о своей печали близким, странник не находит сочувствия. Его отправляют спать, списывая болезненное состояние его духа на усталость, но сон не приносит облегчения. Тогда жена и дети отступаются от героя, как от больного, – происходит окончательный разрыв с ними.

В тоске странник отправляется дальше и встречает юношу, который указывает ему на свет, который брезжит впереди. Заворожённый теплотой и яркостью этого света, герой следует за ним, чтобы найти тесные врата, ведущие в Царство Божье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: