Анализ ахмадулина свеча

Анализ стихотворений беллы ахмадулиной

Анализ стихотворения «Свеча» Ахмадулиной

Произведение «Свеча» Беллы Ахатовны Ахмадулиной выходит с посвящением Геннадию Федоровичу Шпаликову, поэту и другу.

Стихотворение написано в 1960 году. Поэтессе в эту пору исполнилось 23 года, она выпускница Литературного института, автор нескольких популярных стихотворений. Адресат стихотворения Г. Шпаликов, ровесник, друг, впоследствии покончивший с собой, не дожив и до 40 лет. По жанру – элегия, по размеру – ямб с охватной рифмовкой, 4 строфы, есть и открытые, и закрытые, и неточные рифмы. Лирическая героиня – сама поэтесса. В 1 четверостишии свеча становится символом эпох, искусства, машиной времени. Восковая свеча – путеводная звезда в мир классической поэзии, высоких представлений о дружбе и любви. «Поспешит твое перо» (олицетворение): здесь и обращение к адресату стихотворения, и к самой себе. «Грамоте витиеватой»: у росчерков пера и дореформенной орфографии особый вкус. «Ляжет на душу добро»: метафора, с помощью которой поэтесса идеализирует XIX век. Впрочем, ее трудно упрекнуть в наивности. Но в эту минуту ей жизненно необходимо думать и писать так. В 3 строфе героиня уже не гонит мысль о друзьях, напротив, все чаще задумывается о них, без горечи, великодушно. Это «старинный способ» преодолеть эгоцентризм. «Сталактитом стеаринным» (метафора): натуральной восковой не нашлось, лишь стеариновая, продукт химической промышленности. Но оплывов стеарина вокруг огонька такой свечи хватит, чтобы оказаться рядом с А. Пушкиным, который, кстати, «ласково глядит». Совсем как друг и добрый учитель. Впрочем, возможно, лишь с портрета. Устроенная поэтессой ностальгическая ночь проходит. «Гаснут свечи» (инверсия). Но на губах остался привкус чистого русского языка, аромат образов и выражений, прикосновение к которым даже чуть обжигает, как ледяная родниковая вода. Аллитерация в первой строке. Интонация задумчивая, мечтательная. Лексика возвышенная и нейтральная. Поэтесса хотя и употребляет старомодные для советской действительности да и вообще середины XX века слова и выражения, однако ее целью не была стилизация. Эпитеты: вековая, замысловатой, нежный вкус (еще и метафора). Золотой век русской поэзии оказывается совсем близко, традиция вовсе не утеряна или нарушена, она живет и тайно звучит в стихах современных поэтов.

Тема поэта и его призвания раскрывается в стихотворении Б. Ахмадулиной «Свеча».

Б. Ахмадулина «Свеча» (Анализ стихотворения, стиха)

История создания. Стихотворение «Свеча» написано молодой поэтессой в 1960 г. Но Б. Ахмадулина сразу же заявила о себе в литературе. Среди других «шестидесятников» её выделяла сосредоточенность на «вечных темах», её отчетливая тяга «к старине», особая интонация раздумий.

Жанр: элегия, потому что стихотворению свойственно размышления над жизненными и творческими ценностями.

Стихотворение «Свеча» содержит в себе важный для Ахмадулиной символ. Свеча — это свет, горение, порыв, это творчество. В стихотворении поэтесса утверждает свои жизненные и творческие ценности. Свеча высвечивает для нее старину, которая так важна для Ахмадулиной. Для поэтессы привлекательны «старинность», «витиеватость» слога. Это слог высокого мастерства, высокой духовности. Это слог Пушкина.

Воскресшее в памяти «витиеватое письмо», «разумное и замысловатое» будит в душе добро. Рождаются мысли о друзьях, думается о них по-другому, с нежностью. Может быть, вспоминаются пушкинские: «Друзья, прекрасен наш союз!».

Чувствуется, что очень дорог поэтессе родной язык — такой «нежный на вкус”. Язык Пушкина.

Рассказывая о том, что значимо и дорого ей, Ахмадулина избегает точно описать свои действия. Может быть, она читает при свечах всю ночь любимого Пушкина. Этот «нежный вкус» пушкинских стихов «так чисто губы холодит». Она увлеченный читатель и не замечает, как проходит ночь, гаснут свечи.

А может быть, она творит сама, и из-под ее пера выходят эти нежные поэтические строки. Ночь, свеча, портрет Пушкина, который ласково глядит» и поэтесса, вдохновлено пишущая.

Художественные средства выразительности.

Обилие метафор, эпитеты, сравнение позволяют видеть предметы образно, передать сложность чувств.

Сравнение: сталактитом стеариновым

Эпитеты: витиеватый, старинный, ласково, нежный.

Метафоры: вкус (речи), займешься (сталактитом), поспешит (перо), ляжет (добро), холодит (вкус речи).

Оксюморон: свежа старомодность

Неполное предложение в первой строфе делает речь, лаконичной и емкой. Читатель сразу понимает значимость слова «свеча».

Лексический повтор союза и (в последней строфе он звучит 4 раза, во второй – дважды) придает плавность стихотворению.

Рифма, стихотворный размер.

Рифма кольцевая. Размер — ямб.

Мое восприятие стихотворения. Стихотворения Ахмадулиной интересны недосказанностью, скрытой тайной. Она заставила работать воображение и фантазию. Было интересно представить ночь, свечу, поэтессу и прочитать её мысли. Последнее оказалось трудно.

Значение этого стихотворения в творчестве поэта. В стихотворении молодой поэтессы прозвучали темы, важные для всего её творчеств. Она продолжит разговор о самом творчестве, будет много думать и писать о своих друзьях. Свеча появится в других стихотворениях. Например, священной свечой она назовет «суть женственности». И всё-таки свеча для неё прежде всего символ творчества. Свою свечу Ахмадулина не задует никогда и не позволит никому.

Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям

Анализ стихотворения Ахмадулиной «Цветы»

Белла Ахмадулина открыла в себе поэтический дар довольно рано, и в 15-летнем возрасте уже писала стихи, которые по глубине и чувственности могли бы составить достойную конкуренцию произведениям известных поэтов. Тем не менее, ее восхождение на литературный Олимп оказалось довольно сложным и тернистым. Во многом благодаря тому, что спутники жизни Ахмадулиной не разделяли ее увлечений поэзией и хотели видеть в своей избраннице, в первую очередь, примерную жену и мать.

В 18 лет Белла Ахмадулина вышла замуж за Евгения Евтушенко, однако этот союз двух творческих личностей оказался весьма непродолжительным. В 1956 году публикует стихотворение «Цветы», которое отчасти проливает свет на непростые взаимоотношения супругов. Действительно, к этому моменту Евтушенко является признанным поэтом, авторитет которого подкрепляется материально различными государственными премиями. Юная Ахмадулина может позволить себе очень многое, она живет в роскошной квартире и даже имеет собственную домработницу. Но при этом муж совершенно не разделяет ее стремления стать поэтессой, из-за чего между супругами постоянно вспыхивают ссоры. Поэтому неудивительно, что в своем стихотворении Ахмадулина проводит параллель между собственной жизнь, и жизнью оранжерейных цветов. Прекрасные анютины глазки восхищают поэтессу, однако она им совершенно не завидует Ведь «им дали света и земли не потому, что их жалели или надолго берегли». Сытая и безмятежная жизнь нравится Ахмадулиной, однако она понимает, что платить за комфорт придется слишком высокую цену. Ей предстоит отказаться от своей мечты стать литератором, посвятив жизнь мужу, который считает себя гением. Такая перспектива совершенно не вдохновляет поэтессу, которая, сравнивая себя с цветами, отмечает «мне страшно их судьбы». Цена благополучия для нее – внутренняя свобода и возможность реализовать собственный талант. Поэтому Ахмадулина, рассказывая о цветах, но подразумевая собственную жизнь, отмечает: «Ведь никогда им так не пахнуть, как это делают сады».

Поэтессе кажется, что в замужестве она по крупицам теряет саму себя, убивая все те качества, которые и делают ее личностью. Осознавать это для молодой женщины очень тяжело, поэтому она готова пожертвовать материальным благополучием ради возможности жить так, как диктует ей внутренний голос. Как и оранжерейные цветы, Ахмадулина превращается в бледную копию самой себя, и это по-настоящему пугает поэтессу.

Прекрасная Белла, прогремевшая в своё время, до сих пор звучит – в записях, в каждом своём стихотворении, в каждой, даже не озвученной – немой ещё, строчке.

Анализ стихотворения Ахмадулиной Б.А. «Свеча»

В стихотворении пушкинская тема воссоздается при помощи целого ряда художественных деталей. Ахмадулина подчеркивает, что ее привлекают не только внешние атрибуты пушкинской эпохи. Погружаясь в мир ценностей XIX века, лирическая героиня уже начинает мыслить о друзьях способом старинным. Ахмадулиной является положительным качеством, так как эта старомодность несет в себе в конечном итоге доброту, аккумулирует веками испытанные ценности. Сам центральный образ свечи в классической традиции философской лирики символизирует жизнь. Воск горящей свечи плавится, и она постепенно сгорает, как день за днем быстро проходит человеческая жизнь. Обращение к древности, к истории является своеобразным сюжетным ходом, который помогает осознать, что все материальные ценности мира тленны.

Анализ стиха Б. Ахмадулиной «Свеча»

Раннее стихотворение датируется 1960 годом – временем поиска Б. Ахмадулиной себя и выработки собственной творческой манеры. В рамках стихотворения автор описывает условия погружения в атмосферу творческого поиска.

Основной образ – отвлеченное психологическое понятие, неуловимая ассоциация, а свеча и старинный антураж презентованы как своеобразный триггер, явление, переключающее сознание. Свеча становится символом золотого века классической русской поэзии, из недр который вырос национальный язык, и, так сказать, творческого горения.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

лексический повтор – «чтоб была свеча, свеча простая», концентрирующий внимание на ключевом слове;
многочисленные примеры инверсии – «была свеча», «свеча простая», «старомодность вековая», «поспешит перо», «к грамоте витиеватой», «ляжет добро», «сталактитом стеаринным», «способом старинным», «гаснут свечи», которые призваны создать интонационные акценты и сформировать рифму;
олицетворения – «перо поспешит», «добро ляжет на душу», «вкус холодит», «старомодность станет свежа», делающие речь живой и полнокровной, образной;
метафора – «вкус речи» – уподобляет родной язык животворному источнику, питающему каждого русского человека;
эпитеты – «стеаринный сталактит (сосулька из застывшего стеарина – материала, из которого изготавливали свечи)», «нежный вкус» – придают поэтическую яркость, заставляет увидеть явления в ином ракурсе;
катахрезу – «чисто холодит» – то есть возвышает, совершенствует, и сочетание несовместимых по значению слов образует новое смысловое целое;
многосоюзие – «и … глядит, и … прошла, и гаснут …, и … холодит» – подчеркивает одновременность описанных событий и значимость каждого;
эллипсис – «всего-то – (нужно), чтоб была свеча», неполнота высказывания позволяет ярче выделить основную мысль;
ряды однородных членов предложения – «простая, восковая», «витиеватая, разумная, замысловатая (то есть побуждающая к размышлению, анализу)»;
перифраз – «грамота» – подразумевается способность толково и интересно излагать мысли.

Символический подтекст произведения – преемственность русских поэтических традиций, неразрывная связь любого поэта с историей, славным прошлым, наследием великих. Поэтесса стремится быть достойной своих предшественников, составивших славу русского литературного искусства.

Белла АхмадулинаРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Анализ стихотворения Ахмадулиной «Свеча»

Израиль Белла Ахмадулина Веничке Ерофееву Кто знает — вечность или миг мне предстоит бродить по свету. За этот миг иль вечность эту равно благодарю я мир. Что б ни случилось, не кляну, а лишь благословляю легкость: твоей печали мимолетность, моей кончины тишину. Не плачьте обо мне — я проживу той хромоножкой, вышедшей на паперть, тем пьяницей, приникнувшим на скатерть, и этим, что малюет божью матерь, убогим богомазом проживу. Не плачьте обо мне — я проживу той грамоте наученной девчонкой, которая в грядущести нечеткой мои стихи, моей рыжея челкой, как дура будет знать.

Анализ стихотворения Ахмадулиной Б. Ахмадулина подчеркивает, что ее …

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: