Нравственный пафос поэзии жуковского. «теон и эсхин»

Василий жуковский – теон и эсхин – the poetry monster

История создания

«Невыразимое» В. А. Жуковский написал в 1819 г. На момент создания стихотворения Василий Андреевич служил при дворе просветителем и был наставником Александра II. Должность требовала от поэта рассуждать на разные темы и объяснять вечные истины. Это стало одной из причин появления в его творчестве философских мотивов. Множество произведений того времени было посвящено проблемам природы и искусства, сущности поэзии.

Исследователи считают, что история создания «Невыразимого» связана с посланием В. Жуковского императрице «Подробный отчёт о луне». «Отчёт…» создавался на заказ и В. Жуковский признавался, что писал без вдохновения. Это стало толчком к раздумьям над творческим процессом, которые спустя пару месяцев отобразились в «Невыразимом».

Главные герои и их характеристика

В элегии «Невыразимое» противопоставлены друг другу лирический герой и природа. Автор находится в смятении и отчаянии: он в поиске оптимального способа донести до другого то, что он испытывает. Герой переполнен вдохновением, его мысль просится наружу, но подходящей формы для её отображения нет, ведь она невыразима, ей нельзя: «названье дать». Это не даёт покоя рассказчику.

В.А. Жуковский делает весьма удачную попытку описать состояние вдохновения своего персонажа. Он называет это состояние «болезненным чувством», «Пророчеством великого виденья» — всё это беспокоит лирического героя и заставляет его переживать внутренний конфликт.

Природа же представлена величественной и непревзойдённой, она «разновидное с единством согласила!» и вызывает только восторг и восхищение своим могуществом.

Литературное направление

Творчество В.А. Жуковского обращается к двум культурным направлениям: в ранний период – сентиментализм, в зрелый и поздний – романтизм. Элегия несёт на себе отпечаток обоих направлений. Рассмотрим признаки сентиментализма в стихотворении Жуковского «Невыразимое».

Во-первых, это большое внимание чувственному впечатлению, ведь именно его Жуковский стремится выразить словами.
Во-вторых, черты сентиментализма проявляются в безоговорочном преклонении перед природой. Поэт признаёт, что человеку не дано соперничать с нею в создании чего-либо более прекрасного

Лишь тень всего великолепия мира можно отразить словом.

К романтизму же относится сам философский характер элегии и ее идейная составляющая.

Лирика Жуковского В.А.

Пережив трагедию любви к Маше Протасовой, смерть ее, Андрея Тургенева, родной матери и Марии Григорьевны Буниной, Жуковский становится как бы обитателем двух миров, где стираются грани между жизнью и смертью, реальным и ирреальным. Но человеческое, живое побеждает в нем: «При мысли великой, что я человек, / / Всегда возвышаюсь душою» («Теон и Эсхин»). Отсюда «Сельское кладбище» — перевод элегии Грея, который Жуковский называл своим первым стихотворением. Элегический стих, несущий тишину, успокоение, веру в будущее, характерен для Жуковского этого периода. Отсюда стихотворение «Теон и Эсхин», знаменующее собой силу и красоту чувства любви и веру в вечность. Вот почему «для сердца прошедшее вечно» и «горе и радость — все к цели одной» — эти основные мотивы поэзии Жуковского будут сопровождать все его творчество. Жуковский вошел в историю литературы прежде всего как мастер лирической поэзии, как художник, которому многое открылось, как поэт, определивший дальнейшее развитие русской лирики, останавливаясь на самых различных особенностях и вариациях этого искусства.

Поэзия Жуковского — особая, отнюдь не похожая на то, что писали его современники. Он первый понял огромную разницу между правдой жизни и правдой искусства, понял, что не все можно выразить словом, но что само слово многомерно, беспредельно в своем звучании, многозвучно. Он понял, что значит музыка слова. Искусство способно отразить только часть, отблеск ощущений — все ему не подвластно

Это чистый романтизм, ибо для реализма есть «выразимое», важно «выразимое». А здесь — бесконечное количество оттенков, ощущений,

того, что несет очень много эмоционально-чувственного.

Важнейший мотив лирики Жуковского — мотив «минувшего», «прошедшего», «воспоминания». «Я и воспоминание — одно и то же», — скажет он в 1837 году. Тоска о прошедшем, счастье в воспоминаниях — об этом и в поэзии, и в дневниках, и в письмах, заметках. Очевидно, эти мотивы связаны с сердечной биографией поэта, и с новой силой они звучат в 1818 году — в период тяжелой жертвы и совершенствования воли для поэта: «минувших дней очарованье», «святое прежде», «привет бывалый», «скажу ль тому, что было: будь?» («Песня»). Кредо поэта в это время: «жизнь и поэзия — одно». Поэзия должна возвышать душу человека. Но ведь прекрасно то, чего нет, — как же возвысится душа? Отсюда великая идея Жуковского — идея вечной красоты. Без этого нет жизни. Бытие приобретает звучание только тогда, когда оно облечено в идею вечно прекрасного. Такова светлая природа поэзии Жуковского. Читая его, не знаешь, где остановиться. Все время — поток, поток красоты. Это глубокое воздействие на читателя, эта завораживающая длительность стиха, этот постоянно бегущий вперед, захватывающий дыхание лексический, звуковой, музыкально-ритмический, образный ряд его поэзии — при самых разных формах выражения. Жуковский открыл пейзажную лирику глубокого философского звучания. Весь мир природы у Жуковского одушевлен, очеловечен. Он выступает как огромная, всепоглощающая стихия красоты и величия человека и мира.

Творчество В.А.Жуковского методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Методические рекомендации при изучении творчества Василия Андреевича Жуковского

При изучении жизни и творчества В. А

Жуковского следует обратить внимание школьников на характер его лирических произведений — образцов русского созерцательного романтизма. Уроки по творчеству Жуковского целесообразно посвятить знакомству с интересными страницами его жизни и творческого пути, а также практическому анализу его программных произведений

УРОК 4. «У меня почти все или чужое, или по поводу чужого — и все, однако, мое». Личность и судьба Жуковского

На первом уроке по творчеству В. Жуковского в 10 классе необходимо вспомнить произведения поэта, изученные в средних классах: «Перчатка», «Лесной царь», «Светлана» и др. Жуковский был воспитан на европейской литературе, а также прекрасно знал и чувствовал поэзию русского фольклора. Особенностью его творчества стало то, что, даже если поэт переводил для русского читателя западноевропейскую поэзию, он на основе чужого произведения умел создать свое, новое самобытное творение, окрашенное национальным колоритом. Подчеркивая эту особенность своего творческого дарования, Жуковский пишет Гоголю 6 февраля 1848 года: «Мой ум — как огниво, которым надобно ударить о камень, чтоб из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества, у меня почти все или чужое, или по поводу чужого — и все, однако, мое».

Тема

Поэт оригинально интерпретировал традиционную для литературы тему сущности природы и особенностей воплощения ее в искусстве. Свои размышления Василий Андреевич подал в монологе лирического героя. Герой считает, что человеческий язык никогда не сравниться природа. Природа свободна и всемогуща. Она способна «рассыпать» красу и вносить в мир гармонию: «разновидное с единством согласила» . Однако никто не способен понять, кто создал саму природу.

Постепенно в монологе лирического «Я» появляются размышления об искусстве. Мужчина утверждает, что вдохновение способно ловить только отдельные черты окружающего мира, но передать все живое в «мертвых» твореньях человеческого искусства невозможно. В ходе этих размышлений В. А. Жуковский называет природу «невыразимым» . Выразить его нереально, но есть шанс познать окружающий мир, если научится слушать его сердцем.

Лирический герой утверждает, что чувство смятения в душе, появляющееся в вечерний час — это попытка человеческого сердца «прекрасное в полете удержать» , то есть оставить в себе частицу природы. Искусство в таких случаях бессильно. Да, поэт может воспроизвести красоту неба, вод, заката в словах, но он неспособен полно передать чувства, которыми наполнено сердце в момент созерцания сей прелести. Дело в том, что каждая душа воспринимает это видение по-своему.

В последних стихах лирический герой приходит к выводу, что в природе присутствует ее создатель. Это присутствие невозможно выразить словами. Услышать его можно только в тишине.

Главная мысль сконцентрирована в нескольких строках, разбросанных по тексту: «Но льзя ли мертвое в живое передать?», «Все необъятное в единый вздох теснятся и лишь молчание понятно говорит» .

Романтическая лирика Жуковского

Закономерность перехода от сентиментализма к романтизму в творчестве В. А. Жуковского проявилась в те же годы и в лирических жанрах, к рассмотрению которых мы возвращаемся. Уже в элегии «Вечер» начинают звучать романтические мотивы — Сижу задумавшись; в душе моей мечты; — К протекшим временам лечу воспоминаньем! В 1808-1812 гг. Жуковский создает лирический цикл, в котором раскрываются «мечты» поэта, вырисовывается романтический мир возникший в его воображении как противопоставление печальной действительности. Два события из жизни Жуковского нашли отражение в его романтической лирике этих лет: потеря друга (смерть А. И. Тургенева) и «неразрешенная» любовь. В 1805 г. Жуковский начал давать уроки своим племянницам, Марий и Александре Протасовым. Цикл открывается посланием «К Филалету» (1808). Тема смерти, намеченная в финальных стихах элегий «Сельское кладбище» и «Вечер», связывается теперь с конкретными событиями жизни Жуковского — смертью друга и зародившимся чувством к юной племяннице. «.Кончины сладкий час моей любимою мечтою становится»,- признается поэт, лишившийся счастья дружбы и не надеющийся на счастье любви. Следующие произведения этого цикла посвящены теме любви, понимаемой романтически: «Песня» («Мой друг, хранитель-ангел мой.»), «К Нине», «Путешественник», «К ней», «Песня» («О милый друг! теперь с тобою радость!.»), «Желание», «Певец», «Пловец», «Мечты». Романтическая любовь, как объяснял Жуковский, привлекает душу «к одному предмету, который удаляет ее от всех других», т. е. поглощает всего человека и приводит к «недеятельности душевной» (письмо А. Тургеневу от 7 ноября 1810 г.). В портфеле М. А. Протасовой после ее смерти было найдено стихотворение «К ней», представляющее собой вольный перевод одной немецкой песни, но вполне выразившее силу и глубину любви Жуковского. Написанное трехударным тоническим безрифменным стихом, последовательно сохраняющим, однако, ритмический рисунок в каждом из трех стихов пяти строф, стихотворение «К ней» тонко и выразительно передает возвышенное чувство любви. До Жуковского в русской поэзии так о любви никто не писал: — Прелесть жизни твоей, — Сей образ чистый, священный, — В сердце — как тайну ношу. — Я могу лишь любить, — Сказать же, как ты любима, — Может лишь вечность одна! Однако и такая любовь оказалась бессильной преодолеть условности и предрассудки. «О милый друг, нам рок велел разлуку»,- скорбит поэт. Но любовь сильнее разлуки, «любовь ни времени, ни месту не подвластна». Полностью же восторжествует она за пределами земного бытия: «Есть лучший мир; там мы любить свободны» («Песня»). Под стихотворением «Песня» («О милый друг! теперь с тобою радость!.») стоит дата 29 сентября 1811 г.- в этом году Жуковский просил у Е. Протасовой руки ее дочери и получил отказ.

Анализ стихотворения «Теон и Эсхин» Жуковского

Стихотворение Василия Андреевича Жуковского «Теон и Эсхин» принято считать манифестом поэта, его программным сочинением.

Стихотворение написано в 1814 году. Его автору исполнился в эту пору 31 год. Еще недавно он добровольцем вступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении. Затем был бессрочно отправлен в отпуск по болезни. Финансовые его дела сильно пошатнулись, подтачивала силы и затянувшаяся любовная драма. Уже было понятно, что сватовство его к племяннице (дочери сводной сестры) успеха иметь не будет, но поэт не спешил расставаться с оковами многолетнего чувства. По жанру – элегия из античных времен, по размеру – амфибрахий, белый стих, 31 строфа. Лирические герои – два друга, встретившиеся через много лет. Персонажи вымышленные, а вот греческие имена такие действительно существуют. Эсхин в юности оставил дом и отдался страстям и приключениям. Начало 2 строфы содержит перечень всего, что он испытал: роскошь, слава, винопитие и любовные увлечения. Прошли годы и он понял, что сам себя обманул. Его достижения – вовсе не счастье. Разочарованный, он возвращается домой, где ищет лучшего друга. Находит он его в «смиренной хижине». Видит неподалеку и мраморную гробницу. Взгляд Теона «прискорбен, но ясен», лицо же Эсхина «скорбно и мрачно». Диалог героев скоро становится монологом Теона. «Любовь – вот счастье». Она облагораживает человека, ведет к «возвышенной цели». Его возлюбленная умерла, но он уверен: погибшее нам возвратится. Потому и ясен его взор, и руки не опустились. Надежда на «лучшую жизнь» укрепляет его. «Я выше судьбы»: понятие неотвратимости Рока – основа мировоззрения древних греков. Здесь же герой явно предвосхищает христианское мировосприятие. И «жизнь священна», и творенье полно славы. Он дает совет другу: с природой и жизнью опять примирись. Свою речь он завершает хвалой Зевесу. Такое смешение христианства и язычества выглядит кощунственно, однако сам поэт, видимо, к такому эффекту не стремился. Его занимала художественная и историческая сторона произведения, В. Жуковский пытался соблюсти антураж. Эта задача вошла в некоторое противоречие с его желанием излить собственную душу. Лексика возвышенная с древнегреческими топонимами и именами языческих божеств (Пенаты, Эрот, Зевес, Вакх, Аврора). Эпитеты: благовонным, тихоструйный. Сравнения: как тень, как сияньем Авроры (зари). Инверсия: увяла душа (это еще и метафора), оживились дни. Оксюморон в метафоре: море горело. Повтор: жилище Теона. Иносказание с глаголом в усеченной форме: по той же дороге стремлюся один.

«Теон и Эсхин» В. Жуковского – история души самого поэта, облеченная в древнегреческие одежды.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: