Смысл стихов пушкина

Глава xviii «путешествие в арзрум» 1829 г. и кавказские стихотворения

Анализ стихотворения Пушкина «Пир Петра Первого»

Александр Пушкин с самого детства увлекался не только фольклором и литературой, но и историей. Причем, чем больше он узнавал о своей стране, тем больше гордился тем, что родился и живет в России. Причем, поэт умел подмечать и правильно трактовать не только очевидные факты, но и то, что частенько оставалось «за кадром». Одному из таких моментов российской истории посвящено стихотворение «Пир Петра Первого», написанное в 1835 году.

Следует отметить, что великий государь был для Пушкина культовой исторической фигурой. Сравнивая его с правителями своей эпохи, поэт не пытался скрыть, что считает Петра-I самым настоящим диктатором. Но при этом, изучая историю, автор пришел к выводу, что его любимый исторический персонаж не был самодуром и в отношении к своим подданным старался проявлять справедливость. Однако больше всего Пушкина поразил тот факт, что русский царь умел признавать свои ошибки и прощать врагов, если они готовы были к примирению.

Именно на этом аспекте взаимоотношений с людьми Пушкин попытался сделать акцент в данном стихотворении, подчеркнув, что не только великие победы могли быть поводом для торжеств при Петре-I. «В царском доме пир весёлый; речь гостей хмельна, шумна», — так описывает поэт события, которые имели место несколько веков назад. Пушкин был прекрасно осведомлен о том, что русский1 царь любил гулять с размахом, поэтому неудивительно, что по случаю пира даже «Нева пальбой тяжелой далеко потрясена». Пытаясь рассуждать на тему того, что именно празднует царь, Пушкин перечисляет всевозможные заслуги русской армии и флота, вспоминая битву под Полтавой, а также достижения России в науке, искусстве и литературе того периода. Однако все это не имеет никакого отношения к пиру, так как царь «подданным мирится; виноватому вину отпуская, веселится». Из контекста стихотворения можно понять, что речь, скорее всего, идет об Александре Меньшикове, который периодически попадал в опалу к государю, хотя и считался его лучшим другом. Тем не менее, Петр-I каждый раз переступал через собственное самолюбие и шел на примирение с подданным, устраивая по этому поводу настоящий пир, который не было показным. Описывая душевное состояние царя, Пушкин отмечает: «Светел сердцем и лицом; и прощенье торжествует, как победу над врагом». Только за одно это поэт готов простить своему кумиру неоправданную жестокость и возвести его в ран выдающихся правителей мира.

Символика «Зоря бьет»

Явление «Зоря бьет» имеет множество символических значений, которые различны в разных культурах. Ниже представлены несколько интерпретаций символики данного явления:

  • Удача и счастье: В многих культурах считается, что если увидеть «Зорю бьет», это приносит удачу и счастье. Люди верят, что исполнение самого сокровенного желания произойдет, если желание желать и загадывать при встрече с «Зорей бьет».
  • Магическая сила: Некоторые верят, что «Зоря бьет» обладает магической силой и может предсказывать будущее. Считается, что если пожелания загадываются именно на заре, то они обязательно сбудутся.
  • Символ начала нового времени: В древних культурах «Зоря бьет» часто ассоциировалась с началом нового дня или нового времени. Рассвет сопровождается ярким светом и красками, что символизирует новое начало, чистоту и возможности для преображения.
  • Романтика и любовь: Для многих людей «Зоря бьет» ассоциируется с романтикой и любовью. Наблюдая за рассветом или закатом вместе, влюбленные создают особенный момент, который приносит им еще большую близость и сохраняет в памяти на долгое время.

Это лишь несколько из множества возможных символических значений, присущих явлению «Зоря бьет». Значение данного феномена может варьироваться в зависимости от культуры, религии, исторического контекста и личных предпочтений каждого человека.

Анализ стихотворения Пушкина «Была пора»

Стихотворение «Была пора: наш праздник молодой…», написанное в 1836 году, — одно из последних произведений Пушкина. Оно посвящено двадцатипятилетию со дня открытия Царскосельского лицея и выдержано в жанре дружеского послания. В первой строфе лирический герой вспоминает счастливые дни юности, когда товарищи собирались тесною толпой и «с песнями бокалов звон мешался». То беспечное в хорошем смысле слова время — пора надежд, мечтаний. Жизнь казалось легкой, а все дороги открытыми. Вторая строфа будто зеркально отражает первую. Герой с грустью констатирует: «Теперь не то…». Молодость ушла, стало меньше веселья на праздниках, песни практически перестали звучат, их сменило задумчивое молчанье. У читателей возникает ощущение, что каждая строка первой строфы во второй подается со знаком «минус». Подобная антитеза — противопоставление юности и зрелости — вполне традиционна. Она часто встречается и у других писателей.

Начало третьей строфы — логическое продолжение предыдущих рассуждений. Герой печально говорит:
Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!

Кажется, и дальше в стихотворении будет царить атмосфера грусти, но происходит неожиданный поворот: «Недаром — нет! — промчалась четверть века!». Затем следует определение закона судьбы:
Вращается весь мир вкруг человека, —
Ужель один недвижим будет он?

В тосте, произнесенном на дружеской пирушке, возникает философская проблематика. Человеческую жизнь Пушкин сравнивает с жизнью Вселенной. Внутренний мир человека он словно проецирует на мир Вселенной. В начале четвертой строфы лирический герой вновь обращается к товарищам, прося их припомнить, что вместе удалось им пережить. И здесь появляются «игралища таинственной игры». Через этот образ стихотворение выводится на совершенно другой уровень. Отходит на второй план дружеское застолье. Его сменяет нечто более глобальное — мировая история, в которую оказываются вписаны лицеисты. Впоследствии масштаб снова будет варьироваться. Например, в пятой строфе герой напрямую обращается к бывшим одноклассникам. При этом речь идет о воспоминаниях, доступных узкому кругу людей, — о том дне, когда Царскосельский Лицей впервые открыл свои двери для учеников.

Согласно свидетельствам современников, стихотворение Пушкин декламировал на последней в своей жизни встрече лицеистов. При этом поэт так разволновался и расчувствовался, что даже не смог завершить чтение.

Композиция

Новизна стихотворения определяется его построением. Трёхступенчатая композиция отражает путь, преодолеваемый лирическим героем в его размышлениях.

  1. Первый катрен – это завязка сюжета. Герой пытается уснуть, и вот, длинный список из ахейских кораблей в воображении героя превращается в «журавлиный поезд», стремящийся вдаль.
  2. Автор задаётся вопросом: куда, и зачем они плывут? Пытаясь ответить на этот вопрос во втором катрене, Мандельштам задаётся ещё более серьезными вопросами, вспоминая сюжет античной поэмы, где из-за любви разгорелась кровавая война, унесшая жизни сотен героев.
  3. Стихотворение заканчивается строкой, передающей душевное состояние лирического героя. Море шумит и гремит. Но, стоит предположить (учитывая, что произведение писалось в Коктебеле), что под эти звуки ночного, тёмного моря он, наконец, засыпает.

Средства художественной выразительности

В стихотворении очень много тропов, на которых строится лирическое повествование. Это очень свойственно акмеизму, течению, к которому принадлежал Мандельштам.

Метафоричные выражения, эпитеты, такие как «длинный выводок», «поезд журавлиный» сразу же переносят читателя к размышлениям героя, позволяют глубже ощутить древнегреческую эпоху, о которой задумывается автор. Корабли словно сравниваются со стаей журавлей, несущихся куда-то вдаль, где они буквально заседают «словно клин» в чужих землях.

Риторические вопросы передают задумчивость героя, его сомнения, беспокойство. В этот же момент очень ярко проявляется и стихия моря. Для автора она словно живая.

Прилагательное «чёрное» — одновременно напоминает нам, что автор отдыхал в этот момент на крымском берегу, и в то же время отсылает к вечности, бездонности морских вод. И они, словно бесконечный поток мыслей, громыхают где-то в голове автора.

Жанр, направление, размер

Стихотворение писалось шестистопным ямбом с добавлением пиррихия. Рифмовка является кольцевой, где женская попеременно чередуется с мужской.

Направление, в рамках которого развивался творческий гений Мандельштама, называется «акмеизм». С точки зрения литературной теории, это явление правильно называть течением, так как оно не настолько крупное и масштабное, как, например, реализм или классицизм. Поэт-акмеист предпочитает не отвлеченные образы-символы, а вполне конкретные и понятные всем художественные образы, метафоры и аллегории. Он пишет приземленно, не используя зауми и сложных философских понятий.

Жанр – лирическое стихотворение.

Анализ 2

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Ничего не напоминает? «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Так начинается поэма Блока «Двенадцать». Рубленные, чеканящие фразы. Как и Мандельштам, Блок тоже относится к поэтам Серебряного века. Наверное, тогда было модно писать в таком стиле. И у Блока бессонница, и у Мандельштама тоже.

К теме любви рано или поздно обращаются все поэты. Особенно, когда она несчастная. Да, вот не спалось Мандельштаму в Коктебеле. Там он отдыхал у своего друга Максимилиана Волошина. Случайно или нет, увидел он обломок древнего судна. И сразу ему почему-то вспомнился Гомер, размышления о вечном – о женщине, о любви.

Мандельштаму нравится эпоха античности. Она таинственна, загадочна, неповторима. Он считает её эталоном красоты. Кроме этого, ему нравится вода. Эта стихия тоже загадочна, неповторима. В частности, океан, отправляющий на берега огромные волны.

Стихотворение делится на 3 смысловые части. Написано ямбом, строчка рифмуется через строчку.

Откуда вдруг взялся Гомер? Автор учился в университете, на историко-филологическом факультете. Правда, не доучится, бросил. Там он и изучал гомеровскую «Илиаду» в оригинале. Там публиковался длинный список кораблей, которые отправились завоёвывать Трою. Это было проверенное средство от бессонницы. Вот откуда и родилась строка о списке кораблей, прочитанном до середины. Дальше, видимо, всё-же заснул.

Стихотворение написано от первого лица. Вот поэт не может заснуть, и применяет известное «снотворное». Нет, не считает баранов, а читает список кораблей. Но и это не помогает уснуть. Мысль «убегает» на Троянскую войну. Поэт приходит к интересному выводу, что противники сражались не за Трою, а за прекрасную Елену.

Вот в последнем четверостишии он и делает вывод, что всем в мире движет любовь к женщине. Из-за них начинаются и заканчиваются войны.

Чтобы сделать стихотворение ярче, выразительнее, Мандельштам использует метафоры. «Всё движется любовью». Есть и эпитеты «тугие паруса», «божественная пена». В качестве сравнения можно привести строку « как журавлиный клин».

А почему эллины отправились в Трою? Сыном тамошнего царя похищена прекрасная Елена. Виновница войны, косвенная, является женщина. Ну как её не спасти? В чём смысл жизни? В женщине, а, значит, и в любви. Вот « и Гомер, и море – всё движется любовью». Именно она пробуждает в людях все лучшие качества. Из-за любви совершаются самые великие подвиги и самые безрассудные поступки.

Корабли поэт сравнивает с журавлиным клином. Но в те времена корабли выстраивались не в линию, а шли по морю клином. А журавли летают в небесах тоже клином. Вот точное сравнение «тугие паруса». Это значит, что паруса на мачтах натянуты, как надо. Корабли готовы к дальнему походу.

Надо спать, а поэт философствует, размышляет. И задаёт риторические вопросы, на которые нет ответов. Гомеровская «Илиада» очень сильно «зацепила» Мандельштама. А если бессонница почти каждую ночь, то, наверное, список парусов он выучил наизусть. А чего не спится? Безответная любовь к Марине Цветаевой. Не обошлось без женщины.

Анализ стихотворения Бессонница. Гомер. Тугие паруса по плану

Смысл

Автор вспоминает «Илиаду», как Цари, что были увенчаны «божественной пеной», плыли в Трою в надежде вернуть прекрасную Елену, которая была похищена Парисом. Из-за нее и разгорелась Троянская война. Получается, что важнейшей причиной кровопролития становится не завоевание земель, а любовь. Вот и лирический герой удивляется, как эта сила сметает все на своем пути, как люди тысячелетиями отдают жизнь за нее.

В третьем катрене он пытается разобраться в этой непостижимой силе, которая оказывается мощнее и Гомера, и моря. Автор не понимает уже, к чему прислушиваться и кому верить, если все падет перед могущественной силой притяжения душ. Он вопрошает к Гомеру, но тот молчит, ведь всё и так было высказано ещё давным-давно, до нашей эры. Лишь море шумит столь же неистово и упрямо, как бьется сердце влюбленного мужчины.

Происхождение выражения

Выражение «Зорю бьют» имеет долгую историю происхождения, связанную с русскими традициями и народными верованиями. Термин «Зорю бьют» может употребляться в разных контекстах, но наиболее распространено его использование в сказах, песнях и преданиях.

Источником выражения является образ, связанный с утренней зарей. В древности восход солнца ассоциировался с божествами и мифами, связанными с борьбой света и тьмы. Это объясняет почему фраза «Зорю бьют» часто используется в контексте сражения или противостояния.

Выражение получило особую известность благодаря русским народным песням и сказаниям. В них «Зорю бьют» обычно содержится как повеление или история о героях, сражающихся с врагами на заре. Данный образ символизирует битву за свет и справедливость.

Также выражение «Зорю бьют» используется в контексте поэтической символики и метафор, где заря выступает в качестве семантического образа начала, возрождения и надежды. Это связано с магическими и религиозными периодами, когда утренняя заря считалась особым временем, благоприятным для ритуалов и желаний.

Примеры использования выражения «Зорю бьют»
Контекст
Пример

Поэзия
«Зорю бьют в сердце, возможно, так и нужно»

Литература
«Герои сражаются с врагами на заре, Зорю бьют история эта поведает»

Фольклор
«Ой на горе стояла береза, Зорю бил там старый казак»

Это выражение стало исторической и культурной частью русского языка, часто используется в художественных произведениях, для передачи символического значения, создания настроения и передачи эмоций. «Зорю бьют» до сих пор остается популярным крылатым выражением и образом, который продолжает возбуждать воображение и вызывать интерес.

Краткое описание «Зоря бьет»

«Зоря бьет» — явление, наблюдаемое в небе, когда звезда быстро «мигает» или меняет свою яркость. Это происходит из-за изменения плотности атмосферы Земли или других факторов, таких как межзвездные объекты, планеты или спутники. Данное явление может быть наблюдаемым как невооруженным глазом, так и с помощью оптических приборов, таких как бинокль или телескоп.

Зоря, которая «бьет», может быть как видимая звезда, так и планета. Однако, у звезды этот эффект может быть более интенсивным и продолжительным по времени, чем у планеты.

Проявление «Зори бьет» может иметь различные причины. Это может быть вызвано воздействием гравитационных сил других небесных тел, порывами ветра в атмосфере, изменением плотности облачности или даже давлением воздуха между зрителем и звездой.

Наблюдение «Зори бьет» может быть интересным и захватывающим занятием для любителей астрономии. Многие астрономы изучают эти явления для получения информации о составе атмосферы звезды, ее возрасте, развитии и других характеристиках. Они также могут использовать эти данные для расчета удаленности звезды или планеты от Земли.

Несмотря на то, что «Зоря бьет» может быть вызвано различными причинами, это всегда захватывающее и загадочное небесное явление, привлекающее внимание и удивление наблюдателей

Зорю бьют: народные верования и суеверия

Феномен «зорю бьют» издревле вызывал интерес и внимание у людей. В разных культурах существуют различные обычаи и суеверия, связанные с этим явлением

Несмотря на то, что научное объяснение этого явления давно известно, многие до сих пор верят в его таинственную силу и влияние на повседневную жизнь.

В русской народной традиции «зорю бьют» считается знаком добра и удачи. В день, когда звезды «трещат», особенно рекомендуется желать людям, которым вы дороги, успехов и благополучия. Такой ритуал может быть связан с пожеланием хорошего начала дня и удачи во всех делах.

Верования в то, что «зорю бьют» связаны также с магической силой этого феномена. Считается, что в этот момент открываются врата между мирами, и люди могут получить информацию о будущем или привлечь к себе сверхъестественные силы. Многие до сих пор проводят ритуалы и заклинания во время «зори бьющей».

Один из популярных обычаев, связанных с «зорей бьющей», это оберегание дома от злых сил. Считается, что если на этот момент выйти на улицу и застать зарю в «раскате», то дом будет защищен от порчи и недобрых сил. Некоторые люди в это время носят особые амулеты и проводят защитные ритуалы.

В некоторых культурах «зорю бьют» связывают с возможностью исполнения желаний. Подавляющее большинство суеверий и поверий тесно связано с идеей возможности чуда в этот момент. Многие проводят ритуалы и молятся о сбывании своих самых заветных мечтаний во время «раската зари».

Несмотря на свою популярность, «зорю бьют» не имеет научного объяснения

Хотя научное объяснение «зори бьющей» давно известно, для многих людей оно не имеет значения. Верования и суеверия вокруг этого явления прочно укоренились в нашей культуре и продолжают существовать в наши дни. Независимо от научных фактов, вера в магическую силу «зори бьющей» дает людям уверенность и надежду, а также служит связующим элементом в обществе.

В итоге, хотя научно объяснить феномен «зори бьющей» возможно, это не снижает его мистической силы и значения для людей. Народные верования и суеверия связанные с «зорей бьющей» продолжают жить и передаваться из поколения в поколение, исходя из скорби и нежности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: