«На смерть поэта»
Одним из самых знаковых и грустных периодов для русской литературы и культуры в целом стал 1837 год. Именно тогда погибает великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. На это событие Михаил Юрьевич реагирует созданием стиха, который называет «На смерть поэта». Удивительно, но многие литературоведы считают, что именно эта трагедия повлияла на творчество поэта, он перешел к качественно другой поэзии, это можно заметить по следующим сочинениям:
- «Узник»;
- «Я не хочу, чтоб свет узнал…»;
- «Спеша на север издалека».
Стих, посвященный смерти Пушкина можно условно разделить на две части, так как у них разное настроение и разный способ написания:
- Первая часть является элегией, для написания которой автор использовал четырехстопный ямб. Писатель рассказывает о горькой утрате. Если делать общие выводы, то стихотворение написано в минорном настроении, но в нем присутствуют резкие и даже язвительные вопросительные предложения. А восклицания делают его более напряженным. Поэт утверждает, что в смерти Пушкина виновен не дуэлянт, а общество, которое загоняло его талант в своеобразные рамки.
- Вторая часть больше напоминает сатиру, в которой автор пользуется не только четырехстопным ямбом, но и пяти, и шестистопным. Собственно, поэтому сочинение более живое и подвижное. Тут Лермонтов упрекает самого Пушкина в том, что он показал свой талант невеждам.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»)
Стихотворение было написано в 1838 году. Здесь Лермонтов поднимает тему поэта и его предназначения. Он использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным некогда оружием.
Стихотворение отчетливо распадается на две части. В первой центральным образом является боевой кинжал. Он был снят отважным казаком с убитого господина, а затем стал предметом купли-продажи. В конце концов, кинжал превратился в игрушку с золотой отделкой. Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Центральный образ второй части стихотворения — поэт. Его судьба подобна судьбе кинжала. В прошлом голос поэта звучал, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Но нынче поэзия также не выполняет свое предназначение. Лермонтов обвиняет своих современников-поэтов в том, что они отреклись от борьбы, от своей миссии, предпочитая «золотую отделку». В финальной строфе он обращается с вопросом к современным поэтам:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья.
Текст «Поэт» М.Лермонтов
Отделкой золотой блистает мой кинжал; Клинок надежный, без порока; Булат его хранит таинственный закал Наследье бранного востока.
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу; Не по одной груди провел он страшный след И не одну порвал кольчугу.
Забавы он делил послушнее раба, Звенел в ответ речам обидным. В те дни была б ему богатая резьба Нарядом чуждым и обидным.
Он взят за Тереком отважным казаком На хладном трупе господина, И долго он лежал заброшенный потом В походной лавке армянина.
Теперь родных ножон, избитых на войне, Лишен героя спутник бедный, Игрушкой золотой он блещет на стене Увы, бесславный и безвредный!
Никто привычною, заботливой рукой Его не чистит, не ласкает, И надписи его, молясь с зарей, Никто с усердьем не читает…
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, котрой свет Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы, Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных.
Но скучен нам простой и гордый твой язык, Нас тешат блестки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны…
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! Иль никогда, на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья.
Анализ стихотворения «Не верь себе» Лермонтова
Стихотворение «Не верь себе» М.Ю. Лермонтов написал в 1839 году. Его стихотворение вызвало не мало споров касательно смысла и главной идеи.
Стихотворение начинается с эпиграфа, смысл которого заключается в отношении обыкновенной толпы к поэтам. Для нее они не более, чем шарлатаны. Именно эпиграф и позволяет понять основной мотив произведения — конфликт между лирическим героем и обществом. Толпе все равно на чувства и переживания поэта, они проходят мимо него:
Они насмехаются над поэтом, его миром и творчеством: «поверь: для них смешон твой плач и твой укор».
В стихотворении дар поэта является чуть ли не проклятием. Этот дар не нужен и бесполезен:
Словом невозможно передать все чувства, всю полноту картины: «не вслушивайся в них, не предавайся им…». Люди заботятся лишь о своей жизни и своих проблемах, они сами несут свой крест. Им нет никакого дела до чужих проблем. Именно поэтому попытки поэта открыть и показать свой мир обесцениваются:
Но лирический герой не понимает, что он не виновен в равнодушии толпы. Он разочаровался в литературном искусстве. Герой обвиняет во всем творчество и умение писать.
Особого внимания заслуживает и название стихотворения. Утверждение «не верь себе» словно говорит о том, что как раз-таки нужно верить себе, а не толпе. В стихотворении много глаголов: не верь, не бойся, истощи, не ищи, не предавайся, разлей и так далее. Эти глаголы и создают ощущение того, что стих — это некий перевертыш.
Кажется, это стихотворение — некая мантра для всех поэтов. У всех людей искусства непростой и тернистый путь. Все поэты рано или поздно сталкиваются с осуждением, пренебрежением и тем более равнодушием. Всем придется выходить к толпе
И очень важно сохранить себя и свою гордость. И не смотря на все, поэты все равно продолжат свое творчество
Важно также понимать, что поэзия не поддается никакой логике и тем более рассудку. Нельзя смотреть на нее через призму точности
Это стихотворение — послание всем молодым творческим людям, рассуждение которого невозможно закончить. О чем и говорят троеточия в конце.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
«Журналист, читатель и писатель»
Теме поэта и толпы посвящено стихотворение «Журналист, читатель и писатель». Тут Лермонтов предстаёт в разных ипостасях, выражая мнения каждой из трёх сторон. Непосредственно перед текстом дана небольшая ремарка в скобках, что отсылает к пьесе как форме изложения. Писатель сидит в кресле перед камином, возможно, задумавшись. Читатель стоит с сигарой, будто ожидая от Писателя чего-то решительно нового и интересного. Журналист говорит, что Писатель болен, ведь:
Читатель обвиняет Писателя в том, что произведения вторичны, в печатном варианте множество ошибок, а к самому журналу не хочется даже прикасаться, не облачив предварительно руки в перчатки. Писатель же не ищет оправдания, а, наоборот, соглашается:
Несмотря на то что «Журналист, читатель и писатель» было написано более 150 лет назад, Лермонтов поднимает вполне современный вопрос: как найти баланс между заказчиком (в этом случае Журналистом), читателем и самим поэтом? Как писать так, чтобы и высшее общество и «низший свет» понимали и принимали творчество? Нужно ли писать по мановению сердца или же писать на заказ, понимая, что с каждым разом тексты становятся всё более плоскими, а темы более избитыми? Когда искусство снова станет возвышенным? Ответов в произведении не дано. Опять поднимается тема пророческой миссии поэта (последний монолог писателя). Он воображает своего читателя, чувствует его настроения и ожидания, поэт ответственен перед ним. Как и в стихотворении «На смерть поэта» финальные строки несут обличительную, критическую направленность: «неблагодарной» толпе вовсе не нужно открывать, показывать свой внутренний мир, делиться с ней одной из самых интимных вещей – своим творчеством.
Анализ стихотворения Лермонтова «Журналист, Читатель и Писатель»
Литературные вопросы никогда особо не волновали Михаила Лермонтова, который предпочитал держаться особняком от поэтов и писателей. Он не зарабатывал себе на жизнь публикацией в журналах, так как был кадровым военнослужащим. Тем не менее, когда в свет выходили его произведения, критики давали себе волю. Причем, свое мнение высказывали не только профессиональные литераторы, но и обыватели, для которых стихи всегда были составной частью светских развлечений.
Устав от постоянных нападок людей, которые даже не пытались вникнуть в суть его произведений, в 1840 году Лермонтов опубликовал поэму «Журналист, Читатель и Писатель», в которой попытался донести до общества свои взгляды на современную литературу. Одновременно поэт решил дать достойный ответ тем злопыхателям, которые превозносили бездарей, но при этом поливали грязью достойных авторов. К ним себя Лермонтов не причислял, так как был убежден, что он – весьма посредственный литератор. Однако ему было искренне обидно за более талантливых, по его мнению, соотечественников, к которым Лермонтов причислял Вяземского, Пушкина, Жуковского и Белинского.
В этой поэме он собрал в одной комнате представителей трех различных мировоззрений – писателя, журналиста и читателя. Первый выступил в роли подсудимого, два других взяли на себя миссию обвинителей. Однако очень скоро все переменилось, так как читатель и журналист принялись выяснять отношения между собой. Поначалу они пытались досаждать писателю, пытаясь узнать, почему он больше не радует публику новыми произведениями, и услышали весьма неожиданный ответ: «О чем писать? Восток и юг давно описаны, воспеты»
В итоге внимание критиков переключилось на мене разборчивых авторов, которые продолжали мусолить всем надоевшие тем. Затем речь пошла и вовсе о критиках, ищущих подвох в любой строчке, и об изданиях, которые выходят на скверной серой бумаге со множеством опечаток
В уста Журналиста и Читателя Лермонтов вложил весьма едкие и колючие фразы, которыми его герои обвиняют друг друга. Читатель весьма недоволен тем, что Журналист не умеет толком критиковать своих оппонентов, так как не обладает должной степенью интеллектуального развития, чтобы как следует высмеять неудачливого автора. «И желчи едкой даже нету – а просто грязная вода», – отмечает он. В свою очередь, журналист настаивает на то, что и критиковать-то нынче уже просто некого, потому что настоящие поэты и писатели уже перевелись. Но при этом кушать хочется всем. В итоге авторы ваяют «шедевры» самого низкого пошиба, а журналисты их ругают. И те, и другие занимаются отнюдь не творчеством, а просто зарабатывают себе на жизнь. Те же, кто действительно может сказать новое слово в русской литературе, предпочитают этого не делать или же не выносят на суд публики свои произведения, не желая быть политыми грязью с ног до головы. В итоге, по мнению Лермонтова, в России уже практически не осталось ни достойных литераторов, ни умных и тонко чувствующих критиков. Что же касается читателей, то в этом вопросе поэт не стал оригинальным, отметив, что нынче знатоками литературы себя считают даже те, кто в своей жизни прочел всего лишь пару стихотворений весьма сомнительного содержания.
Этот спор продолжается до тех пор, пока в этот диалог не включается Писатель. Он прекрасно понимает, что все люди тщеславны, и с удовольствием паразитируют на творчестве литераторов, устраивая шумные дискуссии с единственной целью – блеснуть остроумием. Поэтому Писатель, а с ним вместе и Лермонтов, открыто заявляют подобным критикам: «Такой тяжелою ценою я вашей славы не куплю».
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Журналист, Читатель и Писатель (Лермонтов)
История русской литературы XIX века. Часть 2. Речь идет не только о данном стихе и о данном слове — здесь подразумевается состояние лермонтовской поэзии в принципе. Прежде всего следует согласиться с точкой зрения А. Доказательством тому служит стилистически одинаковые речи журналиста, читателя и писателя. Они говорят языком самого автора, патетический язык которого заметно снижен и включает прозаические обороты и разговорные интонации, просторечные слова и обороты. Поэтому соображение Е. В стихотворении выражены три творческие позиции — журналиста, читателя и писателя. Задача писателя состоит в том, чтобы доказать невозможность поэтического творчества в современных условиях.
«Журналист, читатель и писатель» (1840)
Я смело предаю позору; Неумолим я и жесток… В этот период Лермонтова занимает изображение света как маскарадного бала, средоточения зла. Поскольку в творчестве поэта происходит движение в направлении романтизма, то он ищет формы ухода от субъ-ективно-го видения к объективному. Именно в этом причина сомнений Писателя.
Он не зарабатывал себе на жизнь публикацией в журналах, так как был кадровым военнослужащим. Тем не менее, когда в свет выходили его произведения, критики давали себе волю. Причем, свое мнение высказывали не только профессиональные литераторы, но и обыватели, для которых стихи всегда были составной частью светских развлечений.
Журналист, читатель и писатель
Les poetes ressemblent aux ours, qui se nourrissent en sucant leurpatte. Inedit? (Комната писателя, опущенные шторы. Он сидит в больших креслах перед камином; читатель с сигарой стоит спиной к камину. Журналист входит) Журналист Я очень рад, что вы больны. В заботах жизни, в шуме света Теряет скоро ум поэта Свои божественные сны. Среди различных впечатлений На мелочь душу разменяв, Он гибнет жертвой общих мнений! Когда ему в пылу забав Обдумать зрелое творенье? Зато, какая благодать, Коль небо вздумает послать Ему изгнанье, заточенье, Иль даже долгую болезнь: Тотчас в его уединенье Раздастся сладостная песнь! Порой влюбляется он страстно В свою нарядную печаль...... ..Ну, что вы пишете? - нельзя ль Узнать? Писатель Да ничего... Журналист Напрасно! Писатель О чем писать? - восток и юг Давно описаны, воспеты; Толпу ругали все поэты, Хвалили все семейный круг; Все в небеса неслись душою, Взывали, с тайною мольбою, К N. N., неведомой красе, - И страшно надоели все. Читатель И я скажу - нужна отвага, Чтобы открыть, хоть ваш журнал (Он мне уж руки обломал). - Во-первых: серая бумага! Она быть может и чиста; Да как-то страшно без перчаток!... Читаешь - сотни опечаток! Стихи - такая пустота; Слова без смысла, чувства нету, Натянут каждый оборот; Притом - сказать ли по секрету? - И в рифмах часто недочёт. Возьмёшь ли прозу? - перевод. А если вам и попадутся Рассказы на родимый лад - То верно над Москвой смеются Или чиновников бранят. С кого они портреты пишут? Где разговоры эти слышут? А если и случалось им, Так мы их слышать не хотим! - Когда же на Руси бесплодной, Расставшись с ложной мишурой, Мысль обретёт язык простой И страсти голос благородный? Журналист Я точно то же говорю; Как вы открыто негодуя, На музу русскую смотрю я. Прочтите критику мою. Читатель Читал я. - Мелкие нападки На шрифт, виньетки, опечатки, Намеки тонкие на то, Чего не ведает никто. Хотя б забавно было свету! - В чернилах ваших, господа, И желчи едкой даже нету, А просто грязная вода. Журналист И с этим надо согласиться. Но верьте мне, душевно рад Я был бы вовсе не браниться - Да как же быть?.. меня бранят? Войдите в наше положенье! Читает нас и низший круг; Нагая резкость выраженья Не всякий оскорбляет слух; Приличье, вкус - всё так условно; А деньги все ведь платят ровно! - Поверьте мне: судьбою несть Даны нам тяжкие вериги; Скажите, каково прочесть Весь этот вздор, все эти книги... И всё зачем? - чтоб вам сказать, Что их не надобно читать!... Читатель Зато какое наслажденье, Как отдыхает ум и грудь, Коль попадется как-нибудь Живое, свежее творенье. Вот, например, приятель мой: Владеет он изрядным слогом, И чувств и мыслей полнотой Он одарен всевышним богом. Журналист Всё это так. - Да вот беда: Не пишут эти господа. Писатель О чем писать? - бывает время, Когда забот спадает бремя Дни вдохновенного труда, Когда и ум и сердце полны, И рифмы дружные, как волны, Журча, одна во след другой Несутся вольной чередой. Восходит чудное светило В душе проснувшейся едва; На мысли, дышащие силой, Как жемчуг нижутся слова. Тогда с отвагою свободной Поэт на будущность глядит, И мир мечтою благородной Пред ним очищен и обмыт, Но эти странные творенья Читает дома он один, И ими после без зазренья Он затопляет свой камин. Ужель ребяческие чувства, Воздушный, безотчетный бред Достойны строгого искусства? Их осмеет, забудет свет..... Бывают тягостные ночи: Без сна, горят и плачут очи, На сердце жадная тоска; Дрожа, холодная рука Подушку жаркую объемлет; Невольный страх власы подъемдет; Болезненный, безумный крик Из груди рвется - и язык Лепечет громко без сознанья Давно забытые названья; Давно забытые черты В сияньи прежней красоты Рисует память своевольно: В очах любовь, в устах обман - И веришь снова им невольно, И как-то весело и больно Тревожить язвы старых ран. - Тогда пишу. - Диктует совесть, Пером сердитый водит ум: То соблазнительная повесть Сокрытых дел и тайных дум; Картины хладные разврата, Преданья глупых юных дней, Давно без пользы и возврата Погибших в омуте страстей, Средь битв незримых, но упорных, Среди обманщиц и невежд, Среди сомнений ложно-черных И ложно-радужных надежд. Судья безвестный и случайный, Не дорожа чужою тайной, Приличьем скрашенный порок Я смело предаю позору; Неумолим я и жесток.... Но, право, этих горьких строк Неприготовленному взору Я не решуся показать..... Скажите ж мне, о чем писать?.. К чему толпы неблагодарной Мне злость и ненависть навлечь? Чтоб бранью назвали коварной Мою пророческую речь? Чтоб тайный яд страницы знойной Смутил ребенка сон покойный И сердце слабое увлёк В свой необузданный поток? О нет! - преступною мечтою Не ослепляя мысль мою, Такой тяжелою ценою Я вашей славы не куплю. ? Поэты похожи на медведей, которые кормятся тем, что сосут лапу. Неизданное. (франц.)
Ответы на вопрос:
galikhina2006
Литература
4,4(20 оценок)
5
ответ:
вопросы никогда особо не волновали михаила лермонтова, который предпочитал держаться особняком от поэтов и писателей. он не зарабатывал себе на жизнь публикацией в журналах, так как был кадровым военнослужащим. тем не менее, когда в свет выходили его произведения, критики давали себе волю.
причем, свое мнение высказывали не только профессиональные , но и обыватели, для которых стихи всегда были составной частью светских развлечений.
устав от постоянных нападок людей, которые даже не пытались вникнуть в суть его произведений, в 1839 году лермонтов опубликовал поэму “журналист, читатель и писатель”, в которой попытался донести до общества свои взгляды на современную . одновременно поэт решил дать достойный ответ тем злопыхателям, которые превозносили бездарей, но при этом поливали грязью достойных авторов. к ним себя лермонтов не причислял, так как был убежден, что он – весьма посредственный .
однако ему было искренне обидно за более талантливых, по его мнению, соотечественников, к которым лермонтов причислял вяземского, пушкина, жуковского и белинского.
в этой поэме он собрал в одной комнате представителей трех различных мировоззрений – писателя, журналиста и читателя. первый выступил в роли подсудимого, два других взяли на себя миссию обвинителей. однако скоро все переменилось, так как читатель и журналист принялись выяснять отношения между собой. поначалу они пытались досаждать писателю, пытаясь узнать, почему он больше не радует публику новыми произведениями, и услышали весьма неожиданный ответ: “о чем писать?
восток и юг давно описаны, воспеты”
в итоге внимание критиков переключилось на мене разборчивых авторов, которые продолжали мусолить всем надоевшие тем. затем речь пошла и вовсе о критиках, ищущих подвох в любой строчке, и об изданиях, которые выходят на скверной серой бумаге со множеством опечаток
в уста журналиста и читателя лермонтов вложил весьма едкие и колючие фразы, которыми его герои обвиняют друг друга.
читатель весьма недоволен тем, что журналист не умеет толком критиковать своих оппонентов, так как не обладает должной степенью интеллектуального развития, чтобы как следует высмеять неудачливого автора. “и желчи едкой даже нету – а просто грязная вода”, – отмечает он. в свою очередь, журналист настаивает на то, что и критиковать-то нынче уже просто некого, потому что настоящие поэты и писатели уже перевелись. но при этом кушать хочется всем.
в итоге авторы ваяют “шедевры” самого низкого пошиба, а журналисты их ругают. и те, и другие занимаются отнюдь не творчеством, а просто зарабатывают себе на жизнь. те же, кто действительно может сказать новое слово в , предпочитают этого не делать или же не выносят на суд публики свои произведения, не желая быть политыми грязью с ног до головы. в итоге, по мнению лермонтова, в россии уже практически не осталось ни достойных , ни умных и тонко чувствующих критиков.
что же касается читателей, то в этом вопросе поэт не стал оригинальным, отметив, что нынче знатоками себя считают даже те, кто в своей жизни прочел всего лишь пару стихотворений весьма сомнительного содержания.
этот спор продолжается до тех пор, пока в этот диалог не включается писатель. он прекрасно понимает, что все люди тщеславны, и с удовольствием паразитируют на творчестве , устраивая шумные дискуссии с единственной целью – блеснуть остроумием. поэтому писатель, а с ним вместе и лермонтов, открыто заявляют подобным критикам: “такой тяжелою ценою я вашей славы не куплю”.
объяснение:
Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)»
Чтобы понять, как видел тему назначения поэта и поэзии молодой Лермонтов, достаточно прочитать одно стихотворение — «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)». Написано оно в 1838 г. На тот момент Михаил Юрьевич был уже широко известен. Славу ему принесло посвящение убийству на дуэли Пушкина «Смерть Поэта». обнародованное в 1837 г. Именно из-за него Лермонтов отправился в первую кавказскую ссылку, длившуюся несколько месяцев.
«Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» — программное высказывание Михаила Юрьевича. Стихотворение посвящено положению дел в русской поэзии после трагической смерти Пушкина. Произведение построено на приеме противопоставления. В первых шести строфах речь идет о клинке. Когда-то оружие принадлежало наезднику в горах, служило ему верой и правдой, не одну прорвало кольчугу. Сейчас славные времена позади. Клинок висит на стене, превратившись в золотую игрушку. Вторые шесть строф относятся непосредственно к поэтам. В них Лермонтов называет свой век изнеженным, а мир — ветхим, обвиняет стихотворцев в утрате назначения. По мнению Михаила Юрьевича, ранее слово поэта могло вдохновить бойцов на битву, оно было необходимо толпе «как чаша для пиров». Но те годы ушли в прошлое. Отныне стихотворцам интересно только золото. В конце Лермонтов задается вопросами, одновременно соединяя между собой две части произведения: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?
Для романтизма, который был близок Лермонтову, характерно противопоставление поэта и толпы. При этом герой преподносится как творец, вдохновленный свыше и чуждый большинству. Такой подход встречается и у Лермонтова, например, в позднем «Пророке» (1841). Интересно, что в произведении «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» демонстрируется несколько другой взгляд на проблему. Здесь стихотворец предстает в качестве властителя народных дум. Толпа внимает его словам, жаждет их услышать.
По сути, в стихотворении «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» Лермонтов называет произведения своих современников салонными развлечениями, пустышками, безделушками. Михаил Юрьевич призывает создавать актуальную лирику с четкой гражданской позицией, оказывающую сильное влияние на мысли и поступки людей.
9 класс