Анализ стихотворения иосифа бродского «комната»

Анализ стихотворения иосифа бродского «холмы»

История создания

Данное произведение было написано в 1970 году. Этот год преисполнен различными политическими событиями по всему миру. Также 1970-й год — это начало периода «Эпохи застоя» в СССР, который охватывает как социальную, так и экономическую сферы. Появилось такое явление, как стагнация. Так же руководству Советского Союза было выдвинуто обвинение в установлении «фашистского диктаторского режима» и «закоренелом неоколониализме» со стороны китайского лидера Мао Цзэдуна.

На момент написания стихотворения «Комната» Бродский находился в достаточно молодом возрасте. Ему было всего 30 лет. При этом его ментальная зрелость превышала физический возраст. Неудивительно, ведь это поэт с очень сложной судьбой. Зимой 1964 года ему уже дважды приходилось лежать в психиатрической больнице на «обследованиях». По его словам, это было хуже, чем ссылка или тюрьма. Это наложило большой отпечаток на его творчество, в частности на написание «Комнаты». В 1972 году Иосиф Бродский был вынужден эмигрировать в США. Он был неугоден советской власти. Произведение «Комната» отражает состояние автора, находившегося под вечным прессингом со стороны правительства. Ему приходилось жить в ограниченном пространстве, быть в некотором смысле отшельником и изгоем, прячась от хаоса и беспредела в своей комнате.

Темы и проблемы

Творчество Иосифа Бродского поражает, ужасает и одновременно завораживает мрачностью и упадничеством – главными мотивами этого стихотворения. В своих произведениях он описывал «Закат Советской эпохи» — это и есть богатая социальная, политическая и философская проблематика. Здесь и деградация уставшего от подавления народа, и потеря смысла бытия и связи с обществом, и всепоглощающий страх оказаться в жерновах системы.

Основная проблема данного произведения — это хаотичное состояние внешнего мира. В нем у человека нет опоры, нет надежды и веры в будущее. Он замыкается в себе и отгораживается от всего, что может нарушить его хлипкую внутреннюю гармонию – аскетизм наедине со стеной и стулом. Так же здесь присутствует извечная проблема свободы слова. Лирический герой ограничен в словах, находясь под гнётом государства.

Рождественский романс

Иосиф Бродский

Евгению Рейну, с любовью

Плывет в тоске необъяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада,
ночной фонарик нелюдимый,
на розу желтую похожий,
над головой своих любимых,
у ног прохожих.

Плывет в тоске необьяснимой
пчелиный хор сомнамбул, пьяниц.
В ночной столице фотоснимок
печально сделал иностранец,
и выезжает на Ордынку
такси с больными седоками,
и мертвецы стоят в обнимку
с особняками.

Плывет в тоске необьяснимой
певец печальный по столице,
стоит у лавки керосинной
печальный дворник круглолицый,
спешит по улице невзрачной
любовник старый и красивый.
Полночный поезд новобрачный
плывет в тоске необьяснимой.

Плывет во мгле замоскворецкой,
пловец в несчастие случайный,
блуждает выговор еврейский
на желтой лестнице печальной,
и от любви до невеселья
под Новый год, под воскресенье,
плывет красотка записная,
своей тоски не обьясняя.

Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
и льется мед огней вечерних
и пахнет сладкою халвою,
ночной пирог несет сочельник
над головою.

Твой Новый год по темно-синей
волне средь моря городского
плывет в тоске необьяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.

28 декабря 1961 года.


Художник: Юлия Чече

Анализ стихотворения «Диалог»

Стихотворение Бродского «Диалог» было написано в 1962 году. оно не так известно, как некоторые другие его произведения. Перед читателем диалог. И первая задача – это выяснить, кто является участниками. Ответ на этот вопрос содержится в словах «Уйми его, Боже, уйми». Отсюда очевидно, что в этом стихотворении идет разговор человека с Богом. Бог слушает его слова, однако этому сильно мешает ветер.

Замечание 2

В начальных строках этого стихотворения видна ситуация нарушения коммуникации.

Очевидно, что в стихотворении говорится о чьей-то смерти, причем последние слова, сказанные Богом: «Птицей, птицей он был» являются свидетельством того, что речь идет о поэте. Хорошо известно, что птица в творчестве Иосифа Бродского – постоянная метафора, которая указывает на поэта. И ясно, что в этом стихотворении речь идет о смерти какого-то талантливого, выдающегося стихотворца. Произведение было написано 6 июня 1962 года. И возможно, это может как-то прояснить ситуацию, так как эта дата – день рождения А. С. Пушкина. Однако то, что в дальнейшем говорится об этом поэте: «Все, что он сделал: крылья птице чёрной одной». То есть, это единственное действо является главным достижением умершего поэта, но в таком случае вряд ли речь идет о Пушкине.

Многие исследователи творчества Бродского склоняются к тому, что скорее всего в стихотворении «Диалог» речь идет об Эдгаре По, авторе знаменитого произведения «Ворон», которое породило огромное количество вариаций и подражаний. А «сотни внучат» умершего стихотворца – это те, кто находятся под влиянием произведения По.

Читателю, который не знает о религиозных взглядах Бродского, после знакомства со стихотворением «Диалог» могло бы показаться, что оно написано человеком глубоко верующим. Бродский с большим удовольствием создает такую иллюзию, словно примеряя на себя этот актант и задавая самому себе вопрос: что бы было, если б у меня была такая вера?

Стихотворение «Диалог» крайне загадочно. А балладная интонация произведения напоминает английскую поэзию.

Композиция стихотворения

Стихотворение является большим по объему. Композиционно Бродский делит его на три части:

  1. Жизнь двух людей, которые взирали с высоты на обычную жизнь. Описание их места, детали досуга. Эта часть похожа по настроению на «Август», который поэт написал в 1996 году.
  2. Смерть героев и события, повлекшие известие об их гибели. Реакция тех самых обыкновенных людей.
  3. Философские размышления Бродского на тему жизни и смерти. Эта часть является самой главной. Предыдущие две плавно подводят к изложению главных мыслей, указанных в третьей.

Все части стихотворения полны горечи и боли. Поэт описывает события ярко и живо, что заставляет полностью окунуться в повествование. Этим самым он пытается сказать, что все — юность, гордость, любовь, убийство — является жизнью.

Образы и символы

Центральное место в стихотворении занимает комната, которую автор оживляет и наделяет человеческими чертами. Это некая живая и мыслящая крепость, в которой укрывается лирический герой от массовой истерии и государственного безумия. Она догадывается, как выглядит опальный житель, но ей можно доверять, судя по всему. В выходе из нее он не видит смысла потому, что бессмысленна вся советская система, построенная на подавлении личности и ее лучших качеств.

Он баррикадируется в ней от: «хаоса», «эроса», «космоса», «расы» и «вируса»:

  1. Пока рассказчик находится в своей комнате, время («хронос») для некого останавливается.
  2. Ему не нужна любовь («эрос»), ведь он лишён этого чувства, он нашёл комфорт и уют в одиночестве.
  3. «Вирус» — массовая внутригосударственная эпидемия, лишающая людей права голоса и парализующая течение их жизни.
  4. «Раса» — это искусственно созданный советскими идеологами и пропагандистами тип «советского человека», который не зависит от нации, являясь носителем общей для всех ментальности. Из-за масштаба клонирования этих людей автор говорит о целой расе, которую стоит избегать в целях сохранения индивидуальности.

Лирический герой не видит надобности выходить из замкнутого пространства, ведь вернувшись обратно он станет морально «изувеченным» от увиденного. Он призывает быть ограниченным не только в пространстве, но и в словах, а вернее в буквах: «Ты написал много букв; еще одна будет лишней», — дабы не написать чего-то непозволительного с точки зрения цензуры. Не секрет, что поводом для его принудительного лечения стало творчество. На суде поэта признали тунеядцем, то есть безработным. Бродский говорил, что он – поэт, но судейские чиновники рассудили, что если его никто не назначал на эту должность, то и профессией ее считать нельзя, на что подсудимый заявил, что литература – это призвание. Так он оказался в доме для душевнобольных.

Лирический герой против тоталитарного государственного режима, и он презирает тех, кто готов с этим примириться: «Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были». Этими строками он доказывает, что единственным спасением от порочного круга реальности является индивидуальность, которую человек постигает и развивает наедине с собой.

Анализ стихотворения Бродского «Рождественский романс» (коротко)

Иосиф Александрович Бродский написал свой «Рождественский романс» 28 декабря 1961 года. Это стихотворение поэт посвятил своему коллеге по «поэтическому цеху», Евгению Рейну. Исследователи творчества Бродского пишут, что поэт часто читал произведение в эмиграции, что даёт основание думать, что это стихотворение было значимым для него.
Что же вложил автор в строки этого романса?

Поэт выступает в стихотворении в качестве рассказчика. Он наблюдает за улицами, снующими по ним прохожими, разглядывает здания. Взгляд поэта выхватывает из зимней темноты различные картины, которые запечатлеваются в тексте с помощью выразительных эпитетов и сравнений. Например, луну автор ласково называет «ночной фонарик нелюдимый, на розу жёлтую похожий».

Перед взором Иосифа Александровича движутся толпы пьяниц, бродят певцы, иностранцы, любовники, городские кокетки. Однако весь этот пёстрый народ не вызывает у поэта позитивного отклика. Грядёт Новый год, но у автора нет радостного предвкушения праздника. Даже разливающиеся соблазнительные ароматы не поднимают его настроения:

и льётся мёд огней вечернихи пахнет сладкою халвою,ночной пирог несёт сочельникнад головою.

Почему же то, что так радует сегодня нас, не вселяло воодушевления в Иосифа Александровича? Обратимся к дате создания стихотворения. Напомним, что это время правления коммунистической партии, которая стремилась изжить все традиции и привычки дореволюционного времени. Поэтому активно пропагандировалось празднование Нового года, а не Рождества, как это было принято в царской России.

Именно искусственность этого торжества раздражает поэта и вызывает в нём уныние. Постоянно в стихотворении звучат анафоры: «Плывёт в тоске необъяснимой…»

В тексте регулярно встречаются эпитеты со словом «печальный»: «певец печальный», «по жёлтой лестнице печальной», «печальный дворник круглолицый». Создаётся впечатление, что все окружающие поэта люди тоже чувствуют его настроение и проникаются им.

Автор не может принять того, что многовековая традиция подменяется каким-то формальным праздником. Ведь во время Рождества люди не просто отмечали наступление нового сезона. Они радовались рождению Христа, которое символизировало духовное обновление, стремление вести более добропорядочную жизнь. Поэтому в тексте романса встречаются отсылки к Библии:

как будто будет свет и слава,удачный день и вдоволь хлеба…

Здесь мы видим аллюзии на чудо насыщения народа пятью хлебами и двумя рыбами. «Свет и слава» — указание на самого Иисуса Христа.

Читатель может заметить, что поэт не разделяет надежды на лучшее будущее. Повторяющееся «как будто» усиливает сомнение в том, что жизнь наладится в новом году. На это пессимистичной ноте стихотворение заканчивается, оставляя читателя пребывать в раздумьях.


Художник: Юлия Чече

Особенности поэзии И. Бродского

Иосифа Бродского часто называют последним классиком 20-го столетия и при этом обвиняют в механичности, бездушности стиха. Его называли гением, вобравшим в себя лучшие традиции русской поэзии, а также поэтом, лишенным национальных корней. Однако даже самые ярые противники Бродского не могли отрицать его таланта и роли в развитии значительных тенденций в литературе.

Иосиф Бродский стал пятым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Его судьба словно слепок с судьбы целого поколения. Бродский был выходцем из интеллигентной ленинградской семьи. По окончании восьми классов поэт ушел из школы. Он сменил больше десяти профессий. Он принимал участие в геологоразведочных экспедициях, работал на заводе.

Статья: Анализ стихотворения Бродского «Диалог»

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Когда в феврале 1964 года Бродского по ложному доносу арестовали, он уже был известен в кругах любителей поэзии. После позорного судилища поэта приговорили к высылке в отдаленную деревню сроком на 5 лет с привлечением к физическому труду. Однако ссылка продлилась только полтора года. Это время стало рубежным для творчества Иосифа Бродского. Его стихи, некогда романтичные и стремительные, стали сдержанными, часто даже рассудочными. Боль и переживание скрывались за иронией и прихотливыми рассуждениями. Все чаще стихи Бродского требовали не сопереживания и сочувствия, а соразмышления, и порождали скорее мысль, чем эмоцию.

После эмиграции летом 1972 года в Америку этот процесс «остывания» лирики Бродского усилился. Несколько позже, в 1975 году, он сравнит свою судьбу с судьбой ястреба, который настолько высоко поднялся над долиной, что обратно на землю вернуться уже не в состоянии («Осенний крик ястреба»).

Это стихотворение, необычное, непростое для понимания, еще раз показывает, на каких противоречиях основан поэтический мир поэта. Самая главная особенности его поэзии заключается в том, что практически каждый читатель из огромного наследия Бродского может найти для себя то, что окажется ему по-настоящему близким, и то, что вызовет у него резкое неприятие.

Замечание 1

Бродский разный: оптимист, пессимист, космополит, патриот, циник. Бродский – метафизический, религиозный поэт, и он же – атеист.

И дело здесь не в беспринципности поэта, а в отсутствии у него твердой устоявшейся точки зрения. А взгляды поэта как раз достаточно понятны и за десятки лет изменились несущественно.

Поэт всегда избегал, особенно с годами, не только прямолинейного выражения своих убеждений и чувств, маскируя их в стихотворную форму, в сплетение синтаксиса и метафор. Он избегал и назидательности, истин в последней инстанции. Бродский никогда не путал откровенность и «душу нараспашку», отлично понимая свою ответственность как поэта за каждое слово, сказанное им. От своего читателя он требовал того же и твердо был убежден, что истинное понимание – это тяжелый духовный труд, который требует от человека напряжения всех душевных и умственных сил. Многие вещи Иосифа Броского сложны для восприятия, его произведения трудно читать «взахлеб», «залпом». За каждым словом, знаком препинания стоит мысль поэта, которую необходимо услышать, пережить, прочувствовать.

Тематика стихотворений Бродского разнообразна:

  • Стихи о любви
  • Стихи об осени
  • Стихи о жизни
  • Грустные стихи
    *• Стихи о России, Родине
  • Стихи о войне
  • Философские стихи и т.д.

В поэзии Бродского самое важное – его удивление перед жизнью, сбереженное им в ссылке, перед обыденным чудом. Благодарность возникает из ощущения того, что жизнь существует вопреки законам вселенной, а не в согласии с сними

В особом отношении Бродского к празднику Рождества проявилась его завороженность чудом возникновения жизни. из произведений разных лет выстраивается целый цикл, посвященный теме Рождества. Эта тема, чрезвычайно важная для поэта, иногда напрямую раскрывается на материале евангельской истории (например, «Рождественская звезда», «Рождество 1963»), а иногда она связана с ней глубинными смысловыми связями.

Смысл

Смысл стихотворения «Комната» состоит в том, что человек вынужден находиться в замкнутом пространстве, скрываясь от внешнего, кипящего безумием мира. Для лирического героя одиночество — это единственный выход не сойти с ума и не заразиться «вирусом». Ему неприятна текущая эпоха и социум, живущий «двойными стандартами». Там, на улице и в соседних квартирах, находятся лишь «диванные комментаторы», «комнатные философы и ораторы» и «кухонные политики», которые за глаза осуждают, но каждым своим действием поддерживают ненавистный режим.

Кроме того, жизнь наедине со стеной и стулом обеспечивает личности право на самобытность. В такой обстановке человек может не отвлекаться на соблазны вроде эроса, а творить, мыслить, искусственно синтезировать недостающую свободу и упиваться ею, забываясь и избавляясь от суеты.

Жанр

В стихотворении есть эпическое начало (история двух друзей, встречающихся на холме) и лирическое (эмоциональный отклик автора на смерть героев), поэтому, а также из-за большого объёма, исследователи нередко называют его поэмой. Видна близость “Холмов” и к балладе (сюжетному стихотворению, зародившемуся в западном средневековье).

Это философское произведение, в котором автор рассматривает вечные вопросы жизни и смерти. Оно написано дольником (вид тонического стиха, в строках которого совпадает число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0). Балладный сюжет определяет и его ритмическую структуру: испанские “романсеро” в русских переводах имели тот же ритм и размер.

Тема произведения

Впервые стихотворение «Холмы» Бродский читает в 1962 году. Это происходило в «Литературном кафе» — месте сбора многих поэтов и писателей в Санкт-Петербурге.

В «Холмах» Иосиф Александрович противопоставляет жизнь и смерть, их вечное единоборство. И в тексте стихотворения смерть оказывается победителем. Поэт не только ставит философский вопрос перед читателем, но и рассуждает и о человеческом одиночестве.

В его стихотворении герои непоняты окружением, выделяются среди остальных, потому что будто бы наблюдают за жизнью свысока:

Холмы являются символом отрешенности, а два человека выбиваются из общей серой массы. Бродский пытается сказать, что в советское время иметь индивидуальность и как-то отличаться от типичного гражданина своей страны значит навлечь на себя беду. Это и происходит в стихотворении — «они» заканчивают трагично и погибают от рук убийц, решивших прервать встречи двух молодых людей.

Поэт всегда негативно относился к безликой серой массе, но, по его мнению, существование тех двух невозможно в условиях советской власти, ведь она уничтожает любые отклонения от своей нормы.

Герои отважно взирают с холмов именно на смерть — моральную и духовную. Упадок проявляется во всем, за что цепляется их взгляд: тюрьма, машины, баня, банк

Даже в день свадьбы, казалось бы, торжества любви и жизни происходит трагедия. Уже настоящая физическая смерть. Все это говорит читателю о существовании неправильной, искаженной действительности. Стихнет свадьба, пройдут похороны, и о двух смельчаках забудут навсегда.

В творчестве Бродского часто поднимаются подобные темы. Например, похожие по смыслу произведения — «Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным холмам…» и «Набросок». В них такая же тревога и безысходность. Герои находятся в поиске чего-то, что для них недостижимо.

Средства выразительности

Это произведение основано на сопоставлении и противопоставлении: смерть – это равнина (кустарник, крик, машины, тюрьма, стёкла); жизнь – это холмы (юность, сотни улиц, боль, гордость, любовь). Оно насыщено не только символами, но и разнообразными выразительными средствами.

  • Эпитеты – “розовый шпиль”, “заросший пруд”, “страшный крик”, “внезапно распахнулись”, “страшная весть”, “пьяная свадьба”, “красное млеко”, “кошмарный скелет”.
  • Метафоры – ”пространство росло меж них”, “кусты распахнулись”, “крик потряс склоны”, “сон был полон мук”, “стада облаков”, “царила жара”, “чернела в ряске дыра”.
  • Олицетворения – “закат унимался и манил тучи”, “кусты расступились”, “кусты проснулись”, “город заплатит”.
  • Сравнение – ”как будто раскрылась земля”, “неслись, как в бреду”, “как дверь в темноту”, “смерть как вода.

В стихотворении много лексических повторов: “красный” (млеко, дети, пути, вагон), “смерть”, “холмы”.
Эти же слова составляют анафоры: “холмы – это наше страданье/ холмы – это наша любовь, холмы – это крик, рыданье…”
Контекстуальные антонимы создают основу для сопоставления и противопоставления – “боль/гордость”, “мечты/боль”, “мечты/горе” и другие.
Многие предложения построены по принципу синтаксического параллелизма.
Для синтаксиса также характерно использование длинных рядов однородных членов, например: “розы, герань, гиацинты, пионы, сирень, ирис…”

В стихотворении определяющим становится мотив смерти, основной мотив поэтов-романтиков, к которым можно отнести и раннего Бродского.
Финал стихотворения чётко выражает позицию автора: “Смерть – это только равнины,/ Жизнь – холмы, холмы”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: