Краткое содержание сказки бажова «каменный цветок»

«каменный цветок» — краткое содержание и пересказ сказа п. п. бажова

Каменный цветок краткое содержание

Сказка «Каменный цветок» Бажова была написана в 1937 году. Произведение вошло в сборник сказок писателя под названием «Малахитовая шкатулка». В основу рассказа легли старинные легенды и сказания горнорабочих Урала. Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 5 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Каменный цветок».

Главные герои Прокопьич – старый мастер малахитных дел, суровый, но добрый мужчина. Данилка Недокормыш – сирота, ученик Прокопьича, мечтавший познать красоту камня. Хозяйка – волшебница, обитающая в Змеиной горе, владычица самоцветов. Другие персонажи Барин – богатый хозяин, которому принадлежали крупные залежи малахита. Приказчик – злобный и недалекий, но исполнительный помощник барина. Катя Летемина – невеста Данилки, милая, любящая девушка. Краткое содержание

Старик Прокопьич имел славу самого лучшего, самого опытного мастера – резчика по малахиту. Ему присылали «парнишек на выучку», но по какой-то причине Прокопьич «учил шибко худо» – то ли ему было жаль расставаться со своим мастерством, то ли не видел он в своих учениках способностей к этому деликатному делу. Одного за другим отправлял он их обратно с коротким пояснением: «Не гож этот…».

Так и оставался Прокопьич без ученика, пока не «дошло дело до Данилки Недокормыша». Сиротке было лет двенадцать, не больше. Из жалости его «взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча». Однако парнишка оказался не приспособлен к этому делу – с куда большим удовольствием он рассматривал картины или различные драгоценные поделки в барском доме. Не смог он работать и подпаском – из-за его невнимательности коровы разбредались, куда хотели. В результате было решено отдать мальчика на обучение Прокопьичу. Узнав о горькой судьбе Данилушки, Прокопьич пожалел его, а вскоре так привязался, что «прямо сказать, за сына держал». Поначалу старик давал парнишке много свободы, но как узнал об это приказчик, так стал сам контролировать обучение Данилки. Но это было лишним – мальчик был на удивление толковый и быстро учился всем премудростям малахитного дела. Вырос Данилушка высоким, сильным, красивым парнем – «однем словом, сухота девичья». Прокопьич стал с ним и за невест разговоры вести, но парень мечтал стать настоящим мастером, а потом уж думать о семье.

Однажды барин, чтобы определить уровень мастерства Данилки, приказал ему сделать малахитовую чашу на ножке. Увидев его работу, барин был доволен – он сразу смекнул, что Прокопьич взрастил отличного мастера себе на смену. Он передал Данилке новые чертежи, по которым он должен был вырезать новую чашу со сложными, затейливыми узорами.

После этой проверки Данилка понял, что способен на многое. Вот тогда он и задумал самостоятельно, не по барским чертежам, вырезать редкой красоты чашу, «чтобы камень полную силу имел». Мысли о ней не давали ему покоя ни днем, ни ночью. Видя, что парень сам не свой, старик решил его женить – «лишняя дурь из головы вылетит, как семьей обзаведется». У Данилки уже была на примете славная девушка – Катя Летемина, на которой он собирался жениться, как только выполнит заказ барина.

Чаша по барским чертежам вышла у Данилки знатная. По этому случаю позвал Прокопьич старых мастеров, и те одобрили работу Данилки. Вот только сам он был не очень доволен чашей, в которой не видел ни особой красоты, ни жизни. Тогда самый старый мастер сказал, что тот, кто увидит каменный цветок, постигнет красоту камня и попадет «к Хозяйке в горные мастера». Услышав это, загорелся Данилка увидеть тот самый каменный цветок. Однажды, перед самой свадьбой, отправился он на Змеиную гору за малахитом – тут ему Хозяйка и явилась. Данилка принялся умолять Хозяйку показать ему каменный цветок. Та долго отговаривала от этого – после не будет уж прежней жизни. Вот только Данилка настаивал на своем, и Хозяйка повела парня в свой сад, где он увидел неземной красоты каменный цветок.

Вернулся Данилка домой сам не свой. Он грустил весь вечер, а ночью убежал неизвестно куда. Одни говорили, «что он ума решился, в лесу загинул», а другие не сомневались, что Данилу взяла к себе в горные мастера сама Хозяйка…

Заключение Главная мысль произведения – истинное мастерство невозможно без полного самоотречения. Однако в погоне за идеалом не стоит забывать о любимых людях и приносить в жертву собственную жизнь. После ознакомления с кратким пересказом «Каменный цветок» рекомендуем прочесть сказку в полной версии.

Смысл рассказа Павла Бажова «Каменный цветок»

«Каменный цветок» Павла Бажова – это очень непростая сказка.

Что ни говори, а жанр сказки уверенно сохраняет свои позиции в мировой литературе. Но в то же время это один из тех слоёв человеческого творчества, который с течением времён претерпел, возможно, наибольшие изменения.

На сегодняшний день у сказок есть вполне конкретная задача: учить детей добру, отзывчивости, терпимости к другим людям, заботе — лучшим качествам, которые может собрать в себе человек. Что же до сказок прошлых лет, тут всё не так однозначно…

Чему учит произведение Бажова, по стилистике больше похожее на басни старого дедушки, который решил приукрасить свою молодость?

Рассказ не огораживает юного читателя от неприглядной правды: в поселении рядом с малахитовыми каменоломнями, в котором родился и вырос главный герой Данила, вовсю процветало крепостное право. Жестокому наказанию плёткой могли подвергнуть даже ребёнка, не говоря уже о взрослом. Читатель узнаёт о текущем положении вещей исподволь, но в то же время крепостное право — это одна из всемогущих сил рассказа, своеобразный антагонист, который предстаёт в лице Приказчика.

Приказчик управлял поселением, следил за тем, чтобы каждый житель приносил пользу своему владельцу, который в это время жил вдали от каменоломен и наслаждался лишь плодами трудов своих крепостных.

Приказчик в полной мере распоряжался судьбой талантливого резчика по камню, и он был волен погубить творческую жилку Данилы безвкусными заданиями, монотонной работой и надуманными придирками.

А по ту сторону этой серой, беспросветной жизни стояла… Хозяйка Медной Горы. Неведомая, природная, незыблемая сила камня, с которым работал Данила. Хотя в сказке она предстаёт прекрасной женщиной, Хозяйка несёт в себе образ самой природы, до конца постичь которую практически невозможно

Хозяйка может одарить богатствами и знаниями, но в то же время она своенравна и может погубить неосторожного человека

Вся беда мастера Данилы оказалась в том, что он и сам оказался своенравен и свободолюбив, а ещё достаточно талантлив и любознателен, чтобы вопреки всему попытаться постичь тайну Хозяйки Медной Горы. Стремление изготовить каменный цветок невиданной красоты стало для Данилы возможностью превзойти самого себя, а ещё сбежать от тесных оков Приказчика. Даже сильный духом человек может сломаться под гнётом обстоятельств, а ведь Данилу с юных лет пытались «загнать в тиски»: сначала скучной, монотонной работой, а затем и барскими прихотями, которые не давали таланту Данилы раскрыться в полную силу.

Юный мастер погрузился в себя. Желание сотворить нечто настолько прекрасное, что вознесёт его талант выше житейских проблем, захватило разум Данилы. Не спасла его даже женитьба на хорошей и доброй девушке Кате, которая в этом произведении стала олицетворением всех людей, которые окружали Данилу.

В муках творчества молодой мастер отрывается от людей. Он забывает о близких, которые нуждаются в нём, поддерживают его. Данила оставляет их на растерзание реальности с её Приказчиком, неволей и постоянной работой. И в конце концов неконтролируемая страсть достичь совершенства иссушает душу Данилы и едва не сводит его с ума.

Вместо того, чтобы пытаться противостоять злу в реальности, главный герой сказки предпочёл пуститься в бегство, хоть Бажов и представил это, как уход от мира в поисках самого себя и недостижимого идеала.

У сказки «Каменный Цветок» совсем недетский смысл: стремясь к совершенству, не обрывай все связи с людьми, не сжигай мосты позади себя, не пытайся сбежать от реальных трудностей здесь и сейчас. Потому что в погоне за совершенством, ты можешь оказаться у разбитой малахитовой чаши, а вокруг – никого, кто бы смог поддержать.

Истоки «Малахитовой шкатулки»

Павел Петрович услышал старинные уральские предания от сторожа Василия Хмелинина. Произошло это в конце 19 века, будущий писатель был еще подростком. Повествования рассказывали о горном деле, опасностях, подстерегавших рудокопов, красоте недр и редких камней.

Старинные легенды поразили воображение юноши. Спустя тридцать лет он вернулся в родные места и начал записывать предания, которые рассказывали старики. На основе сюжетных мотивов фольклорных легенд Бажов создал великолепные произведения. Писатель именовал их уральскими сказами. Позже они вышли отдельным сборником под названием «Малахитовая шкатулка».

Спектакль в Москве Каменный цветок

КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ имени СТАНИСЛАВСКОГО и НЕМИРОВИЧА- ДАНЧЕНКО

При всей моей любви к балету «Каменный цветок» я смотрю впервые . А ведь над его созданием трудились два мэтра советской культуры : Прокофьев и Григорович . При этом , удивительным образом этот балет стал последним в жизни Прокофьева ( за правкой его партитуры композитор скончался ), и первым — для Григоровича .

В балете нет привычных нам одеяний : пачек или Шопенок. На сцене — мир русской сказки с девичьими сарафанами , с красным сапожками , с косоворотками . Выглядит очень непривычно и ярко . Колорит национального фольклора уводит зрителя в завораживающий мир сказаний, где добро неизменно восторжествует .

В основе сюжетной линии Балета лежат знаменитые сказки Бажова . История мастера, пожелавшего достигнуть совершенства и забывшего ради этого все , одержимость творчеством , и параллельная линия любовного треугольника . При этом смысл постановки понятен даже без прочтения либретто .

Невероятно выразительно и понятно пластическими средствами показано развитие событий, а также эмоции и переживания героев .

«Каменный цветок» четко делится на три образные сферы : лирическая ( нашедшая воплощение в образах Данилы и Катерины) ; сказочно- фантастическая( все, что касается Хозяйки Медной горы ) и народно- жанровая ( великолепные по настроению и красочности массовые народные сцены)

Каждая из этих сфер отличается своей стилистикой костюмов, хореографией , музыкой .

При этом смена декораций происходит совершенно незаметно для зрителя . Здесь абсолютно гениальное решение Симона Вирсаладзе . В глубине сцены стоит малахитовая шкатулка , которая трансформируется то в деревенскую избу, то в драгоценные недра Медной горы , или же фрагмент рыночной площади.

Но, декорации лишь задают тон, основную нагрузку в передаче колорита несут на себе невероятные по массовости и слаженности ансамблевые сцены .

Так , в царстве Хозяйки Медной горы танцуют даже драгоценные камни . Совершенно восхитительное по синхронности исполнение сложного танцевального рисунка . А решение повторить линии самоцветных камней на декорациях замершими во взмахе, ногами балерин — просто безупречно . Застывшие острые параллельные линии рисунка на декорациях и балерины, повторяющие и продолжающие этот угол создают действительно сказочный мир Медной горы , настоящую чашу Каменного Цветка . Рисунок танца острый , но четкий и синхронный . Выполнено идеально — аплодисменты кордебалету . И нельзя не сказать о главном украшении Балета — роли Хозяйки Медной горы . В облегающем тело зеленом комбинезоне, с четкими линиями согнутых рук , в быстроте танца и его рисунке перед нами предстаёт то настоящая Королева , то быстрая ящерка . Самые красивые партии и великолепная техника исполнения .

Совершенно иные хореографические и музыкальные решения в сценах с участием Катерины и Данилы . Танцоры одеты в традиционные русские костюмы , и легкие сарафаны девушек струятся в движении танца , подчёркивая их хрупкость , нежность и чистоту . И сами девушки прекрасны в мягких изгибах, нежных движениях рук , они словно ручейки стремительно и плавно двигаются в танце . Музыка не копирует народные мотивы, но передаёт колорит в гармонии светлой печали и задорного веселья .

И , наконец, третий пласт Балета — сцены массовых народных гуляний . Перед нами возникает площадь , где жители веселятся в честь праздника . Краски столь яркие , что на память приходят картины Кустодиева . Здесь перед хореографом стояла сложная задача : показать народные танцы , но средствами Балета . И решено это блестяще . На сцене настоящее народное гуляние , в котором , однако, есть и своя история .

Для меня неожиданным оказалось вкрапление цыганских мотивов , но они невероятно органично вплелись в общую структуру повествования . Очень хороши русские танцы : красные сафьяновые сапожки , молодецкая удаль , и весь Русский характер — сильный , открытый и радостный .

Музыку Сергея Прокофьева исполнял Оркестр под управлением Романа Калошина ,- спасибо за столь виртуозную игру .

Вердикт однозначный — смотреть обязательно. Балет яркий, самобытный, с эффектными сольными партиями , замечательными дуэтами и захватывающими массовыми сценами .

Серебряное копытце, Голубая змейка и Земляная кошка

Помимо фантастических героев, имеющих человеческий облик, в уральских сказах есть и персонажи-звери. Например, Серебряное копытце. Так называется одна из сказок Бажова. Серебряное копытце – это волшебный козел. Он выбивает из земли драгоценные камни. У него есть одно серебряное копыто. Им он бьет землю, из которой выскакивают изумруды и рубины.

«Каменный цветок» Бажова – один из рассказов сборника «Малахитовая шкатулка». Детям родители часто читают сказку «Голубая змейка». В ее центре находится фантастический персонаж, способный как одарить хорошего человека, так и покарать злодея. С одной стороны у Голубой змейки – золотая пыль, а с другой – черная. Где человек окажется, так и жизнь его пойдет. Голубая змейка золотой пылью отмечает месторождение драгоценного металла, которое находится близко к поверхности.

Еще один фантастический персонаж уральских сказов – Земляная кошка. Она связана с древнеславянской легендой о тайных кладах. Их охранял кот. У Бажова этот персонаж помогает найти дорогу девушке Дуняхе. Кошка ходит под землей. Только ее светящиеся уши видят люди над поверхностью. Реальным прототипом образа являются выбросы сернистого газа. Они часто принимают форму треугольника. Искрящийся сернистый газ напоминал старателям кошачьи уши.

Действующие лица

Главный герой сказки — Прокопьич. Это малахитный мастер, который отличается суровым внешним видом. Но внутри него скрыта добрая натура. Многие барины мечтали отправить к нему учеников, только всех мальчиков Прокопьич ругал, дергал за уши и отправлял обратно.

Лишь Данилка Недокормыш приглянулся мастеру. Он был сиротой, мать мальчика умерла, а отца тот и вовсе не знал. Его считали умственно отсталым, поэтому не обращали на него внимания. К Прокопьичу Данилка попал случайно, но сразу завоевал любовь мастера. В сказке «Каменный цветок» есть и другие персонажи:

  • барин — владелец крупных залежей малахита;
  • приказчик — злобный, исполнительный и недалекий помощник барина;
  • Катя Летемина — невестка Данилки.

Бажов написал «Каменный цветок» на основе сказаний рабочих. В произведении есть такой персонаж, как Хозяйка. Она живет в Змеиной горе и владеет большим количеством самоцветов. Эта волшебница встречается и в других сказках писателя.

После прочтения произведения можно сделать запись в читательский дневник. В него вносят следующую информацию:

  • автор и название произведения;
  • краткое содержание;
  • личные впечатления.

Главные герои и их характеристика

  • Данилка – в начале повествования это худенький, слабый, плохо приспособленный к жизни подросток, круглый сирота, «волоски кудрявеньки, глазки голубеньки». Высокий, гибкий как тростинка, Данила тем не менее оказался очень крепким силой духа: почти до смерти забил его палач, а он и не вскрикнул ни разу. Потом Данила вырос и стал «высокий да румяный, кудрявый да веселый», девушки на него заглядывались. Но Данила был поглощен одной страстью: из него вырос настоящий великий мастер-камнерез, и хотелось ему добиться в своем мастерстве истинного совершенства.
  • Прокопьич – пожилой мастер, имевший исключительный талант камнереза, лучше всех в заводах. Одинокий, крутой нравом, но обладавший добрым сердцем. Полюбил Данилку, как сына.
  • Хозяйка Медной горы – волшебная красавица в малахитовом платье, владелица сокровищ гор, обладательница каменного цветка. Коварно соблазняла мастеров каменным цветком, обещая открыть им дар оживления камня, и заманивала к себе в вечное рабство.

Реальные персонажи

Прототип рассказчика Деда Слышко – сторож Василий Хмелинин, познакомивший молодого Бажова с уральскими легендами. Писатель знал бывшего заводского рабочего очень хорошо. Сторож пересыпал свою речь словечком «слышь-ко». Отсюда и прозвище.

Прототипом барина, периодически приезжавшего на рудники, был известный предприниматель Алексей Турчанинов, живший во времена императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Именно ему принадлежала идея художественной обработки малахита, о которой рассказывает Бажов в своих произведениях.

Прототипом Данилы стал известный русский мастер Зверев. Он был горщиком – так называли специалистов по добыче драгоценных и полудрагоценных камней. Данила Зверев, как и вдохновленный им литературный персонаж, отличался слабым здоровьем. За худобу и малый рост его называли Легоньким. У Данилы-мастера Бажова тоже есть прозвище – Недокормыш.

Опытный ремесленник и его юный ученик

Начинается сказка «Каменный цветок» с описания старого мастера Прокопьича. Великолепный знаток своего дела, он оказался плохим педагогом. Мальчишек, которых по приказу барина приводил к Прокопьичу приказчик, мастер бил и наказывал. Но результата добиться не мог. Возможно, что и не хотел. О причинах этого писатель умалчивает. Очередного ученика Прокопьич возвращал приказчику. Все мальчики, по словам старого мастера, оказались неспособными постичь ремесло.

О тонкостях работы с малахитом пишет П. П.Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого излагается в статье, непосредственно связан с тонкостями камнерезной работы. Ремесло это считалось в народе нездоровым из-за малахитовой пыли.

И вот привели к Прокопьичу Данилку Недокормыша. Паренек он был видный. Высокий и лицом ладный. Да только худой очень. Вот и прозвали его Недокормышем. Сиротой был Данила. Сначала определили его в барские покои. Но не вышло из Данилы прислужника. Он часто засматривался на красивые вещи – картины или драгоценности. И как будто не слышал барских приказов. По причине слабого здоровья не стал он и рудокопом.

Герой сказа Бажова «Каменный цветок» Данила отличался странной особенностью. Он мог долго смотреть на какой-нибудь предмет, например, травинку. Еще обладал он немалым терпением. Приказчик заметил это, когда парень молча сносил удары кнута. Поэтому Данилку отдали учиться к Прокопьичу.

Каменный цветок — Бажов П.П.

 Старый резчик по камню Прокопьич не хотел никому передавать свое мастерство. Он всех мальчишек, которых ему предлагали, считал бестолковыми и неумелыми, но когда к нему попал Данилка Недокормыш, рано оставшийся сиротой, старик изменил свое мнение. Мальчик показал недюжинный талант и редкое умение все примечать и быстро запоминать. В нем Прокопьич увидел свое достойное продолжение, а мальчик – сирота нашел заботливого и доброго отца.

Старик жил, по деревенским меркам, зажиточно, и Данилке у него было неплохо, сытно и тепло, он мог сколько угодно работать и шлифовать свое мастерство. Рано повзрослев, юноша влюбился в соседскую девушку Катерину. Но все же что-то постоянно мучило парня.

Данила все время был недоволен своей работой, ему хотелось вырезать такой цветок, чтобы все жилочки были видны, как у настоящего, чтобы невозможно было его отличить от цветка на лугу. А в деревне старые мастера рассказывали, что самые искусные резчики по камню живут в горе у самой Хозяйки и есть там такой цветок, что показывает, какую силу камень может иметь и чего настоящий мастер может добиться. После таких рассказов Данила становился еще грустнее и из головы не мог выпустить заветный цветок.

Стал юноша чаще и чаще уходить из дома да бродить по лесам и лугам, а чаще всего его можно было заметить у Змеиной Горки. Говорили, что именно там вход в царство горной королевы. В деревне стали поговаривать, что у Данилы с головой беда. А он все только мечтал о недостижимом идеале.

А сама Хозяйка настоящих мастеров всегда замечала и подсказки им давала. И стал Данила самым лучшим мастером в округе, слава о нем пошла, но он все же был недоволен своей работой, хотелось ему взглянуть на удивительный каменный цветок и стать работником в горе у Хозяйки.

Тут старый Прокопьич стал стыдить парня, что долго он Катерину не сватает и свадьбу не играет, а девушка ждет и ждет. Подумал тут Данила, что и правда, почему он мучается сам и мучает свою невесту. И сказал он своему названному отцу, что действительно нужно свадьбу играть, а дурь из головы выбросить.

Работал в то время Данила над каменной чашей- заказом барина, обещали ему хорошо заплатить за эту работу. Долго парень вырезал, мучился, а как приказчик придет и видит, что уже все готово, отговаривался, что еще что-то доделать нужно.

И вот наступил день свадьбы, собрались гости, стали величать молодых, сели за столы, выпили вина. И в самый разгар веселья вышел жених вроде как на улицу проветриться, а сам схватил молоток, разбил свою чашу и убежал. Прибежал он к Змеиной Горке, а там сама Хозяйка. Попросил он, чтобы показала она ему заветный Каменный цветок. Отговаривала повелительница подземных богатств мастера, говорила, что после того не сможет он вернуться к людям, но Данилка был тверд в своем решении, не было ему жизни без своей мечты. И пропал Данила с тех пор, никто его в деревне не видел. А стали люди поговаривать, что появился в горе молодой мастер- самый лучший из всех.

Обязательно прочитайте сказку целиком. Она очень интересная! — Каменный цветок. Бажов П.П.

Сюжет сказки:

Жил на Урале старый мастер Прокопьич. Был лучшим в малахитовом деле в тех местах. Но возраст уже давал о себе знать, поэтому Барин решил отправить к нему ученика, чтобы был продолжатель дела данного, чтобы мастер все свои умения и навыки молодому передал. Но обучение не шло. Каких мальчишек не отправляли ни с кем не уживался Прокопьич, шишек наставит, да и дело с концом, отправит их обратно, сказав, что данной науке не обучаем.

Местные мальчишки сильно забоялись старого мастера, да и родителям не хотелось отдавать своих детей на такое обучение. Тут то и вспомнили про мальчишку Данилку Недокормыша. Дожив до двенадцати лет он мать свою не помнил, а отца и вовсе не знал. Хотели его обучить чему-нибудь, чтобы толк был. Сначала взяли в барски дом «казачком», да шустрости у мальчика не хватило. Потом в помощники к пастуху отправили, да и там не вышло. Пастух заснет, а у Данилки все коровы разбегутся. Вот так однажды потеряли они коров и высекли их обоих. Мальчишку так сильно высекли, что выхаживала его местная бабка-знахарка. И однажды рассказала она ему о каменном цветке, что растет он у Хозяйки малахитовой горы, цветет на «змеиный праздник» и тот, кто его увидит навсегда несчастным станет.

Когда мальчик окреп, приказчик его в ученики к Прокопьичу отправил. А старый мастер больно привязался к Данилке, за сына принял, заметив талант. Но сначала решил откормить, прежде чем делу обучать. Давал ему работу легкую, по хозяйству. Купил ему одежду хорошую, а здоровье беспокоился. Увидев, что мальчик не тем делом занимается, которому должен, Приказчик решил проверить чему Данилка за все это время научился. Оказалось, что смышленый мальчишка, следил за работой Прокопьича и много чему успел научиться.

Приказчик стал давать много работы мальчику, за этим делом он и вырос, успел и делу обучиться и читать и писать умел. Данила вырос красивым парнем. Приказчик к себе его забрал. Данил там такой талант проявил и скорость, которые удивили Барина, поэтому он чертеж ему отправил чаши необычной.

Данилка начал ее делать, да не нравилось ему она, поэтому предложил еще одну сделать по своей задумке. Начав ее, делать стал он угрюмый и задумчивый. Хотел он свою чашу на подобие каменного цветка сделать, ходил искал по полям и лугам, да так и не мог ничего найти. Заметил, что ученик меняется, решил Прокопьич его женить на соседке Катерине. И вот когда Данила закончил делать чашу по барскому эскизу устроили они праздник. На нем один старик, рассказал парню, что тот, кто каменный цветок увидит, становится горным мастером у Хозяйки горы.

С тех пор Данил все не мог эти мысли из головы выбросить и про свадьбу думать забыл. Пошел он искать камень для своей чаши. И услышал голос, который к Змеиной горе его отправил. Там то они и нашел нужный малахит. Вернувшись, парень сразу приступил к работе, но все не нравится ему в чаше, жизни нет, понял, что не может красоту цветка понять, решил все-таки жениться. А свадьба пришлась на «змеиный праздник», решил он последний раз к Змеиной горе сходить и встретил там Хозяйку. Просил Данила цветок показать ему, а она его отговаривала, мол счастлив не будешь никогда. Нагляделся парень на цветок, вернулся домой, да и разбил свою лучшую чашу. Убежал из избы, его долго искали, но не нашли. Ходили слухи, что Хозяйка горы его в свои горные мастера взяла.

5 класс

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Приказчик  – грубый, жестокий человек. Он был поставлен барином для контроля над заводами, в которых работали камнерезы. Следил за тем, чтобы абсолютно все наказы барина исполнялись, руководствуясь принципом: «Заставь дурака молиться, он и лоб расшибет».
  •  Катя Летемина – невеста Данилы, красивая, добрая девушка.
  •  Барин  – владелец малахитовых заводов и мастерских, ему принадлежали и крепостные, которые там трудились, в том числе Данилка с Прокопьичем. В сказке этот персонаж сам не появляется, только выражает свою волю через приказчика либо через письма. В отличие от приказчика, умел ценить крепостных, берег и создавал особые условия тем, которые трудились успешно и проявляли талант.
  •  Старичок мастер  – «ветхий старичоночко», обучавший Прокопьича и других славных мастеров, глуховатый от старости, слабый. Отличался мудростью: именно он подсказал Даниле, как раскрыть полную силу камня, но предостерег: опасное это дело.
  •  Бабушка Вихориха – старушка-травница, сердобольная, мудрая, выходила Данилу после побоев, поставила на ноги. Впервые от нее мальчик узнал о каменном цветке.

«Каменный цветок» к юбилею Григоровича

Новую жизнь в Мариинском театре получил «Каменный цветок» — первое сочинение Юрия Григоровича, поставленное для профессиональной сцены. Главный русский хореограф ХХ века готовится отметить свое 90-летие, а воссозданный при личном участии мэтра спектакль служит весомым доказательством мощи и глубины его таланта.

Музыка Сергея Прокофьева и либретто, основанное на уральских сказах Павла Бажова, в которых бытовые реалии соседствуют с фантастическим миром подземных сокровищ, — благодатный и щедрый материал. И молодой Григорович в 1957 году сумел им воспользоваться. Причем настолько удачно, что создал ни много ни мало мини-энциклопедию балетного театра, редкую по насыщенности и полноте.

По форме хореография Григоровича близка феерическим ансамблевым построениям Петипа, а по лексике, насыщенной острыми акцентами, акробатическими поддержками и неканоническими позами, — экспериментам Федора Лопухова. Сцена ярмарки с ее мастерски сделанными фольклорными танцами, где особо выделяется цыганский, заставляет вспомнить, с каким тщанием великие мастера XIX века искали баланс классической и характерной хореографии. В то же время в индивидуальных портретах персонажей налицо сходство с образами, составившими славу советского балета сталинского времени.

Так, Катерина, невеста мастера Данилы, имеет очевидное сходство с Джульеттой из балета Леонида Лавровского. Фактически это ее младшая сестра: тот же силуэт, где прописаны тревога, достоинство, решимость бороться за свою любовь. Пластической сдержанности этой героини противостоит экспрессивный хореографический язык ее антагонистки — Хозяйки Медной горы, посулившей мастеру Даниле раскрыть тайны камня. По выразительности и оригинальности пластики этот образ и сегодня вне конкуренции.

Ценность «Каменного цветка» также и в лаконичной сценографии Симона Вирсаладзе. Благодаря сочетанию зеленого с лиловым возникает волшебство подземного мира. Цвета осени в сцене ярмарки становятся знаком душевного смятения, ну а малахитовая шкатулка на заднике, из которой будто рождается спектакль, символизирует неиссякаемость народных сказаний.

Труппа Мариинского театра продемонстрировала, что в ее составе есть молодые артисты, которые не только хорошо обучены и щедро одарены природой, но также имеют высокое чувство ответственности. Балеты, как говорят танцовщики, передаются из ног в ноги. Елена Евсеева и Екатерина Чебыкина (Катерина и Хозяйка Медной горы соответственно), видимо, сознают, что именно через их ноги следующим поколениям перейдут роли, созданные 60 лет назад для тогда совсем юных, но ставшим великими Ирины Колпаковой и Аллы Осипенко.

Данилу с почти дистиллированной чистотой танцевал Алексей Тимофеев, обладатель красивых ног и мягкого прыжка. Как это часто бывает в балете, больше всего повезло «злодею»: прекрасный образ создал Александр Сергеев. Приказчик Северьян в его исполнении — не примитивный злобный выпивоха. Демоническое появление этого злодея вызывает скорее ассоциацию с Распутиным — таким старец Григорий, по всей видимости, являлся великосветским поклонницам в эротических снах. Для полного сходства не доставало разве что тазика с мадерой…

Премьера Мариинского театра — юбилейная во всех смыслах. Заканчивается год Прокофьева, посвященный 125-летию со дня рождения композитора. 2 января отметит юбилей хореограф. У самого спектакля тоже не за горами круглая дата. Но дело не только в магии цифр. У «Каменного цветка» Юрия Григоровича есть все шансы войти в число канонических танцевальных текстов ушедшего столетия.

Каменный цветок

Петербургский балет живет легендами. О них вспоминают, ими гордятся, их стараются вернуть к жизни. «Каменный цветок» – одна из них, легенда с почти 60-летней историей.

Для создателей этого балета поставленный в 1957 году «Каменный цветок» остался в памяти лучом света, света первых серьезных творческих побед. У Юрия Григоровича это была первая крупная постановка в театре, да еще и на русскую тему, на музыку любимого Прокофьева. А кроме того именно в этой работе сложился творческий тандем с художником Симоном Вирсаладзе, на долгие годы определивший их взаимный успех. Первым исполнителям, совсем молодым и известным тогда лишь в балетных кругах Ирине Колпаковой, Алле Осипенко, Александру Грибову и Анатолию Гридину, «Каменный цветок» сделал имена. Они впервые стали создателями ролей – не интерпретаторами давно существующих текстов, а сочинителями образов. Придуманные персонажи раскрыли их индивидуальности, об артистах заговорили. Да и в контексте истории русского балета «Каменный цветок» оказался лучом света – шагом прочь из нетанцевальности драмбалета. Сегодня с высоты прошедших лет это очевидно. А тогда в 1957-ом никаких революций никто намеренно не готовил, просто молодой хореограф и молодые артисты делали то, что им было интересно, а их интересы отличались от предпочтений поколения 1930-1940-х.

«С большим теплом вспоминаю я те часы, когда вместе с главными исполнителями мы почти не выходили из репетиционного зала, – писала репетитор нового балета Татьяна Вечеслова, – да и весь наш досуг был наполнен мыслями о спектакле. ‹…› Времени не хватало – для работы, разговоров, споров»*. Для только что закончившей танцевать Вечесловой «Каменный цветок» стал первым репетиторским опытом, у нее тоже этим балетом начинался новый путь. Для художника Вирсаладзе спектакль по сказкам Бажова стал новой страницей творческой географии. Готовясь к постановке, они с Григоровичем ездили на Урал, и грузин Вирсаладзе открывал для себя не привычную ленинградскую, а деревенскую, народную Россию.

Эта общая увлеченность поиском нового, помимо таланта каждого из создателей, стала одной из составляющих легенды. А легендой «Каменный цветок» очень скоро сделал его успех. Вдохновляющая похвала за «симфоническое повествование» от мудрого старшего наставника, авторитетнейшего хореографа Федора Лопухова, когда-то этот симфонизм в танце в своих постановках искавшего. Отзыв о «согласии, гармоничном слиянии музыки, хореографии и декорационного оформления» от композитора Дмитрия Шостаковича, не понаслышке знавшего, что такое работа с балетом. Обширную коллекцию похвал пополнили и впечатления режиссера Юрия Завадского. Удостоиться высоких оценок первых лиц профессии удается далеко не каждому новичку, а Григоровича «Каменный цветок» привел в Большой театр – уже в 1959 году спектакль был перенесен в главный театр страны. В Ленинграде, если верить сухим цифрам театральной статистики, в течение тридцати лет «Каменный цветок» оставался одним из самых посещаемых спектаклей, с 1957 по 1991 год его исполнили 191 раз. Вплоть до начала 1990-х легенда вдохновляла все новых и новых исполнителей.

А для артистов поколения 2010-х, знающих о «Каменном цветке» лишь по рассказам и красивым старым фотографиям на школьных стенах, сегодня само имя Григоровича – легенда, синоним громкой славы советского балета. Замечания, да и просто присутствие в зале человека, лично знакомого со Стравинским, видевшего на сцене танцующего Баланчина, слушавшего рассказы Лифаря о постановке «Блудного сына» – это возможность прикоснуться к легенде. Ольга Макарова

* Вечеслова Т. Я – балерина. Л.-М.: Искусство, 1964. С.239.

Укорененные в родной земле

«Каменный цветок» Бажова входит в сборник «Малахитовая шкатулка», опубликованный в 1939 году. Это рассказ, адаптированный для детского восприятия. Сборник включает лучшие произведения писателя. Герои многих сказок состоят в родственных отношениях. Например, Танюшка из «Малахитовой шкатулки» – дочь Степана и Насти (героев «Медной горы Хозяйки»). А персонаж «Хрупкой веточки» Митюнька – сын Данилы и Кати («Каменный цветок», «Горный мастер»). Легко представить, что все герои уральских сказов – соседи, живущие в одной деревне. Однако их прототипы явно из разных эпох.

«Каменный цветок» – произведение уникальное. Его персонажи настолько колоритны, что не раз становились объектами творческой переработки. В них есть красота и правда. Герои Бажова – простые, искренние люди, сохраняющие связь с родной землей. В уральских сказах присутствуют приметы конкретной исторической эпохи. Это проявляется в описании домашней утвари, посуды, а также способов обработки камня, типичных для того или иного времени. Привлекает читателей и колоритная речь персонажей, пересыпанная характерными словечками и ласковыми прозвищами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: