Краткое содержание произведения «лето господне» шмелева

Лето господне - краткое содержание романа шмелёва

Композиция

Композиция романа включает три части: Праздники, Праздники-Радости и Скорби. Начинается с описания Великого Поста. Непросто выдержать его испытания, но Ваня подготовлен к ним. Он растет наблюдательным, видит изменения в жизни людей, наблюдает за природой. Русская жизнь, простая, народная, живет в романе. Вместе с героем и его наставником читатель отправляется на постный рынок Москвы и поражается обилию продуктов и щедрости русской земли.

Автор рассказывает, как взрослеет Ваня, как расширяется его кругозор, как он впитывает основы православия. Не лишенный пытливого ума, мальчик многое замечает. Каждый раз, проезжая или бывая в Кремле, Горкин много рассказывает ему. Так естественно мальчик понимает, что родился в городе, которым нужно гордиться. Наряду с православием даны замечательные образцы-описания трудовых процессов в доме. Это труд многих людей. Приходит праздник Покрова, а вместе с ним заготовки моченых яблок и рубка капусты. Ее готовили много, на двор въезжало более двадцати возов, груженных доверху. С любовью автор дает описание осенних именин, именников много, но особо празднуются именины отца Сергея Ивановича. Отец –фигура заметная, поэтому в доме к ним тщательно готовятся. И мальчик не просто на все смотрит, он уже учится анализировать события.

Читателю предстоит многое узнать о той жизни, которая безвозвратно ушла. Например, о Кремле. Каждая встреча с ним оставляет след в памяти мальчика. Трудно представить зимнюю жизнь москвичей без забав. И мальчик вспоминает, как устраивались ледяные горки и организовывалось катание с них, как это стало любимым занятием жителей.

Третья часть – Скорби посвящена болезни отца и его смерти. Горькими днями назовет их автор. Уходит из жизни самый близкий и родной человек, с которым связаны лучшие воспоминания детства.

Заканчивается роман, но еще долго читатель будет погружен в жизнь московской семьи, вспоминать праздники и мальчика Ваню, которые не только сохранил их в памяти, но и записал для потомков.

Скорби

Один за другим в дом приходят посетители. Все молятся за здоровье хозяина, желают ему скорейшего выздоровления. Через какое-то время Сергею Ивановичу становится лучше, однако работать он пока не может. Управлением хозяйства занимается Василь-Василич.

По словам отца, произошло все следующим образом. Сергей Иванович ехал на молодой, еще необъезженной лошади и наслаждался красотами природы. Когда же он хлестнул кобылицу нагайкой, та резко метнулась и понеслась что есть мочи, а затем скинула хозяина на землю. Сергей Иванович неудачно упал и сильно ударился головой.

Когда хозяин немного оправился от болезни, то поехал в бани, чтобы окатить там себя живой водой. После этого он стал чувствовать себя значительно лучше, чем очень обрадовал родных и близких.

Отец берет Ваню в поездку по Москве. С ними путешествует и Михаил Панкратович. На Воробьевке Сергей Иванович долго любуется матушкой-Москвой, ее величием и красотой.

Отец постепенно возвращается к прежним делам, начинает проверять стройки. Но в одну из таких поездок ему становится плохо, хозяин едва не падает с лесов. Василич привозит Сергея Ивановича домой, и всем становится ясно, что болезнь вернулась.

На Троицу Сергей Иванович нарядно одевается, выходит к столу, чтобы со всеми пообедать. Но радости в доме не чувствуется, родные предполагают, что болезнь уже не отпустит хозяина.

Так и происходит. В один из дней Сергею Ивановичу становится совсем худо, он даже не выходит из своей комнаты. Врачи не дают никакой надежды на выздоровление. Говорят, что нужна операция, но медицина еще не достигла технических возможностей для столь сложной процедуры. После вскрытии головы, умирают девять из десяти пациентов.

Чудотворные иконы и другие церковные атрибуты тоже не помогают, Сергею Ивановичу не становится лучше. Остается лишь уповать на волю Божию.

На Спас-Преображение все приносят в дом освященные яблоки. Михаил Панкратович с грустью вспоминает, как раньше любил меняться яблочками с «папашенькой». Слезы катятся градом по его седой бородке.

После Успенья в доме, как обычно, солят огурцы. Но радости уже нет, песен никто не поет. Сергею Ивановичу становится совсем плохо, он ничего не ест. В день Ивана Богослова матушка решает, что пора отвести детей к отцу на благословение. Однако Сергей Иванович говорит, что уже ничего не видит. Матушка подводит каждого ребенка к отцу и помогает благословить детей.

На следующий день в доме проводят обряд Соборования. Ване очень жалко отца, он все время плачет. Михаил Панкратович всеми средствами старается утешить ребенка, говорит, что все мы еще свидимся, если Богу будет угодно.

Наступает последний День рождения Сергея Ивановича. Отовсюду в дом несут подарки, поздравления. Однако в этот раз всеобщая любовь не доставляет радости имениннику и его родне. Горкин объясняет Ване, что все хотят напоследок высказать уважение хозяину дома, ведь он еще жив.

Мальчик цепляется за каждую маленькую надежду на выздоровление отца. Когда тот выпивает немного миндального молока, Ваня думает, что, может быть, еще все образуется. С этой мыслью он засыпает и видит красивый сон.

Проснувшись, мальчик понимает, что произошло что-то ужасное. В доме завешаны зеркала. Горкин подводит Ваню к гробу, чтобы тот простился с отцом. Ване становится плохо. Когда мальчик приходит в себя, Михаил Панкратович сообщает, что Ваня проспал целые сутки.

На похороны отца мальчик идти не может. Он очень ослаб, ноги не держат. Ваню заворачивают в одеяло и подносят к окну, чтобы он в последний раз посмотрел на отца. Мальчик видит огромное количество людей, которые пришли проводить в последний путь Сергея Ивановича. Ваня крестится и прощается с отцом.

  • «Лето Господне», анализ произведения Шмелева

  • «Солнце мертвых», краткое содержание по главам произведения Шмелева

  • «Солнце мертвых», анализ произведения Шмелева

  • «Неупиваемая Чаша», краткое содержание по главам произведения Шмелева

  • «Неупиваемая Чаша», анализ повести Шмелева

  • «Как я стал писателем», анализ рассказа Шмелева

  • «Русская песня», анализ рассказа Шмелева

  • «Мартовская капель», анализ рассказа Шмелева

  • Шмелёв Иван Сергеевич, краткая биография

По произведению: «Лето Господне»

По писателю: Шмелёв Иван Сергеевич

Читательская аудитория

Читать «Лето Господне» Шмелева приходится не только детской аудитории. В книге описан годовой цикл времени в праздниках и обрядах, что будет интересно для взрослых. Первая глава книги так и называется «Праздники». В этом слове для русского человека, оторванного от родной земли, скрыт сакральный смысл. Автор долго вынашивал замысел будущего произведения: прежде чем стать признанным среди своих соотечественников, он пересказывал придуманные истории крестнику и делал наброски в дневнике.

Анализ «Лето Господне» по главам рассказывает обо всем, что дорого сердцу русского человека:

  • О самых значимых и святых праздниках;
  • О порядке богослужения;
  • О церковных обычаях и бытовом укладе жизни;
  • О приметах и предсказаниях;
  • О боли утраты и скорби.

Есть в книге главы, имеющие политический подтекст. Иван Сергеевич не хотел предавать бумаге личные переживания, связанные с борьбой с тяжелой болезнью и смертью самого дорого человека — отца. Но не только горечью и болью пронизано произведение, есть в нем много светлого и радостного.

В книге красной нитью проходит мысль, что смерть и страдания не так страшны, как грехопадение

Самое важное — это спасение души. Описание всех происходящих событий ведется от лица главного героя — мальчика Вани, которому еще нет и семи лет

Тяжелые испытания выпадают на долю маленького человека, но религиозное воспитание и поддержка старика Горкина помогают ему обрести смысл в жизни.

Рождество и «обед для разных»

Зима морозная, снежная. В дом приходят люди. Они всегда приходили на Рождество. Трескучие морозы, а они в пальтишках да кофточках. Проходят с черного хода. Прыгают у печки, дуют в сизые кулаки. На второй день Рождества в доме устраивают обед «для разных». Стол застилают праздничной скатертью, посуду ставят парадную. Входит Сергей Иванович, поздравляет всех с Рождеством Христовым и приглашает к столу.

Сегодня Святки. У Вани болит горло, и отец с матерью уезжают в театр без него. Остальные собираются за столом. Горкин гадает по кругу царя Соломона – кому что выпадет. Ваня заметил лукавство Горкина, но молчит, так как Михаил Панкратович читает для каждого самое подходящее и поучительное.

В Москве-реке освящают воду и многие купаются в проруби. Василич устроил соревнование с немцем, кто дольше просидит в проруби. С ними вызвался состязаться солдат. Они хитрят: немец натирается свиным жиром, Василич – гусиным, солдат – без всяких хитростей. Побеждает Василич.

На Масленицу все пекут блины. В дом должен приехать архиерей, и для приготовления праздничного обеда приглашают повара. В субботу идут кататься с гор, а перед началом Великого поста, в воскресенье, надо просить друг у друга прощения.

Основные персонажи романа

Главный герой произведения – мальчик Ваня, которому нет семи лет. От его имени ведется повествование, то есть читатели видят мир романа глазами ребенка. Ваня растет в большой купеческой семье, в которой религия играет важнейшую роль. В доме, где живет мальчик, царит доброжелательная атмосфера. Окружающие ласково называют ребенка «голубком», «косатиком», «миленьким» и так далее. Имена других людей нередко произносятся с уменьшительно-ласкательными суффиксами – например, «Мартынушка», «Антипушка», «Гаврилушка». Ваня – эмоциональный, веселый, способный мальчик, плачущий над «Вещим Олегом» и без особых проблем выполняющий грамматическое задание гувернантки. Ему с детства знакомо ощущение праздничности бытия: «Теперь потускнели праздники и люди как будто охладели. А тогда… всё и все были со мною связаны, и я был со всеми связан…».

Отец Вани – представитель хозяев «старого уклада» Сергей Иванович, человек вспыльчивый, но отходчивый и очень совестливый. Он глубоко религиозен, но при этом страстно любит творчество Пушкина и даже помогает организовать открытие памятника поэту. В книге рассказывается о добрых делах Сергея Ивановича. В частности, отец Вани устраивает обеды для бедных, дает милостыню, заботится о своих прежних работниках в тайне от них самих. Благодаря доброте Сергей Иванович снискал народную любовь. Простые люди искренне сочувствуют ему, когда он заболевает. Терпя страшные боли, отец Вани продолжает верить. Врачу Сергей Иванович говорит, что на все воля Божия.

Михаил Панкратович Горкин – духовный наставник Вани, старый плотник, который уже не работает, а просто живет «при доме». Этого персонажа, фигурирующего также в «Богомолье» Шмелева, философ Ильин назвал «русским верующим простецом». По мнению Горкина, православная вера – «самая хорошая, веселая». Старик считает, что она «и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость».

Василий Васильевич по прозвищу Косой (получено за любовь к спиртному) – «старший прикащик» у Сергея Ивановича, этакий русский богатырь, в котором сила гармонично сочетается с ремесленным мастерством. Он предан хозяину, никогда не забывает о рабочем долге и не помнит плохого. После смерти отца Вани Василий Васильевич обещает матери мальчика, что продолжит служить ей, как покойному Сергею Ивановичу.

Похороны

После Успенья как всегда солили огурцы. Только песен не пели — отцу совсем плохо. Ничего не ест. В день Ивана Богослова собрала матушка всех детей и отвела к отцу в спальню: «Дети здесь. Благослови их, Сереженька». Отец, чуть слышно сказал, что не видит. Матушка подводит детей, отец кладет каждому на голову руку и благословляет.

На Покров рубили капусту. Веселая пора. Но все знали, что сейчас не до веселья – хозяин совсем плох. На следующий день отца соборовали – приехали родные, собрались батюшки. Служат неторопливо. Ваня плачет, Горкин гладит ребенка по голове: «Не плачь, милок. Угодно будет Богу, все свидимся».

Отовсюду несут пироги, присылают поздравления. День рождения отца. Все перепуталось. Такое горе, а в дом пироги несут. Горкин говорит, что ничего плохого в том нет, ведь Сергей Иванович жив еще. Вот и несут – уважение выказать, да напоследок порадовать. Отец попил немного миндального молока. Ваня радуется: «Может лучше станет? У Бога всего много». И засыпает. Ему снится радостный сон. Утром Ваню будит Горкин: «Вставай, помяни батюшку». Мальчик понимает, что случилось что-то ужасное.

Зеркала в доме завешены. Так положено. Детей ведут в залу, к гробу – попрощаться с отцом. Ваня становится плохо. Когда мальчик пришел в себя, рядом сидел Горкин. Он и сказал Ване, что тот проспал сутки. Сегодня отца хоронят. Ваня идти не может, ножки слабые – не держат. Его заворачивают в одеяльце и несут к окошку, чтобы простился с отцом. Мальчик видит, как много людей пришло проводить отца. Крестится и шепчет — прощается…

Автор как будто говорит, что не надо страшиться смерти. И если он пережил кончину отца, то и утрата России не так страшна. Потому как «нетленное» утратить невозможно. Невозможно уничтожить идеал. Именно это показывает в своей книге Шмелев. Он изображает не просто этнографическую оболочку России, но людей, благочестиво хранящих Предание и знающих Священное Писание. Этим и отличается книга Ивана Сергеевича от других романов его соотечественников-эмигрантов. Его Россия неуничтожима так же, как и человеческая душа.

Даже из краткого содержания «Лета Господня» ясно, что книга связана с жизнью России. И в сцене похорон, когда автор пишет, что это прощание с родным домом, со всем, что было, — читатель понимает, что это также прощание с Россией.

Действующие лица

В книге «Лето Господне» Шмелева центральный персонаж — Ваня. Именно от его лица идет повествование. Ему нет и семи лет, он веселый, добрый и активный мальчик. В романе также можно найти и других главных героев.

Сергей Иванович — отец Вани, подрядчик, ведет хозяйство по старинке. Он сделал множество хороших дел:

  • устраивал обеды для бедных;
  • заботился о храме;
  • помогал открыть памятник Пушкину.

Его все любили. Сергей Иванович является образцом хорошего предпринимателя. В романе есть еще один герой — Горкин Михаил Панкратович. Он работал плотником и был духовным наставником Вани. Именно Михаил представляет обычного верующего человека, который хорошо знает народные обряды и традиции. Ему удавалось без осуждения и грубости воспитывать Ваню, объяснять ему духовный смысл веры.

Краткое содержание «Лета Господнего» Шмелева позволяет познакомиться с основными событиями сюжета. В читательский дневник можно внести характеристику главных героев, личные впечатления от прочитанного.

https://youtube.com/watch?v=aK2RvdWV6eo

Масленица

Далее празднование Масленицы описывает Иван Шмелев («Лето Господне»). Краткое содержание событий, связанных с ней, следующее. Рабочие принимаются печь блины. Прибывает архиерей. Повара Гараньку приглашают для приготовления угощения к празднику. В субботу все катаются с гор, а на следующий день просят прощения друг у друга перед Великим постом. Все это подробно описывает Шмелев («Лето Господне»). Содержание дальнейших событий также необходимо кратко осветить.

Ваня вместе с Горкиным едет «навести порядок» на ледокольне. Дело в том, что Василь Василич все время пьет, а лед необходимо успеть вовремя отвезти заказчику. Неожиданно выясняется, что поденные рабочие отлично справляются с этим заданием и без него. Василь Василич очень полюбил этих людей. Каждый день он поит их пивом.

Несчастный случай с Сергеем Ивановичем

Вот уже и Радуница — поминовение усопших на Пасху. Ваня и Горкин ездят по кладбищам. Заехав на обратном пути в трактир, они узнают ужасную весть: отца Вани «лошадь убила». Однако Сергей Иванович остается жив. Но с тех пор он все время болеет. Сергей Иванович разбил голову, когда падал с норовистой лошади. Через некоторое время он чувствует себя лучше. Отец Вани отправляется в баню. После этого он и вовсе чувствует себя здоровым. Сергей Иванович отправляется на Воробьевку, чтобы полюбоваться Москвой. Он снова принимается ездить на стройки. Однако болезнь возвращается.

Далее описывает молебен Иван Шмелев («Лето Господне»). В дом приносят икону целителя Пантелеймона. На короткое время больному становится лучше. Врачи говорят, что никакой надежды нет. На прощание Сергей Иванович благословляет детей. Всем ясно, что он скоро умрет. Сергея Ивановича соборуют.

Крестный ход

«Донская»

Завтра срежут все цветы в саду. Улицы будут посыпать красным песком. Квартальные проверили все заборы, чтобы надписей не было. Собаки все привязаны.

Август месяц, торжество — все Святые пойдут по улицам. Народ угощаться будет калачами, баранками да чаем.

Сергий Преподобный вручил князю Дмитрию Донскому икону Богородицы и повелел одолеть вражью татарскую орду. А икона эта — «Донская». Потому и праздник такое имя носит.

Небо чистое. Отец Вани в Донской монастырь отправился. Движется Крестный ход.

Впереди едут верхом жандармы по обеим сторонам дороги, у мальчика в руках высокое древко со светильником и крестиком. Потом хоругви — «…наши, казанские». Горкин в зеленом кафтане, «в серебряной бахромке. Рядом — Василь-Василич, у него тяжелая, старая хоругвь, которая похожа на огромную звезду с лучами.

Все хоругви убраны цветами подсолнухов и рябинкой. Святые образакак будто благословляют, плывя над народом. Кажется мальчику: смотрят Они на людей, все — святые и светлые. А люди «все грешные, сквернословы, жадные, чревоугодники…». Богомольцам всем дают по калачику. Проходит обед шумный. Приезжает отец. Играют в карты.

«Покров»

Скоро придет «покров» — этот день считается важным, заканчиваются все «дела», земля покрывается снежком. Хозяин захотел после покрова «ледяной дом» запустить с бенгальскими огнями.

Горкин пояснял: «Над нами Владычица, Покровом своим укроет… под Ее Покровом и живем. И скажет Господу: «Господи, вот и зима пришла, все …напаслись… благослови их. Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть, Покров Мой над ними будет».

Наступает «канун Ивана-Постного, — «усекновение Главы Предтечи и Крестителя Господня», — печальный день». Пост строгий. Огурцы нужно обязательно посолить.

После Воздвиженья и капусту пора рубить. Рубят всем народом, а Горкин молитву читает.

После обеда начинают мочить антоновку.

Ваня проснулся от шума, и Маша радостно сообщила, что у мальчика ночью родилась сестрёнка Катюша. Отец-хозяин доволен.

Денис с Машей сосватались. Хозяин взял для Василь-Василича Дениса, как старшего приказчика.

Действующие лица

В книге «Лето Господне» Шмелева центральный персонаж — Ваня. Именно от его лица идет повествование. Ему нет и семи лет, он веселый, добрый и активный мальчик. В романе также можно найти и других главных героев.

Сергей Иванович — отец Вани, подрядчик, ведет хозяйство по старинке. Он сделал множество хороших дел:

  • устраивал обеды для бедных;
  • заботился о храме;
  • помогал открыть памятник Пушкину.

Его все любили. Сергей Иванович является образцом хорошего предпринимателя. В романе есть еще один герой — Горкин Михаил Панкратович. Он работал плотником и был духовным наставником Вани. Именно Михаил представляет обычного верующего человека, который хорошо знает народные обряды и традиции. Ему удавалось без осуждения и грубости воспитывать Ваню, объяснять ему духовный смысл веры.

Краткое содержание «Лета Господнего» Шмелева позволяет познакомиться с основными событиями сюжета. В читательский дневник можно внести характеристику главных героев, личные впечатления от прочитанного.

Троица

Пекли на Вознесенье лесенки из теста

Ели осторожно, чтобы не сломать. Кто «Христову лесенку» сломает – в рай не вознесется

Ваня едет с Горкиным на Воробьевку за березками, за цветами – в Черемушки с отцом. Сегодня Троица. В доме во всех углах и возле икон березки. Двор устлан травой. Нарядно одетые, с букетами цветов, все идут на службу. Церковь вся в цветах, как будто священный сад, «благоприятное лето Господне».

«Яблочный спас» — краткое содержание этой главы начинается со сбора яблок в саду. Будут святить и кропить яблоки. «Грех пришел через них. Адама с Евой змей яблоком обманул», – рассказывает Горкин. В церкви полно народу. На амвоне корзины с яблоками. А над головами все текут и текут узелочки с яблоками да просвирками.

Рождество и пост

Начинаются приготовления к Рождественскому посту. Прибывает Пелагея Ивановна, тетка отца. Она как будто «юродная». В прибаутках этой женщины таятся предсказания. Вот наступает Рождество. Отец принимается строить «ледяной дом» в Зоологическом саду. Андрюшка-плотник и Денис подсказывают ему, как следует это сделать. Получается просто чудесно. Отец прославляется на всю Москву. Хотя, конечно, никакой прибыли от этого предприятия ждать не приходится. Ваня поздравляет «гордеца-богача», крестного Кашина, с днем ангела.

Мальчик вместе с Горкиным говеет на крестопоклонной неделе. Ваня делает это впервые. В доме в этом году много дурных предзнаменований. Горкин и отец видят зловещие сны. Им снится, как расцветает «змеиный цвет» — страшный цветок.

Вербное воскресенье

Завтра Вербная суббота, а старик-угольщик не везет и не везет вербу. Горкин ахает: «Как без вербы-то?». Послали Антона. Повстречал он старика – сидит в овраге плачется — в санях оглобля сломалась. Вызволил их Антон. В дом принесли вербу богатую, вишнево-пушистую, вербешки на ней крупные, с орех. Горкин говорит, что в день этот Господь воскресил Лазаря. Вечная жизнь, значит, всем будет. Вот и радуемся.

За окном ликует Пасха – трезвонят колокола. Все возвращаются со службы. Дворника Гришку, за то, что не побывал на службе, окатили холодной водой. Усмехается: «Ну, покорюсь, братцы. Покорюсь. Дайте только пинжак скинуть».

В этом году Пасха поздняя – захватила Егорьев день. Прилетели первые ласточки. Ваня слушал, как старый пастух играл на рожке. Потом подошел пастухов работник, молодой парень, взял у него рожок – и разлилась такая жалостливая, переливчатая трель, что щемило сердце. Так бы и слушал. На неделе опять дурные предзнаменования. И Бушуй выл, нехорошо так выл. Горкин сказал, что собака не к добру воет.

Разбудил Ваню щебет-журчанье. Реполов его запел. Сегодня «усопший праздник», как говорит Горкин. Поедут на могилки, будут говорить усопшим: «Радуйтесь, скоро все воскреснем». Потому и Радуница. Поклонились могилкам, поехали домой. По пути завернули с трактир – чаю попить. Вошли кирпичники, стали рассказывать, что человека лошадь убила. Горкин стал выспрашивать, а ему даже фамилию назвали. Ванин отец. «Вот Бушуй-то, как чуял», — сказал Горкин и заплакал. Приехали домой, Василич сказал, что жив хозяин, только нельзя к нему, — голову льдом обложили, бредит.

Благовещенье

Ванин наставник пообещал, что завтра, в голубиный праздник, первый выгон голубям сделают. В этой птице Дух Святой поселился. Это ещё с Богородицы повелось: голубей в храм носить.

Хозяин, Горкин и приказчик собрались в кабинете и стали обсуждать, как сберечь товар и самим уберечься от большой весенней воды. Решили якорей добавить., десятник должен на реке ночевать, ребята, чтобы никуда из дому не отлучались.

Вдруг под потолком приятно зажурчало чьё-то пение (это жавороночек в клетке жил). Больше года птица молчала, а вот сейчас тихонько запел. Отец радуется. Все тихо разошлись.

Рано поутру мальчик проснулся от яркого солнечного света. Наступило Благовещение. Птиц в доме очень любили: «В передней чижик, в спальной канарейки, в проходной комнате — скворчик, в спальне отца … черный дроздик, в зале два соловья, в кабинете жавороночек, и даже в кухне у Марьюшки живет… чижик».

Когда батюшка отслужил обедню, он вручил Горкину прямо в церкви серебряную медаль из Синода.

Возле лавки повстречался Солодовкин, который принёс купцу соловья. Мальчик впервые сам будет выпускать птицу в небо. Ваня выпускает птиц вместе со всеми.

Горкин гоняет своих голубей, много их у него, но он каждую птичку знает. Сильно запахло вкусной едой. На столе будут рыбные пироги с луком, а к обеду подадут кулебяку с грибами, сёмгой, с печенью налима и с икрой судака.

Вечер тихий, на Москве-реке порядок. На птичьем рынке купили белку с колесом. Вдруг пошедший на реке лёд срезал барки. Полный ледоход. Как удалось заснуть?! Но утром всех разбудили голоса мужчин. У хозяина повязка: руку «ожгло канатом», у Василь-Василича обвязана голова. Всё обошлось, барки поймали и развернули.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: