Структура произведения
Поэма Данте представлена в переводе М.Л. Лозинского, лучшем из существующих русских переводов. Схема работы следующая:
- Божественная комедия состоит из трех частей: ада, чистилища и рая.
- В аду 9 кругов, чистилище разделено на 9 частей, а рай — на 9 сфер.
- Каждая часть состоит из 33 песен одинаковой длины.
- Первая песня также включена в книгу, всего 100 песен.
- Каждая часть заканчивается словом «stelle», что означает «звезды».
- Поэма состоит из терзинов — строф, состоящих из трех слов.
- Всего 14 233 стиха.
В первой части «Божественной комедии» Данте Алигьери «Ад» дух римского поэта Вергилия ведет альтер-эго Данте через локации ада, где он становится свидетелем ужасных наказаний, наложенных на себя грешниками. В чистилище он увидел путь искупления и освобождения людей от материальных нужд и их совершенствования. Поэт описывает природу рая как гармонию, единство человека и пространства и любви, которая движет всем.
Бессмертное перо мастера
Данте Алигьери – выдающийся мыслитель, богослов, писатель и общественный деятель. Не сохранилось точной даты его рождения, но Джованни Боккаччо утверждает, что это май 1265 года. В одном из стихов упоминается, что главный герой родился под знаком Близнецов, начинающийся с 21 мая. 25 марта 1266 года при крещении поэт был наречен новым именем Дуранте.
Точно неизвестно, где юноша получил образование, но он отлично знал литературу Античности и Средних веков, в совершенстве знал естественные науки, изучал труды еретических авторов.
Первые документальные упоминания о нем относятся к 1296-1297 годам. В этот период автор активно занимался общественной деятельностью, избирался приором Флорентийской республики. Довольно рано примкнул к парии белых гвельфов, за что был впоследствии изгнан из родной Флоренции.
Годы скитаний сопровождались активной литературной деятельностью. В тяжелых условиях постоянных путешествий у Данте созрела мысль написать труд всей жизни. В то время части «Божественной комедии» дописывались в Равенне. Париж невероятно впечатлил Алигьери такой просвещенностью.
1321 год оборвал жизнь величайшего представителя средневековой литературы. Будучи послом Равенны, он направился в Венецию для заключения мира, но по дороге заболел малярией и скоропостижно скончался. Тело захоронено в его последнем пристанище.
Важно! Современным портретам итальянского деятеля верить не приходится. Тот же Боккаччо изображает Данте бородатым, тогда как хроники говорят о гладко выбритом человеке
В целом, сохранившиеся свидетельства соответствуют устоявшемуся представлению.
Структура произведения
Поэма Данте представлена в переводе М. Л. Лозинского — лучшем из всех существующих русских переводов. Схема произведения выглядит следующим образом:
- «Божественная комедия» состоит из трёх частей: ад, чистилище и рай.
- В аду 9 кругов, чистилище разделено на 9 частей, а рай — на 9 сфер.
- Каждая часть содержит 33 песни одинаковой длины.
- Первая песня также включена в книгу, состоящую в общем из 100 песен.
- Каждая часть заканчивается словом «stelle», что означает «звёзды».
- Поэма состоит из терцин — строф, состоящих из трёх слов.
- Всего в произведении 14233 стихов.
В первой части «Божественной комедии» Данте Алигьери «Ад» дух римского поэта Вергилия ведёт альтер-эго Данте через круги ада, где они становятся свидетелями ужасных наказаний, которые грешники наложили на себя. В чистилище он увидел путь искупления и освобождения людей от материальных потребностей и своего совершенства. Поэт описывает природу рая как гармонию, единство человека и космоса и любви, которая движет всем.
Основная идея
Основная идея поэмы заключается в том, что те, кто при жизни совершает плохие поступки, могут жить хорошо, но после смерти обязательно будут наказаны. Люди, которые были добрыми при жизни, обязательно попадают в Рай и находят там свое счастье. Жертвы обстоятельств должны нести ответственность, если они не проявили необходимого мужества и стойкости
Важно быть настойчивым по жизни, искать свой собственный путь и идти по нему, несмотря на препятствия. Однако люди, ставшие жертвами обстоятельств, все равно не должны жалеть о том, что случилось, ведь жалость также греховна
В Чистилище можно обратить внимание на людей, которые искренне радуются за успехи других. Автор хочет сделать акцент, что, несмотря на их греховность при жизни, они начали исправляться. Их искреннее желание искупить свои преступления в скором времени откроет им путь в Рай
Поэтому никогда не поздно раскаяться в содеянном, у каждого человека есть шанс исправится. Само слово «Чистилище» считается произвольным от слова «очищение». Это место, где человек может очиститься от своих грехов и открыть себе дорогу к благодати
Их искреннее желание искупить свои преступления в скором времени откроет им путь в Рай. Поэтому никогда не поздно раскаяться в содеянном, у каждого человека есть шанс исправится. Само слово «Чистилище» считается произвольным от слова «очищение». Это место, где человек может очиститься от своих грехов и открыть себе дорогу к благодати.
Рай
Посреди роскошных цветущих садов, наполненный благодатью, расположился Рай Земной. Данте видит как чудесная девушка собирает цветы. Она поведала ему о том, что когда-то Рай Земной был более чудесным, но первые люди загубили его, предавшись страшному греху. Здесь Данте встречает свою любимую Беатриче и, омывшись в реке от грехов, возносятся в Рай Небесный.
Небесный Рай делится на небеса. Первое – на Луне, где покоятся духи монахинь. Когда-то они были отданы замуж против их воли. Невиновные, но не проявившие должной стойкости, они вынуждены быть именно здесь. Второе небо у Меркурия. Здесь радуются души праведников. Третье – Венера, место любвеобильных и дружелюбных душ. Четвертое небо – Солнце, где находятся мудрецы. Далее Марс и Юпитер. На этих планетах мир нашли души честных. Они соединяются в образ орла – символ правосудия. Его всевидящее око образуют самые справедливые. Далее солнце. На этом четвертом небе оказываются мудрецы. Седьмое небо – пространство созерцателей на Сатурне.
Святые души, праведники, нашли покой на восьмом небе. Данте заговаривает со святыми апостолами Петром и Иоанном Богословом, которые поведали ему об истинной вере. Наконец, перед путником, перед Данте возникло последнее девятое небо – само божество. Окружают наиболее яркую и светлую точку херувимы, ангелы и архангелы. Именно по причине их постоянного движения, Вселенная существует и движется и все течет в ней. Поэт и его возлюбленная возносятся в Эмпирей – высшую точку всего мирозданья. Здесь они встречают старика, своего учителя Бернарда. В это время Беатриче в божественном сиянии возносится над головами. Философ и его наставник восхищаются розой Эмпирея, где сияют души невинно убиенных младенцев. Старец обращается за помощью к деве Марии, а затем просит Данте обратить свой взор наверх. Подняв глаза, философ видит ослепительный свет – высочайшее божество.
Данное произведение, основанное на христианском учении, посвящено описанию расплаты и награды, тому, что ждет людей согласно их деяниям после смерти. Грешники обречены на вечные муки, в тоже время праведники помилованы Божьей волей. Это поэма о вечных и незыблемых ценностях, об ответственности за земную жизнь перед миром небесным, о любви, благодаря которой души оборачиваются к свету. «Божественная комедия» учит читателя стремиться к высшему своему предназначению.
Читательский дневник.
Как все устроено: концепции ада, чистилища и рая
Данте Алигьери и его «Божественная комедия» стремятся передать людям не только ужасы и страхи загробной жизни. В работе подробно описывается устройство каждого из миров, их концепция. Тьма ада и свет небес имеют определенную структуру.
Божественная комедия Данте состоит из 3 частей
Концепция Ада
Каждый круг населен душами, на которых лежит определенная ноша грехов. Итак, в самом начале, у входа, находятся те, чьи грехи незначительны, но не позволяют войти в Чистилище или Рай. Первый круг ада Данте дается некрещеным (детям, которые умерли до церемонии или добровольно отреклись от своей веры). 2-й круг — здесь находят убежище те, чьим грехом было прелюбодеяние. Круг 3 отдан обжорам. Следующие 4 раунда ада преодолевают те, кто не знал суммы в деньгах, был расточительным или чрезмерно скупым. Затем идет пятый круг, он населен ленивыми и душами тех, кто при жизни сердился. Это место называется Стигийское болото. Шестой круг — городские стены Дита. Здесь живут души еретиков. В городе Дит (7 круг ада) насильников и убийц заставляют расплачиваться за свои грехи.
В свою очередь адский город разделен на 3 зоны:
- вот те, кто был тираном, совершил насилие над своими соседями, есть также разбойники;
- найдены души самоубийц, игроков и болванов;
- полный богохульников, содомитов и жадных.
Злой слот
Далее идет восьмой круг ада. Вот души обманщиков. Данте делит пространство не на круги, а на рвы. Их 10 штук, имя им — Evil Gaps. Каждая из них разделена трещинами. Их структура такова, что каждый последующий ров будет углубляться в землю. В этом месте ад Данте многогранен и сложен. Так что первый ров находится прямо у городских стен. В его центре есть глубокий колодец. Внизу девятый круг ада. В расщелинах зла обманщики находят свое наказание, которое использовали люди, не связанные особыми узами доверия. В канавах обитали души по степени спуска:
- защитники, соблазнители;
- льстецы;
- священники, занимавшие церковные должности;
- люди, связанные с магией, астрологи;
- взятки;
- лицемеры;
- воры;
- советники, дающие лукавые советы;
- люди, у которых разгорелись конфликты;
- алхимики и фальсификаторы.
Затем был девятый круг ада: замерзшее озеро под названием Коцит. Имеет несколько ремней:
- Каин: вот души изменников родственников;
- Антенора: предатели Родины или подобные им люди;
- Толомея — изменники друзьям;
- Джудекка изменяет благотворителям.
Сатана находится прямо посреди озера. Данте построил ад на основе произведений Аристотеля. Особенность понимания греховности заключалась в том, что чем материальнее грех, тем меньше вреда он приносит. Есть возможность искупления.
Концепция построения Чистилища
Каждое действие имеет свою стоимость. Вот почему католическая церковь допускает возможность очищения души от грехов. Это место в загробной жизни — Чистилище. Войдя, герой спектакля видит перед собой звезды. Они символизируют присущие человеку добродетельные качества: мудрость, справедливость, отвагу и умеренность. Чистилище Данте представлено в виде горы. Предгорья и берег океана образуют особое пространство: Precleaner. Верх имеет 7 выступов или кружочков. На вершине горы земной рай. Первые 3 круга даны душам, которые в течение своей жизни были завистливы, гордились или часто злились. Склонность к отчаянию отправляла души в 4 круг Чистилища. 5-7 кругов населяли души, слишком много внимания уделявшие ложным благам в земной жизни.
Предчистилище
Место, где новые души ждали разрешения войти в Чистилище. Характеристика: время ожидания равнялось годам, прожитым на Земле. Здесь были выступы: души, не принесшие покаяния перед смертью; те, кто умер насильственно, но успел покаяться. Потом была отдельная часть загробной жизни: Долина лордов. Он состоял из 7 кругов. Их населяли души гордых, завистливых, злых, ленивых, жадных и расточительных, прожорливых, сладострастных.
Сюжетная линия
История начинается с того, что главный герой Данте в зрелом возрасте попал в страшный и загадочный лес. Он долгое время пытался выйти из него, дойти до гор, вершины которых были залиты солнечными лучами. Но все его попытки были безуспешными.
Неожиданно он встретил дух Вергилия, который предложил ему необычное путешествие через Ад и Чистилище, чтобы добраться до Рая. Герой долго сомневался и боялся этого пути, но как только узнал, что об этом просила его любимая девушка Беатриче, которая умерла в юности, сразу согласился.
Когда Данте вместе с духом добрались до первых ворот, герой сказал, что боится туда идти. Но тень поэта сказала ему, что страх не должен управлять разумом. Как только они вошли туда, мужчина услышал стоны и истошные крики. Он сразу понял, что сюда попадают те, кто никогда не смогут попасть к Богу.
Встреча с грешниками
Пройдя дальше, Данте увидел, как Харон перевозил души людей на другой берег. Именно здесь он увидел много великих ученых, философов и поэтов. У вторых ворот сторожил демон Минос. Он был хозяином тех, кто предал свой разум.
Стражником третьего круга Ада был Цербер. В этом месте постоянно шел дождь и под ним томились души чревоугодников. Скупцы и прожигатели жизни находились под руководством демона Плутоса, который являлся защитником четвертого круга.
Когда герой добрался до пятого круга, он увидел страдающие души, погубленные злобой и ленью. Внезапно, перед путешественниками возник город Дит. Зайти туда было непросто, ведь на входе стояли демоны. После продолжительной беседы героя и его попутчика впустили внутрь.
Проходя по улицам, Данте повстречал медузу Гаргону. Вергилий предупредил его заранее, что она может ослепить человека, и герою удалось вовремя закрыть глаза.
Следующее, что увидел мужчина — души еретиков, которые лежали в гробах на шестом круге Ада. Стражником седьмого круга был злобный Минотавр. В этом месте наказывали тех, кто совершил насилие и навредил ближнему.
Этапы седьмого круга
Седьмой круг разделялся на несколько этапов и на втором из них росли колючие растения. Это превратившиеся души самоубийц. Третий пояс круга состоял исключительно из богохульников, на их головы лилась огненная лава.
В центре земли путники встретились с Люцифером. После этого они попали в чистилище. В этом месте были поселены души тех, кто перед смертью покаялся в своих грехах. Это место также разделено на несколько частей.
После прохождения чистилища герой попадает в рай и встречает свою возлюбленную. Они вместе возносятся на небеса, туда, где находятся души праведников и святых угодников. Герой был удивлен увиденным, но ему не удалось побывать там слишком долго, так как он вновь оказался на Земле.
Песнь основана на христианских поверьях. Если говорить кратко, автор наглядно показал, как наказываются души тех, кто не чтит божьих законов.
Образ Данте
Данте является главным героем поэмы. Примечательно, что во всей книге его имя не указано нигде, кроме, разве что, обложки. Повествование идет от его лица, а все остальные персонажи называют его «ты». Рассказчик и автор имеют много общего. «Сумрачный лес», в котором оказался первый в самом начале, — это изгнание реального Данте из Флоренции, момент, когда он действительно был в смятении. А Вергилий из поэмы — это сочинения римского поэта, что существовали для изгнанника в действительности. Как его поэзия вела Данте сквозь трудности здесь, так и в загробном мире Вергилий является его «учителем и примером любимым». В системе персонажей древнеримский поэт также олицетворяет мудрость. Наиболее хорошо показывает себя герой в отношении к грешникам, которые обидели его при жизни лично. Некоторым из них он даже говорит в поэме, что они того заслужили.
Чистилище
Далее, Данте со своим проводником Вергилием, очистившись от грязи, сажи и копоти Ада, подходят к чистилищу. Перед ними море и челнок и Ангел, переправляющий души умерших, не попавших в ад. Путников переправляют на другую сторону, после чего они направляются в сторону возвышающейся горы. Ангел наносит на лбы героев букву «г» семь раз в обозначение каждого из грехов. По мере движения по Чистилищу, эти знаки будут исчезать. У подножия горы Данте и Вергилию встречаются грешники, перед смертью раскаявшиеся в своих делах и потому спасенные от Ада. Здесь Данте встречает своего друга – поэта Сорделло, который соглашается проводить философов. Чистилище также складывается из уровней. В начале на последнем издыхании под тяжестью камня очищаются от грехов гордецы. Во втором – лишенные зрения, с непроницаемой пеленой на глазах, завистники. Третий уровень уготовлен для тех, кто некогда был охвачен гневом. Их злость утихает с приходом непроницаемой темноты. Лентяи оказываются в четвертом круге, где принуждены прозябать в вечном движении. В пятом – скупые души и расточители. В шестом – обжоры в голодных муках. Седьмой уровень – целомудренные сладострастники. Внезапное ликование охватывает все вокруг, так символизирует поэт очищение души и ее вознесение в Рай. Странникам теперь предстоит пройти стену из огня и достичь Рая.
Список и краткая характеристика персонажей поэмы «Божественная комедия»
Второстепенные герои поэмы «Божественная комедия»:
- Вергилий – тень великого поэта и философа, явившийся к Данте и проведший его по аду и чистилищу.
- Беатриче – образ погибшей возлюбленной Данте. Проводница по раю.
- Бернард – богослов, проводивший главного героя к Всевышнему.
- Харон – перевозчик душ, попавших в ад, через реку, ведущую в подземное царство.
- Минос – страж второго круга, который определяет, какое наказание заслужила грешная душа.
- Цербер – трехглавый пес — охранник третьего круга, казнящий чревоугодников.
- Плутос – страж четвертого круга, наказывающий скряг и расточителей.
- Флегий – демон, казнящий ленивые и злые при жизни души на пятом адском круге.
- Фурии – сестры-истязательницы, истязающие еретиков, обитающих на шестом круге ада.
- Минотавр – страж седьмого круга, наказывающий убийц и насильников.
- Герион – страж восьмого круга, подвергающий мучениям ростовщиков и воров.
- Люцифер – падший ангел, ныне король ада, обитающий на последнем адском кругу вместе с теми, кто совершил предательство.
- Катон – тень, сторожащая предчистилище.
Сюжет
Христианские учения говорят, что навеки осужденные грешники попадают в Ад, души, искупающие вину – в Чистилище, блаженные – в Рай. Автором «Божественной Комедии» дана удивительно детализированная картина загробного мира, его внутреннего устройства.
Итак, давайте приступим к тщательному разбору каждой части поэмы.
Вводная часть
Рассказ ведется от первого лица и повествует о заблудшем в дремучем лесу человеке, которому чудом удалось спастись от трех диких зверей.
Его избавитель Вергилий предлагает помощь в дальнейшем путешествии.
О мотивах такого поступка мы узнаем из уст самого поэта.
Он называет имена трех женщин, покровительствующих Данте на небесах: Дева Мария, Беатриче, Святая Лючия.
Роль двух первых персонажей ясна, а появление Лючии символизирует болезненность зрения автора.
Ад
В понимании Алигьери, оплот грешников имеет форму титанической воронки, которая постепенно сужается. Для лучшего понимания структуры, кратко опишем каждую из частей «Божественной комедии»:
- Преддверие – здесь покоятся души ничтожных и мелочных людишек, которые ничем не запомнились при жизни.
- Лимб – первый круг, где страдают добродетельные язычники. Герой видит выдающихся мыслителей Античности (Гомера, Аристотеля).
- Похоть – второй уровень, ставший домом для блудниц и страстных любовников. Греховность всепоглощающей страсти, туманящей рассудок, наказывается истязанием в кромешной темноте. Пример из реальной жизни автора – Франческа да Римини и Паоло Малатеста.
- Чревоугодие – третий круг, карающий чревоугодников и гурманов. Грешники вынуждены вечно гнить под палящим солнцем и ледяным дождем (аналог кругов Чистилища).
- Жадность – расточители и скупцы обречены на нескончаемые споры с себе подобными. Стражем является Плутос.
- Гнев – ленивые и несдержанные души вынуждены катить громадные валуны сквозь Стикское болото, постоянно увязая по горло, сражаясь друг с другом.
- Стены города Дита – здесь, в раскаленных могилах, суждено пребывать еретикам и лжепророкам.
- Персонажи «Божественной комедии» кипят в кровавой реке посреди 7-го круга Ада. Здесь также находятся насильники, тираны, самоубийцы, богохульники, лихоимцы. Для представителей каждой категории предусмотрены свои истязатели: гарпии, кентавры, гончие псы.
- Злопазухи ждут взяточников, колдунов и обольстителей. Они подвергаются укусам гадов, потрошению, погружению в испражнения, бичеванию бесами.
- Ледяное озеро Кацит – «теплое» местечко для предателей. Иуда, Кассий и Брут вынуждены покоится в ледяной толще до конца времен. Здесь же находится врата в круги Чистилища.
Чистилище
Место искупления грехов представлено в виде усеченной горы.
Вход охраняет ангел, который начерчивает на лбу Данте 7 Р, символ семи смертных грехов.
Круги Чистилища наполнены душами гордецов, нерадивых, алчных и гневливых.
После прохождения каждого из уровней, герой готов вступит в райские чертоги.
Повествование «Божественной комедии» подходит к логическому завершению.
Рай
Смысл «Божественной комедии» сводится к прохождению последних семи сфер (планет), опоясывающих Землю. Здесь герой видит Беатриче, которая убеждает поэта покаяться и объединиться с Творцом.
На протяжении путешествия Данте встречается с императором Юстинианом, видит деву Марию и Христа, ангелов и мучеников за веру. В конечном итоге, перед главным героем раскрывается «небесная Роза», где покоятся души блаженных.
Божественная комедия Данте краткий обзор, анализ
Краткое содержание Божественной комедии
Действующие лица поэмы
Яркой особенностью написания служит отождествление загробной жизни с бренным существованием человека. Ад бушует от политических страстей, здесь вечные муки ждут врагов и недругов Данте. Не зря папские кардиналы в Геенне Огненной, а Генрих VII – на небывалых высотах цветущего Рая.
Среди наиболее ярких персонажей можно выделить:
- Данте – подлинный реалист, душа которого вынуждена скитаться по просторам загробного мира. Он тот, кто жаждет искупления своих грехов, пытается найти правильный путь, очиститься для новой жизни. На протяжении всего путешествия он наблюдает сонм пороков, греховность человеческого естества.
- Вергилий – верный проводник и помощник главного героя. Он обитатель Лимба, поэтому сопровождает Данте только по Чистилищу и Аду. С исторической точки зрения, Публий Вергилий Марон – римский поэт, любимый автором более всех. Вергилий у Данте такой островок Разума и философского Рационализма, следующий за ним до конца.
- Николай III – католический прелат, занимал должность Папы Римского. Несмотря на образованность и светлый ум, порицается современниками за кумовство (продвигал внуков по карьерной лестнице). У Данте святой отец обитатель восьмого круга Ада (как святокупец).
- Беатриче – тайная возлюбленная и литературная муза Алигьери. Она олицетворяет всепоглощающую и всепрощающую любовь. Стремление стать счастливым, за счет священной любви, заставляет героя двигаться по тернистому пути, сквозь обилия пороков и соблазнов загробного мира.
- Гай Кассий Лонгин – римский деятель, заговорщик и непосредственный участник убийства Юлия Цезаря. Будучи знатного плебейского рода, он с юных лет подвержен похоти и пороку. Ему отводиться место заговорщика девятого круга Ада, о чем и говорит «Божественная комедия» Данте.
- Гвидо де Монтефельтро – наемный солдат и политик. Вписал свое имя в историю благодаря славе талантливого полководца, хитрого, коварного политического деятеля. Краткое содержание его «злодеяний» рассказывается в 43 и 44 стихе восьмого рва.
Рай
Рай Земной раскинулся посреди цветущей густой рощи. Прекрасная девушка собирает цветы, напевая красивую песню. Она поведала Данте о том, что здесь когда-то было золотое время, но однажды все счастье первых людей оказалось загублено страшным грехом.
По Раю неторопливым шагом следовали праведные старцы в белых одеяниях с венками на головах, а вокруг кружатся в танце юные красавицы. Среди них Данте увидел Беатриче и потерял сознание. В тот момент, когда он пришел в себя, то оказался погруженным в Лету, реку, в которой навсегда исчезают грехи.
После Данте вместе со Стацийем омыл свое тело в водах реки Энвое, которые обладали свойством укреплять в памяти добро. Таким образом, герой очистился от грехов и был отныне достоин того, чтобы подняться к звездам.
Вместе со своей возлюбленной Беатриче Данте покинул Земной Рай и направился в Рай Небесный, пространство которого делилось на небеса. В первом небе Рая – в небе Луны, герои повстречали души монахинь, которых выдали замуж помимо их воли. Девушка поведала возлюбленному о том, что, несмотря на то, что эти женщины, по своей сути, жертвы, они все-таки должны в определенной мере отвечать за совершенное над ними насилие, поскольку не проявили должной стойкости.
На втором небе, называемом Меркурий, их ожидали души праведников, что излучали собой яркий свет. Третье небо – Венера. Здесь купаются в благодати души любвеобильных, что сияют огненным светом.
На четвертой небе под названием Солнце обитают мудрецы. Далее путь героев простирался на Марс и белый Юпитер, где свое пристанище обрели души справедливых. Из их света образуются буквы, затем появляется фигура орла, которая символизирует имперское правосудие и власть, царившие на небесах. Эта птица олицетворяет собой идеал справедливости. Ее всевидящее око состоит из самых совершенных и достойных светов-духов. Орел заговорил с Данте.
Далее путники оказались на седьмом небе – Сатурне, обиталище созерцателей. Это место находилось на такой огромной высоте, что Данте, посмотрев вниз, увидел, насколько маленьким стал земной шар.
На восьмом небе расположились великие праведники, чей свет горел огнем бесчисленных свечей. По просьбе девушки апостолы начали беседу с ее возлюбленным. Апостол Петр поведал Данте о том, что представляет собой истинная вера. Апостол Иоанн раскрыл ему тайну настоящей любви, веры и надежды. Здесь же, на восьмом небе, Данте узрел излучающую яркий свет душу Адама.
Далее героев ожидал последний этап – путь на девятое небо. Это место – средоточие света и добра. Первое, что увидел Данте, была ослепительная точка, что символизирует божество. Вокруг этой точки кружатся бесконечные огни, образующие девять ангельских кругов. Самые ближние из них – это серафимы и херувимы, а те, что вращаются вдалеке – архангелы и ангелы.
Беатриче пояснила Данте, что ангелы существуют еще со дня сотворения мира. Благодаря их постоянному стремительному вращению, Вселенная движется и движется все в ней.
Герои возносятся в Эмпирией. Так называется высшая сфера во всей Вселенной. Здесь Данте увидел своего нового наставника – старца по имени Бернард. Тем временем Беатриче вознеслась над их головами, излучая ослепительный свет. Вместе с Бернардом Данте стал изучать розу Эмпирея, где сияли души невинных младенцев. Старец обратился к деве Марии с молитвой, чтобы та помогла Данте, а затем попросил его взглянуть наверх. Данте поднял свой взор и узрел ярчайший ослепительный свет, в котором обрел величайшую истину. Он созерцал Бога в его триединстве.
Данное произведение учит многим вещам. Во-первых, когда герой спрашивает, почему монахини не могут попасть в Рай, Беатриче ведает, что жертва также должна нести ответственность за произошедшее, если она проявила недостойно мужества и стойкости. Во-вторых, произведение учит тому, что справедливость должна быть коллегиальной. В-третьих, весьма поучительным является эпизод разговора Данте с апостолами, где даются определения надежды, веры, любви. Это вечные темы и вечные ценности, которые будут иметь значение для каждого человека во все времена
Большое внимание автор уделяет теме любви, и не только к женщине, но и любви во всем ее философском понимании. В конце произведения мы видим, что герой, созерцая божество, понимает, что именно благодаря Любви его душа оборачивается к свету
Автор Данте Алигьери
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Смысл
«Божественная комедия» выполняет все те функции, которые заложил автор в это произведение. Она является нравственным и гуманистическим идеалом для каждого. Чтение «Комедии» вызывает множество эмоций, через которые человек узнает, что есть хорошо, а что плохо, и испытывает очищение, так называемый «катарсис», как окрестил это состояние духа Аристотель. Через страдание, испытанное в процессе чтения бытоописания ада, человек постигает божественную мудрость. В результате он относится к своим поступкам и мыслям более ответственно, ведь справедливость, заложенная свыше, покарает его грехи. В яркой и талантливой манере художник слова, будто иконописец, изобразил сцены расправы с пороками, которые просвещают простонародье, популяризируя и разжевывая содержание Священного писания. Аудитория Данте, конечно, более взыскательна, ведь грамотна, обеспечена и прозорлива, но, тем не менее, не чужда греховности. Таким людям было свойственно не доверять прямому морализаторству проповедников и теологических трудов, и тут на помощь добродетели приходит изысканно написанная «Божественная комедия», которая несла тот же просветительский и нравственный заряд, однако делала это по-светски утонченно. В этом оздоровительном влиянии на тех, кто обременен власть ю и деньгами, и выражается главная идея произведения.
Идеалы любви, справедливости и силы человеческого духа во все времена являются основой нашего бытия, и в сочинении Данте они воспеты и показаны во всей своей значимостью. «Божественная комедия» учит человека стремиться к высокому предназначению, которым его удостоил Бог.